Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Яковлев Владимир Вячеславович

Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы
<
Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлев Владимир Вячеславович. Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Санкт-Петербург, 2007.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2179

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогическая мысль XIX-XX веков и философско-педагогическое мировоззрение И. А. Ильина .

1.1. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XX веков 11 -31

1.2. Философско-педагогические взгляды И. А. Ильина на категории духовно-нравственного воспитания 32-42

1.3. Идея становления духовно-нравственной личности в философско-педагогической системе И. А. Ильина 43 - 59

1.4. Идея ценности христианской культуры в философско-педагогической системе И. А. Ильина 60-65

Выводы по первой главе 66-67

Глава 2. Опыт духовно-нравственного воспитания в системе отечественного образования .

2.1. Содержание философско-нравственного знания в школьных программах и факультативных курсах конца XX - начала XXI в.в . 68-96

2.2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников на уроках литературы 97 -108

2.3. Результаты использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников... 109-158

Выводы по второй главе 159-161

Заключение 162 - 164

Список использованной литературы 165 - 179

Приложения.

Введение к работе

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе возникла сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для молодого поколения, расшатывание моральных устоев в обществе, спад культурно-просветительской работы с детьми и молодёжью, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения образовательной системы и многое другое.

Современные подходы к нравственному воспитанию в школе строятся на размытых педагогических принципах и довольно неопределённых категориях общечеловеческих ценностей, тогда как для воспитания полноценной личности требуется система духовно-нравственных качеств.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребёнка в светской общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой.

Исследование становления и развития проблемы духовно-нравственного воспитания можно найти в работах В. И. Мурашова, В. И. Скрыпника, Б. С. Гершунского, М. Н. Берулавы, А. В. Толстых, В. Г. Стельмашука. Кроме этого, данный подход включает в себя и развитие нравственных и культурных возможностей учащихся, исследованных В. С. Библером, М. Г. Качуриным, Д. С. Лихачевым, Ю. М. Лотманом, В. Г. Маранцманом и другими учеными. Особенности формирования духовно-нравственных качеств учащихся рассматриваются в трудах Л. С. Айзермана, Г. И. Беленького, Ю. Ф. Карякина, Н. Я. Мещеряковой, С. А. Гуревича, Т. Г. Браже, А. В. Дановского.

Современное образование призвано обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка, его познавательных возможностей, духовно-нравственных качеств, в связи с чем развитие и воспитание духовной личности является одной из ведущих проблем на современном этапе развития педагогической науки в целом. Этой проблеме посвящены работы учёных М. В. Бондаренко, В. А. Левидова, Н. П., В. А. Мосолова, В. И. Мурашова, Ю. И. Сохрякова, В. Ю. Троицкого, В. Г. Маранцмана, Т. Г. Браже, М. В. Финько, И. М. Коняевой и др.

Таким образом, в настоящее время наиболее остро встают проблемы возрождения духовности подрастающего поколения; актуализации духовно-нравственных качеств личности; обновления содержания образования, форм и методов преподавания, связанных с указанными проблемами.

Однако состояние системы отечественного образования на современном этапе не вполне соответствует выдвигаемым требованиям, порождая ряд противоречий, одним из которых является противоречие между возникшим в обществе стремлением к обогащению материальными ценностями и забвением духовно-нравственных приоритетов отечественной культуры, что и определило актуальность исследования. Использование наследия отечественной культуры, традиций национального воспитания будет способствовать преодолению этого противоречия, для чего необходимо обеспечить современный образовательный и воспитательный процессы конкретными методологическими и методическими подходами к их решению. Для решения указанной проблемы и были привлечены работы И. А. Ильина. Исходя из наличия теоретических и практических предпосылок обозначенной проблемы, актуальности и вместе с тем требование к её дальнейшему исследованию и необходимости осознания современным обществом определяется тема исследования: «Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников (на материале уроков литературы)».

Цель исследования - определить условия, способствующие использованию философско-педагогических идей И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.

Объект исследования - использование философско - педагогических взглядов И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина способствуют духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, если:

используются в процессе изучения литературы, помогая глубже осознать и осмыслить идейно-нравственное содержание художественного произведения;

помогают актуализировать духовно-нравственные качества личности в учебно-воспитательном процессе;

находят отражение в урочной и внеурочной предметной деятельности;

определены критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Задачи исследования.

  1. Выявить главные духовно-нравственные идеи в наследии И. А. Ильина.

  2. Определить содержание учебного материала, адекватного раскрытию духовно-нравственных идей, исследованных И. А. Ильиным.

  3. Определить педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

  4. Определить критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют:

культурологический подход к воспитанию (В. М. Библер, И. В. Бестужев-Лада, И. Я Лернер, Е. В, Бондаревская, Б. П. Лихачёв, Г. В. Стельмашук);

системно-целостный подход к воспитанию (В. В. Краевский, В. В. Лернер, В. М. Кларин, М. В. Петров, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова);

духовно-нравственный подход к воспитанию (В. В. Зеньковский, В. Н. Лосский, А. Ф. Лосев, М. М. Дунаев, А. А. Корольков, Н. Е. Щуркова, В. Ю. Троицкий, В. Г. Маранцман, Т. Г. Браже, М. В. Финько).

Методы исследования:

теоретический анализ философской, литературоведческой, методической, психолого - педагогической литературы;

анализ нормативных документов по проблеме исследования;

анализ действующих программ по литературе;

анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла;

диагностические методы (анкетирование; анализ творческих работ учащихся);

опытно-экспериментальная работа (констатирующий, обучающий, формирующий, контрольный этапы эксперимента);

математическая обработка эмпирических данных.
Экспериментальной базой исследования были муниципальные

общеобразовательные учреждения Гатчинского района Ленинградской области «Высоколючевая средняя общеобразовательная школа», «Пламеиская средняя общеобразовательная школа», «Пригородная средняя общеобразовательная школа»; СОШ № 4 г. Гатчины, гимназия «Апекс» г. Гатчины; средняя общеобразовательная школа № 349 г. Санкт-Петербурга. В диагностическом опросе (анкетирование) приняли участие 45 педагогов, 212 учащихся.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000-2001 гг.) - диагностический. Проводилось изучение философской, методической, психолого-педагогической литературы по

проблеме исследования. Были проанализированы действующие программы по литературе и государственные стандарты образования; нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Второй этап (2001-2002) - прогностический. Разработан научный аппарат исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза исследования.

Третий этап (2002-2003) - организационный. Составлен план экспериментальной работы, выбраны методики исследования. Выявлены философско-педагогические проблемы в творчестве И. А. Ильина, актуальные для современного образования. Разработаны анкеты для учащихся и преподавателей. Определён круг литературного материала для экспериментального исследования. Разработана концепция и программа эксперимента. Выявлены ведущие идеи духовно-нравственного воспитания личности в творчестве И. А. Ильина.

Четвёртый этап (2003-2004) - практический. Осуществлялось экспериментальное исследование. Проводилось анкетирование учащихся и преподавателей.

Пятый этап (2004-2006) - обобщающий. Проводился анализ, обобщение результатов эксперимента. Формулировались научные выводы и положения. Разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования.

  1. Проанализированы в творческом наследии И. А. Ильина философско-педагогические идеи, позволяющие выстраивать современное школьное (в том числе и литературное) образование: концепция обновления духовной личности, идея ценности христианской культуры, соотношение культуры и цивилизации в обществе.

  2. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы: влияние на формирование мировоззрения; развитие убеждения в необходимости стремления к духовно-

нравственному идеалу; формирование способности более глубоко воспринимать идейно-нравственное своеобразие русской литературы.

3. Определены педагогические условия, влияющие на формирование духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современном образовании: направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обучения; обеспечение взаимосвязи философско-культурологического и педагогического потенциала образования.

Теоретическая значимость исследования.

1. Осуществлён анализ действующих программ по литературе с позиций
становления духовно-нравственного воспитания школьников.

  1. Проведён анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла с точки зрения наполненности филосфеко-этическим, духовно-нравственным, нравственно-религиозным содержанием.

  2. Выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных сторон личности старшеклассников в современном образовательном процессе.

  3. Определены принципы построения уроков литературы, факультативных курсов, спецкурсов с позиций духовно-нравственного воспитания.

  4. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы, определён критериально-оценочный аппарат измерения.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования отражены в методических разработках (системах уроков, спецкурсе), адресованных преподавателям гуманитарных предметов.

Материалы исследования могут быть использованы в лекционном и практическом курсах по педагогике и методики преподавания литературы; использованы при составлении учебных программ, пособий, методических

рекомендаций для студентов; в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Идея духовно-нравственного обновления личности И. А. Ильина является
«универсальной» в процессе духовно-нравственного воспитания для разных
исторических эпох, при изучении любых художественных произведений, что
делает её педагогически ценной для современного образования с позиций
духовно-нравственного воспитания.

2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в
духовно-нравственном воспитании учащихся на предметах гуманитарного
цикла основывается на опыте преподавания нравственно-философских знаний в
отечественной системе образования.

3. Включение в учебно-воспитательный процесс философско-педагогического
наследия философа помогает дополнить содержание предметов гуманитарного
цикла, выявить и понять идейно-нравственные проблемы художественного
произведения учащимися, способствует формированию их мировоззрения,
позволяет переосмыслить значимость духовно-нравственных ценностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его методологической основой, использованием взаимодополняемых методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; длительностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических суждений; положительными результатами экспериментального исследования, проводившегося в школах Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

- отражение основных положений и выводов диссертационного исследования в выступлениях, докладах на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (2003-2004 гг.), на международной научно-практической конференции «Вишняковские чтения» (2005 г.);

- публикация научных статей в журналах «Образование в современной
школе» (2005-2006 г.), «Человек и вселенная» (2002 г., 2005 - 2007 г.г.),
Вестник РАЕН (Санкт - Петербург) (2006 г.);

- организация и проведение районных семинаров для учителей в
Гатчинском районе Ленинградской области по темам: «Роль духовно-
нравственного воспитания при организации работы по преемственности между
первой и второй ступенями обучения» (2003 г.), «Духовно-нравственные
проблемы воспитания на уроках русского языка и литературы» (2004 г.);

- обсуждение материалов исследования на кафедре педагогики
Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина;

- обобщение собственного опыта работы и опыта организации учебно-
воспитательной работы в школе по проблеме духовно-нравственного
воспитания на II и III Ильинских чтениях (2005 - 2006 гг.), Санкт-Петербург,
гимназия № 295.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XX веков

Духовно - нравственная ориентация и направленность русской педагогики характерна для всего периода её развития. До XIX века шёл процесс становления русского национального миросозерцания, определялся духовный облик русского народа. XIX век - это период формирования русской национальной идеи. Первыми поставили вопрос о национальном сознании А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Именно их идеи лежат в основе русской национальной педагогики. За основу русского национального воспитания и образования они брали православие как истинную веру, как проявление внутренней свободы человека.

Многие учёные придерживаются того мнения, что философия и педагогика тесно взаимосвязаны. Так, И. Н. Сиземская и Л. И. Новикова считают, что «Само развитие отечественной педагогики и философии шло в едином русле. Их объединяет обращенность к личности, включённость в процесс культурного творчества. Эта связь дала основание многим учёным (например, С. И. Гессену) интерпретировать педагогику как прикладную философию, а историю педагогики - как отражение истории философии. В наибольшей степени это характерно для русской философии XIX-XX столетий» [170, С. 44].

С именами таких мыслителей, как А. И. Герцен, В. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов, как раз и связано развитие педагогики и философии в едином методологическом русле.

«Существовавшая в течение последних лет недооценка роли и значения вышеперечисленных философов в развитии отечественной и мировой культуры, однобокое толкование их творчества привело к деформации наших представлений о духовной атмосфере России второй половины XIX- начала XX века, генезисе передовых педагогических идей и нравственных принципов. Творчество этих философов сыграло существенную роль в осмыслении новых исторических реальностей, осветило пути творческих исканий во многих областях гуманитарной деятельности» [135, С. 189]. На первый план одновременно со стремлением выявить особенности мировой цивилизации, места и роли в ней России, отечественная философия уделяла первостепенное внимание проблемам человека, теории сознания и духовно - теоретической деятельности.

И. Н. Сиземская и Л. И. Новикова высказывают мнение, что «Провозгласив примат общечеловеческих ценностей над узконациональными и классовыми, защищая аксиологический подход к проблемам образования, эта парадигма связала цели воспитания с формированием духовно развитого и свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, ответственности за свои деяния перед обществом. Центральным в теории воспитания стало понятие свободы, предопределившее трактовку основных категорий - образования, развития, самовоспитания» [170, С. 45]. Воспитание должно строиться на основе ответственного действия, что влечёт в свою очередь, по мысли авторов, не столько формирование человека по установленным меркам и стандартам, сколько умение выявить способности ученика к творчеству и вывести его на дорогу культурного созидания.

Таким образом, проблема воспитания отодвигает постепенно проблему образования. Развивается стремление к целостности в воспитательном воздействии на ребёнка. Этот мотив целостности имеет огромное значение в русском педагогическом сознании, так как он примыкает к однородному мотиву в русской философии, стоявшей за идею целостности личности. В этом отношении успех психологии также имеет большое значение, так как в самой психологии этого времени всё ярче сказывается идея личности, идея единства и целостности душевной жизни.

Изучение истории приводит к мысли, что утрата национальных основ равносильна не только потере прошлого, но и отказу от будущего. Развитие есть там, где есть история, то есть историческая память народа. Историческая память - верность сложившимся культурным традициям и ценностям. Прошлое призвано служить нравственным началом будущего, в нём заключается культура и национальное самосознание народа. Вот почему между философией и национальным воспитанием существует внутренняя взаимосвязь: их объединяет общая обращенность к человеку как к субъекту культуры, его собственной истории. Национальное воспитание - не особый вид образования, а то, что лежит в его основе, определяя общую направленность. Национальное воспитание, готовящее к жизни в национальной культуре, возможно только в соединении с освоением общечеловеческих культурных ценностей.

Передовая русская педагогика второй половины Х1Х-начала XX века развивалась в русле новой культурной традиции, являлась одной из важнейших её звеньев. Как и новая отечественная культурная традиция, новая русская педагогика формировалась не на пустом месте. Её предшественники - деятели и мыслители 60-х годов XIX века, периода бурного пробуждения национального самосознания и демократического подъёма. Отличительной особенностью новой русской культурной традиции, как и её философской первоосновы, являлись гуманистическая направленность и демократизм. Эти же качества были присущи и новой русской педагогике. Расходясь в отдельных подходах, представители различных педагогических течений (экспериментальная педагогика, педология, педагогика «свободного воспитания», религиозно-философская педагогика) были едины в главном: в уважительном отношении к личности ребёнка, стремлении постичь его внутренний мир, создать все возможные условия для его всестороннего и гармонического развития.

Для новой русской культурной традиции были характерны такие черты, как диалогичность, целостность, органичность. Это позволило ей впитать в себя лучший опыт и достижения как традиционной отечественной культуры, так и западной традиции. Для педагогической мысли России XIX века характерны стремления общества к обновлению и реформам.

В педагогическом наследии конца XIX века большое место занимает деятельность Н. И. Пирогова. В его трудах особое место отводится идеям самопознания посредством воспитания и общечеловеческого образования. Он считал, что каждый человек должен осознать смысл своего предназначения и призвания своей жизни.

Идеал нравственного воспитания Н. И. Пирогов видел в христианской религии. Общественное бытие в значительной мере препятствует становлению отдельной личности в духе такого идеала, так как в обществе не прослеживается наличие помощи человеку в течение его земного существования, направленной на то, чтобы он приблизился к будущей загробной жизни. Воспитание должно исправить такое положение.

Н. И. Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определённого жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Следовательно, специальное воспитание наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания - научить быть человеком.

Философско-педагогические взгляды И. А. Ильина на категории духовно-нравственного воспитания

Главной опорой в решении проблем духовно-нравственного воспитания является классическое наследие русской философско-педагогической литературы. Особый интерес в этом отношении представляют труды И. А. Ильина с его оригинальным учением о духовности человеческой личности и христианской культуры, тесно связанной с теорией воспитания.

К сожалению, направленность многих школьных программ только на расширение знаний, отсутствие чётких подходов к воспитанию духовно-нравственной личности вызывает необходимость заполнить образовавшуюся нишу в идеологическом воспитании современных школьников. Этим и объясняется интерес современной педагогической науки к философско-педагогическим трудам философа, посвященным чрезвычайно сложной проблематике формирования полноценной личности.

В настоящее время наследию И. А. Ильина уделяется всё больше внимания. Так, можно отметить И. И. Евлампиева, проанализировавшего Божественное и человеческое в философии И. А. Ильина [52]; работу С. М. Бабинцева, посвященную миросозерцанию философа [6]; А. Г. Лаврова, который проанализировал проблему философии культуры в творчестве И. А. Ильина [99]; М. В. Финько, рассмотревшую культурологическую концепцию мыслителя в контексте духовного кризиса XX века [187]; И. М. Коняеву, исследовавшую философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания [94]; М. В. Зиму, рассмотревшую идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии русского философа [69].

У всех вышеупомянутых исследователей наследия И. А. Ильина четко просматривается не однобокий подход к изучению его творчества (философский, культурологический, педагогический), а разносторонний, основанный на широком рассмотрении ключевых проблем в общекультурном, общечеловеческом контексте. Всё это позволяет нам рассматривать творчество русского мыслителя в философско-педагогическом аспекте с позиций влияния на духовно-нравственное воспитание школьников.

Секулярное мышление, преобладание эмпирического знания над верой формирует «расколотого» человека. Об этом пишет Ильин в своих книгах «Путь духовного обновления» (1937) и «Путь к очевидности» (1957). Философ смог увидеть захвативший всё человечество глубокий духовный кризис. Причины его таятся, по мнению мыслителя, в техническом прогрессе и неверии. В результате человек не способен к «ценностной очевидности», таинственная глубина мира остаётся ему недоступной, возникает «малокровие познания»: человек не может жить одним внешним, чувственным опытом. Путь преодоления этого недуга Ильин видит в обращении человека к духовному опыту.

И. А. Ильин явился сторонником духовно - нравственного подхода к проблеме воспитания и образования. Его рассуждения о роли семьи в деле воспитания детей, установка на значимость духовного возрождения личности при обучении становятся особенно актуальными в настоящее время.

Проблемы возрождения духовной личности, воспитания нового человека, духовного обновления общества всегда волновала И. А. Ильина. Они находят выражение в таких работах философа, как «Путь духовного обновления» (1937), «Путь к очевидности» (1957). По мнению И. А. Ильина, воспитание человека начинается с пробуждения духовности: «Человек призван овладеть своей душой и её слабостями, освобождать себя из духовной слепоты и творчески слагать новую судьбу перед лицом Божиим» [80, С. 383]. В книге «Путь к очевидности» философ ставит диагноз заболевания современного человечества - «бессердечная культура». Лечить же человечество от этого можно, лишь встав на пути духовного обновления. И главное, что предстоит здесь сделать - решить проблемы воспитания подрастающего поколения: «... надо будить духовное начало в детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни» (Там же, С. 385). Главным инструментом, позволяющим разрешить все эти проблемы, И. А. Ильин считает первоначальные основы жизни и духа: духовную свободу, сердечную доброту, смирение, тайну Божьего мироздания, сердечное созерцание, благодарение и подлинную религиозность.

По И. А. Ильину, духовная свобода человека строится не на отметании чужого опыта и знаний, а заключается в том, чтобы человек подготовил себя внутренно для духовной жизни без всякого внешнего давления. Поэтому главной задачей в деле воспитания становится ограждение детей от давления внешней, чаще всего отрицательной свободы. Пробудить же ребёнка можно к духовной жизни не насилием и запугиванием, а любовью и личным примером. «Внешняя свобода необходима для внутреннего освобождения ... Воистину свободен духовно самостоятельный человек; человек же, освобождённый только во внешнем, может злоупотреблять своей свободой и превращать её в совершенную внутреннюю несвободу, в ужасающее внутреннее рабство» [78, С. 104]. Таким образом, философ приводит нас к выводу, что религиозное воспитание детей в духе любви и веры является залогом их внутренней свободы, делает их духовно самостоятельными людьми.

Важным фактором в деле воспитания ребёнка И. А. Ильин называет духовность инстинкта: пробуждение духа поможет побороть все трудности, заблуждения и соблазны жизни. Плохо, если это не состоится в детстве, - тогда инстинкт не соединится с духом. И любые уговоры, грозы окажутся бессильными. «В этом состоит секрет воспитания, его живая тайна. Но именно это и упущено нашей эпохой: последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем самым открыли для них гибельные пути. Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить своё педагогическое искусство» [80, С. 408].

Воспитание человека, утверждает философ, предполагает открыть другой, новый способ жизни, согласно которому на первый план выходит не образование, накопление знаний, а доброе сердце и развитие духовности. «Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» (Там же, С. 409).

Духовность инстинкта, считает И. А. Ильин, в ребёнке следует пробуждать по мере его взросления: сначала надо обращать внимание на красоту природы, слова, звука, не обходя при этом вопрос сострадания другим людям; затем научить радости от созидания добра и стыду за злой поступок. «Это и есть важнейший акт воспитания. Ибо «воспитать» - значит сделать из ребёнка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу» (Там же, С. 415).

Содержание философско-нравственного знания в школьных программах и факультативных курсах конца XX - начала XXI в.в

В нашей стране религиозное и светское образование, начиная с духовных семинарий и гимназий, имело общую основу - философию. Необходимость наличия в учебных программах предмета, который позволял бы относиться к любой информации критически, выстраивать логику высказываний, сопоставлять свои наблюдения с другими источниками и делать выводы, тем самым развивая мировоззрение, осознавалась всегда: «Но сколь ни важны для развития учащихся общеобразовательные предметы, все они, в сущности, только подготовляют почву для попытки осмысленного решения разных вопросов жизни и бытия; да и эта-то цель достигается лишь в лучшем случае, при ясном сознании каждым преподавателем той общей задачи, какой должен служить его предмет ... Отсутствие философской подготовки делает молодой ум жертвою увлечения разными односторонними теориями и фантастическими построениями», - писал в 1905 году П. В. Тихомиров [176, С. 8]. Продолжая мысль о важности изучения философских знаний в школе, Тихомиров П. В. утверждает, что «... хорошее знакомство с историей философии и с типами господствующих современных философских и научных воззрений по разным вопросам миросозерцания является самым лучшим и необходимым пополнением или даже венцом общего образования» (Там же, С. 9). Знакомство с философией, как считает автор, «... облегчает саму критику разнообразных учений, давая запас положительных научно разработанных сведений о законах духовной жизни, управляющих и познавательными процессами, и деятельностью чувств, и выработкой идеалов» (Там же, С. 12).

Представитель современной науки, В. С. Шубинский, пишет, что «... рассмотрение вопросов становления основ мировоззрения как части философского образования позволит преодолеть накопившиеся здесь противоречия и трудности и учесть специфику освоения собственно философской части мировоззрения» [204, С. 5].

В 90-е годы XX века предпринимались попытки привлечения дополнительного материала (философского, нравственно-религиозного) с целью расширения образовательных возможностей школьников. Появляются программы экспериментальных курсов, издаются учебные пособия, делается всё возможное для ликвидации разрыва между теоретической базой курсов и мотивацией учащихся к изучению жизненных проблем [15, 64, 113, 119].

В настоящее время существует ряд специально разработанных программ по обществознанию и основам философских знаний для школы, обеспечивающих приобщение школьников к анализу философских проблем и предлагающих изучение курса философии с разной степенью сложности и глубины и с разным содержанием.

Кроме того, разработаны курсы, где авторы делают попытку приобщения школьников к духовно-нравственным проблемам, знакомят их с основами нравственно-религиозных знаний.

Так, необходимо отметить программы курсов «Система правового образования в школе», «Социальная практика», «Введение в обществознание», «Человек и общество. Обществознание» и ряд других. [См., например, 148-150, 171]. Названия данных курсов не свидетельствует об ориентации их на философию. Но в их содержании просматриваются важнейшие составляющие таких философских проблем, как человек и человечность, смысл жизни, добро и зло, долг и совесть, духовная жизнь современного человека, критерии духовности.

Проанализируем некоторые экспериментальные курсы в порядке их появления. Программа обществоведческого курса «Обществознание» [См. 150, С. 72-96] (авторский коллектив Иоффе А. Н., Кишенкова О. В.) адресована учащимся 8-9 классов. Программа нацелена на формирование у школьников гражданского сознания через знакомство с основами гражданской жизни и формами её регуляции.

Цели данного курса - приобщение учащихся к общечеловеческим гуманистическим ценностям; воспитание любви к своей стране, ответственности; формирование активной жизненной позиции. Основные задачи: воспитание в учащихся демократических общечеловеческих ценностей, изучение своеобразия общественной жизни России, создание целостной системы гражданского образования и воспитания.

Содержание программы отражают такие темы, как «Человек и его мир», «Человек - личность», «Цивилизация и культура», «Взаимодействие общества и природы», «Экономические отношения», «Социальные отношения», «Религия как часть культуры», «Человек в мире искусства», «Культура и мораль», «Образование и наука», «Нормы общественной жизни», «Роль права в общественной жизни» и другие.

Назовём основные понятия, которые входят в программу: бытие, познание, разум, душа, сознание, пессимизм, оптимизм, гуманизм, время, пространство, свобода, ответственность, цивилизация, культура, экономика, социум, семья, традиция, религия, вера, эстетика, искусство, нравственность, совесть и другие. Эти категории и понятия выделены в каждом разделе.

Из методического аппарата программы можно выделить интересные проблемные вопросы и задания по каждой изучаемой теме, например: Подумайте, что общего и различного в понятиях «человек» и «личность»? Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого, что все семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему? Является ли спорт искусством? и т. д. Также обращает на себя внимание хорошо подуманная система межкурсовых и межпредметных связей. Например, при изучении темы «Религия как часть культуры» освоение материала предполагается на знаниях учащихся по истории (возникновение религиозных верований, возникновение христианства, крещение Руси, этапы развития Православной церкви и т. д.); по литературе («Повесть временных лет», «Задонщина», произведения Л. Н. Толстого).

Однако вызывает опасение перегруженность программы понятиями. Например, при изучении темы «Религия как часть культуры», на которую авторы отводят всего 2 часа, предполагается познакомить учащихся с 12-ю понятиями: религия, вера, конфессия, мировые и национальные религии, атеизм, культ, религиозный фанатизм, церковь, обряд, монотеизм, политеизм.

Программа курса «Азбука гражданина» адресована учащимся 8-9 классов и строится на концепции гражданского и правового образования в школе.

Цель этого курса1 - познакомить школьников с практическими знаниями о правовом статусе гражданина России, о его правах, о местном самоуправлении и устройстве государства. Программа построена по концентрическому принципу. Так, человек рассматривается среди семьи, школы, разнообразных учреждений, села (города), государства, других стран.

Содержание программы раскрывают темы «Личность», «Учреждения социализации гражданина», «Местное самоуправление и местная власть», «Субъект Российской Федерации», «Российская федерация: народ и власть», «Россия и международное сообщество государств».

Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников на уроках литературы

В связи с введением государственных образовательных стандартов намечаются важнейшие тенденции совершенствования преподавания литературы в школе: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определение системных связей школьного курса литературы с другими предметами; воспитание самосознания, гражданственности, ответственности.

Наряду с термином «анализ» художественного произведения современная методика преподавания литературы всё чаще использует понятия «осмысление» и «интерпретация» текста, которые прежде всего связаны с уровнем литературного развития школьников, их общей культурой и культурой читателя.

Читательская культура школьников является показателем духовного потенциала общества. Уровень начитанности современного ученика, круг его чтения напрямую зависит от духовной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Отсюда вытекает задача методологии литературного образования: найти пути духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была в центре внимания преподавания литературы.

Воспитательно-образовательное направление в отечественной методике преподавания словесности сложилось в 80-90 годы XIX века. Главным являлось нравственно-эстетическое воспитание, образование подчинялось его целям и задачам.

Ф. Я Буслаев видел в отечественном языке первооснову духовного развития каждой личности. В своих работах он пишет о воспитательных возможностях литературных произведений, указывает на нравственное воздействие книги на читателя, поскольку, по его мнению, в слове заложены главнейшие нравственные идеи.

В. И. Водовозов являлся сторонником воспитательного направления в преподавании литературы. Он выступает против филологического метода и утверждает, что разбор литературного произведения не доложен сводиться к эстетической оценке. Главное при анализе литературного произведения -выяснение нравственных позиций.

Близки взглядам В. И. Водовозова взгляды В. Я. Стоюнина, который отрицал филологический разбор произведения и направленность школьного анализа только на умственное развитие. Одной из главных задач школьного преподавания литературы он считает воспитание прежде всего человека и гражданина. В его работах последовательно проводится идея патриотического и нравственного воспитания средствами литературы. В. Я. Стоюнин утверждал, что учитель должен формировать взгляды и убеждения учащихся.

В. П. Острогорский выступал за этико-эстетическое воспитание средствами литературы. Он отмечал, что мало развивать рассудок и память ученика, надо воспитывать эстетический вкус, чувства и живое воображение.

В начале XX века появляется ряд педагогов, призывавших объяснять учащимся прежде всего гуманистический, нравственный пафос отечественной литературы: С. А. Золотарёв, Н. А. Котляревский, Ц. П. Балталон. Последний критиковал распространённую в школе практику объяснительного чтения, логико-стилистичекого анализа текста и выдвигал идею воспитательного чтения.

В работах известных методистов середины XX века В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева также делается акцент на приоритетности этического и нравственного аспекта при изучении литературного произведения.

Так, Н. И. Кудряшев отмечал, что поскольку эстетические взгляды писателя непосредственно связаны не только с социально-политическими, но и с философскими, надо показать учащимся возможный подход к анализу мировоззрения и творчества писателя и с философских позиций. На уроках литературы следует знакомить учащихся с основами философского мировоззрения и творчества писателей.

В последние десятилетия учёные-методисты всё чаще указывают на необходимость использования взаимосвязи литературы с философией, нравственностью в учебном процессе: «Художественная литература как наиболее идеологическое из искусств теснейшим образом связана с философией, политикой и моралью. Она вбирает в себя всё огромное идейное содержание той или иной эпохи», - пишет В. А. Никольский [130, С. 53.].

Большую роль литературы в духовно-нравственном воспитании видит В. А. Дановский: «Формирование личности учащихся, обогащение их духовного мира, эстетических и нравственных критериев, раскрытия творческого потенциала через приобщение к художественной культуре, воспитание квалифицированного читателя - цели и задачи изучения литературы в средней школе» [39, С. 42]. Исходя из этого положения, методист одним из ведущих критериев построения учебных программ по литературе считает ориентацию на углубление духовного мира учащихся, их эстетического и художественного сознания. На последнем этапе литературного образования (10-11 класс) В. А. Дановский в ряду психолого-педагогических условий и установок выделяет укрепление и углубление историко-литературных основ курса на философско-эстетическом уровне. По его мнению, это необходимо потому, что литература открывает в человеке человеческое, определяет нравственные позиции личности, формирует образ мыслей, позволяющий осознавать мотивы коллективной и своей собственной деятельности, развивает способности восприятия.

Большое место в воспитании духовности отводит литературе И. П. Щеблыкин: «Особенно сложной и ответственной следует считать задачу формирования средствами литературы духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, воспитания у молодёжи чувства собственного достоинства, любви и уважения к отчизне, национальным духовным ценностям России, умения понять и защитить её интересы, а через это - и ощутить в себе стремление к истине, добру, справедливости» [206, С. 3]. Исходя из этого, учёный предлагает анализировать художественное произведение с точки зрения поэтики, культуры, духовности. Главным объектом и целью анализа И. П. Щеблыкин предлагает сделать нравственно-философское содержание произведения. По его мнению, самый трудный уровень анализа - именно третий, связанный с рассмотрением эволюции общечеловеческого и национального духа. Учёный замечает, что часто при анализе остаётся без внимания духовный потенциал художественного произведения, который связан с нравственно-психологическим и психическим складом нации, её генетическим бытием. «Подход к литературным произведениям со стороны их нравственно-духовного содержания не просто «дополняет» наши представления о шедеврах русской литературы, но и совершенно необходим для правильного понимания их смысловой доминанты», - утверждает исследователь [206, С.9]. И. П. Щеблыкин предлагает считать приоритетным и фундаментальным для литературоведческого анализа духовно-нравственный подход в изучении литературы, поскольку он позволяет совмещать как анализ поэтический, так и анализ культурно-исторический.

Похожие диссертации на Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников : на материале уроков литературы