Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Шпанагель Сергей Львович

Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России
<
Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шпанагель Сергей Львович. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2002 182 c. РГБ ОД, 61:03-13/509-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания 13

1.1. Духовность и менталитет российского воина 13

1.2. Религиозный фактор духовно-нравственного воспитания 38

1.3. Рациональный фактор духовно-нравственного воспитания 52

ГЛАВА II. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России 62

2.1. Реализация духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах при Петре 1 62

2.2. Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах в XVIII—XIX веках 77

2.3. Система подготовки будущих офицеров в России в конце XIX - начале XX веков 115

2.4. Перспективы духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах и военных институтах 127

Заключение 147

Библиографический список 149

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность проблемы. Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависят от профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов. Мы считаем, что именно это обусловливает пристальное внимание к педагогическим аспектам становления и развития военных образовательных учреждений. В истории деятельности кадетских корпусов дореволюционной России имеется целый ряд достижений, которые могли бы обогатить образовательный процесс в современных военных институтах, университетах, а также в суворовских военных училищах и возрождающихся кадетских корпусах и кадетских классах общеобразовательных школ. К числу недостаточно исследованных вопросов прежде всего относится духовно-нравственное воспитание будущих защитников Отечества.

Историко-педагогический анализ процесса образования в дореволюционных кадетских корпусах показывает, что под духовно-нравственным воспитанием понималась деятельность, направленная на формирование внутреннего мира кадетов, которая обеспечивала гармонию их отношений с Богом, миром природы и людей с целью воспитания качеств патриотов и защитников Родины. К большому сожалению, после Октябрьской, революции была нарушена преемственность в духовно-нравственном воспитании. Между тем духовно-нравственная воспитанность подрастающих поколений в настоящее время является важнейшим интегративным, стратегическим, интеллектуальным резервом армии и всего государства.

В настоящее время, несмотря на приведение в соответствие с законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» структуры военно-учебных заведений, сроков и содержания обучения и воспитания, все организационные мероприятия не дают должного эффекта. Мы считаем, что основной причиной такого положения является резкое падение духовного и нравственного состояния российского общества, которое заключается в разрушении идеологических позиций советского времени и появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, эгоизм, преступность, наркомания, алкоголизм и пресло-Л вутая «дедовщина» - все эти негативные явления разрушают человека, общество и важную его часть - армию.

В условиях идеологического кризиса, слома системы духовно-.нравственных ценностей и поиска национальной идеи современная педагогическая наука все чаще обращается к историческим аспектам воспитания патриотизма, духовности, гражданственности у российской молодежи. Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. В программе «Развитие воспитания в системе образования в России на 1999-2000 год», утвержденной Министерством образования Российской Федерации и рекомендованной для внедрения в военную систему образования приказом Министра образования от 18.10.99 г. № 574, большое значение придается духовно-нравственному воспитанию, под которым мы понимаем целенаправленную и организованную деятельность командиров, воспитателей, психологов и священнослужителей с целью формирования у кадетов системы высших нравст венных ценностей, качеств патриотов и защитников Родины.

Проблемы подготовки офицерских и гражданских кадров через кадетские корпуса и военные заведения в России изучались отечественными военными историками (В.Р. Басаев, П.А. Геленковский, Ю.А. Глушко, П.А. Зайончковский, А.И. Каменев и др.), военными педагогами (Н.А. Алпатов, А.Ф. Григорьев и т.д.). Однако, в истори-ко-педагогическом аспекте духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах дореволюционной России современной педагогической наукой не рассматривалось. По этой проблеме практически отсутствуют диссертационные исследования и учебные пособия, а публикации в тематических сборниках и журналах рассматривают формирование лишь отдельных нравственных качеств, не затрагивая духовные. В результате командный, профессорско-преподавательский состав, офицеры воспитательных и психолого-педагогических структур военно-учебных заведений России испытывают значительные трудности в определении концепции духовно-нравственного воспитания военной молодежи в современных условиях. Сформулированные положения позволяют говорить об этом процессе, находящемся в стадии восстановления и развития, как о важнейшем в воспитании подрастающих поколений.

Указанные проблемы обусловили следующие противоречия:

- между необходимостью определения сущности, структуры и содержания духовно-нравственного воспитания кадетов и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этого процесса;

- между необходимостью активного внедрения в практическую деятельность современных кадетских корпусов историко-педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию и не достаточной изученностью генезиса и развития этого воспитания в кадетских корпусах дореволюционных России.

Из анализа актуальности и противоречий вытекает проблема поиска и определения возможностей использования в современных условиях историко-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания в дореволюционных кадетских корпусах.

Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему: «Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России»

Цель исследования - выявить, определить и обосновать сущность, структуру и содержание духовно-нравственного воспитания для реализации отечественного историко-педагогического опыта в современных кадетских корпусах и военных институтах России.

Объект исследования - образовательный процесс в кадетских корпусах России.

Предмет исследования - историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных кадетских корпусах России.

Гипотеза исследования предполагает:

- историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в дореволюционных и современных кадетских корпусах позволит определить сущность, структуру и содержание этого воспитания;

- положительный опыт духовно-нравственного воспитания на различных этапах становления и развития кадетских корпусов России, заключенного в традициях, обычаях и ритуалах, может быть использован и в современных кадетских корпусах;

- обоснование комплекса педагогических условий будет способствовать возрождению духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах.

На основании положений гипотезы мы формулируем следующие задачи:

1. В процессе историко-педагогического анализа литературы философского, исторического, педагогического и психологического характера выявить сущность, структуру и содержание духовно-нравственного воспитания.

2. Определить основные этапы становления и развития положительного опыта духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России.

3. Разработать комплекс педагогических условий, позволяющих успешно реализовать историко-педагогический опыт духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах

Теоретико-методологическую базу исследования со-ставили.

- философские исследования проблемы духовности Платона, Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, Ж.П. Сартра, А. Камю, С. Франка, Л. Шестова, В. Розанова, Э. Фромма;

- религиозных философов и отцов церкви Игумена Аристарха, Н.А. Бердяева, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, А.И. Ильина, B.C. Соловьева, П.Ф. Флоренского;

- методологические идеи гуманистической педагогики LU.A. Амонашвили, А.С. Белкина, А. Дистервега, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского;

- теория нравственного развития личности Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова; ь - научные труды военных историков В.Р. Басаева, П.А. Гелен ковского, Ю.А. Глушко, П.А. Зайончковского, А.И. Каменева, а также труды военных педагогов Н.А. Алпатова, А.Ф. Григорьева и др.

Для реализации поставленной цели и задач использовались следующие методы теоретического уровня: ретроспективный анализ философских взглядов отечественных и зарубежных мыслителей по духовно-нравственному воспитанию; теоретический анализ исторической, общественно-политической и психолого педагогической литературы для обобщения и объяснения фактов современного состояния духовно-нравственного воспитания; мето- V ды аналогии, моделирования, сравнения, классификации, восхож дения от абстрактного к конкретному; эмпирического уровня, психолого-педагогическое наблюдение; индивидуальные и групповые беседы; анализ практической деятельности по формированию у кадетов и курсантов качеств патриота и защитника Родины; анкетирование; изучение нормативных документов; тестовые и опросные методики.

База исследования, в диссертационной работе учтен опыт духовно-нравственного воспитания в Екатеринбургском артиллерийском институте, Екатеринбургском и Санкт-Петербургском суво- , ровских военных училищах, а также в Санкт-Петербургском кадет ском ракетно-артиллерийском корпусе.

Исследование проводилось в три этапа:

1. 1999 - 2000 гг. - для осуществления историко-педагогического анализа изучалась литература по становлению и развитию духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России; разрабатывался план и задачи исследования; были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования;

2. 2000-2001 гг. - изучалось состояние духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах, суворовских военных училищах и военных институтах; изучалась практическая деятельность по духовно-нравственному воспитанию кадетов и курсантов военных институтов при помощи опросных и тестовых методов; разрабатывалась программа факультативного курса по духовно-нравственному воспитанию;

3. 2001-2002 гг. - определялись педагогические условия духовно-нравственного воспитания кадетов, завершалось оформление результатов исследования в форме диссертации и методических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем

1. Осуществлен историко-педагогическиий анализ духовно- нравственного воспитания в дореволюционных кадетских корпусах, который дал основания для определения его сущности, структуры и содержания: ценность, значимость, результативность.

2. Определено, что духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах реализовывалось на трех этапах:

- дореволюционном, когда духовность и нравственность воспринимались в имплицитной взаимосвязи;

- советском, особенностью которого была подмена системы высших нравственных ценностей идеологическими;

- современном, характерный возрождением системы духовно-нравственного воспитания.

3. Обоснована необходимость учета положительного опыта по духовно-нравственному воспитанию в кадетских корпусах дореволюционной России для современных условий (фундаментальность, результативность, проверенность временем, приложимость к современным условиям).

Теоретическая значимость исследования заключается.

- в определении сущности духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах, под которым понимается целенаправленная и организованная деятельность командиров, воспитателей, психологов и священнослужителей с целью формирования у кадетов системы высших нравственных ценностей, качеств патриотов и защитников Родины;

в определении структуры и содержания духовно-нравственного воспитания;

- в обосновании педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах и военных институтах.

Практическая значимость исследования:

- содержащиеся в работе теоретические положения и практические рекомендации использованы для организации духовно-нравственного воспитания в Екатеринбургском артиллерийском институте, в Екатеринбургском и Санкт-Петербургском суворовских военных училищах, в Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, а также при подготовке кадетов общеобразовательных школ Уральского региона;

- разработанные программы факультативного курса духовно-нравственного воспитания могут быть реализованы в современных кадетских корпусах, военных институтах и в других образовательных учреждениях России.

Научная обоснованность и достоверность результатов обусловлены исходными теоретико-методологическими позициями; применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, соответствующих целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практических конференциях в городах: Казань (2000 г.) «Духовное здоровье подрастающих поколений», Екатеринбург (2001 г.) «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия», (2001 г.) «Военно-научное общество курсантов - организация в решении учебно-воспитательных и научно-исследовательских задач в вузе», «Управление качеством образования: критерии и параметры», Челябинск (2000 г.) «Актуальные проблемы формирования профессиональных мотивов и пути их решения», Москва (2001 г.) «Наука и религия XXI века», на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин в Екатеринбургском артиллерийском институте.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Положительный опыт духовно-нравственного воспитания на дореволюционном, советском и современном этапах становления и развития кадетских корпусов России, заключающийся в возможности и необходимости его реализации на основе преемственности, систематичности, последовательности.

2. Сущность, структура и содержание духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах.

3. Комплекс педагогических условий эффективности духовно-нравственного воспитания в современных кадетских корпусах: интеграция религиозного и рационального факторов в духовно-нравственном воспитании; создание программ, учебных пособий по духовно-нравственному воспитанию для кадетских корпусов и военных образовательных учреждений; подготовка преподавателей, воспитателей, психологов и священнослужителей к проведению духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах и военных институтах; вовлечение кадетов в активную учебно-познавательную, общественно-полезную и творческую деятельность.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Духовность и менталитет российского воина

Обращаясь к современной ситуации, убеждаемся, что Россия постепенно уходит от страшного диагноза: «трудное время...». В начале 90-х годов отечественный философ Сагатовский В. Н. писал: «Если мы не будем обладать тем, благодаря чему объединённое русское войско Дмитрия Донского, благословенное Сергием Радонежским, выиграло Куликовскую битву; Минин и Пожарский вывели Россию из смутного времени; наш народ победил ... в Великой отечественной войне...» [93, с.6], мы никогда не сможем выйти из кризиса. Вот чего не хватает - «не силы зависти и локтей», но силы духа, «одухотворяющего начала, без которого ни один народ никогда не совершал никаких чудес - экономических и политических в том числе» [93, с.7].

Наряду с другими глобальными переменами в обществе в настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации переживают сложный период реформирования. Происходящие изменения затрагивают практически все стороны жизнедеятельности войск. В сложившейся ситуации кардинально повышается роль духовно -нравственного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества. Поэтому необходимо определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности военнослужащего, что соответствует особенностям менталитета российского воина.

Российский воин - это сын своего отечества, который нуждается в приобщении к духовной культуре нации, а она наиболее ярко и полно выражается в философии образования. История неслучайно соединила периоды зарождения военной славы нашего народа и его философской мысли. «Органическая взаимосвязь философского и воинского самопознания характерна для всей многовековой истории Российской духовной культуры» [78, с. 3]. Поэтому обращение к философским и педагогическим аспектам проблемы духовности является вполне закономерным.

Необходимо заметить, что понятия «душа», «дух», «духовность», «русская духовность», «нравственность» в настоящее время отличаются неясностью в толковании и случайностью в содержании. И в то же время овладение духовно-нравственными понятиями составляет основу формирования ценностных ориентации, определения свободы морального выбора действий, развития духовно нравственного потенциала российских воинов. Мы ценим «богатый духовный мир личности», обеспокоены проблемой «бездуховности общества». Следовательно, за этими понятиями кроются реалии, мимо которых ни один мыслящий человек пройти не может.

Этимология слова «духовность» означает как отрешенность человека от низменных, чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, к высоте духа. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова «духовность понимается как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [76, с. 186].

Ключевым словом в этом определении является «душа», однако в современном научно-педагогическом знании «душа» игнорируется как объект исследования. В педагогических словарях это слово даже не упоминается, так как еще недавно все усилия педагогов были направлены на исследование и формирование сознания, а сфера души относилась полностью к религиозным воззрениям. Все это привело к тому, что проблема души, духа и духовности не подвергались научно-педагогическому исследованию. Поэтому нам пришлось обратиться к воззрениям идеалистической философии. Так, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) считал, что душа сама по себе пассивна, но она «есть только сон духа», хотя и является основой существования духа [23, с.57].

Интерпретируя философское учение Гегеля, русский философ А.И. Ильин писал: «Душа сама по себе не телесна, не чувственна, не материальна. Ее нельзя ни видеть, ни слышать, ни осязать. Она есть скрытая от глаз жизненная сила» [44, с.272]. По мнению современных педагогов, «душа есть некая идеальная субстанция, в которой аккумулируются жизненные силы человека» [38, с.37]. Развитие души, по Гегелю, реализуется через «пробуждение души», когда человек познает себя и отделяет себя от других людей, то есть в процессе самоопределения человек достигает самообладания, владения самим собой и в результате этого самоорганизуется. При этом необходимо учитывать, что понять субъективность своего «я» присуща только человеку, «только человек есть мыслящий дух и этим -и притом единственно только этим - существенно отличается от природы» [23, с.40]. В процессе самопознания человек приобретает способность осознавать свое духовное единство с другими людьми, что проявляется в единстве воли и самосознания. Согласно современным исследованиям, душа имеет крошечные размеры, но она приводит в движение все тело, давая возможность выполнять самую разнообразную деятельность.

Как видим, дух понимается как жизненная сила, созревающая в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, которая способствует и самоопределению личности. СИ. Ожегов считает, что понятие «дух» имеет сложное содержание: 1. Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия. 2. Внутренняя моральная сила. 3. В религиозно-мистических представлениях бесплотное, сверхъестественное существо [76, с. 157].

Феномен духовного и духовности находится в центре внимания мыслящего человечества. В общем смысле, «духовное» в философии означает невещественное начало и предстает как некая внутренняя энергетическая субстанция, «питающая» все системы жизнеобеспечения человеческого индивида. Это, можно сказать, такое идеальное качество внутреннего состояния человека или его самосознания, которое позволяет ему противостоять всем внешним силам, воздействующим на него. А это могут быть силы природы или общественных отношений, которые вечно задают личности свой порядок бытия, подавляя ее потребность к свободе, творчеству, самореализации. Только силой своего духа или высокой духовностью человеческая личность способна противостоять всем внешним воздействиям, сковывающим ее созидательные порывы.

Духовность - термин, обозначающий состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Это проявление духовного начала в человеческой жизнедеятельности.

Содержание духовности носит исторический характер, представляя собой степень владения людей различными видами духовной культуры человечества: философией, наукой, искусством, религией. Духовность человека, народа, общества и т.д. имманентно отражает самое главное состояние эпохи - потребность делать добро, творить красоту, искать истину.

Духовность - это и уникальная человеческая способность к самоутверждению своей личности, самовыражению и критической самооценке всех своих мыслей, чувств и действий. Только духовность делает из человека, развивая его разум, обогащая чувства, пробуждая совесть, укрепляя волю. Только духовность способна дать человеку возможность посмотреть на себя со стороны или, точнее, с высоты человеческого достоинства и чести.

Для понимания и особенно объяснения феномена духовности необходимо обратиться к явлению трансцендентности (выход за границы, «исступление в иное»). Духовность в этом смысле предстает как глубинная внутренняя устремлённость человека покинуть пределы своего узкого физического бытия. Это - постижение смысла жизненных ценностей и следование идеалу, ведь вся человеческая культура: религия и поэзия; наука и философия и т.д. - это, согласно К. Ясперсу, - «шифры трансценденции», посредством которых человечество раскрывает свой духовный потенциал.

Итак, «духовность» - это также важная «экзистенциональная» характеристика человеческого бытия. Она не только «характеризует», но и является «конституирующей особенностью» [111, с.93]. Это значит, что духовное не просто присуще человеку наряду с традиционно выделяемыми телесной и психической составляющими, которые свойственны и животным, но - «это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному...» [111].

Религиозный фактор духовно-нравственного воспитания

До конца XVII века воспитанием в России занималась только церковь, которая ставила перед собой единственную цель — воспитать православного христианина. Еще К. А. Гельвеций писал, что религиозная нравственность есть не что иное, как усовершенствованная человеческая нравственность [25 с.39]. Воспитывающее воздействие православие, в первую очередь, оказывало на развитие волевой сферы нравственного сознания. По мнению православного богословия, человек отличается от животных не наличием ума, не эмоциями, не чувствами. Человека от животных отличает свободная воля, которая позволяет ему сделать правильный нравственный выбор. Мораль и нравственность связаны именно с волей, потому что для совершения нравственного поступка всегда обязательно волевое усилие. Требование нравственности — свобода воли. Человек волен совершать любые поступки. За хорошие его ждет награда — спасение, царство божье, а за плохие — геенна огненная. Для того, чтобы очистить от вины за содеянное, на согрешившего следует налагать телесное наказание — битье и муки.

В христианской концепции духовно-нравственного воспитания с понятием «воля» было неразрывно связано понятие «свобода», как понимание причинности. Учение о воле составляет ядро представлений православия о сферах сознания. Не последнюю роль во влиянии православия на воспитание нравственной воли играла суровость наказания, без которого учение не осуществлялось. В религиозной этике никем не оспаривается положение о том, что нравственность по своей природе нуждается в прочной опоре в Боге (Абсолюте), который своим покровительством возвышает ее над преходящими интересами, стремлениями, симпатиями и антипатиями. Идея Бога цементировала нравственное сознание. Идеи нравственного религиозного сознания пронизаны мучительными противоречиями: как совместить идею Бога с воплощением добра и обилием страданий в окружающем мире.

Религиозный фактор духовно-нравственного воспитания строится на идее Творца, Абсолюта, Высшего разума, Бога. Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение перед Высшим разумом, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По этому поводу А. Эйнштейн писал: «Всякий, кто серьезно занимается наукой, убежден в том, что законы вселенной несут на себе отпечаток высшего разума - разума, настолько превосходящего человеческий, что мы, с нашими скромными возможностями, должны благоговейно склониться перед ним».

Согласно учению Православной церкви, Бог создал Человека по Образу и Подобию Своему, наделив его свободной волей, разумом и чувствами. При зтом свобода трактуется как возможность выбора между Добром и Злом. За свой выбор человек несет ответственность перед Богом.

Владимир Сергеевич Соловьев, русский православный философ, выделяет два типа свободы. Первая достигается стремлением к познанию Абсолюта, которая обеспечивает человеку способность к исполнению божественного предначертания. Вторая - неограниченное самоутверждение единоличного «Я», что приводит к отрицанию свободы, так как несет несвободу другим. Отсюда неизбежно саморазрушение «гордого человека». Свобода, по Соловьеву, имеет ограничения в рамках нравственности и называет три критерия нравственности: совесть, стыд и милосердие.

Важным понятием в православии является «соборность» - как путь к гармонизации в общественных отношениях, где каждый должен найти место в общине согласно своим внутренним задаткам и возможностям, не пытаясь занять нишу, предназначенную для других.

Славянофил А.С. Хомяков характеризует соборность принципом «единства и множественности», так как соборность раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, а постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т.д.

Ю.Ф. Самарин соборность понимал как отказ личности от своего полновластия и ее сознательное подчинение религиозной общине, вере в индивидуальное отношение Бога к каждому отдельному человеку. В советское время идея соборности реализовалась в понятии «коллективизм», хотя, конечно, по идеологическим причинам эта связь не пропагандировалась. Для примера можно привести факт создания особой духовной среды в колонии имени Горького, которую создал А.С. Макаренко. Посетители колонии отмечали наличие радостного, «мажорного» духа, единства личности с коллективом, защищенность каждого в этом коллективе и создание уверенности в завтрашнем дне.

«С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество - державность. Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма» [73, с.24].

Духовность в православии понимается как стремление к познанию Бога («стяжению Духа Святого») через приобщение к вере, хождение в Храм, молитву и принятие Святых Таинств Христовых (исповедь, причастие, соборование и т.д.). Однако необходимо отметить, что с обретением веры в Бога исполнение церковных канонов не всегда приводит к большим и быстрым переменам в человеке. И даже верующие люди иногда проявляют эгоизм, страдают себялюбием, считают себя богоизбранными, а остальных людей -греховными и недостойными. Такая позиция не отвечает православному миропониманию. Церковь признает автономию личности как самостоятельность в духовном православном понимании независимости личности от греховного влияния окружающей среды, то есть при борьбе с греховными соблазнами.

Наше общество привыкло жить в атмосфере, где отсутствует понятие «грех». Еще Данте Алигьери, автор поэмы «Божественная комедия», называл семь грехов: 1. Гордыня. 2. Зависть. 3. Злоба. 4. Лень. 5. Алчность. 6. Чревоугодие. 7. Похоть. Но в любом случае грех - это зло. Оно активно и динамично. Без понимания греха, без понимания наказания за грех - все дозволено. Именно это Ф.М. Достоевский имел в виду: «Если Бога нет, то все дозволено». Общество, живущее по законам греха, не имеет будущего.

В православии грех воспринимают как болезнь, которую можно и нужно лечить. Весьма близки понятия «грех» и «вина». Грех шире, чем вина. Грех - тщеславие, зависть, гнев, лень, чревоугодие, блуд. Но самый.злостный «грех — хула на Святой Дух. Гордость — не оставление места для Духа Святого. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести [43, с. 78-79, 124].

Реализация духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах при Петре 1

Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование, поэтому профессия защитника всегда была почетна на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русско-го и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.

Российская армия переживает не самые лучшие времена. Снижение боевой готовности, уровня воинской дисциплины, ослабление процесса социализации воинов связано не только с финансово-экономическим неблагополучием, но и с резким падением духовного здоровья личного состава. Перед армейским руководством встает задача воссоздания в новых исторических условиях системы духовно-нравственного воспитания военнослужащих. «Без опоры на духовные силы армии и флота, без рачительного, бережного использования человеческого фактора невозможно рассчитывать на успешное осуществление военных реформ» [2, с. 4]. При этом необходимо констатировать, что в настоящее время утеряны теоретические разработки понятия «духовности», не создана также государственная программа духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений и лишь определяются научно-теоретические, методологические и методические подходы к постановке этого направления в российской педагогике и в воинском воспитании. Хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать эффективные пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян. Это важно еще и потому, что в духовности заложены только положительные основы воспитания воинов.

Доминантную роль при реализации духовно-нравственного воспитания играют офицерские кадры, поэтому начало возрождения духовно-нравственного потенциала российской армии нужно закладывать во вновь создаваемых кадетских корпусах и в военных образовательных учреждениях.

Чтобы исправить это положение, есть несколько путей. Один, из них заключается в том, что нужно определить новые способы и средства достижения высокого уровня духовно-нравственного воспитания, опираясь на исторический опыт российских кадетских корпусов. В кадетских корпусах духовно-нравственное воспитание будущих офицеров осуществлялось довольно успешно. В разработке теории и практики духовно-нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов в дореволюционной России принимали активное участие видные государственные деятели: Петр I, Екатерина II; русские военачальники: М. С. Воронцов, М. И. Голенищев-Кутузов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов; военные и гражданские педагоги: А. Ф. Ангальт, А. Ф. Бестужев, И. И. Бецкой, М. И. Драго-миров, П. Ф. Каптерев, Я. И. Ростовцев, В. Н. Татищев, С. С. Уваров, П. И. Ягужинский и другие.

Неоценимый вклад в дело развития теории нравственного воспитания внес К. Д. Ушинский - философ и педагог, демократ и христианин. В наше время к анализу исторического опыта нравственного воспитания будущих офицеров в кадетских корпусах дореволюционной России первым обратился Н. И. Алпатов, в исследованиях которого раскрыты цели, задачи, формы и методы организации нравственного воспитания учащихся в военных учебных заведениях закрытого типа.

Генезис и развитие духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России можно рассматривать на трех этапах:

а) дореволюционный этап характерен тем, что духовность и нравственность воспринимались в имплицитной взаимосвязи. Духовным воспитанием занимались в основном священнослужители.

Нравственное воспитание было прерогативой воспитателей. В конце этапа сформировалась триединая идея «Веры, Царя и Отечества»;

б) на советском этапе по образцу старых кадетских корпусов в 1943 г. были организованы суворовские и нахимовские военные училища. В этот период в педагогике разрабатывались проблемы нравственного воспитания, которые были направлены на формирование сознания, чувств, воли и поведения, роль духовной составляющей принижалась. В это время активно шел процесс подмены системы высших нравственных ценностей на идеологические. В концентрированном виде основы нравственного воспитания отразились в «Моральном кодексе строителя коммунизма», который был фактически построен на идеях христианских заповедей;

в) в современных кадетских корпусах идет активный поиск путей возрождения системы духовно-нравственного воспитания. Задачи кадетских корпусов в период проведения реформ в государстве и армии следующие: всесторонне подготовить из воспитанника российского гражданина, патриота Отечества, духовно богатую личность, способную профессионально выполнять обязанности по вооруженной защите Родины.

Каждый из этих периодов определял соответствующие исторически сложившиеся цели, содержание, формы и методы духовно нравственного воспитания, которые осуществлялись в процессе военного образования. Перед военной педагогикой ставились задачи разработки теории и методики духовно-нравственного воспитания военной молодежи, которые бы соответствовали государственной системе образования на определенном историческом этапе [56, с. 41].

Особую роль в защите Отечества играли офицеры - выпускники кадетских корпусов. Российское офицерство всегда считалось цветом нации. По словам Герцена А.И., «Все, кто носил штатское платье, признавали превосходство эполет. Чтобы стать светским человеком, надо было прослужить два года в гвардии или хотя бы в кавалерии. Офицеры являлись душой общества, героями праздников и, говоря правду, это признание имело свои основания». Почти три века насчитывает русская военная школа. Впитав в себя передовые традиции европейской мысли, она на протяжении столетий была эталоном военного воспитания и образования. Питомцами российских кадетских корпусов (заведений) были государственные деятели и известные ученые, полководцы и мастера культуры. Славные победы русского оружия, достижения отечественной военной науки - все это плоды национальной системы военного образования. Однако до недавнего времени опыт дореволюционной российской системы военного образования недостаточно учитывался, а иногда и специально умалчивался из-за идеологического подхода в подготовке современных военных кадров.

Генерал Бобровский П.О. по этому поводу писал: «Наша история должна развивать патриотические чувства, но без извращения истины, и не должна возбуждать ненависти к иноземному и потому она должна останавливаться на великих и отрадных явлениях, оставляя в тени все унижающее или оскорбляющее человечество и чувство народной гордости. Стремясь быть истинной и беспристрастной, отечественная история должна оставить в стороне все недоказанное и сомнительное» [12].

Что же представляли собой кадетские корпуса в России? Как была организованна учебно-воспитательная работа в кадетских корпусах? Какие качества формировались у будущих офицеров? Что можно взять из исторического опыта духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах дореволюционного и советского периодов для совершенствования подготовки современных военных кадров? Ответы на эти вопросы и составляют основное содержание второй главы нашего исследования.

Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра I. Многие политические вопросы в те времена решались с помощью пушек. Количество и качество пушек определялось финансовыми, экономическими и кадровыми ресурсами государства. Петр I понимал, что решающую роль при этом играют образованные люди, поэтому он утверждал, что «учение доброе и основательное есть всякой пользы Отечества аки корень, семя и основание». Отсюда ясно, что Петра I можно с большим основанием считать родоначальником русской военной школы. С начала XVIII века благодаря уму и бурной деятельности Петра I возникло новое по качеству русское войско, стала складываться стройная система подготовки офицерских кадров.

Совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах в XVIII—XIX веках

Важные решениия в развитии духовно-нравственного воспитания связаны с именем Екатерины II, вступившей в царствование в 1762 году. В этом же году она утверждает «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса», где были отражены требования к уровню подготовки кадетов и к их нравственности. Чтобы в науках не происходила «какая слабость», при корпусе ежегодно положено было производить экзамены. «Те, которые в науках были не рачительны», выпускались унтер-офицерами и рядовыми, т.е. выпускник кадетского корпуса в своем положении был поставлен в прямую зависимость от успехов в обучении и поведении. При выпуске были установлены 7 экзаменов. Если выпускник заканчивал обучение и при этом показывал высокие показатели в 2-х науках, то он выпускался прапорщиком; если высокие результаты он показывал в 5-й науках, то он выпускался в звании подпоручика; при успехе в 7-ми науках выпускник получал чин поручика.

Большое влияние на судьбу кадетских корпусов оказал генерал-поручик И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который был назначен директором Сухопутного кадетского корпуса при Екатерине II. Следуя взглядам французского философа и педагога Ж.Ж. Руссо, главным средством нравственного воспитания, «воспитания сердца» Бецкой считал «вкоренение страха Божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. При Бецком в кадетском корпусе были отменены телесные наказания. Он предлагал также поддерживать в детях склонности к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивым и сострадательным к бедности и несчастию. С этой целью устраивались, например, «праздники для бедных», где кадеты должны были прислуживать нищим, калекам и старцам, выслушивать их рассказы» [51, с.35].

На основании анализа военно-педагогической литературы, мы считаем, что И.И. Бецкой определил основы духовно-нравственного воспитания военной молодежи для своего исторического периода. Надзирателям (воспитателям) предписывалось «иметь над вверенными им кадетами радетельное смотрение, дабы они во всех своих поведениях добродеяние, учтивость...всегда чинили, а лжи и неверности и прочия шляхетству непристойные пороки у них весьма искоренены были» [22, с.25]. Духовно-нравственному воспитанию способствовали музыкальные занятия, танцы, без которых просто немыслимо было воспитание светского человека. К выпуску из корпуса кадет должен был научиться сносно играть на каком-то музыкальном инструменте. Характерная деталь: в 1750 году кадетами Сухопутного шляхетского корпуса был сыгран первый спектакль под руководством первого русского драматурга генерала А. Сумарокова. В период руководства Сухопутным корпусом И.И.. Бецким и графом Ф.Ф. Ангальтом при обучении применялись наглядные, практические методы, в том чуісле и игровые. В корпусе были открыты ботанический сад, художественная галерея, арсенал, механические и архитектурные каморы и т.д. «Граф Ф.Ф. Ангальт поощрял чтение воспитанниками книг с выписками наиболее интересных мыслей. При нем были разработаны таблицы, отображающие структуру и логические связи изучаемых положений, которые вывешивались в коридорах корпуса. Они помогали кадетам усваивать материал более системно» [114, с.78]. Так появилось табличное обучение каждому предмету, что в настоящее время получило название «топографический подход», дающее объемное изображение. «Стена корпусного парка по распоряжению Ф.Ф. Ангальта была расписана афоризмами, пословицами, поговорками» [84, с. 471]. Это способствовало непроизвольному усвоению правил поведения, моральных принципов и необходимых для воинской службы сведений. Усвоению нравственных норм и сложных разделов наук способствовало проведение занятий не только на русском, но и на иностранных языках. Такие занятия проводились по математике, артиллерии, фортификации и т.д. Для обучения разговорной речи на иностранных языках создавали смешанные группы из русских и иностранных кадетов. В результате нововведений в кадетском корпусе воспитанники начали изучать 31 предмет, а в итоге специальное, военное образование стало далеко не на первом месте.

Вот как обрисовал сложившуюся ситуацию СР. Воронцов: «Стремление быть универсальным и знать все приводит к тому, что не знают ничего... Офицеры, выходившие из нашего старого кадетского корпуса, были хорошие военные и только, воспитанные же Бецким, играли комедии, писали стихи, знали, словом, все, кроме того, что должен знать офицер».

Рассматриваемый период отмечен рядом новшеств в педагогическом деле. Впервые были определены качества и поведение учителя, порядок «поступления» с учениками сообразно с их индивидуальными способностями. Уставом 1766 года вводился порядок награждения лучших кадетов золотыми и серебряными медалями, выдаваемыми в особо торжественной обстановке и от высокого имени. Выдача медалей лучшим кадетам способствовала развитию самолюбия у них, побуждала их к соревнованию друг с другом, однако иногда эти поощрения вызывали нежелательные последствия, порождали зависть у неудачников и различные трения. В качестве поощрительной меры осуществлялась также практика приглашения ко двору по воскресеньям лучших кадетов старших возрастов.

Одновременно с развитием системы поощрения в корпусе велась достаточно жесткая борьба против четырех главных врагов: вина, азартных игр, лености и обмана. За названные проступки полагалось наказание «фухтелем» (рапирой, обшитой сукном), а за более существенные проступки полагались розги в присутствии собрания кадетов.

С 1783 г. Артиллерийским и инженерным шляхетским кадетским корпусом командовал генерал-майор Мелиссино П.И. Этот генерал не замыкался на военной службе, проявлял глубокий и деятельный интерес к культуре. Во время его руководства в кадетском корпусе в дополнение к учебному процессу во время обеда специально подготовленные кадеты, меняясь каждый день, поочередно читали вслух воинские артикулы, указы и истории из газет.

Похожие диссертации на Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России