Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Халимов Абдукарим

Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов
<
Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халимов Абдукарим. Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Куляб, 2004 158 c. РГБ ОД, 61:05-13/836

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и практические основы экологического образования и воспитания учащихся начальных классов

1.1. Истоки зарождения и эволюции взглядов таджикско-персидских племен на экологическое воспитание 14-25

1.2. Экологическое воспитание с точки зрения ислама и таджикско-персидских мыслителей 25-45

1.3. Формирование экологических знаний и мировоззрения учащихся начальных классов 45-74

1.4. Научно - практические основы экологического образования и воспитания учащихся начальных классов 74-110

Выводы по 1 главе 110-112

Глава II. Экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов в процессе внеклассной работы .

2.1. Цели и задачи внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию учащихся начальных классов .. 113-124

2.2. Основные формы внеклассных и внешкольных работ и признаки их эффективности 124-140

Выводы по II главе... 140-141

Заключение 141-147

Список использованной литературы 147-158

Введение к работе

Г і Актуальность исследования. История человеческого общества -это

история использования природных ресурсов. Человек же, являясь

неотъемлемой частью природы, не может существовать без неё. Он не может дышать, не обеспечивать своё жильё теплом и светом. И именно по этой причине существовала и будет существовать извечная проблема взаимодействия человека и природы.

Еще при первобытнообщинном строе его представители пользовались природными ресурсами, их обработанными и необработанными богатствами. С развитием общества и появлением религиозных первоначальных представлений люди начали обожествлять предметы и поклоняться различным природным явлениям. Эти действия следует считать своего рода изначальной и неосознанной формой защиты природы.

* В последующем различные аспекты экологии нашли своё особое
I отражение в трудах учёных Рима и древней Греции, религиозных воззрениях

конфуцианства.

Любовь к природе и обожествление отдельных её предметов занимало особое место и среди представителей иранских народов. Проблемы ? воспитания и экологии тесно сплетены в священной книге зороастрийцев «Авеста». В этой священной книге они приобретают первоначальное очертание, конкретику. Различные моменты воспитания и бережного отношения к природе отождествляются в исламе. Воспитание природы, описание красот окружающей среды, садов и цветников, лесов, полей и рек, растительного мира, птиц, проявление особой заботы об их сохранении и преумножении занимают весьма значительное место в великих творениях таджикско-персидских мыслителей.

Хотя творцы различных эпох (до XVIII-XIX вв.) рассуждали о тех или

* иных аспектах «экологии», никто не задавался целью полностью раскрыть её
. научную суть, охватить всё содержание, дать целостную научную трактовку.

4
К исследованию экологических проблем, в частности, и экологического
pj воспитания серьезно приступили в XVIII-XX вв. Само слово «экология»

появилось в 1866 году благодаря немецкому учёному-зоологу Эрнесту Геккелю. В его трактовке экология есть всеобщая наука взаимоотношения организмов с окружающей средой, куда входят «всё условия существования, т.е. жизни».

На протяжении XVIII-XX вв в России усилиями известных учёных А.Ф. Гумбольта, К.Ф. Рулье, Н.А. Сверсова, Ю. Любиха, В. И. Вернадского, С. Н. Корчинского и других исследуется различные аспекты экологии.

Учение В. И. Вернадского о биосфере (1926) заложило основу науки об охране природы. Суть идей этого учения заключается в том, что, пользуясь природными ресурсами, человечество неизбежно изменяет их состояние, а этим изменяет и условия собственного существования; чем больше

* техническая вооружённость человечества, тем значительнее его влияние на
[ природу. Последнее возможно только при условии познания и правильного

применения законов природы в любой практической деятельности .

Особого подъёма экологическая наука достигала в 70-90 годы XX
столетия. В этот период увидели свет исследования таких известных учёных
как: А. Г.Банникова, В.И.Блинкова, М. И.Будыко, Н.А.Гладкова,
Г.С.Гудожника, А.М.Грина, И.П.Герасимова, Н.Ф.Глазовского,

М.И.Львовича, в которых рассматриваются различные стороны экологии окружающей среды и быта.

В 50-годы прошлого века в Республике Таджикистан ряду актуальных аспектов совершенствования обучения и воспитания в области экологии посвящены работы Г. Н.Сапожникова, Т.Ганиева, Т.Ахмедова, А.Х.Югай, К.Р.Расулова, М.О.Ибодова, А. Курбонова, Х.Узакова, М.П.Саидова и др.

Работы Г.И.Стадинского, А.И.Родионова, Н.Ф.Виноградова,

* И.О.Обидова, К.Б.Кадирова, Б.Маджидовой, Н.Гулямовой, М.Ходжаева,
( Э.Рахмонова, А.И.Рахимова, С.С.Мирзоева и других занимают особое место,

«

ибо посвящены непосредственно истории экологического воспитания и

»

г і экологическому воспитанию учащихся начальных классов.

Изучив работы учёных, посвященные аспектам экологии, мы для решения поставленной задачи, а именно исследования «Экологического образования и воспитания учащихся начальных классов», отправной точкой стали считать нижеследующую интерпретацию термина «экология»: «Экология -это наука о взаимоотношении организма и его окружающей среды».

Изучив работы специалистов, мы выяснили, что экология как наука и экология как понятие имеют различные грани и охватывают многие стороны человеческого бытия, природы. В экологическом воспитании учащихся центральное место занимают биологическая наука и социальная экология. Изучение природы и особенностей растений, животных и насекомых,

* непрекращающаяся забота об их бережном сохранении, постоянное
влияние экологических факторов на психологическое, духовное, физическое
состояние человека, общества, перспективы продолжения рода
человеческого и т.п. считаются наиболее важными вопросами, решение
которых ставит перед собой данная наука и считает их применение
приоритетным в процессе экологического образования и воспитания
учащихся. Необходимо добиться того результата, чтобы учащиеся осознанно
пришли к сути проблемы и постигли экологическую истину «здорового
взаимоотношения человека и природы».

В настоящее время, когда результаты научно-технического прогресса очень влияют на биосферу , практическая сторона" экологии приобретает новое значение, которое трудно переоценить.

С этой точки зрения защита природы, целенаправленное и грамотное использование её сырьевых запасов, сохранение баланса жизненно важных

ресурсов и окружающей среды приобретают неоспоримое значение.

«

В данном случае следует подчеркнуть, что при исследовании проблемы
»
р экологического воспитания в учебном процессе принимаются во внимание и

используются результаты именно практической экологии.

В Республике Таджикистан уделяется самое пристальное внимание решению проблем экологии, охраны окружающей среды и экологическому воспитанию, свидетельством чему является принятие руководящими органами соответствующих документов. Так, в 1993г. был принят закон «Об охране природы», в этом же году был принят закон «Об охране природы», в 1994г. приняты законы «Об охране и использовании животного мира, «О недрах».

23 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН по инициативе

Президента Республики Таджикистан, Э. Ш Рахмонова провозгласила период

с 2005 по 2015 год Международным десятилетием действий «Вода для

* жизни». Резолюция по этому поводу была внесена делегацией Таджикистана

( в ООН и получила поддержку со стороны 141 страны-двух третьей членов

организации Объединенных Наций, которые стали её соавторами.

Вода является общим достоянием человечества, имеющим фундаментальное значение для сохранения жизни на планете, необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли. К сожалению, уже сегодня её не хватает во многих частях мира. За последние сто лет темпы потребления воды увеличивались в два раза быстрее темпов роста численности населения Земли. Сегодня нехватка воды пока ещё по-разному ощущается в различных региона планеты. Однако, если нынешние модели водопотребления не будут изменены, то к 2005 году двое из каждых трех человек на земле будут жить в условиях «водного стресса».

По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть

населения Земного шара сегодня не имеет доступа к чистой питьевой воде, а

г одна третья к воде для бытовых нужд. Каждые восемь секунд от болезней,

связанных с водой, гибнет ребёнок, а 2,4 миллиарда людей не имеют

адекватных санитарных условий. Глобальное изменение климата может ещё

»

7 больше осложнить ситуацию с водоснабжением. Необходимо обеспечить рациональное использование водных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений человечества.

В принятой резолюции подчеркивается, что вода является движущей силой для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода на планете. В силу этого задача Десятилетия- дальнейшее развитие международного сотрудничества в целях разрешения актуальных проблем, связанных с водными ресурсами, содержащихся в декларации тысячелетия.

Комиссия ООН по устойчивому развитию в ходе состоявшихся сессий, в 2004 и 2005 годах, посвященных проблемам водных ресурсов, санитарии и населённых пунктов, должна определить возможные международные мероприятия и программы, которые будут проводиться в рамках предстоящего «водного десятилетия» с тем, чтобы оно действительно стало «десятилетием действий»

В 1996 году Правительство Республики Таджикистан приняло постановление «О государственной программе экологического образования и воспитания населения Республики Таджикистан до 2000года и на перспективу до 2010 года». Согласно данному постановлению на Министерство охраны природы во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, местными органами самоуправления (хукуматами) было возложено обязательство принять необходимые меры по претворению в жизнь поставленных задач правительства об экологическом воспитании и образовании граждан республики до 2010 года.

Кроме того, вышеупомянутая программа обязывает все министерства и ведомства страны, предприятия с различными формами собственности согласовать свои действия в области экологического образования и воспитания населения и внести необходимые коррективы в отраслевые программы по механизму сохранения окружающей среды и оптимальному использованию природных ресурсов с учётом нужд и потребностей будущих поколений.

В связи с чётким определением цели и задач экологического образования и воспитания населения, в частности, учащихся 1-1V классов, в данной программе автор счёл необходимым при исследовании проблемы экологического образования и воспитания учащихся начальных классов руководствоваться её предписаниями и представить свою концепцию.

В рамках претворения в жизнь экологического образования и воспитания населения первостепенное значение приобретает необходимость учёта национальных традиций, обычаев, национального менталитета, религии, искусства, культуры, традиционной культуры в целом.

Основной задачей экологического воспитания является экологическое обучение каждого индивида непосредственно по месту жительства и работы, принятие наиболее приемлемого, с точки зрения экологии, указа, который путём создания единой отлаженной систехМЫ обучения и воспитания граждан мог бы во всех учреждениях, вузах обеспечить надежный контроль его исполнения. Кроме того, для правильного решения экологических проблем учебно-воспитательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов в таких областях, как охрана окружающей среды, подготовка инженерно -технических работников, специалистов смежных профессий, следует особое внимание уделить вопросам защиты и сохранения существующей природы.

Конечно, все задачи воспитания и экологического образования населения не могут быть решены без определения путей и методов экологического воспитания и образования. В этом направлении весьма велика роль и значение школы, учебно-воспитательного процесса, независимо от формы существования. Однако, не следует забывать, что всякое воспитание, в том числе и экологическое, начинается с раннего детства. В связи с этим велико место начальных классов в экологическом воспитании учащихся, и его трудно переоценить. Именно в начальных классах дети приобретают первые реальные научные знания, именно здесь они знакомятся с основами мироздания, познают природу, недра, начинают

9 понимать, что такое земля, воздух и вода, что из себя представляют звери и насекомые. Все вышеуказанное обусловило выбор темы исследования-«Экологическое воспитание учащихся начальных классов».

Цель исследования состоит в разработке наиболее эффективных путей, методов, форм и средств экологического воспитания и образования учащихся начальных классов в процессе обучения и во внеклассной работе.

Объектом исследования является экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования - формирование у младших школьников научных знаний и представлений о природе, правильного и заботливого отношения к животному и растительному миру.

С учётом цели, объекта и предмета исследования рабочая гипотеза вырисовывается в следующем виде: экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов осуществится успешно при условии:

если в учебно-воспитательном процессе будут использованы материалы по экологическим взглядам таджикских мыслителей и экологические идеи «Авесты»;

если форма и содержание экологического воспитания учащихся начальных классов найдет своё полное отражение в учебно-воспитательном процессе;

если содержание экологического воспитания учащихся начальных классов определяется государственными программами экологического образования населения страны.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой было намечено решение следующих задач:

- охарактеризовать основные особенности отношения граждан, в
частности, учащихся начальных классов к природе;

выявить эффективные пути совершенствования экологических знаний и представлений учащихся младших классов;

в соответствии с государственной программой экологического воспитания населения разработать и внедрить в педагогическую практику оптимальный вариант экологического воспитания учащихся-начальных классов;

выявить условия совершенствования уроков по активизации экологических знаний, умений и навыков учащихся начальных классов;

выявить и практически осуществить наиболее эффективные формы внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальных классов;

разработать научно-методические рекомендации по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальных классов.

Методологической основой исследования послужили: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы Республики Таджикистан», труды известных педагогов, философов и психологов, в которых экологическое воспитание рассматривается как составная часть воспитания подрастающего поколения, а также философская закономерность о взаимосвязи человека с природой.

При разработке материала были использованы следующие научно-педагогические методы:

изучение и анализ философской, педагогической, экологической, психологической и социологической литературы по данной проблеме;

выделение основных материалов экологического воспитания учащихся начальных классов;

наблюдение за процессом экологического образования и воспитания учащихся начальных классов во время уроков и при организация воспитательных мероприятий во внеурочное и внешкольное время;

диалоги и беседы с учителями начальных классов, воспитателями детских садов с целью получения достоверного и объективного материала об экологическом воспитании и образовании обучаемого контингента;

изучение, анализ и обобщение собранной информации об экологическом воспитании и образовании учащихся начальных школ;

сбор и анализ фактологического материала из различных источников о знаниях и представлениях учащихся начальных школ о взаимосвязи с экологическими проблемами охраны окружающей среды;

- педагогический эксперимент, анализ и обобщение его результатов.
Работа над исследованием осуществлялась в три этапа.

На первом этапе работы (1998-2000гг.) в процессе теоретического и методического анализа научной и методологической литературы, государственных документов по экологическому воспитанию и образованию, опыта учителей начальных классов общеобразовательных школ Кулябской группы районов, на основе функционального подхода определены содержание, цели, задачи, формы и методы экологического образования и воспитания учащихся начальных классов, сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе работы (2000-2002гг.) подвергнута проверке и уточнению рабочая гипотеза, выявлены условия повышения эффективности уроков и внеуручной работы, определён уровень экологических знаний и представлений учащихся начальных классов, проведена экспериментальная работа.

На третьем этапе исследования (2002-20004гг) осуществлена систематизация материалов и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проверена достоверность ряда положений, сделаны обобщающие выводы, разработаны методические рекомендации, проведён уточняющий экспериментальный срез.

Научная новизна работы заключается в определении оптимального варианта экологического воспитания учащихся начальных классов; развитие экологического сознания и формирования1 убеждений в необходимости экологической деятельности; выявлены структуры уроков с применением особых методических приёмов, способствующих активизации экологического образования и воспитания: в выявлении эффективных путей и условий формирования, совершенствования и укрепления экологических знаний и представлений учащихся начальных классов в процессе учебно-воспитательной работы.

Практическая ценность исследования: Дан анализ истоков зарождения и эволюции взглядов на экологическое воспитание таджикской молодёжи, а также точка зрения таджикских мыслителей и ислама. Анализ и оценка наиболее эффективных путей, методов, форм и средств экологического образования и воспитания учащихся начальных классов в процессе обучения и во внеклассной работе позволили выделить ряд рекомендаций по экологическому воспитанию младших школьников в современный период. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций по общей педагогике и истории педагогики, при создании спецкурсов и спецсеминаров в вузах республики, педагогических колледжах и институтах повышения квалификации учителей; они могут оказать помощь работникам, а также учителям начальных классов и родителям в формировании экологического сознания учащихся.

Основной базой научного исследования явились начальные классы общеобразовательных школ Кулябского региона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

подтверждены эффективностью методов и приемов, направленных на решение дидактических задач.

Апробация полученных ^зультатов осуществлялась в течение всего периода исследования. Научные результаты, выводы и предложения регулярно докладывались и обсуждались на научно -методических

*

*

13 семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии и ежегодных научно-теоретических конференциях Кулябского государственного университета (1999-2004гг.), на Международных научно-теоретических конференциях (Бишкек, 1998г.) (Кургантюбе, 2000г), (Куляб, 2002г.). Внедрение выводов и практических рекомендаций осуществлялось в начальных школах Кулябского региона и дало положительны результаты. На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Краткие сведения из истории экологического воспитания таджиков.

  2. Цели, задачи и содержание экологического образования и воспитания учащихся начальных классов в учебном процессе и во внеклассной работе.

  3. Формы, методы и средства экологического образования и воспитания учащихся начальных классов в учебном процессе и во внеклассной работе.

  4. Особенности отношения учащихся младших классов к природе * и окружающей среде.

  5. Формирование экологических знаний и убеждений у учащихся i начальных классов в необходимости экологической деятельности.

Содержание, цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы.

Истоки зарождения и эволюции взглядов таджикско-персидских племен на экологическое воспитание

Президент Республики Таджикистан Э. НІ. Рахмонов в предисловии к книге «Таджики в зеркале истории» пишет: «Кто мы, откуда пришли и к какой династии относимся?» [ 135;50 ]. Эти слова обязывают нас для выяснения истоков истории проблехМЫ экологического воспитания, обратить свой взор на научные, литературные, философские трактаты предков и таким образом определить степень их отношения к проблемам экологического воспитания, т.к. сегодня, в начале XXI столетия, перед человечеством стоят настолько серьёзные, глобальные экологические проблемы, что без правильной постановки и решения вопроса представить безоблачную жизнь в ближайшем будущем практически невозможно.

Сегодня ни для кого не секрет, что отрицательное влияние различных отраслей промышленности и современного сельского хозяйства на окружающую среду безгранично и представляет серьёзную угрозу экологической среде. Человечество ежегодно использует 10-13 миллиардов тонн свободного кислорода, и, что немаловажно, эта цифра постоянно увеличивается на 5%. Через 150 лет количество свободного кислорода сократится с 23% веса до критических 17%. В результате же загрязнения озер, рек и морей ежедневно происходит вымирание и уничтожение их флоры и фауны [62;8-9]. Ослабление природного и общественного баланса, биосферы, космического пространства с каждым днем все больше наносит урон культурному, нравственному и психологическому состоянию людей. Самым страшным является то, что в связи с изменениями экологической среды, начинает меняться генетическая программа человека. Последние научные достижения наглядно свидетельствуют, что более 50% заболеваний человечества возникают в связи с генетическими изменениями его программы. Для предотвращения единственно правильным выходом может быть грамотное, умное и рациональное отношение человека к биологическому круговороту биосферы, природы, окружающей среды, бережное отношение к окружающему нас живому миру, сохранение и приумножение его богатств.

«Одним из центральных вопросов является решение сбалансированного отношения человека к природе и экологическое воспитание подрастающего поколения, молодежи» [177; 16-17]. Однако решение проблемы экологического воспитания учащихся, и, конечно же, учащихся начальных классов, невозможно без изучения, исследования и освоения их истории, истории возникновения и формирования экологического воспитания. Экологическое воспитание, как и другие аспекты педагогических воззрений, культуры таджикско-персидских народов, имеет достаточно древнюю историю и является неотъемлемой частью всей истории развития. История экологического воспитания таджиков уходит своими корнями далеко в глубь веков, и исходной датой предположительно считают V11-VBB. ДО нашей эры, период правления Ахеменидов. Далее она развивалась и приобретала новые грани при Ашканидах и Сасанидах.

Первые сведения об экологическом воспитании тажикско-персидских племён можно подчеркнуть из древнеиранского религиозного памятника в собрании священной книги «Авеста». С нравственной точки зрения, зороастризм особое внимание уделяет чистоте и здоровью человека[93;55 ]. Именно по этой причине все нечистоты, вся падаль и все болезни считались от дивов, и долгом каждого зороастрийца считалось вооружиться против них и вести беспощадную войну.

В «Авесте» мы встречаем идею психолого-педагогического характера об экологическом воспитании, где существенную роль играет сохранение чистоты земли, воды, окружающей среды. Это означало, что тепло, свет, огонь, солнце, земля и воздух имели огромное значение в жизни человека и, что утрата возможностей их правильного использования может привести к дисгармонии, к потере своей сущности, сути.

Проведенные в последние годы многочисленные исследования религиозных и юридических предписаний, молитвенных песнопений, гимнов зороастрийским божествам, мифологических элементов показали, что в «Авесте» нашли отражение многочисленные религиозные, научные психологические и экологические проблемы. Важное место в «Авесте» занимает проблема возникновения и развития экологических взглядов, любовное отношение к природе в определённый исторический отрезок времени далёких предков таджиков.

Зорастризм заключал в себе ряд принципов, согласно которым лучи, свет, зной, огонь, солнце, земля, воздух и другие природные явления ассоциируются с Всевышним богом Ахурамаздой, они возвеличивались и им поклонялись. Это поклонение имело не только религиозный, но и, конечно же, учебно-воспитательный характер. Подрастающее поколение воспитывалось на принципах, где жизнь и трудовая деятельность тесно сплетены со святыми, которых необходимо беречь и преумножать, охранять от загрязнения и уничтожения. Жизнь, движение (противоположность, бездействия), вырастание (растительный мир), рождение (ребёнок) и воспитание считались оковой религиозности и поклонения [77; 21].

В готах и других частях «Авесты» рассматриваются такие понятия, как чистота, красота и польза земледелия и животноводства, т.е. особое место занимает эстетическое отношение человека к природе, что весьма примечательно. В лозунге «Благая мысль, благое слово, благое дело» ведущее место занимают труд и трудолюбие. Удивительно то, что весьма примечательно. Удивительно то, что в этих формулировках нет преувеличения и мистики. Труд в «Авесте» превыше всего, даже превыше зороастрийских божеств. Именно поэтому человек- не только природная тварь, раб божий, исполнитель воли правителей, а творец, создатель красивой жизни, пахарь земли обетованной. Именно в связи с этим идея труда, трудолюбия, сохранения чистоты воды, земли, лесов, окружающей среды, экологическое воспитание в «Авесте» считается благим деянием. Наиболее ярким моментом этой священной книги по данному поводу является следующая выдержка: «Знай, что Ахурамазда, благодаря силе своей, поможет нам в посевных работах, так что мы могли развитию дел земледельцев и животноводов» [15;40].

В этой связи Ахурамазда, обращаясь к Зардушту, говорит: «Кто своими руками вспашет землю, обработает удобрениями и посеет её, тот получит большой урожай, но, а если кто не вспашет, не будет ухаживать за ней и не засеет её ничем, земля проклянет его, и урожай уйдёт в дом другого» [77; 21].

Экологическое воспитание с точки зрения ислама и таджикско-персидских мыслителей

В целях правильной постановки экологической просвещённости и охраны природы предыдущие поколения в период возникновения ислама стремились растолковать подрастающему поколению причины возникновения природных явлений, имена предметов и вещей мира, животных и растений, хотели развить в них наблюдательность, умение рассматривать и анализировать природные явления, события и делать правильные выводы, одним словом, опираясь на знания и опыт предыдущих поколений, жить сегодня и стремиться к лучшему будущему.

Уже в первый период ислама наблюдается влияние природы на человека. Выбор места жительства на берегах морей, океанов, рек, пещер и цветущих долин, выбор места, где можно сберечь и продлить свою жизнь -явное свидетельство сему. Близость к водным оазисам упрощала добычу пропитания, не создавала таких препятствий, какие могли преподнести непроходимые леса, безводные территории, горные вершины, не угрожала самой жизни. Справедливо считает С. Акрамов, что «в период становления человеческого общества люди подчинялись природе и её законам и сегодня трудно сказать, что -либо об их отношении к проблеме охраны природы» [13;54].

Сегодня хорошо известны взгляды и суждения пророка Магомеда о Вселенной, земле и небе, ангелах, соблюдении чистоты мусульманами и всеми теми, кого сотворил Господь. Эти мысли существенно отличаются от предыдущих и по существу всегда оригинальны. Например: «Человек, который живет на земле и пользуется воздухом, богатствами природы, обязан быть жаждущим знаний и знатоком природных явлений, не допуска нечистоплотное, грязное отношение к природе, хаосу и беспорядку» [135; 53].

С момента своего возникновения ислам направляет людей на добродетельность, чистоту и бережное, любовное отношение к природе, на уважение и почитание земли, воды, всей её флоры и фауны, всех её богатств и считает всё это целью жизни на земле [74; 34-36 ]. Ислам же считает, осквернение воды и вырубку деревьев неприемлемыми. На эту тему есть даже народная притча «Тарбур ва сарбур» («Тот, кто рубит зелень (дерево), и тот, кто рубит головы идентичны»). В связи с этим все, которые рождаются, должны правильно обучаться и воспитываться потому, чтобы знали все явления и причуды природы, с тем чтобы к окружающей жизненной среде относились с уважением и пониманием, с тем чтобы имели хорошее поведение, придерживались нравственных норм.

Ислам, подобно другим мировым религиям, сыграл несомненно, большую роль в формировании духовности личности и, в частности, в «её отношении к охране окружающей среды и, в частности, тела, души, всего жизненного пространства» [135; 53 ]. Исламская доктрина полностью игнорирует все виды разбойнического, истребляющего отношения к природе и во всех случаях настаивает на выборе праведного, мудрого решения проблемы. В одном из хадисов пророка Магомеда читаем: «Знайте, самый зрячий (зоркий) глаз тот, который направляет на праведные дела» [7; 39]. Все праведные дела, которые человек проявляет по отношению к природе, достойны поддержки и всяческого поощрения. Ислам, наряду с предъявляемыми требованиями к внутренней чистоте, сохранению чистоты веры и праведного поведения, особое внихмание уделяет внешней чистоте соблюдению чистоты и порядка вокруг себя, сохранению здоровья, личной гигиены и т.д. В мусульманском мировоззрении человек -занимает главенствующее, центральное место, где, по логике вещей, ему приписывается физическое и духовное воспитание.

Необходимо затронуть некоторые аспекты учений ислама, которые играют ведущую роль в формировании личности, её экологическом воспитании.

Ислам -это форма мировоззрения, определённый порядок действий и поступков, возникающих на основе безусловной веры в Бога, Всемогущего, признание всех ценностей природного мира.

Что есть вера? Вера проявляется в беспрекословной вере, в правильности своих убеждений, выводов, суждений, защите этих убеждений и в ежедневном следовании её постулатам во всех своих поступках, поведении, работе, деяниях и помыслах. Вера -одна из составных частей мировоззрения. Соответственно религиозная вера -это религиозное мировоззрение. Внешними элементами веры, проявляющимися тем или иным образом, являются соблюдение определённых предписаний в обрядах, учении. Религиозная вера подразумевает веру в загробный, иной мир. Она основывается на представлениях о природных явлениях, во многом научно необоснованных, и имеет конкретные социально-исторические предпосылки. Человечество постоянно сталкивалось с природными и социальными катаклизмами, которые воспринимало не как естественный ход событий, а как волю божью, кару за свои поступки [107; 91]. Силы природы, не зависящие от человека, и социальные катаклизмы, которыми он не мог управлять, становились истинной его бедой, по-разному интерпретировались.

Цели и задачи внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию учащихся начальных классов

Одной из главных задач внеклассных учебно-воспитательных мероприятий является то, что с их помощью учащиеся осознают свою роль в деле обогащения и сохранения красоты и порядка окружающей среды. Внеклассная и внешкольная работа считается одним из основных путей обогащения и пополнения знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися во время занятий, одним из путей познания развивающейся природы, окружающей среды. В процессе внеклассной работы учащиеся начальных классов приобретают возможность проявить свои интересы, своё отношение, свою любовь к окружающей среде, а затем развить их. В целях рационального и эффективного использования внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий опытный преподаватель использует различные умственно -сопоставительные, анализирующие, выводовыносящие и другие операции. Формирование хороших привычек у учащихся является главной задачей экологического воспитания. В начальных классах прерогативным считается соблюдение требований параметров, дающих возможность учащиімися ежедневно заниматься умственным воспитанием комплекса научных знаний. Также приемлемым считается формирование психологического характера учащихся [26;99]. Основу формирования экологических знаний учащихся начальных классов обеспечивает изучение основ предметов (дисциплин, наук), внешкольные и внеклассные работы. В школе необходимо создать все условия для развития экологической культуры учащихся, ибо экологическое воспитание учащихся начальных классов осуществляется во взаимосвязи с умственным трудом. «Их (учащихся -Х.А.) отношение к себе и труду, их нравственные качества зависят от уровня образованности» [157; 13]. , чем выше их образованность, тем больше осознание чистоты и порядка в их жизненной среде, окружении. В частности, экологическое воспитание является основой формирования личности, т.к. здравый смысл даёт ему возможность обеспечить себя всесторонним развитием, отчеканить своё мастерство и навыки, творческое начало. Во всех других случаях, вернее, всегда правильное воспитание учеников направлено на их здоровое, достойное будущее. Они начинают понимать и осознавать принципы управления вредными технологическими процессами, возможности использования производственных отходов, которые имеют огромное экономико-экологическое значение. В деле формирования экологического сознания учащихся большую роль играют гуманитарно-эстетические дисциплины, которые развивают и поднимают культуру их отношений с природой. Экологическое воспитание и чувство любви к природе тесно связаны с умственным воспитанием, считающимся составной частью формирования личности. Нравственное и эстетическое воспитание привлекает внимание учащихся к охране природы, любви к ней [149;39]. Общественно-полезная работа настраивает учащихся на любовь к природе и её охрану. Давая учащимися информацию об экологии, необходимо усилить их любовь к природе, являющейся источником жизни. Для осуществления этой цели очень важно правильно организовать и провести внеклассную и внешкольную работу. Экологическое воспитание и образование учащихся начальных классов осуществляется в процессе преподавания таких предметов, как букварь, родной язык, искусство и труд, музыка (пение), природоведение, внеклассная и внешкольная работа. Сегодня человечество озабочено ходом природных явлений, событий. Согласно сему, экологическое воспитание становится основой деятельности человека. «Обучение действиям, направленным на природолюбие, должно быть направлено на конечный результат» [183; 11-13]. Процесс экологического обучения предусматривает использование его способностей по составным частям воспитания в целом -умственного, нравственного, трудового, волевого. В особенности волевой труд индивида подчиняет операцию (действие) определённой общественной цели. Сознательно управляет им, при возникновении трудностей выставляет оценку ей и предъявляет конкретные обязательные требования. Дети, начиная с первого класса, чувствуют определённую ответственность по отношению к природе, начинают разбираться в своём полезном труде, в зависимости от характера деятельности, природолюбия и своих психологических качеств. Учащиеся начальных (первых) классов большую часть времени должны посвящать практическим работам. Воспитание и формирование личности учащихся -это многогранная, кропотливая работа. Как уже ранее упоминалось, учебный процесс занимает одно из главных мест в решении экологических проблем. Однако, он по многим объективным и субъективным причинам не в состоянии охватить все стороны воспитания и формирования личности учащихся начальных классов. С этой точки зрения, возникает необходимость систематического проведения внеклассной и внешкольной работы. Внеклассная работа является одним из наиболее весомых, плодотворных способов экологического воспитания учащихся начальных классов. Это целенаправленные, самостоятельные занятия, которые проводятся учителями вне урока. Внешкольная работа подразумевает те воспитательные мероприятия, которые проводятся специальными учебно-воспитательными учреждениями вне школы.

Основные формы внеклассных и внешкольных работ и признаки их эффективности

Видов и форм внеклассной и внешкольной работы очень много, и мы на последующих страницах попробуем проанализировать некоторые из них.

Как уже раннее говорилось, виды и формы внеклассной работы в зависимости от цели и содержания (направленности) имеют различные вариации: а) массовые мероприятия, куда входят конференции, вечера, встречи, конкурсы, собрания и т.п.; б) групповые -кружки, секции, собрания, ежедневные новости, классные воспитательные занятия и т.д.; в) индивидуальные мероприятия.

Целью всех внеклассных работ является воспитание учеников в духе любви к природе и её защиты. Одним из видов внеклассных работ по экологическому воспитанию являются предметные кружки. Целью кружков является привитие ученикам начальных классов чувства любви и бережного отношения к природе, развитие у них способностей и навыков по отношению к природе, развития в них способности и навыков по практическому применению полученных на уроках теоретических знаний. В начальных классах кружки организуются не только по отдельным предметам , но и по отдельным сторонам (отраслям) каждодневной жизни. В школах обычно функционируют кружки «Любители природы», «Юные натуралисты», «Юные художники», «Праздник цветов», «Природа и полет мысли» и др. Кружки работают по специально разработанным планам, в которых при разработке тем развиваются интересы, способности и мышление учеников. Занятия в кружках могут проводиться 30-40 минут и проводиться один раз в месяц.

Занятия проходят эффективно в том случае, если к ним тщательно подготавливаются. «Как правило, все ученики желают внести лепту в работу кружков» [37;300]. Поэтому учитель, учитывая личные интересы учеников, даёт каждому ученику задание, привлекая личные интересы учеников, даёт каждому ученику задание, привлекая его к коллективным и групповым работам.

Практика показывает, что при разработке плана работы кружка «Любителей природы» следует в неё включать следующие занятия: заучивание наизусть стихов, песен, посвященных осени, весне, зиме, сочинение рассказов о природе, полезных ископаемых, жизни человека на земле, жизни птиц, зверей и т.д. У учеников начальных классов те учителя пользуются авторитетом, на занятиях которых школьники получают новую информацию в атмосфере доверительных и свободных отношений.

Примером может служить работа кружка «Хочу все знать» На занятиях этого кружка ученики получают новую информацию об отраслях природоведения, окружающей среде и экологии. [38;203].

В жизни учеников начальных классов особое место занимает ряд эстетических, трудовых кружков и зеленого патруля. Им особенно нравятся кружки любителей природы, птицеводства, которые с легкостью можно организовать в каждой школе, поскольку они не требуют больших затрат.

Учитель совместно с учениками и их родителями легко может справиться с такой работой. Ученики самостоятельно смогут позаботиться о посаженных деревьях и цветах, с помощью учителя или другого ответственного лица могут выполнить любую работу в кружке.

Активное участие в работе эстетических кружков помогает развивать у учеников чувство любви к природе, обогащает их эстетические идеи, помогает развивать их талант и творческие способности.

Ученики начальных классов, отчитываясь о результатах своей работы, организуют выставки, делают гербарии, создают и выпускают календарь, занимаются очисткой участков, закрепленных за ними. Общепринятым и распространённым видом внеклассной работы с учениками начальных классов является организация утренних информации учеников о результатах уборки территории школы, выполненной каждым классом, а также показывать отдельные, лучшие ученические работы, что является весьма эффективным средством воспитания. При подготовке к таким показам прилагаются задания ученикам параллельных классов. Таким образом, ученики всех классов становятся активными участниками и одновременно зрителями показов.

Встречи для учеников начальных классов с гостями -знаменитыми ветеранами труда -являются поучительными и интересными. Целесообразно также на такие встречи приглашать представителей науки, предприятий и других ответственных лиц, работающих в сфере защиты окружающей среды.

Ученики всесторонне готовятся к проведению подобного рода встреч. Во время этих встреч ученики не только будут слушать рассказы гостей, но и сами, выступая перед ними, отчитываются за учёбу, труд. Кроме того, ученики организуют выставку своих работ. Благодарят гостей, желают им успехов в жизни и деятельности. Эти встречи также являются одним из основных факторов развития в учениках чувства ответственности, патриотизма, трудолюбия, защиты окружающей среды и т.д.

Патриотическое, трудовое и эстетическое воспитание учеников вырабатывает в них любовь к природе и защите окружающей среды.

Торжественное празднование «Навруза (нового астрономического года) с участием учеников имеет большое значение в их экологическом воспитании.

Похожие диссертации на Экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов