Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки Камилова, Халипат Магомедбеговна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камилова, Халипат Магомедбеговна. Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Камилова Халипат Магомедбеговна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2012.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/551

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки 14

1.1. Понятие, виды и художественно-эстетическая ценность игрушки 14

1.2. Специфика игрушки в художественных традициях народов Дагестана 34

1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки 57

Выводы по I главе 75

Глава II. Педагогические условия эстетического воспитания учащихся с помощью народных игрушек 76

2.1. Содержание, условия и средства использования народной игрушки в эстетическом воспитании школьников 76

2.2. Система уроков эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к народной игрушке 100

2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 120

Выводы по II главе 142

Заключение 143

Список использованной литературы 148

Приложения 164

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в самобытной национальной форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры приобретают всю большую значимость в становлении и развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.

Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний плодотворный, творческий опыт народного воспитания, традиционные художественно-эстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.

При этом важно особо отметить, что сегодня народная игрушка дагестанских умельцев находится на грани исчезновения. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов, способствующих сохранению и развитию в детском художественно-культурном пространстве, наряду с современной игрушкой, и традиционных форм игрушек; создания необходимых педагогических условий для изучения специфики народной игрушки в эстетическом воспитании школьников, как эффективных факторов эстетического воспитания и развития личности школьников, обогащения их внутреннего мира, который будет служить гарантией сохранения и развития национальной традиционно-бытовой культуры народа.

О важности для развития педагогической науки возвращения к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрения в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур, как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, говорили Арсалиев Ш.М.-Х., Бартрам Н.Д., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Дайн Г.Л., Оршанский Л.Г., Петрова Т.Н., Путилин В.Д., и др.

Игрушка, по мнению Дайн Г.Л., Квасовой О.А., Мухиной B.C., Разиной Т.М. и других, всегда была предметом и объектом различных праздничных и воспитательно-образовательных процессов и ритуалов, тесно связанных с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему.

Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования ведущих российских ученых Комаровой Т.С, Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Ростовцева Н.М., Рябчикова А.В., Раджабова И.М., Хворостова А.С, Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., которые рассматривают общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения.

Значительный вклад в разработку проблем, связанных с созданием научно-методической базы для национальных школ, в реализации художественного образования и эстетического воспитания с учетом национально-регионального компонента внесли труды видных ученых-педагогов Дагестана Агаева К.К., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова СМ., Гамзатовой Г.К., Да-мадановой СР., Раджабова И.М., Магомедовой П.Н., Магомедова Д.Б., Ома-рова М.М., Рашидова Н.П. и др., которые отмечают, что обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, составляющим значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и базисом формирования современного мировоззрения и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

В ходе исследования были проанализированы труды ученых-искусствоведов Ананьевой Е., Бакушинского Л.Б., Барадулина В.А., Багу-славской И.Я., Бартрама Н.Д., Вагнера Г.К., Воронова B.C., Дайн Г.Д., Латынина Л.А., Некрасовой М.А., Оршанского Л.Г., Разиной Т.М., Поповой О.С, которые определили теоретические основы, сущность и значение народного искусства, в частности значение народной игрушки, в системе народного художественного творчества и эстетического воспитания школьников.

Большое значение для данного исследования имели также труды этнографов, археологов, искусствоведов, ученых-педагогов, посвященные проблемам изучения дагестанской традиционной национально-художественной культуры. Работы Атаева Д.М., Гаджиевой С.Ш., Дебирова П.М., Кильчев-ской Э.Б., Магомедова A.M., Магомедова P.M., Марковина В.И., Мирзоева Ш.А., Шиллинга Е.М. позволяют понять и раскрыть закономерности функционирования народного художественного мышления, эстетический опыт и гуманистические идеалы.

Проведенный исторический и теоретический анализ, обобщение научных исследований убедительно показали, что, несмотря на возросший интерес к народной культуре и искусству, в системе регионального художественного образования отсутствуют исследования, посвященные проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки.

Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-

эстетического цикла в общеобразовательных школах показывает поверхностный характер использования педагогического, художественно-эстетического потенциала народной игрушки, недостаточно используются наследие фольклорных традиций, разнообразие видов художественных материалов, а также учебно-методический и музейный экспозиционный материал, способствующие эстетическому воспитанию школьников. В региональных школьных программах частично рассматривается только балхарская керамическая игрушка в контексте изучения промысловых видов дагестанского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что народная игрушка как одно из средств эстетического воспитания претерпевает сейчас глубокий кризис и для дальнейшего развития требует углубления исследований, изучения с учетом подлинно народных традиций, создания оптимальных условий для эстетиче-

ского воспитания учащихся средствами народной игрушки в современной школе.

Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных игрушек и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в художественно-эстетическом воспитании школьников, считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: «Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования - условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий и технологий эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки будет наиболее эффективным, если:

художественно-эстетический потенциал народной игрушки рассматривать как важный составной компонент художественного образования и эстетического воспитания школьников;

раскрыть художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;

использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразие художественных форм, материалов, декоративных элементов народной игрушки.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогические, методические и искусствоведческие труды, связанные с проблемой исследования, с целью осуществления теоретического анализа и определения современного состояния проблемы и перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности школьников;

выявить познавательный, художественно-эстетический, общедидактический потенциал народной игрушки как средства эстетического воспитания школьников;

- разработать и экспериментально проверить содержание, условия и
средства народной игрушки в эстетическом воспитании школьников.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам эстетического воспитания и художественного образования Борева Ю.Б., Кагана М.С., Разумного В.И., Бабанского Ю.К., Лихачева Б.Т., Скаткина М.Н., Сла-стенина В.А., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Кузина B.C., Ломова Б.Ф., Кубышкиной Э.И., Йеменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Раджабова И.М., Ростовцева Н.М., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., Шорохова Е.В. и др., представляющих базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом,

теоретические положения искусствоведения, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили идеи воспитания человека в контексте культуры, которые достаточно глубоко разработаны в трудах видных ученых Бондаревской Е.В., Ильенкова Э.В., Ильина Е.Н., Кагана М.С., Мальковой Т.П., Нечаева В.Я.; подходы и принципы культуросообраз-ного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Флоренского П.Ф., которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве эпицентра.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

анализ философской, психолого-педагогической, методической, исторической, этнографической, археологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

выявление и обобщение передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами народного искусства и использование его в художественно-эстетическом воспитании школьников;

анализ школьных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений в системе эстетического воспитания школьников средствами игрушки;

- опытно-экспериментальная работа: педагогическое наблюдение, бесе
да, анкетирование, экскурсии, изучение изделий творческой деятельности
школьников.

Этапы исследования:

Первый этап (2007-2008 гг.) посвящен теоретическому анализу философской, психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к национальной художественной культуре, роли народной игрушки в системе художественно-эстетического воспитания школьников. Сформулированы проблема, гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап (2008-2009 гг.) посвящен подготовке научно-методологических и экспериментальных баз исследования, апробированию экспериментов, определению наиболее эффективных форм, методов и дидактических условий, способствующих приобщению учащихся к национальной художественной культуре и активизации творческих способностей средствами народной игрушки. Также определялся уровень эмоциональной, художественно-творческой активности учащихся в процессе проведения эксперимента.

Третий этап (2009-2011гг.) - полностью обоснованы и апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к традиционной художественной культуре на материале народной игрушки, систематизированы результаты эксперимента, сформулированы выводы и результаты.

Научная новизна исследования:

- определены место, роль и значение художественно-эстетического по
тенциала народной игрушки как эффективного средства приобщения школь
ников к национально-художественной культуре;

созданы и экспериментально проверены общедидактические и методические условия, раскрывающие художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;

разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к эстетическому наследию народной игрушки.

Теоретическая значимость исследования:

обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки как важного фактора развития национальной художественной культуры;

определены, обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к народной игрушке с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия народной игрушки Дагестана.

Практическая значимость исследования:

разработаны учебно-методические наглядные пособия, фотоматериалы с изображением образцов народной игрушки и краткими этнографическими и декоративными данными, способствующими эффективному приобщению школьников к традиционной художественной культуре народа;

сформулированы методические рекомендации, планы-конспекты уроков, практических занятий и воспитательных мероприятий, способствующие художественному образованию и нравственно-эстетическому воспитанию школьников на материале дагестанского народно-педагогического художественного творчества и культурно-исторических традиций;

результаты исследования могут быть использованы на уроках художественно-эстетического и гуманитарного цикла аналогичных регионов РФ с целью приобщения к традиционной духовной художественной культуре.

Основные положения, выносимые на защиту:

Художественно-эстетический потенциал произведений народной игрушки (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость), имеющий существенное значение для формирования национального самосознания и приобщения учащихся к традиционно-бытовой художественной культуре.

Педагогические условия, повышающие эффективность эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки: показ на примере народных игрушек взаимосвязи между временем, бытовым укладом, традициями в их историческом развитии; активизация эмоциональной отзывчивости школьников в процессе приобщения к эстетическому наследию народной игрушки; показ специфики народных игрушек у разных народов с целью осознания учащимися важности каждой этнической культуры для понимания общего культурного пласта народов; применение на уроках современных тех-

нических средств обучения (экранные пособия, видеоаппаратура, компьютерная графика и др.) и новейших методических разработок в процессе освоения произведений народной игрушки; непосредственное восприятие подлинных народных произведений в ходе экскурсионных занятий в музеях, выставочных залах, творческих мастерских художников-игрушечников, в художественно-промысловых центрах и др.

- Критерии, позволяющие определить показатели сформированности эстетического воспитания и художественно-творческих способностей учащихся средствами народной игрушки: наличие у школьников необходимых знаний для понимания национальных особенностей и локальной специфики народной игрушки; овладение средствами художественной выразительности народной игрушки, знание специфики образного языка игрушки; владение техникой работы с разными материалами, инструментами и др.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты педагогического исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства ДГПУ, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования, нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных в г.г. Москва, Пенза, Тамбов, Карачаевск, Махачкала. С докладами автор выступал на ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, региональных и всероссийских научно-практических конференциях: Республиканская научно-практическая конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (9 июня 2006 г. Махачкала); Региональная научно-практическая конференция «Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде» (19-20 декабря

  1. г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы» (Махачкала 2008 г.); Международный молодежный форум «Неделя дружбы студенческой молодежи». «Современная наука и молодежь». Международная молодежная научная конференция (24 апреля

  2. г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические основы реализации непрерывной художественно-образовательной системы на основе народных традиций Дагестана. Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад - школа - вуз»» (10-11 марта

  3. г. Махачкала); XVI Международная молодежная конференция «Ломоносов» (с 14 по 18 апреля 2009 г. Москва) и др.

Материалы исследования апробированы автором в гимназии №17 г. Махачкалы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 1, 17 г. Махачкалы, с. Нижнее Инхо, Килятли Гумбетовского района Республики Дагестан, использованы при работе со студентами ХГФ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Понятие, виды и художественно-эстетическая ценность игрушки

Массовый выпуск продукции на основе современного автоматизированного производства, стандартизированное изготовление всех материальных ценностей изменили как среду обитания человека, так и его отношение к окружающим вещам наполнили быт одноликими предметами материальной среды. Культ потребления, которым в сильной степени пронизано современное общество, по своей сути противостоит естественному для человека стремлению к созиданию признанию первоочередной ценности творческого труда в производстве материальных и духовных благ. По мнению Канцедикаса А.С., «рукотворная вещь создаваемая народным мастером, призвана разрушить стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элементы непосредственного человеческого чувства, очеловеченную многовековой практикой теплоту естественных материалов, которые хранят дыхание природы» [49. С. 40].

Мы считаем, что в условиях современного художественно-эстетического образования присвоение эстетических ценностей посредством произведений народной игрушки, деятельностное постижение воплощенных в них традиционных художественных образов выводят школьников на качественно новый художественно-культурного развития, когда появляется потребность в совершенствовании себя и окружающего художественно-образного мира. А достижения научно-технического прогресса, культуры и искусства, новые художественные материалы и технологии позволят значительно расширить возможности художественно-эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки.

Художественно-эстетическая ценность произведений народной игрушки для формирования художественного вкуса и эстетического воспитания обусловливается и тем, что в ней специфично преломляются выразительные средства всех видов изобразительного искусства, фольклорных традиций и народной педагогики, что позволяет применить творческий потенциал игрушки во всех сферах художественной деятельности детей: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной. Также игрушка своей внутренней непрактичностью, слабой связанностью предмета с его утилитарным назначением, идеей забавы, вложенной в нее, дает исключительно большой простор творческой фантазии учащихся, пробуждает их к художественной деятельности в игре.

С одной стороны, игрушка позволяет изучить основы скульптуры и может считаться ее разновидностью, так как моделирует выразительными средствами скульптуры, изображая предметный мир. С другой стороны, игрушка, как предмет бытовой, утилитарный, подчиненный детским интересам, взаимосвязан с декоративно-прикладным искусством. Это проявляется в комбинировании в игрушке разных декоративных материалов: цвета, фактуры, орнамента, в присутствии элементов художественного конструирования, в прямой и обратной связи между техническим строением игрушки и ее образной выразительностью (моделирование кукольной одежды, мебели, утвари, музыкальные, технические игрушки) и т.д. Совершенно верно отмечает Канцедикас А.С.: «Труд, ремесло, искусство, природа, игра, духовное и материальное - все в ней едино, все взаимопроникновение. Цельное живое явление со своими особенностями, со своей спецификой, функцией. И вместе с тем оно глубоко коренится в народной культуре, «прорастает» в другие виды народного творчества, переплетается с совсем иными по художественной структуре произведениями» [49. С. 134].

Предметно-пространственная среда, весь вещественный быт, составляющие жизненный уклад крестьянского общества: жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа, - все является реальной основой художественной поделки, которая отражает всю стидиетическую, техническую многогранность крестьянского художественного творчества. Поэтому игрушка и как объект детской деятельности, и как предмет вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям, всегда имеет как самостоятельную художественно-эстетическую ценность, так и определенное художественно-эстетическое воспитательное значение.

Игрушка - это первое художественно-культурное средство, с которым связаны самые яркие эстетические представления подрастающего поколения. Эстетическое воспитание начинается с создания элементарного запаса эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим пластическим качествам. «Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Бартрам Н.Д., - игрушка по своему существу делится на игрушку как «радость ребенка» и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом» [14. С. 46]. К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически «игриво» отражает природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. Игрушка, по образному выражению Макаренко А.С., «материальная основа» игры она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [66. С. 120].

Фундамент будущей гармонически развитой эстетической личности закладывается именно в семье, поэтому важна педагогическая грамотность родителей характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. Существенное значение имеет организация предметно-пространственной среды детского быта - чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету форме, величине и т.д. Стасов В.В. отмечал: «Настоящее, цельное здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, постоянной художественной вещности простерлась уже на вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там наверное, будет значительна и интересна по мысли и форме и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура» [131. С. 51].

Целенаправленное ознакомление учащихся с произведениями народной культуры представляет непреходящую ценность в образовательном и воспитательном отношении способствуя эффективному освоению школьниками системы эстетических суждений. Освоение необыкновенных образцов народного творчества на уроках изобразительного искусства и художественного труда требует от учащихся определенного идейного кругозора, культуры чувств, остроты восприятия. Здесь без продуманного педагогического воздействия, стихийное накопление впечатлений непременно скажется на качестве эстетических предпочтений школьников, недостаточно развитом уровне художественного вкуса поверхностном восприятии ими произведений искусства. В то же время художественный образ, умело раскрытый учителем, может необычайно сильно воздействовать на учащихся, влиять на их поступки, вызывая различные чувства и мысли. Знакомство школьников с произведениями народной игрушки, предполагающее совместный с квалифицированным педагогом анализ особенностей и колористического решения игрушки, трактовки сюжета творческой манеры народного мастера, естественным образом, способствует эффективному художественно-эстетическому, трудовому воспитанию учащихся, эмоционально-идейному восприятию произведений, приобщая подрастающее поколение как к художественному творчеству конкретного региона, так и к отечественной и мировой культуре.

По результатам педагогического исследования, а именно, анкетирования учителей и школьников многонациональной республики, выявлено, что учащиеся слабо ориентируются в самобытной материальной культуре, имеют поверхностное представление о национально-бытовой культуре и традиционной игрушке а в процессе обучения изобразительному искусству педагоги по прежнему недооценивают и не в полной мере используют познавательный, воспитательный, художественно-творческий потенциал народной игрушки. В то же время очевидно, что использование в современной системе регионального художественно-эстетического образования недостаточно востребованного творческого наследия традиционной игрушки окажется эффективным средством формирования национального самосознания подрастающего поколения, эстетического восприятия ими действительности.

Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки

Сегодня проблема гуманитаризации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только научной педагогики но и всего общества в целом, и определяющей задачей содержания образования стало формирование человека не столько как носителя знаний сколько как человека культуры.

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого культурного человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межнационального межличностного и социального общения. В современной школьной системе художественно-эстетическое образование в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, этнопедагогикой, экологией, историей региона способно создать тот фундамент, на котором формируется гармонически развитая духовно богатая, творческая личность.

Наше исследование направлено на наиболее эффективное использование в процессе художественно-эстетического воспитания школьников специфики художественных традиций народной игрушки, являющейся результатом творческой деятельности предшествующих поколений и отражающей народные знания о родных местах, природе, истории поселения, культуре, искусстве и других сторонах жизни традиционного общества.

Теоретическая концепция данного исследования базируется на эстетических взглядах выдающихся философов, эстетиков, психологов, педагогов прошлого и современности - Платона, Гегеля, И. Канта, Шопенгауэра, В. Соловьева Й. Хейзинга и др., которые писали о глубоком сближении и даже взаимопроникновения науки и искусства. Платон отмечал «рассмотрим каждого из нас - одушевленное существо как куклу, изготовленную богами: что бы ни побудило их на это - желание избавляться от нас или найти серьезное приложение своим силам, мы об этом никогда не узнаем правду» [из кн. 6. С. 11].

Способность одушевлять мертвую материю - изваяние статуи, конструирование куклы - воспринималась народом как проявление божественного промысла Отражение этой идеи мы видим в одном из прекрасных мифов Древней Греции - о Пигмалионе и Галатее, в древнекитайском сказании о том, как богиня Нюйва лепила «человечков», в народных сказках - Снегурочка, Василиса Прекрасная Колобок и т.д. Платон также в книге 1 «Диалоги Платона» отмечает ценность игрушки в воспитании подрастающего поколения: «Я говорю и утверждаю что человек желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к это-1VTV относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. Их воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подобия настоящих. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина - ездить верхом и так далее, все это путем игры. Пусть он пытается при помощи этих игр направить вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. Самым тяжёлым в обучении мы признаём надлежащее воспитание, вносящее в душу играющего ребенка любовь к тому, в чем он, выросши, должен стать знатоком и достичь совершенства» [94. С. 196].

Первым вопрос о необходимости исторического исследования образов игрушки для построения полноценной теории игры и игрушки поставил Аркин Е.А., который отмечал: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая плодотворная, устойчивая педагогическая практика... История детской игры и детской игрушки должна служить фундаментом для построения их теорий» [7 С. 10]. На основе изучения игрушек, добытых при археологических раскопках он классифицирует изначальные игрушки на: звуковые (трещотки, жужжали, бубенцы, погремушки); двигательные (волчок, мяч); военные (лук. стрелы, бумеранги); образные (изображения животных, куклы).

В области исследования психологии школьников мы в большей степени ориентировались на труды Ушинского К.Д., великого русского педагога и психолога который считал, что психологическая наука необходима для определения, разработки методов и оценки результатов обучения и воспитания, анализа и обобщения педагогического опыта. Также нам помогли труды Сухомлинского В А Макаренко А.С., которые отмечали неразрывную связь творчества с нравственными политическими, эстетическими требованиями, затрагиваюшими эмоциональную интеллектуальную, волевую сферу личности, необходимость учета в процессе воспитания индивидуальных способностей детей и развития их способностей.

Каждое произведение игрушки, предлагаемое учащимся для восприятия и воспроизведения в собственном художественном творчестве, требует от них живого участия, импровизации, определенного мастерства, творческого опыта, познания национальных особенностей, своеобразия художественного языка, в процессе которого формируется их мировоззрение. Мировоззрение - высший синтез знаний, практического опыта, убеждений, идейно-эмоциональных оценок, формируется через постижение, усвоение основ научных знаний и основ искусства.

В определении условий эффективности эстетического воспитания школьников развития воображения, формирования творческих способностей в ходе выполнения работ по мотивам народной игрушки, воспитания эстетического вкуса в процессе изучения произведений народных мастеров большую помощь нам оказали труды Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Теплова Б.М., Ломова Б.Ф., Игнатьева Е.И., Люблинской А.А., Волкова Н.Н, Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Давыдова В.В., Кузина В.С., Якобсона П.М.

Рубинштейн С.Л. отмечает, что субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то что он есть; направлением его деятельности можно определить и формирование его самого. Тем самым личность не только проявляется, но и формируется в творческой деятельности. «Дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь, и ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед... сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности - игры, учебного, затем производительного труда, посредством которых ребенок активно включается в окружающий мир» [118. С. 96].

Содержание, условия и средства использования народной игрушки в эстетическом воспитании школьников

Использование художественно-творческого потенциала народной игрушки в эстетическом воспитании учащихся школ республики претерпевает серьезный кризис. Наиболее существенные причины этого явления - преобладание потребительского отношения к народному искусству в противовес принципу установки детей на развлекательные формы современной массовой культуры в противовес высоким художественным образцам народного творчества.

Приобщение учащихся к народной игрушке следует рассматривать как важную социально-культурную проблему, имеющую принципиальное значение в сформировании личности, способной ощущать свою историческую принадлежность к родному народу, аккумулировать в себе двуединство производственной и культурной деятельности, жить в гармонии с окружающим миром, и осуществляется в неразрывной связи с другими предметами эстетического цикла как декоративно-прикладное искусство, художественный труд, мировая художественная культура, культура и традиции народов Дагестана, эстетика, музыка дагестанская литература и др.

«Естественнее же и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше - тем органичнее и необратимее» [16. С. 155].

Приобщение подрастающего поколения к народному искусству, его культуре, в чем убеждает теоретический и практический опыт современных научных исследователей, учителей-новаторов, служит одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей школьников, духовного, нравственного обогащения личности, пробуждения любви к Родине, познания истоков ее национальной культуры. Преемственность и творческое уважительное отношение к опыту старшего поколения, приобретение изобразительной грамоты и основы художественного ремесла посредством художественных эстетических декоративно-прикладных предметов, раскрывающих образ жизни народа стиль работы народных мастеров, есть пути активизации творческого мышления учащихся, воспитания художественного вкуса, эстетической восприимчивости, трудолюбия.

Система занятий, направленная на художественно-эстетическое образование, формирование и становление духовно-нравственной, творческой личности на базе богатых традиций народного искусства и оптимального привлечения народных игрушек региональных художественных промыслов, возможна в следующих дидактических условиях:

1. На примере народных игрушек показать взаимосвязь между временем, бытовым укладом, традициями в их историческом развитии.

По всей России из-за занятости родителей наблюдается отсутствие постоянного контроля за детьми и духовной близости между ними, отсутствуют семейные традиции нет практики совместных посещений выставок, музеев, театров концертов и Т.Д., поэтому развитие подростков возможно только в образотворческом пространстве школы. Главным условием формирования интереса школьников к художественному наследию народных игрушек является восприятие их как источника новых знаний, ярких эмоциональных переживаний, наглядно-образного повествования об образе жизни и традициях предков.

В формировании личности, духовного облика ребенка в Дагестане исстари весьма значительную роль играли окружающая среда, широко и глубоко развитое народное искусство и специально созданные для подрастающего поколения народные игрушки. Традиционная игрушка и сегодня не отдельная художественная экспозиция, а целый художественно-эстетический мир человеческих отношений традиционного общества - человека с природой, человека с человеком человека с историей своего народа. На примере народной игрушки, представляя вниманию учащихся многоликую картину населения России, разные природные, климатические, исторические условия жизни народа, показывая особенности построек жилища, оформления интерьера, флоры и фауны, учитель приводит учащихся к пониманию: на какой основе сформировался быт людей, как и почему сложился определенный характер жилища, одежды, всего предметного мира, на их основе и игрушки.

К примеру, рассматривая балхарские произведения и выявляя взаимосвязь времен, учитель может рассказать о том, что в Дагестане не обитают олени однако в дагестанских языках есть слово обозначающее олень - «рит1уч» (аварск.), «джайран» (лезг.), «чанкъаса» (дарг.). Среди балхарских игрушек то-образы оленей, что вполне может свидетельствовать о том, что когда-то эти животные водились в Дагестане.

Сегодня на смену мудрым средствам народной педагогики - народные песни легенды, поучительные истории, сказки, совместное изготовление игрушек в которых нашли отражение обиходные предметы быта (мебель, посуда, одежда и др.), носящие отпечаток веками выверенного вкуса, пришли интернет-ресурсы, СМИ, готовые высокотехнологичные игрушки, которые позволяют родителям отвлечь детей и не заниматься совместной творческой деятельностью. Синтетический характер народного художественного творчества и воспитания, который проявлялся в обычных бытовых ситуациях, - один из действенных способов эстетического воспитания и сегодня. Старый мастер-гончар рассказывал окружившим его детям и подросткам народные сказки легенды, поучительные истории; взрослые женщины и девочки ткали ков вышивкой, изготовлением кукол, лепили из глины игрушки, сопровождая это пением, играми и т.д. Важным фактором народного художественно-эстетического воспитания был народный обычай дарить друг другу на праздник самодельные художественно оформленные изделия, дополняя этот дружественный жест стихотворным пожеланием. Использование этих мудрых средств эстетического воспитания народной педагогики позволит формировать эстетически насыщенную художественную среду, эстетическую атмосферу, активно приобщающую школьника к исторически сложившимся народным нравственным и художественным традициям, стимулирующим и подталкивающим его к самостоятельному творчеству. Изучение календарно-обрядового фольклора традиционного художественного творчества подрастающего поколения позволит современному школьнику глубже понять материальную и духовную основу семьи художественные традиции и обычаи, связанные с бытовым укладом и нравственными устоями своего народа.

2. Активизация эмоциональной отзывчивости школьников в процессе приобщения к эстетическому наследию народной игрушки.

Осуществление художественно-образовательной задачи средствами народной игрушки способствует знаний о мире, истории своей страны. С этой целью на уроках изобразительного искусства создаются удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоциональной сферы которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Как известно, народные поделки помимо предметно-практической ценности несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, т.е. положительную и эстетическую нагрузку, которая влияет на эстетическое развитие и художественное мышление школьника. Сохранить эмоциональную, живую атмосферу в условиях урока при изучении творческого потенциала игрушки - одна из важных задач эстетического воспитания школьников. Волков Н.Н. пишет: «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу» [27. С. 294].

Формы и методы активизация эмоциональной отзывчивости и приобщения учащихся к традиционной игрушке своего края могут быть различными. Прежде всего, это уроки эстетического цикла, факультативные занятия, кружки декоративного творчества, экскурсии в краеведческие музеи, в промысловые центры, посещение мастерских народных мастеров и др., позволяющие реализовать те дидактические цели, которые на уроках не могут быть достигнуты в полной мере. Разнообразие форм и методов приобщения к народной художественной культуре позволяет ознакомить учащихся с определенными произведениями зачастую в естественной среде с природными, общественными, техническими и культурными явлениями и процессами в соответствии с запланированными педагогическими целями.

Педагогический эксперимент и его результаты

Реализация педагогического эксперимента данного диссертационного исследования, охватившего учащихся 4-6 классов общеобразовательных учреждении Республики Дагестан (МОУ №№ 17, 1 г. Махачкалы; Нижнеинховской, Килятской средних школ Гумбетовского района), состояла из трех основных этапов формирующего и контрольного - и предполагала решение следующих задач:

1 выявить уровень сформированности теоретических знаний учащихся по традиционной художественно-бытовой культуре и практических навыков и умений в самостоятельной творческой деятельности школьников Дагестана,

2 разработать систему экспериментальных уроков, способствующих развитию изобразительных и практических навыков, искусствоведческих знаний, творческой активности школьников и формированию моральных, трудовых, патриотических гражданских качеств личности в процессе приобщения к художественно-творческому потенциалу игрушки;

3 определить оценочные критерии, выявляющие уровень теоретических знаний и практических навыков учащихся, степень их интереса к творческому наследию различных народов до и после проведения эксперимента,

4. разработать и экспериментально апробировать эффективность дидактических условий, направленных на эстетическое воспитание учащихся, в процессе изучения народной игрушки.

В ходе констатирующего эксперимента, проведенного в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан (школах JW 17, 1 г. Махачкалы, сел. Килятли и Нижнее Инхо), подробно изучены материально-техническая база, методическое обеспечение, направленность предметов художественно-эстетического цикла, методы формирования и развития художественной активности школьников в процессе их приобщения к эстетическому наследию игрушки, проанализировано большое количество детских работ по интересующей нас тематике. Общее число респондентов составляло 278 учащихся, в том числе в экспериментальных классах - 156 учащихся.

Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось с помощью выработанных и специально подобранных методов исследования, наблюдение за выполнением практических работ, за работой в кружках декоративного творчества, за поведением учащихся на уроках, за результатами выполнения домашнего практического задания; беседы и интервью как с самими школьниками, так и с педагогами и администрацией школ и др.

С целью выявления эстетических представлений об игрушке в выбранных для проведения эксперимента в классах нами были организованы беседы, в ходе которых школьники не признали эстетически значимую ценность игрушки в формировании мировоззрения, отрицали практическую пользу изучения теоретических основ восприятия игрушки, мотивируя, «зачем изучать игрушки, мы же не маленькие», «зачем их делать, когда их столько много и купить можно». А просьба назвать виды народных игрушек вызвала затруднение. Таким образом анализ современного состояния художественного образования и эстетического воспитания посредством игрушки показывает, что существующие нормы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства пока еще не в полной мере способствуют приобщению школьников к художественному наследию дагестанской культуры.

В перечень вопросов специально составленных анкет, использованных в ходе поискового эксперимента, входили:

1 Какие виды народного декоративно-прикладного искусства России вы знаете?

2. Какие виды народного декоративно-прикладного искусства Дагестана вы знаете?

3. Какие виды традиционных игрушек России вы знаете?

4. Знаете ли вы народные игрушки Дагестана, если знаете, то какие?

5. Как вы думаете, какими игрушками играли дети в старину?

6. Опишите художественно-образное содержание балхарской игрушки.

7. Назовите вашу любимую игрушку, объясните, почему вам нравится именно эта игрушка?

8. Вы когда-нибудь делали себе самостоятельно игрушку, куклу (или одежду для кукол)?

9. На уроках рисования вы конструировали игрушки, если да, то какие?

10. С какими художественными материалами вам нравится больше всего работать?

11. Нарисуйте тематическую композицию или предмет народного творчества которые больше всего отражают ваше представление о Дагестане.

Вопросы анкеты вызвали у школьников затруднения и выявили слабое представление о народной игрушке, художественных материалах, средствах художественно-творческой деятельности народных умельцев. Особенно слабыми были ответы учащихся 4-5 классов сельской местности, 73% которых ответили только на 7, 8, 11-е вопросы анкеты.

Для объективной оценки уровня художественно-эстетической воспитанности и развития интереса к традиционной художественной культуре посредством народной игрушки нами были разработаны критерии, которые позволили определить степень интереса учащихся к эстетическому наследию народной игрушки:

1. наличие ярко выраженного эстетического отношения к окружающей действительности, проявление интереса и эстетического отношения к произведениям народных мастеров-игрушечников, культурным ценностям родины,

2. наличие у школьников необходимых знаний для понимания национальных особенностей и локальной специфики народной игрушки - умение видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства (в декоре жилища, предметах крестьянского быта);

3. знание произведений мирового и отечественного декоративно-прикладного искусства. Знание нескольких традиционных художественных в России (Дагестана), истоков, современного развития, главных отличий произведений народной игрушки (разнообразие форм, особенностей колорита, приемы письма или конструирования),

4 понимание художественно-эстетической значимости традиционной игрушки для сохранения и развития художественной и духовной культуры народа;

5 знание традиционных средств художественной выразительности, способность логически связывать теоретический материал по декоративно-прикладному искусству с творческой деятельностью;

6 умение распознавать характерные особенности различных видов народной игрушки, умение выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов в игрушке;

7 овладение средствами художественной выразительности народной игрушки, знание специфики образного языка игрушки, хорошее владение техникой работы с разными материалами, инструментами.

На основе разработанных критериев нами определены три основных уровня (низкий, средний, высокий) для определения уровня сформированности художественно-эстетических знаний, умений, навыков и интереса школьников к национальной художественной культуре в процессе приобщения их к народной игрушке.

Низкий уровень сформированности знаний характеризуется отсутствием интереса к самобытной народной игрушке; недостаточной творческой активностью при выполнении творческого задания, неспособностью художественно-эстетического восприятия произведений отечественной и мировой культуры, эмоционально-эстетического восприятия художественного образа народной игрушки Дагестана; слабым проявлением практических навыков отображения художественно-стилистических особенностей и национальных мотивов художественных образов игрушки в самостоятельном творчестве; недостаточной творческой активностью при выполнении практических заданий, освоении средств художественной выразительности в процессе приобщения к народной игрушке; неспособностью воспринимать и определять локальные специфики, национальные особенности, манеру выполнения традиционной народной игрушки.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки