Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Рамазанова Эльмира Алиевна

Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан)
<
Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рамазанова Эльмира Алиевна. Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 201 c. РГБ ОД, 61:03-13/116-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА 12

1.1. Единство и многообразие стилей орнаментального искусства разных стран и народов в процессе их исторического развития 12

1.2. Народное декоративно-прикладное и орнаментальное искусство в системе ценностей культуры и художественно-эстетического образования 31

1.3. Традиционное искусство народного орнамента Дагестана как эффективное средство художественно-эстетического воспитания школьников 48

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО

ИСКУССТВА 64

2.1. Дидактическая система художественно-эстетического образования школьников средствами орнаментального искусства 64

2.2. Система занятий по изучению орнаментального искусства в школах Дагестана 70

2.3. Методика реализации искусства орнамента в процессе обучения изобразительному искусству в школе 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 154

Введение к работе

На современном этапе развития общества гуманизация и теоретическое обоснование образования базируется на осознании постоянно возрастающих требований к уровню воспитания подрастающего поколения. Это в свою очередь, определяет необходимость умелого внедрения в сознании учащихся накопленного веками культурно-исторического и художественно-педагогического наследия с целью максимального плодотворного использования его в социальной, учебной и личностной практике.

Произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми каждый человек, - будь то горажанин или сельский житель, - сталкивается постоянно и воспринимает их практически спонтанно являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний и, соответственно, эмоциональных и эстетических открытий. Чувства, мысли и мастерство, вложенные автором - художником в свои произведения составляют эмоциональную и образную основу создания и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства, определяют силу художественного воздействия этих изделий, г силу, способную воспитывать и формировать в людях не только сугубо художественный вкус, но и лучшие моральные и эмоциональные качества, точные и высокие ценностные ориентиры.

Каждый народ интуитивно исторически стремился выразить в художественной форме, достаточно легко воспринимаемыми изобразительными средствами свое понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративно-прикладного искусства, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту народной культуры, помогают усвоить глубоко позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.

То, что народное искусство обращено прежде всего к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы восприятия предоставляет значительные и широкие возможности для плодотворного использования его в системе художественного и эстетического образования.

Необходимость развития и совершенствования художественно-эс-тетического образования и воспитания учащихся средних общеобразовательных школ средствами как классического изобразительного, так и традиционного народного декоративно-прикладного искусства логически обусловлена общей тенденцией гуманизации всей системы народного образования.

Несомненно заметный в наше время возросший повышенный интерес к народным этическим и эстетическим традициям, ко всему комплексу духовного наследия предков связан, прежде всего, с новыми научно-педагогическими задачами, основанными на естественно возросших требованиях времени.

Теоретические и эстетические основы народного искусства, его сущность и значение как цельной и гармоничной художественной системы убедительно обосновали такие ведущие ученые и исследователи в области декоративно-прикладного искусства, как А. Б. Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и многие другие. В их трудах в качестве основополагающих законов развития народного искусства и художественного творчества были определены коллективное начало, подлинная народность, исконно заложенный в каждой нации художественный вкус. В традиционном, веками вывереном народном обучении декоративно-прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Их необходимо учитывать и творчески использовать в педагогической практике художественного образования в школе.

Педагогический аспект проблемы формирования культурного уровня (художественно-эстетического развития) учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработан и широко освещен в целом ряде работ известных ученых-педагогов. Упомянем в первую очередь B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, И.М. Раджабова, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикалову, Е.В. Шорохова, Б.Н. Йеменского, Н.М. Сокольникову, Э.И. Кубышкину и др.

Народное декоративно-прикладное искусство является, по нашему глубокому убеждению, своего рода краеугольном камнем, базовой основой в деле обучения детей и подростков как в общеобразовательных, так специальных художественных учебных заведениях.

Являясь самой древней и наиболее распространенной формой декоративно-прикладного искусства, орнамент буквально сопровождал человека на всем протяжении его исторического и культурного развития. Недаром его изучают ученые исследователи разных профилей - искусствоведы, этнографы, археологи, педагоги, психологи и даже математики.

Богатый и интересный материал по теории, практике и истории орнамента пытливый педагог может подчерпнуть в работах таких исследователей, как антрополога, этнографа и знатока первобытного искусства Э.Б.Тэйлора, крупнейшего археолога, академика Б.А.Рыбакова, этнографа Ю.В.Бромлей, археолога РЛ.Розенфельдта и мн.др. Основополагающие принципы методологии исследования особенностей региональной и конкретно национальной культуры, а следовательно, соответственно, и орнамента в увлекательной, популярной форме, но на строго научной основе изложены известнейшим путешественником, этнографом и историком Т.Хейердалом.

В качестве исторических аналогий можно привлечь материалы различных авторов, исследовавших орнаментику, например, Трипольскои культуры, богатейший орнаментальный материал африканских народов, аборигенных племен Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.

Широка область и плодотворна перспектива использования орнамента в художественной культуре и эстетическом образовании в школе разных народов. Он привлекает к себе поистине удивительной художественной силой и, если будет позволено так выразиться, эстетической убедительностью. В форме вещей, в их орнаментальном оформлении находят отражение исконные идеалы народной эстетики. Орнамент стал одним из наиболее богатых и выразительных средств декоративности, хотя в то же время он наполнен разнообразным и глубоким смыслом и содержанием, зиждущимся на многовековом опыте народа. Поэтому естественно, что это практически неисчерпаемое богатство необходимо творчески и плодотворно использовать в художественно-эстетическом образовании в школе.

Однако, следует отметить, что проведеннные исследования, а также обобщение конкретных наблюдении над непосредственным учебным процессом в школах Республики Дагестан позволяют констатировать, что народное декоративно-прикладное и, в частности, орнаментальное искусство до сих пор еще не нашло подобающего ему достойного места в соответствующих учебных программах. Многие преподаватели дисциплин изобразительного цикла все еще недостаточно глубоко и правильно понимают и используют его воспитательные, дидактические и обучающие возможности, обширный, глубокий и плодотворный педагогический и культурный потенциал.

Следует обратить внимание на то, что на уроке изо в общеобразовательной школе достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, а также без целого ряда продуманных практических упражнений, включающих приемы и средства стилизации. Кроме того, эта работа должна сопровождаться изучением соответствующей специальной литературы и методических пособий, освещающих историю и теорию становления, развития и расширения вариативности орнамента. Однако на сегодняшний день с сожалением приходится констатировать, что до сих пор не существует ни одной более или менее основательной научной или методической работы, где орнаментальное искусство рассматривалось бы как действенное средство эстетического воспитания и художественного обучения учащихся средних общеобразовательных школ и указывались пути использования его богатейших потенциальных возможностей в приобщении учащихся к истокам и основам национальной художественной культуры.

Преподавание орнамента в средней общеобразовательной школе необходимо, рассматривать как одно из средств эстетического воспитания и плодотворного развития творческого воображения, что комплексно формирует впоследствии художественный и эстетический вкус учащихся.

Состояние теоритической неразработанности указанной темы, а также исследование и - обобщение опыта в школах указывают на настоятельную необходимость более подробного и тщательного изучения данной темы. Её несомненная практическая значимость, научно-методическая направленность, а также явно недостаточная разработанность и отсутствие научно-обоснованных рекомендаций, пособий по развитию научной культуры, обусловили актуальность данного исследования, эстетическое воспитание школьников средствами орнаментального искусства.

Цель исследования: разработать и научно обосновать дидактическую систему эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.

Объектом исследования выступает процесс художественно-эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.

Предметом исследования являются дидактические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к орнаментальному искусству.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству будет наиболее эффективным, если:

орнаментальное искусство рассматривать как важный составной компонент эстетического воспитания и художественного образования;

- изучать декоративно-прикладное творчество с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

- учесть художественный, эстетический и творческий потенциалы орнаментального искусства как важного средства приобщения учащихся к национальной культуре;

- рассмотреть орнаментальное искусство как полихудожественное произведение, способствующее развитию творческих способностей школьников.

Задачи исследования;

- изучить роль орнаментального искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- разработать и экспериментально проверить дидактическую систему обучения, способствующую приобщению учащихся к народному орнаментальному творчеству;

- определить содержание занятий, разработать наглядные пособия по изучению орнаментального искусства Дагестана как эффективного средства эстетического воспитания учащихся школ.

Методологическая основа исследования определяется философскими положениями о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, постулатами эстетики о художественном, образном отражении действительности.

Методы исследования:

- изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение, выявление и обобщение передового опыта по использованию творческих принципов народного, декоративно прикладного орнаментального искусства в школах Республики Дагестан;

- эксперимент, опрос, тестирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, композиции).

Базой исследования были школы №8, 13, 38 г. Махачкалы и сельские общеобразовательные специализированные школы селений Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района, где развиты традиции различных художественных промыслов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, 1998-1999 гг., в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний об орнаментальном искусстве, определены основные пути поиска.

На втором этапе, 2000-2001 гг., подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы педагогических условий, способствующие приобщению к эстетическому воспитанию учащихся школ средствами орнаментального искусства.

На третьем этапе, 2001-2002 гг., обоснованы дидактические условия, система педагогических воздействий на формирование художественных и творческих знаний, умений и навыков учащихся средствами орнаментального искусства, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль и место орнаментального искусства в системе художественно- эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся школ к народной культуре.

2. Дидактические условия изучения народного орнаментального искусства, наиболее эффективные в эстетическом воспитании школьников: использование орнаментального искусства как составной части эстетического воспитания, изучения орнамента по принципам народного прикладного искусства; использование художественного потенциала центров ДПИ и художественных промыслов Дагестана; использование комплекта наглядных пособий орнаментального искусства народов Дагестана.

3. Комплект наглядных пособий, отражающих вариативность видов и творческих принципов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Научная новизна исследования:

- на основе глубокого анализа деятельности школ выявлены сущность и специфика места и роли орнаментального искусства в системе художественно-эстетического образования как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- разработаны параметры уровней и критерий оценки работ учащихся, позволяющие повысить объективность оценки художественно-творческих способностей школьников;

созданы методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий по изучению и познанию орнаментального творчества с учетом творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, способствующие художественно-эстетическому воспитанию школьников.

Теоретическая значимость исследования:

- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства как важного фактора формирования художественной культуры;

- разработаны, обоснованы и апробированы дидактические условия, направленные на развитие художественного вкуса, творческой фантазии школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработке дидактической системы обучения изобразительному искусству средствами орнаментального творчества с учетом творческих принципов прикладного искусства;

в возможности использования материалов данного исследования в развитии художественно-эстетического образования в других регионах с развитыми художественными промыслами;

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется выводами современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и достаточно длительными экспериментами автора диссертации. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в созданном совместно с научным руководителем учебном пособии «Искусство орнамента».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования , обсуждались на научно- практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета в 2001-2002 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан; в отчетах на кафедре методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета. Учебное пособие «Искусство орнамента», учебно-методические наглядные пособия, составленные с учетом вариативности видов и творческих принципов народного декоративно- прикладного искусства, нашли широкое применение в художественно- эстетическом образовании учащихся школ Дагестана.

class1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА class1

Единство и многообразие стилей орнаментального искусства разных стран и народов в процессе их исторического развития

Область практического использования орнамента как декоративного и композиционного составляющего элемента в художественной культуре стран и народов чрезвычайно широка и прагматически многообразна. Он привлекает к себе удивительной художественной силой, графической выразительностью, завораживающей ритмикой, т.е. гармоническим комплексом изобразительных свойств, качеств и достоинств, который делает орнамент важнейшим элементом декоративном искусства.

В форме, архитектонике вещей, в их орнаментировке находят отражение традиционные идеалы народной эстетики. Орнамент исторически стал одним из наиболее выразительных средств декоративности, и в то же время он наполнен художественно разнообразным и эстетически глубоким содержанием.

Если обратиться к истории изобразительного искусства, легко убедиться, что одни и те же сюжеты, изобразительные мотивы и темы можно увидеть в орнаментах разных, порой географически удаленных друг от друга народов. Темы народного искусства генетически, исторически имеют много общего, и образный язык орнамента родствен и близок всем народам, в этом смысле орнамент можно образно назвать своего рода «музыкой» изобразительного искусства. Генетическое родство орнамента позволяет характеризовать народное искусство как общечеловеческое, «планетарное».

Однако при всем этом неукоснительно сохраняется его ярко выраженный национальный характер. Дадим краткий исторический обзор с анализом развития орнаментального искусства на различных последовательных исторических этапах.

В Древнем Египте образное содержание произведения изобразительного искусства определялось, прежде всего, влиянием и требованиями весьма влиятельной в этом государстве религии. Отсюда глубокая, порой предельно усложненная символичность, четкая, до мелочей выверенная архитектоника, почти абсолютная соразмерность, жесткая суровость и грандиозная, подавляющая величественность. В основе орнамента, в качестве его композиционных элементов, предельно стилизованные символические, еще тотемические мотивы - цветок священного лотоса, перистые листья папируса, солнце в виде плоского диска, круга, профильные изображения сфинксов, львов, волнисто извивающейся змеи и т.д.

Язык древнеегипетского орнамента преимущественно графический -очень строгий, линейно лапидарный, лаконичный, выражающий и подчеркивающий торжественные и чеканные ритмы чередующихся форм.

Из геометрических мотивов широко применялись меандры, спирали, розетки, сетки- плетенки, звезды разного рода, четырех - и шестилучевые многоугольники.

Древнеегипетскому орнаменту свойственны весьма выразительно условность и обобщенность в изображении человеческой фигуры- каждая часть тела подается в наиболее «выигрышном» ракурсе: голова, ноги, руки - в профиль, торс, глаза (как правило, один, фронтальный) - анфас. Боги, фараоны;, жрецы, высшие чиновники изображались в гораздо более крупном (однако, соответственно рангу, субординации) масштабе но отношению к народу -ремесленникам, толпе, плебсу, даже воинам, не говоря уже о рабах.

Цвета древнеегипетского орнамента локальны и условны - красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, но художники умели добиваться даже при столь скудной «палитре» эффектных и высокодекоративных сочетаний.

Еще одна особенность древнеегипетских красочных и чисто графических изображений - акцентированная, практически доминирующая линия контура.

Она-то, собственно, и определяет удивительную выразительность и скрытую динамичность каждого отдельного орнаментального элемента.

В Древней Греции орнаментальное искусство, вобрав в себя художественный опыт предыдущих эпох (очень богатая в этом отношении крито-микенская культура, см. работы А.Эванса и Г. Пендл-бери) и сопредельных стран и народов, достигло подлинного совершенства. Недаром древнегреческий орнамент оказал, можно сказать, определяющее влияние на развитие этого вида декоративного искусства в Европе всех последующих эпох вплоть до настоящего времени. Даже в оформлении станций московского метрополитена можно воочию увидеть непосредственные древнегреческие реминисценции.

Орнамент одного народа может принципиально отличаться от орнамента другого этноса не только и не просто мотивами, цветовым решением, но и самим изобразительным строем. Основу орнаментальных мотивов и сюжетов составляют, как постоянное правило, зрительные образы окружающей природы, заимствованные из ландшафта (волнистая или ломаная линия - горы, две параллельных - река, дорога и т.п.), растительного (у греков - лист аканта, у русских - «елочка» и т.ч.) и животного мира. Возвращаясь к теме древнегреческого орнамента, отметим, что при всей самобытности в нем без особого труда можно найти черты, сближающие его с аналогичным видом художественного творчества других народов.

Тонкость художественной проработки, простота и лаконичная ясность ритмической организации, пропорциональность и соразмерность форм, гармоничное сочетание декоративного украшения с конструктивной организацией предмета - вся эта сумма качеств присуща дошедшим до нас произведениям классических мастеров Древней Греции. Основными памятниками, содержащими декоративные изображения и украшенными орнаментом, дошедшими до нашего времени, являются сохранившиеся остатки архитектурных сооружений и фрагменты расписной чернофигурной и краснофигурной керамики, т.н. вазопись. Нельзя забывать и о ювелирном искусстве - его образцы можно видеть на древнегреческих монетах, изделиях, найденных в составе т.н. «клада Приама».

В греческой орнаментике встречаем значительное число мотивов, часть которых несомненно заимствована у более древних автохтонных культур. К ним относятся геометрические мотивы меандра (правда, само название мотива имеет греческое происхождение - по названию извилистой горной реки Меандр), спирали, зигзага, волны, а также орнаментальные формы растительного происхождения - стилизованные цветы лотоса и лилии, многообразные декоративные решения розеток и пальметок.

Орнаментальные построения древнегреческих мастеров зачастую включали в себя изображения диких и домашних животных, птиц, а также мифологические зооморфные мотивы - кентавра, сфинкса, сирены, крылатого коня - Пегаса и т.п.

Главная роль в искусстве романского стиля отводилась суровой, лаконичной, по-своему выразительной и гармоничной архитектуре - базиликам, монастырям, замкам и т.п. Базилики (церкви) украшались росписями и рельефами на колоннах, особенно капителях, в окна вставляли цветные витражи. Весьма важными элементами декоративного оформления рукописей романской эпохи, выполненных на пергаменте, были цветные миниатюры и затейливые инициалы (буквицы). Литеры образовывались причудливым сплетением из фигур фантастических существ, стилизованных животных и птиц, композиционно связанных декоративными элементами растительного «происхождения».

Традиционное искусство народного орнамента Дагестана как эффективное средство художественно-эстетического воспитания школьников

Орнамент как органическая часть комплекса декоративно-прикладных искусств и прикладных художественных ремесел - наиболее популярная форма пространственных искусств, сопровождающая человечество на всех этапах его культуры, начиная с эпохи ее первоначального формирования.

Культурное наследие того или иного народа невозможно глубоко и полноценно воспринять и освоить, если не изучить его орнаментальное искусство - принципы построения узора, композиционные особенности, традиционную символику и т.п., выработанные и скорректированные народом на протяжении его многовековой истории.

Основополагающие стилистические принципы, признаки и особенно стиль конкретного этнического орнаментального комплекса определяются особенностями и традициями общей изобразительной культуры каждого народа, обладают поразительной стабильностью, устойчивостью на протяжении весьма длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. В качестве примера можно вспомнить орнамент войлочных и кожаных изделий, найденных археологами в Пазырыкских курганах, который самым наглядным образом генетически связан с современными изделиями народных мастеров Казахстана и Западного степного Алтая.

Поэтому можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что орнамент наиболее наглядно отражает общий художественный стиль эпохи, является наиболее надежным ориентиром для аттрибуции произведения определенному времени и конкретной стране. Даже неподготовленный человек различит традиционный русский и кавказский орнаменты вышивки, резьбы и т.п.

С самого зарождения орнамента на заре человеческой культуры люди верили в «охранную» силу орнамента, придавали ему символический_смысл, считали, что он оберегает от всяческих бед, приносит счастье и благополучие.

С течением времени понимание орнамента как некоего символического «оберега», своего рода счастливого талисмана отошло в прошлое, и он обрел свое нынешнее значение в качестве основного декоративного элемента. Соответственно изменилась и его функция: современные народные мастера с его помощью стремятся сделать предмет более привлекательным, нарядным, художественно выразительным, эстетически «насыщенным».

Принцип построения и художественные свойства орнамента зависят от конкретного назначения, общей формы, фактуры и материала той вещи, изделия, которые он украшает. Орнамент помогает ненавязчиво подчеркнуть конструктивные и пластические особенности данного предмета, акцентировать его образное решение, нагляднее выявить природную красоту используемого материала. Все эти задачи могут быть успешно решены при условии умелого и гармоничного сочетания орнаментального оформления с формой конкретного изделия.

Возникновение орнамента дагестанских народов, судя по данным археологии, уходит своими корнями в древнейшую эпоху истории культурного развития данного этнического региона. Дошедшие до нас благодаря археологам и этнографам его шедевры буквально завораживают особым, полным изящества и гармонии миром разнообразных сочетаний форм и линий.

Поэтому дагестанский народный орнамент обрел буквально мировое признание как один из богатейших и древнейших памятников народного искусства.

Многообразный, красочный и графически выразительный орнамент дагестанских народов развивался тысячелетиями и традиционно использовался для украшения разнофункциональных предметов домашнего обихода, оружия, одежды, архитектурных сооружений, надгробных памятников и др.

Достаточно позитивное влияние на развитие орнаментального искусства дагестанских горцев оказало их приобщение к обширному, многообразному, богатому культурными традициями исламскому миру. В результате произошло естественное и гармоничное сочетание двух исторически и этнически различных, но философски и эстетически близких в своей основе художественных тенденций. Подчеркнем, что раньше у дагестанских горцев не существовало представления о божестве в образе человека, символически персонифицированном. Здесь исторически сложился культ верховного божества, воплощенный в образе солнца - источника света, тепла и плодородия. Культ такого рода, естественно, требовал не реального, конкретного, а сугубо символического изображения.

Воздадим должное большой роли, принадлежащей в изучении народной культуры энтузиастам-археологам и этнографам, которые тщательно собрали и опубликовали ценнейшие уникальные культурные памятники, сохранившиеся, а зачастую и бытующие на территории Дагестана. По этим памятникам мы можем судить, в частности, и о развитии орнаментального искусства, которое во все времена имело здесь широчайшее распространение.

Не располагая собственной письменностью, носители этой поразительно разнообразной и богатой культуры весь свой исторический опыт, мысли, чаяния, мечты и стремления, идеалы красоты выражали изобразительным путем, в виде орнамента.

По способу исполнения, стилю рисунка, орнамента, материалу изделия, на которое он нанесен, можно с достаточной степенью легкости и точности определить эпоху и время изготовления предмета, локализовать место, где он сделан.

Как уже говорилось выше, орнамент служил не только украшением того или иного предмета, изделия, но и нес в себе определенные идеи и верования. Поэтому, как мы уже упоминали, зачастую рисунок орнамента имел магическое, сакраментальное или тотемическое значения.

Органически сочетаясь с уже сложившимися орнаментальными мотивами, эти магические символы рождали новые художественные образы, что придавало строгому, «сухому» геометрическому изображению более «живой», разнообразный вид, обогащало декоративное оформление своего рода философским содержанием.

class2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО

ИСКУССТВА class2

Дидактическая система художественно-эстетического образования школьников средствами орнаментального искусства

Анализ современнего состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в школах Дагестана наглядно показывает, что до сих пор имеется ряд недостатков в процессе обучения школьников изобразительному искусству, в частности, в изучении и познании народного творчества посредством орнаментального искусства (см. Глава I; 1.3). Многие преподаватели изобразительного искусства недостаточно оценивают и используют потенциальные возможности орнамента в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся средних общеобразовательных школ Дагестана.

Основной причиной этого положения является отсутствие разработанной дидактической системы занятий, специальных программ, где были бы предусмотрены возможности сельских и городских школ Дагестана с учетом национальных эстетических критериев, художественных традиций и специфики народных художественных промыслов в изучении орнаментального искусства гончаров, ювелиров, мастеров насечки, ковровщиц, вышивальщиц и др.

Недостаточное представление учащихся об орнаментальном искусстве народов Дагестана, о художественных приемах и эстетических принципах создания различных орнаментальных мотивов и композиций поставило нас перед необходимостью разработать комплексную дидактическую систему занятий по изучению и освоению народного орнаментального искусства в его основных жанрах.

Мы неизбежно пришли к выводу, что учителям школ, преподавателям художественно-графических факультетов совершенно необходимы научно обоснованная дидактическая система разработки соответствующих программ, учебно-методические наглядные пособия для школ с учетом богатейших возможностей народного орнаментального искусства как одного из наиболее действенных средств художественного образования и эстетического воспитания школьников. Их основная цель - изучение творческих принципов народного орнамента: законов цветовых соотношений, конструктивно-композиционных построений, принципов формообразования, которыми традиционно пользуются народные мастера, разрабатывая как простой, так и сложный орнаменты.

Дидактическая система экспериментального обучения включает в себя предварительный анализ содержания программ по изобразительному искусству, подбор учебного материала, отработку каждого занятия, постановку конкретных целей и задач, ориентированных на развитие художественных способностей учащихся в изучении и познании народного орнамента. Дидактическая система разработана на основе изменения и совершенствования структуры содержания действующих программ по изобразительному искусству как РФ, так и РД с использованием творческого наследия традиционной народной педагогики. Здесь мы опирались на имеющиеся в методике преподавания изобразительного искусства традиционные и современные подходы и принципы (Ростовцев Н.Н., Раджабов И.М., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Гаджимурадова СМ., Байрамбеков СМ.).

Поэтому в преподавании основ изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах Дагестана, в отличие от действующих общероссийских программ предусмотрен комплекс дидактических условий, включающий обучающие программы, систему занятий, ознакомление с ремеслами, творческими принципами орнаментального искусства. Здесь очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов, композиций орнамента и, как логическое завершение, - воплощение их в материале.

Последовательность изучения народного орнамента в школе должна быть строго продумана, отбор содержания изучаемого материала необходимо систематизировать с учетом возрастных особенностей и художественной подготовленности школьников. Как показывают наши педагогические наблюдения, практика, обучение изобразительному, в частности, орнаментальному искусству в школе необходимо начинать с первого класса.

Именно в этот период дети проявляют особый интерес к изучению и художественному познанию орнаментального декора ковровых изделий (паласы), образцов орнаментального искусства филиграни, гончарных изделий (блюда, изделия из дерева), техники насечки (целый ряд бытовых предметов). Во втором классе учащимся необходимо переходить к изучению более сложного орнамента, применяемого при декорировании безворсовых ковров, медно-чеканных изделий, керамики , при выполнении унцукульской насечки металлом по дереву и т. п.

Следовательно, в третьем классе учащимся предлагаем ознакомиться с богатейшим «многоцветьем» орнаментированных дагестанских войлочных ковров, изысканной декоративной отделкой ювелирных изделий, с узорными украшениями глазурованной керамики, тонким по композиции орнаментальным рисунком на объемных изделиях мастеров унцукульского художественного промысла (см. табл. №).

В четвертом классе на основе уже имеющихся знаний и умений необходимо предложить достаточно сложный и в графическом, и в композиционном отношениях растительный орнамент, применяемый при декорировании многообразных эмалевых изделий, и геометрический орнамент, характерный для ворсовых ковров, художественных керамических изделий, изделий из дерева работы мастеров селения Унцукуль.

Таким образом, в каждом классе, на каждом возрастном этапе развития учащихся идет, постепенно усложняясь, углубляясь и обогащаясь, процесс изучения и освоения орнаментального искусства различных видов, жанров и техник, применяемых при изготовлении художественных изделий различными народами и в различных художественно-промышленных центрах Дагестана.

Постепенное освоение учащимися основ орнаментального искусства рекомендуется строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Повтор. На первом этапе дети знакомятся с образцами орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий традиционных художественных промыслов и ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента учащиеся спонтанно и естественно изучают, усваивают основные элементы, составляющие общий декоративный рисунок.

Похожие диссертации на Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан)