Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Степанова Светлана Геннадьевна

Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства
<
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Степанова Светлана Геннадьевна. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства : 13.00.01 Степанова, Светлана Геннадьевна Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (На материале Республики Бурятия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Улан-Удэ, 2006 185 с. РГБ ОД, 61:06-13/1305

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования музыкальной культуры школьников 14

1.1. Методологические аспекты понятия «музыкальной культуры школьников» 14

1.2. Психолого-педагогические факторы становления музыкальной культуры школьников 32

1.3. Национальное музыкальное искусство как средство развития музыкальной культуры учащихся 56

Глава II. Формирование музыкальной культуры школьников в процессе освоения национально-культурных ценностей 78

2.1. Анализ развития музыкальной культуры детей в содержании массового музыкально-эстетического образования 78

2.2. Экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся в процессе освоения национального искусства Республики Бурятия 100

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 122

Заключение 150

Литература 155

Приложение 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Инновационные процессы в образовательной сфере затрагивают решение вопросов, направленных на развитие базовой культуры личности, а также предполагают разработку и реализацию национально-региональных образовательных концепций. Основные направления развития национального образования и воспитания связаны с необходимостью возрождения национальных культур народов России, приобщения школьников к культурам разных народов.

Формирование музыкальной культуры младших школьников - сложный процесс, при котором, с одной стороны, происходит стихийное воздействие на них средств массовой информации, в последнее время все менее уделяющих внимание популяризации золотого фонда классического музыкального наследия и аутентичного фольклора. С другой стороны, имеет место система целенаправленного музыкального воспитания и образования, большие педагогические возможности которой реализуются не в полной мере.

Отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, десятилетиями формировавшееся этнически нивелированное индивидуальное сознание, в том числе художественное; одностороннее увлечение развлекательной музыкой среди молодежи, чаще всего не способствующее развитию эстетического сознания, высокохудожественного идеала и вкуса, - актуализируют обращение к решению психолого-педагогических проблем в области музыкально-эстетического образования и воспитания, одним из способов решения которых является внедрение в практику национально-регионального компонента. Центральное место здесь занимает учитель, который является проводником культурного наследия этносов, наций, обществ. Современный учитель должен приобщать будущее поколение к различным культурным позициям, ценностям, традициям, быть носителем собственно этнонациональной культуры и вдохновителем формирования полиэтнического самосознания каждого ребенка.

В данном направлении накоплен теоретический материал, где вопросы национально-регионального своеобразия эстетического образования и национального воспитания рассматриваются авторами в различных аспектах. Рассмотрению образования как части культуры посвящены философско-методологические, исторические исследования Б.Т. Лихачева, Е.В. Бондарев-ской, В.П. Зинченко, Ю.А. Сенько, Л.А. Степашко и др.

Вопросам национального воспитания в истории педагогики уделялось внимание в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ф. Ницше, К.Д. Ушин-ского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого и др. В современном воспитании выделяются творческие идеи И.А. Ильина, В.Е. Гусева, Г.Н. Волкова и других ученых. Существенный вклад в решение проблемы использования регионального компонента в образовании внесли работы культурологов, социологов культуры А.И. Арнольдова, Л.Н. Когана, Д.С. Лихачева и др. Теоретические и методологические проблемы формирования музыкальной культуры школьников разработаны на положениях отечественной педагогики в трудах В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.А. Арчажниковой, Л.В. Школяр, М.С. Осенневой, Л.А. Безбородовой, Л.В. Го-рюновой и других ученых; проблемы использования народного творчества в музыкальной педагогике - в работах Л.В. Шаминой, Л.Л. Куприяновой, Д.А. Рытова и др. Рассмотрен опыт национального музыкального воспитания в зарубежной музыкальной педагогике на основе концепции 3. Кодая, Б. Бартока, К. Орфа, Б. Тричкова и др. В исследованиях раскрываются отдельные аспекты использования национально-региональных ценностей музыкального искусства, касающиеся проблемы профессиональной деятельности учителей музыки (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева, П.В. Халабузарь, А. Лехмус, Г.Д. Пряников и др.).

Психолого-педагогические позиции исследования строятся на современных тенденциях развития музыкальной культуры личности и затрагивают область психологии художественной деятельности детей и творческих спо собностей на положениях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.П. Юсова, Д.Б. Богоявленской и др. Решению задач исследования способствовало рассмотрение теоретических и социологических аспектов проблемы формирования национального и межнационального сознания (А.Ф. Дашдамиров, В.А. Балханов, П.Р. Атутов, Ю.А. Серебрякова и др.); педагогических и теоретических позиций по вопросам развития бурятской национальной школы в социально-философском и историческом плане (С.Д. Нам-сараев, Н.К. Елаев, Г.Ц. Молонов, А.С. Танхасаева, И.А. Маланов, С.С. Тан-хасаева и др.); многочисленных искусствоведческих, культурологических, исторических трудов по исследованию музыкальной культуры Бурятии и коренных народов Сибири (Д.С. Дугаров, О.И. Куницин, В.В. Китов и др.); культурологических подходов к разработке национально-регионального компонента в образовательных учреждениях Восточной Сибири и приобщению к национальной культуре (В.К. Назаров, В.П. Гапеева, Т.Г. Балханова, Т.Ф. Ляпкина и др.); этнокультурных аспектов развития и воспитания школьников средствами музыкального фольклора народов Восточной Сибири и Забайкалья (Т.К. Солодухина, В.И. Солодухин, Н.П. Шишлянникова, Т.Б. Будаева, С.А. Харитонова и др.).

Анализ литературы показывает, что в настоящий момент возрастает актуальность проблемы регионального образования, затрагивающей вопросы истории и культуры края. Изученные работы ориентируют в методологических подходах, социально-философских, психолого-педагогических, аспектах по регионализации содержания музыкального образования. Однако перечисленные исследования не рассматривают комплексно проблему формирования музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе приобщения к национальной культуре средствами народного и профессионального музыкального искусства региона. Существующее противоречие между низким уровнем отражения национальных ценностей музыкального искусства Бурятии и его содержания в массовом музыкальном воспитании и высокой степенью научного осмысления его педагогического потенциала, а также возможность практической реализации накопившегося дидактического материала, необходимого в воспитании и обучении детей, обусловили целесообразность проведения данного исследования. Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной разработке модели национально-регионального компонента содержания музыкального образования как средства формирования музыкальной культуры учащихся в процессе его освоения. Актуальность проблемы определила тему диссертационного исследования: «Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства (на материале Республики Бурятия)».

Цель исследования заключается в выявлении педагогического потенциала национального искусства в формировании музыкальной культуры школьников, в разработке и апробации системы организации учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение, передачу самобытного своеобразия музыкального искусства Бурятии.

Объект исследования: музыкальная культура школьников 8-11 лет.

Предмет исследования: формирование музыкальной культуры учащихся школ Бурятии средствами национального музыкального искусства региона.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования музыкальной культуры детей может быть успешным, если приобщение к музыкальному искусству будет выстроено на системе диалогов, адекватно отражающих музыкальное наследие мировой, отечественной, региональной, национальной культуры. Этому процессу в полной мере соответствует введение в федеральный компонент содержания образования достояния национально-культурных ценностей музыкального искусства региона при следующих условиях:

- разработки и внедрения модели национально-регионального компонента музыкального образования, которая осуществляется на основе ком плексного подхода к изучаемой проблеме, включающей в себя несколько уровней рассмотрения: социально-философский, психолого-педагогический, культурологический, искусствоведческий;

- ориентации на индивидуально-психологические, возрастные, этнокультурные и музыкальные особенности развития личности школьников в процессе приобщения к национальному музыкальному искусству региона;

- использования эффективных форм, методов, приемов организации музыкальной деятельности школьников, содержащихся в передовом зарубежном, отечественном и региональном опыте музыкального образования и воспитания;

- системы поэтапного педагогического процесса формирования музыкальной культуры учащихся на принципах общей, художественной, музыкальной педагогики и опыта этнохудожественного воспитания;

- этнокультурного развития детей, осуществляющегося в процессе музыкального образования, адекватно отражающего широту национально-культурного наследия полиэтнического региона, при опоре на общечеловеческое содержание в культуре каждого этноса с выделением национального своеобразия и специфики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- уточнить характеристику понятия «музыкальная культура школьника» и определить ее основные компоненты;

- выявить и охарактеризовать психолого-педагогические факторы становления музыкальной культуры учащихся;

- обосновать педагогический потенциал национального музыкального искусства Республики Бурятия и возможности его влияния на формирование личности школьников;

- проанализировать и обобщить отечественный и региональный опыт в осуществлении подходов к развитию музыкальной культуры школьников в содержании современного музыкально-эстетического образования;

- разработать и экспериментально подтвердить педагогическую систему формирования музыкальной культуры детей на основе овладения учащимися национально-культурными ценностями музыкального искусства Республики Бурятия.

Методологической основой исследования являются современные философские положения о закономерностях общественно-исторического развития образования и изучения явлений музыкальной культуры, гносеологический подход к сущности музыкально-эстетической культуры личности; психологические и педагогические концепции процесса активизации развития личности, включая возможности влияния искусства на раскрытие ее потенциала.

Основными принципами понимания содержания формы культуры человечества стало сочетание общечеловеческого и национального, единство общего, особенного и единичного во взаимосвязи и взаимодействии явлений с учетом историко-культурологического подхода к изучению национально-регионального наследия музыкального искусства, деятельностного подхода в воспитании. А также традиционные и инновационные процессы в отечественной и мировой педагогике, современные технологии в музыкальной практике, теоретические положения выдающихся философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов:

- философско-эстетические основы теории музыкальной культуры М.М. Бахтина, М.А. Бердяева, В.М. Матониса, А.Н. Сохора, B.C. Цукермана, Р.А. Тельчаровой и др.;

- современные подходы к теории воспитания Б.Т.Лихачева, В.В. Кара-ковского, Н.Д. Никандрова; концепция целостного процесса эстетического воспитания Е. Квятковского и др.;

- принципы и критерии отбора содержания общего образования М.С. Скаткина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина; принципы содержания образования устойчивого развития Б.Н. Бессонова, Н.П. Ващекина, М.Ю. Тихонова, А.Д. Урсула, B.C. Петрова; в музыкальном образовании - Г.С. Тарасова, В.А. Авратинера, Э.Б. Абдуллина и др.

- теория развития личности с учетом ведущей роли деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, а также ее типы, периоды возрастной актуализации в художественном развитии школьников - положения В. Роджерса, М. Монтессори, Г. де Фриза, Б.Г. Ананьева, Б.П. Юсова и др.;

- вопросы музыкальной психологии и педагогики в развитии музыкальных способностей - положения Б.М. Теплова, Е.Е. Назайкинского, В.В. Медушевского, В.П. Петрушина и др.; в вопросах исследования восприятия музыкального произведения - теория «интонации» Б.В. Асафьева, теория музыкального мышления Б.Л. Яворского, работы Ю.Н. Тюлина, Л.А. Мазеля и др.;

- принципы формирования музыкальной культуры школьников при опоре на национальную культуру Ю.Б. Алиева, Б. Бартока, 3. Кодая, Б. Тричкова;

- принципы тематизма в художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Для исследования и решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический анализ социально-философской, психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой, этноисториче-ской литературы; изучение программных и нормативных документов; нотных приложений, дискографии, аудиозаписей; обобщение передового педагогического опыта. Организация опытно-экспериментальной работы, в ходе которой осуществлялось наблюдение, беседа, анкетирование, анализ деятельности школьников, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

- в уточнении понятия «музыкальная культура школьников» и основных ее компонентов, применительно к возрасту 8-11 лет;

- в обобщении педагогического потенциала национального музыкального искусства народов Бурятии;

- в обосновании модели национального музыкального искусства Бурятии (региональная форма) и условий развития музыкальной культуры младших школьников, осваивающих национальную музыку в поликультурном сообществе;

- в определении компонентов педагогической системы, обеспечивающей формирование музыкальной культуры школьников;

- в определении и обосновании критериев, определяющих уровень развития музыкальной культуры учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- спроектирована и внедрена педагогическая система приобщения учащихся младшего школьного возраста к национальному музыкальному искусству;

- разработан экспериментальный курс «Музыкальная культура родного края» для школьников 8-11 лет, который может быть использован в практике работы общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования;

- разработан спецкурс «Методика преподавания основ национальной музыки в школе» для студентов музыкально-педагогических специализаций и учителей музыки, в целях углубления полиэтнической направленности профессиональной деятельности педагога в процессе музыкально-эстетического воспитания и обучения школьников в поликультурном сообществе;

- разработаны программно-методические рекомендации, позволяющие учителям использовать их в педагогической деятельности; обоснована организация учебно-воспитательной работы по формированию музыкальной культуры школьников средствами национального искусства.

Достоверность исследования обеспечивается исходным методологическим анализом позиций теоретических положений философии, педагогики, психологии; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам, логике исследования; опытно-экспериментальной апробацией и вне дрением в практику; сопоставлением результатов констатирующего и формирующего эксперимента, данных в таблицах, схемах, гистограммах.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (2000-2002 гг.) изучалась научная и методическая литература, нормативная документация, нотные материалы, аудиозаписи и дискография по теме исследования. Определялась методика экспериментальной работы. Задачи констатирующего исследования реализовались проведением текущего среза на предмет использования в учебных программах регионального музыкального материала, диагностики эрудированности школьников и учителей в вопросах освоения наследия национальной музыкальной культуры региона, степени интереса и потребности к ее изучению.

На втором этапе исследования (2002-2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по организации учебно-воспитательного процесса формирования музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства. На данном этапе осуществлялись цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы работы с учащимися, направленные на решение проблемы исследования; выявлялись ее результаты, отслеживалась динамика роста музыкальной культуры школьников.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась обработка данных, полученных в ходе экспериментальной работы, проведен их анализ, проверка гипотезы и теоретическое обобщение основных результатов и положений исследования.

Базой исследования явились младшие и средние классы Республиканского бурятского национального лицея № 1, Сотниковской средней школы Иволгинского района Республики Бурятия и средней школы № 63 г. Улан-Удэ.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику. Научно-теоретические материалы исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, межрегиональных, вузовских научно-практических конференциях; практические материалы апробированы в ходе экспериментальной работы и внедрены в практику работы школ г. Улан-Удэ и районов Республики Бурятия; в ходе цикла методических семинаров для учителей Иволгинского района Республики Бурятия; материалы диссертации используются автором в спецкурсах «История и теория музыкальной педагогики», «Методика преподавания музыкального воспитания и обучения» для студентов Института музыки Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. В проекте «Музыкальное наследие Республики Бурятия в современном образовательном процессе» использованы основные положения и результаты настоящего исследования-победителя конкурса грантов Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия «Территория культуры» на 2006 год.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная культура школьника рассматривается как интегратив-ное качество индивида, результат деятельности творящего существа, субъекта производимых вовне и одновременно внутри себя преобразований, подразумевающих индивидуальный социально-художественный опыт. Сущность структуры музыкальной культуры детей 8-11 лет составляют взаимосвязанные между собой компоненты: музыкальная деятельность, музыкальный опыт, творческо-преобразовательная деятельность, музыкально-эстетическое сознание.

2. Национально-культурные ценности музыкального искусства полиэтнического региона способствуют формированию музыкальной культуры учащихся; играют активизирующую роль в интеллектуальном, эмоциональном, этнокультурном развитии личности, в решении проблем воспитания культуры межнациональных отношений, становления духовно-нравственных качеств школьников как общего процесса духовно-патриотического возрождения России.

3. Национальное музыкальное искусство Республики Бурятия требует передачи его локального своеобразия в. содержании образования как феноме на музыкальной культуры, основанного на достижениях музыкального творчества бурятского народа, русских старообрядцев (семейских), забайкальского казачества и эвенкийского народа как основных этнических групп, населяющих Республику Бурятия, а также произведениях профессионального искусства. Представляет интерес выявление этнокультурных связей и включение материала о родственных пентатонических музыкальных культурах Тывы, Монголии как целостный взгляд на изучение ладогармонических закономерностей и системы средств музыкальной выразительности народов Востока.

4. Система организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников основана на гуманистических принципах воспитания личности в педагогике; методах, адаптированных к индивидуально-психологическим особенностям детей, к особенностям музыкального восприятия учащихся младшего школьного возраста (от 8 до 11 лет); формах, позволяющих охватить широкое информационное музыкально-эстетическое пространство полиэтнического региона, в результате взаимодействия школы, семьи, учреждений культуры и искусства; способствует раскрытию закономерностей овладения учащимися национальными ценностями музыкального искусства в поликультурном регионе.

Структура диссертации: структура и объем диссертации определены задачами и логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

Методологические аспекты понятия «музыкальной культуры школьников»

В связи с глобальными социальными преобразованиями в обществе все более приоритетное значение приобретают гуманистические ценности в жизни людей. Формирование музыкальной культуры личности, наряду с высокой социальной значимостью классической функции музыкально-эстетического воспитания, выходит на уровень общих духовно-нравственных ценностей и гуманистических убеждений.

Перед современным художественным образованием стоят задачи художественно-образного познания мира и воспитания чувства единства с ним (целостное миропонимание), формирования культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистического воспитания и духовно-нравственного развития, освоения национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, интеграции личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое отражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры [138, с.140].

В данной ситуации для рассмотрения методологических подходов к проблеме формирования музыкальной культуры школьников прежде всего необходимо осмысление сущности понятий "культура", "искусство", "музыкальная культура" и их роль в современном обществе.

Существует множество определений данных понятий, например: "Культура" (от пат.сиІШга - возделывание, обрабатывание) - социально- прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека [Философский словарь. -М., 1987.-С.225].

Это одно из широких понятий, которое определяется как совокупный результат материальной и духовной деятельности. Культура - «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» [119, с. 14].

Понятие «культура» характеризуется как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности [220,с.167].

Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную, соответственно основным видам общественного производства. Духовная культура подразделяется на научную, эстетическую, художественную, музыкальную и т.д. В теории культуры вводятся понятия «культура личности» и «культура общества», а также могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие видам искусств, и среди них «музыкальная культура».

В отечественной науке сформулированы различные варианты, определяющие понятие «музыкальная культура общества». Например, «музыкальная культура общества как продукт специфической духовно-практической деятельности человека есть выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания» [189, с. 16].

В понятие музыкальной культуры общества, по мнению А.И.Катинене, входят различные виды музыкальной деятельности и их результат - музыкальное произведение, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры общества входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями [160, с.40].

Социологический аспект данного понятия разработан в трудах музыковедов А.Н.Сохора, В.С.Цукермана. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой) [138, с. 138]. Анализ литературы по проблемам социального функционирования музыкального искусства показывает, что музыкальная культура общества представляет собой единство социального и культурного в музыкальной жизни [183; 76; 74; 167].

Нам интересна трактовка искусствоведа Н.Н. Гаврюшенко, который считает, что музыкальная культура - вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это - сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны - типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам; факторами функционирования и развития этой системы выступают взаимодействие элементов и единство музыки с контекстом культуры, а предназначение характеризуется социальной полифункциональностыо, воплощением ценностных ориентиров культуры и направленностью на духовное совершенствование человека, в том числе на достижение его внутренней целостности, единства с окружающим миром [64, с.7].

С целью более глубокого понимания сущности музыкальной культуры общества, на наш взгляд, целесообразно проследить его взаимосвязь с понятием «искусство» в контексте того, что художественными ценностями музыкальной культуры являются произведения искусства.

Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как определенная форма общественных отношений и как особая форма общественного и индивидуального сознания. Все эти ипостаси искусства находятся в определенном взаимодействии. «Искусство - это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека - ребенка или взрослого. Благодаря возможности подобного воплощения индивидуального в его живой динамике, а также неразрушимой целостности как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в творческое переживание, содействие, воссоздавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей автора, будь то роман, картина или симфоническое полотно» [8, с. 12].

Психолого-педагогические факторы становления музыкальной культуры школьников

На основе вышеизложенного материала в параграфе 1.1, мы считаем целесообразным рассмотреть психолого-педагогические факторы, влияющие на процесс формирования музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста.

Формирование музыкальной культуры школьников в учебно-воспитательном процессе основано на взаимодействии педагога и учащихся, в котором организация музыкального воспитания и учебная деятельность обучаемых осуществляется при учете внешних и внутренних факторов развития личности детей.

Основываясь в подходах к трактовке развития личности и ее формирования с позиции деятельностно-отношенческой концепции воспитания, можно сделать вывод, что именно включение растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умелое стимулирование его активности (отношение) к этой деятельности позволяет осуществлять его действенное воспитание.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующее влияние среды, обучения и воспитания, природных задатков становится фактором развития личности только через посредство ее активности [177, с. 125]. Следовательно, постараемся раскрыть природные предпосылки и социальные факторы развития личности школьников, влияющие на процесс формирования музыкальной культуры учащихся.

Музыкальная деятельность, выступающая как предпосылка, процесс и результат музыкального развития, дает ключ к анализу процессов формирования музыкальной культуры человека [189, с. 16]. Раскрывая содержание структуры музыкальной культуры школьников в параграфе 1.1, мы определили, что музыкальная деятельность является одним из ее ведущих компонентов и представляет собой «совокупность способов, средств, особенностей познания музыкального искусства (а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие человека» [160, с.63].

По мнению Б.В.Асафьева, музыка может существовать в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведением исполнителя и восприятием слушателя - как основных форм музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность имеет три основных разновидности творчества, которым соответствуют три этапа существования музыкального произведения, этот процесс изображен в схеме 3.

Рассматривая природные предпосылки как один из факторов развития музыкальной культуры личности, необходимо выделить те психологические особенности и свойства личности, которые характерны для музыкальной деятельности. Прежде всего, в центре психологических особенностей лежит музыкальность, которая отличает музыкальную деятельность от всякой другой.

Музыкальность - это комплекс индивидуально-психологических способностей и компонент музыкальной одаренности, необходимой для любого вида музыкальной деятельности [192, с.36].

Главным признаком музыкальности, по мнению Б.М.Теплова, является переживание музыки, как выражение некоторого содержания. Основными же носителями этого содержания являются в музыке звуковысотные и ритмические движения. Для их восприятия и воспроизведения, в результате проведенного анализа, Б.М.Тепловым выделены три основных музыкальных способности, которые являются ядром музыкальности, хотя это и не исчерпывает всего комплекса способностей. К ним относятся следующие:

1. Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. (В детском возрасте оно проявляется как любовь и интерес к слушанию музыки.)

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковы-сотное движение. Эту способность можно назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха (оно образует ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.)

3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двига-тельно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний (наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку).

Музыкальная одаренность - это качественно-своеобразное сочетание музыкальных способностей, от которой зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью [192, с.25]. В их число входят сила, богатство и инициативность воображения, умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем свои душевные силы; волевые особенности личности; духовно-интеллектуальное и эмоциональное содержание человека.

В.И. Петрушин, рассматривая специфику музыкальной деятельности, отмечает, что кроме музыкальных способностей в ней играют важную роль такие чисто психологические показатели, как уровень нейротизма (обозначение внутренней психологической неустойчивости человека), интроверсии и экстраверсии, вид темперамента и характера, преобладание правополушарно-го или левополушарного сознания [142, с.222].

В школе И.П.Павлова разделяют людей на художественный и мыслительный типы в зависимости от того, на какую сигнальную систему опирается в своей деятельности человек. При опоре на первую сигнальную систему, которая оперирует главным образом конкретными представлениями, обращаясь при этом непосредственно к чувству, говорит о художественном типе. При опоре на вторую сигнальную систему, регулирующую поведение при помощи слов, говорит о мыслительном типе. Таким образом, музыкальная и музыкально-образовательная деятельность теснейшим образом связана с индивидуально-психологическими процессами, взаимно дополняющими друг друга.

Анализ развития музыкальной культуры детей в содержании массового музыкально-эстетического образования

Целью экспериментальной работы явилось выявление основных путей и технологии организации учебно-воспитательного процесса по формированию музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства. Для реализации поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента были определены следующие задачи: 1. Определить интерес учащихся к музыке и наличие потребности школьников младших и средних классов в формировании музыкальной культуры средствами национального искусства. 2. Выявить уровень развития музыкальной культуры школьников младших и средних классов. 3. Определить степень использования национально-культурных ценностей музыкального искусства региона преподавателями музыкальных дисциплин в процессе формирования музыкальной культуры детей. 4. Проанализировать основные принципы, методы и формы содержания музыкально-эстетического образования в развитии музыкальной культуры учащихся.

Организация диагностического исследования осуществлялась в Республиканском бурятском национальном лицее № 1, Сотниковской средней школе Иволгинского района Республики Бурятия, в средней школе № 63 г.Улан-Удэ. Констатирующий эксперимент охватывал 353 учащихся, 32 учителя музыки и преподавателя музыкальных дисциплин из 7 районов Республики Бурятия и г.Улан-Удэ. Задачи исследования реализовывались в процессе проведения экспериментальной работы в начальных и средних классах среди детей младшего школьного возраста (от 8 до 11 лет): - в Республиканском бурятском национальном лицее (РБНЛ) № 1 -экспериментальные классы (20 чел.); - в Сотниковской средней школе Иволгинского района Республики Бурятия - экспериментальные классы (69 чел.) и контрольные классы (49 чел.); - в средней школе № 63 г. Улан-Удэ - экспериментальные классы (100 чел.) и контрольные классы (115 чел). Данные учебные коллективы охватывают разнообразный по национальному составу контингент учащихся, что позволяет изучить педагогические возможности использования культурных ценностей национального музыкального искусства Республики Бурятия в сфере образования. Важным моментом в выборе экспериментальной площадки оказалась заинтересованность педагогическим коллективом проблемой исследования, особенности учебно-воспитательного процесса каждого образовательного учреждения, этнический состав школьников.

Так, например, в Сотниковской средней школе учатся дети, проживающие в населенном пункте сельского типа, и их воспитание осуществляется в условиях музыкально-эстетического пространства, наиболее приближенного к народным традициям и обычаям.

В РБНЛ № 1 обучаются дети из различных районов Бурятии. Одной из целей лицея является подготовка учащихся и выпускников как носителей бурятской этнокультуры в ее неразрывной связи с русской и мировой культурой. Наряду с общим образованием все дети получают художественно-эстетическую подготовку в школе искусств. Это общеэстетическое отделение для детей 1-4 классов, и далее, по выбору учащихся, занятия на отделении бурятских народных инструментов, театральном, вокально-хоровом, хореографическом.

Средняя школа № 63 имеет разнообразный по национальному составу контингент школьников и является экспериментальной площадкой, на базе которой разрабатываются и апробируются рабочие и экспериментальные программы на основе реализации национально-регионального компонента образования, включая условия для развития художественно-творческих способностей ребят на основе приобщения к национальному музыкальному искусству Республики Бурятия. Для решения намеченных задач использовались методы, обусловленные характером нашей работы: - методы выявления познавательных интересов и потребности в овладении содержанием национально-культурных ценностей у школьников, которые используются в ходе констатирующего эксперимента в виде анкет, опросов, наблюдения; - методы диагностики, направленные на изучение уровня развития музыкальной культуры учащихся по овладению содержанием национального музыкального искусства региона, используются в ходе констатирующего и формирующего эксперимента на основе педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования учащихся, творческих заданий учащихся. - методы определения уровня усвоения учителями национально культурных ценностей музыкального искусства региона, их использования в процессе формирования музыкальной культуры детей, включая анализ уро ков, анкетирование, собеседование, тестирование; Методика диагностирования, направленная на изучение уровней формирования музыкальной культуры школьников, позволила в ходе констатирующего эксперимента охарактеризовать: - эмоциональную отзывчивость учащихся, музыкально-эстетическое отношение школьников и учителей к произведениям национального музы кального искусства (эмоционально-мотивационный компонент); - комплекс познания у детей закономерностей музыкального искусст ва в области основ музыкальной грамоты, интонационно-слухового опыта на примере анализа средств музыкальной выразительности, знания разновидно стей форм и жанров национальной музыки, ее стилевых различий, необходимых для способности целостного восприятия содержания музыкальных произведений {когнитивный компонент); - степень освоения содержания школьниками национального музы кального искусства родного края в процессе их музыкально-творческой дея тельности {творческо-поееденческий компонент). С целью выявления уровня музыкальной культуры учащихся младшего школьного возраста в начале констатирующего эксперимента мы использовали анкеты и тесты. Анкетирование охватывало всех учащихся контрольных классов (КК) и экспериментальных классов (ЭК) базы исследования (всего 353 чел.). В анкете № 1 фиксировалось состояние эмоционально-мотивационного компонента и предполагалось установить: - степень эстетического отношения к музыкальному искусству в целом, развитие музыкального кругозора, художественного вкуса; - источники формирования музыкальной культуры (школа, семья, кружки, филармония, театр, СМИ); Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты: 1. Какие музыкальные сочинения (народные и композиторские) ты любишь слушать и исполнять? 2. Где ты слышал(а) эту музыку (в семье, школе, филармонии из других источников)? 3. Пробовал(а) ли ты сочинять музыку? 4. Когда и где ты впервые услышал(а) музыку? 5. Назови известные тебе жанры и лады народной музыки; 6. Какие существуют разновидности стилей в музыке? 7. Занимаешься ли ты музыкой дополнительно, наряду с уроками музыки в школе? 8. Для чего нужна людям музыка? 9. Что хотелось бы узнать о музыке и музыкантах?

Экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся в процессе освоения национального искусства Республики Бурятия

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили наше предположение о том, что школьники испытывают потребность в изучении национально-культурных ценностей родного края, что необходимо создание условий, способствующих удовлетворению познавательных интересов учащихся по овладению знаниями о музыкальной культуре региона.

Цель формирующего эксперимента состояла в разработке и внедрении системы организации учебно-воспитательного процесса по освоению учащимися национально-культурными ценностями, направленного на развитие выделенных нами ранее компонентов музыкальной культуры школьников: музыкальной деятельности, опыта, творческо-преобразующей деятельности, музыкально-эстетического сознания.

Первый этап формирующего эксперимента предполагал выявление условий формирования музыкальной культуры учащихся на основе приобщения к национальному музыкальному искусству региона.

На данном этапе определялись цели, задачи, принципы, содержание, методы и формы работы с учащимися при учете психологических, возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создавались необходимые условия личностного развития, творческого самовыражения, этносо-циокультурной адаптации школьников. Разрабатывался учебно-методический комплекс для учителей (программа с методическими рекомендациями, планы уроков с нотным приложением, аудиопособием, художественно-иллюстративным материалом).

Процесс формирования музыкальной культуры учащихся, прежде всего, обусловлен такими принципами воспитания, которые связаны с его цен-трацией на развитие личности (параграф 1.2), и в разработке содержания экспериментальной работы мы базировались на закономерности гуманистического воспитания в педагогике, принципах педагогики искусств, а также этнопсихологических основах воспитания личности:

1. Метапринцип культуросообразности, современная трактовка которого предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др.) [177].

2. Принцип эстетизации детской жизни, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности, которое позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дает возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов (Б.Т.Лихачев) [177].

3. Принцип этноспецифического детерминизма педагогических воздействий, предполагающего ориентирование педагогических мероприятий, которые соответствовали бы исторически сложившимся традициям, привычкам конкретного народа и учитывали влияние на этот процесс его национально психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития [84].

4. Принципы педагогики искусств, обусловленные интонационно-образной природой музыки, ее связью с жизнью и другими искусствами (Д.Б.Кабалевский, Л.А.Горюнова, Л.В.Школяр) [125].

5. Идеи комплексного взаимодействия искусств (Б.П.Юсов) в музыкально-эстетическом образовании, связанные с образным и тематическим единством интеграции различных видов искусства в процессе обучения, рассмотрения музыкального воспитания вне узкой предметно-деятельностнои направленности [226].

При этом учебная музыкальная деятельность школьников рассматривалась в целостном процессе овладения учащимися музыкальной культурой (идеи Д.Б.Кабалевского) [73]. Достижение целостности собственно урока, учебной четверти, года и всего процесса музыкального образования обусловлено логикой развития у школьников восприятия музыки, которая предполагала последовательное постижение учащимися жанровой, интонационно-фабульной, процессуально-временной природы музыкального искусства и его многообразных жизненных связей.

Различные формы общения с искусством на уроке (пение, слушание музыки, инструментальное музицирование и т.д.) направлены на постоянное углубление восприятия школьниками музыки, что обеспечивает в экспериментальной программе целостный характер протекания всей учебной музыкальной деятельности.

Освоение школьниками музыкального материала в опытно-экспериментальной работе требует соответствующих знаний и приобретения опыта, которые позволяют постигать художественные образцы национального музыкального искусства различных жанров от простых (песня, танец) до сложных синтетических (опера, балет, оратория и т.д.).

Так, например, слушание музыки предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров). Аналогично в пении важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

В связи с этим в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать музыкальную культуру школьников при опоре на следующие принципы [138; 85]:

принцип единства художественного и техническо-художественное исполнение музыкальных произведений как творческий акт музыкальной деятельности и самовыражения учащихся, который требует соответствующих технических навыков и умений, является средством для достижения выразительности в передаче центральной музыкальной идеи и содержания;

принцип единства эмоционального и сознательного, который обусловлен спецификой музыки и особенностями ее восприятия, требующего осознания эмоциональных впечатлений, доступности выразительных средств музыкального искусства;

принцип единства ладового, ритмического чувства и чувства формы, который лежит в основе различных видов музыкальной деятельности. Основан на комплексном и последовательном развитии музыкальных способностей школьников и формировании представлений о принципах развития музыки.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства