Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Султанова Патимат Султановна

Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
<
Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султанова Патимат Султановна. Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2004 148 c. РГБ ОД, 61:04-13/2758

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства ... 14

1.1. Национальное, межнациональное в искусстве и художественно-педагогическом образовании школьников 14

1.2. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство формирования межнациональных отношений в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся 42

1.3. Формирование межнациональных отношений школьников с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства 61

Глава 2. Педагогические условия формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству 72

2.1. Дидактические условия формирования межнациональных отношений в художественно-эстетическом образовании школьников72

2.2. Система занятий по формированию межнациональных отношений учащихся на уроках изобразительного искусства 80

2.3. Методика формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству 112

Заключение 132

Список использованной литературы 134

Приложения

Введение к работе

С переходом нашего государства на совершенно новую историческую ступень и формированием в связи с этим совершенно новой социально-экономической формации межнациональные и «межкультурные» взаимоотношения в значительной степени усложнились, не обретя в достаточной степени консенсуса между общепринятыми мировыми нормами международного права, наследием социалистического периода и многовековыми региональными национальными традициями. Отметим при этом, что отход граждан фактически нового государства от прежнего, изжившего себя, советского патриотизма и формирование у них патриотизма нового - российского - происходят в политически, экономически и социально сложной обстановке, что, соответственно, порождает разного рода противоречия.

Весь комплекс сложившихся перечисленных факторов требует, естественным образом, новых, соответствующих историческому моменту подходов к разработке теории и методологии воспитания российского патриотизма, а поскольку Россия - есть государство многонациональное, то воспитание консенсуальных межнациональных отношений, веротерпимости и культурного взаимопонимания приобретает особую актуальность. Эта проблема в значительной степени повышает роль как искусства вообще, в широком смысле, так и соответственно школьных дисциплин художественно-эстетического цикла в процессе формирования межнациональных и «межкультурных» взаимоотношений в молодежной, подростковой и детской среде.

Особая актуальность и своего рода уважительная деликатность межнациональных отношений подрастающего поколения в условиях уникальной этнической пестроты и многоликости Республики Дагестан обусловлены исторически принципиально новым подходом к роли и значению межнациональных отношений в ее духовном и культурном прогрессивном развитии. Повышение пристального внимания к межнационально-

4 обогащающему воспитанию объясняется весьма значительным политическим, идеологическим, социально-психологическим и образовательно- воспитательным значением искусства, исторически обусловленным необходимостью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, вплоть до самых малочисленных, проживающих в столь поистине уникальной в смысле этнического многообразия республике, какую как в силу географического положения, так и исторического развития представляет собой Дагестан.

В процессе ускорения и интенсификации социально-экономического и культурно-духовного развития общества особо важное значение приобретает совершенствование и консенсуальная оптимизация межнациональных отношений.

Пренебрежение этим историческим постулатом уже привело к целому ряду конфликтов практически по всему миру, включая, к сожалению, и Российскую Федерацию.

Исходя из сказанного совершенно особое значение приобретают воспитание и формирование интернационалистического сознания и соответствующей «этнической психологии» у представителей различных наций, народов и народностей нашей страны средствами «внеязыкового» общевоспринимаемого изобразительного искусства.

Таким образом, культура межнационального общения наиболее интенсивно и плодотворно развивается там, где сосредоточены многонациональные коллективы, т.е. в тех регионах, где население этнически неоднородно и представляет собой исторически устоявшийся конгломерат в национальном отношении. Республика Дагестан в этом аспекте поистине уникальна.

Анализ опыта учителей как Российской Федерации в целом, так и Республики Дагестан, в частности, по формированию у учащихся средней общеобразовательной школы межнациональных отношений, патриотических чувств и убеждений позволяет сделать неизбежный вывод о том, что

5 настоятельно необходимо всемерно повышать эмоциональную насыщенность межнационального и патриотического воспитания подрастающего поколения, наиболее плодотворно используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, в частности, такие столь эффективные, как искусство, в том числе изобразительное и декоративное.

Целенаправленное ознакомление с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у детей и подростков эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед родиной и обществом. Искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, а следовательно, гражданами и высоконравственными людьми. Оно помогает детям увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов нашей страны и их сплоченности, которую нарушают лишь спровоцированные экстремистскими группировками разного толка конфликты, в которых сами народы участия не принимают, являясь их невольной жертвой и неся совершенно незаслуженные людские потери, испытывая ущерб материальных и культурных ресурсов.

Трудно, практически невозможно найти в нашей стране школу или иное учебное заведение, где учились бы дети и подростки одной национальности. Ярким примером неоднородности национального состава могут служить школы Дагестана, для которых, в масштабах страны, она особенно характерна. Здесь нередки случаи, когда в одной школе учащиеся являются представителями не менее десяти национальностей.

Совместная жизнь и учеба в многонациональном коллективе, постоянное общение учащихся школ в учебное и внеклассное время естественным образом создают благоприятную и творчески потенциальную психологическую атмосферу, обстановку, оптимальным образом способствующую формированию у молодежи и школьников уважения к нациям и народностям, к культурам во всем многообразии их исторического развития, художественного богатства и эстетического потенциала.

Наряду с этим в многонациональном коллективе учебного заведения естественным образом находит свое проявление и воплощение специфика различных культур и художественных традиций, носители которых органически вливаются в конкретный школьный коллектив. Между тем не все члены школьного коллектива обладают выработанной способностью правильно и адекватно воспринимать ценности культурных народов - порой они просто непонятны в силу своей непривычности. Поэтому отношение человека той или иной национальности к представителю другой в значительной степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, от известного ему опыта друзей и знакомых.

На современном этапе развития нашего общества со всей остротой поднимается проблема активизации и усиления межнационального воспитания с оптимальным использованием потенциала и средств культуры и искусства, что логическим образом определяется насущной необходимостью дальнейшего углубления и расширения межнациональных связей.

Причины возникновения указанных проблем на современном этапе сводятся, на наш взгляд, к следующему.

Во-первых, несвоевременное выявление и, соответственно, запоздалые анализ причин и разрешение противоречий, возникающих в национальных и межнациональных отношениях, непродуманная организация межнационального воспитания в учебных заведениях отдельных регионов страны (в частности, это касается Кавказа, что и привело в последнее время к конфликтам как в Чечне, так и даже в издавна известном национальной совместимостью Дагестане).

Во-вторых, определенное отставание в формировании межнационального сознания и психологии по причине серьезного ослабления наднационального воспитания и соответствующей психологии новых подрастающих поколений, чему в немалой степени способствовали узкий кругозор, слабое знание исторического прошлого народов, их жизни на современном этапе развития.

7 Это нередко приводит к националистическим настроениям среди части молодежи.

В-третьих, недостатки, а порой и прямые ошибки в проведении национальной политики органами местной власти.

В-четвертых, явно недостаточное использование богатейших потенциальных возможностей культуры и искусства в формировании межнациональных отношений.

В-пятых, недостаточная и слабо организованная агитационно-разъяснительная работа среди молодежи, целенаправленно ориентированная на формирование оптимальных латентных межнациональных отношений и правильную оценку системы моральных, этических, культурных и эстетических ценностей других народов, воплощенную в художественных образах профессионального и народного искусства.

Весь этот комплекс указанных проблем в настоящее время приобретает особую актуальность среди ждущих своего решения задач общественной жизни и, соответственно, современной педагогики и требует широкого проведения научно-исследовательских работ, посвященных формированию межнациональных отношений среди учащихся с привлечением средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Использование разнообразных педагогических и методических форм, методов и средств обучения, позволяющих значительно активизировать формирование оптимальных межнациональных отношений в школьной среде на современном этапе, весьма актуально и заслуживает серьезного внимания.

Основные усилия педагогов, которым приходятся работать с многонациональным контингентом учащихся как в России, так и в Дагестане, должны быть направлены и конкретно нацелены на воспитание латентных межнациональных отношений с использованием при этом огромных потенциальных возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Суть этого в том, что искусство, активно воздействуя на эмоциональную

8 сферу человеческого сознания (а порой и подсознания), помогает плодотворному воспитанию чувств, причем как социально-психологических, мировоззренческих (преданность Родине, осознанный патриотизм, интернационализм, гуманизм и т.п.), так и нравственных (доброта, чувство долга, гордость, честь, справедливость, искренняя преданность исполняемому делу).

Актуальность предлагаемого исследования определяется прежде всего необходимостью поиска наиболее перспективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной сформированности межнациональных отношений учащихся, а также необходимостью более тщательной и глубокой разработки методики применения декоративного и изобразительного материала в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.

Что касается проблем и вопросов развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания, то в подготовке предлагаемого исследования были использованы и тщательно проработаны труды таких заслуженно авторитетных ученых и методистов, как Е.С. Кондахчан, Н.Н. Ростовцев, Е.Е. Рожкова, Н-Н-Анисимов, Т.С. Комарова, Е.В. Шорохов, ТЛ. Шпикалова, Б.П Юсов и др.

В тех случаях, когда поднимались вопросы психологии изобразительного творчества, а также психологии зрительного восприятия, творческого воображения, чувств и интересов, пространственных представлений, автор обращался к трудам исследователей этой проблематики: Б.Г.Ананьева, Н.Н. Волкова, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф.Ломова и др.

Весьма значительный вклад в научно-педагогическое обоснование исследования внесли труды, в которых рассматриваются актуальные проблемы формирования межнациональных отношений, особенности воспитания патриотических чувств и сознания личности, - А.А. Аронова, А.А.Бодалева, А.К. Бруднова, А.Ф. Дашдамирова, З.Т. Гасанова, И.С. Кон, Х.Г.Фаталиева.

Актуальность проблемы, определяется состоянием ее изучения на данный

9 момент и обусловлена заметным возрастанием роли изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения, причем всегда необходимо учитывать и плодотворно использовать в учебно-воспитательном процессе специфику местных условий от регионального до узколокального масштаба.

Элементарные, но методически продуманно преподнесенные знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства действенно помогают школьнику видеть, понимать и творчески осваивать культуру, а следовательно, весь комплекс, систему эстетических и нравственных ценностей других народов, заключенную и выраженную в художественных образах. Одновременно с этим знание и понимание исторического пути, культуры и искусства своего народа самым действенным образом способствует тому, что черты и глубинные свойства патриотизма становятся естественными, органическими чертами личности школьника. Активно воздействуя на духовный мир, эмоционально-нравственную сферу, искусство влияет и на формирование оптимальных консенсуалъных межнациональных чувств ребенка и подростка-учащегося.

Однако при всей многочисленности теоретических исследований рассматриваемой проблемы вопросы формирования межнациональных отношении учащихся с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства до сих пор не были объектом серьезного исследования. Это положение в конечном счете и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства».

Проблема исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия использования возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства формирования межнациональных отношений учащихся школ.

Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал изобразительного искусства как средства формирования межнациональных отношений школьников.

Объект исследования - формирование межнациональных отношений в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования - дидактические условия формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Формирование межнациональных отношений школьников на уроках изобразительного искусства станет более эффективным, если: выявить уровень понимания роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников и определить их значение в развитии художественно-творческой деятельности школьников; акцентировать внимание учащихся в процессе учебной работы на усвоении нравственных понятий путем анализа произведений изобразительного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей; применять на уроках изобразительного искусства наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, способствующие воспитанию чувств как социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных категорий; - использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта в воспитании и формировании межнациональных отношений в процессе развития школьников.

Задачи исследования: - изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку современного состояния формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству; - выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников, обосновать формы и средства практической работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся; - разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых-педагогов, искусствоведов, использование теоретического и практического потенциала в области эстетического воспитания средствами изобразительного искусства.

Методы исследования: - изучение и выявление закономерностей проявления эмоционально- художественной выразительности и творческой деятельности школьников; - изучение и анализ отношения школьников к людям разных национальностей, живущим в Дагестане, фиксация непосредственного отношения детей и подростков к художественным промыслам, ремеслам разных народов;

Новизна исследования: - разработаны и экспериментально проверены дидактические условия, формирующие межнациональные отношения в процессе обучения изобразительному искусству; созданы методические разработки, учебные наглядные пособия, показывающие закономерности проявления эмоционально-художественной выразительности в творческой деятельности школьников; выявлены и определены критерии, позволяющие выявить общий уровень формирования межнациональных отношений учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней фактически впервые проведен анализ основных аспектов формирования межнациональных отношений школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом современных идейно-теоретических параметров развития общества.

Практическая значимость исследования состоит: - в разработке методических рекомендаций и экспериментальных программ, которые создают реальную педагогическую основу для формирования межнациональных отношений школьников с использованием потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся; - в возможности использования материалов исследования в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная и научно-обоснованная дидактическая система формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству в школе.

2. Необходимость использования художественно-творческого потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства;

3. Разработанные уровни критерий оценки, позволяющие определить показатели сформированности межнациональных отношений, а также художественно-творческих способностей учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове, Махачкале. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах №№ 11, 29, 38, 39 г. Махачкала, с. Гамиях

Новолакского района, с. Кубани Дахадаевского района. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.

Автором совместно с научным руководителем издано учебное пособие «Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников», которое нашло применение в художественно-эстетическом образовании учащихся школ Дагестана. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в общеобразовательных учреждениях разного типа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Национальное, межнациональное в искусстве и художественно-педагогическом образовании школьников

Формирование национальных и межнациональных отношений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства требует достаточно полного и глубокого знания менталитета, особенностей, включая художественные традиции и эстетические вкусы, нации и народа.

Искусство по причине генетической специфики всегда несет на себе отчетливый отпечаток традиционных национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Вместе с тем, истинно подлинное искусство выходит за пределы национальных границ, признается и ценится другими народами, всем человечеством.

В этом и проявляется глубокое диалектическое единство национального и межнационального в искусстве.

Национальное начало в искусстве - это изображение характерных особенностей жизни, труда, быта того или иного народа, зрительное выражение черт его национального характера и психологии, использование и творческое применение художественных традиций народного творчества.

Рассматривая произведения искусства художников-профессионалов и народных мастеров разных народов, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, как бы приобщаемся к размышлениям наших далеких предков о тех нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие. Эта преемственность высоких идеалов, непреходящих нравственных ценностей и составляет духовную ткань неразрывной связи поколений.

Память прошлого, бережное сохранение и развитие этических и эстетических оценочных критериев предыдущих поколений во многом способствуют более глубокому и полноценному пониманию современной жизни во всем ее многообразии. Это относится и к межнациональным отношениям, имея в виду их художественный и эстетически-оценочный аспект.

С вполне понятной и оправданной гордостью мы говорим об отечественном искусстве, его эпохальных творческих завоеваниях, о российских всемирно известных живописцах, скульпторах, графиках. Наше многоликое искусство отразило судьбу народа, оно имеет свою неповторимую эмоционально-выразительную интонацию, глубокую духовную основу, рожденную и образно напитанную историей, природой, самобытным укладом жизни. Могучий синтезирующий художественный гений российского народа (именно российского, а не только русского, поскольку русский народ, будучи основой, тесно и неразрывно в историческом и культурном планах связан с множеством других народов, народностей и этнических групп, населяющих необъятную территорию нашей Родины) проявился еще в древнерусской живописи (говоря о межнациональном, нельзя не вспомнить российского иконописца Феофана Грека), в шедеврах древнерусского зодчества. Начиная с времен К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, А.А. Иванова отмечаются подъем и расцвет великого российского реалистического искусства.

Александр Андреевич Иванов, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель -какие разные эти мастера, непохожие друг на друга, каждый велик по-своему. Но отметим, что творчество каждого из этих художников, ярко отразив особенности уклада и внешнего антуража жизни одного народа, одновременно стало неоценимым вкладом в художественную культуру в целом и приобрело непреходящее значение как для народов нашей страны, так и для зарубежных ценителей изобразительного искусства.

Национальное начало в искусстве, в данном случае изобразительном, ни в коем случае нельзя сводить только к одному какому-либо признаку (например, использование элементов национального декора, национальные костюмы изображаемых персонажей и пр.) или к внешним приметам жизни. Семантически определяющее значение имеет здесь отражение исконных глубинных особенностей национального характера и этнически специфических сторон жизни народа. И.В. Гоголь в свое время выразительно писал об этом: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихия, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами». Мысли, высказанные великим писателем, можно считать своего рода методической рекомендацией при проведении занятий по рассматриваемой теме.

«Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других», - пишет Д.С. Лихачев. Они проявляются в способности обживать, чувствовать мир. Это относится в первую очередь к народному искусству, к культуре, постоянно созидающей, отдающей опыт, мудрость культуре профессиональных художников.

Итак, отвлекаясь от стилей и художественных направлений, мы сосредоточим свое внимание на том, что роднит разные явления в искусстве, что порождает «общее» на «вертикальном срезе» национальной культуры, т.е. на народной сущности явлений, трансформирующих связи профессионального искусства с искусством народным, где профессиональность основана на традиции - естественно, уже иного рода.

Исследовать общее, формируемое ценностями в двух системах, в разных типах художественного творчества, народном, декоративно-прикладном и классическом профессиональном, нам представляется приемлемым на примере как русского, так и дагестанского искусства, хотя сам принцип исследования о взаимодействии двух целостностей мы рассматриваем на всю культуру и на все национальное искусство других народов и народностей.

«Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека» [92, С. 66].

Для нас очень важно то общее, что объединяет столь непохожие явления, факты, образы, идеи разных периодов русской истории, культуры и искусства. Если попытаться выделить характерную особенную сущностную черту искусства, то это будет отношение народа к миру, переживание его в главных началах жизни и смерти, добра и зла, где в конечном счете Род отождествлен с Вечным. Из всего этого формируется национальный образ мира, национальный характер мышления, чувства восприятия жизни, по тонкому определению национального в культуре, данному Г. Гачевым [54, С. 72].

Мир народного искусства - мир целостного человека. Народный мастер особенно чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего.

Синтез природного и народного мы выделяем как главный источник эстетических переживаний в русском искусстве.

Итак, само «общее», как можно было убедиться, тесно сопряжено с национальными идеалами, с народным характером, с общечеловеческими устремлениями. Оно формируется опытом всей истории, жизнью всего народа, а вовсе не отдельными отрезками времени или отдельными личностями.

«Я думаю, что каждый народ употребляет различные приемы для выражения в искусстве «общего идеала»», - писал Л.Н. Толстой французскому писателю Октаву Мирабо, - и что благодаря именно этому мы испытываем особое наслаждение, вновь находя идеал выраженным и неожиданным образом» [136, С. 569].

Формирование национальных и межнациональных отношений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства требует достаточно полного и глубокого знания менталитета, особенностей, включая художественные традиции и эстетические вкусы, нации и народа.

Искусство по причине генетической специфики всегда несет на себе отчетливый отпечаток традиционных национальных особенностей жизни того народа, к которому принадлежит художник. Вместе с тем, истинно подлинное искусство выходит за пределы национальных границ, признается и ценится другими народами, всем человечеством.

В этом и проявляется глубокое диалектическое единство национального и межнационального в искусстве.

Национальное начало в искусстве - это изображение характерных особенностей жизни, труда, быта того или иного народа, зрительное выражение черт его национального характера и психологии, использование и творческое применение художественных традиций народного творчества.

Рассматривая произведения искусства художников-профессионалов и народных мастеров разных народов, мы не только любуемся совершенством формальных решений, но и постигаем глубину их эстетического содержания, как бы приобщаемся к размышлениям наших далеких предков о тех нравственных и художественных ценностях, которые перешли к нам как бесценное духовное наследие. Эта преемственность высоких идеалов, непреходящих нравственных ценностей и составляет духовную ткань неразрывной связи поколений.

Память прошлого, бережное сохранение и развитие этических и эстетических оценочных критериев предыдущих поколений во многом способствуют более глубокому и полноценному пониманию современной жизни во всем ее многообразии. Это относится и к межнациональным отношениям, имея в виду их художественный и эстетически-оценочный аспект.

С вполне понятной и оправданной гордостью мы говорим об отечественном искусстве, его эпохальных творческих завоеваниях, о российских всемирно известных живописцах, скульпторах, графиках. Наше многоликое искусство отразило судьбу народа, оно имеет свою неповторимую эмоционально-выразительную интонацию, глубокую духовную основу, рожденную и образно напитанную историей, природой, самобытным укладом жизни. Могучий синтезирующий художественный гений российского народа (именно российского, а не только русского, поскольку русский народ, будучи основой, тесно и неразрывно в историческом и культурном планах связан с множеством других народов, народностей и этнических групп, населяющих необъятную территорию нашей Родины) проявился еще в древнерусской живописи (говоря о межнациональном, нельзя не вспомнить российского иконописца Феофана Грека), в шедеврах древнерусского зодчества. Начиная с времен К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, А.А. Иванова отмечаются подъем и расцвет великого российского реалистического искусства.

Александр Андреевич Иванов, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель -какие разные эти мастера, непохожие друг на друга, каждый велик по-своему. Но отметим, что творчество каждого из этих художников, ярко отразив особенности уклада и внешнего антуража жизни одного народа, одновременно стало неоценимым вкладом в художественную культуру в целом и приобрело непреходящее значение как для народов нашей страны, так и для зарубежных ценителей изобразительного искусства.

Национальное начало в искусстве, в данном случае изобразительном, ни в коем случае нельзя сводить только к одному какому-либо признаку (например, использование элементов национального декора, национальные костюмы изображаемых персонажей и пр.) или к внешним приметам жизни. Семантически определяющее значение имеет здесь отражение исконных глубинных особенностей национального характера и этнически специфических сторон жизни народа. И.В. Гоголь в свое время выразительно писал об этом: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихия, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами». Мысли, высказанные великим писателем, можно считать своего рода методической рекомендацией при проведении занятий по рассматриваемой теме.

«Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других», - пишет Д.С. Лихачев. Они проявляются в способности обживать, чувствовать мир. Это относится в первую очередь к народному искусству, к культуре, постоянно созидающей, отдающей опыт, мудрость культуре профессиональных художников.

Итак, отвлекаясь от стилей и художественных направлений, мы сосредоточим свое внимание на том, что роднит разные явления в искусстве, что порождает «общее» на «вертикальном срезе» национальной культуры, т.е. на народной сущности явлений, трансформирующих связи профессионального искусства с искусством народным, где профессиональность основана на традиции - естественно, уже иного рода.

Исследовать общее, формируемое ценностями в двух системах, в разных типах художественного творчества, народном, декоративно-прикладном и классическом профессиональном, нам представляется приемлемым на примере как русского, так и дагестанского искусства, хотя сам принцип исследования о взаимодействии двух целостностей мы рассматриваем на всю культуру и на все национальное искусство других народов и народностей.

«Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека» [92, С. 66].

Для нас очень важно то общее, что объединяет столь непохожие явления, факты, образы, идеи разных периодов русской истории, культуры и искусства. Если попытаться выделить характерную особенную сущностную черту искусства, то это будет отношение народа к миру, переживание его в главных началах жизни и смерти, добра и зла, где в конечном счете Род отождествлен с Вечным. Из всего этого формируется национальный образ мира, национальный характер мышления, чувства восприятия жизни, по тонкому определению национального в культуре, данному Г. Гачевым [54, С. 72].

Мир народного искусства - мир целостного человека. Народный мастер особенно чувствует свою духовную причастность к культурной традиции родного края, в творчестве своем он сохраняет масштаб всеобщего.

Синтез природного и народного мы выделяем как главный источник эстетических переживаний в русском искусстве.

Итак, само «общее», как можно было убедиться, тесно сопряжено с национальными идеалами, с народным характером, с общечеловеческими устремлениями. Оно формируется опытом всей истории, жизнью всего народа, а вовсе не отдельными отрезками времени или отдельными личностями.

«Я думаю, что каждый народ употребляет различные приемы для выражения в искусстве «общего идеала»», - писал Л.Н. Толстой французскому писателю Октаву Мирабо, - и что благодаря именно этому мы испытываем особое наслаждение, вновь находя идеал выраженным и неожиданным образом» [136, С. 569].

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство формирования межнациональных отношений в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся

Гуманизация народного образования, осуществляемая в последние годы со все возрастающей активностью требует повышенного внимания к комплексу учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в школе, направленного на формирование духовно богатой, творчески саморазвивающейся личности. Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности в этом направлении, как видно из поставленной задачи, заложен в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В этическом аспекте крайне важное значение приобретает оптимизация и гармонизация межнациональных отношений учащихся: при их достижении преподаватель приобретает дополнительный стимул активизации учебного процесса и открывает пути расширения и углубления изучаемого материала.

При разработке и формулировании теоретических аспектов обучения школьников изобразительному искусству необходимо внимательно учитывать передовые достижения русской и зарубежной школы, определить, где средствами искусства реализуется возможность наиболее успешного формирования мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности, взглядов, убеждений, что, в конечном счете, имеет целью воспитание полноценной, многогранной личности.

Художественное образование, культурное и эстетическое воспитание имеют задачу вовлечь учащихся в эстетическое освоение окружающей действительности и привлечь к созданию новых материальных и художественных жизненных ценностей.

Содержание школьного художественного образования и эстетического воспитания на современном этапе развития общества целенаправленно ориентировано на подготовку и воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, свободно и профессионально проявляющей и выражающей себя в творческой, созидательной деятельности. Это содержание при его правильном осмыслении и соответствующем усвоении учащимися способствует формированию здорового национального самосознания, воспитанию уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, логически способствуя тем самым оптимизации -гармонизации межнациональных отношений.

От родной песни, родного слова, от привычного с малолетства орнамента на предметах домашнего обихода, от картин родной природы - к восприятию и пониманию искусства ближайших соседних народов, а затем и народов всего мира, к мировой художественной культуре - таков естественный и логический путь познания национальных и мировых культурных ценностей. Преподаватель должен если не буквально повторять, то внимательно учитывать этот путь в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.

Правильно поставленные и квалифицировано осуществленные художественное образование и эстетическое воспитание дают человеку возможность воспринимать, плодотворно осваивать культурные и художественные ценности, как локальные - родного этноса, общенациональные - в масштабах России, так и, в конечном итоге, на мировом межнациональном уровне.

В процессе работы с учащимися преподаватель дисциплин изобразительного цикла должен твердо и осознанно стоять на позициях строго диалектического подхода к гармоническому соотношению национальных и межнациональных факторов - народных художественных традиций и исторически сложившихся форм изобразительной деятельности с неизмеримо большим как в пространственном, так и во временном отношении потенциалом общемировой - международной, межнациональной - художественной культуры.

Мы глубоко убеждены, что современное школьное образование должно быть продуманно и умело национально сориентировано. Без ясного осознания этого положения Россию как одну из ведущих культурных держав мира возродить невозможно. Речь при этом идет отнюдь не о какой-либо национальной исключительности. Напротив, русские школы нужно сделать действительно русскими, татарские - татарскими, аварские - аварскими, лакские - лакскими и т.п. Однако подходить к этому процессу необходимо строго диалектически: речь ни в коем случае не может идти о какой либо национальной исключительности (человечество на своем историческом пути неоднократно и весьма горько расплачивалось за подобные заблуждения!), но о полноценном восприятии и использовании культурного и художественного наследия разных народов. Все это наследие следует умело и целенаправленно использовать на уроках дисциплин эстетического цикла в целях формирования естественных, непринужденных и взаимообогащающих межнациональных отношений.

Патриотические и межнациональные взгляды и убеждения, патриотические и интернациональные чувства как компоненты социального и нравственного самосознания воспитываются и формируются на основе разностороннего и многогранного знания реальной жизни, понимания человеческих взаимоотношений, изучения истории и культуры, если можно так выразиться, «постижения души» своей Родины.

Формирование органической совокупности представлений о прекрасном как конкретном - духовном или материальном - проявлении или воплощении нравственного, философского, политического начал в мировоззрении и межнациональных отношениях учащихся в школе должно осуществляться на занятиях как по всему комплексу учебных дисциплин гуманитарного никла, так и, в частности, на уроках и факультативных занятиях по изобразительному искусству и эстетическому воспитанию.

Преподаватели соответствующего профиля должны глубоко осознать и использовать в практической деятельности сущностную, глубинную природу искусства как средства национального самопознания и самосознания, постижения своей культурной национальной традиции, как важнейшего элемента межнациональной интеграции, взаимообогащающего этического и эстетического приобщения к духовным сокровищам и ценностям других, порой далеких по художественным традициям, культур и общечеловеческим идеалам.

Здесь очень важны возрождение духовных и культурных ценностей России, разработка и создание единой целостной системы художественного образования и эстетического воспитания, направленной на формирование гармоничных и консенсуальных межнациональных отношений школьников. Забота о плодотворном освоении ими общероссийской и русской культуры, системы, которая целесообразно сочетала бы в себе общегосударственные, региональные и художественные традиции, привела к необходимости разработки принципиально новых подходов к преподаванию учебных дисциплин художественно-эстетического цикла, в частности, изобразительного искусства, в общеобразовательных школах. Особо отметим, что такая система дает преподавателю возможность в процессе учебно-воспитательного процесса значительно активизировать установление и укрепление как межличностных на начальном этапе, так и межнациональных в конечном итоге гармоничных консенсуальных отношений.

На современном этапе развития общества со всей остротой встает проблема усиления, углубления и активизации межнационального воспитания, что определяется насущной и естественной необходимостью дальнейшего углубления и расширения межнациональных связей. Немалая роль в этом благородном деле может и должна быть отведена «нелингвистическим» формам общения, в первую очередь изобразительному искусству. Недаром постулат, что искусство не знает границ, в первую очередь предполагает его невербальные виды.

Дидактические условия формирования межнациональных отношений в художественно-эстетическом образовании школьников72

При разработке дидактических условий и формировании теоретических аспектов в обучении школьников изобразительному искусству мы учитываем передовые достижения школ РФ и РД, где средствами изобразительного искусства позитивно реализуется возможность наиболее успешного формирования мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности, взглядов, убеждений, что, в конечном счете имеет целью художественно-эстетическое воспитание полноценной развитой личности. Суть этого в том, что изобразительное искусство активно воздействует на эмоциональную сферу человеческого сознания, помогает плодотворному восприятию как мировоззренческих, межнациональных, так и нравственных чувств, долга, доброты, чести, справедливости, искренней преданности исполняемому делу.

Разработанные нами дидактические условия предполагают не только изучение возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений, взглядов, убеждений школьников, а также определение методов, путей и средств художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Основная цель - теоретически обосновать новый подход к формированию межнациональных отношений школьников в процессе обучения ИЗО на основе идейно-теоретических принципов, парадигм современного общества. Разрабатывая дидактические условия, считаем, что правильно поставленное и основанное на глубоком научно-исследовательском и практическом материале обучение изобразительному и декоративно-прикладному искусству способно внести неоценимый вклад в формирование культуры оптимальных консенсуальных межнациональных отношений. Для этого необходимо прежде всего создать условия, при которых все составляющие элементы эмоциональной и художественной выразительности произведений искусства станут обязательным объектом специального изучения через межнационально-ценностные характеристики конкретных изделий, через комплекс форм и методов творческой переработки художественно-образной информации в процессе обучения изобразительному искусству. При этом в разработке дидактических условий считаем необходимым опираться на основные базовые элементы, которые определяют характер и формирование межнациональных отношений средствами изобразительного искусства. Рассмотрим основные базовые элементы разработанных нами дидактических условий:

1. В преподавании изобразительного искусства необходимо стоять на позициях диалектического подхода к соотношению национальных и межнациональных факторов, как традиций, так и исторически сложившихся форм художественной деятельности, отнюдь не игнорируя при этом опыта мировой, международной, художественной культуры.

2. Использовать познавательные, дидактические, художественно- творческие возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений, взглядов, убеждений школьников в процессе художественного образования и эстетического воспитания.

3. Следует всемерно улучшать морально-этический и психологический климат, формировать обстановку толерантности и уважения, интереса, доверия и дружелюбия к окружающим, их традициям, культуре, языку, особенностям поведения в повседневном быту.

4. Необходимо включить в содержание вткольных программ дисциплин художественно-эстетического цикла произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, освещающие общественно-политическую жизнь, культуру и традиции различных народов, народностей, этнических групп.

5. Разнообразие и многофункциональность народного декоративно- прикладного творчества на уроках изобразительного искусства рассматривать как существенную универсальную силу, способствующую сплочению и культурному взаимообогащению народов.

6. Использовать на уроках ИЗО методические рекомендации, учебно- наглядные пособия, показывающие закономерности проявления эмоционально- художественной выразительности в творческой деятельности школьников.

Рассмотрим специфику влияния перечисленных основных базовых элементов, разработанных условий на формирование межнациональных отношений школьников средствами искусства. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство в своем многонациональном проявлении позволяет активно расширить представления и память учащихся о жизни народов, их культуре, традициях. Поэтому в разработке дидактических условий очень важной для нас является проблема формирования межнациональных убеждений, отношений, общения школьников на основе воспитательных, творческих возможностей произведений изобразительного и декоративного искусства.

Воспитательное, познавательное значение изобразительного и декоративно-прикладного искусства определяется прежде всего тем, что искусство как форма отражения реальной действительности плодотворно воздействует на чувства, психику и поведение личности, формирует мировоззрение, способствует развитию художественно-творческих способностей учащихся школ.

Одним из основных разработанных дидактических условий в процессе обучения изобразительному искусству является необходимость заложить основу понимания многонационального характера этнического состава населения России и Дагестана, что послужит основой формирования межнациональных отношений, убеждений и воспитания школьников.

Содержание занятий по изобразительному искусству по формированию межнациональных отношений школьников с точки зрения деятельного подхода включает в себя следующие аспекты: - определение цели и задачи занятий; - учет содержания произведений изобразительного и декоративного искусства; - определение объема материала, который легко и доступно могут усвоить учащиеся; - основные направления учебно-воспитательной работы; - формы, методы и средства обучения; - руководство учебным процессом.

Основная цель в преподавании изобразительного искусства и разработке условий определяется диалектическим подходом к соотношению национальных и межнациональных факторов, как традиций, так и исторически сложившихся форм художественной деятельности. При этом необходимо учитывать также положительный, передовой опыт мировой международной художественно-творческой культуры.

Важным направлением учебно-воспитательной работы в формировании межнациональных отношений в процессе обучения изобразительному искусству является художественно-эстетическое просвещение учащихся, приобщение их к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного творчества разных народов и народностей Дагестана.

Одновременно важно привить учащимся интерес к тому, что их окружает развить у них навыки внимательного рассматривания, изучения предметов декоративно-прикладного искусства, размышления над их технологическими свойствами, учета особенности художественного материала, выразительности формы и пропорции, связи орнамента с формой предмета, декоративно-художественного достоинства изделий народного мастера.

Использование и изучение различных художественных декоративных материалов на уроках изобразительного искусства в создании произведений художественного творчества является одним из основных учебно-творческих задач в развитии личности школьника. Здесь необходимо в процессе практической работы выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение и приобщение учащихся к различным произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

На уроках изобразительного искусства в проведении бесед, раскрывающих тему интернационализма, следует уделять основное внимание не только анализу произведений искусства, но и добиваться формирования чувства межнационального общения и отношений учащихся. Важно также особое внимание в процессе практического рисования уделить рисованию с натуры как методу наглядного обучения.

Система занятий по формированию межнациональных отношений учащихся на уроках изобразительного искусства

В разработке системы занятий по формированию межнациональных отношений школьников на уроках изобразительного искусства необходимо заложить основу понимания многонационального характера этнического состава населения России и Дагестана, что естественным образом послужит базой дальнейшего целенаправленного межнационального воспитания. Воспитательная задача по формированию межнациональных отношений учащихся на уроках изобразительного искусства заключается прежде всего в том, чтобы научить школьников обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить эмоциональную устойчивость в экстремальных напряженных обстоятельствах. Весьма целесообразно и крайне важно на уроках изобразительного искусства при проведении бесед использовать подобранные соответствующим образом произведения изобразительного искусства разных народов, так как это действенно помогает воспитанию социально-психологических, мировоззренческих и нравственных чувств учащихся. Пристальное внимание при этом следует уделить декоративно-прикладному искусству разных народов, народностей и этнических групп республики Дагестан. Здесь также необходимо как можно шире ознакомить учащихся с различными художественными промыслами, народными мастерами, продемонстрировать соответствующие конкретные изделия характерные для художников-мастеров разных национальностей, проанализировать и дать художественно-эстетическую оценку каждому из них. Богатый материал на уроках декоративного рисования в психологическом, бытовом и ментальном аспектах могут дать национальные костюмы горцев, подчеркивающие характер народа, его нравственные, художественно-эстетические приоритеты. При проведении бесед по изобразительному искусству, раскрывающих тему межнациональных отношений, следует обратить особое внимание на анализ художественных произведений, добиваться самостоятельной постановки учащимися вопросов, поиска правильных объектов на них, а также правильного пользования терминологией в области изобразительного искусства. Постановка проблемных вопросов при проведении бесед, раскрывающих тему интернационализма, способствует усвоению «языка» изобразительного искусства, успешному формированию межнациональных отношений в гармоническом сочетании с патриотическими чувствами. С этой целью нами разработана последовательная система занятий по формированию межнациональных отношений средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства для 4-6 классов общеобразовательных школ Дагестана. Цель и задачи занятий:

- расширить, обогатить знания учащихся на основе анализа конкретных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, показывающих общественно- политическую, социальную жизнь народа, раскрывающих быт, культуру, искусство различных наций и народностей;

- показать познавательные, дидактические, художественно-творческие возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании культуры межнациональных отношений, взглядов, убеждений школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Предлагаемая нами последовательность изучения в средних общеобразовательных школах республики Дагестан всего доступного в числе произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства по формированию межнациональных отношений предусматривает учет возрастных художественно- творческих возможностей учащихся, а также художественно- технологической доступности и методической целесообразности применения конкретного материала на уроках изобразительного искусства.

Разрабатывая и определяя структуру урока, учителю изобразительного искусства необходимо решить, на каком этапе занятий, какие конкретные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны быть использованы, при этом их изучение и познание должны быть строго продуманы и надежно подкреплены обоснованной методикой применения соответствующих наглядных пособий. Для учителя важна эффективная работа с учебно-методическими наглядными пособиями. Пособия должны предъявляться только во время объяснения нового учебного материала, чтобы урок рисования с натуры не превратился в процесс механического копирования с пособий и таблиц.

Учитывая положительный, передовой опыт учителей изобразительного искусства в школах РФ и РД, мы разработали систему занятий по формированию межнациональных отношений учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сущность которых детально описана в предлагаемых нами планах-конспектах уроков 4-6 классов школ Республики Дагестан.

Похожие диссертации на Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)