Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Сафаргалина Зульфия Габдулловна

Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства
<
Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафаргалина Зульфия Габдулловна. Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сафаргалина Зульфия Габдулловна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т].- Казань, 2009.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1011

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование экологической культуры средствами музыкального искусства в условиях сельской школы

1.1. Развитие экологической культуры в педагогической науке и искусстве 12

1.2. Воспитание экологической культуры в условиях сельской школы ...36

1.3. Музыкально-эстетическое воспитание как средство формирования экологической культуры сельских школьников 58

Выводы по первой главе 86

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства

2.1. Педагогические условия повышения эффективности формирования экологической культуры детей школьного возраста средствами музыкально-эстетического воспитания 89

2.2. Организация экологического воспитания сельских школьников средствами музыкального искусства 111

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства 128

Выводы по второй главе 149

Заключение 152

Библиография 157

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Мирное сосуществование природы и человека возможно при наличии у людей высокой культуры, экологического и нравственного сознания, воспитание которых должно начинаться с детства и развиваться на протяжении всей жизни. Однако школьное образование до сих пор не обеспечивает формирования необходимого уровня экологической культуры. Интенсивный характер развития общества, производства, сферы высоких технологий требуют столь же интенсивного экологического воспитания на всех этапах школьного обучения.

Общеизвестно, что музыкальная культура способствует духовному обогащению учащихся, стимулирует их нравственное развитие. Однако в научных работах почти не затрагиваются вопросы развития экологической культуры школьников с помощью средств музыкального искусства. Возможности использования средств музыки в формировании экологической культуры школьников игнорируются по разным причинам, таким как недооценка воспитательного потенциала музыки, недостаточная информированность педагогов-предметников о возможностях и способах воспитания с использованием музыкальных средств, практическое отсутствие специальной методической литературы. Отметим, что в условиях сельской местности эти причины более усугублены. Для сельских школьников наличие экологической культуры является важной составляющей прЦ)ессиональной и трудовой подготовки.

Разработке теории эколого-нравственного воспитания в современной научно-педагогической литературе посвящено значительное количество работ. Основные положения концепции экологического образования учащихся разработаны в трудах СВ. Алексеева, A.M. Буровского, И.Т. Гайсина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.М. Мамедова, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравеги-

ной, В.А. Левина и др. Концепции эколого-эстетического воспитания, в которых центральное место занимает проблема формирования экологической культуры, разрабатывали Н.А. Кормин, А.П. Сидельковский, Л.П. Печко, О.Н. Лазарева и др. О роли культуры в становлении мировоззренческих установок, личности пишут А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.Я. Данилюк, Е.Н. Сорочинская, Л.М. Сухорукова, В.Т. Фоменко, P.M. Чу-мичева и др. Соотношение категории нравственного и эстетического раскрывается в трудах Л.В. Алехина, А.И. Фортова; взаимодействие нравственного и эстетического воспитания - в работах Г.А. Быстрова, Л.А. Воловича, Л.В. Каргина, Н.Н. Никитиной, Г.А. Петровой, Т.В. Шуртаковой и др.

Вопросы этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе, развивают в своих работах А.А. Гусейнов, Л.И. Василенко, А.И. Гиляров, Н.Б. Игнатовская, Н.Н. Моисеев, В.М. Костюнин. Значимыми в этом контексте являются исследования современных философов и культурологов о гармонизации взаимоотношений человека с обществом и природой. К ним относятся работы Н.Н. Вересова, Э.В. Гирусова, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, В.А. Лося, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула и др.

Различные аспекты экологического образования и культурно-нравственного воспитания рассматривают в своих диссертационных исследованиях А.А. Абдуллина, И.В. Абдрашитова, Л.А. Ахметова, Е.И. Веселова, М.Г. Габитов, И.Ю. Павлова, Г.Ф. Хамзина, З.А. Хусаинов и др. Заметное влияние на исследование проблем экологического образования и воспитания сельских школьников оказали диссертационные работы Р.Ф. Ахтариевой, Ф.Г. Газизовой, Г.Х. Хазеева, Р.С. Хайрутдиновой и др.

Среди научно-методических публикаций, имеющих отношение к нашей теме, выделим работы Е.Б. Амировой, М.Г. Дисмана, К. Ефремова, О. Петунина, М. Шептуховского, М.Н. Нигметзянова, СИ. Раимовой и др.

Как следует из данного перечня, в научных исследованиях вопрос об экологическом и эстетическом воспитании школьников средствами искусства освещен достаточно широко. Однако научно-методические возможности формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства с учётом особенностей места их проживания и обучения не исследовались.

Таким образом, в современной педагогической науке и практике существуют противоречия между:

- возросшими социально-экономическими, нравственно-эстетическими, психолого-педагогическими требованиями к уровню общей и экологической культуры учащейся молодёжи, проживающей в сельской местности, и отсутствием исследований, раскрывающих педагогические условия формирования у них экологической культуры средствами музыкального искусства;

необходимостью и возможностью использования музыкального искусства в целях формирования экологической культуры сельских школьников и отсутствием педагогических исследований по данной проблеме;

целями, задачами воспитания экологической культуры учащихся сельских школ и музыкальными средствами их реализации.

Поиски путей разрешения обозначенного противоречия позволяют сформулировать основную проблему исследования: каковы педагогические условия использования средств музыкального искусства в процессе формирования экологической культуры сельских школьников?

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему исследования: «Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыки.

Объект исследования: процесс образования в сельской школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства.

Гипотеза исследования: эффективность формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства достигается, если:

1) реализуются воспитательные возможности музыки соответствующе
го содержания в следующих направлениях её использования:

художественном, в котором музыка, отражающая картины природы, используется в целях эстетического воздействия на личность;

развивающем, в котором музыкальные впечатления обогащают интеллект, мышление, речь, формируют навыки и умения оценивать воспринимаемую информацию об окружающем мире;

оздоровительном, в котором музыка вызывает изменения в организме человека, воздействуя на его самочувствие, работоспособность, психическое состояние и физиологические процессы;

  1. при отборе музыкальных произведений учитываются специфические особенности сельской местности, окружающая её природная действительность;

  2. реализуется модель формирования экологической культуры сельских школьников, включающая диагностический, целевой, содержательный, процессуальный компоненты.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой решались следующие задачи исследования:

1) определить педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыки с учётом особенностей среды проживания и воспитания;

  1. разработать и апробировать опытно-экспериментальным путём модель формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства в процессе учебно-воспитательной деятельности;

  2. разработать критерии измерения и оценки уровней сформированно-сти экологической культуры у сельских школьников.

Методологическую основу исследования составили: философские идеи о единстве и противоречии человека и природы, о взаимообусловленности общего, особенного и единичного в природных и социоприродных явлениях (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др.); концепции экологического образования и воспитания (А.Н. За-хлебный, -И.Д. Зверев, Л.В. Моисеева, А.В. Миронов, В.М. Назаренко, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, И.Т. Гайсин, Э.А. Турдикулов, В.Я. Левин и др.); комплексное рассмотрение проблемы нравственного и эстетического воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, А.И. Дулов, И.С. Марьенко, Г.А. Петрова и др.); теоретические и практические разработки в области гуманизации образования (Р.А. Валеева, И.А.Колесникова, З.Г. Ниг-матов, В.А. Сухомлинский и др.)

Методы исследования:

теоретические - изучение и анализ научной, методической, учебной литературы, моделирование результатов диссертационного исследования;

эмпирические - изучение состояния исследованности проблемы в педагогической практике, обобщение передового опыта, организация опытной и методической работы, педагогический эксперимент, наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, опросы;

методы обработки экспериментальных данных - математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства: применение специально подобранного, с экологическим содержанием, музыкального материала; использование эффективных форм воспитания экологической культуры учащихся с учётом специфических особенностей сельских условий проживания детей (интегрированные уроки экологии, музыки, экологические лекции-концерты, музыкально-экологические викторины природоохранного содержания, народные праздники, композиции, экскурсии); применение специально спроектированной модели формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства; применение специально разработанных критериев измерения уровня сформированное экологической культуры сельских школьников.

  1. Опытно-экспериментальным путём спроектирована и апробирована педагогическая модель формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства, основу которой составляют следующие компоненты: 1) диагностический (определение уровня сформированное экологической культуры учащихся с помощью анкет, опросников, тестов и т.д.); 2) целевой (определение дидактических, психологических, социальных, воспитательных целей и задач); 3) содержательный (отбор музыкальных произведений с учётом специфики сельской местности, её природной действительности); 4) процессуальный (выбор форм, методов и приёмов воспитательно-образовательного процесса).

  2. Определены критерии измерения, позволяющие диагностировать уровень развития экологической культуры школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении определения таких понятий, как «музыкально-эстетическая деятельность учащихся», «формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства»; выявлении историко-теоретических предпосылок развития экологической культуры в педагогической науке и искусстве; определении педагогических условий повышения эффективности формирования экологической культуры школьников средствами музыкально-эстетического воспитания; обосновании критериев: когнитивного (при оценке знаний учащихся о социальной роли и значимости природной среды), эмоционального (при определении проявления эстетического отношения к природе), деятельностного (при выявлении потребности общения с природой, желания и стремления сохранить и приумножить её богатства); разработке целостной модели формирования экологической культуры сельских

школьников средствами музыкального искусства, что дополняет и уточняет имеющиеся в педагогике теоретические представления об экологическом воспитании учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в нём методические рекомендации по организации экологического воспитания школьников могут использоваться педагогами на уроках и внеклассных мероприятиях; материалы исследования могут быть включены в содержание уроков музыки и экологии, лекций-концертов и других внеклассных мероприятий; разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс формирования экологической культуры учащихся методические рекомендации «Организация экологического воспитания с использованием средств музыки в сельской школе».

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются логикой исследования; целостным всесторонним подходом к анализу проблемы экологического воспитания; разнообразием использованных достижений пе-

дагогической науки и практики в области формирования экологической культуры, адекватных предмету, цели и задачам исследования; участием в экспериментальной работе достаточно большого количества учащихся нескольких сельских школ; применением разнообразных методов при обработке экспериментальных данных. ;

База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 2, 3, детской музыкальной школы № 1 с. Высокая Гора Высокогорского р-на Республики Татарстан. В экспериментальной работе в период исследования участвовало 734 учащихся и 9 учителей сельских общеобразовательных школ.

Первый этап (2002-2003 гг.) был связан с уточнением темы исследования, в процессе теоретического осмысления которой изучалась философская, педагогическая и психологическая литература. Были определены цель, проблема, объект, предмет, рабочая гипотеза и задачи исследования. Для организации опытно-экспериментальной работы разрабатывались необходимые ма-териалы, связанные с эколого-эстетическим воспитанием.

На втором этапе (2004-2005 гг.) проводился формирующий эксперимент, целью которого была проверка эффективности разработанных технологий формирования экологической культуры сельских школьников с использованием средств музыки. Был обобщен материал, накопленный на предыдущем этапе исследования. Разрабатывались методические рекомендации для внедрения в практику работы школ.

Третий этап (2006-2008 гг.) был направлен на продолжение формирующего эксперимента, обработку и систематизацию полученных результатов, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, подведение

ИТОГОВ. !

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, ход исследования, выводы и рекомендации обсуждались на заседани-

ях кафедр общей и социальной педагогики, основ музыкального воспитания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета; обсуждались и были одобрены на международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференциях, на научно-методических семинарах учителей музыки и естественнонаучных дисциплин общеобразовательных школ и гимназий Высокогорского района Республики Татарстан. На защиту выносятся:

педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства;

содержание и структура педагогической модели формирования экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства;

критерии измерения и оценки уровней сформированности экологической культуры, нравственного и эстетического отношения к природе у учащихся сельских общеобразовательных школ.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Развитие экологической культуры в педагогической науке и искусстве

Современное экологическое состояние нашей планеты является объектом постоянного изучения. По этому вопросу существуют полярные точки зрения: пессимисты твердят о надвигающейся угрозе всему живому, экологическом кризисе, о разрушительных последствиях жизнедеятельности людей; оптимисты же, наоборот, утверждают, что вред, наносимый природе деятельностью человека, сравним с песчинкой в пустыне, что никакой значительный урон планете люди нанести физически не могут: слишком ничтожна их деятельность в глобальных масштабах.

Независимо от этих мнений, совершенно очевидно, что экологические проблемы существуют. По Н.Н. Моисееву, «наша планета вступает в совершенно новый этап своей истории, когда только коллективный Разум, коллективная Воля и общие целенаправленные усилия позволят избежать катастрофы и откроют перспективы дальнейшего развития цивилизации». Он писал, что «каждый учёный, занимающийся экологическими проблемами, должен для самого себя понять главное - увидеть место и значение человека в том грандиозном процессе «творения мира», который нас окружает, и участниками которого мы являемся. Осознанию этого процесса должна быть посвящена деятельность ученого...» [129, с. 19-21].

Английский поэт Джон Донн написал 300 лет назад: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа; и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе» [86].

Изменяющаяся не в лучшую сторону окружающая нас природная среда — это результат мышления большинства людей, отчуждённых духовно и физически от своих корней, от природы. Уроки Рея Бредбери, предостерегавшего человечество, что гибель всего лишь одной бабочки может разрушить целые миры - увы! - усвоены немногими.

Взаимоотношения между живыми существами и остальной природой рассматривались еще античными мыслителями и философами. Но исторически сложилось так, что, преследуя определенные цели: добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладки дорог, - люди старались выполнить только конкретную задачу. Просто не думали об экологических последствиях, об оказываемых при этом побочных воздействиях на окружающую среду. Такой подход годился для производства создаваемых человеком материальных благ. И пока народонаселение и масштабы производства были малы, экологические последствия воспринимались как приемлемый компромисс. Иначе говоря, природные ресурсы, по сравнению с человеческими, были столь обширны, что для достижения поставленных целей и получения прибыли вполне можно было пожертвовать частью нетронутой природы, равно как и некоторой степенью чистоты воздуха и воды. Но очевидно, что наш мир не беспределен и этот процесс не может продолжаться бесконечно. По мере роста народонаселения и масштабов производства экологические последствия становились всё более серьезными и распространенными, а нетронутые природные пространства непрерывно сокращались. Стало ясно, что снижение качества окружающей среды уже нельзя считать приемлемым компромиссом. Произошла переоценка ценностей, и были приняты первые меры. Возникло природоохранное движение, мировым сообществом были приняты первые законы об охране окружающей среды, возникли государственные учреждения, контролирующие состояние окружающей среды и меры по её защите.

В середине XIX в. наука открыла законы взаимоотношений растений и животных между собой и окруэ/сающей средой. Эту область биологии назвали экологией. Термин «экология» образован из двух слов греческого происхождения: ойкос - дом, жилище и логос - наука. Таким образом, экология — это наука об окружающей нас природной среде. Это раздел биологии, изучающий взаимосвязи между организмами и окружающей их средой, о круговороте веществ в природе и потоках энергии, делающих возможной жизнь на Земле.

Заметный вклад в развитие экологической направленности школьного естествознания внес в 40-50 годы XIX в. выдающийся предшественник Чарльза Дарвина в России К.Ф. Рулье. Важнейшее значение он придавал изучению биологических факторов, отношений в природе, т.е. экологической характеристике организмов на местном материале. Экологические вопросы он затрагивает в ряде работ: «Куда девалась городская ласточка?», «Жизнь животных по отношению к внешним условиям» и др. На первом заседании комитета акклиматизации животных 30 января 1857 года К.Ф. Рулье определил следующие задачи: 1) охрана полезных животных, уже известных в России, но хищнически истребляемых; 2) постепенное перемещение известных пород животных из одних мест в другие, для них подходящие и др. [143].

В 60-70-е годы XIX столетия на содержание естествознания заметное влияние оказали работы немецкого педагога А. Любена, который впервые применил к школьному естествознанию общие дидактические принципы и определил учебно-воспитательные задачи курса. А. Любен рекомендовал проводить изучение характерных представителей местной природы, организовывать наблюдения за наиболее доступными явлениями природы. Его идеи по изучению местной природы нашли широкую поддержку в методических курсах того времени [210, с. 103].

Большое влияние на развитие методики преподавания естествознания оказали труды великого русского педагога К.Д. Ушинского, рекомендовавшего изучать ту местность, которая окружает детей, и устанавливать связь науки с жизнью. Один из виднейших представителей татарской просветительской мысли, ученый, писатель, мыслитель-гуманист Каюм Насыри в 1860 году издает брошюру под названием «Буш вакыт» («Свободное время»), в которой излагает общие сведения о явлениях природы. В книге рассказывается о временах года, об анатомии человека, о домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде и т.д. [137]. В его работе подчеркивается мысль об особом значении природы в жизни людей и о необходимости сохранить её в первозданном виде.

Философ, историк, религиозный реформатор Шихаб Ад-Дин Марджа-ни первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. В марте 1876 года он принял у себя дома в Татарской слободе всемирно известного учёного, автора труда «Жизнь животных» А. Брема [3, с. 48]. Таким образом, Марджани своей деятельностью в области исследова-ния истории и природы родного края доказывал мысль о необходимости изучения и сохранения окружающей среды.

Ярчайшая фигура татарской прогрессивной общественной мысли начала XX века Ш. Культяси в «Хейяте джадида» пишет о Солнце, Земле, звездах, планетах и движении их. В другом сочинении - «Хикмате джадида» — он приводит новые мысли относительно Земли, света и разных атмосферных явлений, такие мысли, которые диаметрально противоположны старым мусульманским взглядам на природу. Ш. Культяси вносит свой значительный вклад в развитие учения о значении природного окружения человека и необходимости его исследования [3, с. 86].

Воспитание экологической культуры в условиях сельской школы

«Джентльмен обычно живет в деревне», - так начинается одно из самых известных в Англии руководств для настоящих мужчин. По всей видимости, англичане достаточно озабочены условиями жизни своего народа в провинции и даже культивируют его. Нам об этом приходится только мечтать. Но при всей непопулярности жизни в сельских условиях, существует прослойка населения, которая не согласится променять особенности своей жизни в отдалённой глубинке на все блага цивилизации. И, в основном, эти люди являются основой развития и залогом процветания нашей страны, родного края.

В.А. Сухомлинский писал: «Природа - это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших её потомкам своим».

Сельские школы занимают ведущее место в Российской образовательной системе: их две трети рт общего количества школ. Как считает главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО, доктор педагогических наук, профессор М. Гурьянова, «сельская школа России - уникальный социально-педагогический феномен. В ней учитель должен не просто работать, но и жить жизнью детей, отдавать душевное тепло всем детям, как своим собственным. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер социальной защиты детей. Воспитательные.преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят обычные школы» [54, с. 67].

В последние годы резко снизилось качество жизни большинства сельских семей. В российской деревне сельская школа является чуть ли не единственным очагом культуры, а учитель - её носителем, представителем интеллигенции. Не радуют и демографические процессы в сельской местности: в школах иногда учится так мало детей, что их образование становится и некачественным и дорогостоящим для государства.

Перед «сельским» образованием сегодня стоит задача социальной ориентации учащихся на деревенский образ жизни. Сельские жители составляют сегодня 27% населения страны, и эта цифра постоянно уменьшается. Сегодня каждая четвертая школа в России работает с числом учащихся меньше 40 человек [29, с. 107].

Сельским школам необходимо стать источником возрождения села. Наша задача - формировать положительное отношение к сельскому образу жизни с помощью педагогически организованной переориентации на нравственные, экологические ценности образа жизни в селе.

В настоящее время в регионах остро стоит вопрос о реструктуризации школ - укрупнении учебных заведений путем ликвидации малокомплектных школ. Такое нововведение может иметь весьма трагические последствия: закроется школа - «умрет» и деревня. Директор Ивановской средней школы Белгородской области В.М. Малюков считает: «Школа в селе - это когда три ступеньки, травка, прекрасный лес рядом. Если малая школа погибнет, то погибнет Россия...» [54, с. 73]. По мнению проректора Нижегородского института развития образования, декана факультета управления и экономики образования А. Вифлеемского, гораздо важнее сохранить существующие школы, улучшая содержание их деятельности, создавая на их базе социокультурные центры. Такая модель сельской школы активно пропагандировалась и прак-тиковалась А.С. Макаренко. А теоретическим обоснованием превращения сельской школы в центр воспитания в социальной среде занимался классик советской педагогики СТ. Шацкий. Обобщая коллективный опыт, он подробно рассматривал все факторы, воспитания детей в деревне (природные, экономические, социальные, бытовые), но впервые отводил решающую роль школе, считая ее важнейшим фактором, влияющим на общественную жизнь, организующим детскую среду в широком масштабе. Шацкий впервые поставил вопрос о неповторимых особенностях жизни каждой деревни и отраже ний их в работе школы. Значительное место в педагогической системе С.Т. Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением. Представляем некоторые пункты программы, по которой школа должна была работать в социуме, являющиеся актуальными и в современных условиях: 1) оценить, что представляет собой район, в которой школа работает, и что в нём надо делать; 2) исследовать, как протекает жизнь детей и что нужно для того, чтобы её улучшить; 3) составить список общественных дел, в которых школа могла бы принять посильное участие; 4) распределить эти дела по времени и по возрастным группам; 5) определить, чему детей (учеников школы) нужно научить, чтобы они сознательно и организованно могли выполнить запланированное, т.е. какие навыки им для этого нужны; 6) по каждой теме Программы необходимо наметить практическое занятие [34, с. 103].

Разработанная Шацким модель школы предусматривала активное включение ребенка в систему общественных отношений села.

Проблема сельской школы всегда была одной из сложнейших в российском образовании - и в социальном, и в экономическом плане. Конечно, возможности сельской жизни во многом ограничены, но невозможно отрицать, что сельские дети более поэтичны, восприимчивы к природе, добросердечны и правдивы, более защищены от пороков современной городской жизни и в них продолжает жить душа народа.

Говоря об экологической ситуации в сельской местности, необходимо отметить, что она представляет собой такое состояние окружающей природы, которое сложилось в результате деятельности человека и является действительным или потенциальным фактором воздействия на его здоровье и жизнедеятельность. В отличие от объектов, традиционно изучаемых в школьном курсе экологии, изучение экологической ситуации сельской местности пред полагает широкие возможности для формирования не только экологических знаний, но и практической деятельности обучаемого. Экологическая ситуация сельской местности имеет как природную, так и деятельностную основу. Состояние окружающей природы в свою очередь является существенным фактором, влияющим на здоровье и жизнедеятельность самого человека [45, с. 65]. Рассмотрим некоторые факторы отрицательного воздействия сельскохозяйственного производства на природные комплексы.

Воздействие сельского хозяйства на природу началось на заре земледелия, и по мере развития масштабы его увеличивались. Еще в конце XVIII века на территории нашего региона (Татарстана) практически были сплошные леса. Массовая распашка и выведение лесов наблюдается в конце XIX - начале XX века. Часто не учитывается, что при распашке гибнет много насекомых, животных, птиц, уничтожаются условия для произрастания редких растений, изменяется микроклимат, а главное, создаются благоприятные условия для эрозии почвы - смыв и выдувание верхнего слоя. В результате массовой распашки и остепнения лугов увеличивается объем паводковых и дождевых стоков в реки, которые приносят огромное количество иловых частиц, вызывая увеличение мутности воды. Изменение плодородия почвы, структуры пищевых цепей и видового состава животных и растений происходит медленно, создавая картину внешнего экологического благополучия. Большое количество почвы теряется под временными дорогами, местами хранения соломы, загрязняется минеральными удобрениями. Ежегодно часть земель отторгается под промышленное и гражданское строительство.

Педагогические условия повышения эффективности формирования экологической культуры детей школьного возраста средствами музыкально-эстетического воспитания

Понятие «экологическая культура» является неотъемлемой частью общего понятия о культуре, важнейшей составляющей которой, одной из основ её является культура музыкальная. Несомненно, что использование средств музыкального воспитания в школьном образовании способствует повышению общей культуры учащихся, воспитанию активного, творческого, эстетического, нравственного отношения к природе. На этом основывается гипотеза исследования.

В первой составляющей нашей гипотезы говорится о реализации воспитательных возможностей музыки соответствующего содержания в тесно связанных направлениях её использования.

Традиционно музыка в школе используется в развлекательных целях. Очевидно, что воспитательная роль музыки недооценивается. В целях воспитания экологической культуры необходимо прививать вкус к качественной музыке: народной, классической, программной, эстрадно-симфонической. Именно такая музыка играет огромную роль в духовном и нравственном становлении учащихся, в воспитании эстетического отношения к окружающей природе, в формировании художественного вкуса учащихся. В приложении № 2 приводим примеры музыкальных произведений, рекомендуемых для слушания и исполнения на уроках, праздниках, мероприятиях с экологическим содержанием. Это детские песни о природе и родном крае, детские песни о животных и птицах, народные песни о природе для детского исполнения, календарные песни для детского исполнения, татарские песни о природе, птицах и животных для детей.

Необходимо отметить развивающее значение музыки, оказывающей влияние на мировосприятие, воспитывающей навыки и умение эстетически оценивать воспринимаемую информацию об окружающей действительности.

Много, много тысячелетий исполняемый природой цикл времен года звучит в произведениях композиторов. В их творчестве ощущается горячая любовь к родной земле, природе, людям.

Картины природы «звучат» в творчестве Чайковского (цикл «Времена года»), Лядова (симфоническая поэма «Лесное озеро»), Римского-Корсакова (опера «Снегурочка»), Глинки (опера «Иван Сусанин»), Рахманинова (кантата «Весна», романс «Сирень»), Мендельсона (кантата «Весна»), Грига («Утро») и многих других композиторов.

В этих музыкальных творениях природа ощущается не в отдельных своих проявлениях, а как волнующий душу человека вечный процесс жизни. Композиторы по-особенному чувствуют и умеют передать красоту родной природы. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха - всё это проникает в их искусство.

В процессе формирования экологической культуры учащихся с помощью музыкальных средств значительно меняется мировосприятие, воспитывается ассоциативное мышление, эстетическое отношение к окружающей природной среде.

Говоря об экологии, очень важно остановится на таком её аспекте, как здоровье человека. И в этом вопросе не обошлось без использования музыкальных средств, так как музыка вызывает изменения в организме человека, воздействуя на его самочувствие, работоспособность, психическое и физическое состояние и физиологические процессы. Известный российский музы-котерапевт, доктор медицинских наук, в совершенстве владеющий методиками Западной и Восточной медицины, СВ. Шушарджан рассматривает музыку в качестве серьезного средства борьбы с болезнями: «Музыка по своей природе - явление физическое, волновое. Поэтому звуковые сигналы, попадая в резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам того или иного органа, оказывает стимулирующее действие на него. Вполне естественно, что прослушивание определенных мелодий показано при достаточно широком спектре психосоматических заболеваний, т. е, проблем души и тела, которые, как правило, взаимосвязаны» [217].

Американские ученые успешно применяли музыкотерапию для снятия фантомных болей у ветеранов Второй мировой войны, перенесших ампутацию конечностей. Многие специалисты на Западе успешно пользуются целительной силой мелодий для борьбы с детским аутизмом и помощи малышам, отстающим в развитии. Существуют музыкальные программы, обладающие эффектом анальгетика. Их применяют для лечения болевых синдромов, в том числе и в стоматологии.

Результативность терапии зависит от степени музыкальности пациента. Что касается возрастного цикла, то даже плод, находящийся во чреве матери, определенным образом реагирует на прослушиваемые ею музыкальные мотивы, и они способны оказать влияние развитие будущего человека.

«Правда ль, нелепый маленький Шуберт, музыка - лекарь?» На этот вопрос, обращенный известным поэтом Давидом Самойловым к еще более известному композитору Шуберту, современная наука отвечает сугубо положительно. Еще знаменитые врачи древности, средневековья и нового времени, такие, как Авиценна, Парацельс, Гинеман, отдавали должное целительным звукам. Воздействие вольных колебаний определенной частоты и силы на основные системы и органы человеческого организма - явление совершенно доказанное в рамках физической и медицинской науки. В настоящее время специалисты занимаются изучением воздействия музыки на клеточном уровне.

Но далеко не любая мелодия может благотворно подействовать на человеческий организм. Рок-музыка, например, носит агрессивный, разрушительный характер, негативно сказывается на здоровье человека. Также дока зано, что такого рода ритмы угнетающе воздействуют даже на рост трав, снижают нормальную лактацию у крупного рогатого скота. Влияние «черной» музыки, голого ритма на человеческую психику подобно воздействию алкоголя или наркотиков. Она растормаживает подкорковые центры и в буквальном смысле «будит зверя» в слушателе. Отсутствие мелодии, гармонии не могут принести ничего, кроме вреда [217]. По мнению психолога А.В. Толстых, «у рока, как и у любого иного явления зрелищной культуры, есть известное преимущество перед другими искусствами: он не требует специальной подготовки. Это своего рода ловушка, ибо отодвигаются на второй план, а то и парализуются фундаментальные особенности восприятия...» [203, с. 65].

Для того чтобы определить, какая музыка вызывает творческий подъём, а какая, наоборот, «парализует» всякую деятельность человека, исследователи проделали следующие манипуляции. В качестве «подопытных кроликов» были выбраны обыкновенные студенты, которым предстояло пройти небольшой тест на пространственное мышление. Учащихся разделили на две группы. Одной из них перед началом теста дали прослушать произведения Моцарта. Другим - кое-что из современного и модного. Результаты были просто поразительными! Студенты, слушавшие классику, справились с заданием гораздо лучше своих «оппонентов». Их успехи были выше на 62%! Оказывается, секрет в том, что в музыке Моцарта большое количество звуков высокой частоты. Такие звуки вызывают сильный резонанс в коре головного мозга, что улучшает память и стимулирует мышление [88].

Организация экологического воспитания сельских школьников средствами музыкального искусства

Закон «Об охране окружающей природной среды» указывает на обязательность преподавания основ экологических знаний во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях. Прежде всего, необходимо воспитать людей так, чтобы они ощутили подлинность и силу грядущих экологических угроз. В связи с этим нужны хорошо подготовленные, энергичные и терпеливые «апостолы» новой веры, способные убеждать и словом, и делом. Именно в подготовке кадров, обладающих вышеперечисленными качествами, видят свою задачу работники образования Высокогорского района РТ, где в последние годы регулярно проводятся курсы, семинары учителей по экологическому образованию и воспитанию дошкольников и школьников района. Экологическое образование в районе ведется на основе разработанной целевой комплексной программы. Регулярно проводятся смотры-конкурсы учебно-опытных участков, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, натуралистических и экологических кружков. На уроках экологии в школах ученики получают теоретические знания, рассматривают экологические проблемы своей местности, учатся их решать. Учащиеся экологических классов успешно участвуют в районных и республиканских олимпиадах, конференциях, конкурсах. Эти мероприятия позволяют выявить творчески активных, неординарных педагогов, использующих в своей работе новейшие методы и технологии в экологическом образовании.

Вся экологическая деятельность школ Высокогорского района тщательно планируется и контролируется. Приводим фрагменты «Целевой комплексной программы экологического образования учащихся общеобразовательных школ Высокогорского района Республики Татарстан на 2004-2005 учебный год» и выделим пункть], представляющие для нас особый интерес: Основные цели и задачи программы: 1. Усиление роли учебной работы в системе экологического образова ния школьников. 2. Расширение контактов школы с научными, общественными и производственными организациями района в целях формирования экологической культуры школьников. 3. Выявление новых интересных форм связи учебной, внеклассной и внешкольной работы с экологическим воспитанием. 4. Наполнение новым творческим содержанием традиционных форм общественно-полезной природоохранной деятельности. 5. Использование «народной» педагогики в деле воспитания ответственного отношения к окружающей среде. 6. Использование музыкальных средств в процессе экологического воспитания. 7. Осуществление единого планирования экологического образования в деятельности школьного педагогического коллектива. Определены основные задачи экологического воспитания и образования: формирование у подрастающего поколения совершенно новых взглядов и подходов к проблемам окруэюающей среды — таких, которые соответствовали бы современному, стремительно меняющемуся миру технологий и столь же стремительно меняющейся окружающей среде. В приложении № 4 представлены следующие планы по экологической работе и образованию в Высокогорском районе: 1. План мероприятий по экологическому образованию учащихся на 2005-2006 учебный год. 2. План укрепления сети общеобразовательных школ, работающих по направлению экологического образования школьников. 3. План природоохранной деятельности школ Высокогорского района. 4. План методической работы по экологическому образованию в Высокогорском районе. Для выполнения задачи непрерывного экологического образования разрабатываются планы помесячной внеклассной работы учителей и руково дителей кружков с регулярным подведением итогов и обобщением результатов деятельности.

Несмотря на активную работу по внедрению и совершенствованию экологического образования, существуют объективные причины недостаточ-ности такого образования в отдалённых деревнях и селах района. Особое внимание обращается на учебные заведения, где имеются кадровые проблемы, так как сельские школы ощущают заметную нехватку специалистов по экологическому образованию. Преподавание неспециалистов по интересующему нас предмету неизменно сказывается на качестве знаний учащихся. В целях исправления создавшейся ситуации ведется целенаправленная работа по подготовке и профилированию кадров, по выявлению новых форм и методов экологического образования.

На районных экологических мероприятиях и семинарах коллективы школ делятся опытом экологического воспитания. Здесь можно получить очень много полезной и интересной информации. Далеко не все осведомле-ны, что на календаре есть особые «экологические» дни: 5 июня— Всемирный день защиты окружающей среды; 22 марта объявлен Международным днем воды; 29 мая 1995 года было принято постановление Кабинета Министров РТ «Об объявлении Дня малых рек и родничков». Первое воскресенье июня отмечается ежегодно как День малых рек и родничков. Очень много вопросов задается главному экологу района Сафаргалину Г.Х. Из его выступлений слушатели получают эксклюзивные данные об экологическом состоянии района, количестве водоемов, полей, лесов. Приведем цитаты по экологической характеристике района:

«Около 25% территории Высокогорского района заняты лесами, включая болотистые, кустарниковые участки. А чистых, настоящих лесов, имеющих водоохранное, защитное, санитарно-гигиеническое значение, не более 10%. Остальная часть - лишь контуры лесов. Район относится к лесодефи-цитной зоне.

Общая площадь водоёмов нашего района - 987 га: это реки Казанка, Ашит, Илеть, Киндерка, Нокса, Сула, Солонка, Шемяковка, Красна и другие многочисленные малые реки, 26 прудов и столько же озер. Среди них есть особо охраняемые водные объекты. Действует 153 родника. Природной жемчужиной являются уникальные Голубые озера, которые решением Кабинета Министров Татарстана включены в список особо охраняемых природных памятников. В этом же перечне находится Семиозерский лес, Иске-Казанский историко-культурный центр, озера Мочалиное и Карасиное, Каракуль, Озын-бе, Сурковый склон в Шуманах и Эстачинский склон. Наверное, редкий район может похвастаться таким количеством уникальных мест. Нам же остаётся гордиться и по мере возможности оберегать и охранять их. Предстоит огромная работа по воспитанию в наших людях экологической культуры. Здесь должны использоваться и меры убеждения, и меры принуждения. Отрадно, что сегодня очень многое делается педагогическими коллективами школ, детсадов по воспитанию в детях любви и уважения к природе. Ознакомившись с материалами районного управления образования, убеждаешься, что идёт бурный процесс экологизации среднего, специального и высшего образования. Душа радуется, кргда ребята участвуют в таких мероприятиях, как посадка деревьев, очистка родников, берегов и устьев речек, помогают ловить браконьеров в период нереста рыбы, в период охотничьего сезона - сохранять редких животных. В этом году силами школьников посажено 12 тыс. елей и сосен в деревнях, разбиты зеленые парки. Дети работают в лесхозах. Сохранением природы нужно заниматься постоянно, каждодневно, привлекая к этому всех от мала до велика.

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства