Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Яковлева Оксана Георгиевна

Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства
<
Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Оксана Георгиевна. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1998 197 c. РГБ ОД, 61:98-13/299-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Формирование духовной культуры как проблема исследования 13

1.. I. Теоретик о-методологические основы формирования духовной культуры личности 13

1.2. Роль и место музыкального искусства в формировании духовной культуры 44

1.3. Возможности якутского музыкального искусства в формировании основ духовной культуры младших школьников 61

Глава вторая. Оптимизация процесса формирования основ духовной культуры у детей младшего школьного возраста 89

2.1. Задачи и организация опытно- экспериментальном работы 89

2.2. Констатирование параметров формирования духовной культуры 114

3.2. Содержание и результаты формирующего этапа экспериментального обучения 135

Заключение 165

Библиографический список использованной литературы 184

Введение к работе

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования школьной системы образования и воспитания, призванной развивать творческую индивидуальность каждого растущего человека. Полная интеллектуальная, творческая, духовная самореализация отдельного человека отвечает интересам процветания всего общества.

Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование основ духовной культуры в интеллектуальной надстройке личности. И чем более на ранних ступенях школьной жизни это происходит, тем на большую педагогическую результативность можно рассчитывать.

Процессы формирования и развития духовной культуры являются одними из самых многоступенчатых, тонко регулируемых, сложных в жизни любой цивилизации. Нисколько не умаляя значения интеллектуального, трудового или физического воспитания, можно сказать, что дефицит именно духовной культуры ведет к морально-психологической деформации, неполноценности и постепенному разрушению личности. Анализ современной педагогической практики раскрывает недопустимо низкий культурный уровень основной массы школьников и выпускников школ, подтверждаемый печальной асоциальной статистикой наших дней. Мнение общества однозначно - проблемы удовлетворения не только физического голода, но и духовных потребностей, культурно-эстетического дефицита, ощущаемого новыми поколениями граждан, требуют самого пристального внимания и государственных структур, и специалистов-педагогов.

Каждое историческое время предъявляет свои требования к решению проблемы, но и современная наука признает вопросы духовной культуры сферой многогранной, имеющей как общечеловеческие, так и конкретно-исторические, социальные и национальные параметры. При необходимости новых подходов к проблеме исследователь прежде всего анализирует сложившийся научный "багаж", круг научного освещения проблемы. В нашем случае предшествующая база и богата, и бедна одновременно. Обширна теоретическая литература по фундаментальным вопросам, т.к. процесс формирования и развития духовной культуры находился в поле зрения философов, педагогов, психологов на протяжении развития истории человечества.

В силу политике-идеологических обстоятельств в нашей стране интерес к данной проблеме особо не поощрялся, потому основной массив исследований приходится на последние десятилетия. Значительное исследовательское оживление приходится на 1960-е годы. Вопросам культуры и, в частности, духовной культуры посвящены труды Т.И.Адуло, Л.С.Айзермана, К.З.Акопяна, В.П.Андрушенко, А.И.Арнольдова, В.А.Бачинина, Г.А.Брандт, Е.В.Боголюбовой, В.Е.Давидовича, В.Д.Диденко. З.А.Дорониной, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, Л.Н.Когана, Л.К.Кругловой, Э.С.Маркаряна, В.А.Малахова, Е.В.Соколова и др..

Внимание специалистов привлекал собственно процесс формирования духовной культуры у молодых поколений. Так, духовная проблематика школьного возраста рассматривалась в работах Л.В.Горюновой, И.Д.Демаковой, И.Н.Ильина, Н.Е.Щурковой. Представляется весьма ценным труд Горюновой Л.В., исследующий вопросы использования русского фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представляет ценность общее убеждение специалистов в наличии широкого поля исследования в сфере формирования духовной культуры личности на самых ранних этапах жизни. Несомненно интересны диссертационные исследования Э .О. Галицких, Л. Н. Гуровой, М.М.Мукамбаевой, рассматривающие различные аспекты формирования духовной культуры студентов. Следует отдельно отметить работы В.В.Медушевского, его подход к устройству духовности, как основному принципу мироздания.

На формирование духовной культуры осуществляется воздействие различными методами и средствами, в частности, воздействие на личность различных видов искусств: музыки, литературы, танцев и т.д. Одна из важнейших областей этого сложного, динамичного процесса - формирование духовной культуры средствами музыкального искусства.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства -признавали выдающиеся умы прошлого. Значение и силу музыкального влияния на личность отмечали античные философы Аристотель, Платон, Пифагор. Гуманистический смысл в подлинном музыкальном искусстве видели просветители, философы и писатели Гегель, Гёте, Дидро, Лессинг, Кант, Шеллинг, Шиллер.

Важное значение музыки в становлении личности подчёркивают в своих исследованиях выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Д.Б.Кабалевский, а также О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, С.А.Карцева, Е.А.Мальцева, В.И.Шацкая; психологи Л.С,Выготский, Б.М.Теплов; музыковеды Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Б.Л.Яворский; педагоги - исполнители Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев; в области этики и эстетики следует назвать исследователей В.В.Ванслова, М.С.Кагана, В.В.Селиванова, А.Н.Сохора, А.А.Фарбштейна.

Проблема формирования духовной культуры в разных возрастных группах средствами музыкального искусства не получила в полной мере освещения как в теории , так и в практике воспитания, и потому является наиболее уязвимой сферой в педагогическом процессе. Отсутствуют специальные исследования по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей и юношества на ранних этапах жизни.

Работ, посвященных проблеме научного обоснования педагогического руководства формированием духовной культуры учащихся младших (1-4-х) классов и значения музыкального искусства в этом процессе, практически нет. Не раскрыты закономерности и психолого-педагогические условия успешного формирования духовной культуры младших школьников средствами музыкального искусства. Не предпринимались серьезные исследования в этой сфере в аспекте и национальной музыкальной культуры народов Саха-Якутии.

Данный пробел представляется недопустимым, т.к. именно музыкальное искусство, выполняющее самые разнообразные функции, такие как познавательная, духовно-преобразовательная, коммуникативная, воспитательная, занимает одно из ведущих мест в духовном совершенствовании личности. Важно и то, что музыка, являясь искусством эмоциональным по содержанию, заключает в себе огромный потенциал для развития эмоциональной сферы человека, связанной с её нравственными и душевными переживаниями.

Особенно благодатен для воздействия музыкального искусства младший школьный возраст. Данный факт обоснован психологическими особенностями жизненного периода, позволяющими детям глубже воспринимать окружающий мир. Такие качества, как повышенная эмоциональность, чувствительность, любознательность, доверчивость создают благоприятную почву для воздействия на духовную сферу ребёнка. Кроме того, результаты исследований психологов убедительно доказывают огромное влияние воспитательного воздействия в раннем возрасте на последующую жизнь человека.

Жизненные ценности, нравственная позиция, моральный облик - всё это закладываются на начальном этапе обучения в школе. Сформированные в младшем школьном возрасте нравственные критерии, ценностные установки переносятся на дальнейшую жизнь человека. В этом свете изучение формирования основ духовной культуры у детей законно претендует на приоритетное место в системе общественных наук, что свидетельствует об актуальности и социальной значимости представляемой диссертации.

Возрастные и психологические особенности детей 7-9 лет широко исследовались в области психологии и педагогики, в частности, такими специалистами, как Л.И.Божович, В.В.Давыдов, А.В.Занков, А.В.Запорожец, Н.Д.Левитов, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, Д.В.Эльконин. Младший школьный возраст определяется ими как новый период в жизни ребёнка, в котором происходит интенсивное развитие его познавательных способностей, т.к. учёба в школе в первую очередь связана с систематическим усвоением и осмыслением новых знаний, учебного материала. Занятия на уроках музыки требуют от маленького человека таких мыслительных навыков, как умение конкретизировать, сравнивать, видеть и выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, благодаря чему повышаются возможности развития памяти, внимания, логического и абстрактного мышления.

Знакомство с музыкальным искусством раскрепощает духовные задатки ребёнка, во многом определяет его творческое и психологическое развитие, т.к. произведения музыкального вида искусства содержат большие возможности для эмоционально - чувственного, образного, эстетического познания и отображения внутреннего и окружающего мира человека. Богатая палитра чувств, эмоциональных переживаний, которые вызывает музыка, способствует формированию творческих способностей, гармоничному развитию ребёнка. Важное значение имеет и то, что деги младшего школьного возраста уже имеют достаточный жизненный опыт, в т.ч. и опыт восприятия музыки.

К сожалению, сегодня приходится констатировать отсутствие отвечающих современным требованиям теоретических исследований и практических разработок по активизации внутреннего интеллектуального, нравственно-эстетического и эмоционального потенциала детей средствами музыкального искусства.

Как показало целенаправленное знакомство с педагогическим опытом в Республике Саха (Якутия), не востребованы для этих педагогических целей уникальные возможности якутского национального музыкального ис-кусства. Всё изложенное подтверждает актуальность для диссертационного исследования темы "Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства", направленного на восполнение указанного пробела в педагогике.

Проблема исследования заключается в поисках и выработке наиболее эффективных (оптимальных) условий, выдвигаемых современной социально - педагогической ситуацией, для успешного формирования основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства. На основе выявленных педагогических условий научно-теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предлагаемого педагогического обеспечения процесса формирования духовной культуры детей младшего школьного возраста.

Решение данной проблемы и определило цель нашего исследования; на основе определения сущности духовной культуры и ее роли в процессе становления личности разработать совокупность педагогических условий и средств, при которых якутское музыкальное искусство эффективно формирует духовную культуру младших школьников.

Объект исследования: духовная культура младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования основ духовной культуры детей младшего школьного возраста средствами якутского музыкального искусства.

Гипотезой исследования служило предположение о том, что успешному формированию основ духовной культуры младших школьников в условиях Республики Саха(Якутия) способствует: - обогащение урочной и внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию якутским музыкально-художественным искусством, выражающим своеобразие духовного мира якутского народа; активное участие детей в усвоении национальных художественных ценностей, способствующих развитию эмоциональной, интеллектуальной, нравственно - эстетической, поведенческой сфер сознания; взаимосвязь школы и семьи на основе единения цели, задач, содержания и способов музыкально-художественно го воспитания.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

Выявить философские, психолого-педагогические основы содержания, структуры духовной культуры и ее роль в формировании и развитии личности.

Раскрыть психолого-педагогическую сущность якутского музыкального искусства как средства формирования основ духовной культуры.

3. Установить критерии сформированности духовной культуры у младших школьников.

4. Определить педагогические условия и способы формирования ду ховной культуры детей средствами якутского музыкального искусства.

Теоретическую основу диссертации составляют: положения классической философии о всестороннем и гармоничном развитии личности, об искусстве как форме отражения действительности, восприятии как ступени познания; психологии - о зависимости развития личности от особенностей и структуры его деятельности; педагогики - выводы об управляемом характере обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы, взаимодополняющие и корректирующие друг друга: - теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме; изучение опыта педагогов начальных классов; наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, интервьюирование; сравнительно-описательный метод; психолого-педагогический развивающий эксперимент; методы математической статистики.

База исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ряде школ Республики Саха (Якутия) - средней школе села Хатассы г. Якутска, в школае № 1 и № 3 пос. Нюрба Нюрбинского улуса.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе - подготовительном (1993-1994 г.г.) - было выявлены современное состояние проблемы, её теоретическое осмысление и оценка. С этой целью была изучена философская, психолого-педагогическая, музыковедческая литература. Анализировался опыт работы начальной школы по формированию духовной культуры младших школьников - его положительные результаты и слабые стороны. Был выяснен исходный уровень сформированное духовной культуры младших школьников с помощью констатирующих методик. С учетом всего этого были определены предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе - основном (1994-1996 г.г.) - осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент, были определены уровни, критерии и показатели духовной культуры личности, проверялись, корректировались педагогические условия эффективного формирования духовной культуры младших школьников, разрабатывались методика и содержание опытно - экспериментальной работы. Проверялась гипотеза исследования в ходе констатирующего и формирующего экспериментов.

На третьем этапе - заключительном (1996-1997 г.г.) -проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, были апробированы и внедрены научно - практические рекомендации по формированию духовной культуры младших школьников средствами музыкального искусства.

Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений формирования духовной культуры младших школьников как системы духовных ценностей и общественных достижений, соци- альной памяти, передающей человеческий опыт от поколения к поколению: присвоение духовных ценностей на основе присущего каждому неповторимого индивидуального качества; усвоение знаний, направленных на единство нравственною и эстетического как ядра духовной культуры; активная творческая деятельность.

Теоретическую ценность исследования составляют: научно-педагогическое обоснование содержания, структуры духовной культуры и выявление психолого- педагогических особенностей ее формирования; раскрытие возможностей якутского музыкального искусства в формировании основ духовной культуры; разработка, опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий и способов эффективного формирования духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система рекомендаций, способствующих эффективному формированию духовной культуры детей младшего школьного возраста. Предложены способы псиxojюго-педагогического воздействия, направленные на формирование и развитие духовной культуры младших школьников.

Достоверность полученных результатов обеспечена единством философских и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей; адекватностью применявшегося комплекса методов поставленным в исследовании цели, задачам, объекту и предмету; репрезентативностью выборки массового обследования практики формирования духовной культуры; многосторонностью опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся педагогически обоснованные и экспериментально проверенные организационно-педагогические пути и способы формирования духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: обогащение содержания, форм урочной и внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию своеобразием музыкально-художественного искусства якутского народа, которое являясь выражением его духовности, рационально способствует формированию, преобразованию внутреннего мира, души детей; обеспечение богатства, качества и разнообразия личностного духовного мира ребенка путем вовлечения его в активное усвоение и присвоение им национальных художественных ценностей в окружающей социально-культурной среде и в индивидуальное музыкально-художественное творчество; взаимодействие школьного и семейного музыкально-художественного воспитания, направленное на единение их целей, содержания и на взаимодополнение форм и способов воздействия на формирование духовных ценностей.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Апробация результатов исследования систематически осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в школах Нюрбинского улуса и с. Хатассы г. Якутска; в выступлениях автора на научно-практических и научно-методических конференциях; посредством публикации статей и разработок по теме диссертации; в ходе обсуждения рукописи диссертации на кафедре педагогики педагогического института Якутского госуниверситета.

Теоретик о-методологические основы формирования духовной культуры личности

Научная разработка поставленной проблемы исследования требует уточнения ключевых понятий, таких как "культура", "духовная культура", "духовность", которое целесообразно начать с терминологического анализа самого слова "культура".

Понятие культуры относится к числу фундаментальных, имеющих сложный характер и выполняет несколько познавательных функций, ибо культура охватывает всё многообразие человеческой жизнедеятельности на каждом этапе развития человечества. Как подчёркивает известный специалист-культуролог А.Моль, термин "культура" исключительно многозначен, потому разные авторы трактуют его по-своему: до 50-х гг. насчитывалось около 150 определений культуры (М.Каган), в 90-е - фиксируется уже более 250 [134].

В переводе с латинского, слово "cultura" означает "возделывание, уход, обработку, улучшение природного", в переносном смысле - улучшение духовных и физических склонностей человека, и потому человечность отмечается как важная особенность культуры. Применение слова было связано с земледелием, затем его стали использовать для обозначения способов и результатов преобразовательной деятельности человека, в т.ч. и в нематериальной сфере. Ещё Цицерон называл философию "культурой души" ("Cultura animi autem philosophia est") и указывал на необходимость возделывать разум так же, как человек возделывает землю.

В средние века термин "культура" обрел значение личного совершенствования человека, прежде всего религиозного. Эпоха Возрождения вы- двинула на первый план человека -"творца своей судьбы", становится популярной идея "гуманитарной культуры", где творцом культуры провозглашается опять же человек. Культура воспринималась как развитие, совершенствование заложенного в человека самой природой. Однако созданный идеальный образ совершенного человека был весьма далёк от облика реального человека [36, С.594].

В период расцвета немецкой просветительской мысли было предпринято теоретическое определение культуры. Считается, что термин "культура" впервые появился в немецком словаре, изданном в 1793 г.

Создателем же первой культурфилософской концепции является итальянский философ и социолог Джамбатиста Вико (1668 - 1744). В основе его концепции лежат два фундаментальных методологических принципа: - принцип целостности, который Вико применяет, рассматривая культуру как таковую, но вместе с тем не только в единстве, но и в отдельности все её проявления, а так же при анализе различных этапов её развития; - принцип историзма, определяющий целостность как органическое свойство культуры, суть которого заключается в том, что для проявления Порядка Идеальной Истории, Вико создает теорию исторического круговорота. Согласно этой теории каждый народ проходит совершенно одинаково и постоянно через три Века: Век Богов, Век Героев и Век Людей, которые соответствуют периодам жизни человека - детству, юности и зрело-сти[46; 179,С65]. Здесь видна мысль о преемственности культуры: одно поколение, наследуя и преобразуя результаты предыдущей деятельности, приходит на смену другому.

Автором другой культурфилософской концепции является выдающийся немецкий просветитель 18 века - Иоганн Готфрид Гердер (1744 -1803). Интересна его интерпретация процесса воспитания. По Гердеру, воспитание представляет собой одновременно и генетический, и органический процесс, благодаря которому происходит усвоение и применение переданного. В своей работе Идеи к философии истории человечества он пишет: "Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, т.е. возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением...". Гердер главные свойства культуры видел в неразрывной её связи с потребностями общества, в прогрессивности развития и в глобальности характера. Придерживаясь принципа натурализма, основанности культуры на "естественной природе" человека, был сформулирован вывод, что именно культура способствует становлению человечества как высшего звена развития природы[54; 59].

И. Кант был первым, кто обосновал несостоятельность воспитания совершенного человека с опорой на его естественную природу. В противоположность Гердеру он понимал культуру как разрыв с природой. Более того, он не только противопоставляет их друг другу, но и представлял культуру как средство, разграничивающее природное от неприродного в человеке. ЬСантовская концепция основана на идее деятельности, потому культурные ценности считаются результатом деятельности.

В преодолении природной лени, развитии своих способностей, достижении общественной значимости Кант видел путь от грубости к культуре, к которой он относил мораль, определяющую уровень достигнутой человеком и обществом свободы, труд, науку и искусство, воспитание и самовоспитание ].

Для нас весьма привлекательны взгляды Ф. Шиллера, представлявшего культуру как средство совершенствования человека и его теория "спасения" культуры при помощи искусства[179,С549; 194]. Тема противоречивости человеческого духа, как противостояние разума и воли, эмоционального и рационального, рационального и иррационального получила развитие в творчестве представителя немецкого классического идеализма, философа Ф. Шеллинга. По его суждению, эти присущие культуре противоречия можно разрешить средством искусства в процессе художественной деятельности людей[196].

Г.Гегель рассмотрел культуру в аспекте просвещения (Bildung /нем./-образование, культура), определяя процесс развития культуры как освобождение и работу высшего освобождения, которое является переходным этапом к духовной всеобщности[53,С.215]. Понимание культуры как развития всех сущностных сил человека, умение использовать результаты деятельности других людей, движение к духовности было предложено К.Марксом[129]

Роль и место музыкального искусства в формировании духовной культуры

Прежде чем раскрыть педагогические пути и условия формирования основ духовной культуры детей средствами музыкального искусства, следует определить те его средства и возможности, которые обуславливают формирование и развитие личностных качеств как основы духовности. С этой целью в данном разделе анализируется музыковедческая литература с целью определения места музыкально-эстетического воспитания в целостной системе формирования личности детей.

Музыкальное искусство, отражающее действительность в звуковых образах, посредством звучащих форм, непосредственно и определенно воздействует на формирование духовной культуры личности, что было замечено со времён глубокой древности. Поэты, музыканты, мыслители, учёные стремились постичь сущность музыкального искусства, её воздействие на внутренний облик человека. Античная теория этоса, утверждавшая нравственно-воспитательное значение музыкального искусства, и учение Аристотеля о катарсисе признавали своеобразную "очистительную силу музыки, способствующую одухотворённости чувств человека, создавая иммунитет против "бездуховности и эмоциональной бедности"[153,С. 10]. Музыка рассматривалась не только как источник радости и наслаждения, но и являлась главной, неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и почиталась как одно из могущественных средств формирования нравственных и гражданских качеств будущего члена общества.

Воздействие музыки на душу волновало мыслителей всех эпох: будь это и гегелевское учение о духовном содержании музыки, и шопенгауэровская "мировая воля", отражённая в музыке, и романтическая "эстетика чувств". Известна также "теория аффективистов", получившая развитие в 18 веке: приверженцы этой теории разработали систематизацию музыкальных эмоций и средств их выражения[179,С.34[.Периоды исторического развития эти теории по своему интерпретировали закономерность, открытую ещё в древности - могущественное воздействие музыки на духовное развитие человека. Трактуемая по разному - как этос или катарсис, как чувство или воля, музыка всегда признавалась высокой организующей силой, способной создать целостность внутреннего мира личности.

Можно сегодня отметить, что, например, теория аффективистов недооценивала глубокую рациональность музыки, организацию музыкального материала и логику звуковысказывания, а мысль Г.Лейбница о тайной математике души, осуществляемой в звуковом потоке, долго не получала всестороннего осмысления. И лишь в эстетике Г.Гегеля вновь подчёркивалось значение логики и одухотворённости музыкального содержания, высказывалась мысль, что в музыке сочетается единство противоположностей, т.к. в ней "царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность"[53]. Но в целом идею нравственного значения музыкального искусства не сумели вытеснить ни скептицизм, ни формализм, которые не раз пытались доказать, что в музыке "не больше пользы, чем в пище и благовониях" [98].

Обзор исторического развития музыкального искусства показывает, что в толковании музыки эстетика всегда тесно соприкасалась с педагогикой и этикой: невежество в сфере музыкального искусства воспринималось не только как пробел в образовании, но и являлось глубоким изъяном во внутреннем мире человека. Приведённые выше рассуждения не покажутся преувеличением, если понимать воздействие музыки не отдельно, а в единстве всех средств воспитания: интеллектуального, эмоционального, физического, гражданского и т.д.

Нравственное значение музыки признавалось самими творцами музыкального искусства. Так, Г.Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла удовольствие, но чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому созвучна и мечта Л.Бетховена "высекать огонь из мужественных душ". В XX в. получает признание идея "воспитания посредством искусства", где особое значение придаётся музыке. В частности, французский эстетик Этьен Сурио в своих работах подчёркивал универсальность воздействия музыки, которая формирует мышление, развивает впечатлительность, а главное, влияет на нравственность[153,С7].

"Звучащее мироощущение" - музыка, расширяет эмоциональный мир человека, позволяет человеку выявить генетически заложенные в нём возможности духовного развития. Воспитание под воздействием облагораживающего влияния музыкального искусства создаёт надёжные предпосылки духовного совершенствования.

Вместе с тем необходимо отметить, что музыкальное искусство само по себе не может определить развитие положительных качеств личности. В воспитательном воздействии огромное значении исследователями придаёт-ся содержанию музыкального произведения.

Для советской педагогики также было характерно понимание музыкального воспитания как средства формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности[189], Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. Он считал, что "умение слушать и понимать музыку -один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания"[167], "без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. ... Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его стремления"[168,С54]. А слова В.А.Сухомлинского о том, что "без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение по сути является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры"[112,С6], конкретизируют тезис о музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо концепции Д.Ь.Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. О духовно-нравственном воздействии музыки, её способности облагораживать человека писали специалисты в области воспитания и Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, В.В.Медушевский, теоретики и методисты в области музыкального воспитания Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Б.Л.Яворский.

Задачи и организация опытно- экспериментальном работы

После определения теоретических аспектов исследования с учетом специфических особенностей формирования духовной культуры у младших школьников средствами якутского музыкального искусства была намечена совокупность ряда педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию исследуемого феномена. Но до начала опытной работы было необходимо экспериментально выявить объективное современное состояние проблемы, в т.ч. "стартовые условия" - исходный уровень сформированности духовной культуры учащихся начальных классов. В школах с. Хатассы и п. Нюрба, в которых проводилась опытно -экспериментальная работа, мы разделили классы на экспериментальные и контрольные. Экспериментальные классы - в Хатасской средней школе: в классе "А" - 24 ученика; в Нюрбинской средней школе №1: в классе "Б" - 19 учеников, в классе "Г" - 18 учеников; в Нюрбинской школе №3: в классе "А" - 20 учеников (81 учеников). Контрольные классы - в Хатасской средней школе: в классе "Б" - 25 учеников; в Нюрбинской средней школе №1: в классе "Б" - 25 учеников, в классе "В" - 19 учеников; в Нюрбинской средней школе №3: в классе "Б" - 18 учеников (82 ученика). Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проводились в обычных условиях учебно-воспитательного процесса в начальных классах общеобразовательных школ. В целом опытно - экспериментальной работой был охвачен достаточно широкий круг: ученики начальных классов средних школ №1, №3 п. Нюрба Нюрбинского улуса, средней школы с. Хатассы (всего 163 ученика), более 200 родителей, около 20 учителей музыки и учителей начальных классов. Для достоверности результатов эксперимент проводился с одними и теми же детьми в течение трёх лет. Применялся комплекс исследовательских методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету данного диссертационного исследования. В течение первых двух лет в обучающем процессе использовались устные методы (беседы, интервью, опрос), так как для детей 7-8 лет письменное изложение своих мнени7й затрудняется отсутствием у большинства первоклассников и многих второклассников соответствующих навыков письма. При проведении анкетирования ответы детей протоколировались учениками старших классов. В ходе эксперимента проводились "срезы" уровня сформированности духовной культуры младших школьников в каждом учебном году. Опытно-экспериментальной работе предшествовало обозначение основных задач: - провести теоретический анализ действующей программы "Музыка" для 1-3 классов общеобразовательной школы, разработанной Д.Б.Кабалевским, изучить и обобщить опыт учителей музыки по реализации возможностей программы для формирования основ духовной культуры младших школьников; - определить сформированное духовной культуры первоклассников в процессе художественно - творческой деятельности, и на основе проявления имеющихся у детей определённых знаний, умений и навыков в области музыкального искусства выявить связь нравственно-эстетического компонента духовной культуры с жизненным опытом самого ребёнка; - определить параметры и особенности проявления оценочных суждений первоклассников при восприятии произведений якутского музыкального искусства, выявить воспитательные возможности якутского музыкального искусства (песен и инструментальных произведений) в формировании духовной культуры младших школьников, а также определить уровни сформированное нравственного идеала у первоклассников; - выявить основные факторы, влияющие на формирование духовной культуры детей младшего школьного возраста и определить роль школы и семьи в названном процессе; - основываясь на полученных результатах разработать критерии и уровни сформированности духовной культуры младших школьников. В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы применялись следующие методы: - анкетирование и целенаправленное наблюдение за преподавательской деятельностью учителей музыки в начальных классах, с целью изучения и обобщения существующего опыта формирования духовной культуры детей средствами музыкального искусства; - интервьюирование, тестирование, беседы, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся начальных классов во время урочных и внеурочных занятий для определения сформированности их духовной культуры; - изучение творческой деятельности и вербальных оценок детей произведений якутского музыкального искусства с целью выявления уровня и особенностей проявления духовной культуры младших школьников. Сбор открытой информации у родителей, учителей начальных классов, беседы со школьниками способствовали обобщению независимо полученных данных, что в результате дало вполне объективную характеристику исследуемого контингента учащихся. Наиболее эффективным средством исследования уровня сформированности духовной культуры младших школьников был определен метод беседы (и как действенный метод воспитания, и как основной способ введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования), так как именно при такой свободной форме общения наблюдается повышенная активность и раскрепощенность всех участников беседы. Для получения достоверных результатов учитывались психологические особенности детей при выборе тематики и проведении бесед.

Как показало теоретическое исследование данной проблемы, главная особенность народного музыкального искусства заключается в её непосредственно комплексном воздействии на человека на его психику и физиологию, способность вызывать определённые эмоции (положительные либо отрицательные). Другая важная особенность музыкального языка в том, что он может быть понят независимо от национальности человека, так как он является "языком чувств". Кроме того, народное музыкальное искусство создаёт благоприятные условия для знакомства с культурой своего народа, его бытом и традициями, родной природой, вследствие чего возникает и активизируется направленность на познание общечеловеческих и культурных ценностей. Основной формой организации музыкального, нравственно - эстетического воспитания детей являются уроки музыки в школе, охватывающие всех школьников в отличие от фольклорных кружков, ансамблей и т.д. При тщательно продуманном и определённым образом организованном проведении урок музыки представляет собой цельное, единое по драматургическому развитию действие с эмоциональной кульминацией, логическими связками между различными этапами урока, т.е. ведущее к познанию общечеловеческих ценностей.

Констатирование параметров формирования духовной культуры

Прежде всего с учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста было проведено "музыкальное тестирование", состоявшее из трёх, заданий. Тестирование должно было выяснить, насколько популярны в детской среде музыкальные произведения якутского народа, а также выявить наличие в опыте детей младшего школьного возраста имеющихся знаний о выразительных возможностях якутского музыкального искусства, умений,_эмоционально воспринимая музыкальное произведение, осознать главное в ее содержании, сравнить переживания, вызванные при соприкосновении с искусством, с имеющимся эмоционально-нравственным опытом, а также навыков самовыражения в искусстве.

Каждому ученику предлагалось:

1. Перечислить знакомые песни и исполнить из них одну самую любимую. Специально не оговаривалось, что песня должна быть именно якутской, т.к. любимой может быть песня и других народов, чтобы в этом варианте избежать ситуации дискомфорта для ребенка.

2. Назвать авторов и исполнителя прослушанной якутской современной композиторской песни.

3. Прослушав якутскую народную песню, назвать её. При повторном слушании определить, какие якутские народные инструменты звучали в аккомпанементе. Запись песен для эксперимента проводилась в сопровождении оркестра якутских народных инструментов.

В результате данного тестирования выяснилось, что уже в первый класс дети приходят с достаточно широким для данного возраста музыкальным кругозором, что подтверждает высокий уровень работы дошкольных учебных заведений и семейного воспитания. Дети любят петь и большую привлекательность для них имеют музыкальные инструменты, что проявляется в стремлении детей к музицированию. В этом возрасте среди опрошенных большая часть детей учится в музыкальных школах, причем проведённый опрос среди преподавателей музыкальных школ свидетельствовал о том, что снижение в последнее время количества учащихся связано с повышением оплаты за учёбу, но отнюдь не с снижением интереса детей к музыке.

При выполнении первого задания выяснилось, что любимыми песнями у большинства первоклассников являются песни из репертуара современных популярных эстрадных исполнителей: это указали 122 из 163 (74,8%) детей, в качестве любимой песни 23 ребенка (14,1%) исполнили якутскую народную песню, а 8 детей (5%) заменили песню исполнением ча-быргаха и тойука, русские песни исполнили 10 из 163 детей (6,1%). Народные песни, как русские, так и якутские вспоминались в основном после наводящих вопросов экспериментатора. Из чего можно сделать вывод, что в быту чаще происходит восприятие эстрадной музыки, чем классической и народной.

При выполнении второго задания 142 первоклассника правильно назвали исполнителей песен, но при этом считали, что они исполняют свои песни собственного сочинения или народные. Данная ситуация вполне объяснима, так как по программе Д.Б.Кабалевского чёткое разграничение между понятиями народной и композиторской песнями даётся только в первой четверти 3 класса по теме "Музыка моего народа".

Затруднения вызвало третье задание: большая часть испытуемых путалась в названиях песен, сложности выявились и в определении якутских народных инструментов (кроме варгана).

По ходу выполнения заданий дополнительными вопросами выяснялись источники знакомства с произведениями, а также факторы, повлиявшие на формирование ценностных ориентации и активность их воздействия на сознание ребёнка. При ответах уточнялись причины предпочтений, т.е. мы старались по возможности получить мотивированные ответы. Оказалось, что главным фактором, формирующим предпочтения младших школьников в области музыкального искусства, являются средства массовой информации, а семья - на втором месте.

По результатам проведённой работы детей условно разделили на три группы.

Дети, которых отнесли к первой группе, как с более высоким уровнем эстетических потребносгей, назвали большое количество якутских народных песен, песен якутских композиторов, смогли мотивированно объяснить, что определило их выбор, с большой активностью и с интересом рассказывали содержание любимой песни, находили яркие выражения в высказывании оценочных суждений. Легко и быстро определяли характер, настроение музыкальных произведений и связывали их со средствами музыкальной выразительности.

У этих детей выражены способности к ассоциативному восприятию, так, они рассказывали события из собственной жизни, вызванные в процессе прослушиванию песни. Например, песня П.Ивановой "Сибэкки бипикки" ("Я и цветок11) вызвала такое воспоминание о прошедшем лете у Кати Т.: "Летом я жила у бабушки. Домик её находился на окраине деревни, недалеко от леса. В этом лесу я нашла небольшую поляну. Поляна была очень красивая, потому что там летали бабочки и росло очень много красивых цветов. Они были белые, жёлтые, но самые любимые мои цветы - голубые незабудки. И когда я приходила на поляну, даже когда мне было грустно, у меня улучшалось настроение. А когда я в первый раз услышала эту песню, то сразу вспомнила мою любимую поляну, потому что песня светлая, весёлая, лёгкая и в ней поётся про цветы".

На вопрос экспериментатора, почему она кажется светлой, весёлой, легкой, ученица ответила, что песня не очень быстрая и не очень медленная, мелодия нежная, ласковая, в то же время игривая, а музыка, сопровождающая её - отрывистая, и это как бы ускоряет песню. (Имеется в виду stacc). Девочка также правильно определила, что игривость, лёгкость придают фигурации из шестнадцатых нот ("то, что поётся быстрее"). Не зная средств музыкальной выразительности, тем не менее, интуитивно, ребенок связал их с характером песни.

Похожие диссертации на Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства