Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Ангархаева Екатерина Алексеевна

Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект)
<
Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ангархаева Екатерина Алексеевна. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 2003 170 c. РГБ ОД, 61:04-13/585

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к осмыслению этнокультурного образования 10

1.1. Сущность и содержание этнической культуры 10

1.2. Этническое воспитание и образование - фактор развития народов и их культур. 27

1.3. Этнокультурное образование: теоретический и практический аспекты 49

Выводы по первой главе, 76

Глава 2. Технология введения и реализации этнокультурного образования 77

2.1. Анализ опыта и проведения констатирующего этапа исследования 77

2.2. Этнокультурное образование в условиях межкультурного взаимодействия 105

2.3. Подготовка учителей в системе повышения квалификации к реализации этнокультурного образования... 125

Выводы по второй главе. 141

Заключение 142

Библиография149

Приложения 165

Введение к работе

Модернизация образования в условиях самоутверждения этнокультур должна проходить с учетом национально-региональных особенностей. Как подчеркивается в Концепции, российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности, поэтому в системе формирования мировоззрения личности изучение этнокультурного наследия не должно занимать последнее место.

Постановка данной проблемы определяет ключевую роль образования в сохранении нации, ее генофонда: воспитание и становление личности учащихся на основе этнических традиций, так как «воспитательные идеи любого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое» (К.Д. Ушинский). Такой подход способствует не только сохранению национального языка и этнокультурного наследия, но и возрождению, развитию и формированию основ межличностного общения на основе «диалога культур». Важность и необходимость этнокультурного образования обусловливается и реальным многонациональным контингентом российских школ.

Школьный период - наиболее сензитивная, благоприятная пора для формирования нравственных качеств личности, развития интеллектуальных возможностей. Богатый педагогический опыт народа, его идеалы могут оказать значимое влияние на мировоззренческую систему подрастающего поколения.

Как показывает практика, пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи, повлекло за собой забвение целых пластов народной культуры. Все это в итоге приводит к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и к культурному многообразию той земли, которая

является для них малой родиной.

Анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и этнографической литературы показал, что национальная культура и ее традиции рассматриваются в контексте проблем взаимосвязи культуры и образования, преемственности принципов этнопедагогики и современной педагогической науки, проектирования национального образования.

Осмыслению сущности национальной культуры, ее роли в историческом развитии этносов посвящены труды А.И. Арнольдова, С.Н. Артановско-го, Э.А. Баллер, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Бромлея, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Л.М. Дробижевой и др., вопросам этнической психологии - работы Г.Г. Шпета, Ю.П- Платонова, Т.Г. Стефаненко и др.

Взаимосвязь национальной культуры и просвещения, пути духовного обновления общества на основе национального воспитания исследованы П.П. Блонским, Л.С. Выготским, И.А. Ильиным, Н.К. Крупской, В.А. Разумным, В.В. Розановым.

Научные взгляды на использование принципов этнопедагогики в воспитании подрастающего поколения изложены в трудах З.П. Васильцовой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского.

Вопросы изучения и использования гуманистических традиций воспитания в народной педагогике представлены в исследованиях А.Г. Абсалямо-вой, Н.Ц. Биткеева, Е.И. Корнеевой, Л.И, Ляшко, О.Д. Мукаевой, А.П. Оконешниковой, Р.Д. СанжаевоЙ, Е.С. Троицкого, С.Н. Шадриной.

Проблеме духовного развития личности, основанного в числе прочего на игровых элементах культуры, посвящены исследования Ю.П. Азарова, И.С. Кона, М.А. Мухлынина, И. Хейзинга.

В работах Л.А. Белоус, Т.И. Березиной, Л.Д. Вавиловой, О.В. Лебедевой, М.А. Муратовой, О.Ю. Овчинниковой, А.Л. Поляковой, Г.С. Поповой раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования различных качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования.

Отдельные аспекты этой проблемы изучались Г.Ю. Нагорной, В.А. Николаевым, Р.Е. Тимофеевой. Названные исследователи рассматривают развитие этнопедагогической культуры учителей. Одним из факторов, сдерживающих развитие этнокультурной направленности школы, они отмечают слабую подготовку учителей в данном направлении.

В последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических работ, посвященных проблемам регионализации и создания национальных систем образования в различных регионах (А.Р. Атутов, В.К. Бацын, Н.К. Елаев, Е.А. Жирков, М.Н. Кузьмин, Г.В. Мухаметзянова, С.Д. Намсараев и др.); проектированию национального образования (Е.П. Белозерцев, Р.А. Исламшин, В.А. Николаев, А.Б. Панькин, М.Г. Тайчинов, Ю.С. Тюнников, В.К. Шаповалов, Ф.Г. Ялалов и др.).

Тем не менее, проблема этнокультурного образования учащихся остается достаточно острой и сегодня. Причин тому несколько. Во-первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных ценностей в воспитании и образовании подрастающего поколения в широкой практике общеобразовательных учреждений. Во-вторых, не разработаны программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям отдельных регионов. В-третьих, затрудняет работу острая нехватка подготовленных кадров.

Изучение состояния исследуемой проблемы позволило выявить следующие противоречия:

между актуализирующимися этнокультурными интересами общественности и реальными возможностями их удовлетворения системой образования;

между духовно-нравственным потенциалом национальной культуры и системой образования, не отражающей содержания этнокультурного наследия народов;

между актуальностью этнокультурного образования, продиктованной многонациональностью контингента учащихся российских школ, и слабым

уровнем этнокультурной подготовки учителей.

Таким образом, отсутствие целенаправленных исследований, целостно рассматривающих закономерности этнокультурного образования в процессе взаимодействия «педагог-ученик-социум», а также очевидная общественная значимость и педагогическая актуальность проблемы определили выбор темы исследования: «Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся».

Цель исследования - раскрытие и реализация педагогических основ этнокультурного образования, способствующего становлению личности учащихся как субъектов этноса, способных к культурной интеграции в современном обществе.

Объект исследования - этнокультурное образование учащихся.

Предмет исследования - процесс реализации этнокультурного образования в региональных условиях.

Гипотеза исследования - этнокультурное образование будет способствовать личностному развитию учащихся, если:

-в содержание непрерывного общего и профессионального образования будут целенаправленно и системно включаться знания о национальной культуре этносов, удовлетворяющие этнокультурные потребности субъектов образовательного пространства;

-будет разработана модель этнокультурного образования, целостно охватывающая процесс взаимодействия «педагог-ученик-социум»;

-определены технологии реализации этнокультурного образования, способствующие приобщению подрастающего поколения к духовному и культурному достоянию народа;

-организована этнокультурная подготовка педагогов, формирующая интерес и осознанное отношение учащихся к сохранению и развитию этно-культуры;

Исходя из цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:

раскрыть педагогические основы этнокультурного образования;

выявить особенности этнокультурного образования в национально-региональных условиях;

предложить модель этнокультурного образования, рассмотреть структуру, содержание, технологии реализации;

разработать программу этнокультурной подготовки педагогов для более эффективного осуществления этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися.

Методологическую основу исследования составляют философские, педагогические и психологические положения:

о целостности человеческой культуры (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, А.О. Бороноев, Л.С. Выготский, П.И. Гнатенко, И.А. Ильин, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Степин);

о сущности национальной культуры, обусловленной особенностями исторического пути развития народа (Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, П.Н. Милюков, Л.В. Милов, СМ. Соловьев);

о соотношении общечеловеческого и национального, о роли народных традиций в образовании (А.Г. Абсалямова, Г.И. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Гончаров, А. Дистервег, О.В. Лебедева, В.Ю. Троицкий, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков);

о социальной и культурной обусловленности образования (Л.П. Буева, И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Киселев, В.Л. Рабинович).

Существенное значение в концептуальном плане имеют исследования:

по созданию национальных систем образования (П.Р. Атутов, В.К. Бацын, Н.К, Елаев, Е.А. Жирков, М.Н. Кузьмин, Г.В. Мухаметзянова, С.Д. Намсараев);

по проектированию национального образования (Е.П. Белозерцев, Р.А. Исламшин, В.А.Николаев, А.Б. Панькин, М.Г. Тайчинов, Ю.С. Тюнников, В.К. Шаповалов, Ф.Г. Ялалов).

Для решения задач исследования и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; диагностические методы (анкетирование, устные и письменные опросы, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, ретроперспектив-ный анализ педагогического опыта); педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий варианты); метод статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования:

обоснована необходимость использования региональных (экономических, географических, исторических, этнографических и др.), национально-региональных (язык, литература, искусство, традиций и обычаи и др.) знаний в личностном развитии учащихся;

раскрыта и исследована сущность, структура, функции этнокультурного образования как системной деятельности, его место в структуре содержания образования, особенности реализации;

- определено содержание понятия «этнокультурное образование».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его

выводы и положения будут способствовать разработке вопросов методологии образования учащихся на основе этнокультурных традиций; позволят осуществлять широкий подход к включению этнокультурного компонента в содержание образования; составят основу для новых научных представлений о роли этнокультурного образования в гуманизации образовательной среды и окружающего социума.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах при реализации этнокультурного направления учебно-воспитательного процесса; разработанные программно-методические и учебно-дидактические рекомендации позволят учителям использовать их в своей педагогической деятельности. Успешно апробирована программа

профессиональной переподготовки учителей для более эффективного осуществления этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися.

Эмпирически исследована целесообразность введения национально-регионального содержания образования в учебно-воспитательный процесс образовательных школ региона.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, анализом педагогической практики, результатами опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; использованием методов математической статистики при обработке данных исследования.

База научного исследования; образовательные учреждения Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1989-1992) был организационно-подготовительным, включающим проведение массовых социологических исследований по изучению мнения и образовательных запросов общественности, связанных с национально-культурными потребностями; обсуждались проблемы и пути подготовки и переподготовки кадров, обеспечения материально-технической базы в соответствии содержанием национального образования; определялись теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература.

Второй этап (1993-1997) был связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета педагогического поиска; проведением диагностирующего изучения состояния этнокультурного образования и воспитания в системе образования и общественной сферы; с проведением опытно-экспериментальной работы по созданию модели этнокультурного образования учащихся с учетом уровня языковой подготовки, местной демографической ситуации, новых педагогических технологий, интересов и потребностей учащихся, родителей, государства;

Третий этап (1998-2002) посвящался реализации программы этнокультурного образования педагогов; проверке гипотезы и обобщению результатов исследования, оформлению диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Эффективность реализации этнокультурного образования достигается в условиях целенаправленного и системного использования в содержании непрерывного общего и профессионального образования знаний о национальной культуре этносов;

  2. Модель этнокультурного образования для реализации этнокультурной направленности учебно-воспитательной деятельности школы, являющейся в современных условиях одним из основных социальных институтов в передаче знаний о национальной культуре из поколения в поколение.

  3. Принцип системной деятельности и программно-целевого подхода в реализации этнокультурного образования требует повышения квалификации педагогических кадров, заинтересованных в эффективном осуществлении этнокультурного образования и этно педагогической работы с учащимися, в развитии творческого потенциала и создании авторских форм работы.

  4. Введение этнокультурных знаний в школьную практику способствует формированию системы ценностных ориентации во взаимосвязи на базе родной, российской и мировой культуры, создает условия для вступления личности в равноправный диалог с другими культурами, обеспечивает включение растущего гражданина России как свободной, самоорганизующейся личности в современные мировые цивилизационные процессы.

Сущность и содержание этнической культуры

В условиях острой социальной нестабильности человеку свойственно ориентироваться на духовные и культурные ценности своего народа, на что-то близкое, родное. В этой связи национальная культура представляется для большинства людей тем спасительным механизмом, способным сохранить целостность и упорядоченность окружающего мира, защитить от трудностей пореформенной жизни, так как успешно выполняет важные для каждого человека функции: 1) ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задает общие жизненные ценности; 3) защищает не только социальное, но и физическое самочувствие.

Понятно, современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, как прежде. Многие элементы специфической национальной культуры размываются - интернализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Молодежь в значительной степени оторвана от традиций, поведение предков не рассматривается ею как модель, но тем не менее полного разрыва поколений не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознавать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями [176.24]. Несмотря на все инновации, народам, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями.

Этническим парадоксом современности называют ученые всплеск у многих людей национального самосознания. Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и породили почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов. Этническое возрождение характерное явление второй половины двадцатого века.

Научная разработка проблемы этнокультурного образования в практике современной школы требует рассмотрения таких ключевых понятий, как «культура», «этническая культура», «народная культура»; определения сущности рассматриваемого явления с разных подходов. О множестве взглядов на сущность культуры свидетельствует тот факт, что в литературе насчитывается по одним данным - свыше 150, по другим - 250 и более «определений» культуры.

Множественность определений в научной литературе, подтверждает тот факт, что понятие «культура» в современном обществознании относится к числу фундаментальных.

Сложный и противоречивый процесс становления и развития культуры исследовали видные зарубежные ученые Э. Кассирер, Ч. Моррис, Т. Эллиот, Л. Уайт, М. Херсковиц, Р. Ташуми, Ж. Рохейм, М. Бружек, М. Мид и др. Стремление понять и обозначить феномен культуры предпринята отечест венными исследователями А.И. Арнольдовым, СИ. Артановским, С.А. Арутюновым, М.М. Бахтиным, Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, П.С. Гуревичем, Б.С. Ерасовым, Н.С. Злобиным, СИ. Иконниковой, Э.В. Ильенковым, ЛХ. Иониным, М.С Каганом, Л.Н. Коганом, А.Ф, Лосевым, Ю.М. Лотманом, М. Мамардашвили, Э.С Маркаряном, А.П. Марковым, В.М. Межуевым, Э.В. Соколовым, П.А. Сорокиным, П. Флоренским, Н.З. Чавчавадзе, Н.Н. Чебоксаровым и др.

Так как в нашу задачу не входит рассмотрение всех имеющихся определений культуры как исследовательской категории, то мы остановимся лишь на некоторых, представляющихся нам наиболее концептуальными в плане методологической основы нашего исследования.

По определению, сформулированному А.И. Арнольдовым, культура рассматривается как явление синкретичное, «как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу и самому себе, как результат его связи с миром и утверждения в нем» [7.10]. С данной точки зрения культура не только в теории, но и в действительности оказывается таким условием человеческой жизнедеятельности, которое обеспечивает прогресс и процветание общества в целом и каждого индивида в отдельности,

В трактовке B.C. Степина культура определяется как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентации и т.д., по утверждению автора, составляет программы деятельности, поведения и общения в целом. В совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, передает этот опыт от поколения к поколению. Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества [174.67].

Рассматривая культуру как важный фактор развития творческой личности, как условие обогащения ее духовного мира и постижения важнейших общечеловеческих ценностей, С.Н. Артановский пишет, что культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек [9.12].

Этническое воспитание и образование - фактор развития народов и их культур.

Духовный уклад человека, народа, группы в реалии сочетается и переплетается с другими реальными условиями исторической действительности. Духовный уклад любого народа - величина меняющаяся, но неизменно присутствующая при всяком социальном переживании. Духовный же уклад индивида заключается в духе его народа. Духовное богатство индивида - это прошлое народа, к которому он себя причисляет. В связи с этим изучение вопросов этнической культуры и истории, заключающих в себе прошлое народа, должно стать основой воспитания личности на высоких идеалах и духовных ценностях народа.

Осознание органического единства с общечеловеческой культурой, также осознание своей этнокультурной особенности и общности, должно базироваться на принципе диалога культур.

Концепция диалогичности культур четко обозначена в широко известной теории гуманитарного мышления М.М. Бахтина [16]. Реализацию и активное ее использование в педагогическом процессе осуществляет автор одного из самых перспективных направлений современного образования - школы диалога культур - B.C. Библер.

Диалогичность как философский принцип осмысления окружающего мира интересна тем, что каждую национальную культуру рассматривает не изнутри, а во вне. М.М. Бахтин использовал этот принцип в аспекте литературоведческом, B.C. Библер положил его в основу педагогической концепции. Эту же проблему в плане ее философского осмысления рассматривал В.Н. Топоров, замечая, что в обстановке нравственно-духовного кризиса человек обращается к непреходящим ценностям культуры, ее принципиальной человечности и «неединственности», ибо культура живет и своим, и чужим и в союзе и столкновении того и другого возрастает на общую пользу [183]. Культура любого народа всегда апеллирует к сопоставлению, сравнению, она не только то место, где рождаются смыслы, но и то пространство, где они обмениваются, «проводятся» и стремятся быть переведенными с одного языка культуры на другой.

Нет культуры, которая не знала бы операции сравнения как одной из самых характерных ее особенностей, поскольку всякая культура - материал для сравнения и любое сравнение образует факт культуры

Прекращение обмена ценностями культуры, ее смыслами обрекает на духовную немоту и безотзывность. В ходе своей эволюции человеческое общество начинает осознавать себя как единое целое, не только терпимо, но и с уважением и пониманием относиться к инаковости другой культуры. «Национальная вражда, - по мнению академика ДХ.Лихачева, - одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны» [109.118]. Таким образом, находясь в процессе сложного, но необратимого восстановления национального самосознания многих народов, населяющих нашу страну, необходимо помнить о главном - об общечеловеческой значимости каждой национальной культуры. Дискриминация прав любой этнокультуры нарушает решающий принцип взаимодополняемости разнонациональных интересов как главного условия выживания и благополучия человечества. Поэтому диалог, как считают сегодня многие представители науки и общественности, является необходимой и наиболее адекватной духу времени формой сосуществования людей разных культурных и этнических традиций.

Проблема соотношения национальных культур в разное время решалась по-разному. Выдвинутый в XIX веке тезис о слиянии наций, об отмирании и исчезновении этнических особенностей в быту, культуре, духовной жизни народов сменился к концу XIX века уже принципиально другой точкой зрения о том, что культурное многообразие и национальные различия сохранятся независимо от социальных условий. В XX веке вновь возникла мысль о неизбежности растворения наций в едином человечестве.

Немецкие и австрийские исследователи (К. Каутский, Г. Кунов, О. Бауэр, К. Реннер и другие) утверждали, что обмен культурными ценностями между нациями стирает своеобразие, индивидуальные отличия каждой нации, нивелирует особенности их культуры, психологии, быта, традиций, поэтому процесс расщепления и уничтожения национального ядра будет неуклонно расти. Но выдающийся русский философ Н. Бердяев высказал принципиально иную мысль о том, что установление всечеловеческого братства народов, если в отдаленном будущем оно свершится, будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей. Чувствовать себя гражданином вселенной совсем не означает потерю национального чувства и национального гражданства. Национальная душа, по Н. Бердяеву, есть некий неизменный, устойчивый, но подверженный внешним влияниям феномен, обладающий индивидуальной неповторимостью. Поэтому вполне актуальны сегодня мысли одного из крупнейших русских философов, высказанные более чем семь десятилетий назад: «Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, тот не может любить и человечества, тому не мил и образ человечества» [28.258]. Для человека, живущего на рубеже XX и XXI веков, чрезвычайно важно познать мир своей национальной и мировой культуры в их взаимодействии. Воспринять свою национальную культуру не изолированно, а в органическом единстве с культурами других этносов можно только признав естественным процесс взаимообогащения духовного и культурного наследия различных народов, который служит источником их роста и обновления.

Анализ опыта и проведения констатирующего этапа исследования

Как уже отмечалось в первой главе, регион Прибайкалья - край многонациональный. В настоящее время на территории Иркутской области проживают представители 136 национальностей. Уникальное сосуществование и взаимодействие культур, отличных по этническим, социальным, конфессиональным, цивилизационным и другим признакам, всегда осознавалось сибиряками как многообразное целое. На наш взгляд, именно добровольное освоение первыми русскими переселенцами культурантропологического и культуристорического содержания жизнедеятельности коренных народов, которое осознавалось как необходимое условие выживания в суровых условиях, положило начало мирному сосуществованию полиэтнического культу-ротворчества, сохранявшего при этом собственную культуру и историю. И всегда нужно помнить о том, что национальная проблема «никогда и нигде не существовала в «чистом виде», а всегда заключала в себе совокупность экономических, социально-классовых, духовных отношений, определяющих взаимные связи народов» [101,201].

Эффективность воспитания учащихся на традициях народной педагогики и необходимость введения этнокультурного компонента в систему школьного образования проверялись в ходе констатирующего и формирующего экспериментов.

Констатирующий этап исследования выявил наиболее эффективные технологии реализации этнокультурного образования и воспитания учащихся:

1. Личностно-ориентированное обучение, предполагающее создание своеобразной среды, обеспечивающей вариативность содержания, способов, форм, сроков его освоения, стимулирование и поддержку любой образовательной активности и инициативы обучающихся; субъектно-личностное взаимодействие участников процесса обучения и воспитания.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, В основном, это игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и другие. Наиболее активны по применению игровые технологии [163].

В понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» в современной психолого-педагогической литературе существуют большие разночтения. В контексте нашего исследования педагогическая технология — это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.М. Кларин) [87]; содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Бес паль ко) [27].

Целью констатирующего эксперимента стало изучение деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, национально-культурных центров г.Иркутска по приобщению учащихся к национальной (этнической) культурной традиции, по воспитанию личности, способной жить в поликультурном обществе. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

- изучение особенностей работы данных учреждений;

- анализ учебных планов и программ общеобразовательных учреждений;

- выявление представлений и знаний учащихся о национальной культуре и культуре народов, живущих рядом;

- анализ и обобщение опыта работы учителей.

Специфика Восточной Сибири, как уже отмечалось в первой главе, в ее многокультурности, многоконфессиональности, многоэтничности. Поэтому удобно в нашем исследовании условно выделить этнокультурные группы:

1) К ареальным этническим группам мы отнесли части населения, связанные единой территориальной, языковой, культурной принадлежностью, в основном сосредоточенные в сельской местности.

2) Дисперсные этнические группы - это однородные по этническому составу группы, но рассредоточенные в инонациональном окружении, представляющие как бы «анклавы» внутри урбанизированной системы.

Термины «этно-ареальная» и «этно-дисперсная» предложены Бромле-ем Ю.В. и Козловым В.И. для обозначения территориально-обособленных частей коренных этносов, указывающие, прежде всего, оторванность национальной группы от основного этноса [39,89].

3) Наряду с указанными группами, на наш взгляд, имеет место и третья, характерная для центров, расположенных в зоне интенсивного промышленного развития, какими были различные молодежные стройки всесоюзного значения. Межэтническая интеграция, изначально предусмотренная как одно из обязательных условий существования таких строек, не могла не сказаться и на последующем формировании социокультурной среды в таких городах.

Национально-культурные признаки отдельных этнических групп, соединенных в силу обстоятельств в одном месте, не могли никак вывести доминирующее положение одних групп над другими, и поэтому изначально были обречены на маргинализацию. Под воздействием различных культурных наслоений этнические признаки определенной культуры вынуждены были трансформироваться в культуру, приемлемую для всех, без проявления ярких этнических признаков, но с сохранением общекультурных черт, присущих всем национальным культурам. Поэтому мы и определили такие группы как дискретные. Социокультурная среда здесь уникальна по-своему и требует глубокого осмысления. С другой стороны, серьезные перемены в социально-экономическом устройстве бывшего СССР в корне изменили и демографическую картину в этих промышленных центрах. Очевидно, что вследствие многочисленной миграции населения из северных районов (возврат в родные места выходцев из бывших советских республик, ухудшившиеся социально-экономические условия, вынуждающие искать работу в благополучных в экономическом плане территориях) культура более многочисленной этнической группы будет доминировать, и процессы ассимиляции здесь неизбежны.

Похожие диссертации на Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект)