Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Чухонцева Светлана Валерьевна

Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев
<
Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чухонцева Светлана Валерьевна. Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Новосибирск, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01-13/555-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Традиционное физическое воспитание в жизни алтайцев 17

1 Физическое воспитание как один из факторов естественной адаптации этноса к природе 17

2 Физическое воспитание как элемент традиционной, духовной культуры .. 32

Глава 2 Этнопедагогические особенности физического воспитания Алтайцев 48

1 Традиционные способы закаливания 49

2 Народные подвижные игры 54

3 Спортивные состязания 71

Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению традиционных приемов и средств физического воспитания алтайцев на уроках физкультуры в общеобразовательных учреждениях 80

1 Организационно -методические предпосылки эксперимента 80

2 Методика исследования и результаты эксперимента 82

Заключение 97

Список литературы 102

Приложения:

Введение к работе

Существование любой культуры предполагает сознательную передачу практического опыта и теоретических знаний о самых разных сторонах деятельности человека и окружающего мира. Каждая культура, каждый социальный коллектив (большой или малый) имеет свой запас опыта и знаний, который передаётся от одного поколения к другому и который в сопоставлении с опытом других народов имеет как общее, так и особенное. Этот коллективный опыт, накопленный в процессе использования естественных ресурсов в целях поддержания жизнедеятельности социального организма, представляет собой только часть общей культуры как способа адаптации к окружающей среде, другую часть культуры составляет механизм адаптации человека к социальной среде. Этническая педагогика, направленная на усвоение того и другого объема знаний, своей целью ставит воспроизводство культуры, ибо без воспроизводства, никогда не было и нет культуры, как способа существования социума. [98, С. 184]

Древние культуры обычно называют традиционными. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения к другому. Человеческая память устроена так, что может вспомнить даже незначительный фрагмент прошлого, в том числе и касающийся этнической национальной самобытности народа. В прошлом весь личный опыт человека, то есть умение делать ловушки, ловить рыбу, охотиться, строить жильё, передавался наглядно, непосредственно, без письменности, чертежей, расчётов. Личный опыт всегда включал опыт многих поколений, поэтому правильнее сказать - это был коллективный опыт. Коллективный опыт многократно проверялся практикой, поэтому традиционные орудия труда были надёжными и приспособленными для тех условий.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт обучения и воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Его изучение при использовании достижений современной науки помогает воссоздавать теоретическое основы и практику традиционного воспитания детей, подростков и молодёжи, то есть выявлять общие тенденции и различия, специфические особенности

и закономерности этого процесса, характерные для конкретного этноса. В связи с этим разностороннее изучение и объективная оценка этнической самобытности, выявление основ этнопедагогики, включая традиционное физическое воспитание народа, являются важной задачей педагогической науки.

По определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика есть не что иное как педагогическая культура рода, этносоциума и нации, и народности. [72, С.219] Традиционное физическое воспитание, на наш взгляд, - это традиционная культура народа в физическом становлении, развитии и образовании личности, результат жизнедеятельности этноса.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. [97, С.59]

«В масштабах общей культуры мы трактуем физическую культуру как творческую деятельность человека, находящуюся в тесной взаимосвязи с историей общества, а также как противоречивое единство этой деятельности и ее результатов, которая непосредственно выражается в совершенствовании двигательных способностей человека» [70, С.87].

Физическая культура - органическая часть культуры общества и самого человека. Основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизация своего физического состояния и развития [20, С.71]. У всех народов физическая культура была призвана воспитывать и подготавливать человека к труду, военному делу, используя связь физического воспитания с подготовкой к жизни, с практикой трудовой деятельности. Одной из основных форм физической культуры, ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы, образования является физическое воспитание. Физическое воспитание кроме трудовой направленности предусматривает принцип гармоничного развития человека, т.е. единого развития и укрепления

всех органов и систем целостного организма полноценной общей физической подготовкой, включающей традиционные самобытные физические упражнения, народные подвижные игры, состязания. Физическое воспитание как фактор сохранения и укрепления здоровья человека должно содержать в себе принцип оздоровительной направленности физического воспитания, такими средствами как закаливание, дозирование физических нагрузок по возрасту, гигиене.

Физическое воспитание, как и все другие виды воспитания, есть педагогический по своей природе процесс, но, в тоже время, имеющий отличительные особенности в том, что это есть физическая деятельность человека, обеспечивающая направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяют его физическую дееспособность. [8, С.34]

Физическая дееспособность человека на наш взгляд это не только активный двигательный режим, а сочетание двигательной деятельности с умственной работоспособностью, повышения эмоциональной активности и укрепления здоровья.

Физическое воспитание рассматривается П.Ф. Лесгафтом как: «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков» [71,С238].

В современной ситуации в ходе переосмысления педагогического процесса -процесса обучения и воспитания человека, встаёт вопрос об изучении и анализе традиционного этнического опыта. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально изменились. Как отмечает И.П. Подласый, «в основе современной идеологии воспитания лежит ряд гуманистических и демократических идей, одной из которых является реалистическая цель - разностороннее развитие человека, опирающееся не на абстрактный эталон, а на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является освоение человеком базовых основ культуры» [97, С.83]. В этой ситуации переосмысления содержания воспитания и формирования нового качества воспитания встает вопрос об изучении и анализе традиционного этнического опыта. Несомненный интерес и

большое значение в этом плане представляет изучение традиционного физического воспитания конкретного этноса, в нашем случае, - алтайцев.

Физическое формирование человека происходит путем освоения им исторического опыта человечества в процессе физической деятельности и двигательной активности, поведенческих норм и условий этнических отношений. Эти нормы имеют четкую индикацию, они зафиксированы в традициях народа, этнических особенностях, культуре и являются определяющими показателями лучших физических черт, качеств и достоинств этнической личности. Традиционное физическое воспитание, как неотъемлемая часть народной педагогики представляет собой совокупность воспитательного опыта поколений и традиционных педагогических сведений, сохранившихся и передаваемых через устное народное творчество, способы закаливания, подвижные игры, состязания и обряды. Таким образом, этнические особенности физического воспитания представлены традиционными педагогическими и социальными процессами в определенной этнической группе, которые выражают особенности ее психологического склада и образа жизни и которые сложились исторически в конкретных условиях проживания данного народа.

Применяемое П.Ф. Лесгафтом понятие физическое воспитание подразумевает «... весь процесс формирования организма и личности, в том числе и особо под влиянием специально организованного воздействия, включающего систему физических упражнений и другие специфические средства».[71, С.52] На наш взгляд, специфическими средствами физического воспитания алтайцев являются этнопе-дагогические основания, включающие традиционные способы закаливания, народные игры и состязания , выполняющие роль гаранта жизнестойкости этноса.

Тема физического воспитания народов Сибири приобретает в настоящее время важное значение. Изучение и развитие физического воспитания алтайцев, во-первых, позволит в новых социокультурных условиях рельефнее выявить все положительное и отрицательное, что есть в системе традиционного образования. Во-вторых, изучение системы физического воспитания алтайцев раскрывает один из аспектов решения национального вопроса в условиях многонационального го

сударства. Научное осмысление этого конкретного процесса дает основания понять традиционные системы обучения и воспитания. В-третьих, обобщение опыта развития физического воспитания, его форм и методов обретает все большее значение в духовном обновлении современного российского общества, поскольку традиции прошлого, опыт поколений, этнические особенности, так необоснованно забытые или имеющие формальное значение, обогащают духовную культуру гражданского общества.

Актуальность данного исследования связана с тем, что в новых социокультурных условиях назрела необходимость обратиться к опыту физического воспитания алтайцев, накопленного многими поколениями, с тем, чтобы создать условия для раскрытия потенциальных физических возможностей школьников, имеющих глубокие национальные корни. Этот опыт формировался в суровых климатических условиях под влиянием тяжелого быта алтайцев, в связи с чем была обнаружена необходимость естественного закаливания организма, развития физических качеств, способствующих выживанию человека в экстремальных ситуациях.

В предлагаемой работе работе делается попытка выявления этнопедагоги-ческих оснований физического воспитания алтайцев, возникших в древний период и сохраняющих свою актуальность до сегодняшнего дня. С этой целью анализируется разнообразный археологический материал, раскрывающий историю формирования человека; определяется исходный уровень, от которого начинается процесс физического воспитания алтайцев.

Истоки физического воспитания народов были предметом исследования в ряде работ по истории педагогики: Г. Шалота "Опыт народного воспитания" (1770), Г. Покровского "Рассуждения о воспитании древних народов" (1820), С. Голоцкого "Об историческом развитии воспитания у примечательных народов древнего мира" (1845), Ф. Диттеса "История воспитания и обучения" (1873), В Элашвили "Физическое воспитание - общественное явление" (1939). Среди современных авторов, занимающихся проблемами физического воспитания, следует назвать А.Д. Новикова "Физическое воспитание" (1949), Н.И. Пономарева "Воз

никновение и первоначальное развитие физического воспитания" (1970), Ю.В. Шанина "От эллинов до наших дней" (1975).

Физическое воспитание как часть проблемы здоровья изучается Кяэрику "Проблемы физического воспитания и физического развития молодёжи в связи с состоянием здоровья населения" (1968), Б.Я. Смулевичем "Заболеваемость, смертность и физическое развитие населения" (1968), О. Борисовой "Физическое воспитание детей в семье" (1985), Е.И. Янкелевич "Физическая культура в семье" (1973).

Социальные аспекты физического воспитания анализируют такие авторы, как В.А. Пономарчук "Физическая культура и становление личности" (1994), Г.И. Кукушкин "Социальные проблемы физической культуры и спорта" (1973), Н.Я. Волкинд "Проблемы физического воспитания, физиологии, социологии спорта" (1973).

Этнические особенности физического воспитания различных народов исследуются в работах: В.И. Элашвили "Традиции грузинской народной физической культуры и современность" (1973), Г. Винокурова "К изучению народных детских игр у бурят" (1922), М.Т. Таникеева "История физической культуры в Казахстане" (1977)и др.

Большинство работ, посвященных истории физического воспитания, написаны учителями физической культуры, тренерами и организаторами физкультурного движения. Как правило, в этих работах анализируются значительные исторические периоды, показываются достижения, основные закономерности и этапы становления физического воспитания. В вышеназванной литературе исследуются такие аспекты физического воспитания, как: направленность воспитания, связь его с бытом и образом жизни этноса, традиционные приемы и средства воспитания.

Этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев в указанных работах не исследовались. Лишь в начале 90-х годов появились отдельные публикации, по физическому воспитанию алтайцев преимущественно по национальным видам спорта. К ним относятся работы М. Каланакова(1989),

А.А.Сельбикова(1996). Определенные аспекты физического воспитания, основанные на традициях народной физической культуры, разработаны А. А. Сельбиковым.

Процессам становления и развития физического воспитания алтайцев посвящен ряд публикаций, из которых выделим работы А.П.Беликовой, О.А.Гончаровой, А.Майчикова, Р.П.Романенко, Р.С. Санобасовой, Н.А. Содоно-кова и др. Однако большинство этих работ носит информационно-описательный характер.

Алтайский героический эпос изучали крупнейшие ученые - тюркологи, историки, фольклористы, этнографы - В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, А.В. Анохин, Г.И. Гуркин, С.С. Каташ, Г.В. Кондоков, Н.А. Арестов, СВ. Кисилев, Г.Н. Потанин, Н.Л. Дмитриев, Н.А. Баскаков, Л.П. Потапов, Л.Н. Гумилев, С.С. Суразаков и Другие.

Литература алтайского народа по существу создалась дореволюционными учеными - тюркологами, энтузиастами науки, такими как В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Н.Ф. Катанов, В.Я. Шишков, Н.Я. Никифоров и другие. На основе русской графики они сделали первые записи произведений устного народного творчества алтайцев - героических сказаний, легенд, мифов и сказок. Им же принадлежат первые издания этих текстов, которые стали хранителями опыта этнической педагогики.

Использование игр в воспитании детей исследуются в работах Л.Б. Былее-вой (1988), Р.И. Жуковской (1968), П.Ф. Каптерева (1982), П.Ф. Лесгафта (1951), Е.А. Покровского (1884), Н.И. Пономарева (1975), А.П. Усовой (1976), О.С. Газ-мана (1991), Е.М. Минскина (1982), А.В. Кенемана (1988) и других.

В ряде работ рассмотрены вопросы использования народных игр в традиционном физическом воспитании у разных народов: русских- Е.А. Покровский (1895), Б.В. Горбунов (1990), Л.В. Былеева (1988), В.М. Григорьев (1985), СВ. Григорьев (1991); татар- Э.Х. Галеев (1973); грузин- В.И. Элашвили (1973); казахов- М. Таникеев (1961); дагестанцев- М.А. Дибиров (1970); украинцев- В.А. Старков (1991), Е.И. Сявако (1974); чувашей -Г.Н. Волков (1999).

Роль и значение народных игр в традиционном физическом воспитании народов Севера и Сибири рассмотрены в работах: Г.Ш. Абсалямова (1962), В.Ф. Афанасьева (1979), В.Г. Богораза (1949), Г.Василевича (1927), В. Леонтьева (1960), Г.А. Меновщикова (1959), Л.В. Певговой и А.Г. Базанова (1949), ВИ. Прокопенко (1990,1992), А. Рейнсона-Правдина (1943, 1944), Ю.А. Сем (1988), Г.Ф. Севильгаева (1989), М.К. Калонакова (1980, 1991), А.А. Сельбикова (1996).

Анализ этих работ позволил нам расширить представления об особенностях традиционных игр и состязаний народов Севера и Сибири, проживающих в экстремальных климатических условиях, а также сделать вывод о том, что имеющиеся педагогические исследования не раскрывают в полной мере содержание, место и роль народных игр, состязаний в традиционном физическом воспитании алтайцев.

Несмотря на значительное количество научных изданий, в указанных исследованиях фактически не освещен важный пласт алтайской культуры -этнопеда-гогические основания физического воспитания. Между тем алтайцы за свою многовековую историю создали и сохранили уникальный этнопедагогический материал в области физического воспитания, который может стать основой вариативного компонента государственного общеобразовательного стандарта по физической культуре, в данном регионе.

Среди многообразия средств традиционного физического воспитания алтайцев особое место занимают народные игры, состязания, которые являются не только эффективными средствами, но и универсальными способами гармоничного развития человека. Как показывают анализ литературных источников и изучения опыта работы школ Республики Алтай, проблема физического воспитания в новых социокультурных условиях недостаточно теоретически проработана. В тоже время назрела необходимость коренного повышения уровня и качества физической подготовки и воспитания, поиска новых педагогических средств повышения их эффективности. Решение этих задач с позиций системного подхода требует учета национальной специфики физического воспитания как элемента духовной культуры.

Все перечисленное выше и обусловило выбор темы предлагаемого исследования: "Этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев"

В ходе формирования проблемы исследования выявилось противоречие между общественной потребностью в новых формах, методах и средствах физического воспитания, обусловленных национальной культурой, и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок физического воспитания школьников, базирующихся на этнопедагогическом фундаменте.

Сказанное позволяет сформулировать проблему исследования которая состоит в том, что существующие формы, методы и средства физического воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям к всестороннему развитию человека в современных условиях. Утрачивающиеся в настоящее время традиционные представления о природе и физическом здоровье в конечном итоге снижают адаптационные возможности организма к изменяющимся жизненным условиям. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Цель работы - разработать совокупность средств, форм и методов физического воспитания алтайцев, исходя из их этнических особенностей.

Объектом исследования является система физического воспитания учащихся - алтайцев в общеобразовательных школах Республики Алтай.

Предметом исследования являются этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что эффективность физического воспитания в системе школьного образования Республики Алтай значительно повысится:

национально-этнические основания физического воспитания алтайцев будут использованы в учебном процессе как национально-региональный компонент общеобразовательного стандарта по физическому воспитанию;

? будет собран и проанализирован набор традиционных народных игр и состязаний алтайцев, как важная часть национальной физической и духовной культуры;

? в процессе физического воспитания алтайцев будут учитываются их этнопеда-гогические особенности и традиции;

? будет разработан комплекс средств, форм и методов физического воспитания учащихся-алтайцев, позволяющих планировать уроки физической культуры с учетом национальной специфики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить место и роль традиционного физического воспитания в жизни алтайцев.

2. Определить этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

3. Составить программу по физического воспитания алтайцев на уроках физической культуры и проверить ее опытно-экспериментальным путем.

4. Разработать практические рекомендации по изменению Государственной программы по физическому воспитанию школьников с учетом национальных особенностей региона.

5. Разработать практические рекомендации по изменению государственного стандарта с учетом национальных особенностей региона.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о роли физического воспитания в формировании своеобразной духовной и материальной культуры этноса (Гегель, СИ. Гессен) представление о системном характере , традиционном своеобразии и самобытности физического воспитания (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, А.А. Сельбиков, Н.И. Шатинова). Наши опорные позиции определялись также на основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы по проблемам игры и игровой деятельности, как средство развития и формирования личности (Н.П. Аникеева, П.Ф. Лесгафт, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Методические основы разработки уроков физической культуры базировались на психологических концепциях личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В ходе написания работы, поиска средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, теоретический анализ философской, педагогической, исторической, этнопедагогической, литературы; диагностические методы; прямые и косвенные наблюдения; педагогический эксперимент; физиолого-гигиенические методы (В.В. Бунак, 1941), которые включали методики определения жизненной емкости легких, становой динамометрии силы мышц кистей рук, становой динамометрии силы мышц разгибателей спины, методику тест -контроля «КОНТРЭКС-2» (С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, 1980); метод сбора текущей информации; математический метод обработки полученных результатов эксперимента.

Базой опытно-экспериментального исследования являлись: Республиканская национальная гимназия, Республиканский классический лицей, ДЮСШ по национальным видам спорта «Батыр».

Несомненную ценность для исследования представляли воспоминания современников, полевые этнопедагогические исследования, сбор этнопедагогического материала методами интервьюирования и опроса участников народных игр и состязаний. Особое значение данных видов источников обусловлено их первичностью. Несмотря на то, что они отражают субъективное мнение, данный вид источников представляет большую ценность с точки зрения решения поставленных в диссертационном исследовании задач. Критически оценивая фактологическую сторону содержащейся в воспоминаниях информации, следует принять ее в качестве воззрений очевидцев, самодостаточных для решения ряда задач исследования.

Неопубликованные воспоминания представляют также один из ценных видов источников, который содержит материалы, характеризующие полиэтичность процессов обучения и воспитания, относящиеся к региону с различным этническим составом.

Предлагаемое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1996-1997 г.г.) изучалась археологическая, философская и психолого-педагогическая литература, фольклорный и исторический материал

по проблемам традиционного физического воспитания алтайцев. На этом этапе проводились полевые этнопедагогические исследования, разрабатывались основные понятия, рабочая гипотиза и программа исследования.

На втором этапе (1997-1998 г.г.) продолжалось изучение педагогической и специальной литературы, археологических, исторических, архивных источников, полевые исследования. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа по организации физического воспитания с использованием народных алтайских игр, выявления их воздействия на физическое и функциональное развитие детей; проводилась диагностика реального физического состояния школьников в экспериментальных и контрольных группах.

На третьем этапе (1998-1999 г.г.) анализировались полученные результаты, осуществлялась их научная обработка: разрабатывались методические рекомендации для учителей физической культуры национальных школ, тренеров ДЮСШ по национальным видам спорта, по использованию народных игр и состязаний; завершалось литературное оформление диссертации. Основные положения, выносимые на защиту :

1. предложена новая интерпретация понятия физическое воспитание алтайцев, объясняющая его как механизм адаптации этноса к природной среде и элемента духовной культуры.

2. Впервые выявлены и описаны этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев, как система включающая традиционные способы закаливания, народные игры и состязания.

3.Доказана необходимость включения этнонациональных компонентов физического воспитания в учебный процесс современных общеобразовательных учреждений Республики Алтай.

Научная новизна исследований заключается в том что:

1.Уточнено понятие «физическое воспитание алтайцев» в новых социокультурных условиях.

2.Впервые на основе археологических и фольклорных источников исследованы этнопедагогические основания физического воспитания алтайцев.

3.Выявлены и описаны традиционные формы физического воспитания алтайцев, обусловленные особенностями жизнедеятельности алтайского народа, нацеленные на формирование личностных качеств (сила, выносливость), определяющих физическую и моральную пригодность учащихся.

4.Рассмотрены традиционная система закаливания организма, самобытные физические упражнения, народные игры и состязания, как неотъемлемая часть физического воспитания алтайцев.

5.Сформулированы теоретические выводы о месте и роли традиционного физического воспитания в системе общечеловеческих ценностей; выявлены факторы, обусловливающие особенности физического воспитания алтайцев, а именно: социальная история и географическая среда, на фоне которой формировалась личность, социальная организация, материальная и духовная культура общества и др. 6.Экспериментальным путем выявлено влияние этнопедагогических особенностей традиционных народных игр и самобытных физических упражнений алтайцев на физическое и функциональное развитие детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложена экспликация понятия «физическое воспитание», где физическое воспитание алтайцев представлено как сочетание нравственного, художественного, эстетического образования в применении к телу человека; выявлены особенности физического воспитания школьников с новых позиций - на основе учета особенностей национального образа жизни и традиций алтайского народа; дополнен и уточнен государственный стандарт по физическому воспитанию школьников в его региональной составляющей.

Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированы методические рекомендации по использованию народных игр и самобытных физических упражнений алтайцев в современной педагогической практике, позволяющие улучшить организацию физического воспитания в национальных общеобразовательных учреждениях.

Достоверность и надежность научных результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивается методологической обоснованностью его исходных

предпосылок; реализацией различных методов исследования, адекватных поставленным задачам; многочисленностью и разнообразием литературных источников; проведением полевых этнопедагогических исследований; результатами педагогического эксперимента и опытом педагогической работы в качестве преподавателя физического воспитания студентов Горно-Алтайского государственного университета. Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические

положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул), на заседаниях кафедры педагогики, физвоспитания Горно-Алтайского госуниверситета, в докладах на секциях в институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (г. Томск). Основные выводы и доклады обсуждались на международной конференции (г. Барнаул, 1996), Межрегиональной (г. Чебоксары, 1991), зональной (г. Горно-Алтайск, 1997), внутривузовской конференции (г. Горно-Алтайск, 1998) и отражены в 8 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Физическое воспитание как один из факторов естественной адаптации этноса к природе

Физическое воспитание и развитие как результат воспитания такие древние, как и сам человек. Суровый, беспощадный природный мир требовал от всех живых особей силы тела и духа, чтобы выжить. Человек не стал исключением, а наоборот, к нему выдвигались жесточайшие требования самой природы: стать быстрее, сильнее, зорче. Для того, чтобы выработать в себе эти качества, необходимо было десятки, сотни, тысячи раз повторять движения собственного тела с примитивными орудиями труда и охоты. Только через эти многочисленные, многоразовые повторения человек формировал и отшлифовывал свое физическое мастерство и двигательную активность, постоянно совершенствуя их. В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности, предъявляемой суровой природной действительностью. Первобытному человеку ежедневно приходилось бегать, прыгать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать и защищаться. Так в естественных условиях выделились пять основных жизненно важных телодвижений человека, каждое из которых имело свое целенаправленное значение: бег и ходьба - для перемещения в пространстве (бегать - значительно быстрее преодолевать пространство, чем ходить); прыжки и лазанье - для преодоления препятствий; метание - для защиты и нападения, а также более быстрого добывания пищи.

Миллионы лет эти движения являлись главнейшими условиями существования человека - выживал тот, кто лучше других владел ими.

Сначала подсознательно, на уровне инстинктов, формировался комплекс двигательных качеств: захотел есть - необходимо добыть пищу; страх преследования дикими животными загонял на высоты, порой не достигаемые при обычных условиях; если бежать быстрее, то больше возможностей догнать свою цель; если прыгать дальше - преодолевать большие препятствия, лазать выше - возможность укрыться от нападения или преодолеть препятствие кратчайшим путем. Таким образом, человек сам себе создавал систему тренировок: " знать, как использовать свое тело - значит жить; неудача в использовании этого знания приносит смерть"[21, С.81], а чтобы узнать, как использовать эффективнее те или другие телодвижения, необходимо многочисленными повторениями добиться наилучших результатов в достижении определенных целей.

Высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития с древних времен и до времен сегодняшних. Появилась необходимость компенсировать «движение -существование» специально придуманными движениями - физическими упражнениями, так как движения приносили ощутимый результат не только в достижении таких целей, как догнать, добыть пищу или уйти от опасности, но и в развитии физических качеств (силы, быстроты, меткости, ловкости, выносливости), укрепляющих здоровье и продлевающих жизнь первобытного человека.

Физическая культура с древних времен была неотъемлемой частью воспитания человека, так как она во многом формировала его образ жизни. Формирование человека происходило в крайне тяжелых, подчас не совместимых с жизнью условиях. Только здоровые, сильные, ловкие, владевшие, пусть в примитивном понимании, своим телом люди могли жить и выживать в борьбе с животными, болезнями, голодом. Чтобы выжить, надо было быть смекалистее, хитрее, сильнее, но все эти качества необходимо было формировать многочисленными повторениями или, как мы сейчас говорим, тренировками. Повторения впоследствии складывались в систему, вырабатывающую определенные физические качества. Так начиналось зарождение и формирование физической культуры на стадии первобытного общества.

Условия материальной жизни, трудовых действий первобытного общества сводились главным образом к добыванию пищи. Используя только природные источники (плоды, коренья, ягоды и т.д.), человек не мог поддерживать свой потенциал для жизненно необходимых действий. Человек испытывал потребность в животной пище, и уже в самый ранний период своего развития он вынужден был заниматься охотой, причем охотой на крупных, диких животных. Вследствие этого люди, не развивая и не совершенствуя себя физически, не могли бы развивать и совершенствовать средства производства. В развитии человека - главной производительной силы первобытного общества - огромную роль сыграла охота, которая являлась основным источником существования. Коллективная охота приобретала характер человеческой деятельности, организованных совместных действий всех членов группы, где было разделение труда: кто-то загонял животное, кто-то его валил, кто-то убивал и разделывал. Характер человеческой деятельности определялся охотой. В большей степени в ее содержании определенную роль сыграли орудия труда и охоты: чтобы быть метким и ловким в обращении с этими орудиями опять же возникала потребность в многоразовом повторении, в системе тренировок целенаправленных физических действий. Чтобы быть быстрее, нужны были сильные ноги, чтобы ловчее использовать орудия охоты- сильные руки и торс, чтобы соединить все качества: силу, ловкость, быстроту- крепкое послушное тело. Тренировка физических качеств формировала и психологические качества человека. Первобытные люди должны были быть не только сильными, быстрыми и ловкими, чтобы перегнать животное, побеждать его в силовой схватке или удачно пустить стрелу в убегающих зверей, но и быть хитрыми и смекалистыми, без умелой маскировки человек не мог близко подобраться к животному.

Физическое воспитание как элемент традиционной, духовной культуры

Народная педагогика - это система воспитания взглядов народа, она формируется на основе его миропонимания, миросозерцания, его национального самосознания. Духовный мир народа, в нашем понимании, - это оригинальная, самобытная и духовная культура, которую сохранила история в литературе, искусстве, сказаниях, мифах и легендах.

Народные традиции физического воспитания алтайцев невозможно осмыслить без попытки узнать своеобразие духовного мира, жизненную философию этого народа. В этом случае незаменимым оказывается его устное народное творчество, поэтические сказания и легенды, которые содержат уникальные сведения об их традиционном физическом воспитании.

«В народных сказках содержится нечто, что не подвластно времени, каким бы то ни было переменам и изменениям. Наверно это та мудрость, та великая правда, которая не имеет возраста, национальности, религиозной принадлежности» [61,С51]. Действительно, сколько поколений выросло и воспитывалось на примерах алтайских богатырей, подчерпнутых из замечательных сказок-легенд, не утративших своего воспитательного значения по сей день. Алтайские сказки, мифы и легенды уникальны и познавательны, в них отражена жизнь, обычаи, традиции, нравственные ценности народа. Алтайский фольклор несет великую миссию воспитания человека сильного, крепкого, выносливого, честного и преданного своему народу.

Одной из традиционных особенностей алтайского фольклора является прославление храбрости, стойкости, физической силы и волевой выдержки человека -богатыря. Фольклор - это и форма народной педагогики [49,С21]. Произведения устного народного творчества занимают важное значение в деле воспитания, развивая у детей образное мышление, творческую фантазию, эстетический вкус, воспитывая волю, моральные качества, чувства патриотизма. Произведения фольклора, эпические сказания, сказки и мифы - это прежде всего народность, отражающая присущие народу нравственные черты: беспредельную отвагу в борьбе со злом, справедливость, стремление к силе, физическому совершенству. Все жанры устного народного творчества выражают характер народа, его жизненные позиции, стремление к будущему и развивают в ребенке ценнейшее качество - творческое воображение. Устное народное творчество, фольклор, героический эпос - это духовная культура народа, духовный опыт жизни прошлого, передаваемый из поколения в поколение. Чингиз Айтматов писал: «... нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества» [4,С4]. Сказки, мифы, легенды, на наш взгляд, не только источник познания, но и средства воспитания физических качеств - силы, быстроты, выносливости, как способ приобщения детей к необходимости физических тренировок, упражнений способов закаливания, так как на основе фольклорных сюжетов воспевались лучшие физические качества человека.

В нем запечатлены традиционные системы физического воспитания народа. Наибольший интерес для нашего исследования представляют героические эпические сказания, сказки и предания, имеющие огромную воспитательную функцию в народной педагогике. Н.Г. Чернышевский относил народный эпос и героические предания к самым ярким проявлениям духовной, национальной культуры народа. «Эпос народа, - писал он, - отражает всегда героическую эпоху в жизни народа, и только те народы имеют героический эпос, которые вели активную борьбу за свою национальную независимость. Поэтому эпос всегда выражает народную энергию, его волю к победе» [143,С295].

Наряду с героическими сказаниями, алтайский народ сохранил и другие шедевры своего устного народного творчества: былины, мифы, легенды. Передаваясь из поколения в поколение они становились своего рода устными летописями, в которых как отмечает Н.С. Модоров: «нашли свое отражение все стороны жизни алтайского кочевого образа» [90,СЛ21]. Основным мотивом всех жанров устного народного творчества алтайцев является борьба против зла, прославление физической силы богатыря освободителя, который выступает как честный смелый, вольнолюбивый сын, воплотивший в себе все лучшие физические и нравственные качества алтайского народа. Герой сказания «Малчы-Мерген» - Малчы, добрый, сильный, справедливый богатырь, вступает в борьбу с баем Айбычи, сеющим на Алтае «смерть и страх, и побеждает последнего» [126,С58].

Алтайцы являются обладателями богатейших героических эпосов, воспевающих борьбу своего народа за независимость и справедливость, честность и отвагу, отражающих их обычаи и традиции, мечты и идеалы, не только в душевной красоте, но и в физическом совершенстве. В основе героических сказаний наряду с идеями патриотизма, беззаветного служения Родине и своему народу, лежит идея физического совершенства человека, так как без развития и совершенствования таких физических качеств как сила, выносливость, быстрота невозможно преодолеть все препятствия в борьбе со злом, а именно длительные переходы, изнуряющие битвы, подчас в неравных поединках с врагом. Трудно переоценить воспитательное значение героических эпосов в воспитании сильного, крепкого, выносливого человека, из них мы узнаем, что алтайские богатыри значительную часть времени посвящали физическим упражнениям, развивающим силу, меткость, ловкость. Любимым занятием богатырей - алтайцев была охота на дикого крупного зверя (марала). Богатыри упражняли силу рук в натягивании тугого лука, метании тяжелого копья, а силу ног - длительными переходами по горной местности и достигали при этом фантастических результатов в развитии физических качеств. Так, по преданию, богатырь Маадай-Кара мог ускорять свой бег до такой степени, что в один миг, как стрела, мог перемахнуть высокие поднебесные горы, а искусство прыжка в длину позволяло ему перескочить враз девяносто бурных рек [96,С24]. Другие богатыри имели такую фантастическую силу и меткость, что пущенная ими стрела, пролетев весь Алтай из конца в конец, пронзала насквозь жеребенка [96,С29]. Сказитель Алексей Калкин, имевший весьма древние этнические корни, воспел физические качества алтайцев, не имея определенных целей рассмотрения этих качеств как части физического воспитания. Наша задача увидеть в песнях сказителя физические качества алтайцев, выявить и охарактеризовать их в былинах и сказаниях.

Сквозь века народ пронес сказания об алтайских богатырях, поднимающихся в трудный час на запщту родной земли и всегда готовых прийти на помощь слабым и угнетенным. Устное народное творчество алтайцев давало молодому поколению ориентиры для подражания. Оно несло мощный психологический заряд, который, воздействуя на психику и сознание подростков, вызывал у них тягу к совершенствованию, подражанию, стремлению быть похожими на народных героев в смелости, ловкости, меткости, ни в чем не уступая им. Сила воспитательного значения героического эпоса, сказки или предания в том, что подрастающее поколение видит в них не только образы героев, имеющих совершенное физическое развитие, ярко выраженное в таких качествах, как сила, ловкость и выносливость, но и образы патриотического значения своих предков - защитников слабых и угнетенных от врагов и следует этим образам под влиянием формирующейся привычки, общественного мнения.

Традиционные способы закаливания

Необходимым условием жизнедеятельности этноса является физическое здоровье как предопределяющий фактор жизнеобеспечения человека. Фундаментальной основой физического здоровья является закаливание организма естественными и природными факторами, (солнце, воздух и вода). Природные факторы настолько тесно переплетаются с образом жизни алтайцев, что закаливание как средство физического воспитания является естественным средством подготовки человека к проживанию в суровых климатических и бытовых условиях жизни.

Большой жизненной практикой и многочисленными научными исследованиями убедительно доказана огромная профилактическая, оздоровительная и лечебная эффективность закаливания. Стимулируя работу защитных механизмов, и делая человека неуязвимым для простудных и многих других заболеваний, закаливание одновременно повышает, укрепляет его здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Кроме того, закаливание в различных методах и приемах оказывает, как отмечает В.П. Спирина: «Общее, благотворное влияние на центральную нервную систему в результате чего совершенствуется психическое и физическое развитие человека» [123,С.9].

Закаливание - трудный, управляемый и тренирующий процесс. По своему физиологическому воздействию на организм человека оно не менее ценно, чем физические упражнения и народные игры, а в комплексе с ними составляет единый процесс физического воспитания человека. Закаливание - это физические воздействия на человека природных факторов с целью повышения устойчивости организма к вредным влияниям окружающей среды. «Закаливание является одним из основных средств увеличения работоспособности организма при меньшей затрате сил», - отмечает известный отечественный педиатр Г.Н. Сперанский [123,С5]. По мнению В.П. Спириной, закаливающие мероприятия, благотворно воздействующие на силу нервных процессов «повышают бодрость настроения, решительность поступков, способность сосредоточится» [123,С.П]. Физические качества усиливаются или повышаются, что необходимо в игровой деятельности или спортивных занятиях, требующих большой выносливости, хорошей приспособляемости к новым условиям, устойчивости к неблагоприятным влияниям. Как средство совершенствования защитньїх реакций закаливание основывается на систематическом повторении влияния определенных факторов. В этом отношении закаливание справедливо рассматривается как частный случай тренировки.

По мнению Н.Д. Граевской, закаливание организма является главным фактором, повышающим сопротивляемость организма к различным заболеваниям и тем самым увеличивающим общую продолжительность жизни человека [38,С26].

Алтайцы веками интуитивно создавали своеобразную систему закаливания, подготавливающую ребенка к жизни в суровых климатических условиях. Охотники, рыболовы, скотоводы большую часть своей жизни проводившие вне жилища, были сильными, крепкими, выносливыми, не поддающимися воздействию вредных факторов окружающей среды. Охотник-рыболов становился сильным не только физически, но и развивался функционально, он становился более приспособленным не только к условиям жизни, но и возникающим заболеваниям. В этом огромная роль естественного закаливания организма, которому алтайцы уделяли значительное внимание.

Создание своеобразных и специфических способов закаливания предусматривало защищенность организма от холода, то есть всецело было подчинено необходимости выживания человека в тяжелых и суровых условиях жизни Сибири.

Фактически закаливание у алтайцев начиналось с момента рождения. Жилища алтайцев - юрты не способствовали согреванию тела, так как в основном представляли собой конический шалаш из жердей, крытый корой лиственницы или берестой. Пол юрты был земляной, местами покрытый шкурами животных [102,С328]. В любое время года женщины рожали детей в подобных жилищах и новорожденных клали на шкуры нагими с буквально ледяными конечностями [102,С.334].В большинстве случаев вместо пеленки под ребенка подстилали чел-бок - олон - загад, а именно сушеную мелкую осоку особого вида, или кылбыш -олон - листья бадана [36,С31]. Подобная подстилка играла роль гигиенического и массирующего средства, укрепляющего мышцы спины ребенка. Постоянный специфический «массаж» растениями поддерживал в определенном тонусе кожный покров и мышечные слои новорожденного . В рамках этой культурной традиции алтайцы делали все максимально возможное для выживаемости и продолжительности жизни. Европейцев, живущих в другом цивилизованном измерении, многие традиции и правила жизни алтайцев шокировали.

Закаливание алтайцев продолжалось всю жизнь. Взрослые алтайцы зимой носили шубу с рукавами прямо на голом теле, а летом широкую куртку, напоминающую верхнюю рубашку китайцев. До холодов алтайские женщины ходили в одних длинных рубашках и босиком [102,С336]. Старейшины вспоминают: «Когда молодым был, все босиком ходили, мало обуви было, да и в ней хуже было. В школу ходил далеко, в другую деревню, бегу босиком, а сапоги на плече. Детей в семье много, сапог мало, играть всем надо, вот и убегали босиком и в снег, и в дождь. Взрослые тоже ходили босиком и за водой, и за скотиной до самых морозов» [17]. Высокая степень закаливания требовалась алтайцам-охотникам во время промыслов и охоты. Охотники были вынуждены оборудовать укрытия из природного материала (хвойных веток или снега) и длительное время выслеживать добычу, лежа на снегу или хвое, либо на земле, прогретой кострищем. Для этого требовалась выносливость и высокая степень закаливания.

Организационно -методические предпосылки эксперимента

Результат эксперимента- создание новой практики образования, которая в силу различных причин может быть и невостребована в настоящее время, но эксперимент показывает, как может развиваться школа в недалеком будущем, завтра. Одна из идей нашего исследования состоит в том, чтобы выявить влияние народных игр и самобытных физических упражнений алтайцев на физическое и функциональное развитие детей, занимающихся по общепринятой программе физического воспитания без учета национальных особенностей этноса.

На данном этапе исследования ( сентябрь 1997 года - декабрь 1998 года) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по организации процесса физического воспитания детей с включением в стандартную программу физического воспитания в современных образовательных учреждениях десяти народных игр алтайцев, содержащих самобытные физические упражнения.

Проведен анализ полученных экспериментальным путем антропометрических данных для изучения влияния народных игр алтайцев на физическое и функциональное развитие детей.

Педагогический эксперимент носил характер естественного эксперимента, при котором учебно-воспитательный процесс (урок физической культуры) осуществлялся в привычных для исследования условиях. В ходе опытно- экспериментальной работы, занятия по физическому воспитанию, в экспериментальных группах, проводились по единой государственной программе, по плану уроков, соответствующих планам уроков контрольных групп. Занятие на развитие таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость и ловкость проводились по единой схеме уроков как в контрольной, так и в экспертных группах. Единственным различием явилась замена рекомендуемых Государственной программой подвижных игр на народные подвижные игры алтайцев в экспериментальных группах с теми же развивающими задачами, что и в контрольных группах. Эксперимент проводился на базе Республиканской национальной гимназии, Республиканском классическом лицее в 7 и 8 классах и детско-юношеской спортивной школе национальных видов спорта г. Горно-Алтайска. Всего было проверено 98 человек из них: девочек 12 лет - 28 человек, девочек 13 лет - 24 человека, мальчиков 12 лет - 23 человека, мальчиков 13 лет - 23 человека.

Общее количество показателей полученных в ходе эксперимента - 2450, из них 980 показателей динамометрии правой и левой руки, 490 показателей становой динамометрии мышц - разгибателей спины, 490 показателей гибкости позвоночника и 490 показателей жизненной емкости легких.

Цель эксперимента- создание нового или воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено массовой практикой и забыто. Поэтому наш педагогический эксперимент носил комбинаторный характер - предлагалось усовершенствование, модернизация приемов физического воспитания, нового соединения элементов стандартной программы для общеобразовательных учреждений с самобытными физическими упражнениями и народными играми алтайцев.

Педагогический эксперимент предусматривал достаточно подробное объяснение учащимся, занимающимся физической культурой, задач, содержания, хода исследования и формулировки цели.

В процессе исследования нами была разработана методика проведения занятий с учащимися путем максимального учета тренирующего и развивающего воздействия самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев на организм подростков.

В ходе эксперимента поставлены следующие задачи: 1.Проверить экспериментальным путем влияние самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев на: а/физическое развитие детей 12-13 летнего возраста ? развитие силовых показателей динамометрии правой и левой кисти, ? изменение становой динамометрии мышц разгибателей спины. ? гибкости костно-суставной и мышечной системы позвоночника. б/Функциональное развитие детей 12-13.летнего возраста -развитие жизненной емкости легких.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев