Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Джалилова Джамиля Комёбовна

Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама
<
Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Джалилова Джамиля Комёбовна. Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 170 с. РГБ ОД, 61:06-13/2712

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики

1.1. Историко-педагогический анализ социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики 18

1.2. Особенности влияния религиозных ценностей на динамику социально-культурных норм подрастающего поколения 41

Глава II. Роль духовенства в формировании воспитательных и социокультурных традиций

2.1. Основные формы организации социокультурной деятельности духовенства 61

2.2. Исламские традиции и обычаи в контексте социальных изменений 106

2.3. Проблемы использования этнопедагогического потенциала духовенства в образовательной и воспитательной деятельности 141

Заключение 153

Библиография

Введение к работе

Появление и развитие принципиально нового вида образования, обозначившегося в нашей общественной практике как социально-культурная деятельность, наглядно свидетельствует об эффективной реализации многообразных интегративных процессов. В целом, эта тенденция является без сомнения, продуктивной.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурологией и культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки и этнокультурологии исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

Исходя из такого понимания, особенно сегодня обращение к этнопедагогике с использованием социокультурной традиции ислама в образовании и воспитании подрастающего поколения имеет важное научное значение для Таджикистана.

На наш взгляд этнопедагогические ценности ислама особенно важны в период формирования личности, социализации детей, становления и закрепления мировоззрения.

Интерес к религиозной культуре и ее педагогическому потенциалу в образовательной сфере не случаен. Он обусловлен необходимостью использования религиозной культуры не только как источника содержания образования, но и как очень мощной системы, призванной вывести духовное образование на новый качественный духовно-нравственный уровень. Многие ученые отмечают, что взаимодействие институтов религии и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические и моральные устои. Но одно дело поставить проблему, другое найти средства, приемы,

методы, способы реализации возможностей религиозной культуры в деле духовного воспитания подрастающего поколения.

Социокультурная деятельность открывает педагогике широкое пространство для реализации ее социальных функций, а педагогика придает развертывающимся здесь знаниям формирующую устремленность и развивающую направленность. Благодаря совместным изысканиям создаются предпосылки для лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере свободного времени и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств и методов организации культурного досуга, образования и воспитания.

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, сообщения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

В последнее десятилетие Таджикистан переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в массовом сознании укореняется идея, что возможным средством преодоления его последствий является совершенствование духовно-нравственного мира человека. На этом фоне политики, культурологи, деятели культуры и широкая общественность все чаще обращаются в сторону социальных институтов, в частности институтов религии, имеющих исторический опыт духовно-нравственного влияния в обществе. К настоящему моменту сложилась ситуация, требующая этнопедагогического и этнокультурологического изучения воздействия религии на духовно-нравственные процессы в таджикском обществе.

Особый интерес теме исследования придает все возрастающая роль ислама в современном мире. То значение, которое приобрел и приобретает

ислам, выступая не просто как религиозное мировоззрение, но как одна из форм цивилизации повышает научный и общественный интерес ко многим проблемам, которые помогают лучше понять принципы и особенности вероисповедования мусульман. В этом плане важную роль играет этнопедагогика. Смысл этнопедагогического воспитания - укрепление преемственности поколений, в конечном итоге осознание принадлежности к своим корням.

Духовенство представляет собой субъект этнопедагогики. Оно
занимается воспитательной и созидательной социокультурной

деятельностью и ориентировано на создание традиций и ценностей культуры. В связи с этим в Таджикистане происходит распространение и быстрый рост численности духовенства, характерный для нынешнего развития общественно-политической ситуации в Республике. Возрастает влияние духовно-образованных слоев общества на формирование массового сознания в целом и наличие у духовенства особых психолого-педагогических качеств, проявляющихся в их активности и стремлении к воспроизводству духовно- педагогических ценностей.

Данные качества предопределили роль духовенства при формировании социокультурных традиций в современный период.

Исходя из такого понимания, особенно сегодня обращение к этнопедагогике с использованием социокультурной традиции ислама в образовании и воспитании подрастающего поколения имеет важное теоретико-практическое значение и является весьма актуальной проблемой.

Степень разработанности проблемы. Известно, что в разных регионах бывшего СССР появились капитальные разработки (1,6,12,113) в том числе докторские (114) и кандидатские диссертации (4,14,15) по проблемам этнопедагогики. Но, социально-культурная традиция ислама не стала объектом специальных педагогических изысканий. Между тем, в исламе великолепно отражены идеи, нравы и обычаи тысячелетней давности. Их

б изучение дает возможность более четко представить себе роль этнопедагогических идей, обычаев и традиций в жизни последующих поколений, в том числе современных. Социокультурная традиция ислама наряду с другими направлениями этнопедагогических памятников -важнейший объект изучения для теории и практики педагогической науки. Исламское педагогическое воззрение, исламская этнопедагогика, и в том числе его основная часть - духовенство, пока не привлекали внимания представителей научной педагогической мысли, общественных деятелей. Хотя, научное исследование проблем народной педагогики и системы народного воспитания началось в годы Советской власти (Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, В.Ф.Афанасьев, Е.Н.Мединский, Н.А.Константинов, В.З.Смирнов, И.Ф.Шабаева). Народная педагогика в традициях Советского Востока, и тем более Средней Азии и Казахстана, по существу начала исследоваться только несколько десятилетий назад, о чем свидетельствует направленность многих диссертационных работ и других публикаций (А.Ш.Гашимов, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюнянц, Р.М.Шоров, З.М.Магомедова, Н.Битяева, Т.Таджибаев, И.Оршабаков, К.Камалиева, И.Б.Гуртуева, С.Темурова, А.Тагиев и др.).

Несомненный интерес представляют исследования К.Сецсамбаева, А.Муминова, М.А.Муратовой, Б.Кадырова и других, в которых рассматриваются проблемы использования устного народного творчества казахского и узбекского народов в семейном, патриотическом, нравственном, трудовом воспитании.

В книге А.Э. Измайлова (35) в популярной форме рассматриваются просветительские идеи в Средней Азии и народная педагогика. Народная педагогика - совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа, проблемы семьи, детей и родителей, педагогические воззрения народа на воспитание и обучение и т д. о роли духовенства в воспитании детей автор вымалчивает. В бывших национальных республиках СССР встречаются исследования такого характера. В кандидатской диссертации

И.Б.Гашимова (17) можно найти некоторые народные педагогические идеи.Характеризуя в целом работы, выполненные в разное время по этнопедагогике, мы должны отметить их важное значение в ликвидации пробела в этнопедагогических исследованиях, а также в решении конкретных задач воспитания определенных возрастных групп школьников в специфической социально-культурной среде и в конкретном национальном пространстве. Тем не менее, все еще актуальной остается проблема использования потенциала исламского духовенства в целях обеспечения наилучшего результата во всестороннем развитии детей и молодежи. В анализируемых этнопедагогических работах такая проблема не ставилась и она еще не была предметом специального исследования, хотя в последнее время значение и преимущества целостного подхода к объекту исследования неоднократно подчеркивались со стороны исследователей педагогических и культурологических наук.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности.

Можно назвать еще ряд интересных региональных исследований важнейших проблем народной педагогики. Среди них заслуживает внимания работа А.Ш.Гашимова «Азербайджанская народная педагогика»(1970), в которой памятники народной педагогики рассматриваются как школа воспитания миллионов людей, отмечаются

s характерные особенности азербайджанской народной педагогики, анализируются народное представление о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Впервые дети как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева (6), где автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек.

Концепцию народной педагогики в известной мере дополняет книга Ш.А.Мирзоева (Народная педагогика.-М.,1984) в которой рассматриваются народные словесные методы воспитания, особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Анализ педагогических идей великих просветителей - ученых, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва Тадбири манзел» в разделе «Обучение и воспитание детей» много примеров из практики семейного воспитания, в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идет о традициях разных народов, в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки, в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей, творчество Абуабдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С, Давлатова М., Нурова М., Маджидовой Б., Юлдашевой М.Р. и других таджикских ученых.

Проблема этнопедагогической основы социокультурной деятельности в этих работах вообще не рассматривается. Следует

отметить, что при всем реальном культурном потенциале духовенства на сегодняшний день, его потенциал как воспитательного феномена недостаточно изучен и вследствие этого до конца не реализуется.

В процессе анализа истории и теории вопроса приходилось опираться на общефилософские, социально-педагогические, аксиологические, культурологические исследования, опосредованно затрагивающие те или иные аспекты проблемы. Исследования роли духовенства в обществе также предпринимались некоторыми учёными в рамках диссертационных работ. Однако практически не осуществлялось попыток вычленения психолого-педагогических качеств духовенства, обуславливающих её культурно-досуговую активность, а проблема внутренней мотивации культур о с озидающей деятельности духовенства не получила научного обоснования.

До сих пор деятельность духовенства как субъекта формирования социокультурной традиции вообще не привлекала специального внимания исследователей различных наук. Однако, многими учёными уделялось внимание проблемам организации общественных просветительских движений (джадиды, младобухарцы...). В последствии была изучена деятельность отдельных просветителей (Дониш, Хайрат, Садри Зиё'...). На протяжении многих веков в роли такого субъекта выступало духовенство. Не составляя большинства в количественном отношении, оно оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на формирование массового сознания в целом.

Важность разработки указанного вопроса определяется следующими причинами. После октябрьской революции стал формироваться негативный взгляд на место и роль духовенства в культурной жизни страны. Пошатнулся статус духовенства в качестве идейного вдохновителя и организатора прогрессивных начинаний общества, его нравственной опоры. Просветительская деятельность как основная функция духовенства утратила своё первоначальное значение. Все это породило ряд

противоречий, связанных с двойственностью положения духовенства, органически всей своей природой, связанной с процессом формирования культурных ценностей, и одновременно оторванной от своих исторических корней. В этой связи рассмотрение механизмов этнопедагогических традиций в среде духовенства может помочь в преодолении духовной апатии, оптимизаций жизненных устоев современного духовенства и переосмысления значимости ее культурно-досуговой деятельности.

Социально-досуговая деятельность населения Таджикистана характеризуется огромным влиянием ислама, который наряду с традиционными функциями принимает на себя воспитание нравственных ценностей. Для верующих, культурно-досуговая деятельность веками закрепляла незыблемый приоритет старших в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие культурно-досуговой деятельности среди верующих приобрело кризисное состояние. Это явилось следствием недооценки развивающегося потенциала социокультурной деятельности, негативного отношения ко многим его традиционным формам, отсутствия традиций приоритета различных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга различных слоев, в особенности мужчин и женщин.

Сложность состоит в том что, во-первых, не существует теоретических основ моделирования воспитательной деятельности духовенства, во-вторых, не разработаны воспитательные технологии ислама с современной позиции, не выделены элементы воспитания в контексте различных видов социально-культурной деятельности, не рассмотрены психолого-педагогические механизмы воздействия духовенства на личность. В этой связи возникновение проблемы данного исследования обусловлено рядом противоречий:

11 -между имеющимся воспитательным потенциалом духовенства и не разработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его реализации в процессе развития личности и общества; -между многообразием видов социально-культурной деятельности, имеющих свои воспитательные особенности, и невозможностью педагогически обоснованного выбора методов осуществления воспитательной деятельности;

-между необходимостью реализации воспитательных задач в социально-культурной деятельности и недостаточной подготовленностью специалистов сферы социально-культурной деятельности к их решению; -между потребностью в специалистах, владеющих воспитательными технологиями религиозной деятельности и не разработанностью содержания и методики воспитания личности средствами социально-культурной деятельности.

Объектом исследования послужили этнопедагогические основы социально - культурной традиции.

Предметом исследования являются этнопедагогические основы в исламской культуре.

Цель исследования состоит в раскрытии и определении традиционных форм воспитания и образования в исламской культуре. Согласно вышеотмеченной цели мы попытались решить следующие задачи:

Задачи исследования: -выявление культурных традиций ислама и их отражение в социокультурной деятельности;

-определение особенностей социокультурной деятельности подрастающего поколения;

-анализ существующего состояния теории и практики в части межкультурных отношений; -характеристика отношения духовенства к этнопедагогике;

-изучение состояния социокультурной деятельности религиозных социальных институтов и определение их социокультурных функций на современном этапе.

-раскрытие основных подходов социокультурной политики Таджикистана в активизации духовенства.

Гипотеза исследования: В определении цели и задач исследования мы исходим из основной гипотезы предполагающей, что культур о созидающий потенциал духовенства может способствовать обогащению этнопедагогической практики при условии выявления характерных психолого-педагогических качеств духовенства как субъекта социокультурной деятельности. Гипотеза исследования также исходит из того, что при самом успешном развитии в начале XXI в. научных основ этнопедагогики для народов, исповедующих ислам, решающим фактором воспитания останется этнопедагогика основанная на традициях мусульманской религии. Следовательно, совершенствование системы воспитания и организации досуга правомерно осуществлять посредством традиционных норм досуга, который, сохраняя верность идеологии ислама, будет последовательно обогащаться достижениями науки в области человекознания. В первую очередь - это:

-использование опыта успешно развивающихся стран, где культурные исламские традиции эффективно соединяются с широким использованием в экономике, образовании и воспитании - достижений научно-технического прогресса начала XXI века;

-преобладание недооценки средневековых ценностей этнопедагогики и внедрение активи о-развивающих форм образовательной и воспитательной традиции.

Информационно-эмпирическую базу диссертационного исследования составляют данные социологических исследований проведенных в Научно-Исследовательском Институте культуры и информации при Министерстве культуры Республики Таджикистан, Центре культурологии Республики

Таджикистан, Таджикском государственном педагогическом университете им. К. Джураева в 2000-2006гт. по выборке духовенства и подрастающего поколения, результаты анализа научных публикаций по проблеме.

Теоретико-методологическая основа исследования: методологическую основу диссертационного исследования составляют виталистские принципы культур о центр ичности ценностной детерминированности поведения в социальной сфере.

Теоретической основой диссертационного исследования являются: 1.Виталистские идеи феноменологии М.Вебера и интегративной социологии Н. Сорокина, положения концепции жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности человека. 2.Социология повседневности, анализирующая смысл и значение человеческого поведения применительно к повседневной практике (Э. Гуссерль, А. Бертсон, А. Шютс, П. Бергер, Т. Лукмон). 3.Учения, принадлежащие исламской социально-философской мысли, прежде всего положения, религиозно-философского и социокультурного идеализма, раскрывающие национальную специфику этнопедагогики и культурного развития.

Важной методологической предпосылкой исследования стала идея возможности и необходимости интеграции в этнопедагогике социокультурной деятельности, непреходящих ценностей ислама и достижений современного человекознания, что не только не ущемляет, а обогащает гуманистические традиции мусульманской религии и морали.

Методологическую и методическую основу исследования

предопределили средневековые трактаты по педагогике и философии, идеи ученых-исламоведов, касающиеся своеобразия исламской культуры, труды современных ученых, позволившие увидеть проявление общечеловеческих принципов социокультурной деятельности в специфических условиях светского государства.

Ценными представляются выдвинутые положения о путях
реформирования системы образования и воспитания, модернизация их
содержания с учетом требований Конституции суверенного государства и
законов Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция
национальной школы Республики Таджикистан» и другие директивные
документы, принятые в Таджикистане, с учетом социально-

экономического и духовного развития общества.

Методы исследования.В процессе исследования использовался комплекс методов: системный, теоретический, исторический анализ; изучение и обобщение культурных потребностей подрастающего поколения и духовенства; моделирование; социологический эксперимент; метод экспертных оценок; анкетирование, интервьюирование; анализ практической деятельности.

, Этапы исследования.

Первый этап (2000-2002гг.)- изучение и анализ научной литературы но проблемам ислама, образования и культуры; изучение опыта деятельности религиозных и социокультурных учреждений; изучение и анализ научной литературы по этнопедагогике и культурологии.

Второй этап (2003-2004гг.)- проведение опытно-экспериментальной работы по изучению культурных потребностей различных групп подрастающего поколения и духовенства; воспитательный потенциал ислама; обобщение результатов исследования.

Третий этап (2005-2006гг.)-участие в подготовке концепции развития культуры Таджикистана; концепции духовного развития Таджикистана; программы и прогнозирования социально-культурной деятельности; планы-мероприятий координации образовательных и социокультурных учреждений с религиозными учреждениями и организациями.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые в педагогической литературе сделана попытка раскрытия и определения этнопедагогической основы исламской социокультурной

традиции. В исследовании в научный оборот был включен значительный массив культурологических и педагогических фактов, которые никогда ранее не были предметом изучения как в педагогике так и в теории культуры и исламоведении.

Исследование позволило раскрыть этнопедагогику в мире ислама, где религиозные, государственные и семейные принципы восприятия человека и путей формирования личности соединились с социокультурной деятельностью. Таким образом:

1.в работе определена степень активности участия различных групп духовенства как субъекта социокультурной деятельности в формировании культури о-д осу говых традиций.

2.в описании этических и религиозных взглядов духовенства, определивших её отношение к досуговой сфере как к источнику духовного обогащения и саморазвития личности.

З.в раскрытии особенностей социокультурной деятельности духовенства, основанных на гармонии сочетания педагогического потенциала интераиндивидуального (в центре воздействия стоит сам индивид) и интериндивиду алъного (воздействие направлено на окружающих) направлений.

4.в определении степени влияния конфликта поколений в среде духовенства на трансформацию устоявшихся традиций досугового поведения образованных слоев общества.

5.проведенное исследование раскрывает нравственно - психологические мотивы деятельности духовенства и позволяет использовать их при построении учебно-воспитательного процесса в вузах, с целью формирования досуговых навыков и умений обучающихся в духовных и светских вузах.

Практическая значимость результатов исследования. Полученные данные могут быть использованы государственными и общественными организациями, деятельность которых направлена на аксиологическое

16 просвещение; в преподавании учебных курсов «Этнопедагогика», «История педагогики таджикского народа», «Педагогические мысли таджикского народа», «Культурология», «Религиоведение», «Социология культуры», «Социальная педагогика» и т.д. в практической деятельности учреждений культуры. Также практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании «Национальной концепции развития культуры Республики Таджикистан», «Программы развития культуры Республики Таджикистан», «Программы развития досуга Республики Таджикистан», которая позволяет объединить усилия государства, социально-культурных институтов в решении национальных задач образовательного и культурного развития.

В исследовании разработаны рекомендации, которые способствуют повышению качества образования с использованием этнопедагогической идеи социокультурной традиции ислама по рациональной организации воспитательной деятельности разных прослоек подрастающего поколения.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспеченных методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на принципы социокультурной детерминации образовательных систем, их цивилизованных оснований, социализации, воспитания и развития личности, применения совокупности методов адекватных проблеме, объекту, предмету, логике и задачам исследования, репрезентативностью источниковой базы. Полученные данные подтверждены экспертными оценками, опытно-экспериментальной работой, которую проводил автор, а также изучение и наблюдение в исламских республиках зарубежного Востока.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных положений и выводов исследования осуществлена во многих регионах Республики Таджикистан, и получила положительную оценку Министерства культуры, Министерства образования, Комитета по делам религий при Правительстве Республики Таджикистан, па международных

научных конференциях и семинарах. Основные положения и результаты работы представлены автором в монографии, научных статьях и методических разработках.

Положения выносимые на защиту: 1.В современном таджикском обществе социальные нормы и религиозные ценности неустойчивы, изменяются в зависимости от ситуации и различаются в социальных группах.

2.Особенности социокультурной деятельности как явления этнопедагогики органически соединяющие традиции ислама, специфику этноса и современные достижения педагогико-психологических наук в решении комплекса проблем образовательного и воспитательного плана связанных с рациональным использованием нравственно-эстетического потенциала исламской культуры.

З.Для реализации этнопедагогической идеи, образовательной и воспитательной традиции ислама предварительно проверить, изучить и убедиться в уровне осведомленности и ориентированности школьников, педагогов, родителей и других людей, занимающихся воспитанием детей; также положительные результаты от целостного использования прогрессивных традиций этнопедагогики можно ожидать только в том случае, если эта работа будет осуществляться во взаимодействии с современными новыми традициями.

Структура и объем диссертации определяется поставленными задачами, логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 168 страницах компьютерного набора. Список литературы насчитывает 162 наименования.

Историко-педагогический анализ социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики

С победой октябрьской революции в Таджикистане в социокультурной жизни страны произошли коренные изменения, затронувшие, естественно, исконные интересы мусульман и ислама в целом.

В данном разделе автор намерен проследить трансформацию отношения государства к исламу и мусульманам в советский период, рассмотреть наиболее актуальные проблемы социокультурной жизни мусульман после победы Октябрьской социалистической революции и иа этой основе дать характеристику социокультурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики. При этом диссертантом использованы, наряду с трудами общеизвестных востоковедов, этнопедагогов и культурологов, работы мусульманских ученых и специалистов в области педагогической науки.

20 ноября 1917 г., спустя всего лишь две недели после установления Советской власти, большевики обнародовали подписанное В.Лениным обращение Совета Народных Комиссаров РСФСР «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Декларация торжественно провозглашала: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и её органов - Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов» (25:113-115).

Казалось, Россия впервые заговорила со своими мусульманами языком, достойным человека и гражданина, но эта Декларация осталась, как показали дальнейшие события, лишь пропагандистским документом.

Многие вопросы, связанные с обсуждением особенностей государственного обустройства России решались на съездах мусульман, в том числе, духовенством.

Среди первых решений, принятых СНК РСФСР, направленных на ограничение деятельности религиозных организаций и верующих, был Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 года. В этом документе провозглашались: отделение церкви от государства и школы, лишение прав собственности на принадлежащее церкви и монастырям имущество; одновременно утверждалось право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Таким образом, на основе вышеуказанного Декрета, называемого также Декретом «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», православная церковь, в первую очередь, лишалась собственности, земель, духовных учебных заведений. Начались гонения и на духовных лиц.

Мусульманское духовенство, в принципе, поддерживая принятое властями решение об отделении церкви от государства, пыталось при этом доказать, что, если такое отделение «правильно» для православия, то для ислама, мусульманина это будет иметь разрушительные последствия, поскольку, говорили религиозные мусульманские деятели, «мы ещё только начинаем жить и нам ещё предстоит присоединять религию к нации» (89:278). Однако ни протесты верующих и части духовенства, ни мусульман не изменили позицию революционной власти.

Проповедники марксистской идеологии своей основной задачей в сфере религиозного сознания поставили вытеснение конфессий из общественно-политической и духовной жизни общества, в первую очередь из личной жизни граждан, подавляя, подчиняя и контролируя деятельность духовных лиц и верующих.

Документы тех лет, которые сегодня становятся достоянием гласности, показывают трагичность взаимоотношений религии и новой власти. Например, В.И.Ленин в своем строго секретном письме В.М.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года писал, что изъятие ценностей лавр, монастырей и церквей «должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать» (34:193).

Со стороны лидеров революции в этот период идет скрытый процесс урезания положений Декрета о свободе совести. Наряду с общим запретом на свободу совести для работников госаппарата и народного просвещения, даются указания об исключении участвующих в религиозных обрядах коммунистов из рядов партии. Декрет «О гражданском браке» устанавливает признание в стране лишь гражданских браков.

Советская власть быстрыми темпами начала разрушать все, связанное с исламом. Наносился удар по тому, что являлось основой воспроизводства веры, национального духа и культуры, придавало упорядоченность и стабильность общественной и личной жизни мусульман. Такой шаг диктовался стратегической установкой коммунистов на создание общества без религии, в котором все национальные культуры должны были «выстроиться» под единую идеологию.

В 1929 году принимаются постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной борьбы», суть которых сводилась к дальнейшему ужесточению борьбы с религией с целью максимально отгородить её от общества и поставить под «надлежащий» контроль.

Жесткая регламентация деятельности религиозных организаций, запреты на всякую деятельность, (в том числе социокультурную, отмеченнами-Дж.Дж.) кроме совершения религиозных обрядов в разрешенных для этого местах, преследование религиозных деятелей и верующих, особенно в 30-е годы, в принципе поставили религию вне закона. Атеизм становится не только партийной, но и государственной политикой, причём стала преобладать его воинствующая и невежественная форма. «Власти чаще всего пытались форсировать «отмирание» религии грубыми административными методами якобы для того, чтобы она не препятствовала «строительству коммунизма»(66:136).

Наиболее «точный удар» был нанесен уничтожением системы исламского образования. Делалось это под видом отделения школы от религии, необходимости и обязательности светского образования. Но так как для осуществления задуманного не было в достаточном количестве учителей и учебников, дети мусульман практически остались вне школы и религиозного воспитания. Это означало не только прекращение преподавания арабского языка, религиозных дисциплин, но и лишение последующих поколений мусульман возможности читать Коран, понимать суть религиозных церемоний, проводимых на этом языке. А главное, это лишило мусульман возможности изучать историю и культуру своего народа, исламской цивилизации в целом. А то немногое, которое переводилось на национальные языки, имело строгую направленность. Взамен вводилась модифицированная арабская письменность (в 1927-1928 гг.), затем латинская письменность, а после Ї939 года во всех мусульманских регионах утвердилась кириллица.

Особенности влияния религиозных ценностей на динамику социально-культурных норм подрастающего поколения

Со времен перестройки в бывшем СССР во второй половине 80-х годов XX века на постсоветском пространстве резко возрос интерес специалистов и общественных масс ко всему, что так или иначе скрывалось или о чем умалчивалось в средствах официальной идеологии, пропаганды и агитации. В том числе история всех наций и народностей СССР во всей своей полноте и неотъемлемости от их исторического развития. Именно идеологический подход преобладал в трактовке истории, деятельности и общественном влиянии судеб различных наций и народностей страны, социальных и политических институтов, коллективных и индивидуальных структур, на судьбы региональных и национальных государственных образований на протяжении тысячелетий. В постперестроечный же период заметное место занял интерес специалистов и населения на влияние и роль религий, различных конфессий, прежде всего мировых - буддизма, иудаизма, христианства, ислама. С древних времен человек пытается определить полно и емко суть феномена религии и места религиозного сознания среди прочих форм духовно-нравственных ориентиров человека в мире. Сегодня многие из специалистов убеждены в невозможности единого универсального определения религии, которое охватило бы собой все многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. Большинство специалистов различных наук и научных дисциплин считают, что религия это: (в социологии): Социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное (религиозность).(94:300) (в философии): Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества. Здесь религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней). Она осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может пониматься: а)как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению; б)как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи; в)как подлежащая постоянному воспроизведению, как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколения людей. (в культурологии): считают, что между культурой и религией существует очень тесная аналогия, основанная на сходстве нормативно-регулятивных функций в сфере упорядочивания социальной жизни людей. Принципиальная разница заключается в том, что в культуре доминирует социальная конвенция (договор) между Богом и людьми, выраженная в той или форме самого религиозного учения. Кроме названных выше, к ключевым вопросам религии, культурологи относят прежде всего, проблему греха, воздаяния за него и возможности его искупления, а так же проблемы нравственного существования и т.д.. «В каком-то смысле религию можно считать наиболее полным и систематизированным учением о смерти и ее нравственно-философских основаниях,» - добавляет ФлиерА.Я.(Ш:227)..

Религия - универсальный феномен, связанный с «исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества» (Фрейд). Она, возвещает человеку о спасении и указывает к нему самый верный путь, являет собой трансцендентную суть в собственной основе и оказывает имманентное воздействие на теоретически-практическую систему координат для исполненного верой мировоззрения, жизненной позиции и образа жизни. Процедура спасения в различных религиях варьируется по-разному. В своих доктринах, этике и ритуалах, религия раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет человеку смысл жизни, гарантирует высшие ценности, делает его членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Религия, наряду с другими духовными образованиями и социальными институтами общества, способствует осуществлению процессов утверждения личности, формированию личностного сознания; освобождению сознания индивида от предрассудка неограниченной власти роковых случайностей, социальной интеграции, космизации человеческого бытия - выходу его за пределы узко земного существования, осуществляет профетическую миссию - предвидения желательных и нежелательных сценариев будущего развития. Ряд концепций религии утверждают распространенность модели индивидуальной эволюции, когда каждый индивид в процессе индивидуальной эволюции оказывается в состоянии прийти к индивидуальной шкале ценностей в выборе идеала.К сказанному добавим, что на определенных этапах истории человечества, религии играли выдающуюся роль, как инструменты социальной консолидации, мотивации и контроля социальной деятельности человека, являлись универсальными источниками морали, нравственности, этических и эстетических оценок и т.п. А в организационном отношении, наряду с политико-сословным устройством государства, являлись идейной базой социальной организации сообществ. Например, как свидетельствует история, древние жрецы прекрасно сознавали роль религии в укреплении дисциплины и порядка в обществе, ее консолидирующую роль. Не смотря на торжество новой научной парадигмы мировоззрения на современном этапе, религия продолжает оставаться важнейшим инструментом социальной регуляции даже в самых развитых странах мира. Большинство современных религий, в том числе и Ислам, оказались достаточно пластичными для паритетного существования с научной картиной мира и весьма эффективного взаимодействия с современным искусством, средством массовой информации и т.д. Кроме того, религия сохранила за собой важнейшую функцию психологического умиротворения человека в ситуациях, когда рациональных доводов для этого не хватает.

Религия любого народа неразделима с его культурой и воспитанием. Они представляют собой единое целое. Всякой культуре соответствуют свои особенности религии, и, наоборот, религия оказывает свое влияние на культуры народов. Страны, в которых и в настоящее время продолжают господствовать в качестве официальных религий ислам, буддизм, индуизм, христианство, можно рассматривать как социокультурные комплексы, в которых религиозный компонент органически вплетен во все сферы бытия и сознания.

Религия на протяжении тысячелетий формировала фундамент, духовного развития общества. Она способствовала созданию того или иного общества, той или иной цивилизации Арабо-исламская цивилизация занимает важное место в мировой культуре. Генеральная установка ислама - покорность человека воле Аллаха. Слепое повиновение основано на принципах деспотизма, слияния религии и светской власти, на фатализме, ничтожности личности. На это указывают бережно, благоговейно хранимые и исполняемые в обязательном порядке религиозно-культурные традиции. Со времен перестройки в бывшем СССР во второй половине 80-х годов XX века на постсоветском пространстве резко возрос интерес специалистов и общественных масс ко всему, что так или иначе скрывалось или о чем умалчивалось в средствах официальной идеологии, пропаганды и агитации. В том числе история всех наций и народностей СССР во всей своей полноте и неотъемлемости от их исторического развития. Именно идеологический подход преобладал в трактовке истории, деятельности и общественном влиянии судеб различных наций и народностей страны, социальных и политических институтов, коллективных и индивидуальных структур, на судьбы региональных и национальных государственных образований на протяжении тысячелетий. В постперестроечный же период заметное место занял интерес специалистов и населения на влияние и роль религий, различных конфессий, прежде всего мировых - буддизма, иудаизма, христианства, ислама. С древних времен человек пытается определить полно и емко суть феномена религии и места религиозного сознания среди прочих форм духовно-нравственных ориентиров человека в мире. Сегодня многие из специалистов убеждены в невозможности единого универсального определения религии, которое охватило бы собой все многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. Большинство специалистов различных наук и научных дисциплин считают, что религия это: (в социологии): Социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное (религиозность).(94:300) (в философии).

Основные формы организации социокультурной деятельности духовенства

Как было отмечено ранее, Таджикистан - республика многонациональная, здесь проживает население разного вероисповедания. Тем не менее, поскольку 80% населения страны составляют представители титульной нации - таджики, а среди национальных меньшинств большинство составляют - узбеки - 15,3%, киргизы - 1,1% , лакайцы -0,8%, татары - 0,3% и другие национальности, традиционно исповедующие ислам, то естественно, что подавляющее большинство населения РТ - более 90%, составляют мусульмане(90:116). Поэтому, проведенным исследованием было охвачено только исламское духовенство, прежде всего, столицы республики - г. Душанбе. В современной науке понятие «духовенство» определяется как служители культа монотеистических религий, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В современном мусульманском сообществе Таджикистана к духовенству относятся имамы (предстоятель на молитве, духовный руководитель, руководитель общей молитвой в мечети), муллы (знаток мусульманского ритуала, учитель религиозной школы, ученый человек) и др. служители исламского культа.

Объем выборочной совокупности обеспечивает репрезентативность мусульманского духовенства, служителей культа, религиозных учебных заведений г. Душанбе.

Как и в части исследования в среде подрастающего поколения, эмпирические результаты, полученные при опросе целевой аудитории данного раздела, рассмотрены в разрезе культурно-досуговых интересов и потребностей мусульманского духовенства, служителей исламского культа, религиозных учебных заведений. Прежде всего, респондентам было предложено ответить на следующий вопрос: (Таблица 7)

Нет ничего удивительного в том, что более половины респондентов проводят свой досуг в домашних условиях за просмотром телепередач -52,0%. Тем более, что бурное развитие электронных средств связи, подключение к глобальным информационным системам, с появлением возможностей подключения спутникового ТВ и других средств коммуникации на бытовом уровне, намного расширилось. Кроме того, ведущие ученые и специалисты мира называют XXI век - веком информационной цивилизации(100:143).

Современная реальность такова, что информация уже стоит дороже драгоценных металлов, угля, нефти и других природных ископаемых. Информация сегодня - важнейший социально-культурный феномен, который коренным образом изменяет суть понятия «собственность», устанавливает иные, чем совсем недавно, характер и правила человеческой деятельности, жизни в целом. И религиозные организации всех конфессий, направлений и сект, достаточно умело и эффективно используют информационные технологии для воздействия на общественное мировоззрение, не редко и в корыстных, далеко негуманистических и человеколюбивых,целях.

Здесь уместно рассмотреть принципы информационной политики в исламе. Прежде всего, отметим, что понятие «информация» в контексте данного исследования, используется в широком смысле и охватывает издаваемые книги, периодические печатные и электронные СМИ, сеть Интернет и др. средства коммуникаций и информационных технологий. Согласно канонам Ислама, используемые информационные технологии должны отвечать истинным исламским принципам, нормам и ценностям: «тувхид» (единобожье), «адл» (справедливость), «шуро» (совет), «эджма» (согласие), «истилох» (общественная польза), «хикмат» (знание, мудрость), «уммат» (народность). Только они определяют отношение к информации и ее оценку в Исламе (54:41). И совсем не случайно, в мусульманском мире введены значительные ограничения в пользовании, например, Интернет - сетью. Прежде всего, потому, что «Всемирная электронная паутина» самая неконтролируемая информационная и коммуникационная система, в которой размещена значительная масса различной информации, позволяющая безнаказанно использовать максимальные технологические ресурсы, т.е. одновременно видео, аудио и другие возможности средств коммуникации.

Мотивацией же интереса к телевидению участников исследования, представляется, служит не только, и не столько желание новой зримой или слышимой событийной или художественной информации, сколько духовной и гуманистической в различных видах и жанрах информационно-художественных программах.

Такая же мотивация видится и по отношению 36,0% респондентов, предпочитающих слушать радио.

А вот вторым по популярности видом свободного времяпровождения в домашних условиях, с небольшим отставанием от первого, представлен вариант «Чтение литературы» - 48,0%. Это лишний раз подтверждает мнение о том, что и вне дома, и домашних условий хорошая книга остается достаточно популярным досугом правоверных. Представляется, что в относительном превалировании такого мнения, суть заключается не только в религиозной приверженности, а в стремлении населения объективно осмыслить происходящие перемены, прежде всего социальные, разобраться и понять огромное религиозное, научное, художественное и другое литературное наследие. Иначе говоря, это мнение, популярность такого вида досуга является и следствием того, что население страны не имело таких идеологических, мировоззренческих и других свобод и прав в период СССР, доступа к разнообразной научной, публицистической, религиозной и художественной литературе и информации, сколько предоставляют сегодня процессы построения правового, светского государства, демократизация всех сфер деятельности и общественного сознания, начиная от действующей Конституции (Основного Закона) Республики Таджикистан и других законодательных актов, кончая повседневной жизненной практикой современного общества. Хотя, реальность такова, что сегодня различные социальные слои населения, особенно среднего и старшего поколения, фактически учатся разумно и эффективно пользоваться этими свободами и правами, в том числе в сфере религиозной мысли, религиозной культуры, религиозной литературы. Кроме того, в виду социальной принадлежности целевой аудитории, уместно подчеркнуть, что значение и роль книги и чтения вообще в Исламе традиционно высока и почетна. В Суре 96-ой, 1- 5 Священного Корана сказано «Читай во имя Аллаха твоего, который создает... 2. создает человека из сгустившейся крови; 3. Читай...всеблагий Господь твой, 4. который дал познание о письменной трости, 5. дает человеку знание о том, о чем у него не было знания»(140:96;1-5).

Исламские традиции и обычаи в контексте социальных изменений

Изучение обрядов, традиций особенно актуально в настоящее время, когда в обществе с необычайной силой пробуждается интерес к национальным истокам, стремлении найти опору в незыблемых нравственных ценностях, воплощенных в традиционных нормах и институтах. Вполне закономерно желание общества понять, на каких принципах основывались взаимоотношения между отдельными людьми и различными группами, какие нормы и установки обеспечивали устойчивость общественного организма в течение долгих веков. Достаточно актуален вопрос изменения норм и принципов, что явилось причиной изменения традиционных устоев, и какова дальнейшая перспектива их существования? И возможно ли существование современных принципов и традиционных устоев в обществе?

Традиции и обычаи - это феномен, который заставляет человека, общество жить по неписаным законам морали и нравственности. Каждому народу присущи свои обычаи и традиции. Традиции складываются веками и отображают духовную и материальную культуру народа. Культура народа состоит не только из традиций и обычаев, но и в переплетении религии и культуры. Религия становится доминантой в жизни общества. Ислам— ведущее религиозное учение таджикского народа. В современном Таджикистане произошли переплетения религиозной и традиционной культуры с неизбежным вмешательством современных достижений науки и техники, годами существовавшая идеология «коммунизма», духовный голод, привели к нежелательным последствиям, религиозного учения. На сегодняшний день учение, возможно, приняло достаточно уродливые формы, такие как, ведение священных войн, так называемая солидарность мусульман всего мира. Аллах даровал жизнь самое драгоценное, что может быть даровано человеку Всевышним. Современный мир показал человеку всю мощь и одновременно беспомощность человека перед самим собой и обществом. Каждый человек несет ответственность, как перед собой, так и перед своим собратом. Самое совершенное существо, созданное природой, человек - ежедневно придумывает огромное количество видов оружия самоуничтожения. Во имя сохранения мира на земле наращивается сверхмощное оружие, контролирующее мир во всем мире, каждодневная действительность показала, что человеку необходим возврат к традиционным истокам.

Традиционная культура таджиков основывается на взаимоуважении и терпимости членов семьи, общества, между соседями. С древности в таджикских обществах уважительное отношение к старости возводилось в ранг святости. Резко осуждалось пренебрежительное отношение, пререкание со старцем, независимо от половой принадлежности.

Взаимоотношения между отцом и сыном, мужчиной и женщиной, матерью и дочерью, свекровью и снохой определяли благополучие в семье. Строгое выполнение обычаев было не только красивым обычаем, но и делом чести каждого члена общества.

Здесь необходимо отметить, что, отвечая на третий вопрос анкеты: «Какие виды культурных мероприятий Вам больше всего нравятся», на первое место респонденты поставили вариант «Народные празднества и традиционные торжества» - 49,3%. В интерпретации этого ответа мы подробно рассказали и о религиозных торжествах. В ответах же на данный вопрос примечательным представляется то, что, по мнению участников опроса, непосредственно в мечетях религиозные торжества отмечаются далеко не равномерно. Так, большинство респондентов считают, что в мечетях в большей мере отмечают Иди Рамазан (мусульманский месячный пост) - 88,0%. Правда еще одно из важнейших мусульманских торжеств -Иди Курбон (праздник жертвоприношения) хоть и поставлен респондентами на второе место, все же с небольшим отрывом от лидирующего варианта ответа - 85,3%. Тогда как Мавлуд (День рождения пророка Мухаммеда), занимающий третью позицию, отстает уже на целый порядок- 61,3%.

Совсем незначительное число респондентов отмечают, что в их мечетях совершают и Джаназу (похоронный обряд в Исламе) - 4,0%. Мотивацией столь низкого показателя может крыться в нескольких причинах. Прежде всего, необходимо отметить, что в Коране не содержится никаких предписаний о Джаназе, хотя этот обряд подробно описан в сочинениях по фикху (исламская доктрина о правилах поведения мусульман, исламский комплекс социальных норм - мусульманское право в широком смысле). Поэтому, обряды Джаназы в различных мусульманских странах различны и связаны с соответствующими обычаями, существующими у народов в доисламский период. Тем не менее, существуют определенные правила, которым следуют практически всюду, в том числе и чтение заупокойной молитвы в мечети.

Как и в предыдущем случае, о популярных народных празднествах Навруз, Мехргон, Сада, не связанных с исламскими торжествами и обрядами, подробно рассказано в интерпретации лидирующего варианта ответа - «Народные празднества и традиционные торжества» - 49,3%, на третий вопрос анкеты: «Какие виды культурных мероприятий Вам больше всего нравятся». Но предложен был он респондентам потому, что мечеть, как мы отмечали, является не только молитвенным местом (помещением) ислама, но и общественным зданием (социально-культурным учреждением, где сосредотачивается и значительная часть культурной жизни мусульманских общин) с разнообразными функциями. Но, надо отметить, в различных регионах Таджикистана, социально-культурные функции мечетей отличаются друг от друга.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама