Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Босхамджиева Саглар Николаевна

Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар")
<
Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Босхамджиева Саглар Николаевна. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Элиста, 2001 153 c. РГБ ОД, 61:02-13/6-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования педагогических традиций калмыков 10-54

1.1. Традиции воспитания в калмыцком фольклоре 10-29

1.2. Эпос «джангар»-памятник традиционной культуры воспитания калмыков 30-45

1.3. Этнокультурная направленность «джангара» 46-53

Выводы по первой главе 53-54

Глава 2. Этнопедагогическое содержание «джангара» 55-124

2.1. Калмыцкий идеал совершенного человека 55-70

2.2. Художественное осмысление нравствен но-этических традиций воспитания 71-92

2.3. Методы, средства, приемы, формы совершенствования личности 93-103

2.4. Место «джангара» в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школе 104-121

Выводы по второй главе 121-124

Заключение 125-128

Список литературы 129-144

Приложения 145-153

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одной из актуальных проблем является духовное возрождение нации, восстановление ее лучших национальных традиций.

І Іредлринимаемьіе в последние годы меры по возрождению калмыцкого языка и культуры не принесут желаемого результата без восстановления национальной системы образования, традиций народной педагогики, одна из основных целей которых - развитие этнического самосознания. Что в свою очередь предполагает научное осмысление содержания, методов и средств народного воспитания применительно к: реалиям сегодняшнего времени, ибо, как полагал К.Д, Ушинский, «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (188, Т. I,, с. 244).

Народная педагогика, являясь ценнейшим наследием общей культуры любого народа, позволяет выявить непреходящие общечеловеческие и национальные ценности, проверенные веками. Приоритет общечеловеческих пснпос'іей - >то именно то, что лежит в основе народной педагогики, «В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений» (50, с. 167).

Именно 'эпос «Джангар» является тем богатым источником, в котором современное калмыцкое образование найдет цели, методы и средства истинно народного воспитания, воспитания в духе народных идеалов.

Пропаганда и изучение эпоса «Джангар» в Республике Калмыкия подия іы на государственный уровень, чт подтверждает Указ Президента Калмыкии «О государственной поддержке изучения и освоения калмыцкого пародниго эпоса «Джангар» от 23.09,90г., изданный «в целях сохранения, пз\чецця и освоения сокровищницы устного народного творчества, величайшего культурного наследия калмыцкого народа - героического эпоса

«Джангар». Правительством республики 21.04.97г. утверждена республиканская целевая программа «Джангар», рассчитанная на 1997-2001 гг. В ней предусматривается углубленное изучение различных аспектов этого памятника нашей культуры. Высокие морально - этические принципы и нормы, общечеловеческие идеи добра и справедливости, гуманизм и высочайший патриотизм, пронизывающие богатырскую поэму калмыцкого народа «Джангар», должны быть положены в основу национального воспитания . подрастающего поколения в Республике Калмыкия.

Принимая во внимание вышеизложенное, мы избрали темой исследования: «Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»)».

Цель исследования: выявить педагогический потенциал эпоса «Джангар» как источника и средства народного воспитания и определить пути его использования в учебно-воспитательном процессе современной национальной школы.

Объект исследования: этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков ' как национальный духовный опыт, являющийся составной частью мировой культуры.

Предмет исследования: этнопедагогический аспект калмыцкого народного эпоса «Джангар».

Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательный процесс будут целенаправленно включены элементы этнопедагогической культуры, нашедшие отражение в памятнике духовной культуры калмыцкого народа, то это может способствовать оптимизации процесса этнического воспитания подрастающего поколения, формированию ценностного отношения к локально-неповторимому своеобразию национальной культуры,

Для проверки гипотезы в ходе исследования решались следующие s:i,ui'fii:

Разработать теоретические основы процесса восприятия национальных педагогических ценностей посредством эпоса;

Исследовать этнопедагогические ценности в эпосе и выявить особенности их использования в процессе воспитания;

Разработать и экспериментально проверить методику использования псдаї'оі ическич идей эпоса в современной калмыцкой школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

принцип культуросообразности ЯЛ Коменского и народности К.Д.
Ушипекого;

философские, социологические, психолого-педагогические работы СИ. Артлиовского, Э.А. Баллера, Ю.В. Вромлея, Г.С, Виноградова, Д.И. Иодзннекого, Л.С. Выготского, Г.П. Выжлецова, БЛ\ Лихачева, Н.Д. Инкандрова, К.Д. Радиной, В.Н. Сагатовского, В,Д- Шадрикова, В.К. II.la по на лова, В. Л. Я до на и других;

исследования Г.Н. Волкова и учеников его «научной школы» Ш. М.-Х. Лрсалиева, В.Ф. Афанасьева, А.А, Григорьевой, А.Э. Измайлова, К.Ж. К'ожахметоіюй, О.Д. МукаевоЙ, В.А. Николаева, Т. Ормонова, Т.Н. Петровой, К.І І. 1 Іирдиева, ').И. Сокольниковой. И.II. Федотовой, Я.И. Ханбикова, М.Г, Харпюпова, З.Б. Цаллаговой и других, в которых они дают методологическое обоснование этнопедагогики как науки, а также раскрывают ее сущность, значение и сферу влияния;

работы по этноиедагогике, истории, этнопсихологии, фольклору,
псіорип образовательной системы и ее современному состоянию, культуре и
религии калмыцкого народа Н.Ц. Биткеева, С.Л. Даваева, А.Б. Имкеновой, З.О.
Кекеевой, А.1.11. Кичикова, Л.И. Мукаевой, К.А. Наднеевой, Б,Б. Оконова. А.Б.

Панькина, Б.К. Секенова, Е.Э. Хабуновой, Н.Н. Шараповой, У.Э. Эрдниева и других.

Историографическую базу исследования составили теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей; монографии; диссертационные исследования, защищенные по проблемам духовных ценностей; истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии, социологии, педагогики; материалы из фондов Российского и Калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской Государственной Библиотеки, Государственной педагогической библиотеки имени К.Д. Ушинского, Калмыцкой национальной библиотеки им. A.M. Амур-Санана, Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии Наук и полевые записи, выполненные непосредственно исследователем в течение 1997-2 000гг.

В диссертации используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической, социологической, филологической, автобиографической, биографической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод экспертной оценки; метод самооценки; интервью со студентами, школьниками, родителями, педагогами; обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа: качественная и количественная обработка результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе республиканского центра обучения одаренных детей (ЦООД) «Элистинский лицей», педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 90 детей старшего школьного возраста (9-10 классы), 80 студентов старшекурсников (4 курс).

Этапы исследования. Данное исследование осуществлялось в течение 1997-2001г.г. в три этапа:

Первый (1997-1999гг.) состоял в определении основных теоретических положений исследования на основе анализа философской, культурологической и психолого-педагогической литературы; формулировке проблемы, цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

Второй (1999-2000гг.) включал: разработку методики эксперимента; проведение первого этапа опытно-экспериментальной работы; корректировку экспериментальных материалов.

Третий (2000-2001гг.) заключался в проведении второго этапа эксперимента, анализе и обобщении полученных результатов, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы в целом.

Достоверность научных результатов обусловлена использованием непротиворечивых теоретических положений, принятых в основу данного исследования, применением методов качественного и количественного анализа, получением в результате опытно - экспериментальных работ данных, подтверждающих исходную гипотезу, проверкой методики применения эпоса «Джангар» для раскрытия этнопедагогических воззрений ойрат-калмыков в разных учебных учреждениях.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на научно - практических конференциях по различным педагогическим проблемам (Международная конференция «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания», г. Москва, 1999г.; VI Годичное собрание Южного отделения РАО и XVIII региональные психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона», г. Элиста, 1999г.; Конференция молодых ученых Государственного НИИ семьи и воспитания РАО «Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика», г. Москва , 1999г.; VII Годичное собрание Южного отделения РАО и XIX региональные психолого-педагогические

чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона», г. Майкоп, 2000г.; Международная конференция «Этнопедагогика и этнопсихология в современной системе национального образования и воспитания», Элиста, 2000г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в г. Элиста Республики Калмыкия на базе республиканского центра обучения одаренных детей (ЦООД) «Элистинский лицей», педагогического факультета Калмыцкого государственного университета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: целостном представлении теоретических основ эпоса «Джангар» как источника этнопедагогических ценностей ойрат-калмыков; выявлении возможностей эпоса «Джангар» как средства народной педагогики; определении специфики влияния эпоса «Джангар» на формирование традиционных воззрений, национального самосознания; разработке педагогической технологии включения эпоса «Джангар» в учебно-воспитательный процесс.

Практическая значимость исследования. Научно обоснованные выводы могут послужить для разработки учебных пособий по изучению народных педагогических воззрений посредством эпоса «Джангар» в современной калмыцкой школе. Они могут быть использованы в составлении программ подготовки педагогов, при чтении лекций в республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Все практические материалы можно использовать в процессе воспитания ребенка в семье.

На защиту выносятся следующие положения:

Народные традиции ойрат - калмыков, отраженные в фольклоре, в первую очередь в эпосе «Джангар» - основа духовного возрождения национальной культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности;

Эпос «Джангар» несет в себе духовно-нравственный, этнопедагогический, эмоциональный заряд, необходимый для формирования национального самосознания;

Эпос «Джангар» как источник и средство воспитания: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического является важнейшим фактором в процессе гуманизации и демократизации современной системы образования в Республике Калмыкия;

Народный эпос «Джангар» содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно использован в этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса современной калмыцкой школы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Традиции воспитания в калмыцком фольклоре

Народное педагогическое творчество представляет собой одну из важных сторон многовекового развития демократической культуры всего человечества. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий и составили основу народной педагогики. Традиционно под этим термином понимают совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений, навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. «Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» (193, с.5). Народная педагогика сильна действенностью, практической направленностью, массовостью, перманентностью приемов воздействия. Она имеет чрезвычайно широкую аудиторию и, будучи непосредственным творением самого народа, имеет неограниченные возможности постоянно расширять сферу обслуживания, доходя до самых отдаленных мест. «Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом - для народа» (95, с.82).

Естественность народного воспитания очень многообразна, многогранна и просматривается на всех уровнях межличностных и межнациональных отношений. В этой естественности и проявляется наилучшим образом демократизм и гуманизм народной педагогики, ибо они по своей сути тоже естественны. Народные воспитательные традиции сильны не научными аргументами и стройной системой доказательств, не обширными теоретическими обобщениями, а логикой быстрого, оперативного реагирования, надежной тактикой действия, дела, деятельности, результатами воздействия на психику воспитуемых и готовыми мыслями, отбираемыми и отшлифовываемыми в течение тысячелетий.

Каждый народ самобытен и вносит свою посильную лепту в общечеловеческую культуру. Интернациональная заслуга каждого народа состоит в том, что все лучшее, прогрессивное, положительное в области воспитания и обучения передается им в общий арсенал педагогической науки. Этнические ценности приобретают на различных исторических этапах (в силу тех или иных социально-педагогических обстоятельств) более предпочтительное положение в обществе и становятся приоритетными при определении цели и задач образования, однако актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них животворное (национальное, народное) ядро, содержание которого тесно связано с демократическими и гуманистическими традициями школы и народной педагогики.

Классики педагогической науки Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский народную педагогику рассматривали как первоисточник научной, теоретической педагогики. К.Д. Ушинский впервые ввел в педагогическую терминологию научный термин «народная педагогика», обозначив ее одним из факторов, под влиянием которого складывалась педагогическая наука, С развитием этнографии как науки именно материалы об образе жизни, быте, традиционном опыте воспитания различных народов способствовали научному изучению проблем народной педагогики. В этот период были предприняты попытки к теоретической разработке проблем народной педагогики, определению ее структуры, содержания, методов исследования, в которых проанализированы средства и методы воспитания (Г.Н. Волков, В.Х. Арутюнян, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков и др.). Г.Н. Волков основой народного воспитания считает жизнь и быт семьи. Он определяет народную педагогику как «совокупность и взаимозависимость целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых народом в целях привития личности желательных ему качеств» (52, с. 11-12). В трактовке автора «народная педагогическая культура» составляет единство целей, средств и содержания народного воспитания.

Народная педагогика является источником педагогической науки (И.Т. _ Огородников, Е.И. Медынский, И.Ф. Свадковский), основой, на которой базируется теория педагогики. При помощи теоретической педагогики народная педагогика становится наукой этнопедагогикой. Этот термин впервые в своем исследовании применил Г.Н. Волков, определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий» (49, с.31). Если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, -средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика - к сфере теоретической мысли, сфере науки. «Если бы была составлена хрестоматия двух родов - по народной педагогике и этнопедагогике, то в первую бы вошли произведения устного народного творчества о воспитании, этнографические описания традиций, связанных с воспитанием подрастающего поколения, а вторая - содержала бы отрывки из сочинений деятелей педагогической науки о народной педагогике и народном воспитании» (49, с.52).

Эпос «джангар»-памятник традиционной культуры воспитания калмыков

Традиционную культуру воспитания целесообразно рассматривать в контексте общей культуры, совокупно со многими другими традициями, чего требует, между прочим, и философский характер народной педагогики (51, с.20).

Сегодня популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых ценностей. Эти базовые ценности аккумулированы в книгах исторических религий человечества, своеобразных энциклопедиях общечеловеческих ценностей. Однако, общечеловеческие ценности - прекрасный возвышенный идеал. И как всякий идеал они недостижимы. Мера приближения к этому идеалу зависит от разумно взятой точки отсчета. Например, от ценностей ближайшего окружения к местным ценностям, ценностям Родины, культурного ареала, общечеловеческим ценностям. Без такой последовательности, по мнению В.Д. Шадрикова, эти ценности, «сродни тем готовым идеалам, которые бесплодны, так как не выстраданы национальной культурой» (202, с.79).

Духовность как одна из ведущих категорий ценностей является основополагающей. Духовные основы этнического самосознания включают в себя: собственное культурное наследие каждой нации и народности как корень их тысячелетнего развития; духовные ценности народов мира как источник обогащения первых; культурный обмен между нациями и народностями как фактор формирования и развития национальной культуры, и постепенное сближение между собой различных культур; удовлетворение культурных и духовных запросов наций и народностей; идеологию национального освобождения как основу формирования -мировоззрения нации (72, с.29).

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующий эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо _ без соответствующего педагогического процесса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом (50, с.32). То есть, все, что было накоплено, собрано народом - его опыт, знания - всё это было синтезировано и воплотилось в традиционной культуре воспитания.

Духовная мудрость предков, накопивших богатый жизненный опыт и передавших его в виде традиционной культуры воспитания - неотъемлемая часть современного воспитания и образования, именно сегодня, когда идет переоценка духовно-нравственных ценностей в процессе демократизации общественной жизни, особенно в области духовной культуры, следовательно, и в области народной педагогики, и методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Ведь «когда мы воспитываем или обучаем, мы передаем ценности» (144, с. 18). Каждый народ в такой ситуации обращается к своим корням, видя в них духовно-целительные источники. Н.Л. Бердяев еще в начале XX века писал: «Мы добьемся успеха в деле возрождения России, если будем опираться на наши традиции» (165, с.221). Сказанное справедливо для всех народов мира. Лучше всех это доказали японцы (101).

Калмыки на протяжении своей многовековой истории накопили -бесценный опыт воспитания подрастающего поколения. В условиях отсутствия педагогических учреждений основным источником воспитания была народная педагогика, в которой нашли свое отражение не только мировоззрение, но и национальное своеобразие, самобытная культура народа, нормы и принципы поведения людей, воспитание у детей трудолюбия, честности, правдивости, мужества и других нравственных качеств. Факторами народного воспитания выступали: игра, природа, слово, быт, традиции, идеал, искусство, религия, пример. Жанры устного народного творчества, в которых сконцентрированы педагогические взгляды народа, служили ориентиром целенаправленного воспитательного воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

В свое время Е.Н. Медынский писал: «Корни русской народной педагогики следует искать в быту древних славян. В этот доисторический период русская педагогика нашла свое выражение в народной поэзии -пословицах, сказах, былинах. В дальнейшем она развивалась как оригинальная педагогика путем народного творчества и находила свое выражение в трудах замечательных прогрессивных мыслителей и педагогов, причем понятно, ими критически использовалось все лучшее, что было в развитии педагогической мысли и педагогической практике других стран» (127). Следовательно, корни калмыцкой народной педагогики следует также искать в таком древнем произведении, созданном творческими усилиями многих поколений, как эпос «Джангар», который является подлинной энциклопедией исторической и культурной жизни российских калмыков и их предков - ойратов Центральной Азии.

Калмыцкий идеал совершенного человека

Идеал совершенного человека есть концентрированное выражение цели народной педагогики. В целях и идеалах проявляются воспитательные потребности народа по подготовке молодого поколения к жизни. Становление идеального образа совершенного человека происходит в течение многих столетий.

Великие философы древности стремились представить себе и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточия фундаментальных ценностей-добродетелей. Так, Конфуций (551-479 до н. э.) ввел понятие некоего синтетического качества «жэнь», которое вполне соответствует современной гуманности, человечности и проявляется в таких более частных качествах, как справедливость, верность, искренность и др. Из этого качества Конфуций выводил и свою цель воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть более важную роль, нежели происхождение (144, с. 12).

В наше время понятие «добродетель» употребляется достаточно редко, либо в очень специальном философском смысле, либо даже с оттенком иронии. Однако согласно В.Д. Шадрикову, целью школы «может стать воспитание добродеятелей и добродетелей» (202, с,39). В традиционном представлении монгольских народов издревле существовали десять черт характера или, вернее, признаков, способностей, умений идеального человека: в учебе - мудрец, во сне - чуток, в бою - герой, в делах - умелец, в словах - остроумен, на застолье - весельчак, перед законом -честен, перед высшим не - льстец, перед низшим - не лев, в воде - пловец (205, с. 116). Ойрат-калмыки смогли значительно обогатить монгольский опыт воспитания молодежи - на основе буддийской философии.

Формирование человека начинается с первых же дней появления на свет, а у калмыков считается, - что даже в утробе матери, поскольку возраст определяется не со дня рождения, а со дня зачатия. И закономерно, что в эпосе, который был народным учителем и почитался в каждой семье, воссозданы исполинские характеры, восхищающие нас и по сей день своей гармонией и совершенством. «Формирование совершенного человека - лейтмотив педагогических идей эпоса» (139, с.131).

В «Джангаре» одной из «наиболее обобщенных и суммарных формул» (Волков Г,Н.) совершенства человеческой личности является понятие о «99 человеческих достоинствах». В число 99 человеческих доблестей входило обязательное соблюдение ойратских обычаев, законов, обрядов, участие в богатырских состязаниях. Богатыри «Джангара» именуются «молодцами, исполненными девяносто девятью достоинствами - доблестями». В Санале мы видим выносливость, в Саваре - силу, мудрость - в Алтан-Цееджи, красноречие - в Ке-Джилгане, в Мингияне - красоту, в Хонгоре - неустрашимость. Эти черты героев раскрываются как в поступках, так и в описании. В эпосе нравственно быть физически сильным и красивым. Характеристика здесь начинается с описания физического облика. Зоркость глаз и меткость стрельбы, выносливость тела, сила и ловкость рук - этими эпитетами насыщены описания физических качеств героев.

Физическая сила богатырей гармонично сочетается с умом и смекалкой. Ум, мудрость, прозорливость народа и его богатырей возводятся в ранг высшей человеческой добродетели. Олицетворением таких качеств является ясновидец Алтан-Цееджи, предсказывающий все, что произойдет в мире, на девяносто девять лет вперед и вещающий то, что произошло девяносто девять лет назад. Алтан-Цееджи - мудрый советник и богатырь. При принятии решения по любому вопросу его совет имеет решающее значение. При этом он не только ясновидец, но и воин, он - знаток военной тактики. Имя Алтан Цееджи переводится как «Золотая грудь» и в данном случае имеет переносное значение - глубокий ум, мудрость, прозорливость, духовная сила. Народом рисуется образ учителя, наставника Алтана Цээджи, который вдохновляет на подвиги богатырей перед далекой поездкой, помогает им своими советами, без которых те бы не смогли пройти все испытания.

Следующий ярчайший представитель богатырей - Красавец Вселенной Мингиян. Мингиян - это физически красивый мужчина, обладающий великолепными не только внутренними, но и внешними данными, в нем мы видим пример единения физической и духовной красоты. Мингиян вступил в дружину Джангара по доброй воле, оставив свое ханство, семью. Он обладает целым комплексом умений и навыков: вкусом в одежде, знанием этикета, умением искусно играть на музыкальных инструментах, волшебным чарующим голосом, которому нет равных во всей вселенной (даже враги восхищаются песнями Мингияна), знанием художественной словесности, обшей образованностью, «Красавец-воин» - это результат этнического воспитания и обучения. При этом, Мингиян - один из лучших воинов Бумбайской страны. Он отличается от других героев такими чертами характера как мягкость, вежливость, учтивость, нежность, но в то же время он смел, храбр, непримирим к врагам и, как все богатыри эпоса - большой патриот своей родины.

Художественное осмысление нравствен но-этических традиций воспитания

Калмыцкий героический эпос «Джангар» - пример оригинальной художественно-философской интуиции. В образах эпоса, прежде всего, выражено национальное понимание мира, то есть народ воплотил в этих песнях те стороны действительности, которые считал реальными, значимыми, истинными. Действительность многообразна, имеет много сторон и граней, и каждый народ видит эту действительность с какой-то одной стороны, выдвигает на первый план одну из сторон жизни.

В героических песнях Джангара воплощено национальное понимание человека, то есть те стороны человеческого существа, которые обладали в глазах народа этической ценностью, моральной приемлемостью, расценивались как добрые. Ведь человек, также как и действительность, имеет много сторон и граней, и один народ может, например, ценить в человеке физическую красоту, телесный аспект, другой народ - душевный аспект, третий - духовно-интеллектуальный.

Помимо понимания мира и человека, калмыцкие героические песни выражали также национальные архетипы, психологические прасимволы народа, поэтому процесс слушания песен и доставлял эстетическое наслаждение людям. Эти песни как бы доставляли душевный комфорт, отвечали эстетическим потребностям народа. В связи с этим необходимо констатировать третий момент в содержании «Джангара» - восприятие мира и человека, истины и добра в их эстетическом синтезе, то есть в форме красоты. На протяжении многих веков джангариада, таким образом, была квинтэссенцией мировоззрения народа, его идеологией.

Как неотъемлемая часть жизни человека обозначена семья в эпосе, она воспринимается как хозяйственная и нравственная ее основа. Престиж семьи в глазах окружающих повышался с увеличением количества детей. В традиционном калмыцком обществе дети обладали самоценностью, обусловленной культом заячи (судьбы). В эпосе хан покидает свой народ ради обретения дитя: «Всем я владел, но тебя не хватало мне! Ты - моего нетленного счастья предел! Мой драгоценный Шовшур, отрада моя» (78, с.271). Через поэтическую разработку традиционного мотива усыновления героя бездетной супружеской парой показано пробуждение неистребимой силы материнства.

В «Джангаре» ярко выражена идея формирования знания своей родословной. Первое, о чем спросил трехлетнего Шовшура, сына Джангара, встретивший его в степи богатырь: «Житель какой державы? И чей ты сын?» (78, с.268). У монголоязычных народов знание своей родословной было обязательным. Родословная служила как бы средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Члены каждого из родов хорошо знали от старших свою родословную со всеми легендами и преданиями. До недавнего времени каждый калмык не только знал поименно своих предков до седьмого колена, но и то, чем особенным отличался каждый из них. Это имело большое педагогическое значение, ибо воспитывало чувство гордости за предков и стремление оставить свой заметный след в родословной, - дела, свершения, которыми могли бы гордиться потомки, то есть воспитывалось чувство ответственности за свои дела и поступки перед предками и потомками. Эта народная мудрость гарантировала преемственность между поколениями. Расставаясь со своим сыном Шовшуром, Джангар говорит: Помни, мой мальчик, от отца рождается сын, чтобы стать надежной опорой страны, помни, что Бумба в тебе нуждается, сын! (78, с.272). И сыновья спасают не только честь своей Родины, но и честь своих отцов. В этом могучее очищающее воздействие народного эпоса. Завещание «Джангара» - это заветы уходящего поколения грядущей смене. Потомки должны быть лучше нас - эта идея постоянно присутствует в эпосе, Сын должен превзойти отца.

В какой-то мере в «Джангаре» выражена философия судьбы, фатализм. Здесь этично подчиниться велению своей судьбы («заян»). Джангар-хан - это избранник судьбы («ики заята кюн»). Высшие силы и рок ведут его и других героев к победе и господству над миром. «Только вот этому Джангру - богдо семь исполнится юных лет, с ним сравниться не сможет никто. Силой своей удивит он свет. Сонмы врагов раздавит он. Имя свое прославит он. Станут пред ним трепетать враги, счастливы станут народы его» (78, с.36).

Фатализм в древнем мире оформился в виде астрологической системы знаний, занимающей немаловажное значение в эпосе («сарин сяягинь сякяд, одрин сяягинь оньчлад»), И смысл жизни человека состоит в том, чтобы максимально выполнить свое предназначение («заян»), которое, как считали наши предки, проявляется у человека с самого раннего возраста. Калмыцкая -поговорка гласит: «кюн болх багасн, кюлг болх унгнасн» - «аранзал виден жеребенком, человек - ребенком». Калмыки стремились изучать склонности, черты характера, вкусы и предпочтения ребенка, так как во всем этом можно было угадать цель его жизни. Это искусство угадывания называлось «нярен шинж». Старые калмыки могли, понаблюдав в течение некоторого времени движения ребенка, его манеры, точно определить его будущую судьбу, его положительные и отрицательные качества, сильные и слабые стороны, наклонности и задатки, то есть все то, в чем проявляется предназначение человека. В зависимости от предназначения ставился вопрос о жизненном счастье. Счастливыми наши предки считали того, кто живет в соответствии со смыслом своей жизни, выполняет свое предназначение. При этом эпос, как поэтическое осмысление жизни, затрагивает философские проблемы трактовки судьбы, соотношения факторов предначертания и способности встать над ситуацией. Другими словами, человек должен стремиться, несмотря на жизненные перипетии, полноценно реализовать то, для чего он родился.

Похожие диссертации на Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар")