Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Семенищева, Марина Геннадьевна

Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС
<
Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенищева, Марина Геннадьевна. Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Семенищева Марина Геннадьевна; [Место защиты: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого].- Великий Новгород, 2013.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/974

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования комплексных программ эстетического воспитания школьников в современной начальной школе 17

1.1. Синтез искусств как средство реализации комплексного подхода к эстетическому воспитанию 17

1.2. Теория и практика комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников 42

1.3. Принципы и условия организации эстетического воспитания в начальной школе на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС 49

Выводы по первой главе 69

ГЛАВА 2. Экспериментальное моделирование комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС 76

2.1. Диагностический анализ проблем в педагогической организации эстетического воспитания младших школьников 76

2.2. Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе 86

2.3. Педагогические условия реализации модели эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС» 109

Выводы по второй главе 150

Заключение 152

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника (В.В Ванслов, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев и др.).

В связи с введением ФГОС НОО, предусматривающего в базисном учебном плане новое понятие «предметная область», создаются предпосылки для вариативной организации эстетического воспитания младших школьников, что предопределяет необходимость разработки комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В.Борева, А.И.Бурова, Э.А.Верба, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы. Сущностные характеристики понятия синтеза искусств, исследования педагогического потенциала взаимодействия искусств представлены в трудах Б.П.Блонского, Б.М. Галеева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, У. Ю. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова и др.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э.Н. Горюновой, Д. Б. Кабалевским, А. А. Мелик-Пашаевым, Б. М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой, Т.Г. Рубан, К.Т.Тарасовой, Б.П. Юсовым и др., выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.

Однако эти программы не применяются комплексно в начальной школе и, как правило, предлагают ограниченный набор эстетической информации, ориентированной на знаниевый аспект преподавания. При слабовыраженной в учебных программах начального образования ориентации на эстетически и художественно значимые образцы явлений действительности, образование младшего школьника становится ориентированным только на воспроизводство унифицированного, обездушенного, стандартизованного предметного мира. Отсутствуют систематизированные концептуальные научные основы и модели формирования эстетической воспитанности младших школьников, базирующиеся на накопленных теоретических исследованиях и практическом опыте. Инновационная и, тем более, массовая практика образования нуждаются в моделях, оптимизирующих формирование эстетической воспитанности. Это подтверждается исследованиями Е.И. Коротеевой, А.Ж. Овчинниковой, А.Б. Щербо и др.

Сегодня в реальной образовательной практике имеет место дефицит эстетического воспитания детей младших классов, который появляется из-за недооценки учителями педагогического потенциала синтеза видов искусств в учебно-воспитательном процессе школы, из чего вытекает необходимость исследования возможностей синтеза видов искусств как средства восполнения указанного дефицита.

Анализ исследований и опыта эстетического воспитания младших школьников позволил выявить ряд противоречий между:

– стремлением младших школьников к творческой самореализации, полноценному восприятию прекрасного в искусстве и традиционным подходом к рассмотрению их сущности как отдельных направлений, не учитывающих существующие возможности синкритичности видов искусств в эстетическом воспитании младших школьников;

– потребностью общества в выпускнике начальной школы, обладающем эстетической воспитанностью и отсутствием в теории и практике исследований педагогического потенциала синтеза искусств в образовательном процессе начальной школы;

– необходимостью в начальной школе проектирования комплексных программ эстетического воспитания в соответствии с ФГОС и неразработанностью содержательно-технологического обеспечения этого процесса.

Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с необходимостью повышения качества эстетического воспитания на основе синтеза искусств как средства реализации комплексного подхода к его организации в начальной школе в условиях введения в ФГОС.

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее практическая значимость для развития личности младшего школьника определили тему нашего исследования: «Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС».

Объект исследования: процесс эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Предмет исследования: организация эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве начальной школы на основе применения комплексного подхода в условиях введения ФГОС.

Цель исследования: выявить и научно обосновать эффективные пути применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

Гипотеза исследования: качество эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС повысится, если будет реализован комплексный подход к его организации, предполагающий:

- определение в качестве основного средства реализации комплексного подхода синтез искусств, предусматривающего единство познавательной, мотивационной, гедонистической, социализирующей, развивающей, формирующей, коммуникативной, креативной и синкретивной функций;

- обоснование концептуальных идей и педагогических условий применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе;

- разработку комплексной организации эстетического воспитания младших школьников на содержательном, межпредметном, межличностном и внутриличностном уровнях.

В соответствии с проблемой, целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность комплексного подхода к организации эстетического воспитания, основанного на синтезе искусств.

2. Определить педагогические условия и факторы эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях введения ФГОС.

3. Разработать модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников на основе применения комплексного подхода.

4. Изучить продуктивность реализации в образовательном процессе модели эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлена и научно обоснована необходимость комплексного подхода к организации в начальной школе эстетического воспитания детей, учитывающего многообразие функций синтеза искусств и особенности современного младшего школьника;

- определены факторы и педагогические условия эффективной организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС (ориентация процесса эстетического воспитания на общечеловеческие нравственные ценности; выявление эстетического потенциала содержания учебных дисциплин; осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия субъектов эстетического воспитания);

- доказано, что комплексная организация эстетического воспитания в начальной школе на основе содержательной интеграции (включение нравственного компонента, как основного ориентира в воспитании эстетической культуры личности), межпредметной интеграции (определении и использовании эстетического потенциала содержания преподаваемых предметов); межличностной интеграции (диалогическое, субъект-субъектное взаимодействие младшего школьника и классного руководителя, младшего школьника и учителя-предметника); внутриличностной интеграции основных компонентов эстетической культуры и эстетической компетентности учащегося способствует повышению уровня эстетической воспитанности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в обогащении теории педагогики введением понятия «синтез искусств», рассматриваемого как процесс высшего органического соединения равноправных видов искусств, в результате которого возникает иной идейно-художественный замысел, способствующий появлению новой целостной художественно-синтетической реальности, обладающей особым эстетическим воздействием через приобщение индивидов к эстетическим ценностям, переводу их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации, что обеспечивает формирование и развитие способности к эстетическому переживанию и восприятию, его представлений об идеале, эстетического вкуса, эстетико-ценностной способности и ориентации к творчеству;

- в определении и описании эффективных путей повышения качества эстетического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе общеобразовательного учреждения посредством реализации комплексного подхода к проектированию его содержания, педагогических технологий, диагностической системы оценки его эффективности;

- в дополнении существующих методологических подходов, включением комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников с учетом государственных образовательных стандартов начального общего образования, основным средством реализации которого выступает синтез искусств.

Практическая значимость исследования заключается в определении и реализации совокупности педагогических условий эффективной организации эстетического воспитания младших школьников; в разработке и реализации практических рекомендаций по организации эстетического воспитания учащихся в целостном образовательном процессе начальной школы; во внедрении на уроках и во внеурочной деятельности учителями вариативных технологий эстетического воспитания, соответствующих содержательному, межпредметному, межличностному и внутриличностному уровням (технологии проектного обучения, игровые технологии, диалоговые технологии, технологии самовоспитания).

Для изучения проблемы и решения намеченных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретико-логический анализ научной литературы; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование, анализ процесса и результатов деятельности, рефлексия; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный, который включает вышеназванные методы диагностики; количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: работы, посвященные выявлению сущности синтеза искусств (Б.П. Блонский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, И. Штанько и др.), исследования педагогического потенциала взаимодействия искусств (В.В Ванслова, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, У.Ю. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.), теории эстетического воспитания, основанные на идеях: классицизма В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, рационализма Н.А.Бердяева, Д.С.Мережковского, А.Шопенгауэра; научные труды Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, М.С.Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н.Коган, М.А.Лифшица, Л.П. Печко, В.В.Селиванова, В.Н. Скатерщикова, В.П.Шестакова, в которых проанализированы основные принципы, методы, особенности и сущность эстетического воспитания; положения эстетического воспитания и творческой деятельности (О.А. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, Р.В. Назарова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе, Л.В.Тоборов и др.), научные работы, раскрывающие вопросы развития эстетического восприятия (Д.И. Узнадзе, В. Штер и др.), эстетического интереса и вкуса (М.С. Каган, Н.А. Дмитриева, Т.А.Суханова, П.М. Якобсон и др.), эстетических чувств (С.А. Аничкин, А.Н. Малюков и др.), эстетических потребностей (Ф.К.Габолаева, В.С. Кузин, А.С. Семашко и др.); работы, посвященные изучению возрастных особенностей младших школьников (И.Л. Вахнянская, Н.С. Витковская, В.В.Давыдов, В.В. Зеньковский, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), специфики эстетического развития младших школьников (С.А. Аманджлов, Е.И. Коротеева, Н.А. Терентьева, Е.М. Торшилова, А.Б. Щербо и др.); работы, посвящённые различным аспектам моделирования, как методу научного исследования в педагогике (С.И. Архангельский, В.М. Гастев, О.Я. Гельман, Б.А. Глинский, Ю.Н. Кулюткина, И.Б. Новик, Г.С. Сухобская, А.И. Уемов, В.В. Чавчанидзе, В.А. Штоф и др.); научные исследования, рассматривающие мультикультурное образование (К.Д. Дмитриев, Г.В. Палаткина и др.).

При этом учитывались следующие принципиальные подходы к эстетическому воспитанию детей:

на философском уровне: положения о соотношении категорий чувственного и рационального, объективного и субъективного в эстетическом познании (Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров и др.), художественно-образном отражении действительности (В.В. Бранский, Ш.М. Герман, С.Х. Раппопорт и др.), позволившие определить сущность феномена «синтез искусств»;

на общенаучном уровне: положения комплексного подхода (Б.Г.Ананьев, Н.А. Логинов, Б.Ф.Ломов), определяющего многоаспектность развития творческой активности, деятельностного подхода, предполагающего включение учащихся в различные виды деятельности (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), системно-целостного подхода, реализуемого через связь внеурочной деятельности с учебной (В.С. Ильин, В.В. Краевский, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), интегрированного подхода, основанного на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства, позволившего уточнить содержание процесса формирования эстетической воспитанности младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе;

на конкретно-научном уровне: культурологический и мультикультурный подходы (Е.В. Бондаревская, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Г.В. Палаткина и др.), идеи интеграции и синтеза искусств (В.В. Ванслов, О.А. Куревина и др.), позволившие раскрыть педагогический потенциал синтеза искусств в формировании эстетической воспитанности младших школьников;

на технологическом уровне: положения о технологиях эмоционально-нравственного развития личности через постижение художественного образа (З.И. Васильева, Е. О. Галицких и др.); полихудожественный подход, предполагающий форму приобщения к искусству через разные виды искусства (И.Б. Шульгина, Б.П. Юсов и др.), позволившие определить компоненты модели формирования эстетической воспитанности младших школьников посредством синтеза искусств.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Комплексный подход к организации эстетического воспитания рассматривается как методологическая основа эстетического воспитания младшего школьника в условиях введения ФГОС, обеспечивающая взаимосвязь и согласование содержательного, межпредметного, межличностного и внутриличностного компонентов эстетического воспитания младшего школьника.

2. Функциями синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника определяются: познавательная (возможность видения всех предметов и явлений мира с эстетической стороны, что обеспечивает выстраивание определенной концепции мира и жизни младшего школьника), мотивационная (возможность отображать действительность художественно-образными средствами, что способствует возбуждению интереса к познанию и развитию эстетических потребностей), гедонистическая (возможность развития эмоциональных переживаний, сопровождающаяся способностью доставлять радость, удовольствие, создающая обстановку радости в процессе познания младших школьников), социализирующая (возможность обогащения опыта нравственных, эстетических и художественных оценок, что способствует развитию отношения к миру, другим людям, самому себе, и как следствие, принятию или непринятию воздействующих на младшего школьника эстетических свойств предметов, качеств, и явлений окружающего мира), развивающая (возможность развития художественно-эстетического восприятия), формирующая (возможность формирования эстетических чувств, вкуса и идеалов), толерантности (помогает понять и усвоить ценности общества, к которому принадлежит, внутренний мир представителей других культур), коммуникативная (носителем эстетических отношений в синтезе искусств является человек с его способностью эстетически воспринимать, переживать воспринятое), креативная (стимулирует развитие творческого воображения, творческого подхода к любому виду деятельности, осознанный переход познания от чувственного восприятия к первоначальным абстракциям, дает возможность движению мысли младшего школьника к понятиям более высокой степени абстрактности, высказать в эстетической форме свои чувства, мысли, стремления), синкретивности (целостность эстетического воспитания, через неразрывность составляющих искусства).

3. Педагогические условия эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях ФГОС обеспечивают: накопление и использование эмоционально-чувственного опыта младших школьников на основе ознакомления с основными жанрами произведений искусства и его актуализация в творческой деятельности младшего школьника; осуществление взаимосвязи содержания, методов, приемов и форм эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств внеклассной и учебной деятельности; использование видов искусств этносов Астраханской области, с учетом этнокультурных традиций в эстетическом воспитании; создание эмоционально-эстетической атмосферы в аудитории, эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу и слушателям, активизация аудитории; учет возрастных особенностей восприятия ребенка, через организацию учебной и внеклассной работы в занимательно – игровой, разноплановой форме, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; осуществление программно-методического обеспечения эстетического воспитания младших школьников на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС, на основе разработанной и представленной модульной программы, программы спецкурса «Синтез искусств».

4. Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе в условиях введения ФГОС включает: цель (гармонизация творчества детей посредством реализации функций синтеза искусств); мотивационно-ценностный компонент (расширение кругозора младших школьников, развитие перспективно-побуждающих мотивов, показ взаимосвязи изучаемого с жизнью, раскрытие практической значимости изучаемой темы), содержательно-деятельностный компонент (содержание, методы, приемы и формы эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе), рефлексивно-аналитический компонент (актуализирует способности педагога анализировать ситуации межличностного взаимодействия в процессе эстетического воспитания младших школьников, вычленяя причины и следствия реакций младших школьников и своих реакций, извлекая из них опыт, необходимый для успешного взаимодействия), перцептивные методы (аудио-визуально-кинестетический, художественно-творческого выражения, среди которых были выделены художественное исполнительство, вживание в эстетический объект, синектики, инверсий эстетических объектов и художественно-творческих аналогий), приемы (полимодальное представление эстетической информации, рефлексия, символическое видение, авторское развитие ситуации, псевдоошибок, импровизация), формы (художественные события и творческие блок-недели), средства (комплекс диагностических методик по выявлению уровня эстетической воспитанности, комплексная модульная программа эстетического воспитания младшего школьника посредством синтеза искусств во внеклассной работе, дидактический театр, тематические классные часы, урок-концерт, урок драматизации и оживотворения литературных произведений, экскурсии, праздники, фольклорные фестивали). Модель реализуется в три этапа: дагностический этап (определение исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников), процессуальный этап (реализация эстетического воспитания младших школьников), обобщающий этап (анализ результатов внедрения программы эстетического воспитания младшего школьника посредством синтеза искусств во внеклассной работе).

Основные этапы исследования:

На первом этапе была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучалось состояние данной проблемы в теории и на практике, выявлялись основные противоречия в эстетическом воспитании младшего школьника, определялись цели, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе определялись сущностные характеристики комплексного подхода в эстетическом воспитании младших школьников, осуществлено конструирование модели, выявлена система средств, обеспечивающих её эффективность, проведён формирующий эксперимент.

Третий этап включал в себя анализ и обобщение результатов педагогического эксперимента, статистическую обработку данных, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 56 им. А.С. Пушкина» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 4». Опытно-экспериментальной работой было охвачено 425 младших школьников.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; практическим подтверждением основных положений и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных; сопоставлением результатов исследования с массовым опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета, а также на научных конференциях: «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнического и межконфессиональной толерантности (Санкт-Петербург, 2009г.), «Образование и культура: история, проблемы, перспективы: Сборник научных статей (Астрахань, 2009г), «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (к 90-летию со дня образования Татарской республики)» (Казань, 2010г.), «Этнодидактика народов России: проблемы, обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде» (Нижнекамск, 2010г.) «Наука и современность» (Новосибирск, 2011), «Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении» (г. Астрахань, 2012г.) и др.

По теме диссертации было опубликовано 19 статей, в том числе 4 публикации в журналах, включённом в перечень ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 56».

Структура работы продиктована целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 214 наименований, 4 приложений. Текст содержит 14 таблиц, 5 рисунков.

Теория и практика комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников

Анализ данных определений позволяет выделить важные для нашего исследования характеристики синтеза искусств: целостное сочетание различных равноправных видов искусств, многостороннее эстетическое воздействие, зависимость от единства идейно-художественного замысла, способность органически осваивать мир.

Различные виды искусств, преломляясь через синтез, воспринимаются как единый художественный образ, поэтому их взаимодействие следует рассматривать не только, как взаимодействие равноправных и разных видов искусств, но и, как противоположных или противоречивых видов искусств, преодолевающих конфликт, превращаются в иную художественную реальность.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что синтез искусств можно рассматривать как процесс высшего органического соединения равноправных видов искусств, в результате которого возникает иной идейно-художественный замысел, способствующий появлению новой целостной художественно-синтетической реальности, обладающей особым эстетическим воздействием.

Логика нашего исследования привела к необходимости рассмотреть типы синтеза искусства, которые отличаются отражением различных явлений и использованием различных изобразительных средств. Синтез искусств может быть отдельным синтетическим произведением (опера, кино, мультфильм, балет, музыкальный концерт, спектакль, музыкальный праздник), художественным ансамблем (театрализованные зрелища, телеспектакли, архитектурные композиции и т.д.) или художественной средой.

Как художественная среда синтез искусств может быть «непреходящим» (мемориальные комплексы), «краткосрочным» (выставки и праздники-зрелища), «повседневным» (Мазаев, 1992 : 16).

Исследуя проблему синтеза искусств, П.В. Волошина делает вывод о том, что современными учеными «синтез искусств» зачастую отождествляется с термином «мультимедиа» (Волошина, 2010 : 27-28). Само понятие «мультимедиа» (англ. multimedia), составленное из разных материалов (световые эффекты, звук, текст, графическое изображение, кинофильм), также относится к современному произведению искусства. Отличительными признаками мультимедиа выступают интерактивность и интеграция различного рода и форм (Басова, 1999 : 130-131).

И. Бакштейн отмечал, что «постмедиальное» искусство (осознавшее факт своей медиализировашюсти) имеет новую сущность. Оно сочетает искусство после «конца Истории» и «наступившего Будущего». В нем, пространство изображения (миметическое и концептуальное) модифицировалось в киберпро-странство новейших художественных технологий (Бакштейн, 2002 : 265).

Кроме проанализированной типологии синтеза искусств существует доказанная позиция Ю.Б. Борева, который делит синтез искусств на новаторское продолжение традиций, отталкивание, эпигонство (нетворческое подражание), заимствование, влияние, подражание, пародирование, соревнование, концентрация (интеграция творчества предшественников и современников) (Борев, 1981 : 219-221). Синтез искусств обладая образным, идейно-мировоззренческим и композиционным единством, общностью участия в художественной организации времени и пространства, согласованностью масштабов, пропорций, ритма аккумулирует такие свойства искусства, которые активизируют его восприятие человеком, показывают ему многоплановость идеи, оказывают на него многостороннее эмоциональное и эстетическое воздействие (Кассу, 1999 : 7).

Необходимость и возможности синтеза видов искусств в педагогическом процессе детерминированы положениями научной психологии об искусстве как особом способе мышления, о восприятии искусства как особой форме познания, о познавательных, воспитательных и развивающих возможностях синтеза видов искусств, усиливающего и углубляющего воздействие каждого вида искусства в отдельности (Волошина, 2010 : 17).

В работах О.И. Ворожейкиной делается акцент на то, что синтез искусств воздействует целостно, системно, что отличает его от отдельных явлений художественно-эстетического цикла. Отсюда следует, что использование на занятиях синтеза искусств способствует повышению уровня навыков (Воробьев, 2004 : 14).

Синтез искусств в педагогическом процессе осуществляется в выявлении и активизации генетической, функциональной и морфологической взаимосвязей искусств. Генетическая взаимосвязь проявляется в единстве происхождения и социально-эстетической сущности, синкретизме. Морфологическая взаимосвязь проявляется как взаимосвязь содержательных форм (Эстетическое воспитание..., 1959 : 76, 84). Функциональная взаимосвязь искусств обеспечивается необходимым единством задач эстетического воспитания.

Использование синтеза искусств способствует приобщению индивидов к эстетическим ценностям, переводу их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой развивает эстети-ко-цешюстную ориентацию, способности к созданию эстетических ценностей в быту, трудовой деятельности, поступках и поведении, искусстве.

Принципы и условия организации эстетического воспитания в начальной школе на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС

Критерий развитости эстетических отношений выявляет богатство и яркость эмоциональности, устойчивых эмоционально-оценочных переживаний младшего школьника, особенности его эстетических восприятий и оценки явлений с позиции эстетического идеала. Этот критерий позволяет измерить отношение младшего школьника к эстетическому явлению или объекту, как в эмоционально-оценочном отношении, так и в ситуативное эмоциональных оценок.

Он определяется отношением к искусству, культуре, эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этот критерий характеризуется потребностью в обращении к различным видам искусства в целях понимания идеи, проблем, художественного образа, наличием разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребностей систематически следить за развитием различных видов искусства, общаться с различными видами искусства, творчески применять полученные эстетические знания и направлен на оценивание степени усвоения и переработки поступающей эстетической информации, способности к творческому восприятию, самостоятельного произведения своего синтеза искусств, которые отличаются нестандартностью, неординарностью и новизной.

Критерий широта эстетических знаний характеризуется созданием определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений о различных видах искусств, представленных в синтезе, без которых не возникает интерес и склонность к эстетически значимым явлениям и предметам. Эстетические знания функционируют на эмпирическом и научном уровнях. Говоря об эстетическом воспитании младшего школьника, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно, что приведет к верной, аргументированной интерпретации художественных произведений, представленных в синтезе искусств.

Показатели этого критерия выявляют глубокие разносторонние знания об эстетике, культуре личности, сущности и функций культуры, типологии культур, истории культуры, эстетики поведения и быта. Накопление эстетических знаний, начинается с создания запаса различных эстетических впечатлений, которые способствуют у младших школьников эмоциональной отзывчивости. Наличие запаса конкретно-чувственных впечатлений позволяют сделать переход от чувственно-эмоционального способу получения информации к абстрактно-логическому.

Достаточность эстетических знаний подразумевает содержание и понимание сути умения жить по закону красоты, то есть соотношение и оценивание своего поведения и окружающих в соответствии с этими требованиями.

Другим критерием эстетической воспитанности младших школьников является его устойчивость проявления худозісественно-зстетических способностей, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющей выражать свое понимание искусства с помощью различных видов искусств.

Эстетическая художественная деятельность это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Он заключается, например, в формировании эстетического мотива деятельности (наряду с другими мотивами), в постановке цели создания не просто практически значимого продукта, но и эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного; в выборе эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, в получении эстетически ценного результата. Эстетическая активность проявляется в деятельности младшего школьника, совершаемая по глубокому убеждению и личной инициативе. Она проявляется в его непримиримости к безобразному и бездуховности, в эстетическом отношении к своим обликам речи, манер, мимики, одежды, жестов и т.д.

При оценивании уровня сформированное эстетической воспитанности младшего школьника, нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и высокий (табл. 2).

На низком уровне эстетической воспитанности оценка младшего школьника ограничивается словами: «нравится», «не нравится». Проявляется его нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта. Отсутствует способность воспринимать и оценивать разные эстетические объекты, различать прекрасное и безобразное. Не сформирован эстетический идеал. Младший школьник не понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства. Он мало заинтересован в приобщении к различным видам искусств, эстетическим ценностям, не проявляет интереса к различным видам искусств и художественной деятельности. Обладает слабо развитой способностью эмоционально реагировать на эстетические объекты и явления. Слабо проявляет интерес к произведениям различного вида искусств. Младший школьник не может выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, оценить ее творческое воображение, художественные способности практически не развиты, отсутствуют образные ассоциации, воображение носит пассивный воспроизводящий характер. Наблюдается отсутствие внимания при восприятии произведений искусства, эстетической ситуации. Это обусловливает отсутствие эмоциональности, и как следствие, нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий.

Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе

Ознакомимся с полученными результатами. На первый вопрос были получены такие высказывания: «прекрасное» - это «жизнь» (39,9 %), «красота вокруг нас» (43 %), явления природы (30,8 %), «состояние души» (29,6 %), «человечность» (26,1 %). Большинство респондентов согласны с тем, что «прекрасное» проявляется в большей степени в природе (53,9 %), в фольклорных произведениях (35,1 %), в меньшей степени - во взаимоотношениях людей (25,2 %), в процессе трудовой и познавательной деятельности (23,7 %). 62,9 % опрошенных под искусством понимают театр, музыку, живопись. В данном случае следует отметить, что респонденты четко не различают виды искусства от самого термина «искусство». Заметим также, что только 21,2 % опрошенных детей к видам искусства отнесли народное декоративно-прикладное искусство. Кино, как вид искусства, признали лишь 14,9 % опрошенных детей.

Учащиеся в свободное от учебы время предпочитают играть в различные виды игр (76,9 %), смотреть телепередачи (63,1 %), помогать старшим по дому (24,2 %), самообразованием занимаются 45,9 % опрошенных детей, посещают кружки и студии 28,9 %. Только 44,1 % детей, из числа опрошенных принимают участие в творческих конкурсах, проводимых в школе. Наиболее предпочтительны «Конкурсы на лучшего чтеца» (32,3 %) и «Конкурсы юных художников» (16,9 %).

Таким образом, у младших школьников преобладают первые два уровня развития эстетического отношения, то есть у детей в целом имеются разрозненные эстетические знания, однако не все могут выделять главное при анализе художественного произведения, анализ произведений искусства поверхностен; у большинства преобладает ситуативный интерес к проявлениям прекрасного в жизни и некоторым видам искусства, некоторые стараются находить необычное в объектах, подбирают ассоциации.

Тест Е. Торренса. Целью данной диагностики было выявление уровня творческих способностей. Данный тест состоит из двух частей: вербальной батареи и образной батареи. Для нашего исследования мы использовали два субтеста из образной батареи: «Создание рисунка» и «Незаконченные фигуры». Для определения общей креативности детей были выделены пять свойств дивергентного мышления: беглость, гибкость (абстрактность названия), оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию: беглость - характеризует творческую продуктивность человека; гибкость (абстрактность названия) - выражает способность выделять главное, понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения; оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи; сопротивление замыканию - отображает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно - творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем креативности варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности можно отметить, что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51 %). Следующим идет фактор беглости (24 %), точности (15 %) и оригинальности (10 %).

Таким образом, показателями креативности личности младшего школьника являются: ведущие мотивы деятельности; спектр интересов, выражающих эмоционально-положительное отношение к творческой активности; интеллектуальные показатели, выраженные в наличии навыков дивергентного мышления, нестандартности умственных действий, способностей в прогнозировании; коммуникативные навыки, нашедшие свое выражение в процессе совместной творческой деятельности.

Педагогические условия реализации модели эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС»

В 1 классе общий смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.

Во 2 классе - это выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи обращения художественными средствами различных особенностей окружающего мира.

В 3-4 классах осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через сюжетные игры и театральные драматизации, движения и танец, изобразительную деятельность.

В детстве закладывается ум в сердце каждого ребенка. Необходимо постоянно совершенствовать знания, повышать культуру, учить правильному общению с людьми, бережному отношению ко всему тому окружающему миру, который окружает нас и детей. Содержательной сущностью нравственной подготовки должно стать осознанное усвоение детьми норм и простых форм нравственности.

На этом основании в 1 классах в качестве базовой основы выступает, музыкально-хоровые, групповые виды художественной деятельности в сочетании с танцевально-ритмичными занятиями на основе импровизации и игры. Сюда входят словесные занятия и развитие речи на основе содержательного действия, игры-драматизации и инсценировки с применением простых костюмов, масок, сочинений стихов и сказок. Закрепляющим фактором выступает сюжетное тематическое рисование.

Уже со 2 и 3 классов - доминирующим становится изобразительное искусство, изобразительная деятельность. Танец, театрализация, рисунок-рассказ опираются на внешние формы: украшение, костюмированность, реальная пластика, лепка движения и формы, протяженность в повествовании, в игре и театральной драматизации.

С 4 класса изобразительными становятся литература, музыка, изобразительность речи: интонационность, ролевая фонетика персонажей (а не только их внешний вид и передвижение). Возникает изображаемое, иллюзорное пространство, оттенки цвета вместо объемной лепки, поделок, раскраски поверхности. Таким образом, вместо модуля «хоровод» (коллективно-пластическое действо) возникает модуль «изображение», который наполняется элементами всех других видов искусства и художественного действия.

Как видим, на базе школы уже реализуется программа полихудожественного развития младших школьников. В связи с этим, в целях выявления эффективности разработанной модели эстетического воспитания посредством синтеза искусств, на данном этапе в экспериментальной группе принимали участие 325 человек, из них 1 класс - 74 чел., 2 класс - 79 чел., 3 класс -86 чел., 4 класс - 86 чел. В качестве контрольной группы являются оставшиеся 100 учеников школы № 4.

В первом пункте второй главы диссертационного исследования нами обозначены способы, формы и методы организации данного процесса.

Одним из средств, представленных в модульной программе эстетического воспитания младших школьников на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС, является дидактический театр - форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с самовыражением личности ученика. Дидактический театр используются для подготовки художествешюго события. Готовясь к сценическому действию, младшие школьники развивают свои способности, таланты, умения. Совместная работа сплачивает их в дружный коллектив.

Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.

Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством - это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем.

Практическое знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

Похожие диссертации на Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС