Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Кондратьева Елена Анатольевна

Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника
<
Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кондратьева Елена Анатольевна. Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ростов н/Д, 2005 186 с. РГБ ОД, 61:05-13/2648

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность и особенности становления культурно-образовательного пространства сельской школы 17

1.1. Культурно-образовательное пространство как предмет педагогического исследования . 17

1 2. Взаимосвязь социализации и воспитания в становлении і личности сельского школьника? 40

1 3 Личность школьника в культурно-образовательном пространстве сельской школы 56

Выводы по первой главе 80

Глава 2 Педагогические условия организации культурно-образовательного пространства сельской школы как среды личностного развития школьника . 84"

2.1 Диагностика эффективности влияния культурно- образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника 84

2.2. Личностно-ориентированный подход к проектированию культурно-образовательного пространства сельской школы? 103

2.3 Опытно-экспериментальная личностно-развивающая модель культурно-образовательного пространства сельской школы ...120'

Выводы по второй главе 143

Заключение. 146

Библиография. 153

Приложения. 169

Введение к работе

Актуальность исследования. Основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, является образование. Современное Российское образование находится в условиях глобального кризиса, охватившего не только все общественные, экономические, политические структуры, но и само образование: Кризисные явления в образовании проявляются в социальной незащищенности субъектов образования, несоответствии его содержания и технологий новым условиям, снижении воспитательного потенциала образования, его отчужденности от жизненных проблем учащихся, от культуры, науки, производства.

Несмотря на широкую декларацию принципов демократизации, гуманизации, развития и открытости, образование по-прежнему остается системой, направленной на воспроизводство знаний и формирование личности адаптивного типа, слабо ориентированной на удовлетворение потребностей личности, на ее свободное саморазвитие, творческую самореализацию, индивидуальное самоопределение в культуре. Это относится как к образовательным учреждениям города, так и сельским школам, в которых отмеченные негативные тенденции и процессы проявляются особенно остро.

Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально-экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни, прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентации, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности

школы потребностям изменившегося социума сегодня, стало особенно очевидным.

Естественным выходом из создавшегося положения является переход от традиционных образовательных систем к созданию инновационных, в том-числе культурно-образовательного=пространства сельской школы, т.е. такое их преобразование, которое направлено на: изменение формы бытия образования ; в пространстве и времени. В отличие от системы, ограничивающей с жизнедеятельность сельской школы определенными рамками, нормами, стереотипами, задачным содержанием, культурно-образовательное пространство - такая форма жизнедеятельности, которая, выводит сельскую школу, а вместе с ней; и учащихся сельской школы в широкий; мир культурного взаимодействия, науки, технологий, намного расширяет возможности личностного саморазвития, самореализации и самоопределения.

Многочисленные педагогические издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности авторов к понятию «пространство»: единое: образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т.д. (С.К. Болдырева, Н.Л. Селиванова, Е.В. Бондаревская).

Понятие «образовательное пространство», как правило, используется в сочетании с понятием- «культура» и- чаще- всегоїисследователи- ведут речь о культурно-образовательном пространстве, которое мыслится средой развития: личности. Мы. полагаем; что активное вхождение в теоретическую педагогику данного понятия напрямую связано с гуманизацией образования, изменением его парадигмы, переходом к образованию личностно-ориентированного» типа, методологическим основанием которого является культурологический! подход.

В структуре культурологического личностно-ориентированного образования все его компоненты претерпевают изменения: в содержании и направленности образовательных процессов, в. актуализации процессов социализа ции, культурной идентификации, индивидуализации, жизненного самоопределения личности, включение в которые способствует становлению личности обучающегося как субъекта культуры, истории, собственной жизни. Гуманистическая система образования предполагает выход в национальную культуру, сельский социум, расширение жизненного пространства личности сельского школьника. Все это убеждает в необходимости в качестве формы бытия современного образования рассматривать культурно-образовательное пространство сельской школы.

Тоской отсчета в исследовании проблем становления и развития культурно-образовательного пространства стала ситуация распада его единства. В результате процессов демократизации и гуманизации образования произошла резкая дифференциация образовательных учреждений и региональных образовательных систем, которые встали на путь индивидуализации, поиска собственных моделей выживания и развития.

Обособление образовательных учреждений, и особенно в сельской местности, обострило противоречия между системой образования и социумом, актуализировало необходимость их объединения в решении общих задач. Ответом на эту потребность стало создание различного рода образовательных проектов культурно-образовательного пространства сельской школы, в том числе социокультурных и культурно-образовательных комплексов. Исследование принципов и содержания их деятельности, связей и отношений, скрепляющих их участников, механизмов самоорганизации и саморазвития привело к введению в систему педагогического знания нового понятия -«культурно-образовательное пространство» (Е. В. Бондаревская, Л. В. Новиков, Н. К. Сергеев, Е. А. Ямбург и др.)., посредством которого было зафиксировано явление интеграции образования на разных уровнях его осуществления: мировое образовательное пространство, образовательные пространства страны, региона, муниципального объединения, отдельного образовательного учреждения, наконец, образовательное пространство личности.

В настоящее время в педагогической науке и отдельных ее отраслях — теории воспитания, дошкольной педагогике, теории высшего образования развернут достаточно широкий спектр исследований по названной проблеме:

- исследования, направленные на выявление и уточнение сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления (И.В.Абакумова, Г.И. Герасимов, Б.С Гершунский; Д.ВГ Григорьев, Ю.В. Громыко, А.ЯІ Данилюк, Н.Б. Крылова, Ю.С Мануйлов, П.П. Пивненко, В.В. Рубцов, Е.А. Ямбург и др.), обоснование отдельных его подструктур: информационного пространства (Н.Н1 Гладченкова, В.В. Гура, В.З; Коган, И.В. Новиков), воспитательного пространства (В;А. Караков-ский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Ю.П. Сокольников и др.), пространства дошкольного детства (Л.А. Венгер, Т.С Комарова, СВ. Петерина, P.M. Чумичева и др.), пространства дополнительного образования (А.С. Дежникова, Л.Г. Диханова, Е.Н. Сорочинская и др.);

- педагогические исследования, в которых образовательное пространство рассматривается с позиций субъекта образования (субъективное образовательное пространство) как пространство личностного саморазвития (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Г.И. Герасимов, И.Д. Демакова, Л.Н. Куликова, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, Б.Д. Элько-нин и др.);

- исследования, связанные с решением вопросов проектирования развивающей образовательной среды (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, Е.Г. Осовский, B.C. Швырев и др.), в которых изучаются философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования;

- педагогические изыскания в области конструирования образовательной среды, рассмотренные в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина, В.Я. Левина и др.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, духовно - нравственного становления детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, взаимодействие семьи, общественных институтов составляют основу современной государственной политики, выраженной в Законе Российской Федерации "Об образовании".

Полезность таких исследований не вызывает сомнения, но практически все они осуществляются в рамках традиционного системного подхода, вследствие чего среда рассматривается (специально создается) как часть закрытой образовательной системы,, ограниченная рамками образовательного учреждения.

В последнее время особое внимание исследователей стало уделяться изучению проблем социального воспитания и социализации человека. Основываясь на теоретических положениях философских концепций развития личности 3. Берна, К.Г. Юнга, К. Янга и др., и социально - психологических исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.В. Выготского, И.О. Кона, Л.Н. Леонтьева. А.В. Петровского, современные исследователи (Л.В. Байбородова, А.А. Бо-далев, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, М.С. Комаров, М.З. Ильчюков, Б.А. Смирнов, Т.В. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.) определили задачи, механизмы.ифакторы социализации-человека на современном этапе развития российского общества, обосновали роль социального воспитания и образования в процессе социального становления, По их мнению, система образования, конечно, не является единственным институтом, оказывающим влияние на социальное становление человека. Но именно на ней в настоящее время лежит большая ответственность за процесс интеграции индивида в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей.

Именно образовательные учреждения, аккумулируя в себе кадровые, материальные, методические ресурсы, рассматриваются как центр социокуль турного поля, фокусирующего позитивные социальные воздействия на учащегося.

Важным фактором социального становления личности ребенка признаньг разнообразные-воспитательные системы (В;А; Караковский; Л;.И1Новикова; G. Лі Паладьев, С. Ди Поляков; НіШ Селиванова, А; М Сидоркин і и др;); Определены ; возможности в решении задач • социального становления; детей; учреждений ; дополнительного образования і (А.В I. Золотарева) и разнообразных детских общественных организациях (А.В; Волохов, М:И: Рожков и др;).

Глубоко исследован детский коллектив как; основная социальная? среда: развития современного ребенка (А.Т. Куракин, Л:И;Новикова; И;Б:, Первин и

др. Однако, несмотряша- провозглашенный приоритет образования? в современном российском обществе, интерес к проблемам воспитания и социального становленияі школьников! со стороны ученых, педагогов- практиков; психологов, социологов, школа, как основной социальный институт, обеспечивающий процесс социального воспитания, мало продвинулась; в і аспекте соз-данияіусловишдляіразвитияї социальной 5 иг культурной? компетентности личности, ее самоопределения в социуме.

Практикашоказывает, что даже при самых серьезных усилиях творчески; работающих учителей обычная массовая школа не в состоянии создать условия, достаточные: для удовлетворения! социальных и? личностных интересов: современных школьников. Она не может в полной мере выполнить социальный заказ общества! на социально устойчивую; адаптивную личность прежде всего в силу своей замкнутости, оторванности от жизни детей и проблем; всего общества, „ отсутствия взаимодействия с другими: институтами социализации.

Для преодоления? этого І недостатка» необходим более: широкий S взгляд ; на • культурно-образовательную среду сельской) школы, основанной на принципах; интегративности, целостности; открытости Ї среды І культуре и социуму, взгляд, сближающий категории «среда» и «образовательное пространство». В \

условиях демократизации и гуманизации образования; его обращенности к культуре образовательнаяt среда по своим; качественным параметрам приближается к культурно-образовательному пространству, в котором представ-леншесь универсум ценностей культуры и кз льтурных форм; жизни; необходимых личностного становления и саморазвития сельского школьника. Изучение взаимной І обусловленности феноменов Ї «образовательная среда», «образовательное пространство», их диалектических взаимопереходов будет способствовать лучшему пониманию условий; и факторов:современного образования, обеспечивающих его личностно-развивающий эффект.

Проблема нашего исследования и состоит в том, чтобы определить пути, условия и средства перехода? от образовательной системы: как упорядоченной: образовательной і средьіі к культурно-образовательному пространству сельской школы І как: более высокому уровню организации; образования. G учетом: необходимости решения: этой проблемы сформулирована тема нашего исследования: «Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника».

Объект исследования?- деятельность.-сельской школы по созданию? освоению и» наполнению содержанием культурно-образовательного пространства.

Предмет исследования: - процесс личностного! развития і школьника в культурно-образовательном; пространстве сельской: школы:.

Цель. исследования: - обоснование: модели: культурно-образовательного: пространства: сельской; школы,, обеспечивающего «личностное развитие школьника:

Гипотезой исследования; стало предположение; о том, что: необходимость работы,по?созданию культурно-образовательного пространства сельской: школы как среды, способствующей личностному развитию школьника, будет эффективна, если::

- ученик занимает положение субъекта образовательно-воспитательного процесса, личность сельского школьника, его личностное и индивидуальное развитие станут главными ценностями, и целями; образовательно-воспитательной деятельности школы;:

- культурно-образовательное пространство? сельскойї школы будет наполнено личностно - значимым- содержанием, способным порождать у учащихся личностные смыслы учения, творчества, жизнедеятельности;

- образовательно-воспитательный процесс г будет способен задавать траектории личностного развития учащихся, будут включены механизмы социализации личности сельского школьника;

- жизнедеятельность школьников: В) культурно-образовательном І пространстве сельской школы: будет регулироваться принципами культуросооб- разности, непрерывности; образования, жизнетворчества; компетентности, индивидуализации, субъектности.

В? соответствии с темой, объектом, предметом ш целью исследования? были поставлены следующие задачи; исследования:;

1. Выявить сущность и содержание понятий «культурно-образовательное пространство сельской, школы» ш «среда личностного; развития сельскогоь школьника», Осуществить мониторинг влияния; культурно-образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника.

3; Определить условия и средства? личностного развития школьника:в культурно-образовательном пространстве современной сельской школы.

41 Разработать вариативную модель организации культурно-образовательного пространства сельской школы в условиях проектной парадигмы.

Методологические и теоретические основы исследования стали философские представления о пространстве как способе сосуществования,

взаимодействия, взаимообусловленности образования и культуры, в результате которого создаются различные культурные среды бытия личности в образовании, питающие ее развитие.

Для анализа содержания? и структуры культурно-образовательного пространства- использовались аксиологический и системно-структурный подходы, для определения? принципов его организации, функционирования і и развития - синергетическии!и; средовый; подходы, закономерности\ и сценарииЕ личностного развития школьников в культурно-образовательном пространстве сельской школы изучались с опорой на личностный, деятельностный и ак-меологический подходы.

Исходными теоретическими исследованиями, положенными; в основу нашей работы, являются::

- теории; развития личности как; субъекта деятельности, общения ш саморазвития (К.А. Альбуханова-Славская;БЛ7. Ананьев, A.F. Асмолов,.Л.С. Выготский, A.Hi Леонтьев, A.Bi Петровский, СЖ Рубинштейн; Ф.И. Фельд- штейн);

- гуманно-личностный подход в обучении и воспитании; концепции личностно-ориентированного образования? (ШІА. Амонашвили, Е.Ві Бонда- ревская, В.Т. Зинченко, В.В. Сериков);

- теории интеграции в образовании (АіЯі Данилюк, А;Ю; Лиферов);

- культурологические концепции! содержания образования (В ;Ві Краев-ский; B.G. Леднев, И.Яі Лернер, М.Ні Скаткин);

- исследования, связанные с изучением особенностей) функционирования и развития сельской школы (М.П. Гурьянова, А.Ф. Иванов, ЛіЕ. Кондра-тенков, П.П. Пивненко, Г.Ф; Суворова, A.M. Цирульников);

- научные положения теории управления социальными и образовательными процессами (Б.С. Гершунский; М.С. Коган; А.В. Мудрик, М;Мі Поташник);

- основы педагогического проектирования образовательного процесса и образовательной среды (Н.Г. Алексеев, В.ИіЗагвязинский, BiBh Краевский, ВІВ; Сериков, В А. Сластенин; А.П; Тряпицына, ВіЯ! Ясвин и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- уточнены; ш конкретизированы понятия «культурно-образовательное пространство? сельскойI школы», «образовательнаяг среда», выявлены их специфические признаки, общее и особенное, функции в личностном развитии и саморазвитии сельских школьников; і

- выявлены тенденции становления культурно-образовательных пространств ; современных сельских школ, разработана: вариативная модель организации культурно-образовательного пространства!сельской;школы в условиях проектной парадигмы;

- изучено І положение школьников і в і кул ьтурно-образовательнош среде сельской школы, их ценностные ориентации, способы саморазвития;

- выявлены условия і и факторы,, стимулирующие личностное развитие школьников в культурно-образовательном пространстве сельской школы.

Теоретическая! значимость, результатов % исследования состоит, в следующем::

- в теории» педагогической? науки уточнено» понятие « культурно- образовательное: пространство сельской- школы», выявлен его t научный потенциал, сущностные характеристики; связш с: сопряженнымш понятиями? «образовательнаяІ система» и» образовательная; среда», раскрыты прогностические возможности использования этого понятиящлягпроектирования!моделей культурно-образовательного пространства сельских школ;

- разработана авторская І вариативная модель организации культурно- образовательного пространства сельской? школы в условиях проектной парадигмы, дана» характеристика5 принципов её развития, выделены принципы, имеющие значение для» управления развитием культурно-образовательного

пространства любой сельской школы: культуросообразность, интегратив-ность, целостность, открытость, ориентация на личность (личностный подход);

- определены» условиж и средства личностного развития школьника: Вг культурно-образовательном пространстве современной сельской школы;:

- внесен вклад в развитие: теории? проектированиям культурно- образовательных систем на селе;

Полученные теоретические: выводы; вносят вклад в; развитие научных представлений о культурно-образовательном пространстве сельскош школы; как прогностическом факторе личностного развития: школьника,, могут служить основой для; проектирования І культурно-образовательного и социокультурного пространства сельской школы.

Практическая значимость результатов исследования заключается:

- в возможности использования разработанной: в исследовании вариативной; модели организации: культурно-образовательного пространства сельской? школы в; практическойjработе;сельских школ: по созданию?программа развития; концепций; и імоделей образовательно-воспитательной:работы, программ модернизации образования на селе;:

- материалы исследования і могут быть . использованы » руководителями; и преподавателями і вузов в : практической і и лекционной? работе при! подготовке студентов педагогических вузов для работы в сельской! школе;

разработанный диагностический инструментарий; может быть использован1 для дальнейшего: исследования проблемі личностного развития: сельских школьников. Достоверность, и? обоснованность результатов проведенного исследования: обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме; полнотой рассмотрения объекта на теоретическом і и практическом уровнях; применением комплекса: методов, адекватных предмету исследова ния; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Базой исследования были избраны культурно-образовательные пространства сельских школ Ростовской области, отдельные исследовательские задачи решались на базе других образовательных учреждений - филиала Московского государственного социального университета, Каменского педагогического колледжа, муниципальных образовательных учреждений t средних общеобразовательных школ №№3; 4,6, 16 г. Батайска Ростовской области.

Этапы и методы исследования.

Исследование проводилось в течение 1998- 2005 г.г. в три этапа..

На I этапе (1998-2000 гг.) — проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы; определялась источниковаяі база; разрабатывался план и программа исследования. На; этом этапе выяснялись сущность и особенности становления культурно-образовательного пространства сельской школы.

На II этапе (2000-2003 гг.) — исследовательской работы анализировалась практика деятельности современной сельской школы, разрабатывалась вариативная модель организации культурно-образовательного пространства сельской школы.

На III. этапе (2003-2005 гг.) — объединяет теоретическую деятельность и методическое осмысление хода и результатов исследования; оформление материалов і в диссертационный текст; развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурно-образовательное пространство сельской школы является открытой системой, где имеется особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система?условий для личностного и

творческого развития детей и педагогов-всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.

2. Среда личностного развития сельского школьника понимается? как:поле жизедеятельности; и жизнетворчества ребенка, обуславливающее развитие его»личностш на основе присвоения;гуманистических ценностей, обретения? личностных смыслов, .познания!окружающего мирашшреобразовашшсебяів атмосфере личностного1 взаимодействия г субъектов? педагогического процесса:

3. Тенденции становления культурно-образовательного пространства современной : сельской 5 школы как: среды личностного развития » и; саморазвития; школьников,.суть которых состоит в;интеграции учебного воспитательного , социального процессов, обеспечивающих развитие личностных структур сознания и деятельности; ориентации на личностно-ориентированный тип образования который создает реальные условия для развития у сельских школьников потребности в полноценном?удовлетворении образовательных, духовных и культурных потребностей и запросов, предоставлении им свободы выбора способов самообразования, самореализации в культурно-образовательной среде1 сельской школы; организации; культурно-образовательного пространствам сельской? школы на; принципах гуманизации,. культуросообразности, интегра-тивности, целостности, открытости, регионализации;

4. Модель культурно-образовательного - пространства сельской школы, представленная; ценностно-мотивационным, когнитивно-содержательным; программно-методическим" и І практико-технологическим компонентами ; Содержание каждого блока культурно-образовательной і среды раскрывается через? цели, ценности, средства личностного, развития сельских: школьников.

5: Условия?и средства личностного развития! и;саморазвития сельских: школьникові в культурно-образовательном пространстве сельской: школы,, обоснованные с позиций личностно-ориентированного образования, которые:

реализуется; через культуросообразное содержание образования, способное порождать личностные смыслы и запускать процессы саморазвития; создавать пространство свободы, самореализации, творчества; организовать поддержку процессов личностного развития и саморазвития школьников, направленных на формирование его социальной зрелости.

6. Результаты диагностики социальной зрелости выпускников сельских школ и их способность к самореализации. Наиболее подготовленными к личностному саморазвитию и самоактуализации і оказались дети, которые обучались в специально организованных условиях сельского культурно-образовательного комплекса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на ежегодных научно-практических конференциях, на методических семинарах, на- внутривузовских педагогических чтениях. Результаты исследования отражены в статьях, программах, тезисах, докладах. Материалы •-. исследования? внедрены в образовательный? процесс ряда сельских школ Ростовской области.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. 

Культурно-образовательное пространство как предмет педагогического исследования

В Федеральной программе развития образования в России подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры, стратегическими целями образования при этом выступают преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. В педагогических исследованиях, в связи с реализацией реформы образования, особое внимание обращается на взаимосвязь культуры, общества и образовательной деятельности. В свое время СИ. Гессен подчеркивал, что «понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни». Тесно связывая цели образования с целями человеческого общества, автор отмечает, что именно «культура представляется целью...современного человека», эти идеи и сегодня являются актуальными и востребованными. Проблема взаимодействия образования и культуры давно общепризнана, она воспринимается как норма, заданная самим определением культуры [19; 92]. Весь вопрос в том, отмечает Н.Б. Крылова, как «... перевести образование на более высокий уровень культуры, который, во-первых, понимается как уровень высокого качества, открытости, разнообразия, креативности, культуроемкости и продуктивности, во-вторых, рассматривается только как мультикультурный и полисистемный [19]. В педагогических исследованиях последнего времени отмечается, что качество образования зависит от такого важного показателя как культура образовательного пространства, которое организуется педагогом вместе с учеником... Философская наука рассматривает феномен культуры как всеобщую характеристику мира; Понятие: «культура» рассматривается с различных точек зрений: - как универсальный; механизм, реализующий! и направляющий поведение и деятельность личности (A.F. Здравомыслов; BLA. Ядов и др.);: - как совокупность материальных и духовных ценностей (А.И;. Арнольдов, И. А. Громов, ЮМ. Ефимов и др.); - как способ? осуществления деятельности г (М.Є; Каган, Ю;А..Жданов; О.В2 Ханова и др.); - как метод творческой самореализации личности; в различных сферах социальной и духовной жизни общества (А.НІ Леонтьев; B.C. Библер и др.). Культура, являясь средой, в которую попадает человек с момента появления на»свет окружает его своими; специфическими предметами и способами действия і с ними І (культурными і фактами), таким; образом она задает основания своих прообразов (термин - МІХайдеггера). Прообразы культуры - это некоторые обобщенные представления о человеке, который мог бы в ней полноценно жить, своей; жизнью поддерживая! существование этой культуры.. Поэтому в;нашем; исследовании мы ориентируемся на три- основных смысла; которые заложены в понятие «культура» B.C. Библером. Во-первых, под культурой мы понимаема форму одновременного бытия и общения людей различных культур» прошлого, настоящего и будущего: Время этого общения І - настоящее. Смысл культуры в жизни человека, приf таком понимании, проявляется на грани различных культур, в момент их взаимоаерехода, благодаря чему культура определяет саму себя. Во-вторых, культура рассматривается как форма самодетерминации индивида, в его движении к личности, то есть культура - это форма свободного решения человеком своей судьбы в контексте ответственности. В-третьих, культура - это изобретение «мира впервые», что позволяет как бы заново порождать мир; бытие как предметов;, так и свое собственное бытие. Этот создаваемый мир- воспринимается; как независимо существующий от человека и только угадываемый им. В- зависимости; от исходных предпосылок и? условий; в і которых оказывается человек, он в результате своей деятельности, может сформировать с течением времен» различные: искусственные: среды своего обитания, т.е; различные культуры. ВI культуре как системной совокупности кул ьтурных фактов содержатся \ устойчивые характеристики взаимоотношенийічеловека с миром- и;самим собой; отражающие его представления об истине. В- социологической науке (ВІН: Лавриненко,. Ж.Т. Тощенко) понятие «культура» рассматривается; как механизм, передачи социального опыта. Исследуя проблемы; культуры,. ученые; разрабатывают новые; научные дисциплины: социальную культурологию; социологию культуры. Разрешение образовательных: проблем: во многом определяется взаимосвязью образования: и культуры; которое исследуется в различных областях знаний:. Культурология І (П.С. Гуревич,. А.А. Радугин) рассматривает закономерности: развития культуры,, процессыs создания и: сохранения общечеловеческих ценностей;. структуру и особенности духовного производства; функционирования и развития духовных ценностей;, В психолого-педагогической? литературе понятие: культура; трактуется; как: - система представлений:о мире ценностях, нормах и общих правилах поведения людей; связанных определенным образом жизни; - стержень, вокруг которого складывается; ценностная ориентация человека как система его ценностей; - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и?создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики;: - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации: жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими ма териальных и духовных ценностях; - духовное измерение личности и общества [2].

Взаимосвязь социализации и воспитания в становлении і личности сельского школьника?

Сельская? школам как воспитательно-образовательный? институт всегда; осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой? и селом, по возможности всемерно укрепляя эту связь. Практика показывает, что установление сотрудничества - процесс многосложный, длительный и зависящий от многих факторов. Проблемы возникают уже на этапе теоретического осмысления - при? обосновании концептуальных основ создания культурно-образовательного пространства сельской школы.

Как отмечает Ні Лі Селиванова, в настоящее время сложилось пока три варианта: определения культурно-образовательного» пространства. Согласно первому под ним понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая і отдельного ребенка или; множество детей [118; 119]і Возражения это определение вызывает в том; плане, что культурно-образовательное пространство - это результат деятельности созидательного и интеграционного характера. Чтобы оно сложилось, надо определить основные его компоненты и то, что должно их связывать, включить в моделируемые связи деятельность детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что пространство станет существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно будут влиять на детей и необязательно в позитивном плане. При таком понимании структурной единицей рассматриваемого пространства является профессиональный коллектив образовательного, культурного или другого учреждения, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.

Второй подход - предполагает рассмотрение культурно-образовательного пространства как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Мануйлов Ю. С. 76 по Бондаревской). В этом случае взаимодействие всех участников определяется чаще всего моделью идеального образа жизни, недооценивая, при этом, субъектную роль самого ребенка.

Согласно третьему подходу пространство предстает как педагогически взаимосвязанная деятельность, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка (Д. В. Григорьев). В этом случае механизмом создания культурно-образовательного пространства становится "педагогическое взаимодействие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность, направленная на обеспечение процесса социализации личности сельского школьника и, как его результат - формирование социальной зрелости сельского школьника. В данном случае нам более всего импонирует третий подход, ориентирующийся на сотрудничество, взаимодействие и активную деятельностную позицию всех субъектов образовательно-воспитател ьного процесса.

Осознание сущности социализации: в контексте воспитательной парадигмы, обоснование единства социализации и воспитания личности как важнейшего условия взаимодействия? субъектов в культурно-образовательном пространстве предполагает рассмотрение: специфики? различных средовых факторов социализации и воспитания, выявление уровней их взаимосвязей в процессе становления личности.

Равно как. в исходной целостности этих феноменов неразрывно-присутствуют моменты организованности, предсказуемости и моменты противоположные.. Иными словами, и социализация, и воспитание как широко понимаемые образовательные (социальные) системы находятся -; в; состоянии разумного (оптимального, балансируемого) соотношения процессов г энтропии и негэнтропии, упорядоченности и хаоса, дезорганизации и (самоорганизации, деструкции и (само)развития, т.е. являютсяі «живыми» системами и попадают, следовательно, под рассмотрение в плоскость синергетического подхода.

Синергетический подход предполагает вероятностное видение мира, целостность, устойчивость структуры, зависимость элементов от целого, системный эффект сложения (элементы ведут себя иначе, нежели в случае независимости) [3 0, 41 ] {.

Синергетика (греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) изучает связи между элементами структуры или подсистемами, которые образуются в открытых системах вследствие интенсивного обмена веществом и энергией; с окружающей; средой в неравновесных условиях. В таких общностях наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия [142, 1223]. Системы закрытого типа действуют преимущественно на основе устойчивых связей в режиме гомеостатических процессов, в условиях строгой: детерминации или искусственного моделирования, что, в конечном итоге, приводит к деструкции и порождает самоизнос. (186,95) Примерами таких систем могут служить социальные структуры тоталитарных обществ.

В: педагогике Синергетический подход характерен при рассмотрении во многом вероятностного по своей сути средового пространства социализации при взаимообогащающем взаимодействии? последнего с преимущественно упорядоченным пространством воспитания;

Как считает- В ШАндреев, синергетизм педагогических систем; -это процесс взаимодействия? двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания! и учения; воспитания» и самовоспитания), приводящий обе стороны? к: новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала и обеспечивающий переход от развития к саморазвитию. [6, 103]. Примером; синергетического устроения воспитательной- системы является народная педагогика, которая, по мнению Б.З.Вульфова; «не знала и не ведала научно сформулированных: постулатов, но жила и живет, сохраняя? свои; заповеди, принципы, передавая их... от поколениям поколению. Соборность, выборность, гласность, ответственность, автономность, взаимопомощь - таковы, истинно демократические и гуманные традиции самоорганизации людей» [30; 42].

В любой воспитательной системе можно обнаружить механизмы сохранения и Ї воспроизводства; уже сложившихся способов жизнедеятельности (традиции, санкции за нарушение установленного порядка, стандарты и стереотипы), равно как и наличие механизмов; - внутренних и внешних - инициирующих нарушение; сложившегося равновесия? стремлением» к новизне, интенцией к саморазвитию. Воспитательные системы являются, таким образом, «открытыми неравновесными; системами», которые, обмениваясь информацией и энергией со средой, приобретают устойчивость и способность к самоорганизации.

Диагностика эффективности влияния культурно- образовательного пространства сельской школы на личностное развитие школьника

На основании данных, проведенного нами социологического опроса отметим, что в культурноОобразовательном пространстве сельской школы отмечаются следующие тенденции: - изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, их социальная неустойчивость; - отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, разрушение связей между поколениями; - для молодого поколения селян постепенно утрачивают смысл понятия общинной взаимопомощи, добрососедства, подход к решению значимых для села проблем «всем миром»; - снижение доступа к высшему образованию, ослабление на рынке труда конкурентоспособности сельской молодежи по сравнению с городской в силу более низкого уровня образования и отсутствия широкого выбора образовательных услуг; - низкая мотивация учащихся к трудовой подготовке для работы в агропромышленном комплексе, выбору сельскохозяйственных профессий и т.д. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этом пространстве личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе. Реалии современной жизни все более подводят исследователей к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии детей. Это заставляет рассматривать школу как одну из главных сред жизнедеятельности человека, где он получает базовые знания, где формируются нравственно-духовные основы его личности. В данном случае именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе. При этом необходимо учитывать, что когда школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, тогда она положительно влияет на культурное развитие среды. Если школа обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, тогда она работает в режиме саморазвития. В этих случаях сельскую школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от школы идут в среду позитивные импульсы культурной жизни, от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Когда школа полностью интегрируется в производственную, социальную, культурную жизнь села, она становится педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни. При моделировании культурно-образовательного пространства особое значение имеют: диагностирование, проектирование и продуцирование педагогического результата. Если говорить кратко, то в основе диагностирования лежит набор действий, дающий возможность судить в целом о среде и ее составляющих. Проектирование - это, по существу, моделирование пространства и прогнозирование возможностей среды. Продуцирование выражает технологию формирования и развития личности через среду, превращаемую действиями субъекта в средство воспитания, развития и образования. В качестве критерия личностного развития сельского школьника в условиях культурно-образовательного пространства сельской школы мы избрали социальную зрелость личности выпускника. Для того чтобы решить проблему отбора объективной диагностики исследования эффективности и влияния модели культурно-образовательного пространства сельской школы на личностное развитие её выпускников, мы разработали модель исследования социальной зрелости выпускника: Общая характеристика. Социальная зрелость - интегральная характеристика целостной личности, свидетельствующая о качестве процесса ее социализации, осознании своего места в мире, адаптации к изменяющимся условиям жизни, стремлении активно положительно влиять на события, явления, процессы, происходящие в социуме, изменяя себя и свое окружение. Социальная зрелость выражает уровень развития личности, указывающей на ее становление как субъекта социальной жизни, способного выполнять различные социальные роли, понимать и реализовать общественные интересы, находя оптимальные варианты их сочетаниях личными интересами. Социальная зрелость интегрирует в себе качества, указывающие на активное вхождение развивающейся личности в жизнь общества, коллектива, социальной группы и поиск средств самореализации в окружающем социуме. Она означает взросление, проявляющееся в осознании себя гражданином, членом коллектива, семьи, деятельно-творческого или досугового сообщества. Формами проявления социальной зрелости выступают самостоятельность, ответственность, выбор зрелых форм деятельности, общения, жизнетворчество, адаптивность, толерантность, открытость миру. Системообразующим элементом социальной зрелости является личностно осознаваемая жизненная позиция личности, имеющая ценностно-смысловую (мировоззренческую), морально-этическую и поведенческую стороны; (проявления). Базовыми ценностями социально зрелой личности выпускника сельской школы, на наш взгляд, выступают: - гражданские: отечество; мир, свобода, равенство, солидарность; - нравственные: труд, коллектив; общественные интересы, активность, ответственность, долг;: - семейные: вера; надежда, любовь, семья, дети; - личностные: знания; творчество, самореализация, адаптация; самопожертвование во имя интересов других людей; общества; государства. Сферами проявления социальной- зрелости сельского;школьника являются: учение, общение, жизнедеятельность коллектива, группы,. семья, социум, самовоспитание.

Личностно-ориентированный подход к проектированию культурно-образовательного пространства сельской школы?

Переход к личностной парадигме является ведущей тенденцией образования конца XX - начала ХХР столетия. В силу того, что традиционная \ методология: оказалась неспособной; к решению? проблемы описания; и трактовки і многоаспектное "детерминант человеческого поведения" Иг его организации в культурном, ценностном, профессиональном планах, сегодня; российская І педагогика; обращается "к человеку в его целостности какк космо-био-социо-культурному, исторически конкретному, духовно активному существу, что требует профессиональной работы с человеческим качеством в его философском понимании". Новый этап развития педагогической мысли (Амонашвили Ш.А., Е.В, Бондаревская, F. К. Селевко, В. В. Єериков, И. С. Якиманская; и др.) свидетельствует о возрастании интереса к гуманистическим идеям парадигмы личностно-ориентированного образования. Признавая системообразующим началом личностное становление ребенка (приобретение им социальных качеств и развитие субъектных свойств - автономию, рефлексию, способность к выбору, саморегуляции; и др.) (Бондаревская Е.В.) [19] выделяются следующие копцепции личностного подхода в образовании: человеко-центрированная; (К. Роджерс) [131]; культурологическая І (Бондаревская Е;В.) [18; 19; 20; 21]; психолого-дидактическая; основанная на принципе субъект-ности;(Якиманская; И.С.) [175]; позиционно-дидактическая (Серикова B;B.)f [133; 134; 135; 136]; проективная; мод ель личностно-ориентированного обучения Н; А. Алексеева. Так, К. Роджерс полагает, что главная цель образования- помочь ребенку в постепенном освобождении от непосредственного влияния окружающей s среды ив превращении его в активного преобразователя этой среды и воспи-тателя? собственной личности.. Основываясь на индивидуальном; опыте: школьника, педагогами, по К. Роджерсу, должны соблюдаться пять условий личностно-значИхМого учения: 1) наполнение содержаниям обучения и воспитания жизненными проблемами и / создание таких ситуаций учения, которые создают предпосылки для личной заинтересованности школьников в их разрешении; 2)учитель должен вести себя І адекватно переживаемым; Has уроке чувствам т состояниям; проявлять свои; человеческие качества во взаимодействии с детьми; 3) педагогу необходимо принимать учащегося? таким, каков« он есть, проявлять теплоту, внимание, расположенность к каждому школьнику, 4) позиция учителя должна характеризоваться недирективностью и диа-логичностью к источникам и-, способам получения информации воспитанниками; 5) в процессе обучения и воспитания педагогу важно опирать-ся на самоактуализирующуюся тенденцию своих подопечных в процессе их личностного взросления [131]. Главное назначение личностно- ориентированного образования, по мнению И.С. Якиманской, состоит в обогащении и преобразовывании уже имеющегося у учащихся опыта. Ученик, как считает ученый, изначально является носителем субъектного опыта опыта, приобретенного ребенком самостоятельно, в основном вне учебного процесса. Вследствие этого роль учения (а не обучения) состоит в том, чтобы создавать условия для развития индивидуальных познавательных возможностей ребенка на основе личного опыта. Такая научная позиция подтверждает важность создания в школе разнообразной по содержанию образовательной среды, способствующей раскрытию, развитию и нравственной самореализации личности учащегося [175]. В культурологическом подходе В.В. Бондаревской, которого будем придерживаться в дальнейшем, под личностно-ориентированным понимается такой тип образования, который обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее разнообразных потребностей: образовательных, духовных, культурных и т.д. Автор отмечает: "Культурологическое личностно-ориентированное образование - это такое образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания "произведений" индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к культурному саморазвитию" [19, 9]. В свете сказанного содержание образования должно включать следующие компоненты: а) аксиологический - введение детей в мир ценностей и создание усло вий для выбора гуманистически ценностных ориентиров и духовно- нравственных личностных смыслов; б) когнитивный - предоставление школьникам системы научных знаний о человеке, культуре, природе, как основы духовного становления личности; в) деятелъностно-творческий - формирование и развитие у учащихся та ких способов деятельности и творческих способностей, которые необходимы для самореализации личности в познавательной, трудовой, научной и др. сферах человеческой деятельности; г) личностный (системообразую щий компонент) - обеспечение ре бенку условий; средств и; факторов самопознания, саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения и становления личностной ПОЗИЦИИ; Общими принципами организации среды образовательного учреждения в парадигме личностно-ориентированного учения и воспитания являются следующие требования: - соблюдение принципов природосообразности (учет закономерно стей физического и психического развития детей), культуросооб- разностш (образование: и организациям учащихся школы в контек сте культуры), индивидуально-творческий подход (удовлетворение потреб ностей школьников разнообразных видах творческой деятельности), жизне- творчество (обучение технологиям построения собственной жизни І и решения реальных жизненных проблем), сотрудничество (взаимодействие детей и, взрослых, взаимоуважение, поддержка друг друга и др.);: - учитель, работающий в системе личностно-ориентированного образо вания, должен проявлять ценностное отношение к І ребенку, культуре, творче ству и; демонстрировать гуманную педагогическую» позицию, заботиться = о сохранении экологии детства, владеть смысло-поисковыми, личностно- развивающими технологиями и технологиями педагогической; поддержки индивидуальности каждого ребенка, уметь простраивать и обогащать пред метно-развивающую и культурно-образовательную среду.

Похожие диссертации на Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника