Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Дендиева Раиса Умархажиевна

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций
<
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дендиева Раиса Умархажиевна. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Дендиева Раиса Умархажиевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт»].- Владикавказ, 2014.- 229 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического воспитания в начальной школе .18

1.1. Методологическая основа системы нравственно-эстетического воспитания в начальной школе 18

1.2. Сущность нравственно-эстетического воспитания 35

1.3. Нравственно-эстетический потенциал чеченских этнопедагогических и культурных традиций .62

Выводы 91

Глава 2. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнопедагогических традиций как компонент педагогической деятельности 96

2.1. Структура и содержание системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников 96

2.2. Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания .104

2.3. Структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство»для начальной школы .119

2.4. Опытно-экспериментальная работа по реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся в начальной школе 139

Выводы 168

Заключение 175

Библиографический список 180

Приложения 195

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из незыблемых основ существования любого народа испокон веков считалось воспитание детей, молодежи, от характера и содержания этого воспитания во многом зависят субъективные факторы развития человечества в целом. Однако, в современном российском образовательном пространстве наблюдаются серьезные пробелы во всех звеньях воспитательного процесса, и, прежде всего, в школьном воспитании. Педагоги говорят об утрате семьей ответственности за воспитание детей, об отсутствии системообразующей идеи воспитания гражданина в современном обществе, а также об отрыве подрастающих поколений от здоровых национальных корней, народных традиций.

Поэтому сегодня как никогда важна необходимость возрождения этнических традиций воспитания, создания условий для успешной реализации богатого воспитательного потенциала нравственных норм, духовно-нравственных ценностей каждого народа России как многонациональной и многоконфессиональной поликультурной страны.

Поскольку основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, совершенно очевидна практическая необходимость в целенаправленном поэтапном воспитании высоконравственной личности. Нравственно-эстетическое воспитание как одна из составляющих общей культуры личности и важнейшее направление многогранного процесса воспитания должно решать задачи воспитания гражданина в комплексе.

Таким образом, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач совершенствования педагогического процесса приобретает в настоящее время особую значимость.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной, на наш взгляд, теоретической разработанностью проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников, опирающегося на региональные народные традиции, и отсутствием эффективной практической системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно обширную научную литературу по проблемам организации процесса воспитания на идеалах современной народной педагогики (Б.Ш. Алиева, Ш. М.-Х. Арсалиев, A.B. Бабаян, Т.А. Бекоева, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, З.К. Кар-гиева, В.К. Кочисов, Д.М. Маллаев, Х. Ошаев, Н.Б. Ромаева, Я.Г. Таибов, Б.А Тахохов, СБ. Узденова, А.Ф. Хинтибидзе, Я.И. Ханбиков, Е.С. Хатаев, СР. Чед-жемов, Е.Н. Шиянов, Т. Эльдарханов и др.); наличие исследований по проблемам нравственного воспитания личности (Г.Ф.Гаврилычева, А.А.Калюжный, А.Ш. Мукаева, Р.М.Эхаева, Р.Л. Юсупова, Т.В. Юсупхаджиева, А.Х.Саракаева и др.); существующие подходы к эстетическому воспитанию школьников (А. Д. Алехин, Л.С.Выготский, И.П.Глинская, Б.М.Неменский и др.), на сегодняшний день крайне мало исследований, посвященных использованию нравственных норм региональной этнопедагогики, в частности, этнопедагогики чеченцев, в воспитании детей младшего школьного возраста, а имеющиеся публикации не в полной мере отражают ее содержание.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, эмпирического педагогического опыта позволил констатировать, что в данной сфере существуют противоречия между:

высоким личностноразвивающим потенциалом этнопедагогической и культурно-художественной среды регионов и недостаточной научно-

теоретической и практической разработанностью процесса его использования в региональной образовательной системе;

большой ролью социокультурных региональных особенностей при проектировании системы, содержания и технологий нравственно-эстетического воспитания в начальной школе и отсутствием глубокого теоретического обоснования и методического обеспечения этого процесса;

реально существующим воспитательным потенциалом нравственно-эстетических норм региональной этнопедагогики и отсутствием у большинства педагогов опыта их реализации в формировании нравственно-эстетических качеств у детей младшего школьного возраста на фоне все более увеличивающейся потребности в них воспитательно-образовательной практики.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы, сущность, содержание, особенности, педагогические условия нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций?

Цель исследования - рассмотреть нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов на основе региональных этнопедагогических традиций как компонент учебно-воспитательного процесса.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе в условиях регионального образовательного пространства.

Предмет исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе региональных этнопедагогических традиций.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы будет эффективным, если:

теоретически обосновать феномен нравственно-эстетического воспитания как многомерное социокультурное и педагогическое явление в контексте идей современной парадигмы образования;

духовно-нравственные, эстетические и этнопедагогические ценности чеченского народа рассматривать как важнейшие компоненты нравственно-эстетического воспитания младших школьников;

выявить совокупность факторов, оказывающих существенное влияние на нравственно-эстетическое развитие младших школьников в процессе обучения и воспитания, и на их основе сформулировать принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы;

разработать и апробировать структурно-функциональную модель учебно-воспитательного процесса по конкретной учебной дисциплине, позволяющую проследить ход процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников, отражающую целостность образовательного процесса и позволяющую формировать и развивать личность учащегося начальной школы как носителя ценностей региональной культуры;

определить педагогические условия реализации данной модели в контексте региональных этнопедагогических идей.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. На основании анализа состояния проблемы обосновать феномен нравственно-эстетического воспитания как многомерное социокультурное и педагогическое явление в контексте ведущих идей современной парадигмы образования.

  2. Выявить этнопедагогический потенциал историко-культурных норм и традиций чеченского народа и рассмотреть возможности его использования в нравственно-эстетическом воспитании учащихся начальной школы.

  3. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство», отра-

жающую целостность образовательного процесса, рассмотреть нравственно-эстетическое воспитание как компонент модели, позволяющий формировать и развивать личность учащегося начальной школы как носителя ценностей региональной культуры.

  1. Определить педагогические условия реализации данной модели в контексте региональных этнопедагогических идей.

  2. Опытно-экспериментальным путем определить эффективность нравственно-эстетического воспитания в результате использования разработанной модели.

Теоретико-методологической основой исследования явились системный подход, делающий возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования (В.Г. Афанасьев, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий, и др.); культурологический подход, раскрывающий сущность образования как феномена культуры (В. М. Розин, С.Ю. Степанов и др.); аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью общества (П. Лапи, Э. Гартман, Н.А. Асташова и др.); личностно-деятельностный подход, учитывающий роль субъектов воспитательного процесса в совершенствовании нравственно-эстетического воспитания школьников (А.Н. Леонтьев, А.И. Мищенко, Н.Ф. Талызина и др.); взгляды и теоретические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, обосновавшие преемственность в вопросах воспитания личности, необходимость использования творческого наследия прошлых поколений. Кроме того, предпринятое исследование базировалось на трудах ученых, раскрывающих следующие различные стороны исследуемой проблемы: психолого-педагогические теории этноса в трудах Г.Н. Волкова, В.Г. Афанасьева, Ш.М-Х. Арсалиева, М.Б. Гуртуевой, Т.Н. Петровой, И.А. Шорова и др.; теории организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проанализированные в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, А.В. Мудрика, И.П. Подласого и др.; концепции эстетического воспитания школьников, рассмотренные в трудах К.В.Павлик, А.И. Пеленкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Г.И.Сниткиной, В.И.Сироткина и др.; концепции нравственного воспитания личности (Г.Ф.Гаврилычева, А.А.Калюжный, А.Ш. Мукаева, Р.М.Эхаева, Р.Л. Юсупова, Т.В. Юсупхаджиева, А.Х.Саракаева) и гуманизации образования (М.А.Вейт, Б.С.Гершунский, И.В.Мусханова и др.); исследования генезиса культуры (С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, А.Я.Гуревич и др.) и особенностей культуры и быта народов Северного Кавказа (Ш.М-Х. Арсалиев, М.Х. Багаев, А.И. Караева, И.М.Шаманов), этикетных норм этносов (А.И. Мусукаев, А.И. Першиц, К.А-К.Салпагарова и др.), религиозных аспектов нравственного воспитания (А.И.Ибрагим, Г.М.Шайдаева и др.).

Выдвинутые цель и задачи исследования определили широкий спектр взаимодополняющих методов исследования, а именно: теоретические и конструктивные: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, сравнение, противопоставление, идеализация, моделирование, классификация, процессуальное, структурное проектирование; эмпирические: частные (наблюдение, анализ творческих работ, анкетирование, беседа и др.), комплексные (мониторинг, опытное обучение, констатирующий и формирующий эксперименты); методы математической статистики в обработке данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились СОШ №14, СОШ № 48 (учащиеся начальных классов) г. Грозного; МОУ «Фрунзенская СОШ» Наурского района Чеченской республики. В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя и учащиеся начальных классов, студенты (12 преподавателей, 49 родителей, 230 учеников 1 – 4 классов (150 учеников ЭГ и 80 учеников КГ).

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось с 2006 по 2014 год и включало в себя следующую последовательность этапов.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) была обоснована тема, определены объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования; определены методологические подходы к проблеме, разработана его концепция, намечены этапы, подобран диагностический инструментарий.

На втором этапе (2008 - 2009 гг.) проанализированы тенденции развития нравственно-эстетического воспитания учащихся в контексте ведущих идей современной парадигмы образования; выявлены социокультурные и педагогические основания использования потенциала традиционных норм нравственно-эстетического воспитания чеченского народа; разработана структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство»; проведен ряд исследований диагностического характера, а также осуществлен ряд контрольных срезов с целью проверки гипотезы исследования.

На третьем этапе исследования (2010 - 2014 гг.) была осуществлена опытно-экспериментальная апробация модели процесса нравственно-эстетического воспитания; проанализированы, систематизированы и обобщены полученные в результате опытно-экспериментальной работы данные, проанализированы результаты исследования, сформулированы выводы, оформлен текст диссертационной работы, определены перспективы дальнейших исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

определена методологическая основа нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы, включающая аксиологический, культурологический, системный и личностно-деятельностный подходы;

выявлены факторы нравственно-эстетического развития учащихся начальной школы, детерминирующие обновление содержательно-смысловых и технологических основ нравственно-эстетического воспитания: социальные (условия региона, социальной среды, общества и общественно-исторической ситуации); переход от житейско-бытового восприятия действительности к научному, целенаправленному, технологически разработанному ее изучению; включенность в коллективную деятельность и взаимоотношения с участниками образовательного процесса; гуманитаризация учебно-воспитательного процесса; учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; интеграция семьи и школы; использование этнокультурного потенциала региона;

сформулированы и обоснованы принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы: принцип учета региональных, социальных и общественно-исторических факторов; научности и целенаправленности; единства сознания и деятельности; разумной коллективности; гуманитаризации образования в начальной школе; комплексности; учета возрастных, индивидуальных и психологических особенностей младших школьников; интеграции школы и семьи; культуросообразности; создания положительного эмоционального климата, мотивационного обеспечения деятельности и системы отношений;

раскрыт нравственно-эстетический потенциал региональных этнопедаго-гических традиций на примере Чеченской Республики; в соответствии со структурой этнокультуры дифференцированы основные компоненты культурного наследия чеченцев: этнофилологический (родной язык; устное народное творчество; этнохудожественный (произведения народного искусства; народное декоративно-прикладное творчество; игра; эстетика архитектуры; хореографическая эстетика; бытовая эстетика; поведенческий (отношение к женщине; этика семейных отношений; народный эстетический идеал; эстетика народных обычаев и традиций); мировоззренческий (мировоззренческий конструкт «нохчалла»; соот-

несенность с прошлым, настоящим и будущим, реализуемая в чувстве ответственности; традиция почитания предков, уважения к своему роду, знание своих истоков, корней как основа тайпового мировоззрения; нравственная категория «гIиллакх»; военно-патриотическое воспитание, чувство долга; культ мужского начала «къонах»; эстетика окружающей природы);

разработана структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство» в начальной школе, включающая в себя теоретический, диагностический, информационно-технологический и итогово-диагностический компоненты, отражающие логику, последовательность и непрерывность освоения учениками нравственно-эстетических ценностей и вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

определена система педагогических условий (целе-ориентационных, ценностно-содержательных, психолого-методических), необходимых для успешной реализации структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство» в начальной школе.

Теоретическая значимость основных результатов диссертационного исследования определяется его вкладом в разработку общей теории нравственно-эстетического воспитания в системе начального образования. В том числе:

уточнено, конкретизировано и дополнено содержание, смысловое значение понятия нравственно-эстетическое воспитание в контексте этнопедагогиче-ских традиций, что расширяет категориальный аппарат педагогической теории; дополнено педагогическое знание об особенностях реализации нравственно-эстетического воспитания в рамках педагогического процесса в начальной школе;

в соответствии со структурой этнокультуры осуществлена попытка систематизации базовых нравственно-эстетических ценностей в традиционной культуре чеченского народа, которые необходимо использовать в современной практике воспитания детей младшего школьного возраста, и выявлено их влияние на нравственно-эстетическую сферу личности;

обоснована структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса с учетом региональных этнопедагогических особенностей, что может служить основанием для модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

сформулированы и обоснованы принципы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы, а также педагогические принципы реализации обучения дисциплине «Изобразительное искусство» с использованием региональных этнопедагогических традиций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании научно-теоретические выводы доведены до уровня, позволяющего их практическое использование в виде разработанных научно обоснованных рекомендаций по реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе этнопедагогических идей.

На основе сформулированных в исследовании теоретических положений разработаны и внедрены в учебный процесс экспериментальная программа по дисциплине «Изобразительное искусство», учебно-методический комплекс предметной линии «Изобразительное искусство» в рамках полилингвальной модели поликультурного образования с учетом требований ФГОС второго поколения, который включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя, примерное календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы. Разработанные учебники по изобразительному искусству допущены Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате «Поликультурная образо-

вательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» (для 1-4 классов), что обогащает в содержательном плане школьную учебную программу. Разработаны и используются в образовательном процессе авторские рекомендации по организации тематической внеурочной деятельности учащихся начальной школы, способствующей повышению их нравственно-эстетической воспитанности.

Экспериментально проверенная авторская структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса в начальных классах, опирающаяся на базовые нравственные ценности чеченского народа, может быть использована при составлении программ отдельных дисциплин, при работе с родителями, а также рекомендована национальным школам соседних регионов.

Достоверность и обоснованность материалов диссертационной работы, полученных автором результатов, выводов и рекомендаций определяется четкостью и непротиворечивостью методологических позиций, соответствием их современной научной методологии, междисциплинарной научно-теоретической базе; многоаспектным анализом проблемы; применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования; длительным характером и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; использованием в диссертации признанных положений отечественной и зарубежной науки, разработок авторитетных ученых, апробированных методов и средств исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы представляет собой многомерное социокультурное и педагогическое явление, обеспечивающее развитие личности учащегося начальной школы как носителя и будущего творца этнической, российской и мировой культуры.

  2. Духовно-нравственные, эстетические и этнопедагогические ценности чеченского народа являются значимыми компонентами процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся начальных классов.

  3. Эффективным средством нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы является использование в образовательном процессе этнопедагогического потенциала региональной культуры при соблюдении следующих принципов: учета региональных, социальных и общественно-исторических факторов в разработке и реализации системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников; научности и целенаправленности; единства сознания и деятельности; разумной коллективности; гуманитаризации образования в начальной школе; комплексности; учета возрастных, индивидуальных и психологических особенностей младших школьников; интеграции школы и семьи; культуросообразности; создания положительного эмоционального климата, мотивационного обеспечения деятельности и системы отношений.

  4. В соответствии со структурой этнокультуры основными компонентами культурного наследия чеченцев, в которых воплотились нравственно-эстетические представления народа, являются: этнофилологический – родной язык; устное народное творчество (песни, эпос, легенды, пословицы, поговорки, сказки); этнохудожественный – произведения народного искусства; народное декоративно-прикладное творчество (кузнечное дело, чеканка, выделка оружия, ковроткачество, ювелирные украшения, посуда, гончарные изделия; художественная обработка камня, дерева, кости, серебра, выделка кожи, шитье, плетение из тростника и лозы); игра; эстетика архитектуры; хореографическая эстетика; бытовая эстетика (эстетика жилого помещения, вещей, одежды, украшений); поведенческий – отношение к женщине; этика семейных отношений; на-

родный эстетический идеал; эстетика народных обычаев и традиций; мировоззренческий – мировоззренческий конструкт «нохчалла»; соотнесенность с прошлым, настоящим и будущим, реализуемая в чувстве ответственности; традиция почитания предков, уважения к своему роду, знание своих истоков, корней как основа тайпового мировоззрения; нравственная категория «гIиллакх»; военно-патриотическое воспитание, чувство долга; культ мужского начала «къо-нах»; эстетика окружающей природы.

  1. Структурно-функциональная модель учебно-воспитательного процесса с использованием этнопедагогического потенциала региональной культуры на примере конкретной учебной дисциплины представляет собой концептуальное единство теоретического, диагностического, информационно-технологического и итогово-диагностического компонентов, отражает логику, последовательность и непрерывность освоения учениками нравственно-эстетических ценностей и вариантов культур, их единство, целостность и значимость как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, а также его содержательные и процессуальные особенности.

  2. Педагогические условия (целе-ориентационные, ценностно-содержательные, психолого-методические), необходимые для реализации данной модели, отражают целостность и непрерывность формирования личности учащихся в процессе освоения региональной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования обсуждались и получили одобрение на семинарах и заседаниях кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета, сектора этнопедагогики Академии наук Чеченской Республики. Результаты исследования были представлены в докладах и выступлениях на следующих научных конференциях: III Республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Наука и молодежь» (г. Грозный, 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню чеченского языка (г. Грозный, 29-30 апреля 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика» (г. Москва, 2009 г.); V Международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 28-30 июня 2013 г.); Международной научно-практической конференции «Развитие этнокультурного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» (г. Махачкала, 29-30 ноября 2013 г.); ежегодных конференциях по итогам работы профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного педагогического института и Дагестанского государственного педагогического университета. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в начальных классах общеобразовательных школ №14, 48 г. Грозного, МОУ «Фрунзенская СОШ» Наурского района (2006 – 2013 гг.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 177 источников, а также приложения. Объем текста без приложений составляет 190 страниц.

Сущность нравственно-эстетического воспитания

Для раскрытия сущности и природы нравственно-эстетического воспитания определимся с терминологией. Нравственная составляющая исследуемого явления связана, прежде всего, с понятием нравственности. Ожегов С.И. дает следующее определение: "Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"[130, с. 414]. Л.А. Григорович определил данную категорию следующим образом: "Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм"[62, c.104]. И.С. Марьенко обозначил нравственность – как «неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [109, c.7].

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. "Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них"[19, c.104]. В научной литературе определяют временем появления морали становление и развитие общества и считают, что способствовало этому возникновение трудовой деятельности людей. В постоянном противодействии превосходящим силам природы человек выжил только благодаря выполнению определенных обязанностей по отношению к себе подобным, соблюдая определенные моральные принципы во взаимоотношениях. Личность способствует жизнедеятельности общества, соблюдая моральные нормы. Поддерживая и распространяя ту или иную мораль общество, в свою очередь, способствует формированию личности, соответствующей идеалу, принятому в обществе. Мораль реализуется в нравах, заповедях, правилах, принципах, предписывающих, как необходимо поступать, и обычно соблюдается в силу убеждения и поддерживается силой общественного мнения. Феномен нравственного воспитания представляет собой сложное по своей структуре и глубокое по содержанию системно-деятельностное педагогическое явление, которое выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский считал системообразующим компонентом воспитательной системы вообще. По мнению Л.П. Крившенко, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения [132, с.284]. В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека"[14, с. 360]. Человек не является нравственным или безнравственным с рождения, он становится таковым в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ф.Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю" [126, с. 289]. "Мораль – это важничанье человека перед природой" [126, с.735]. Усвоение нравственных норм, подчинение своего поведения им, является не легкой задачей для взрослого человека, еще труднее оно представляется для ребенка. В связи с этим В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [153, с. 120].«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [153, с. 170]. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием. В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [84, с.198]. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Нравственно-эстетический потенциал чеченских этнопедагогических и культурных традиций

По мнению ученых-психологов И.Ф.Свадковского, М.Г.Яновской и др.[148, 192], опирающихся на возрастные особенности учащихся, наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, на основе которых происходит формирование нравственных представлений ребенка, является младший школьный возраст. Неоценимым источником этих знаний является народная педагогика, в частности, чеченского народа, которая зафиксирована в ее богатейшем культурном наследии.

В настоящее время в этнопедагогической, этнографической, исторической литературе появились научные труды о педагогическом наследии разных народов в вопросах воспитания будущих поколений, и в частности, в вопросах нравственного воспитания. Красной нитью в них проходит мысль о необходимости возрождения духовно – нравственного воспитания на народных традициях как самого крепкого фундамента процесса становления высоконравственной личности. «Народная педагогика, народное воспитание, народная мудрость воспитания, традиционная культура воспитания, традиционная педагогическая культура, составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры»[48,с.45]. Этот могучий пласт в последние десятилетия коренных преобразований в обществе оказался невостребованным, почти забытым. Между тем, необходимость опоры в воспитании на традиционную народную педагогику -один из постулатов теории духовно-нравственного воспитания классиков педагогической мысли – Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодняшние реалии в нашей стране таковы, что традиционная практика школьного воспитания не в состоянии полностью удовлетворить стремительно возрастающие потребности общества. Именно поэтому в формировании нравственных норм у подрастающего поколения следует опираться на лучшие традиционные этнопедагогические методы и приемы народа. Необходимость обращения к народной педагогике как неиссякаемому источнику духовности и нравственности ни у кого не вызывает сомнений, ибо именно нравственность больше, чем любая другая сфера духовности, обеспечивает социальную устойчивость человека в обществе, а вместе с тем - социальную стабильность в жизни общества. Культурное наследие любого народа всегда служило и служит фундаментом духовного развития последующих поколений, т.к. в нем собраны и сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению, поскольку обладают уникальной способностью «говорить» на одном языке человеку из далекой старины с далекими потомками – нашими современниками. Чеченцы испокон веков уделяли большое внимание нравственному становлению молодежи, ее приверженности национальным духовным ценностям, нормам и принципам народной этики. Накопленное на протяжении длительного времени трудом и творчеством разных поколений народа, выдержавшее испытание временем, культурное наследие чеченцев является неиссякаемым источником нравственно – эстетического воспитания новых и новых поколений. «Этническая культура чеченцев имеет не только локально-национальное, но и общечеловеческое значение. Тесно взаимодействуя с народами Кавказа и России, чеченцы через века пронесли свои этнокультурные ценности. Национальная культура чеченцев содержит в себе гуманный потенциал[4,с.26]. Необходимо отметить, что проблемы формирования и развития нравственно-эстетической культуры молодого поколения все больше находится в центре внимания руководства Чеченской Республики, соответствующих государственных учреждений, творческой интеллигенции. Несмотря на огромные сложности послевоенной жизни республики, многие проблемы развития материальной и духовной культуры здесь успешно решаются, восстановлены объекты культуры в г. Грозном – Государственный театрально-концертный зал, здание Чеченского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова, дворцы культуры «Оргтехника», «Химик»,здание Государственного музея им.А-Х. Кадырова.По всей Чеченской Республике построены на должном современном уровне здания. В развитие эстетической культуры молодежи вносят свой посильный вклад вновь восстановленные театры: Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова, Государственный русский драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, Чеченский государственный театр юного зрителя, Чеченский молодежный театр «Серло». Важнейшую роль в развитии эстетического сознания молодежи играет музыкальное искусство, и в этом процессе активность проявляют восстановленные после войны Государственная филармония Чеченской Республики, Государственный ансамбль танца «Вайнах», Государственный ансамбль песни и танца «Нохчо», Республиканский детский ансамбль песни и танца «Башлам» им. Х.Алиева, Союз композиторов ЧР, музыкальное отделение факультета искусств ЧГПИ, Государственный детский ансамбль песни и танца «Даймохк» им. М.Эсамбаева.Эти коллективы функционируют в детских дошкольных учреждениях, средних общеобразовательных школах, училищах, техникумах, высших учебных заведениях. Их значение в духовно эстетическом воспитании юношей и девушек в современный послевоенный период трудно переоценить, поэтому приобщение детей во внеурочное время к этим истокам народной культуры – важная часть нравственно эстетического воспитания младших школьников. Частыми гостями Национального музея являются младшие школьники, не только городских школ, но и всей республики. Рассматривая этнопедагогическое содержание основных компонентов культурного наследия чеченцев, будем исходить из структуры этнокультуры вообще, о которой говорилось выше. Отметим, что этнопедагогическое наследие чеченского народа настолько глубоко и обширно, что его полный анализ с точки зрения потенциала для нравственно-эстетического воспитания потребовал бы отдельного исследования. Мы остановимся только на самых, на наш взгляд, эффективных и перспективных, с педагогической точки зрения, компонентах.

В соответствии со структурой этнокультуры, обозначим следующие основные компоненты культурного наследия чеченцев, в которых воплотились представления народа о духовности и нравственности: 1) этнофилологический: родной язык; устное народное творчество (песни, эпос, легенды, пословицы, поговорки, сказки); 2) этнохудожественный: произведения народного искусства; народное декоративно-прикладное творчество (кузнечное дело, чеканка, выделка оружия, ковроткачество, ювелирные украшения, посуда, гончарные изделия; художественная обработка камня, дерева, кости, серебра, выделка кож, шитье, плетение из тростника и лозы); игра; эстетика архитектуры; хореографическая эстетика; бытовая эстетика (эстетика жилого помещения, вещей, одежды, украшений); 3) поведенческий: отношение к женщине; этика семейных отношений; народный эстетический идеал; эстетика народных обычаев и традиций; 4) мировоззренческий: мировоззренческий конструкт «нохчалла»; соотнесенность с прошлым, настоящим и будущим, реализуемая в чувстве ответственности; традиция почитания предков, уважения к своему роду, знание своих истоков, корней как основа тайпового мировоззрения; нравственная категория «гIиллакх»; военно-патриотическое воспитание, чувство долга; культ мужского начала «къонах»; эстетика окружающей природы.

Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания

Для того, чтобы система нравственно-эстетического воспитания функционировала, необходимо создать определенные педагогические условия. Система педагогических условий реализации системы нравственно-эстетического воспитания младших школьников отражает целостность и непрерывность формирования личности учащихся в процессе освоения региональной культуры и включает в себя три вида условий: целе-ориентационные; ценностно-содержательные и психолого-методические. Общественно-экономические преобразования на современном этапе предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения, так как общество находится в условиях духовного обнищания, пропаганда средствами массовой информации не лучших образцов поведения. Возрождение прогрессивных этнопедагогических традиций воспитания, уровень и само содержание воспитательной работы с учащимися младших классов приобретает на данном этапе большое значение. Целе-ориентационные педагогические условия связаны с целеполаганием, формированием тех личностных и предметных компетентностей, на которые ориентирована система нравственно-эстетического воспитания. Под целе-ориентационными педагогическими условиями реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы мы понимаем: ориентацию образовательного процесса на развитие личности учащихся начальной школы как будущего носителя и творца региональной культуры; ориентацию образовательного процесса на осознание ценностей региональной культуры как личностнозначимых в процессе становления личности. Чувство причастности к национальной культуре способствует пробуждению национальной гордости и достоинства личности. Это, в свою очередь, является важной составляющей процесса воспитания и способствует формированию у личности системы национальных ценностей, основу которых составляют духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому, особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения с нравственными нормами общества недостаточно, необходимо в совместных воспитательных действиях педагогов и родителей формировать нравственные качества, устойчивость к неблагоприятным и негативным условиям, которые в последующем станут основой для нравственных поступков. Содержание этнопедагогики чеченцев, формы и методы воспитания подрастающего поколения основаны на мудрости и жизненном опыте представителей старших поколений, они вырабатывались на протяжении веков, поэтому их использование дает эффективные результаты. В современных общественно - политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобщения детей к процессу творчества. При этом, чем разнообразнее материал приобщения, тем интерес у детей возрастает. Сам объект изучения и познания, будь то вышивка, ткачество, лепка, роспись по ткани становится важным фактором постижения уровня мастерства на основе системного обучения, который включает в себя совокупность теоретических и практических знаний, куда входит и история. Историческая преемственность, являясь одним из условий общественного прогресса, дает возможность подрастающим поколениям овладеть, развить и обогатить все то лучшее в духовно-нравственной сфере, что было создано до них. Известно, что фундаментом нравственного воспитания является усвоение простых норм морали, в процессе чего вырабатываются нравственные качества, переходя затем в убеждения. Чем меньше возраст у ребенка, тем больше внимания надо обратить на воспитание таких качеств, как честность, скромность, трудолюбие, уважение к окружающим, особенно к старшим. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы эти нравственные нормы проникли в души детей и стали для них субъективно значимыми. Человеческие ценности, кроме накопления нравственных и духовных ценностей, предполагают формирование у подрастающих поколений способности создавать новые системы ценностных отношений между людьми. Ценностно-содержательные педагогические условия связаны содержательной стороной учебно-воспитательного процесса, его информационной составляющей, этнопедагогическими и этнокультурными компонентами. Создание ценностно-содержательных педагогических условий означает: включение особенностей этнопедагогической системы чеченцев в образовательный процесс как неотъемлемого содержательного компонента; отбор и структурирование ценностей и традиций региональной этнопедагогической культуры; отражение в содержании образования учащихся начальной школы самобытности и уникальности региональной этнопедагогической культуры во взаимосвязи с российской и мировой; раскрытие внутренних связей между современной социокультурной ситуацией в регионе и культурологическими предпосылками ее формирования на примере использования регионально-художественных материалов.

В ситуации глубокого кризиса духовности, в которой оказалась наша страна в результате глобальных изменений в общественно-политическом устройстве, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач педагогического процесса, приобретает особую значимость. Как свидетельствуют результаты данного исследования, чеченская этнопедагогика обладает богатым нравственно-эстетическим потенциалом, однако педагогическими коллективами школ республики недостаточно используются богатейшие возможности народной педагогики в практике школьного воспитания, в частности, младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа по реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся в начальной школе

Опытно-экспериментальная работа была направлена на реализацию разработанной нами в теоретической части исследования системы нравственно-эстетического воспитания на основе выделенных нами основных компонентов этнокультурного наследия чеченцев и структурно функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство», в рамках которой реализуется нравственно-эстетическое воспитание. Опытно-экспериментальная работа в исследовании была направлена на реализацию нравственно-эстетического воспитания как компонента разработанной модели учебно-воспитательного процесса на основе выделенных нами основных компонентов этнокультурного наследия чеченцев. Разработанная модель учебно-воспитательного процесса была реализована в ходе экспериментальной работы, которая проводилась на базе СОШ №14, СОШ № 48 (учащиеся начальных классов) г. Грозного; МОУ «Фрунзенская СОШ» Наурского района Чеченской республики. В организации опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определение контрольной и экспериментальной групп с целью проведения опытно-экспериментального обучения дисциплине «Изобразительное искусство». 2. Диагностика начального уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальной школы. 3. Диагностика начального уровня знаний компонентов этнокультурного наследия чеченцев у младших школьников. 4. Реализация разработанной структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство». 5. Внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы компонентов этнокультурного наследия чеченцев в рамках реализации разработанной системы нравственно-эстетического воспитания. 6. Диагностика итогового уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся начальной школы в результате внедрения разработанной модели. 7. Анкетирование учителей. 8. Анкетирование родителей. Опытно-экспериментальное исследование проходило в несколько этапов: 1) 1 этап – констатирующий; цель данного этапа представляет собой определение уровня сформированности нравственно-эстетических норм и ориентиров у младших школьников; а также изучение опыта учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников; 2) 2 этап – формирующий; цель второго этапа состоит в развитии сформированных нравственно-эстетических норм и ориентиров младших школьников в процессе реализации разработанной структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство»; 3) 3 этап – констатирующий: на данном этапе мы определяли эффективность внедренной структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство» с помощью сопоставления данных, полученных на первом этапе, с данными, полученными после проведения формирующего эксперимента. На первом, констатирующем этапе из 230 учащихся начальных классов были сформированы равнозначные по всем показателям (пол, возраст, состав семьи школьников и т.д.) контрольная (КГ) (80 чел.) и экспериментальная (ЭГ)(150 чел.) группы с целью проведения опытно-экспериментального обучения дисциплине «Изобразительное искусство». Диагностика начального уровня нравственно-эстетической воспитанности осуществлялась с использованием комплексной «Методики определения уровня воспитанности у учащихся начальной школы», разработанной Н.Н. Сорокиной, Л.Д. Прокопьевой и И.Г. Вольф, диагностика знания учащимися компонентов этнокультурного наследия чеченцев осуществлялась с использованием анкет, разработанных автором, представленных в Приложении. В результате диагностики был определен начальный уровень сформированности нравственно-эстетических норм и ориентиров у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах. Определенные критерии и уровни воспитанности (высокий, хороший, средний, низкий) легли в основу дальнейшего исследования.

Первый, констатирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на диагностику начального уровня нравственной воспитанности в контрольной и экспериментальной группах, которая осуществлялась посредством методики «Как поступать?», предназначенной для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам[67] (Приложение11).Результаты диагностики представлены в Таблице 1. В результате диагностики был определен начальный уровень сформированности нравственно-эстетических норм и ориентиров у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах.Определенные критерии и уровни воспитанности (высокий, хороший, средний, низкий) легли в основу дальнейшего исследования. Далее последовал второй, формирующий этап опытно экспериментальной работы, цель которого состояла в развитии установленных в результате констатирующего эксперимента нравственно эстетических норм и ориентиров младших школьников в процессе реализации системы нравственно-эстетического воспитания в рамках разработанной структурно-функциональной модели учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Изобразительное искусство». Основной формирующий эксперимент проходил в течение 2006-2012 годов на базе трех школ республики. Дальнейшая работа по реализации воспитательного потенциала нравственных норм и формирования ключевых нравственных норм у детей младшего школьного возраста проектировалась с учетом результатов диагностики нравственной воспитанности школьников. В контрольной группе учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Изобразительное искусство» осуществлялся по традиционной программе, традиционными для начальной школы методами обучения без использования компонентов этнокультурного наследия чеченцев. В экспериментальных группах обучение дисциплине «Изобразительное искусство» было реализовано по разработанной автором исследования экспериментальной программе, с использованием разработанных учебных пособий и этнофилологического, этнохудожественного, поведенческого и мировоззренческого компонентов этнокультурного наследия чеченцев. На их основе определились и реализовывались в экспериментальной группе соответствующие учебно-воспитательные задачи и мероприятия, способствующие более глубокому ознакомлению и усвоению нравственно-эстетических норм.

В экспериментальных реализация учебно-воспитательного процесса осуществлялась в рамках разработанной нами модели. Реализуя предложенную нами систему нравственно-эстетического воспитания, учителя в экспериментальных классах вели беседы о скромности, добре, отзывчивости, честности, справедливости, об отношении к старшим и младшим, о негативных понятиях: злости, лени, лжи и.т.д. При этом они привлекали в качестве примеров героев эпоса, народных песен, сказаний, сказок. Учителя начальных классов экспериментальных школ в учебно-воспитательном процессе подробно знакомят учащихся с обычаями и традициями чеченского народа, с некоторыми моментами народной жизни в качестве дополнительного материала. В начальной школе закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью и большим миром искусства. Очень важно именно в этот период накопления информации закрепить в памяти детей, наряду с произведениями зарубежного и российского искусства, произведения чеченских мастеров. Поэтому учащиеся экспериментальных школ занимались по разработанным нами учебникам по изобразительному искусству, допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в экспериментальном формате «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» для 1 - 4 классов в 70 школах Чеченской Республики. Дети углубленно знакомятся с историей искусства на основе отечественной, национальной, культурной традиции, наследия российской и мировой культуры.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы на основе региональных этнопедагогических традиций