Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы Мустафаева, Аида Рафиковна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафаева, Аида Рафиковна. Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мустафаева Аида Рафиковна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2013.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/265

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформы, проводимые в России в последние годы развития общества, изменили общественное мнение о качестве образования и воспитания молодежи. Современное общество идет по пути поиска многими россиянами своей национальной особенности, культурной идентичности, сопровождающихся надеждами, сомнениями, ожиданиями, связанными со свободой развития человеческих возможностей и способностей. В связи с этим общество требует от образования тесного взаимодействия с другими институтами общественного воспитания поиска путей улучшения нравов, уважения к менталитету и нормам социальной жизни своего народа, открытости взаимоотношений между представителями разных народов страны. Это требование выражено в официальных документах государства об образовании, в которых одной из основных задач школы определено сохранение, защита и развитие национальных культурных традиций и норм социальной жизни.

Известно, что многонациональное, полиэтничное общество играет ключевую роль в воспитании молодежи с использованием вековых нравственных традиций, что является надежным противодействием разрушительным силам национализма и массовой разъединительной культуры. Но в связи с трудной и противоречивой политической, экономической и культурной обстановкой в стране в эпоху социальных перемен проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в общественном воспитании осложняется рядом негативных факторов. В числе основных факторов выступают экономическая и социальная нестабильность общественного развития. Но более существенное влияние на молодежь имеет социокультурный фактор, связанный с ценностно-нормативной неопределенностью, ухудшением общей культуры и нарушением адаптационных возможностей. Традиционные духовно-нравственные ценности девальвируются и вытесняются групповыми интересами и желаниями, разрушается система нравственных норм социальной жизни, наблюдается хаос мнений по отношению к новым ценностям жизни. В этих условиях молодой человек теряет привычные ориентации, чувство опоры на свои традиционные корни, утрачивает связи с обществом. Усиливается риск социальной дезориентации, бездуховной жизни, потери духовной связи со своим народом, непонимания культурных различий и норм межэтнического взаимодействия.

Но эта проблема настолько сложна, что постоянно привлекала внимания исследователей. В известных в педагогической теории исследованиях выявлены сущность и специфика разных аспектов проблемы духовно нравственного воспитания молодежи.

Так широкое признание получили идеи и результаты исследований в аспекте воспитания молодежи как «человека мира», основанных на идеях мира, безопасности, межнационального сотрудничества, взаимного доверия и общенациональных духовно-нравственных ценностей (Г.Д.Дмитриев, М.В.

Кабатченко, Г.Б.Корнетов, В.Н.Цатуров и др.). Одним из вариаций такого подхода к решению проблемы гуманного воспитания можно считать идеи педагогики ненасилия, разрабатываемые В.И Валеевым, Г.Н.Волковым, А.Н. Нюдюрмагомедовым, Т.Н.Петровой, В.А.Ситаровым, Я.И.Ханбиковой и др.

Во многих педагогических исследованиях (Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, А.М.Магомедов, В.В.Макаев, Ш.А.Мирзоев, Л.Л.Супрунова и др.) возможности качественного улучшения нравов молодежи связывают с облагораживанием поликультурной социальной среды.

Для решения проблемы межнациональных отношений среди молодежи строят и региональные программы разработки национального компонента содержания образования, использования в воспитании детей специфики этнического сознания, народных традиций и обычаев, потенциала этнопедаго-гики (А.А.Агаев, Б.Ш.Алиева, И.А.Арабов, Л.М.Дробижева, Г.И.Магомедов Т.Г.Саидов, З.Я.Якубов и др.)

Психологические особенности данной проблемы раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.Е.Залесского, И.С.Кона, А.НЛеонтьева, А.В.Петровского, К.К. Платонова, С.Л.Рубинштейна и других ученых. В частности в этих исследованиях раскрываются особенности нравственного воспитания подростков в разных этнических группах.

Целостный, интегративный подход как изучение нравственной позиции молодежи встречается в исследованиях В.А. Арамавичюте, В.Г. Алексеевой, Л.Б. Волченко, С.Л. Копотева, Н.Н. Крылова, Э.Ю. Мартишаускене, Г.И. Ру-мыниной, В.В. Хахалевой, Р.Г. Яновского и других.

Несмотря на широту педагогических исследований, и предпринимаемых социальных мер по оздоровлению социального поведения детей и молодежи, в практике социальной жизни они предпочитают образцы поведения, насаждаемые массовой культурой. Анализ научных исследований и практики духовно-нравственного поведения молодежи позволяет выделить рад актуальных противоречий в подходах к формированию межэтничных взаимоотношений в социальной жизни детей и молодежи:

в этнопедагогических исследованиях предлагают возвращения к традициям социальной жизни народов, а в обществе идут интенсивные этноре-лятивистские процессы, которые делают такой возврат невозможным;

принципы единого образовательного пространства во всех регионах России требуют единых нравственных ценностей, а социальная жизнь в регионах невозможна без учета специфики традиционной жизни отдельных народов, проживающих на разных территориях;

- при явной актуальности проблем поликультурного воспитания еще
не разработаны средства и методическое обеспечение интеграции специфи
ческих особенностей традиционной социальной жизни этносов в общена
циональные духовно-нравственные ценности.

Актуальность решения этих социальных и педагогических проблем стала основанием выбора темы исследования: «Нравственное воспитание подростков в полиэтничнои среде школы».

Объект исследования - процесс нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования - формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничнои среде школы.

Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничнои среде школы.

Гипотеза исследования. Формирование нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничнои среде школы будет эффективным, если:

будет выявлен характер отношения педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничнои школьной среды;

существенные связи компонентов межэтнического взаимодействия подростков будут выявлены в модели и программе духовно-нравственного воспитания.

- будут выявлены педагогические условия тренинга нравственных
взаимоотношений подростков в технологиях имитации традиций социальной
жизни этносов;

- для оценки позитивных изменений в нравственной позиции подрост
ков будут использованы адекватные критерии мониторинга.

В соответствии с целью и гипотетическими положениями сформулированы следующие задачи исследования:

1. Теоретическое обоснование сущности и характера духовно- нравственных отношений школьников в полиэтничнои среде.

2.Выявление и оценка характера отношений педагогов и подростков к нравственным ценностям полиэтничнои среды.

  1. Моделирование новой полиэтничнои среды и разработка программы формирования нравственных взаимоотношений подростков в этой среде.

  2. Выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий нравственного воспитания подростков в полиэтничнои среде школы.

Методологической основой исследовании являются: основные принципы этнопедагогики (И.А.Арабов, Г.Н.Волков, З.Т.Гасанов, Г. Тайчи-нов и др.), теория и модели межкультурной коммуникации (М. Беннет, З.Т. Гасанов, А.П. Садохин, Л.Л.Супрунова и др.), концепции использования особенностей национального сознания в образовании (В .Г. Алексеева, Г.Д. Дмитриев, Э.Г Исаева, Г.И. Кислова, А.Н.Нюдюрмагомедов, В.Н. Цатуров и др.), теории организации социокультурной среды (Ф. Зимбордо, A.M. Магомедов, В. Тишков, А.Фернхейм и др.), психологические особенности сознания подростков (В.Г.Дорохина, Л.И.Воробьева, И.С. Кон, В:А.Петровский, А.А.Реан, Д.И.Фелдштейн и др).

При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:

изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;

изучение и обобщение передового педагогического опыта;

социологические методы (наблюдение, беседа, дискуссия, тестирование, интервью);

педагогический эксперимент;

математическая обработка результатов исследования.

имитационный тренинг социокультурной жизни

многолетнее монографическое исследование проблемы в работе автора.

Исследование осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе исследования (20082009г) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного образования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана концептуальная модель формирования нравственных качеств (на примере полиэтничного региона Дагестана).

Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию социальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.

На втором этапе (2010г.) была разработана модель и программа духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде. На этом этапе были разработаны тренинги традиционной социальной жизни народов Дагестана для эксперимента.

На третьем этапе (2010 — 2011г) осуществлялась практическая реализация опытно-экспериментальной работы на базе СОШ №5, № 33, № 26 г. Махачкалы Мискинджинской сельской средней школе Докузпаринского района, в процессе которой практически проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников в полиэтничной среде школы.

На четвертом этапе (2011-2012 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ.

Научная новизна исследования:

  1. Доказано, что естественное стремление подростков к групповой консолидации можно продуктивно использовать в их взаимопонимании и взаимной поддержке в межэтничной школьной среде.

  2. На основе существенных связей компонентов в модели нравственного воспитания в полиэтничной среде составлена и реализована программа формирования межэтнических взаимоотношений подростков.

  1. Выявлены эффективные условия нравственного воспитания подростков и их готовности к межэтническому взаимодействию в полиэтничной среде.

  2. Доказано, что формирование готовности учащихся к межэтническому взаимодействию возможно только основе твердой этнической идентичности и способности подростков в достойном представлении и защите ценностей традиционной жизни своего народа в общении с представителями других этносов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что этнические нравственные ценности определены как основа формирования межэтнических взаимоотношений; установлена аналогия между групповой солидарностью подростков и характером их взаимоотношений в полиэтничной среде; разработаны типы педагогических ситуаций, позволяющих раскрывать воспитательный потенциал нравственных ценностей в учебных дисциплинах гуманитарного цикла; разработаны критерии оценки и формы мониторинга процесса становления нравственной позиции подростков в полиэтничных группах учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в использовании методических рекомендаций по исследованию народных нравственных традиций во взаимоотношениях подростков в полиэтнической среде школы. Разработанные и апробированные в работе тренинги подростков в имитационных событиях традиционной социальной жизни помогут классным руководителям, учителям, и организаторам внеучебной деятельности в повышении качества воспитательной работы в подростковых классах

Рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки учащихся высших и средних педагогических учебных заведений с целью воспитания межэтнических отношений и межкультурной коммуникации. Работа содержит большой объём информации по использованию народных традиций в формировании региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена тем, что автор руководствовался научными методами, теориями и концепциями, адекватными предмету исследования. В эмпирической части работы использованы тренинги-аналоги веками испытанных форм событий традиционной социальной жизни народов Дагестана. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились на ежегодных отчетах на кафедре, выступлениях автора на заседаниях методических объединений учителей школ, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Автор участвовал и выступал с докладами на Международной конференции (Таганрог 2010), пяти Всероссийских конференциях (Москва, 2008, 2009, 2010 и Махачкала, 2009) и трех межвузовских конференциях (Махачкала, 2008, 2009, 2010).

Основные научные положения исследования обнародованы в опубликованных двадцати четырех статьях автора.

На защиту выносится следующие положения:

  1. Нравственный потенциал традиционных событий социальной жизни и культуры народов Дагестана, на основе которых разработаны тренинги взаимоотношений подростков в полиэтничнои среде школы.

  2. Модель нравственного воспитания подростков в полиэтничнои среде школы, раскрывающая существенные связи компонентов: взаимодействия педагогов, учащихся и этнических нравственных ценностей, методологических основ и принципов, цели и задач, методов, технологий и условий организации полиэтничнои среды и критериев оценки результатов.

  3. Программа формирования нравственных взаимоотношений подростков в полиэтничнои среде школы, включающая:

- приобщение подростков к нравственным ценностям традиционной
самобытной жизни своего этноса.

тренинг подростков в нормах нравственных отношений в полиэтнич-ных группах.

использование ситуаций традиционной социальной жизни на уроках по предметам гуманитарного цикла;

дискуссии подростков по проблемам этнорелятивизма в этнических нравственных традициях и их взаимодействии с ценностями массовой культуры;

формы сотрудничества с институтами общественного воспитания (семья, молодежные и культурные центры, советы ветеранов).

4. Критерии оценки уровня сформированное нравственных взаимо
отношений подростков в полиэтничнои среде: этническая и гражданская
идентичность; способность к презентации и защите нравственных ценностей
своего этноса в своем поведении; способность в построении своего толерант
ного поведения в отношениях с представителями иных этносов в школьной
среде; готовность к освоению форм социальной жизни в полиэтничнои среде.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание подростков в полиэтничной среде школы