Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Видт Ирина Евгеньевна

Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе)
<
Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Видт Ирина Евгеньевна. Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2003 381 c. РГБ ОД, 71:04-13/57

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Образование как подсистема культуры и механизм культурогенеза 27

1.1- Педагогическая интерпретация концепции культуры 27

1.2. Морфология культуры как системы 34

1.2.1.. Содержательные и эпистемические компоненты культуры 34

1.2.2.Классификация культуры 38

1.2.3. Культурная эволюция и полихронность культурного пространства 49

1.3. Педагогическая культурология как методология социокультурного

воспроизводства 53

1,3.1. Место педагогической культурологии в контексте социальной культурологии 53

13.2. Педагогическая культура: ее сущность, структура, содержание и субъекты 59

1.4. Типы культуры и типы образовании 75

1.4.1. Критерии выделения типов культуры 75

1А2. Архаичная культура и традиционная модель образования 77

1.4.3. Индустриальная культура и инструктивная модель образования 83

1.4.4. Постиндустриальная культура и креативная модель образования», 92

1.4.5. Механизм эволюции образовательных моделей 99

1.5. Эволюция типов культуры и образовательных моделей в локосе и хроносе 104

1.5.1- Античность: культура и образование , 105

1.5.2. Культура и образование в Европе 112

1.5.3. Культурная эволюция России и специфика развития образования.- 121

Выводы по первой главе 142

ГЛАВА 2. Образование эпохи постиндустриализма: стратегия и практика реализации 146

2.1. Признаки постиндустриальной культурной эпохи как основа образовательной модели 146

2,1 Л, Ситуация в современном образовании как отражение переходного периода в культурной эволюции 146

2.1.2. Характеристики постиндустриальной культуры как стратегические ориентиры модернизации образования 153

2.2 Научно-практическое обоснование культуросообразной модели образования 161

2.2. К Этапы складывания модели образования, адекватной постиндустриальной культуре 161

2.2.2- Уровни разработки и реализации культуросообразной модели образования ,,, 177

2.3. Цель образования в постиндустриальной культуре 190

2.4. Содержание образования креативной модели 206

2.4.1. Общие характеристики и закономерности сменяемости содержания образования 206

2.4.2- Универсальные знания как ядро содержания образования креативной модели 213

2,5.Учитель в постиндустриальной культуре 218

Выводы по второй главе 231

ГЛАВА 3. Организационно-методическое и психодиагностическое обеспечение образования постиндустриальной культуры 235

3.1 Реализация креативной модели образования (этап прогнозирования и проектирования) 235

3.2. Культурологические концепции блочного преподавания (этап программирования) 244

3.2.1. Концепция преподавания обществоведческих дисциплин 245

3.2.2. Концепция преподавания лингвистических дисциплин 250

3.2.3. Содержание образования краеведческого направления 258

3.3. Варианты культуросообразной модели образования 261

3.4. Диагностика в условиях модели образования, сообразной постиндустриальной культуре 288

3.4.1.. Методологические основы диагностического комплекса по определению типа самосознания учащихся (ТСУ) 288

3.4.2 Алгоритм типологизции диагностических параметров для определения типа самосознания учащихся 296

3.4.3. Описание диагностической модели 302

3.5. Практика реализации диагностического комплекса 305

3.5.1. Описание организации исследования с различными субъектами образовательного процесса 305

3.5.2. Результаты диагностики и их интерпретация 308

3.6. Мониторинг социального самосознания 313

Выводы но третьей главе 320

Заключение- 322

Библиография 330

Приложения 345

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризисное состояние системы образования, попытки его реформирования в последние десятилетия - факт, который требует анализа не только «изнутри» проблемы, но и в контексте взаимодействия с другими элементами системы общественных отношений. Поэтому в педагогической науке возникло направление, рассматривающее связи образования с другими подсистемами, в рамках которого актуализировался вопрос о соотношении образования и культуры.

Кризис образования стал рассматриваться в контексте общемировой тенденции становления постиндустриальной культуры как очередного этапа культурогенеза, сопровождаемый глобальными катаклизмами, вызванными «конфликтом между умирающей цивилизацией индустриализма и зарождающейся цивилизацией постиндустриализма»* (Д. Белл, Дж. Гвишиани, А. Тоффлер и др.). Специалисты в этой области, начиная с теоретиков Римского Клуба, авторитетно заявляют, что потенциально этот конфликт содержит в себе скрытый порядок, смысл которого - неизбежность перехода в новую постиндустриальную эпоху. «Как только мы поймем, что ожесточенная борьба бушует сейчас меящу теми, кто пытается сохранить индустриализм, и теми, юго старается искоренить его, мы получим новый ключ к пониманию нашего мира. Важно, сможем ли мы „. выработать политику для целой страны, стратегию для какой-либо корпорации... Для этого мы должны отличать мнения, которые служат сохранению старой цивилизации, от тех, которые облегчат приход новой»! - пишет А, Тоффлер (курсив наш).

С точки зрения теории систем, сложные исторические органические целостности (а культура таковой и является) содержат особые информационные структуры, которые, с одной стороны, обеспечивают управление системой, ее саморегуляцию, с другой стороны, будучи частью

1 Тоффлер А. Третья волна. МД999. С. 47.

*В дискурсе нашего исследования понятия «цивилизациям и «культура» рассматриваются как взаимозаменяемые.

целого, - несут в себе все его признаки, общую информацию о целом. Одной из таких систем для культуры является образование как способ передачи социокодов. Соотношение «общее - частное» определяет закономерность, согласно которой эволюция образования должна соответствовать основным фазам и характеристикам эволюции культуры.

Образование, являясь «производным» культуры, представляет собой ее определенную «проекцию» и в норме по своим морфо-эпистемическим характеристикам адекватно признакам породившей его культуры. Поэтому нынешний кризис образования - закономерное следствие, отражающее противоречие между образовательной моделью, служившей индустриальной культуре, и нарождающимися признаками культуры нового типа.

Характеризуя кризис образования, ученые отмечают, что «в современной ситуации педагогика, созданная во времена Я, А- Коменского и ориентированная на модель культуры как фабрики массового производства, которая с самого начала исходила из принципа усреднения знаний и их квантовой, временной раздачи по урокам, была хороша лишь для этой эпохи» (А. Г. Асмолов), что суть кризиса в «многократном расщеплении единого мировосприятия и миропонимания, дифференциации, размежевании и герметизации отдельных культурных сфер» (А- Е. Чучин-Русов). Так трактуют ситуацию в образовании и другие современные ученые - В, П. Борисснков, А. П. Валицкая, Э. Н, Гусинский, А, С, Запесоцкий, Б- Г- Корнетов, И, А. Колесникова, Ф. Т. Михайлов, В, М. Розин и др. Они отмечают «болевые» точки несоответствия существующей образовательной модели современной культурной эпохе, среди которых принципиально обращают на себя внимание, следующие.

Во-первых, при современной диверсификации форм и способов познавательной деятельности стало все более проблематичным «переводить» научные знания на язык школьных учебников. Объем знаний и количество

дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования.

Во-вторых, неоднородность социальности расширяет социально допустимый репертуар стратегий человеческой жизни в логике «и - и», тогда как архитектура педагогического пространства преимущественно основана на бинарной оппозиции (хорошо - плохо) и задает представления о «правильном», выстраивая структуру предпочтений в логике «или - или».

В-третьих, формирующийся ценностный плюрализм возвел в статус важнейшей ценности индивидуальность- Школа же, организуя образовательное пространство на коллективно-групповых началах, объективно не позволяет реализовываться индивидуальным траекториям развития личности ученика.

В-четвертых, модель образования индустриальной культуры
рациональна, как культура, ее породившая- На эту бездушную

рациональность в свое время сетовал О- Шпенглер, отмечая, что «мозг берет

бразды правления, потому что душа вышла в отставку». Рациональный подход обеспечил выделение базовых основ знаний и неестественное с точки зрения культурного единства разделение гуманитарного и естественнонаучного знания. Это, с одной стороны, порождает методологическую проблему типов такого выделения, с другой - не в полной мере использует педагогические возможности гуманитарных средств в развитии личности.

В-пятых^ существующая ныне модель образования нацелена на третий уровень развития психики человека (А- Н. Леонтьев) - уровень интеллекта, тогда как уровень сознания (четвертый - высший) остается не принципиальной целью и «осваивается» опосредованно, не благодаря, а часто вопреки организованной системе образования- В результате, освоив глубины знаний, человек, «не обремененный» рефлексией, стал опасен сам себе,

превратившись в образованного невежу. Произошло то, как уместно заметил
I Я. А. Береговой,3 за что Бог изгнал Адама и Еву из рая: вкусив яблоко, они

приобрели знание, осознать которое были еще не в состоянии. Нерефлексивно используя ядерную энергию, космические технологии и пр,, человек стал автором глобальных катаклизмов, поставив себя на грань вселенской катастрофы.

В-шестых^ образование индустриальной культуры по сути своей является
репродуктивным, что предполагает наличие двух иерархически подчиненных
друг другу звеньев: учитель - источник знания, а ученик - его «реципиент».
Такие исходные позиции по определению (донор-реципиент) не позволяют в
полной мере реализовать субъект-субъектный принцип обучения.
Сформированное в условиях иерархической зависимости сознание легко
поддается социальной манипуляции,
что являет собой огромную социальную
опасность в нынешних условиях,
Ш Таким образом, суть кризиса современного образования - исчерпанность

культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры. Поэтому перед обществом в целом и перед педагогами в частности возникла проблема приведения всех структурных звеньев образования в соответствие с признаками постиндустриальной культуры.

Методологической основой приведения образования в соответствие с актуальной культурой явились идея культуросообразности, выдвинутая в свое время Я. А, Коменским, И, Г, Песталоцци, и «опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинского. Полагаем, что именно они легли в основу так называемого культурологического подхода в образовании в 60-х гг. XX в. Его основатели (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н, Скаткин и др.) актуализировали проблему содерлсания образования. Им, по мнению его

л

2 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. С. 463. Береговой Я. А. За что бог изгнал ш рая Адама и Еву? //Магистр. 1995. № 3. С, 90.

авторов, должна стать не только наука, но педагогически адаптированная
щ культура в целом. В 60-70-х гг. активизировались поиски альтернативы

репродуктивному обучению и пути гуманизации школы: система В, А. Сухомлинского, развивающее обучение (Д. Б, Эльконин, В- В. Давыдов и др.), креативная со-деятельность ученика и учителя (В. Я, Ляудис), теория личностно-ориентированного образования (Н, А, Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.), педагогика сотрудничества (О, С. Газман и

др.).

Особым явлением в истории образования стал период 80-х гг., который
вошел в историю как «движение новаторов» (Ш. А. Амонашвили, В. Ф.
Шаталов, М. Н. Щетинин и др,). Вступая в противостояние с актуальной
педагогикой, они утверждали идеи, адекватные культуре нового типа. В этой
связи подвергается пересмотру роль и статус учителя как источника знаний. В
,, целом ряде исследований по творчеству педагога (С. А. Гильманов, В. И.

Щк Загвязинский, В, А. Кан-Калик, М. М. Поташник, В, А, Сластенин и др.)

разрабатываются стратегии освоения мотивирующей роли учителя посредством его творческой деятельности.

С 90-х гг, в России активизируется движение за утверждение новой структуры образовательного пространства. Реализуя положения Закона РФ «Об образовании» о вариативности педагогического пространства, возникает инновационное педагогическое движение, цель которого - поиск новых образовательных моделей, адекватных современным социокультурным условиям (В. С, Библер, В, А. Караковский, А. Н. Тубельский, Е, А. Ямбург и

ДР-)-

В научных исследованиях, посвященных анализу взаимодействия

культуры и образования, четко обозначились три направления. Первое

представлено педагогами, которые рассматривают культурогенезные функции

образования, их гуманистическую и этическую направленность (Е. В,

Бондаревская, А. П. Валицкая, М, Н. Дудина, Н. Н, Макарцева и др.)- Вторая

группа ученых - это, в основном, культурологи и философы - анализируют образование как культурный феномен, обосновывая методологический уровень понимания проблем соотношения образования и культуры (Б. С. Гершунский, А. С, Запесоцкий, Ф. Т- Михайлов, Е. В, Листвина и др.). Третье направление связано с обоснованием новой методологии педагогических исследований, основанное на позиции отечественной культурологии и западной антропологии, согласно которой человек, находясь на грани двух метасистем - природы и культуры - является субъектом культуры и всемирно-исторического процесса (В. Л, Бенин, В. Г, Безрогов, Г, Б. Корнетов, А- А, Макарсня, А. И- Чучин-Русов и др.)- Рассматривая сферу социального наследования и развития культурных программ - образование - как важнейшую функцию культуры, некоторые из них вводят понятие «педагогическая культурология».

Анализ «инновационного поля России» за последние 10-15 лет, личный опыт участия в экспериментальной деятельности образовательных учреждений позволяет говорить о том, что в педагогической практике идея культуросообразности тоже находит свое воплощение. Тот факт, что при достаточной мерс унифицированности, сегодняшнее образовательное пространство России имеет отдельные черты, соответствующие вызову новой культурной эпохи, - это результат поисков новой модели образования и практиками.

Однако, реализуя культурологические концепции на экспериментальных площадках г. Тюмени и Тюменской области, мы столкнулись с определенными трудностями, связанными с отсутствием механизмов «перевода» теоретических положений в область проектирования и программирования образовательного процесса- Вероятно, поэтому, как

отмечают сегодня многие ученые, «современный этап развития культуры пока не имеет адекватной педагогической системы».4

Полагаем, что это результат отсутствия научного обоснования механизмов эволюции образования, которые бы задали магистральное направление модернизации. Сегодня фактически нет работ, где бы комплексно рассматривались и методологические, и практические аспекты новой образовательной парадигмы, где бы был показан механизм становления системы образования, адекватной той или иной культурной эпохе, и, соответственно, стратегия и тактика становления образования в условиях культуры нового типа.

Исходя из этого мы сформулировали тему исследования: «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ».

Объект исследования: процесс эволюции моделей образования как подсистемы культуры в культурогенезе.

Предмет исследования: культурно-педагогические условия репрезентирования классификационных признаков культурных эпох в адекватные образовательные модели.

Гипотеза исследования:

Образование как подсистема культуры в том случае выполнит свои культурогенезные функции в переходный период от индустриальной к постиндустриальной культурной эпохе, если условия его модернизации будут соответствовать логике культуросообразности, а именно:

1. Обеспечат изоморфную адекватность образовательной модели
признакам постиндустриальной культуры.

2, Учтут полихронность культурного пространства современной России.

Запесоцкий А. С. Образование в условиях формирования культуры нового типа. М.: Наука, 2002. С. 10.

Первое условие предполагает создание креативной модели образования,
которая, отражая основные классификационные признаки

постиндустриализма, должна обеспечить формирование у учащихся способности к саморазвитию и самообразованию «через всю жизнь»; межкультурную толерантность и гуманистическую направленность доминирующих социальных ценностей, исходящих из постулата: «человек -творец культуры и субъект собственной жизнедеятельности».

Второе условие предполагает равноправное функционирование различных моделей образования, адекватных культурам различного типа (традиционная, инструктивная), в соответствии с культурной спецификой регионов и культурным возрастом социальных групп - заказчиков образовательных услуг.

Цель исследования: на основе выявления закономерностей эволюции образовательных моделей в культурогенезе разработать концептуальные основы и стратегию практической реализации образовательной модели, адекватной культурным реалиям постиндустриализма.

Задачи:
К Обосновать теоретические основы педагогической культурологии как
методологии социокультурного воспроизводства на основе

морфоэпистемических признаков культуры как системы.

2. Раскрыть сущность и структуру педагогической культуры,

3, Обосновать закономерности сменяемости образовательных моделей в
соответствии с культурными эпохами, показать функции образования в
культурной эволюции.

4- Смоделировать вариант репрезентации признаков

постиндустриальной культуры в образовательную сферу и на основе этого разработать стратегию и методику реализации образовательной модели, адекватной культуре нового типа.

  1. Обосновать полихронный характер культуры современной России и разработать культуросообразные основы структурирования образовательного пространства.

  2. Разработать диагностическую концепцию, адекватную современной модели образования.

Методологическая основа исследования:

Исследование выполнено в логике синергетического подхода, позволяющего рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему (И. Р. Пригожин и др.), и в контексте антропо-социальных культурологических концепций (А- Я. Гуревич, Ю- М Лотман, П. Сорокин, Б. С Степин и др.)-Становление концептуальных позиций опиралось:

в культурологическом аспекте на:

- культурно-историческую антропологию, обосновывающую
универсальность законов для наук о природе, человеке и обществе (К. Леви-
Стросс, В. Я. Пропп и др.);

- меиталеориентированную концепцию исторического процесса,
обоснованную представителями французской школы «Анналов» (М- Блок, Л.
Фсвр и другие и их последователями в России — Ю. Н- Афанасьев, А- Я.
Гуревичидр.);

идеи североамериканской антропологической школы о трех типах культуры и трех типах передачи знаний: конфигуративного, префигуративного, постфигуративного (М. Мид);

концепцию полихронности культурного пространства (А. Я, Гуревич, Ю. М. Лотман, И. Г.Яковенко и др.);

- концепцию социокультурной модернизации (А. С. Ахиезер);
в психологическом на:

- концепцию единства сознания и деятельности (А- Н, Леонтьев, С. Л,
Рубинштейн и др.);

- культурно-историческую концепцию развития психики (Л. С.
Выготский, А- Р. Лурия и др.);

- концепцию сознания и самосознания (В. М. Алахвердов, В, П.
Зинченко, И- С. Кон, В. В, Сталин и др.);

в социологическом на:

концепцию о социотропных основах эволюции сознания (французская социологическая школа — Э. Дюркгейм, Л, Леви-Брголь);

концепцию индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, Д. Гвишиани, Г\ Маркузе, С. Микулинский, А- Тоффлери др.);

в педагогическом на:

общую методологию педагогической науки (В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, И, Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);

идеи педагогической антропологии (А. А, Макареня, К. Д. Ушинский и

дрО;

- методологию инновационной деятельности (В, И. Загвязинский, В. Я.
Ляудис и др.).

Методика исследования носила комплексный характер* Использовались
общетеоретические методы: сравнительный анализ философской,
культурологической, антропологической, историко-этнографической,

историко-педагогической, психологической литературы, относящейся непосредственно или опосредованно к исследуемой проблеме; культурологический анализ пакета государственных документов, определяющих политику и практику реформирования и модернизации образования; анализ и обобщение опыта инновационных и массовых школ России, отрабатывающих культуросообразную модель образования; систематизация и сравнительный анализ инновационных проектов, направленных на отработку конкретных механизмов придания образованию культуросообразного характера; моделирование на основе выявления основных признаков культурной эпохи и адекватного репрезентирования их в

образовании; проектирование и опыт обобщения реализации проектов; эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, контент-анализ, психологическое и социологическое анкетирование и тестирование-Научная новизна:

1. Дана культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей, которая позволила констатировать факт изоморфности культуры и образования и сформулировать закономерности эволюции образовательных моделей, состоящие в том, что признаки культуры репрезентируются в признаках образовательной модели. Это позволяет определить стратегию проектирования образовательной модели постиндустриальной культуры, суть которой в том, что модернизация должна содействовать репрезентированию морфо-эпистемических признаков постиндустриальной культуры в образовательном пространстве.

2- Установлен механизм взаимовлияния культуры и образования, который заключается в том, что, являясь подсистемой культуры, оно, с одной стороны, несет в себе все признаки актуальной культурной эпохи, с другой стороны, формируя сознание субъекта культуры - человека, который способен осуществлять культурные программы будущего, образование становится механизмом культурогенеза.

  1. Обоснован феномен педагогической культуры, его сущность и структура. Педагогическая культура, обеспечивая способ социального наследования, актуализирует социально-педагогический идеал конкретной культурной эпохи (субъекта актуальной культуры), вбирает в себя адекватные способы и методы передачи культурного социокода, «распредмечивая» его для каждого следующего поколения.

  2. Показан механизм культурной эволюции и изоморфный ей механизм эволюции образовательных моделей, который заключается в поэтапной смене компонентов культуры, в логике перехода актуального компонента в традиционный, а инновационного в актуальный (см, схему 3).

5, Разработаны теоретические основы педагогической культурологии как методологии социокультурного воспроизводства, которая на фундаментальном уровне рассматривает образование как феномен культуры; на антропологическом - показывает генезис сознания субъекта культуры в культурно-образовательных средах; на прикладном - разрабатывает варианты практической организации культурно-образовательной практики.

б- Дана педагогическая интерпретация факта полихронности культурного пространства, заключающаяся в том, что модели образования, сложившиеся в предшествующие культурные эпохи, должны сосуществовать с актуальной моделью в силу того, что в культурном пространстве соседствуют субъекты «различного культурного возраста». Полихронность культурного пространства требует культуросообразной вариативности в образовании, то есть сохранения разных моделей образования в соответствии с культурным потенциалом его реципиентов. Теоретическая значимость:

  1. Разработаны основы педагогической культурологии как теории и методологии социокультурного воспроизводства на фундаментальном, антропологическом и прикладном уровнях.

  2. Определены методологические основы и базовые черты культуросообразной модели образования, адекватной постиндустриальной культуре, на основе принципа изоморфности культуры и образования.

  3. Разработана стратегия и концептуально обоснована система условий, способов и форм структурирования образовательного пространства и в целом педагогической инфраструктуры, адекватные требованиям современной культуры,

  4. Разработаны механизмы реализации на практике теоретических положений культуросообразного образования через процедуры прогнозирования, проектирования и программирования.

5, Разработана и апробирована диагностическая концепция и адекватный инструментарий по мониторингу эволюции сознания учащегося как субъекта культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке разделов
программ развития образования отдельных регионов на культурологической
основе (Программа развития образования ЯНАО, Программа развитая
образования г. Ханты-Мансийска, Программа развития образования
Березовского района ХМАО); в разработке и внедрении
менталеориентированных диагностических методик и диагностического
комплекса, позволяющего отслеживать динамику сформированное сознания
учащихся; в подготовке программы и учебного пособия по курсу
«Педагогическая культурология», программ «Этнопедагогика»,

«Индивидуальность педагога»; в разработке ряда концепций для образовательных учреждений, реализующих культурологическую модель образования (школа с углубленным изучением краеведения № 39, Гимназия российской культуры при ТГИМЭУП, Центр эстетического развития детей «В доме Буркова» (г. Тюмень), школа № 8 г. Ханты-Мансийска); в возможности целенаправленного и массового использования полученных результатов и рекомендаций для всего образовательного пространства России.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась

обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам; личным участием автора в многолетней опытно-экспериментальной работе в различных типах образовательных учреждений в роли научного консультанта или руководителя (общеобразовательная массовая школа, профильная школа, гимназия, социально-педагогический комплекс, Центр эстетического развития дошкольников и др.), посредством сотрудничества с органами управления образованием разного уровня (район, город, область, округ); подтверждена результатами экспериментальной деятельности в ряде

образовательных учреждений, имевших статус экспериментальной площадки и систематически проходивших экспертизу.

Этапы исследования. Исследование включало 5 этапов.

/ этап (1995-1996 гг.) - опытно-поисковый, в процессе которого нарабатывался опыт непосредственной работы в средних учебных заведениях системы образования, начавших поиск новых подходов к проектированию моделей образования. Это был период разработки концепций ОУ (школы №№ 39, 42, СПК № 1, ГРК и др.) и курирования хода их опытно-экспериментальной деятельности- Изучалась литература по философии, культурологии, социологии, социальной психологии, педагогике, истории педагогики, этнографии, антропологии, анализировались социокультурные и антропологические концепции социальной и личностной эволюции,

  1. этап (1996-1998 гг.) - поисково-аналитический, в ходе которого складывалась собственная концепция педагогической культуры, апробировавшаяся на научно-практических конференциях (в организации некоторых из них автор принимал непосредственное участие); в ходе разработки и внедрения в учебный план подготовки психологов-педагогов ТгомГУ авторского курса «Педагогическая культурология» и разработки учебно-методического комплекса к нему (программа, методические рекомендации и учебное пособие «Введение в педагогическую культурологию»).

  2. этап (1998-2000 гг.) - организационно-практический, связанный с созданием педагогической инфраструктуры, способствовавшей развитию и внедрению идей культуросообразной педагогики, важным звеном которой стала «Лаборатория педагогической культурологии», созданная при Тюменском НЦ УрО РАО и Городском информационно-методическом центре (ГИМЦ). Участниками ее стали образовательные учреждения в лице руководителей, педагогов-экспериментаторов, руководители образования, студенты ВПШ ТюмГУ. В ходе этого этапа непрерывно осуществлялось

научное руководство экспериментальными площадками, где отрабатывались различные подходы к созданию культуросообразной модели образования. Осуществлялась корректировка идей и положений, более четко формулировалась концепция исследования, которая апробировалась на российских конференциях и в ходе стажировки на кафедре теории и истории культуры в РГГУ (г. Москва).

4 этап (2000-2002 гг.) - организационно-внедренческий, позволивший: а)
зафиксировать конкретные результаты многолетней экспериментальной
работы ряда ОУ, получивших по итогам ОЭР определенный (искомый) статус
и одобрение результатов эксперимента на экспертных советах; б)
опубликовать ряд методических рекомендаций и сборников
культурологических разработок, созданных совместно с ОУ; провести научно-
практический семинар с участниками «Лаборатории культурологии
образования» при ИПИ РАО (г. Москва). Результатом этого периода стали
монография и ряд публикаций в центральных изданиях, которые на более
высоком уровне обобщения отражали идеи педагогической культурологии,

5 этап (2002-2003 гг.) — теоретико-аналитический, в ходе которого
систематизировались и обобщались основные результаты исследования,
происходило концептуальное оформление диссертации-
Положения, выносимые на защиту:

1. Культура как система, зафиксированная в социокоде, отражающем форму сознания и деятельности субъекта в пространстве и времени, предполагает наличие подсистемы (сферы образования), в рамках которой идет процесс социального воспроизводства посредством «распредмечивания» смысла социокода каждому последующему поколению. Будучи подсистемой культуры, образование репрезентирует в себе признаки культуры, в рамках которой оно функционирует и в норме являет собой «слепок» породившей его культуры. Поэтому для гармоничного функционирования в культуре система образования должна отвечаїь принципу изоморфности: все признаки

образования должны соответствовать признакам актуальной культуры. В случае несоответствия подсистем культуре как целому наступает кризис переходного периода, выход из которого связан либо с приведением подсистем в соответствие с классификационными признаками новой культуры и тогда речь идет о дальнейшей культурной эволюции, или с «победой» традиционных форм - что ведет к культурной стагнации.

2, Педагогическая культура - это разновидность социальной культуры, т.К- вызвана необходимостью социального наследования, которое не обеспечено генотипически. Она представляет собой исторически развивающуюся программу социального наследования и включает социально-педагогический идеал, отражающий систему ценностей конкретной культуры и позволяющий ее субъекту успешно осуществлять программы собственной жизнедеятельности во времени и пространстве*, адекватные ему формы, методы его достижения; субъекты, структурированные в определенное педагогическое пространство.

Экстраполируя морфологию культуры в целом (В. С. Степин), мы полагаем, что педагогическая культура тоже включает три компонента: реликтовый компонент педагогической культуры, отражающий тенденции традиционного воспроизводства исторического опыта; актуальный компонент педагогической культуры, фиксирующий культурно-образовательный запрос «здесь и теперь»; потенциальный компонент, отражающий культурные программы будущего.

3. Механизм эволюции образовательных моделей представляет собой процесс смены статусов компонентов: актуальный компонент предшествующей культуры занимает статус традиционного в культуре нового типа, а потенциальный компонент предыдущей культуры становится актуальным- Программы социального наследования, занимающие статус актуального компонента в традиционной модели образования, переходят в инструктивную модель в статусе традиционного, а программы

потенциального статуса становятся актуальными; в креативной модели программы актуального компонента инструктивной модели возводятся в статус традиционного компонента, а программы потенциального компонента занимают статус актуального (схема 3),

4, Будучи подсистемой культуры, образование в то же время выполняет
культурогенезные функции, формируя в силу активизации потенциального
компонента педагогической культуры сознание субъекта, способного
обеспечить следующий эволюционный этап цивилизации. В бифуркационные
периоды именно этот компонент является судьбоносным с точки зрения
выполнения им культурогенезных функций: здесь рождается модель
образования будущего и формируется сознание субъекта, способного
осуществлять культурные программы будущего.

5. Эволюция культурных эпох и образования имеет в своем репертуаре
три варианта культурных эпох (культурного возраста): архаичной культуре
соответствовал традиционный тип образования, где социокод представлял
собой опыт бытовой жизнедеятельности; основной способ его хранения —
память старшего поколения; способ передачи — традиция. Доминирующим
регулятором и организатором процесса передачи информации-опыта было
старшее поколение и социальная страта (этнос, цех и пр.)\ индустриальной
культуре соответствовал инструктивный тип образования, характер социокода
- научные знания; способ фиксации — письменно-печатный; способ передачи -
инструкция. Доминирующим регулятором и организатором процесса
обучения выступает государство^ наступающей постиндустриальной
культуре должен соответствовать креативный тип образования (теоретики
Римского клуба обозначили его как инновационный, 1978 г,), где характер
социокода - универсальные, эпистемические знания; доминирующий способ
фиксации - печатно-электронный; способ передачи — совместная непрерывная
продуктивная познавательная деятельность всех поколений. Доминирующим
регулятором и организатором процесса обучения должно стать гражданское

общество посредством создания общественно-педагогической

инфраструктуры.

6, В соответствии с принципом изоморфности типа культуры и типа образования модернизация должна осуществляться в логике приведения признаков образовательной модели в соответствие признакам постиндустриальной культуры, а именно:

- сверхбыстрая социальная динамика требует, чтобы образование
обеспечивало готовность человека к глобальным переменам
постиндустриализма, что возводит социальную адаптивность и автономное
сознание в ранг стратегической цели образования;

интегративность и универсальность современной культуры требует поиска адекватного принципа организации образовательного пространства и создания универсальной образовательной среды, изучения единого знания в совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка;

высокий уровень коммуникативных связей как внутри культурной страты, так и между различными культурными стратами актуализирует формирование у ученика социальных компетенций, толерантности и межкультурной грамотности, что вызвано полилогичным, поликультурным принципом отбора содержания и способа образования;

поливариантность информационной культуры требует способности осуществлять ответственный личный (индивидуальный) выбор, формирование которой более продуктивно происходит при использовании индивидуальных траекторий обучения.

7, Механизм реализации креативной модели, адекватной постиндустриальной культуре, состоит в том, что:

- на этапе прогнозирования необходимо перевести общекультурные
тенденции инновационного характера в вариативные сценарии педагогических
преобразований;

- на этапе проектирования - разрабатывать комплексные программы
различных уровней в логике репрезентирования основных
классификационных признаков культуры нового типа и их специфичном
проявлении в регионе;

- на этапе программирования - обеспечить пакет программно-
методического сопровождения образовательного процесса, выполненном в
логике культуросообразности, то есть отвечающим принципам открытости,
вневедомственное, интегрированности, креативности и др.;

- на этапе научно-методического сопровождения необходимо создать
педагогическую инфраструктуру открытого характера на макро-, мезо- и
микроуровне^
способную регулировать, корректировать и контролировать
процесс реализации креативной модели. На макроуровне это предполагает
постепенное придание статуса заказчика образованию, преяеде всего,
обществу, а государство, выступая и со-заказчиком, преимущественно должно
выполнять роль организатора и гаранта качества и доступности образования;
мезоуровень предполагает создание «горизонтали» образовательных
учреждений как полноправных субъектов системы образования в форме
«Лабораторий», «Ассоциаций» и прочих, включающих различные
социокультурные институты; микроуровень предполагает реализацию
своеобразного варианта креативной модели каждым ОУ в соответствии с
социокультурной спецификой региона, а значит, контингента учащихся;

- на этапе диагностики - разработать диагностическую концепцию и
адекватный психолого-педагогический менталеориентированный

инструментарий для отслеживания эффективности достижения целей образования в культурологической трактовке.

8. Креативная модель образования предполагает поливариантность, обусловленную конвергентным, полилогичным, открытым характером современной культуры. Ее вариантом является модель дополнительного образования, основанная на использовании потенциала художественно-

эстетической деятельности для развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников (Центр эстетического развития «В доме Буркова», г, Тюмень); модель поликультурного образования, основанная на поэтапном освоении национального, граэвданского и планетарного уровня культуры (школа с углубленным изучением краеведения № 39, г. Тюмень); модель гимназического образования, основанная на использовании педагогически адаптированной российской культуры (ГРК при ТГИМЭУП, г, Тюмень) и др.

9. Факт полихронности культурного пространства (одновременное сосуществование культур различного возраста) требует отказа от унифицированной модели образования для различных субъектов культуры и придания образовательному пространству альтернативного поликультурного характера с обеспечением условий и права выбора типа и уровня образовательного учреждения потребителями образовательных услуг. Наличие в этнической карте современной России таких самобытных культур как ханты, манси и других делает необходимым существование традиционной модели образования, обоснованной нормативными государственными документами.

Апробация результатов исследования нашла свое отражение в монографиях, учебном пособии, научных статьях, региональных программах развития образования, тезисах и материалах научно-практических конференций.

Источники исследования: - нормативно-правовое обеспечение образования разных уровней (международного, государственного, окружного, областного, городского и уровня конкретного ОУ): Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизация российского образования на период до 2010 г., инструкции и нормативные акты Министерства образования РФ, Программы развития

образования регионов, Положения об экспериментальных площадках, концепции и программы развития инновационных ОУ и пр.;

- учебно-методическое обеспечение образования: учебные стандарты
школ и вузов России, учебники, учебные пособия, реализующие эти
стандарты, учебники по педагогике, антропологии и культурологии;

- фтософско-педагогические классические теории и концепции
(Аристотель, Сократ, Я. А. Коменский, М Монтень, И. Гербарт, К- Д.
Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.);

педагогическая публицистика как культурный текст: различного рода «Зерцала», кодексы, «Гражданство обычаев детских», «Послание Мономаха»; периодика с XIX вв, по сегодняшний день; педагогические рубрики в современных СМИ;

мифы как культурный текст (художественные, социальные и др.)» отражающие ментальность и социально-педагогический идеал их носителей.

Теоретические и практические положения исследования нарабатывались и внедрялись в ходе руководства Лабораторией педагогической культурологии, сотрудничества в Тюменском Центре УрО РАО; в ходе преподавательской деятельности в ТюмГУ; в осуществлении научного руководства экспериментальными площадками г. Тюмени и Тюменской области: социально-педагогический комплекс № 1, школа № 42, школа с углубленным изучением краеведения № 39, Гимназия российской культуры при ТГИМЭУП, Центр эстетического воспитания дошкольников «В доме Буркова», г. Тюмень, школа № 8 г- Ханты-Мансийска; в ходе разработки региональных программ развития образования Березовского района, 1996 г,, Ямало-Ненецкого автономного округа, 2001 г., города Ханты-Мансийска, 2002 г.; в ходе разработки и реализации учебных программ для студентов Высшей педагогической школы ТГУ «Педагогическая культурология», «Этнопсдагогика», «Этнология», «Индивидуальность педагога».

Теоретические положения и экспериментальные данные обсуждались и были одобрены на ряде конференций:

- международных: Дети в меняющемся мире (Омск, 1998);
Антропоэкология - педагогика жизнедеятельности. Перспективы образования
взрослых в XXI веке (Тюмень, 2000);

российских: Культура: личность и общество (Тюмень, 1996); Формирование духовной культуры личности в условиях Западно-Сибирского региона (Тюмень, 1997); Разработка и реализация проектов и программ развития образовательного учреждения (Тюмень, 1998); Образование взрослых; теория и практика (Тюмень, 1998); Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде (Москва, 1999); Социология и общество. Первый всероссийский социологический конгресс (Санкт-Петербург, 2000); Гуманная педагогика и духовный мир учителя (Тюмень, 2000); Практика реализации культурологической модели образования (Москва—Тюмень, 2001). Гуманистические педагогические чтения (Москва, 2002); Подготовка конкурентоспособного педагога в современной социокультурной ситуации (Саратов, 2002); Культурологические основы модернизации образования (Тюмень-Москва, 2003);

областных: Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях реализации культурологической модели образования - I (Тюмень, 2001). Культурологическая среда и ее роль в системе профессионального образования (Тюмень, 2001). Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях реализации культурологической модели образования - II (Тюмень, 2002);

городских: 1997, 1998, 2002 гг..

Результаты исследования использовались автором в преподавании курсов «История образования и педагогической мысли», «Методы и методология социально-педагогического исследования», «Педагогическая культурология», «Этнопедагогика», «Этнология», «Индивидуальность педагога» в ТюмГУ; в

проведении ряда методологических семинаров для руководителей ОУ и для педагогических коллективов конкретных ОУ; в разработке региональных программ развития образования; в ходе осуществления научного руководства экспериментальной деятельности ОУ.

Автором разработан и дважды проведен в Институте дополнительного образования ТюмГУ 72-часовой курс для педагогов города и области с выдачей сертификата государственного образца «Культурологические основы образования».

Педагогическая интерпретация концепции культуры

Разнообразие взглядов на культуру, которое находит свое отражение в научной литературе различных областей, порождает впечатление, что среди них нет единых точек соприкосновения. Однако такое мнение складывается, когда приходится иметь дело с попытками простого перечисления имеющихся определений, не учитывающего историческую эволюцию взглядов на культуру. Тогда как именно сама эволюция этого понятия во времени и пространстве дает ключ к его пониманию.

Впервые слово «культура» встречается в речах и работе древнеримского оратора и философа Марка Тулия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 г. до н.э,)- Понятие обыденного языка, обозначающее обработку почвы, Цицерон использовал в переносном смысле как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Выбору этого слова, вероятно, способствовало то, что оно произошло от латинского глагола «cultivo» - обрабатываю, возделываю, которое далее трансформировалось в существительное «cultura», и стало пониматься как «возделывание», «обработка», «почитание», противопоставляясь слову «natura» - природа. Таким образом, термин «культура» изначально отражал сферу развития «человечности», «человеческой природы» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Дальнейшее развитие понятия культура было связано с его распространением на все созданное человеком, культура при этом приобретает своего автора. Результат активности человека как мир искусственно созданных предметов и отношений, сотворенный в противоположность естественному, природному, стал называться культурой. В этом значении термин был использован в трудах немецкого философа-просветителя и юриста С- Пуффендорфа. В работе «6 праве естественном» (1684 г.) он определяет культуру как оппозицию «естественному состоянию», как все то, что произведено человеком за вычетом природного,

В качестве научного термина это понятие стало широко использоваться в историко-философской литературе европейских стран со второй половины «просвещенного» XVIII века. Одной из важнейших проблем, волновавших европейскую общественную мысль этой эпохи, была проблема «экзистенциальной сущности» или «природы» человека. Развивая идеи гуманизма, идущие от эпохи Возрождения, мыслители Англии, Франции, Германии стремились понять, к чему должен вести исторический прогресс и как в ходе него совершенствуется разумная сущность человека. Эти размышления привели к возникновению вопроса о специфике человеческого бытия, специфике образа э/сизни человека, с которой связано развитие его способностей, разума и духовного мира. Латинским словом «cultura» и стали пользоваться для обозначения этой специфики.

На первых порах смысл идеи, воплощенной в нем, имел еще не слишком ясный характер- В просветительских взглядах на культуру (Вольтер, Лессинг, Гердер и др.) он обрисовывался лишь в самом общем виде. Дальнейшее развитие этой идеи породило концепцию культуры, которая трактовала ее как средство возвышения человека, совершенствования духовной э/сизни и нравственности людей. Не случайно в конце XVIII - начале XIX веков слово «культура» часто заменяли словом «просвещенность», «гуманизм» и даже греческим словом «пайдея» — образованность, в которой античные греки видели свое отличие от некультурных варваров. В таком контексте культура представляла собой как нечто, безусловно, позитивное, желаемое, хорошее.

Контент-анализ взглядов философов этого периода позволяет убедиться в этом. Так, И- Гердер подчеркивал гуманистические основы культуры, ассоциируя прогресс с продвижением к более высокому культурному состоянию, которое воспринималось и оценивалось им как «гуманность» и рассматривает культуру как способность, «которая отличает человека от животного и делает его тем, что он есть и может стать которую можно назвать первой и единственной силой души, ибо то, что мы называем познанием, рассудком, разумом и т.д. суть не что иное, как особые видоизменения, модификация или степень этой способности».5 По И, Канту культура нравственна и представляет собой не что иное, как деятсльностное совершенство. Он видел незавершенность развития культуры своего времени и исходил из того, что инструментами, которые в состоянии придать ей более завершенный характер, могут выступать духовная, нравственная и педагогическая революции. Г, Гегель вообще идентифицирует понятия «культура» и «образование». По его мнению, сущность культуры в том, что она поднимает человека до всеобщих принципов разума, до осознания своего социального статуса, даёт освобождение от субъективного произвола. Связь культуры с человеческими потребностями выводит на осознание культуротворческой роли системы образования, само развитие культуры трактуется как развитие «образованности»6.

Таким образом, первый подход к интерпретации культуры формулирует ее как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизниэ противостоящих дикости и варварству (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морали, эстетического, религиозного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; немецкий романтизм — Шиллер, Шлсгсль; немецкое просвещение - Лессинг, Гердер).

Признаки постиндустриальной культурной эпохи как основа образовательной модели

Последние сорок лет ушедшего столетия были годами-буферами, когда культура нового времени еще не уступила свои позиции, а постиндустриальная культура еще не явно очертила свои. К рубежу XX-XXI веков бифуркационный период достигает своей кульминации, репрезентировавшись в цепи кризисных явлений и катаклизмов широкого спектра: от социально-личностных до глобально-техногенных.

Кризис индустриальной культуры философы констатируют еще в первой трети XX века (М, Хайдеггер, Ж, П. Сартр и др.), подчеркивая ее безликость, нивелировку личности, которая отчуждается от себя самой и окунается в фальшивое, мифологизированное бытие.

60-е годы характеризовались, с одной стороны, торжеством индустриального сознания, связанного с упованием на силу знаний, силу искусственного интеллекта и т.д., с другой - кульминацией кризиса индустриальной культуры. Именно эти годы, веяние которых отразились даже в рождении таких собственных имен как «Электрон» или «Атом», стали началом конца индустриальной эпохи. На пике торжества технократического сознания человек вступает в конфликт с природой, социумом и самим собой.

Усвоение научных знаний, увеличивающихся в геометрической прогрессии, становится проблемой для человека, чьи интеллектуальные потенциальные возможности ограничены, В качестве культурологического текста, который дает обширный материал для анализа, можно рассматривать название и проблематику произведений фантастов того времени («А не победит ли робот человека?» - задаются вопросом они); тексты поэтовпесеников, например, Б. Окуджавы, которые стали гимном «шестидесятников», прославляющие человечность, лиризм, объединяя «физиков и лириков». В общественном сознании поднимается проблема последствий научного прогресса; «А не уничтожит ли водородная бомба -детище науки - планету?» - задается вопросом «отец» этой бомбы и его последователи. Эти и другие атрибуты культуры шестидесятых - семидесятых годов явили собой рефлексию кризиса индустриальной культуры и появляющихся признаков нарождающейся культуры постиндустриализма.

Представители Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.), "характеризуя индустриальную культуру как культуру удобства, комфорта и рационализма, подчеркивали ее способность рождать репрессивную терпимость людей, их «одномерность» и призывали начать борьбу за свободу человеческого существования, которая, по их мнению, должна начаться со всеобщего нигилизма.

В 60-70 гг. концепция тотального отрицания была подхвачена молодежью Запада, и на ее основе возникло движение «новых левых». Это заставило правительства ряда стран расширить общественно-политическую инфраструктуру, создав специальные министерства по делам молодежи, в задачи которых входила разработка политических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих бесконфликтную и эффективную адаптацию молодежи к существующей системе социокультурных явлений. Переходный характер сегодняшнего этапа культурной эволюции содержит в себе скрытый порядок и неизбежность наступления новых культурных реалий в силу имманентного свойства системы к развитию. Но эффективней этот процесс пройдет при условии, что все социальные институты модернизируются в соответствии с признаками наступающего постиндустриализма. Поэтому конец XX столетия — это «период инноваций» во всех областях общественной и индивидуальной жизни, которые сопровождаются углубляющимся противоречием между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития. Именно это наблюдается сейчас во всех социальных институтах и подсистемах культуры, где происходит «встреча двух векторов культурных тенденций» — реликтово-традиционного и потенциального, когда осуществляется «статусная реорганизация», т.е. инновационный компонент переходит в статус актуального, а в статус инновационного возводятся новые культурные реалии.

В этот момент вновь актуализировалась мысль П. Каптерева, что система образования, «будучи одним из самых консервативных социальных институтов, концентрирует в себе все пороки той системы, против которой восстает общество, она несет в себе признаки отживающей культуры, несоответствие которых новым культурным реалиям все более усиливается. Эта ситуация вызывает к жизни проблему «старого» и «нового» человека, проблему «типа личности», которую не приемлет пробуждающееся общество» \ Эту мысль он высказал относительно переходного для России этапа во второй половине XIX века.

Инструктивная модель образования в силу «запроса» породившей её культуры индустриализма актуализировала, прежде всего, интеллектуальный уровень развития человека, и формировала технократическое сознание паллиативного субъекта, способного выполнять «набор социальных ролей» и обслуживать производственный конвейер- Уже на заре индустриальной культуры и той образовательной модели, которая ее рождала, люди с высоким градусом пассионарное, представители потенциального вектора культурного развития, отмечали ее утилитарный, негуманный характер. Так, еще М. Монтень писал: «Принимая во внимание способ, которым нас обучали, неудивительно, что ни ученики, ни учителя не становятся от этого мудрее, хотя и приобретают ученость. И в самом деле, заботы и издержки наших отцов не преследуют другой цели, как только забить нашу голову всевозможными знаниями; что до разума и добродетели, то о них почти и не помышляют.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. .„Причина в том, что у нас во Франции обучение наукам не преследует, как правило, никакой цели, кроме прямой выгоды». А на ее «закате» в 1924 г. А. Уайтхед в Гарвардских лекциях предупреждал о той пропасти внутренней деградации, в которую толкают современную (ему) науку и образование последствия научной революции XVII в., которые обусловили стадный инстинкт толпы, безоговорочно поддающейся манипуляционным воздействиям.

Сегодня можно констатировать факт, что, реализовав свой созидательный потенциал, сформировав человека-Делателя, покорителя морских глубин, космоса, атомного ядра и пр., инструктивная модель образования в немалой степени способствовала и тому глобальному кризису, которое переживает человечество в начале третьего тысячелетия, выражающегося, по нашему мнению, в трех уровнях: человек-природа; человек - общество; человек -человек.

Кризис на уровне «человек - природа» обусловлен тем, что, оторвавшись от природных основ бытия, «вооруженный» результатами научно-технического прогресса, человек в своей претензии на роль «покорителя природы», стал причиной экологических и техногенных катастроф.

Реализация креативной модели образования (этап прогнозирования и проектирования)

Реализация креативной модели может быть осуществлена в логике принципов социально-педагогического опережения и предвидения: прогнозирование, проектирование, программирование, планирование, реализация принятых программ и проектов (В. И. Загвязинский).

Этап прогнозирования включал в себя анализ тенденций культуры как на глобальном, так и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Прогнозирование, как отмечает В- И- Загвязинский, должно носить «сценарный характер», т,е. необходимо дать прогноз в нескольких вариантах, скажем, благоприятный, неблагоприятный и частично благоприятный.

В случае прогнозирования развития тенденций в образовании, изоморфных общим тенденциям культуры, мы исходили из того, что «благоприятный сценарий» может предполагать полнуто адекватность культуры и образования как на концептуальном уровне (т.е. наличие в системе образования всех признаков новой культуры; адекватную представленность различных моделей образования в соответствии с культурным возрастом различных социальных групп и страт; понимание всеми участниками педагогического процесса сути культурологических концепций и пр.), так и на организационно-нормативном (нормативное обеспечение кул ьтуросообраз но го образования; наличие сети ОУ, способных его реализовать; кадровая обеспеченность и т.п.).

Второй сценарий - неблагоприятный - исходил «из обратного», что принципы культуросообразности останутся только на декларативном уровне, что их суть будет сведена только к «иллюзорной корреляции», т.е. на уровне внешних, формальных связей культуры и образования без понимания иманнои связи целого и частного, того, как соотносятся друг с другом культура и образование и т.д.

Третий сценарий — частично благоприятный — предполагал «избирательное» понимание сути культуросообразного пространства участниками педагогического процесса, желание и намерение перестроить свою деятельность на культурологической основе, но отсутствие реальных механизмов для их реализации, более того, наличие объективных трудностей, как правило, формально-номенклатурного характера для культуросообразных преобразований.

Реально нам пришлось работать по промежуточному сценарию между «неблагоприятным» и «частично благоприятным». С одной стороны, культуросообразный принцип провозглашен Законом РФ «Об образовании», во всех «преамбулах» к различным нормативным документам содержится декларация о намерениях выстроить образовательное пространство в соответствии с запросами современной культуры. С другой стороны, содержание нормативных документов не отражает провозглашенных намерений, а чиновники департаментов руководствуются самим текстом, а не преамбулой. С одной стороны, в речах и выступлениях государственных служащих системы образования прочно укрепился термин «культура», с другой стороны, очень часто они понимают его как синоним слову «искусство», С одной стороны, педагогические коллективы, руководители многих ОУ активно включились в культуросообразньте преобразования, проявляя способность к самообразованию и постоянному совершенствованию (если что-то не понимаем - прочитаем, спросим, организуем методологический семинар и т.д.). С другой стороны, многие их начинания наталкивались на рамки жестких норм и внешних условий функционирования системы образования: поиск альтернативы уроку как основной форме учебного процесса наталкивался на требования к расписанию, тарификации и пр., введение новых курсов - на нормы учебного плана, перераспределение содержания образования в логике эпохальности, синхронизации - на стандарт и очередность его освоения и т.п.

В этих условиях мы отработали ряд «промежуточных» вариантов, которые максимально способствуют реализации креативной модели, но в условиях «игры по правилам инструктивной». Мы обозначили их на макро-, мезо- и микроуровнях.

Макроуровень предполагает, во-первых, обеспечение открытости образования, придания ему не ведомственного, а общественного характера, интеграцию педагогических институтов в общую поликультурную среду социума: налаживание связей с различными институтами формирующегося гражданского общества через привлечение общественного мнения в процесс решения педагогических проблем, через придание обществу прав не только выбора образовательных услуг, но и активного создателя образовательного пространства. Во-вторых, необходимо обеспечение ОУ роли субъекта образования, а не только послушного исполнителя государственной образовательной политики.

Мезоуровепь предполагает создание «открытых образовательных» зон в двух направлениях: во-первых, в форме сотрудничества ОУ разного типа и уровня. В этой связи важно создать «горизонталь ОУ» посредством ассоциаций образовательных учреждений, лабораторий и т.п., которые бы проектировали программы развития образования, координировали педагогические усилия, защищали свои права и т.п.; во-вторых, в форме использования учреждений района как образовательного пространства, т.е. выход образовательного процесса за рамки школ (занятия в думе, в клубе и т.д.) - принцип «город как школа», «школа без стен» и т.п. Разрушение границ «школьных стен» может быть связано с «обменом» учащимися, когда класс из одного ОУ на день идет на занятия в другое по предварительной договоренности, или на день становятся студентами какого-либо вуза (опыт школы Тубельского г, Москва, Гимназии № 12, г. Тюмень и др.)

Культурологические концепции блочного преподавания (этап программирования)

В перечне учебных дисциплин, влияние которых на формирование духовных ценностей и нравственных начал личности особенно велико, выделяются предметы гуманитарного цикла: например, история, которой всегда отводилась приоритетная роль в формировании мировоззрения, на что еще в мае 1949 года обращал внимание Совет Европы, и необходимость углубленного изучения которой подчеркивалась в Европейской культурной конвенции 1954 года.

В образовательных учреждениях - участниках Лаборатории изучению истории и обществ ознания придается значение курсов, формирующих ментальный «портрет» ученика, его социальную компетентность, ценностно-смысловую сферу, навыки адаптации в социуме.

Наиболее точно сформулированы концептуальные позиции в преподавании этого блока у О. Г, Розовик - учителя Академической гимназии при ТюмГУ. Ею разработана программа курса «Мировые цивилизации, место и роль России в историческом процессе», которая исходит из задач образовательной области «обществознание», особенностей гимназии как академической школы и носит интеграционный характер- Разделы программы включают основы таких областей знаний как философия, экономика, социология, политология, всеобщая история, история России (программа имеет авторский статус, обсуждена на кафедре отечественной истории ТюмГУ, рецензирована к.п.н, И. Е, Видт).

Методологической основой программы явились: а) ментальный подход к истории, предложенный и разработанный представителями французской школы «Анналов» М. Блоком и Л. Февром, а так же их последователем и основателем школы менталсориентированной истории А, Я, Гуревичем; б) культурологический подход, предлагающий в качестве содержания образования социальный опыт человечества, тождественный человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Содержание и последовательность изложения курса позволяет соединить обществознание и историю в целостности на единой культурологической основе. История стран рассматривается через смену форм ментальности и определяющих ее культур и сквозь призму сложного и противоречивого перехода от одной модели общественного устройства к другой.

С точки зрения обеспечения условий личностного культурного самоопределения важным является то, что программа курса не навязывает однозначных оценок. Предлагается плюрализм теоретических подходов к изучению социального опыта исторического прошлого и современности. Обращается внимание на изучение таких тем и сюжетов, как особенности восприятия истории людьми, случаи мистификации и манипуляции историческим материалом, активно анализируются источники и т.п. Все это укрепляет гуманитарно-ценностные позиции образовательного процесса. Важным становится не сам какой-либо исторический факт, а отношение ученика, как субъекта познания, к этому факту, его всестороннее критическое осмысление, формирование собственных представлений, смыслов по поводу данного факта и их сопоставлений с социальными оценками этого факта в разные времена, разными людьми и социальными группами.

Концепция личностного самоопределения накладывает свои особенности на содержание и построение урока, где происходит «встреча» ученика с социально значимыми ценностями, «выращивание» их в собственном «Я» ученика. Это возможно только при условии, если ученик внутренне принимает цели предстоящей деятельности. На всех этапах изучения данного курса ученик попадает в условия, когда он проживает, осознает и выражает спектр эмоций, вытекающих из переживания различных сюжетных ситуаций, а так же сам выбирает тему исследования и жанр презентации его результатов.

При этом темы, которые выбирают учащиеся, всегда на стыке прошлого и современности. Например, «Идеи конституционализма в политических проектах декабристов и современность» - доклад, с которым выступала на I областной научно-практической конференции «Развитие творческой индивидуальности учащихся в условиях реализации культурологической модели образования» Лобода Елена (10 класс, руководитель -О. Г. Розовик),

Вариант концепции интеграции истории, литературы и МХК предложен педагогами Гимназии российской культуры. Примером является программа «Быт и нравы российского дворянства», разработанная Т. Д. Чекардиной, которая представляет собой интегративный курс, соединяющий в себе историю, культурологию, литературу, изобразительное искусство, музыку и рассчитана на работу в течение двух лет, предпочтительно в 8- и 9-х классах.

Похожие диссертации на Образование как феномен культуры (Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе)