Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Мустафина Лилия Фаатовна

Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ)
<
Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мустафина Лилия Фаатовна. Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2001 163 c. РГБ ОД, 61:01-13/1895-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Просвещение татар как общественно-политическая и социально-педагогическая проблема (1917-1935 г г.)

1.1. Национальная политика и проблемы просвещения татар 9

1.2.Состояние татарского просвещения в Поволжье и Приуралье 24

Глава II. Деятельность Нарком на ца РСФСР, его местных органов и общественно-педагогических учреждений

2.1. Организаторская работа Наркомнаца РСФСР и его местных органов по просвещению татар 41

2.2.Система подготовки национальных педагогических кадров Поволжья и Приуралья 61

2.3.Татарское Педагогическое общество как научно-методическая основ а создания и функционирования национальной школы 76

Глава III. Становление н развитие общеобразовательных и средне-специальных учебных заведений в 20-30-е годы

3.1 . Формирование и функционирование национальных общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в 20-30-е годы 92

3.2.Научно-педагогические и методические основы разработки программ, учебников и литературы для татарских школ 107

3.3.Вклад педагогических журналов в формирование

татарской школы 129

Заключение 147

Библиография 155

Введение к работе

российского общества происходит ломка стереотипов в осмыслении социально-педагогических явлений, событий и фактов. В истории образовательной парадигмы Татарстана складываются новые концептуальные положения, основанные на анализе исторического опыта деятельности национальных школ в 20-30-е годы XX века. Данный период был ознаменован переходом с арабского на новый латинский алфавит (1929-1938 г г.), а с 1939 года на кириллицу и стал критическим в процессе ликвидации безграмотности среди татарского взрослого населения и детей. Сравнительный анализ региональных особенностей просвещения татар в рассматриваемый исторический период, представляет собой ценнейший материал для современной национальной татарской духовной культуры, вцелом и историко-педагогической мысли, в частности.

В настоящее время проблемы развития просвещения народов Поволжья и Приуралья (чувашского, мордовского, марийского, удмуртского и других малочисленных народов) в сопоставительном аспекте изучены недостаточно. Анализ основных тенденций, вопросы просвещения татарского народа, изучение истории татарской школы после октябрьских перемен в контексте сравнительно-исторического анализа также находятся по существу на начальной стадии, о чем свидетельствует обзор историко-педагогических исследований проблемы просвещения татар 20-30-х годов XX века. В настоящее время продолжается интенсивное осмысление позитивных тенденций в общественно-политической жизни общества, исторической панорамы национальной татарской школы, её становления и развития в начале XX века.

В истории национальной татарской педагогики наиболее изученным оказался дооктябрьских период. О состоянии просвещения, культуры татар в дооктябрьский период написано немало научных работ.1 Однако, остаются нерас- 1 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль. - Казань: Таткнигоиздат, 1976.-319 с; Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань: Таткнигоиздат, 194L- 232 с; Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. — Казань: Таткнигоиздат, 1974,-214 с; Махмутова.А.Х. Становление светского образования у татар. - Казань: Таткнигоиздат, 19S2.-227 с; Михайлова СМ. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань:

4 крытыми проблемы просвещения татар, переосмысливаемые с позиций национальной науки и культуры и не выявлена региональная специфика просвещения в зависимости от места компактного проживания на территории Российской Федерации. Недостаточное изучение потребностей образования в татарских национальных кадрах деформирует изучение становления и развития национальной татарской школы в Поволжье и Приуралье. Не исследована также проблема ликвидации безграмотности татар в период гражданской войны, разрухи и коллективизации, принесших народу огромный материальный и духовный ущерб.

Статус национальных школ объяснялся низким уровнем научно-методического обеспечения содержания преподавания, что привело к сдерживанию развития национальных языков на долгие годы. В конечном итоге игнорирование татарами своего родного языка стало одной из причин ликвидации большинства национальных школ. Изменение социально-политической ситуации способствовало невостребованности национальной культуры, образования и языка. Таким образом, сложилось противоречие между творческим потенциалом татарского национального просвещения и недостаточностью теоретических исследований основ национальной педагогической культуры, обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию татарского просвещения в XXI веке.

Актуальность проблем определили выбор темы исследования: «Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья (1917-1935 г.г.) (сравнительный анализ)»

Объект исследования -история татарского народа Поволжья и Приуралья.

Предмет исследования- история просвещения татарского народа в Поволжье и Приуралье в период с1917по1935 годы. Именно в этот период складывалось многомерное пространство татарской национальной культуры, чему способствовала благоприятная социально-экономическая и политическая ситуация: строительство школ, подготовка и переподготовка кадров, разработка

Таткнигоиздат, 1972,- 256 с; Михайлова СМ. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. - Казань: изд-во Казанского университета, 1979.-314 е.; Ханбиков Я.И. Из исто-

5 новых учебных планов, программ, издание необходимой учебно-методической литературы и т.д.

Цель исследования — теоретический анализ и обоснование развития просвещения татарского народа Поволжья и Приуралья в контексте сравнительно-исторического анализа в период с 1917 по 1935 годы с учетом новых социально-экономических условий и общественно-политических реалий.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

1. Выявить в сравнительном аспекте приоритетные тенденции эволюции татар- ского национального просвещения в 20-30-е годы в регионах Поволжья и Приуралья;

2. Показать обеспеченность татарских национальных школ Поволжья и При- уралья учительскими кадрами, научно-методическими комплектами и т.д.

3. Раскрыть вклад татарской педагогической журналистики, печати в развитии просвещения в регионах Поволжья и Приуралья.

Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому изучение истории развития просвещения татарского народа проживающего в Поволжье (включая Татарстан), так и Приуралье, становится необходимой составляющей духовного национального возрождения.

Конкретную методологию исследования составляет изучение исторической, философско-этической, педагогической, социологической, архивно-педагогической, психологической, искусствоведческой, языковедческой, ди-дактико-методической и страноведческой литературы; анализ и синтез истори-ко-архивных данных; имитационное моделирование; сравнительно-педагогический и логический анализ; мысленный эксперимент; методы структурно-системного анализа; методы эмпирического уровня (целенаправленное наблюдение и т.д.).

Теоретико-методологической основой исследования являются современные научные концепции в философии, педагогике, психологии, культуроло- рии педагогической мысли татарского народа. - Казань: Таткнигоиздат, 1967.- 231 с; Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии. - Казань: Таткнигоиздат, 1968.-135 с. и т.д. гии, развивающие преимущества гуманизации национального просвещения, исторического опыта и социально-педагогической практики.

Источниковедческой базой исследования являются историко-педагогические материалы архивного характера ЦГАЛИ (Центральный архив литературы и искусств при Совмине СССР), НА РТ (Национальный Архив Республики Татарстан), Научный архив ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова и др. В исследовании изучены материалы, раскрывающие содержание многоплановой деятельности Наркомнаца РСФСР по руководству просвещения татар, а также малочисленных народов (чувашей, марийцев, удмуртов и др.). Изучены также следующие материалы: переписка Татнаркомпроса и ОблОНО и т.п., отчеты, распоряжения, протоколы, методические рекомендации, программы и учебники данного периода.

Этапы исследования:

Первый этап (1996-1998 гг.) - сбор, анализ, систематизация эмпирического и теоретического материала по проблеме исследования; осмысление и анализ понятийного аппарата; разработка программы работы и определение основных методов получения информации.

Второй этап (1998-1999 гг.) - выявление педагогически наиболее значимых особенностей социально-исторических процессов обусловливаемых состояние развития татарского национального просвещения Поволжья и Приура-лья в 1917-1935 гг.; сравнительный анализ процессов, происходящих в регионах Поволжья и Приуралья в исследуемый период; определение тенденций развития, содержания, форм и методов организации татарского национального просвещения Поволжья и Приуралья с 1917-1935 гг.

Третий этап (1999-2000 гг.) - подведение итогов диссертационной работы, обобщение материалов исследования и оформление диссертации.

На защиту выносятся: сравнительно-исторический аспект концепции просвещения татар Поволжья и Приуралья (1917-193 5г г.); поэтапное становление национального татарского просвещения в рассматриваемый период развития общества; условия, способствующие преобразованию татарской национальной школы, определившие её особенности; система планирования развития татарского просвещения в 20-30-е г.г. и ее организация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования; - дан сравнительный анализ просвещения татар Поволжья и Приуралья, включающий совокупность концептуальных положений на конкретном ис торическом этапе (1917-1935г г.), рассмотрена совокупность концептуаль ных целей, задач, содержания, методов, педагогических условий татарского национального образования и их реализация с учетом региональной специ фики; - раскрыт процесс перехода конфессиональных учебных заведений (медресе, мэктебэ) в светские школы нового типа; - проанализирована подготовка педагогических кадров для регионов ком пактного проживания татар.

Практическое значение исследования заключается в сравнительном анализе развития татарского просвещения в различных регионах компактного проживания татар на территории РФ; ликвидации пробелов в истории развития татарской национальной педагогики, открытием и изучением малоизвестных учительству исторических документов и фактов. На основе исследования в практический оборот вводятся малоизвестные материалы о работе татарского Педагогического общества, определяется его роль в повышении уровня учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, в повышении квалификации учителей, улучшении качества учебных программ и пособий. Подробно анализируются используемые учителями татарские научно-методические журналы, изданные в 20-30-е годы центральными и местными (республиканскими) издательствами. Материалы исследования могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории педагогики в вузах, при составлении учебных пособий по истории просвещения татарского народа.

Апробация работы: результаты настоящего исследования использовались в учебном процессе Казанской академии культуры и искусств, Казанском государственном педагогическом университете, Институте повышения квалификации работников образования, а также в 7 публикациях. Итоги исследования докладывались на республиканской научно-практической конференции «Народная педагогика и ее место в современном учебно-воспитательном процессе» (Казань, 1990 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические и нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики» (Казань, 1998 г.); на межвузовской научно-практической конференции «Социально-культурный потенциал системы образования» (Казань, 1999 г.); на Всероссийской научно-методической конференции «Потребности в кадрах социокультурной деятельности: состояние, перспективы изучения» (Казань, 2001 г.) и т.д.

Структура и содержание диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Национальная политика и проблемы просвещения татар

Преодоление фактического неравенства народов, как малочисленных (мордвы, удмуртов, марийцев), так и татар, становление их национального самосознания являлось важной неотъемлемой частью национальной политики молодого Советского государства. Проводимые реформы в области школьного национального образования, культуры, главной из которых являлась ликвидация безграмотности, был один из исторических путей решения национального вопроса в России по преодолению вековой отсталости угнетенных народов Поволжья.

Казанская губерния в прошлом была населена народами разных национальностей с неодинаковым уровнем развития культуры. Так, в результате губернской реформы 1775 года территория Чувашии оказалась в составе Казанской и Симбирской губерний, а Марийская-между Казанской, Вятской и Нижегородской. Территория Мордовии была поделена между Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской губерниями. Расселение русского народа в пределах Казанского края сопровождалось насильственным выселением коренных жителей-татар из наиболее удобно расположенных районов. Татары выселялись и из крупных городов Казанской губернии. В самой губернии жили различные национальные меньшинства. Так, например, к I января 1858 года число жителей татарской национальности в Казанской губернии составляло 450 тыс., русской национальности- 615 тыс., чувашской- 330 тыс., марийской-85 тыс., мордовской и удмуртской - 23,6 тыс. чел. Всего в губернии проживало 1,5 млн. чел. Общая численность татарского населения на территории поволжских и приуральских губерний составляла приблизительно I млн. 865 тыс. чел.(49).

Царское правительство разделило на части сложившуюся общность многих народностей, тем самым препятствуя развитию объективного процесса складывания народностей в нации. Естественно, это привело к отставанию просвещения, культуры в целом всех национальных меньшинств, в том числе и многочисленного татарского народа, являющегося коренным для Казанской губернии. Большинство рабочих татарской национальности Поволжского региона было безграмотным.

Чиновников того времени особенно беспокоили мугаллимы (учителя), работавшие в частных школах, т.к. они чаще всего находились без надзора со стороны властей и духовенства. Общение в школах носило больше религиозно-духовный характер, поэтому на общеобразовательные предметы уделялось мало внимания. Лица, открывшие новометодные школы, привлекались к судебной ответственности. Многие новометодные школы закрывались, а учителя подвергались репрессиям.1 В 1911 году состоялся суд над учителями Иж-Бобинского медресе (134). В учебный план были включены не только вероучение, но и гуманитарные, «светские» дисциплины.

Следует отметить, что ислам представлял собою весьма прочную и слитную структуру взаимодействия мировоззрения и общественного сознания родственных по языку и культурной жизни народов большого географического региона. Ислам способствовал культурному общению с теми народами, которые исповедовали ту же религию (с татарами, с классическим Востоком, особенно Средней Азией), где влияние этой религии было устойчиво прочным даже в начале XX века, отмеченного упадком религиозного сознания в России.

Организаторская работа Наркомнаца РСФСР и его местных органов по просвещению татар

Вопросами просвещения, строительством новых школ среди национальных меньшинств занимался Наркомнац РСФСР, в его составе находились представители многих республик, областей и краев страны. Коллегия Наркомнаца выполняла своего рода роль посредника между Центральным аппаратом и местными органами просвещения. В ее обязанности входило принятие мер к поднятию, культурного уровня народов в различных российских регионах.

Защита прав национальных меньшинств в первые годы Советской власти шла крайне медленно. В статье ГЛБройдо "Наша национальная политика и очередные задачи Наркомнаца" читаем: " Госиздат не выпустил на родном языке учебников, Главполитпросвет мало сделал в области подготовки кадров, а Главпрофобр не реализовал права трудящихся окраин, не знающих русского языка при поступлении в центральные вузы и рабфаки, но Наркомнац должен был все это сделать" (11).

В январе 1918 года при Наркоме РСФСР по делам национальностей создается мусульманский комитет, позже он был переименован в татаро-башкирское бюро. В.Наркомнаце работало всего 17 национальных бюро (чувашское, мордовское, удмуртское и других народов Поволжья и Приуралья).

В специальном постановлении Совнаркома от 30 июня 1918 года "Об организации мусульманского комиссариата" отмечалось, что "...для планомерного удовлетворения нужд рабочих и крестьян мусульман и объединения их вокруг советской власти необходимо всем уездным и губернским Советам в местах с наличием мусульманского населения немедленно организовать мусуль-майские комиссариаты с отделами» (177). Комиссарами просвещения при Центральном татаро-башкирском комиссариате были утверждены Шариф Манатов (из уральского региона) и Исхак Казаков (представитель от Татарской республики).

В феврале 1918 года коллегия Наркомнаца мусульманского комиссариата устанавливает тесную творческую связь с учителями-татарами городов Астрахани, Самары, Уфы, Перьми, Оренбурга и т.д. и начинает подготовку к преобразованию мектебе и медресе в светские учебные заведения.

В октябре 1918 года Наркомпрос РСФСР принимает специальное постановление: «О школах национальных меньшинств», в котором подчеркивалось, что «все национальности, населяющие Российскую Социалистическую Федеративную Республику, пользуются правом организации обучения на своем родном языке» (42).

В феврале 1920 года коллегия Наркомпроса РСФСР утверждает «Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка на местах», указывающее, что местные органы народного образования обязаны заботиться о просвещении всего населения обслуживаемой ими территории независимо от национального состава (133). Проведение в жизнь декретов и постановлений Советской власти, ознакомление населения с документами на их родном языке, реализация всех решений Наркомнаца (Наркомпроса), содействие в повышении культуры трудящихся масс и т.д.- все это входило в задачу органов народного образования на местах.

Вскоре повсюду стали создаваться национальные отделы по народному образованию, которые разрабатывали программы по развертыванию сети национальных школ, пунктов по ликвидации неграмотности, организовывали краткосрочные учительские курсы, создавали культурно-просветительные учреждения, обеспечивали национальными учебниками и необходимой литературой (методической, художественной и т.д.). Наркомнац РСФСР оказывал огромную материальную помощь в деле просвещения многонационального населения страны. Так, уже во втором полугодии 1918 года на финансирование народного образования в Казанской губернии было выделено 63,890 тыс. рублей, это было в 4 раза больше, чем на период с I9I2-I9I4 г г. (63).

Формирование и функционирование национальных общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в 20-30-е годы

Казань была культурным центром всего Волжско-Камского края. Казанский университет, в котором обучались (хотя и единицы) татары и другие представители национальных меньшинств, играл большую роль в деле подготовки педагогических кадров. Выпускники университета сами создавали на местах учебные заведения. Так, например, первое открывшееся в 1872 году в Уфе педагогическое учебное заведение для татар, переведенное затем в Оренбург по месту нахождения учебного округа, почти целиком состояло из выпускников Казанского и Петербургского университетов. Для будущих педагогов здесь преподавали основы педагогики и методики, историю, физику, геометрию и т.д. Педагогика как профилирующий предмет имела систему дисциплин - общие вопросы педагогики, дидактические упражнения, дидактику, историю педагогики и т. д. Достаточно основательно изучался татарами и русский язык. Инспектор У.Хусаинов в своем отчете положительно отмечал работу преподавателя-выпускника Казанского университета Ш. Шагиахметова, который находил эффективные методы и средства обучения русскому языку в такой степени, что окончившие направлялись в качестве учителей русского языка и арифметики в одноклассные русско-татарские школы и в медресе (20).

Другим педагогическим учебным заведением, сыгравшим серьёзную роль в повышении культурного уровня народа была Казанская учительская школа (КТУШ, 1918 г.). Для татарских школ учителей готовила и Казанская центральная крещено - татарская школа, воспитанники которой учились по учебникам для русских школ, а также по книгам, написанным на татарском языке русскими буквами. В течение 3-х лет им преподавали общеобразовательные предметы, а на 4-ом году обучения - педагогику и методику преподавания отдельных предметов. При школе функционировали и специальные курсы для татарских учителей, на которых знакомили и с предметами, преподаваемыми в учебных заведениях. Выпускники этой школы внесли большой вклад в дело становления национальной школы. Среди её выпускников особое место занимает проф.

В.М.Горохов, сыгравший неоценимую роль в создании и исследовании проблем национального образования крещеных татар Поволжья (160)

Затем стали появляться и другие учебные заведения. Так, например, в 1915 году в Троицке открываются мужская и женская учительские семинарии, а в 1916 году в Казани - первая татарская женская гимназия, на базе которой через два года создается татарская школа второй ступени (160).

После октября 1917 года появились хорошие условия для просвещения широких слоев татар и малочисленных народов России. Дети, молодежь, взрослые сотнями шли в школы, средние специальные и высшие учебные заведения страны. Началась борьба с безграмотностью населения.

Происходит перестройка системы школьного образования, в процессе которой устанавливаются 4-х годичные сроки обучения в школах 1-й ступени, в школах-семилетках - с двумя концентрами (4+3), а в школах - девятилетках с первым и вторым концентрами (4+3+2) для 8-17 лет.

В 1923 году на проходившем в Москве 1-м Всероссийском съезде Сов-нацменов, а затем татаро-башкирском съезде принимаются решения о расширении сети татарских школ, перевода обучения детей на родной язык, повышения качества подготовки национальных педагогических кадров, издании школьных учебников на родном языке и т.д. К реализации исторического решения этих съездов Татнаркомпрос принимается без промедления, ибо фактическое состояние народного просвещения татар желало иметь большего, чем было в то время.

Следует отметить, что Татарская республика проявляла большую заботу и в отношении образования других национальностей. При Казанском восточно-педагогическом институте, педтехникумах открываются чувашские, марийские и другие отделения.

Похожие диссертации на Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ)