Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств Костогрыз, Татьяна Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костогрыз, Татьяна Александровна. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Исследовательский центр эстетического воспитания.- Москва, 1996.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-2/3467-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Противоречивые и сложные процессы, захлестнувшие на современном этапе развития все сферы социальных взаимоотношений, высветили ряд проблем, связанных с духовным, нравственным климатом общества.Сегодня все отчетливее осознается невозможность преодоления политических,экономических культурных, межнациональных кризисов без повышения уровня духовного развития личности, общества в целом.

Но если материальный, "плотный" мир реален и познаваем, то духовная составляющая мира непосредственно не воспринимается человеком. С психологической точки зрения духовные процессы нередко протекают лишь в бессознательной и подсознательной сферах психики, минуя стадию осмысления.

В познании духовной субстанции, в возможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства. С давних времен отмечается глубокая связь между духовностью и художественным творчеством, художественным опытом. Художественно-эстетическая деятельность является двигателем духовного обогащения.

Легкость, с которой искусство вторгается в душевный мир че -ловека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик, - все это уже в глубокой древности побудило включить его в систему воспитания и обучения. Успех духовного, нравственного ра-вития современной личности во многом будет зависеть от педагога-искусствоведа. Проблема всестороннего развития будущих учителей эстетического цикла выступает одной из актуальнейших задач высшего образования.

В последнее десятилетие наметились предпосылки развития личности через комплексное взаимодействие искусств.Опыт предшественников в этом направлении - О.Б.Алиева, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Е.В.Квятковского, Б.М.Йеменского, В.Н.Шацкой, Г.П.Шевченко и других авторов-нашел новое преломление в научных разработках сотрудников лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.П.Юсова при Исследовательском центре эстетического воспитания РАО. Разработанная Б.П.Юсовым концепция предлагает полихудояественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств.

В связи с поставленной задачей особое значение приобретает выделение того общего для всех видов искусств начала, которое будет способствовать их интеграции и взаимодействию. В качестве свя-

зующего различные виды искусств звена мы выделили пространственные компоненты художественных образов . Именно в плане пространственно-временных характеристик могут быть найдены наибольшие аналогии между искусствами, а их взаимодействие возможно только через пространственное мышление /Л.Г.Бергер, 1989| Е.Б.Мурина, 1982; Б.А.Успенский, I97Q/.

"Плотный", материальный мир человек воспринимает сквозь призму пространственно-временных отношений. Произведение искусства, имея зримую, слышимую форму, также локализовано в пространственно-временном континууме. Аудожественный пространственно-временной континуум имеет двойственную материально-идеальную природу. Трансляция материальной формы в эстетический феномен осуществляется благодаря видоизменению во внешнем "образе" произведения искусства привычных для физического мира пространственно-временных реалий. Преображение в произведении искусства пространственно-вре -менных форм служит средством достижения художественного эффекта, средством возбуждения высших слоев психики. Художественное пространство-время соединяет мир "вещей" с миром "идей", мир реальноо-ти с миром фантазии.

Художественное пространство-время имеет особую организацию, в нем действуют свои художественные законы - законы перспективы, законы гармоничности,-симметрии, пропорциональности, психологии восприятия /например, феномен "фигура-фон"/.

Проблемой пространства-времени в искусстве интересовались М.М.Бахтин, Л.Г.Бергер, Г.Вельфлин, В.В.Виноградов, Ь'.Р.ьиппер, Л.С.Выготский, Л.Ф.Жегин, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, Ь.А.Фаворский, П.А.Флоренский, Ы.Хайдеггер, СМ.Эйзенштейн и другие.

С конца прошлого столетия в искусствоведении возникла проблема пространственного восприятия музыки. Ей посвящены работы и отдельные высказывания Б.В.Асафьева, Л.ГіЬ'ергер, Н.А.Герасиыовой-Персидской, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, і.-;.С.Скребковой-«илатовой, В.Н.Холоповой. Среди зарубежных авторов в этом направлении работали А.Веллек.Г.Гельмгольц,В.Келлер,Э.Курт,Г.Ревеш, К.Штумпф.

В современных искусствоведческих концепциях "временные" виды искусства имеют пространственные компоненты, а в "пространственных" неизбежно присутствие временных компонентов. Произведение искусства любого вида локализовано в художественном пространственно-временном континууме. Дифференциация пространственной и временной - составляющих художественного образа нуана для их анализа.

Музыкальное пространство обладает особым статусом, ведь музыка является порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но всего человека, как создала его Земля, Вселенная /В.НЛолопова, I99Q/. Музыкальное пространство,пространственные компоненты музыкального образа тесно связаны с богатейшей сферой жизненного опыта человека /Е.В.Назайкинский, L972/-

В качестве пространственных компонентов музыкального образа мы выделили симметрию, перспективу /проекционную область музы -кальной фактуры/, "фигуру-фон". Эти компоненты в той или иной степени отражают феномен вертикального /иногда горизонтального/ структуирования в музыке . Их главные признаки - нарушение "линейной" временной последовательности, сопряжение элементов, однэ-временность. Универсальность симметрии, перспективы, "фигурьмро-на" предполагает полихудожественный подход к освоению этих ком -понентов в музыкальном образе.

Актуальность проблемы, таким образом, обусловлена задачами совершенствования музыкальной, полихудожественной /полифонической/ подготовки студентов педагогического вуза, социально-культурными требованиями к духовному, нравственному облику личности, отсутствием обобщающих исследований педагогического освоения художественных пространственных составляющих.

Объект исследования - управление процессом освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа.

Предмет исследования - процесс освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.

Цель исследования - определить и экспериментально проверить эффективность освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.

Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что одним из наиболее эффективных факторов, полихудожественной, музыкальной, полифонической подготовки студентов педагогического вуза является освоение ими пространствелных компонентов музыкаль -ного образа, которое должно отвечать следующим требованиям:

условиями, обеспечивающими успешное освоение пространствен-

Область вертикали и горизонтали в музыке отражает соотношение пространственных и временных компонентов восприятия.

ыых компонентов музыкального образа, выступают:универсальность симметрии, перспективы, "фигуры-фона"; взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств;

педагогическая организация нроцесса освоения включает три этапа: информационный, синтезирующий, моделирующий;

развитие практических навыков и формирование у студентов комплекса умений;

расширение представлений студентов о характере взаимосвязи художественных пространственных компонентов с общим пространственным опытом человека, включая сенсорный, двигательно-моторный, эмоциональный, абстрактно-логический, трансцедентный опыт.

Для доказательства изложенной гипотезы нами были определены следующие задачи;

  1. Изучить проблему пространственной составляющей музыкального образа и выделить пространственные компоненты для освоения студентами педагогического вуза.

  2. Изучить проблему художественного пространственно-времш-ного континуума; выявить, в какой мере взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств обеспечивает эф -фективность освоения пространственных компонентов музыкального образа; изучить проблему взаимодействия худоаественных пространственных компонентов с общими пространственно-временными преде -тавлениями, с общим пространственным опытом.

  3. Сформулировать теоретические основы освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.

  4. Разработать и реализовать экспериментальную программу

по освоению студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств. Методологическую основу исследования составляют философе -кие концепции ноосферы, ноогенеза /В.И.Вернадский, Тейяр де Шар-дев/, ноосферы и художественного творчества. Психологический аспект исследования представляют работы по психологии восприятия искусства /Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, П.В.Симонов, К.Г.Юнг/, по психологии восприятия пространства /Б.Г.Ананьев, Ы.Д.Ахундов, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, Б.Ф.Ломов, А.М.Мостепаненко.В.С.Ро-тенберг, И.С.Якиманская/. Культурологической базой являются работы М.М.Бахтина, Л.Ф.Жегина,.Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Б.В.Рау-шенбаха, П.А.Флоренского. Музыкально-педагогическую основу сое-

тавляют работы М.Г.Арановского, Л.Г.Бергер, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, М.С.Скребковой-Филатовой, В.Н.Холоповой. В педагогической части исследования мы опирались на работы В.П.Зин-ченко, Б.Н.Йеменского, Л.Г.Савенковой, Б.П.Юсова.

Методы исследования. Теоретические: анализ философской,культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-теоретической литературы, учебников и методических пособий по преподаванию предметов эстетического цикла в школе и вузе, школьных и вузовских программ; моделирование, синтез эыпири -ческого материала. Эмпирические: прямое и косвенное наблюдение; диагностические - интервьюирование и анкетирование; экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперименты, микропрепо -давание; прогностические - метод экспертных оценок; статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.

Опытно-педагогическая база исследования - Бердянский педагогический институт. Исследованием было охвачено 100 студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка. Результаты исследования проверялись в средних школах №й 2, 10, 16 г.Бердянска.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый- этап - поисково-теоретический /1991-1992/. Характеризуется уяснением проблемы художественного пространственно-временного континуума, пространственной составляющей музыкального образа, взаимодействия пространственных компонентов различных видов искусств, общих пространственных представлений. Выдвинуты гипотетические положения исследования. Определены педагогические воз -можности. Разработана основная концепция исследования.

Второй этап - теоретико-экспериментальный /1992-1995/. Про -ведено пилотажное исследование. Разрабоїана и опробована в экспериментальной программе "Пространственные компоненты музыкального образа в условиях взаимодействия искусств"в курсе подготовки студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с допол -нительной специальностью Музыка трехфакторная модель освоения пространственных компонентов музыкального образа.

Третий этап - обобщающий /1995-1996/. Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, корректировка выводов, полученных на первом и втором этапах работы; систематизация и обработка данных. Внедрение практических рекоыенда-

ций по совершенствованию эстетической, полихудожественной, музыкальной подготовки будущих учителей.

На защиту выносятся следующие положения;

  1. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа значимо и продуктивно для их иузыкальной и полихудожественной подготовки.

  2. Взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств, взаимодействие пространственных форм обеспечивает успешность процесса освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа.

  3. Процесс освоения пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств раскрывается в трехфакторной модели, которая определяет постепенно усложняю -щийся характер учебно-познавательной деятельности студентов.Модель отражает динамику последовательно чередующихся элементов структуры освоения: информационного, синтезирующего, моделирующего.

  4. Освоение пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств направлено на формирование комплекса профессионально-творческих умений студентов для реализации их в педагогической деятельности.

  5. Эффективность процесса освоения пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств зависит от уровня музыкальной, полихудожественной подготовки студентов, развития образного, ассоциативного мышления, воображения, от форм и методов освоения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

  1. В музыкально-педагогическом и полихудокественном образовании педагогически охарактеризованы понятия "пространственная составляющая музыкального образа", "пространственные компоненты музыкального образа", "художественный пространственно-временной континуум"; систематизированы и педагогически обобщены современные научно-философские и художественные представления о пространственной составляющей познания для содержания подготовки учителя музыки; выявлен характер взаимодействия пространственных компонентов различных видов искусств в процессе освоения студентами пространственных компонентов музыкального образа.

  2. Определено значение освоения пространственных компонен-

тов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств для студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью музыка.

  1. Содержательно раскрыты основные этапы педагогического обеспечения процесса освоения пространственных компонентов музыкального образа: информационный, синтезирующий, моделирующий.

  2. Разработаны уровни и критерии освоенности, которыми выступают 12 умений студентов.

  3. Рассмотрены факторы, способствующие эффективности процесса освоения: продуктивность форм и методов работы, профессиональная направленность процесса освоения, учёт уровней освоенности студентами пространственных компонентов музыкального образа,взаимосвязь продуктивных и репродуктивных форм творческой деятельности студентов, последовательность этапов освоения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов в практике подготовки учителей эстетического цикла, ыатериалы диссертации могут войти составной частью в лекционные и семинарские занятия по курсам "мировая художественная культура", "Методика музыкального воспитания", "Музыкальная литература", "Теория музыки", "Анализ музыкальных произведений", "і.етодика преподавания изобразительного искусства", "История изобразительного искусства".

Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя со"студентами педагогического вуза, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной дея -тельности преподавателя педагогического вуза, применением разнообразных взаимодополняюыих методов сбора информации, разнообразием исследовательских процедур и приемов, использованием математических методов обработки и анализа данных.

Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялась как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикации автором основных положений и выво -дов, полученных в ходе исследования, в методических материалах, статьях. Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского центра эстетическое воспитания РАО, а также на кафедре теории музыки и музыкальных инструментов Ь'ердянского педагогического института, /Украина/. Основные итоги исследования апробировались также в ходе научных сообщений и докладов автора на ежегодных конферен-

Похожие диссертации на Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств