Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) Силкин Петр Афанасьевич

Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова)
<
Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Силкин Петр Афанасьевич. Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Силкин Петр Афанасьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 153 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Историко-педагогический анализ формирования методов отбора детей для обучения искусству танца 15

1.1. Формирование искусства танца и подходов к определению качеств танцовщиков в зарубежных странах 15

1.2. Становление педагогического отбора и обучения искусству танца в российской школе балета 27

1.3. Развитие методов диагностики детей для обучения искусству танца в отечественных учреждениях балетного образования 36

ГЛАВА 2. Классификация и диагностика индивидуальных качеств, необходимых для обучения искусству танца 60

2.1. Подходы к определению и диагностике индивидуальных качеств, способствующих успешному освоению и выполнению деятельности 60

2.2. Классификация и характеристика индивидуальных качеств, необходимых для обучения искусству танца 72

2.3. Характеристика и диагностика психомоторной креативности детей для обучения искусству танца 88

ГЛАВА 3. Разработка и экспериментальная проверка методики педагогической диагностики детей для обучения искусству танца 96

3.1. Методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца: этапы и приемы 96

3.2. Педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца

Заключение 140

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования.

Важным условием решения стоящих перед российским государством и обществом задач становится формирование духовно-нравственного потенциала, воспитание граждан страны, создание условий для развития личности, включая и развитие её познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой (профессиональной), физической культуры. Развитие личности является одним из определяющих ориентиров, важным аспектом деятельности систем образования и воспитания. Существенным аспектом решения данной проблемы является совершенствование образования, обучения, воспитания в учебных заведениях культуры и искусства, включая проведение на различных этапах образовательного процесса педагогической диагностики как фактора успешности обучения, воспитания, образования. Элементы педагогического диагностирования применялись во всех педагогических системах с древнейших времен в целях выявления и учета обученности, воспитанности, подготовленности обучающихся, оценки их деятельности, профессионального и личностного развития, контроля результатов обучения и воспитания.

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как самостоятельная познавательно-преобразовательная деятельность в ходе педагогического процесса в интересах совершенствования обучения, воспитания, профессионального и личностного развития.

Педагогическая диагностика достаточно активно развивается в настоящее время, как в научно-теоретическом отношении, так и в практическом плане. В исследованиях последних лет отмечается значительный рост внимания к проблемам педагогической диагностики (А.В.Барабанщиков, Н.В.Бордовская, Б.П.Битинас, Н.КГолубев, И.Ю.Гутник, В.П.Давыдов, П.П.Дерюгин, О.Ю.Ефремов, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, С.А.Писарева, А.П.Тряпицына). Вместе с тем, как показывает проведенный анализ, не в полной мере изучены возможности, особенности и преимущества реализации методов и приёмов педагогической диагностики в ходе отбора детей для обучения искусству танца, в учреждениях балетного образования.

Балет - вид музыкально-театрального искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах, и который включает в себя драматургию, музыку, хореографию, исполнительское творчество танцовщиков, изобразительное искусство. Причем, все эти уровни и составляющие элементы балета существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга, а в сложном синтетическом интегрированном эстетическом единстве. Центральным звеном, главным стержнем, ведущим вектором, осуществляющим активный синтез и интеграцию всех многоуровневых, многомерных художественных структур историко-культурологического феномена балета является искусство танца, хореография.

Начиная с XVI века, времени зарождения балета в современном понимании данного явления культуры, и вплоть до наших дней, основным средством эстетической выразительности балета являются танец и пантомима. Проводниками и носителями хореографии в балете - искусстве красоты и изящества движений человеческого тела - являются танцовщицы и танцовщики. В связи с этим на всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его сущест- г_ вования и развития являлась проблема отбора и обучения детей искусству танца.

В основе классического хореографического воспитания и обучения лежит не только систематический, долголетний и очень тяжелый ежедневный физический труд, но и огромная эмоционально-интеллектуальная нагрузка на личность будущего артиста балета. Посему служение музе Танца требует от человека не только огромной самодисциплины, упорства и фанатизма, но также, в буквальном смысле слова, жертвенности и самоотречения. Кроме того, дополнительный драматизм профессиональному творческому самовыражению артиста балета придает ограниченность творческой деятельности танцовщика жесткими возрастными рамками, связанными с естественным старением человеческого организма. В отличие от других видов художественного творчества, в которых, как правило, процесс создания произведения искусства мало зависит от возрастных и физиологических состояний организма человека, совершенствуясь на протяжении всей жизни вплоть до самой глубокой старости мастера, инструментом созидания произведения искусства в балете выступает подверженное болезням и биологическому старению хрупкое живое человеческое тело, а потому профессиональный век балетного артиста недолог.

Обучение балету начинается в раннем возрасте. Дети, желающие поступить на исполнительское отделение и пришедшие на приемные испытания в хореографические училища, должны изначально обладать определенными природными задатками, на основании которых в процессе обучения формируются профессиональные качества классического танцовщика.

На всем протяжении многовековой истории балетного искусства краеугольным камнем его существования являлась проблема отбора, диагностики детей для обучения искусству танца. Такое обучение начинается с 9 - 10 летнего возраста. Дети, желающие посвятить свою жизнь искусству танца, должны обладать определенными задатками, на основании которых в процессе обучения можно сформировать профессиональные качества танцовщиков, развить способности к танцу и обеспечить успешность обучения.

Исторически сложилось, что отбор юных претендентов для обучения искусству танца был основан, прежде всего, на интуитивном, «экспертном» подходе. При этом основные критерии учебной пригодности традиционно определялись на основе субъективных оценок. При отборе детей приоритетным критерием была их внешняя эстетическая привлекательность. Данный критерий был определен еще в древности. В трактате древнегреческого писателя Лукиана Самосатского «О пляске» имеется описание того, что танцовщик должен был обладать особыми внешними данными. Существующая практика отбора кандидатов для обучения в учреждения балетного образования такова, что для того, чтобы выявить и распознать в 9 - 10 летнем ребенке хореографические способности необходимы высокая балетная интуиция экзаменатора-эксперта и большой педагогический опыт работы с детьми.

Вместе с тем, за более чем 260-летнюю историю русского балета специалистами накоплен огромный и уникальный опыт отбора юных абитуриентов для обучения искусству балета. С учетом указанных обстоятельств назрела необходимость свести к минимуму субъективизм при отборе детей для обучения искусству балета и на основе разработки научных положений, обобщения и систематизации педагогического опыта сформировать теоретические положения и практические рекомендации по применению обоснованных методик, критериев и показателей педагогической диагностики будущих артистов балета, обеспечивающих их обучение на уровне современных требований к образованию.

На основании анализа существующей теории и современной практики было выявлено противоречие между потребностями образовательной практики в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей, проходящих отбор и обучение искусству танца и недостаточным уровнем разработки теории и реализации на практике комплекса мероприятий педагогической диагностики в учебных заведениях балетного образования, высокой степенью субъективности процедур отбора, их теоретической и методической неразработанностью.

Таким образом, исходя из анализа состояния и задач развития отечественного образования, научной литературы, теории и практики образования и педагогической диагностики, можно констатировать объективно существующую проблему, которая в обобщенном виде состоит в необходимости обоснования и реализации методов и приёмов педагогической диагностики как условия повышения объективности и успешности отбора и обучения детей искусству танца и непосредственно учащихся учреждений балетного образования.

Актуальность, значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета имени АЛ. Вагановой)».

Цель исследования: разработать методику педагогической диагностики конкурсного приема детей в учреждения балетного образования в интересах повышения объективности отбора и успешности обучения детей искусству танца.

Объект исследования: обучение детей искусству танца.

Предмет исследования: методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца в учреждениях балетного образования.

Гипотеза исследования: проведение педагогической диагностики детей для обучения искусству танца станет фактором повышения эффективности и объективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования при выполнении следующих условий:

разработки и практической реализации в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца;

осуществления педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. провести историко-педагогический анализ формирования методов отбора детей для обучения искусству танца;

  2. рассмотреть теоретические основы осуществления педагогической диагностики детей для обучения искусству танца;

  3. выделить особенности и характеристики задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца;

  4. разработать и провести опытно-экспериментальную проверку методики педагогической диагностики детей для обучения искусству танца;

  5. определить педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца.

Методологической основой исследования являются: на философском уровне -основные положения диалектики, гносеологии, система философских знаний; на общенаучном уровне - положения системного, деятельностного подходов; на конкретно-научном уровне - методология и методика педагогических исследований.

Теоретическую основу исследования составили: исследования современных тенденций развития образования (Г.А.Бордовский, Э.В.Балакирева, Р.У.Богданова, Е.И.Бражник, Б.С.Гершунский, Л.СИлюшин, ЕЛКазакова, О.Е.Лебедев); концепция модернизации образования (О.В.Акулова, В.ВЛаптев; С.А.Писарева, Е.В. Пис-кунова, А.СРоботова, АЛ.Тряпицына); системный подход к изучению и анализу педагогических технологий, методов обучения и воспитания (В.П.Беспалько, В.Б.Ежеленко, М.В.Кларин, В.В.Краевский, С.А.Расчетина, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаева); исследования по проблемам педагогической диагностики, контроля, оценки, конкурсного отбора (В.С.Аванесов, Н.П.Архангельский, Ж.А.Байрамова, А.Е.Бахмутский, Б.П.Битинас, Е.Д.Божович, Н.М.Борытко, Л.С.Выготский, Н.К.Голубев, И.Ю.Гутник, О.Ю.Ефремов, К.Ингенкамп, А.И.Кочетов, В.Г.Максимов, Е.А.Михайлычев, С.А.Русинова); материалы по теории и практике обучения искусству танца (М.И. Петипа, Х.П. Иогансон, Н.Г. Легат, А. Я. Ваганова, В.И. Пономарев, А.И. Пушкин, B.C. Костровицкая, Н.П. Базарова, В.П. Мей, Н.И. Тарасов); работы по отбору детей и выявлению у них способностей к освоению искусства танца (Н.А. Дембо, И.А. Баднин, Т.И. Васильева, М.Ф. Иваницкий, Д.К. Кирнарская, З.С. Миронова, С.С. Холфина и др.).

Методы исследования:

теоретические: теоретический анализ литературы по истории, теории и практике балета и педагогической диагностики, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования; анализ и синтез результатов исследований педагогов и других специалистов в области балетного искусства;

эмпирические: педагогические наблюдения автора работы, занимающегося преподаванием классического танца в традициях петербургской школы, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), педагогический эксперимент, изучение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности; методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

раскрыты основные психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования;

впервые в отечественной педагогике системно рассмотрены содержание и приемы педагогической диагностики и учета задатков и способностей детей к освоению искусства танца, систематизированы и классифицированы критерии отбора детей для обучения искусству танца в учреждениях балетного образования;

теоретически обоснована методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца; показано значение данной методики как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования;

выделены педагогические приемы диагностики и развития у детей качеств, необходимых для их успешного обучения искусству танца в процессе конкурсного приема и подготовки в учреждениях балетного образования.

Теоретическая значимость исследования:

проведен историко-педагогический анализ развития теории и практики отбора детей для обучения искусству танца;

теория обучения дополнена новыми положениями о сущности, содержании и приемах педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, в том числе в процессе отбора и обучения учащихся учреждений балетного образования;

проанализированы теоретические подходы к обоснованию и выделению индивидуальных качеств ребенка, определяющих успешность освоения им искусства танца;

выявлены и обоснованы критерии и показатели педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования;

разработана методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, основой которой являются педагогические приемы распознавания и развития специальных задатков и способностей.

Практическая значимость: разработаны и апробированы рекомендации по реализации методики и приемов педагогической диагностики в отборе и обучении учащихся учреждений балетного образования, что позволяет более качественно и объективно отбирать детей для обучения исполнительскому хореографическому искусству; разработки автора могут быть использованы в образовательном процессе учреждений балетного образования, в процессе освоения искусства танца как элемент системы диагностики и развивающего обучения; результаты исследования целесообразны к применению в обучении, подготовке и повышении квалификации педагогических кадров учреждений балетного образования.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены историко-культурологической и педагогической обоснованностью исходных методологических позиций и теоретических основ; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик, репрезентативностью экспериментальной базы; качественным и количественным анализом, экспертизой; публикацией основных выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

методика педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, включающая компоненты: цель и задачи диагностики (отбор детей, предрасположенных к успешному освоению искусства танца); содержание (объекты) диагностики (индивидуальные качества (задатки, способности, навыки и т.п.), способствующие успешному освоению искусства танца); средства, методы, приемы педагогической диагностики (наблюдение, проведение упражнений), позволяющие распознавать качества, необходимые для успешного освоения искусства танца; критерии и показатели диагностики (уровень развития необходимых качеств); организация диагностических процедур (непосредственное проведение диагностики); анализ результатов диагностики и принятие решений в ходе конкурсного приема;

характеристика приёмов педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как целенаправленно разработанных на основе субъект-субъектного и познавательно-преобразующего подходов диагностических и развивающих действий педагогов учреждений балетного образования, обеспечивающих распознавание, учет и преобразование (развитие) задатков, навыков, умений и способностей детей, необходимых для освоения искусства танца;

педагогические условия проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как фактора повышения эффективности обучения в учреждениях балетного образования, включающие:

разработку и практическую реализацию методики педагогической диагностики, ориентированной на объективное и системное распознавание и развитие задатков, способностей, необходимых для успешного освоения детьми искусства танца;

осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности, включающей в комплексе приемы не только выявления, но и развития качеств, необходимых для успешного освоения балетного искусства;

психолого-педагогические закономерности проведения педагогической диагностики детей для обучения искусству танца, определяющие целесообразность реализации диагностики как фактора повышения эффективности обучения:

использование методики диагностики увеличивает объективность выявления данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика;

выполнение диагностических заданий обеспечивает высокую активность учебно-познавательной, творческой деятельности, позитивное отношение учащихся к освоению искусства танца; выполнение специальных диагностических приемов развивает качества, необходимые для освоения искусства танца;

совокупность критериев и показателей диагностики у детей данных, необходимых для формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность; шаг; подъем; гибкость корпуса; прыжок; психомоторная креативность: координация, музыкальность, чувство ритма, апломб.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при личном участии автора в работе приемной комиссии Академии Русского балета имени АЛ. Вагановой, а также при участии в работе приемной комиссии Национальной балетной академии в Нидерландах (г. Амстердам). Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр в Академии Русского балета им. АЛ.Вагановой, докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях, научно-методических семинарах. Теоретические и практические положения исследования нашли отражение в научных и методических публикациях, авторском курсе «История и теория педагогики балета».

Исследование проводилось на базе Академии Русского балета им. АЛ.Вагановой и включало три этапа: первый этап (2003-2004): анализ литературы по проблеме исследования, изучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования; второй этап (2005-2006): разработка теоретических и практических основ педагогической диагностики конкурсного приема учащихся учреждений балетного образования, проведение педагогического эксперимента; третий этап (2007-2008): завершение опытно-экспериментальной работы: уточнение и систематизация результатов, положений, выносимых на защиту, разработка и внедрение рекомендаций.

Структура работы определена логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем текста составляет 156 страниц.

Становление педагогического отбора и обучения искусству танца в российской школе балета

Операционально работающей в этом смысле является структура личности, представленная К.К. Платоновым, согласно которой, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур: 4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные, путем упражнения на основе биологических задатков, индивидуальные особенности психических процессов, как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания [109].

В таком представлении личностной структуры важна связь социального и биологического, обучения и воспитания, форм психического отражения и приобретаемого опыта. В данной трактовке структуры личности подчеркнута специфика свойств каждой подструктуры, каждого уровня, которые обусловливают, по К.К. Платонову, особенности формирования способностей вообще и способностей, проявляемых в конкретной деятельности, в частности [109].

К.М. Гуревич выявил следующую закономерность: «Каждый человек, в принципе, может овладеть любой профессией (или почти любой), но все дело в том, сколько на это понадобится сил и времени. Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а непродуктивная, безрадостная деятельность не только личное несчастье - она отражается, в конечном счете, на всем обществе. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования никогда не утратит своего актуального значения» [121].

Платон по этому вопросу высказался в свое время следующим образом: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу тоже. Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам» [163].

Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической, и с практической стороны. Встречая проявления ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей. Существует три основных подхода к пониманию способностей: житейский, этимологический и научный.

Житейский подход к понятию «способности». В обыденной речи термин «способности» часто употребляется не только относительно человека, но и относительно других предметов (например: «Алмаз способен резать стекло»), т.е. используем данный термин для обозначения свойства, качества. Тот же смысл мы вкладываем, когда сообщаем кому-либо о поразивших нас способностях (быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа и др.). В обыденной практике способностями мы называем любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

Этимологический подход к понятию «способности». В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами - «одаренный», «талантливый» и употребляется как их синоним. Таким образом, способность имеет разную степень выраженности. В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный». В этом же словаре имеются другие термины: «способливый» и «способляться». Способливый человек — это находчивый, изворотливый, умеющий сладить, Управиться, устроить дело. Таким образом, здесь термин «способный» определяется через соотношение с успехом в деятельное и приравнивается к понятию «умный».

Научный подход к понятию «способности» отличается от житейского повседневного более узким и определенным значением.

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки - философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология и педагогика. Кроме того, следует отметить, что для педагогики более чем для какой-либо другой науки важно изучение способностей каждой личности. Именно через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей человек осваивает окружающий мир, достигает своей вершины в профессиональной и личностном смысле.

В психолого-педагогической трактовке проблемы способностей можно выделить два направления.

Первое - психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А. Голубевой, В.М. Русалова).

Другое направление - исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности (от деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает дея-тельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается.

В рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности [127].

Развитие методов диагностики детей для обучения искусству танца в отечественных учреждениях балетного образования

Классический танцовщик должен обладать пропорциональным телосложением. Хорошим считается индекс при показателе 49, нежелателен прием ребенка при индексе 53.

Имеется специальная таблица, по которой выводится индекс, после измерения ребенка на ростомере. Данная таблица помещена в приложении нашей работы.

Из дефектов отдельных частей тела, препятствующих обучению балету на профессиональной основе можно выделить основные: голова, не должна иметь угловатую форму, должна быть маленькой величины без крупной нижней челюсти, без деформации передних зубов; шея, должна быть удлиненной, однако, короткая шея является препятствием для поступления в академию, для проверки подвижности шеи необходимо заставить ребенка поворачивать и наклонять голову; ключицы должны находиться на одном уровне, противопоказанием для приема детей являются резко выступающие вперед или приподнятые ключицы, а также ключицы с сильно выдвинутыми грудными или плечевыми концами; лопатки должны располагаться на одном уровне, весьма серьезными недостатками считаются крыловидные лопатки и асимметрия лопаток; к отрицательным признакам относятся чрезмерная ширина и угловатая форма плеч; руки, признаки их правильного сложения: конец среднего пальца должен доходить до середины бедра или чуть ниже, при опущенных руках; кисть удлиненная, пальцы без чрезмерных утолщений в области суставов, неблагоприятным показателем служит чрезмерное перегибание в локтевом суставе, придающем руке уродливую форму; позвоночник, любые искривления позвоночного столба являются отрицательными признаками; он должен иметь нормальные физиологические изгибы — шейный, грудной и поясничный, а при осмотре сзади - прямую линию остистых отростков; не рекомендуется принимать детей с выраженным кифозом грудного отдела («круглая спина»), с гиперлордозом поясничного отдела («седлообразная поясница»), все нарушения во фронтальной плоскости; грудная клетка должна быть симметричной, без врожденных дефектов развития - узкая форма с деформацией ребер, выступающая грудина («киле-образная» или «куриная» грудь); таз должен быть красивой формы, не широкий, с подчеркнутыми и симметричными треугольниками талии; противопоказан прием детей с широким тазом, с заметно выступающим назад тазом, низким тазом, крупными ягодичными мышцами; ноги должны иметь прямую красивую линию, продолговатые плоские мышцы, умеренную рекурвацию коленных суставов, противопоказан прием детей с выраженной Х-образной и О-образной формой ног, недостатками являются также сильно выступающие надколенные чашечки и внутренние надмыщелки бедренных костей; стопа, - рекомендуется принимать детей, у которых стопа имеет удлиненную форму, хорошо выраженную продольную и поперечную сводчатость и ровные три первых пальца, что является необходимым условием при танце на пальцах у женщин, противопоказания - остро скошенные пальцы, сильно выступающая головка первой плюсневой кости, чрезмерная ширина, как в носке, так и в пятке. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький [19].

Следует отметить, что в разработанной методике при выявлении внешних сценических данных предлагается осматривать поступающего не только спереди и со спины, как это принято в последнее время в Академии, но и в профиль. Положение в профиль позволяет определить наличие или отсутствие значительного переразгибания ног в коленных суставах, а также позволяет увидеть чрезмерный наклон таза вперед («седлообразная поясница»).

Вопрос о максимально правильном отборе детей по антропометрическим параметрам является сложным и многосторонним. Довольно часто бывает трудно определить те особенности дальнейшего физического роста и развития ребенка, которые будут иметь решающее значение для формирования организма в подростковом возрасте.

Результаты осмотра поступающего фиксируются в «Протоколе осмотра абитуриента», и основные выводы из этого протокола заносятся в «Личную карту поступающего».

Кроме общей эстетики телосложения на первом этапе диагностируются функциональные особенности биомеханики движений, то есть сугубо профессиональные данные, необходимые для обучения классическому танцу (балету) - выворотность, подъем, шаг, гибкость, прыжок.

Проверка выворотности производится в определенной последовательности с помощью следующих приемов. Ребенка просят взяться за палку (станок) одной рукой и ноги поставить в первую позицию, если это выполнено ребенком успешно, то он обладает активной выворотностью. Затем выворотность проверяется при полуприседании. Сохраняя первую позицию, ребенок должен медленно присесть, самостоятельно разводя колени в стороны по линии плеч, удерживая туловище так, чтобы оно располагалось вертикально, следя за тем, чтобы ягодицы не отходили кзади. Пятки не должны отрываться от пола. В данном случае выявляется опять же активная выворотность. Запас пассивной выворотности проверяется педагогом, который старается развести колени поступающего в стороны. Следует иметь в виду два варианта: в первом - колени удается развести легко (такой ребенок имеет преимущество при поступлении), а в другом - при значительном усилии со стороны педагога. Невозможность развести колени в сторону при значительном усилии педагога говорит о полном отсутствии выворотности.

Классификация и характеристика индивидуальных качеств, необходимых для обучения искусству танца

Эта работа привлекла тем, что в ней было сказано: следуя этой системе, можно достичь правильной подготовки к танцам. Диссертант начал работать со своими учениками, используя систему Князева как подготовку к основному уроку классического танца. Применение системы помогло ученикам преодолеть проблемы с их физическими данными таким, как полнота, искривления позвоночника, рахит, плоскостопие; приобрести упругость и эластичность всего тела, так необходимые танцовщикам. Примером могут служить успехи трех лауреатов международных конкурсов артистов балета, делавших первые шаги на пути к овладению профессией артиста балета в классе автора диссертации в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Это: Михаил Ильин (выпуск 1998 г.) - лауреат международных конкурсов: Вага-нова-Ргіх (Санкт-Петербург) - первая премия (1998 г.), артистов балета в Нью-Йорке (США), серебряная медаль (2000 г.); Сергей Упкин (выпуск 1999 г.) - лауреат международных конкурсов: «Арабеск», Пермь (Россия) — первая премия, приз М. Барышникова (2000 г.), Варна (Болгария) - третья премия (2001 г.), Хельсинки (Финляндия) - вторая премия (2002 г.); -Владимир Шкляров (выпуск 2003 г.) лауреат международного конкурса Ваганова-Prix (Санкт-Петербург) — вторая премия (2002 г.).

Каждый из них при поступлении в Академию имел проблемы с внешними и физическими данными. Так, у М. Ильина была недостаточной гибкость (перегиб назад), величина шага «желала лучшего». С. Упкин обладал коротким и жестким Ахилловым сухожилием, что всегда сказывается на освоении прыжков, его грудная клетка была с выступающей грудиной. Фигура В. Шклярова выглядела весьма плотной, с чрезмерным прогибом в поясничном отделе позвоночника (лордоз), ноги правильной формы, но плотные. Указанные недостатки были преодолены благодаря применению системы Б. Князева, что позволило названным выпускникам Академии достичь хороших результатов.

В 1993-95 годах автор данного исследования преподавал в Национальной Академии балета в Амстердаме, где произошла встреча с бывшей ученицей Б. Князева Вишней Попович. Она рассказала, что у нее есть книга о системе мастера на английском языке. Уникальный метод Б. Князева зафиксировал Джералд Северн. Под названием: «Teach your child ballet. Ballet School without a Barre. Exercises on the floor» («Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу» книга была издана в Лондоне в 1958 году [74].

Представляется, что данная система является одной из неизвестных отечественным специалистов балета страниц. В процессе исследования предложенная Б.Князевым система была адаптирована и применена автором в процессе работы в Академии Русского балета. Кроме того, проведенное исследование позволило уточнить биографию этого мастера, педагога, методиста.

Борис Князев родился в Санкт-Петербурге в 1900 году, умер в Париже в 1975. Русско-французский танцовщик, хореограф, педагог. Он учился у М.М. Мордкина в Москве и у Е.П. Соколовой в Санкт Петербурге. Имел дебют в опере Воронежа в 1916 году. В том же самом году он становится танцовщиком и балетмейстером в Харьковской опере. В 1917 году Князев уехал в Константинополь, где создал свой первый балетный спектакль. В 1919 — 20 гг. - он танцовщик и балетмейстер Софийской оперы. Князев танцевал с многочисленными европейскими труппами, включая созданные им труппы: Les Ballet Stylises (1926-28 гг.) и Ballets Russes de Boris Kniaseff (1930 г.). Он создал несколько балетов для своих трупп. В 1928 году Князев - танцовщик и хореограф театра на Елисейских полях, где он был партнером Ольги Спе-сивцевой, ставшей его женой. С 1932 по 1934 год — танцовщик и балетмейстер Парижской опера Комик. В 1937 году открыл студию в Париже, в которой он учил многих знаменитых танцовщиков и танцовщиц. Среди его учеников звезды французского балета: Ивет Шовире, Зизи Жанмэр, Лиан Дейде, Юлий Алгаров и другие. Преподавал также в Лозанне, Женеве, Риме, Афинах, Буэнос-Айресе. Вернулся в Париж. Преподавал в Интернациональной Академии танца по своей системе «barre par terre» (ученики лежат на полу).

В книге, где изложена система Б. Князева, нет подробных объяснений на развитие каких функциональных данных направлено то или иное упражнение.

На основе более чем двадцатилетнего опыта работы с учениками младших классов по этой системе автор диссертации в методическом плане уточнил и прокомментировал предложенные Б.Князевым упражнения, пояснил их назначение, определил и опробовал соответствующую систему приемов.

Нужно подчеркнуть, что данные приемы могут быть использованы только для подготовки учеников к уроку классического танца, но не подменять его. Они также могут использоваться в восстановительный период профессиональной формы артистов балета после длительного пропуска занятий в силу разных причин, например, травмы.

Эти приемы ценны еще тем, что выполнение упражнений лежа на полу, снимает большую нагрузку с позвоночника, которая в достаточной мере присутствует в уроке классического танца.

Рекомендуется выполнять упражнения на полу на скользкой поверхности - желательно иметь квадратный кусок картона или линолеума 2x2 метра, приблизительно соответствующий длине тела и раскрытых рук.

Всего предлагается 30 упражнений. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения. Большинство упражнений должно выполняться лежа на спине и затем повторяться лежа на животе.

Рекомендуется не пробовать делать все упражнения сразу. Начинающие не смогут запомнить все упражнения, результатом чего явится только путаница.

Со времени происхождения балета во Франции, при дворе короля Людовика XIV, технические балетные термины пишутся по-французски. Это традиция балета всего мира. Универсальное применение французского написания па, движений и корректировки дает танцовщикам во всем мире сорт интернационального языка, и они могут всегда понять друг друга, их педагогов, хореографов, работая в различных странах, в интернациональных труппах.

Педагогические приемы развития качеств, необходимых детям для обучения искусству танца

В результате проведенного педагогического исследования проблемы отбора детей для обучения искусству танца были сделаны следующие теоретические выводы.

1. Историко-педагогический анализ формирования и развития методов отбора детей для обучения искусству танца позволил определить, что в современных условиях особое значение приобретает обоснование, разработка и реализация процесса педагогической диагностики в различных сферах образовании, включая обучение искусству танца, поиск новых, инновационных подходов к балетному образованию, включая повышение эффективности методов, приёмов педагогической диагностики конкурсного отбора детей.

2. Обоснована необходимость привлечения и использования в практике отбора детей для обучения искусству танца современных научных достижений в смежных областях знаний (педагогики, анатомии, биомеханики, психологии, теории музыкального творчества) будут способствовать повышению и эффективности и оптимизации процесса отбора и приема абитуриентов и работе с детьми на начальной стадии обучения танцу.

Исследование теоретических основ осуществления педагогической диагностики в процесса отбора и обучения детей искусству танца показывает необходимость проведения диагностики как целенаправленного субъект-субъектного обучающего, воспитывающего и развивающего взаимодействия всех участников этого процесса.

3. Выделены и систематизированы качества (задатки и способности, навыки и умения), необходимых для успешного освоения искусства танца, формирования специальных качеств танцовщика: общая эстетика телосложения (антропометрические данные): пропорциональность сложения; стройная, хорошая форма ног; гибкая, красивая линия вытянутой ступни - подъем ноги; изящная, пластическая форма рук; функциональные особенности биомеханики движений: выворотность (способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончика пальцев); шаг (возможность подъема ноги кверху - вперед, назад и в сторону); подъем (внешняя выраженность продольного свода стопы и возможность хорошо вытянуть стопу вместе с пальцами); гибкость корпуса (свойство опорно-двигательного аппарата); прыжок (способность человека преодолевать земное притяжение посредством собственных мышечных усилий, легкий и высокий прыжок одно из важнейших качеств танцовщика);

психомоторная креативность: координация (способность, состоящая в умении гармонично согласовывать сложные движения), музыкальность и чувство ритма (способность воспринимать музыку, согласовывать движения частей тела во времени и пространстве в соответствии с музыкальным ритмом), апломб (устойчивость, способность фиксировать и удерживать принятую позу, сохраняя в равновесии все части тела).

Все эти качества являются определяющими для выявления предрасположенности ребенка к обучению искусства балета.

4. Разработаны и экспериментально проверены методики педагогической диагностики и развития качеств, необходимых для обучения искусству балета. Экспериментальное исследование методики педагогической диагностики в процессе конкурсного отбора и обучения детей искусству танца подтвердило практическую значимость данных приемов педагогической диагностики как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования. Полученные в ходе эксперимента результаты доказали адекватность разработанной методики педагогической диагностики целям, задачам, функциям и принципам диагностики как компонента процесса отбора и обучения детей искусству балета.

5. Ведущим условием и закономерностью реализации методики педагогической диагностики детей для обучения искусству танца как фактора повышения эффективности отбора и последующего обучения учащихся учреждений балетного образования является обоснование и практическая реализация в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования приемов педагогической диагностики, ориентированных на объективное и системное распознавание и развитие задатков, навыков, умений и способностей, необходимых для успешного освоения искусства танца и осуществление педагогической диагностики в процессе конкурсного приема в учреждения балетного образования как познавательно-преобразовательной деятельности на основе субъект-субъектного, компетентностного и рефлексивного подходов к взаимодействию участников процесса освоения балетного искусства.

В ходе выполненного исследования были сделаны практические рекомендации по совершенствованию отбора детей для обучения искусству танца:

1. Внедрить в деятельность учреждений балетного образования разра ботанный типовой пакет документов, который должен сопровождать весь процесс приема и отражать процедуры обследования поступающих, что по зволяет наиболее полно и точно фиксировать характеристики абитуриента. Это следующие документы: «Заявление», которое заполняется родителями ребенка; «Личная карта поступающего», отражающие современные требования, предъявляемые к поступающим, полученные в настоящем исследовании; «Протокол педагогической диагностики абитуриента, поступающего на специальность "артист балета"». Это принципиально новый документ, созданный в результате нашего педагогического опыта и размышлений о повышении эффективности отбора детей для обучения искусству танца.

2. Издать методическое пособие, раскрывающее разработанные практические рекомендации по организации и проведению приемных испытаний в хореографические учебные заведения в современных условиях.

3. Рекомендовать к применению в учреждениях балетного образования разработанные автором новые программы обучения детей на подготовительном отделении для поступления в хореографические учебные заведения.

Похожие диссертации на Педагогическая диагностика детей для обучния искусству танца (на примере академии русского балета им. А.Я. Ваганова)