Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Абдурахимов Кудратулло Саидович

Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони
<
Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдурахимов Кудратулло Саидович. Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Душанбе, 2006 321 с. РГБ ОД, 71:07-13/25

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль жизненных факторов в развитии мировоззрения и педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони

1.1. Нравственный мир эпохи Мир Сайида Али Хамадони 17

1.2. Жизнь, деятельность и творчество Мир Сайида Али Хамадони 30

1.3. Суфизм и его влияние на мировоззрение Мир Сайида Али Хамадони 64

Глава II. Проблемы воспитания в творческом наследии Мир Сайида Али Хамадони

2.1. Морально-нравственное воспитание 80

2.2. Сущность политических идей, правил правления государством в наследии Мир Сайида Али Хамадони и их значение в воспитании гуманизма и патриотизма у подрастающего поколения 117

2.3. Эстетическое воспитание 145

2.4. Семейное воспитание 163

2.5. Мир Сайид Али Хамадони о значении учета внешнего вида в соблюдении этики общения 202

Глава III. Вопросы обучения с точки зрения Мир Сайида Али Хамадони

3.1. Мир Сайид Али Хамадони о сущности обучения 220

3.2. Мир Сайид Али Хамадони о роли знаний и науки в жизни человека 240

3.3. Мир Сайид Али Хамадони о взаимоотношениях наставника и ученика как об основном факторе, обеспечивающем успех молодого поколения в обучении 263

Заключение 282

Список использованной литературы 291

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В связи с обновлением и перестройкой общественной жизни, связанной с приобретением Республикой Таджикистан независимости, возросли роль и значение национальной педагогики в обучении и воспитании подрастающего поколения. В этой связи, естественно, все более возрастает необходимость глубокого и всестороннего изучения этим известным мыслителей относится и видный ученый, философ, педагогического наследия великих мыслителей персидско-таджикского народа. К теолог и моралист XIV века Мир Сайид Али Хамадони. Изучение национальной педагогики (этнопедагогики народной педагогики) и педагогических идей отдельных ее великих представителей дает возможность учесть национальные особенности обучения и воспитания в прошлом и в наше время в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а также успешно использовать лучшие педагогические традиции таджикского народа в общеобразовательных школах и вузах страны.

Творческая деятельность Мир Сайида Али Хамадони отличается оригинальностью и ценностью ряда педагогических идей, сохранивших свою научно-практическую значимость и по сей день, исследование и использование которых, несомненно, обогатит современную педагогическую науку независимого Таджикистана. Мир Сайид Али Хамадони доказывал и проповедовал, что именно обучение и воспитание являются важным средством организации сознательной жизни человека и что именно образование и воспитание способны сделать жизнь людей содержательнее, целенаправленнее и счастливее, что, на наш взгляд, является очень оригинальным и ценным выводом, который не потерял своего значения и в настоящее время.

По убеждению Мир Сайида Али Хамадони, овладевание наукой и знаниями, приобретение образования, доброго нрава и этики требуют от человека серьезного труда, сознательности и здравого ума для систематической созидательной деятельности, к которой его следует направлять, ибо наука и знание, а также образование, добрый нрав и этика являются ключом ко всем трудностям и к счастью в жизни человека, как об этом позже говорил великий мыслитель таджикского народа Джами: «Точи сари чумла хунархост илм, І уфлкушои хама дархост илм» («Короной всех профессий является наука, Ключом ко всем дверям является наука»).

Развитие общества и каждого его члена Мир Сайид Али Хамадони связывал с образованностью и уровнем воздействия окружающей среды, мыслительными способностями, культурой общения, гуманностью, стремлением к миру и единству, патриотизму, добрым манерам и т.п. И эти его идеи предопределяли закономерности и правила, по которым должны были осуществляться обучение и воспитание современников, что могло обеспечить развитие общества и ее членов. Именно эти его прогрессивные идеи легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли таджикского народа, способствовали в последующие века развитию идей воспитания и обучения, которые и сегодня созвучны многим педагогическим положениям современности.

Однако, к сожалению, эти ценные педагогические идеи Мир Сайи-да Али Хамадони до сих пор не стали предметом специального исследования ученых, педагогов, занимающихся изучением развития педагогической мысли таджикского народа.

Нам кажется, что назрела необходимость более последовательного и глубокого изучения и возрождения исторических, научных, культурных, национальных ценностей, в том числе педагогических. В этом русле таджикский народ в последние годы постепенно становится равноправным членом мирового сообщества именно благодаря тому, что перед мировым сообществом страница за страницей открывается богатая многовековая культура и история, страницы многочисленных источников науки и культуры, которые знакомят мировое сообщество с созвездием ярких имён - с представителями великих мыслителей прошлого. Именно благодаря независимости теперь появилась возможность полнее распрямлять могучие плечи культурного наследия, поднять занавес искусственно созданной тайны прошлого, выгодного режиму тоталитаризма и пользоваться научными открытиями, принадлежащими нашему народу, на материале которых можно не только познать научные истины, но и воспитывать гордость, гуманизм, патриотизм, трудолюбие и другие положительные человеческие нравственные качества.

Торжественное чествование тысячелетия "Шахнаме" Фирдоуси, 675-летия Камола Худжанди, 680-летия Мир Сайида Али Хамадоии, 1000-летия Носира Хусрава и других великих классиков таджикского народа было организовано и проведено именно с этой целью. В 1995 году в Республике Таджикистан торжественно отмечалось 680-летие одного из величайших деятелей науки и культуры нашего народа, известного ученого философа, теолога и моралиста, известного самобытного классика таджикско-персидской литературы Мир Сайида Али Хамадони, который оставил глубокий след в науке, культуре и философии не только нашего народа, мусульманского Востока, но и в мировой философской мысли средневековья. Наследие этого мыслителя, изложенное на языках фарси и арабском, по мнению исследователей [24,7], насчитывает 170 наименований.

В процессе формирования новых политических, экономических и социальных отношений в нашем обществе, проблемы обучения и воспитания обрели особое значение. Ибо в процессе обновления и развития общественной жизни в жизни каждого человека (социального субъекта) фактор образованности и воспитанности играет немаловажную, даже, может быть, решающую роль. В этой связи особое место уделяется педагогическому обеспечению обучения и воспитания с привлечением в это важное формирующее дело и народную педагогику. С учетом этого, по поручению правительства Республики Таджикистан, на основе концепции национальной школы, Академия наук Республики Таджикистан разработала «Концепцию национальной школы» в новой редакции. На основе этого документа на страницах газеты "Минбари халк" ("Народная трибуна") (март 1998 г.) было опубликовано Постановление Правительства Республики Таджикистан "О концепции организации этно-культуры Республики Таджикистан и программе ее осуществления» за подписью президента Таджикистана Э.Рахмонова. В этом документе отмечается, что концепция направлена на обеспечение национального образования, возрождение лучших культурных традиций таджикского народа, сохранение этнических групп, живущих в республике, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, воспитание всесторонне развитого культурного человека. В этом документе говорится о создании национального просвещения, возрождении лучших традиций таджикского народа, усвоении общечеловеческих культурных ценностей и воспитании всесторонне образованного человека. В концепции также указывается, что на основе данного документа необходимо в будущем, с учетом национальной педагогики (педагогики предков), внести определенные изменения в систему обучения и воспитания. Школа, как основная база, должна впредь развиваться в атмосфере более широкого изучения этнокультуры, с учетом совершенствования ее социальной и экономической роли. Конечно, в этой связи следует создать новую концепцию социально-экономического и политического развития общества.

Эта концепция предусматривает, наподобие «этнопедагогики», создать учебник и программу для педагогических вузов, колледжей и училищ Таджикистана.

Концепция также предусматривает изучение педагогических воззрений таджикских мыслителей, и по данному направлению уже изданы некоторые труды. Так, например, в 1962 и 1965 годах были опубликованы монография М.Орифи «Из истории педагогической мысли таджикского народа», монография А.Пахлавонова «Педагогические идеи таджикского народа в XVI-XVIII веках» (1994г.), а также учебник Х.Афзалова и Б.Рахимова «История педагогики таджикского народа» (1994г.). Также опубликованы книги МЛутфуллоева «Возрождение педагогики Востока» (1997 г.), «Урок» (1995 г.), «Современная дидактика» (2002 г.) и другие.

Очевидно, что будущее общества во многом зависит от уровня образованности и воспитанности подрастающего поколения. Поэтому в нашей республике система обучения и воспитания должна быть тесно связана с наукой, культурой, историей прошлого и настоящего нашего народа. Основу этой системы должны составлять национальное самосознание, обычаи и традиции, народная педагогика и педагогические мысли народа. Об этом отмечено в «Концепции национальной школы», что «бесценные жемчужины наших предков могут служить не только в деле воспитания лучших качеств подрастающего поколения, но также являются чистейшим источником, обогащающим образование и воспитание. В этом смысле, восстанавливая историческую действительность в наших школах, наряду с изучением творчества классиков таджикско-персидской литературы, будут изучаться известные представители других народов Востока» [41, 4]. Это связано с тем, что обучение и воспитание должны осуществляться на основе единства диалектических факторов национального и общечеловеческого, что дает возможность подрастающему поколению, с одной стороны, лучше почувствовать свою принадлежность к своему народу, с другой стороны, осознать, что оно является субъектом общечеловеческой культуры.

В целях осуществления требований «Концепции национальной школы» необходимо в процессе обучения и воспитания учитывать народные традиции и педагогические идеи мыслителей таджикского народа. Однако, к сожалению, до сих пор эти идеи, которые веками служили руководством к обучению и воспитанию не стали предметом специального исследования современной педагогической науки, они если и используются, то по принципу случайной необходимости и совместимости. Поэтому, на наш взгляд, исследование данной проблемы имеет огромное значение в развитии педагогической науки.

Учитывая важность и необходимость названной проблемы, мы избрали темой своего исследования педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони, ибо его творчество, наряду с философскими проблемами и теологией, затрагивает и решает проблемы нравственности, обучения и воспитания подрастающего поколения. Степень разработанности проблемы

Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони впервые были исследованы К. Абдурахимовым [51, 52], хотя о его педагогических идеях были опубликованы некоторые статьи и отдельные исследования неспециального характера. Кроме этого, о социальных и философских идеях Мир Сайида Али Хамадони имеются некоторые исследования, но они не освещают педагогические идеи ученого. К их числу относятся статьи М. Султонова, С.Сафарова, М. Осими, А.Мирзоева и др. «Известия АН РТ, О философии и праве» [51], журнал «Даре» [70] и другие статьи, посвященные 680-летию Мир Сайида Али Хамадони. В том числе М. Султанов в своей брошюре «Правда о мавзолее Хазрата Амирджана» (1975 г.) исследовал творчество Мир Сайида Али Хамадони с точки зрения философии. 

В последние годы несколько трудов таджикских ученых, особенно вышедших в свет накануне юбилея 680-летия Мир Сайида Али Хамадони, были посвящены жизни и творческой деятельности Мир Сайида Али Хамадони, такие как: Р.Асозода и Х.Асозода «Шамае аз «Захират-ул-мулук» - 1992 г. («Экономика вечного счастья и урожай вечной страны»), Р.Асозода «Авроди Фатхия» («Благословение») - 1992 г. М.Азизи «Мухтасари таърихи Хатлон» («Краткая история Хатлона») - 1992г., А.Кучаров «Рисолаи Куддусия» («Трактат Куддусия») - 1993г., Х.Асозода «Минхоч-ул-орифин» («Назидание мудрецов») -1993г., Р.Асозода- «Ривоятхо дар бораи Хазрати Амирчон» («Притчи об Хазра-ти Амирджане») -1995г. и еще несколько статьей М.Султанова, где рассматриваются некоторые педагогические и психологические взгляды Мир Сайида Али Хамадони. Кроме того, в сборнике статей под названием «Материалы конференции, посвященной 680-летию Мир Сайида Али Хамадони», опубликованном в 1994 году также затрагиваются некоторые педагогические и психологические взгляды ученого. Так, например, А.Мирзоев «Педагогические и психологические взгляды Мир Сайида Али Хамадони», «Мир Сайид Али Хамадони о семейных отношениях», К.Абдурахимов «Педагогические взгляды Мир Сайида Али Хамадони в трактате «Экономика страны» («Экономика вечного счастья и урожай вечной страны» («Захират-ул-мулук»), К.Абдурахимов, Х.Тура-хонова «Проблема уважения и почитания наставника (учителя) в творчестве Мир Сайида Али Хамадони» в трактате «Рисолаи куддусия («Трактат о Куддусия»), К.Абдурахимов, З.Сидикова «Учения Мир Сайида Али Хамадони о морали» («Таълимоти ахлокии Мир Сайид Алии Хамадони»), А.Мирзоев, К.Абдурахимов «Политическое воспитание и правила управления государством» (Тарбияи сиёси ва оини мамлакатдори»), А.Мирзоев, А.Гулов «Эстетическое воспитание» («Тарбияи зебои-эстетики» и другие, в которых даются общие сведении о педагогических взглядах Мир Сайида Али Хамадони, раскрываются отдельные грани его педагогических воззрений.

В соседних странах, таких как Пакистан, Афганистан, Иран также осуществлены некоторые научные исследования известными учеными: доктором Мухаммедом Хасаном [95], доктором Сайидом Абдурахман Хамадони [137], Мухаммадом Риёзом [102], профессором Ахмадом Хасан

Дони [54] и другими, посвященные жизни и деятельности Мир Сайида Али Хамадони. Усилиями названных ученых в последние годы издан ряд трудов, посвященных Мир Сайиду Али Хамадони, такие как: «Сорок таинств» («Чихил асрор») «Мир Сайид Али Хамадони» [95], «Жизнь, творчество и труды Мир Сайида Али Хамадони» [102], «Мудрец Востока» «Солори Ачам»), «Его Преосвященство Великий Эмир Сайид Али Хамадони» [150], «Память короля Хамадони» [54], некоторые статьи и др. Следует отметить, что названные труды освещают отдельные стороны жизни, творчества и поэзии Мир Сайида Али Хамадони, но не более. Однако, в этих трудах о педагогических и психологических взглядах мыслителя почти ничего не говорится. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо исследование важнейших сторон идей этого великого мыслителя Востока XIV века. Идеи великого мыслителя о воспитании и обучении, претворение в жизнь таких его педагогических идей как гуманизм, единство, сплоченность, честность, правдивость, доброта, великодушие, скромность и других положительных нравственных человеческих качеств в нынешних условиях нашей республики имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения и способствует нравственному оздоровлению общества. Наш интерес к педагогическим воззрениям Мир Сайида Али Хамадони объясняется еще и тем, что несмотря на все проявленные усилия и интерес со стороны многих ученых, педагогические воззрения этого мыслителя все еще остаются в тени, и мы надеемся, что наше исследование более обоснованно, целенаправленно и с максимальной пользой восполнит этот пробел и сделает их достоянием всего народа.

Объектом исследования являются труды Мир Сайида Али Хамадони, имеющие учебно-воспитательный характер и способствующие улучшению учебно-воспитательной работы как в школе, так и в семье.

Предметом исследования являются педагогических воззрения Мир Сайида Али Хамадони.

Целью исследования: путем всестороннего анализа педагогического наследия Мир Сайида Али Хамадони показать значение его педагогических воззрений и этим определить роль педагогических идей ученого в формировании национальной педагогики в целом, педагогики XIV и последующих веков в том числе, а также показать пути эффективного использования его педагогических идей в нынешних условиях Таджикистана.

В основу исследования легли принципы развития внутреннего мира личности, формирования его морального облика, мыслительного потенциала, политических и эстетических качеств, происходящих в том нравственном окружении, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, а всё это, в совокупности, влияет на его мировоззрение и деятельность.

Гипотеза исследования предполагает, если: - определить роль педагогического наследия Мир Сайида Али Хамадони в деле обогащения и совершенствования внутреннего мира личности при условии обеспечения в учебно-воспитательной деятельности школы и семьи единства, целенаправленности, систематичности и последовательности сознательной деятельности, что будет способствовать повышению уровня обучения и воспитания молодого поколения, и вся эта система обеспечит необходимую национальную содержательность и дух.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования дало возможность определить следующие задачи:

1) изучить педагогико-психологические идеи произведений Мир Сайида Али Хамадони, которые могут способствовать повышению уровня знаний молодого поколения;

2) изучить те стороны педагогико-психологических произведений Мир Сайида Али Хамадони, которые могут в процессе взаимоотношений учителя и учащихся способствовать формированию положительных нравственных качеств подрастающего поколения;

3) изучить те педагогические взгляды Мир Сайида Али Хамадони, которые посвящены нравственному, политическому и эстетическому воспитанию молодого поколения, этике семейных взаимоотношений, а также способствующие развитию национальной педагогики;

4) определить роль учения ислама, в том числе суфизма в педагогических взглядах Мир Сайида Али Хамадони;

5) определить путы эффективного использования педагогических воззрений Мир Сайида Али Хамадони в практике современного учебно-воспитательного процесса как в общеобразовательных школах, так и в педагогических училищах и вузах;

6) определить формы и методы обучения и воспитания учащихся и студентов на основе педагогических взглядов Мир Сайида Али Хамадони;

7) разработать методические рекомендации по использованию педагогических взглядов Мир Сайида Али Хамадони в процессе обучения и воспитания молодого поколения.

Методологическую основу исследования составляют основополагающие положения педагогики, психологии, философии, взгляды государственных и общественных деятелей, деятелей литературы, истории о необходимости изучения и использования в учебно-воспитательном процессе педагогического и культурного наследия великих представителей науки и культуры таджикского народа, в том числе Мир Сайида Али Хамадони, а также основополагающие законы, концепции и стандарты образования Республики Таджикистан, предполагающие изучение и использование наследия прошлого и т.д.

Источники исследования: сборники, трактаты Мир Сайида Али Хамадони, как в оригинале, так и в переводе, а также сборники и другие фундаментальные монографические исследования ученых- педагогов М.Орифи, И.Обидова, А.Э.Измайлова, Х.Афзалова, Б.Рахимова, М.Лутфуллоева, А.Пахлавонова и других, посвященные педагогическим воззрениям как Мир Сайида Али Хамадони так и таджикского народа в целом;

С учетом задач и специфики исследования нами были использованы нижеследующие исследовательские методы;

- теоретический анализ произведений Мир Сайида Али Хамадони, имеющих педагогическое значение, а также произведений ученых других стран, посвященных педагогическим, психологическим и философским воззрениям Мир Сайида Али Хамадони;

- сопоставление и упорядочение достигнутых результатов исследований, обобщение передового опыта кафедр педагогики и психологии вузов относительно изучения и использования педагогического наследия наших предков в учебно-воспитательном процессе;

- педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, общение со студентами педагогических вузов;

- обоснование необходимости использования наследия Мир Сайида Али Хамадони в учебно-воспитательной работе.

Научная новизна исследования состоит в обосновании значения педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони в нынешних условиях с выделением тех сторон, которые относятся к специфике национального обучения и воспитания, нравственного развития, психического и морального формирования людей разного возраста; особое выделение и рассмотрение в его творчестве вопросов, которые впервые подвергаются специальному и подробному исследованию, а также сбор и систематизация педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони о нравственном, политическом и эстетическом воспитании, о добром поведении и взаимоотношениях и т.д.; определение формы взаимного сотрудничества (совместной работы) взрослых и детей, юношества и молодежи в процессе учебно-воспитательной работы; обоснование возможностей организации воспитательной работы по нравственному, политическому, эстетическому воспитанию, а также доброго отношения и поведения учащихся современной школы и студентов высших учебных заведений на основе педагогических идей и произведений Мир Сайида Али Хамадони.

Теоретико-практическая значимость исследования состоит во всестороннем изучении и анализе педагогического наследия таджикского народа в период XIV века, в частности Мир Сайида Али Хамадони, позволяющее убедительно освещать многие воспитательные вопросы, которые отражены в произведениях Мир Сайида Али Хамадони, однако они до сих пор в достаточной мере не изучены и не анализированы. Это позволяет практическим работникам системы образования, ученым, исследователям, которые занимаются специальным изучением педагогических взглядов народов Востока, использовать результаты и выводы данного исследования. 

Достоверность научных основ исследования выразилась в следующем: достигнутые результаты исследования, рекомендации и выводы были практически применены в деятельности общеобразовательных школ Хатлонской области, педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей, что доказало обоснованность избранных методологических положений исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования.

Апробация исследования осуществлялась таким образом: результаты исследования были отражены в журнальных статьях, монографиях и пособиях. По их содержанию были прочитаны лекции и доклады на международных, республиканских, областных конференциях, состоялись выступления перед слушателями курсов повышения квалификации учителей Хатлонской области, на кафедрах педагогики и психологии Кур 15

гантюбинского государственного университета им. Н.Хусрава, перед родителями и населением городов и районов Хатлонской области, которые получили поддержку и одобрения всех без исключения.

На защиту выносятся следующие положения:

Специфические особенности основных направлений педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони, которые имеют огромное значение для современной школы и обогащения национальной педагогической науки:

- сопоставление педагогического учения Мир Сайида Али Хамадони в рамках морально-педагогического наследия персидско-таджикских мыслителей с мыслителями Востока и Запада, живших до него;

- необходимость обучения и воспитания учащихся на педагогических идеях Мир Сайида Али Хамадони;

- эффективное использование систем и методов, форм и средств по педагогическим идеям Мир Сайида Али Хамадони в учебно-воспитательной работе;

- педагогические условия и возможности изучения учащимися педагогических идей Мир Сайида Али Хамадони.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа, каждый из которого имеет определенные цели и задачи.

Первый этап - (1995-1998 гг.). Имеет поисково-познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования, его результаты, цели и теоретические положения исследования, основанные на анализе педагогико-психологических и философских идей Мир Сайида Али Хамадони.

Второй этап - (1997-2002 гг.). На основе педагогических воззрений Мир Сайида Али Хамадони проводилась воспитательная работа с применением нестандартных путей, форм и средств организации учебно-воспитательной работы в школах № 3, 6, 9,10,12 г.Курган-Тюбе, № 8, 29, 49 Бохтарского района, школе-интернате Вахшского района, со студентами педуниверситета им. Н.Хусрава г.Курган-Тюбе, слушателями курсов повышения квалификации учителей Хатлонской области.

Третий этап - (2002-2004гг.). Обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по диссертации.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. 

Нравственный мир эпохи Мир Сайида Али Хамадони

Из исторических источников известно, что XIII и XIV века для персидско-таджикского народа были самым трагическим периодом в смысле социальной, материально-экономической, нравственной, культурной, политической и моральной жизни общества. Причиной этого были всевозможные раздоры среди феодалов, в том числе между местными мелкими феодалами и монгольских, которые все больше способствовали нестабильности в стране, а также множество политических, социальных, экономических противостояний разных областей и их предводителей, что все больше расшатывало мир и безопасность и разжигало вражду и рознь среди населения.

В добавок к этим трагедиям истории, нашествие и порабощение Чин-гизханом и его династией (1220-1370 гг.), эмиром Тимуром и его династией (1370-1405гг.) нанесли тяжелый удар таджикско-персидскому народу.

Массовые кровопролития, грабежи, сожжение городов и сёл, уничтожение науки и культуры стали их постоянными основными действиями, о которых с ужасом вспоминают и пишут историки и по сей день.

Об этой трагической истории Б.Гафуров в своем фундаментальном монографическом исследовании «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» пишет так: «Один из арабских историков, Ибн ал-Асир (1160-1244 гг.), будучи очевидцем ужасающих событий, так описывает бесчеловечные действия захватчиков: «Эти (орды Чингиза - Б.Г.) никого не щадили, наоборот, они убивали женщин, мужчин, детей, вспарывали животы беременным и убивали неродившихся младенцев... Искры этого бедствия разлетались, и вред его стал всеобщим, и оно странствовало по областям, как тучи, подгоняемые ветром...» [73].

Так действовали они по отношению к населению всех захваченных ими городов и сел. В том числе, они в Мерве убили один миллион триста тысяч человек и сравняли с землей процветающий город. В Нишапуре построили из голов мужчин, женщин и детей минарет. Так они поступили с населением городов Бухары, Самарканда, Балха, Хорасана и других благоустроенных городов, населенных таджиками. Они по несколько раз грабили многие города и села, убивали их жителей, не щадя женщин, детей и стариков. Об этом так повествуется в книге «Таърихи мугул» («История манголов»): Солдаты Чингиза... набегали с двух сторон на жителей (жителей Самарканда - А.К.) и всех рубили мечами, счет убитых составлял 50-60 тысяч человек» [61,31].

В этой же книге приводится следующее: «В результате захвата монголами города Бухары, который считался оком и светом Мавераннахра и в исламском мире по своей благоустроенности, обеспеченности учеными, мыслителями и литераторами не имел равных, полностью был разрушен до основания...» [61,30].

Зверства Чингиза и его последователей нанесли страшный урон культуре, воспитательной системе, просвещению, нравственности и морали таджико-персидской страны. В результате постоянных убийств в центральных городах Иранской земли были уничтожены тысячи мыслителей, литераторов, учителей школ и медресе, а также других просветителей.

Об этом ужасе так пишет Аббас Икбал: «Разрушались центры науки и этики, культуры и богатства, повсеместно резали ученых и мыслителей как овец, полностью сжигали и уничтожали книги и библиотеки». [61,15].

Или же: «После убийства тысячи ученых, поэтов и писателей, сожжения библиотек, разрушения медресе... не осталось никого, у которого можно было бы научиться науке и культуре, не оставалось книг, благодаря которым можно было бы чему-нибудь научиться...» [61,106].

Разрушались «библиотеки и медресе, убивались наставники и преподаватели, больше не было возможнности учиться, получать знания и осваивать науки». [101,496].

В книге «Сафарноме» («Путешествие») Ибна Батута также отмечается, что «... в Ираке и Аравии монголами были убиты 24 тысячи ученых. Только незначительной части удалось убежать в Индию, Малую Азию и другие страны... В результате этих бесчинств и беспорядков пришли в упадок наука, знание, мысль и культура. Наука и знание, поэзия, культура и мораль, которые веками здесь процветали и формировались, исчезли». [73,75].

До нашествия монголов и захвата Мавераннахра, Хорасана, Ирака, Ильджира и Багдада, которые являлись авторитетнейшими центрами науки и культуры, имели множество библиотек, обсерваторий и медресе, где трудились ученые с мировыми именами и открытиями. «Оккупация монголов сравняла с землей эти культурные центры не оставив в них ни науку и культуру, ни книг и медресе» [73].

Все это, естественно, отрицательно сказалось на научной мысли и культуре персидско-таджикского народа.

Чингизхан и Чингизиды, эмир Тимур и его династия для достижения самых гнусных своих целей в этом прекрасном оазисе культуры сеяли зерна отцеубийства, братоубийства, боязни и пытки, недоверия, гнусности и аморальности среди персидско-таджикского народа, насаждали то отрицательное, что было немыслимо и неестественно до Чингизидов и Тимуридов. В результате этого вместо патриотизма - предательство, вместо любви и почитания - гнусность, вместо активности и деятельности - пассивность и молчание, вместо справедливости - жестокость, несправедливость и другие отрицательные человеческие качества стали процветать среди персидско-таджикского народа.

Эту панораму так изобразил Хафиз Ширози: Ин чи шурест, ки дар даври камар мебинам, Хама офок пур аз фитнаву шар мебинам ...Духтаронро хама чанг асту чидол бо модар, Писаронро хама бадхохи падар мебинам. Хеч рахме на бародар ба бародар дорад Хеч шафкат на падарро ба писар мебинам...[162,440] Какую трагедию и смуту я вижу вокруг, Весь мир покрыт предательством и злостью. Девочки все воюют (ругаются) с матерями, Сыновья все ненавидят своих отцов. Братья не имеют жалости друг к другу, Отцы не имеют милости к своим сыновьям.

Эти высказывания подтверждаются следующими фактами. Династия Музаффаридов дошла до такой кровавой расправы, что сыновья Муборизиддиншаха - Шахшуджо и Шахмахмуд, сговорившись, свергли его, выкололи ему глаза и сами сели на трон. После этого началась продолжительная война между братьями.

Или же после кончины Тамерлана между его династией и сородичами началась кровопролитная война с целью завоевания трона, что привело к свержению и краху империи.

Эти шаткие и неустойчивые исторические условия и аморальность, вкупе с проповедью со стороны ораторов духовенства и феодалов идей мракобесия и античеловечности, привели к еще большей деформации норм морали и нравственности. Такое состояние общества очень ярко и убедительно выражено в трактатах Убайда Зокони «Ахлок-ул-ашроф» (Мораль аристократии) и «Мушу гурба» («Мышь и кот»).

Жизнь, деятельность и творчество Мир Сайида Али Хамадони

Говоря о жизни, деятельности и творчестве Мир Сайида Али Хамадони, прежде всего следует отметить, что слава этого мудреца распространилась по всем странам Востока, в Индии и Пакистане, где беспрекословно почитали и уважали его.

Устойчивая его слава и почитание в течение многих веков не ослабевает и в наши дни. Тысячи почитателей из разных уголков земного шара посещают его мавзолей и отдают дань уважения его памяти. Об этом так пишет Якуб Сарфи Лакхати: Аз Х,амадон нури вай омад падид, Окибат он нур ба Хатлон расид. Маккаи сонй Хамадонро бигу, Ясриби сонй шуда Хатлони у. [94,12] Его луч в Хамадоне возник, Наконец этот луч дошел до Хатлона. Хамадон, скажи, стал новой Меккой, Новым Ясрибом стал его Хатлон. Несмотря на такую известность и славу, о жизни и творческой деятельности Мир Сайида Али Хамадони до сих пор нет достаточно полной информации и сведений, а в нашей республике о нем почти ничего не известно. Это связано с тем, что до сих пор его жизнь и творчество у нас в достаточной мере не исследованы. В Исламской Республике Пакистан изучению жизни, деятельности и творчества Мир Сайида Али Хамадони посвящено сравнительно большее количество исследований, а по их результатам издано много трудов.

Следует отметить, что автор этих строк в целях изучения и исследования жизни, деятельности и творчества Али Хамадони посетил Пакистан, имел беседы и встречи с его родственниками, близкими и жителями в городах Исламабаде и Лахаре, которые показали, что в этой стране слава и уважение к этому мыслителю намного больше, чем в других странах.

Во время встреч и бесед с учеными Пакистана,в частности Ахмадом Хасани Дони (Исламабад), родственниками мыслителя Муштаком Хамадони, Сайид Джафаром Хамадони (Лахор) и другими стало очевидным, что Мир Сайида Али Хамадони до сих пор среди народа этой страны искренне почитают, а когда слышат его имя, то встают с места.

Именно поэтому в дело исследования и издания наследия Мир Сайида Али Хамадони ученые Пакистана внесли огромный вклад. Особенно преуспели в этом Мухаммад Риёз, Сайид Ашрафи, Ахмад Хасан Дони, Ага Хусайн Хамадони, и ученые Ирана - Мухаммад Хусайн Тасбехи, Сайид Махмуд Анвари, Парвез Азкои, Фаридун Такизаде Туей,

Азизуллох Майдончи и другие.

Следует отметить, что Мир Сайид Али Х,амадони известен мировому сообществу как великий ученый - философ, теолог и литератор персоязычных народов, народов Индии и Пакистана. Он внес огромную лепту в развитие науки, культуры, педагогической и общественной мысли этих народов. Об этом вкладе великого мыслителя, яркого ученого и литератора Мир Сайида Али Хамадони неоднократно говорили видные ученые и литераторы разных стран и народов. К примеру, Гариб Мирзо и Ибрагим Гариби из Палестины говорили следующее: «В время паломничества к могиле Сайида Хамадони с огромным уважением и почитанием познакомились с той ролью, которую сыграл он в судьбах народов Востока. Его именем гордятся все народы Востока. Сайид Амири Хамадони является великим ученым...» [94, 18]. Этой мысли вторит в своем стихотворном произведении Мухаррам Али Чошти следующим образом: Дар мартабаю шон ту бемислу назирй, Машхури ду олам ту Амирию Кабирй. Фони шуда дар зоти самиъию басирй, Аз бахри хамин бар хама ах,вол хабирй. [94,14]. В своем величии ты не имеешь подобия, Славился ты в двух мирах, Великий Амир Скрылся ты с глаз, но посетил наши сердца, Именно поэтому во всех делах ты с нами.

Эти строки приведены в работе Мир Сайида Али Хамадони, опубликованной после его смерти под названием «Шамае аз Захират-ул-мулук».

Следует сказать, что Мир Сайид Али Хамадони был не только великим мыслителем и ярким литератором-поэтом, но и славился как свободолюбивый гуманист, и оказывал всяческую помощь нуждающимся, нищим, больным и старикам. Об этом его качестве так говорит афганский поэт Мастаншах Кабули: Хамадон аст Сайиди Хамадон, Исми сониаш Алии Хамадон. Хонакохаш дар хитаи Кашмир, Файз бахшад ба хар сагиру кабир, Маркадаш дар вилояти Хатлон, Файз медихдд ба пиру чавон... [94,13] Всезнающим славился Сайид Хамадони, Его ещё называют Али Хамадони. Он жил в Кашмире, Благотворно влиял на жизнь бедных. И усыпалница его в области Хатлона,

И в ней нашли опору стар и млад ... Исходя из этого мы посвятили своё исследование жизни, деятельности и наследию этого великого мыслителя Востока, особенно его педагогическим идеям, которые до сих пор не потеряли своей актуальности и важности, оригинальности и неповторимости, тем более, ещё специально не изученным, не ставшим достоянием для общего и широкого применения в деле обучения и воспитания молодого поколения.

Исторические и художественные источники свидетельствуют о том, что Мир Сайид ибн Шахобуддин Мухаммад Хамадони в странах Востока известен под несколькими именами и псевдонимами, такими как: Шах Хамадони, Мир Хамадони, Мири Кабир, Сиёхпуш, Мири Сиёхпуш, Хазрати Амирджон, а в мире поэзии известен под псевдонимом Алии Сони, Алой. Он родился 12 числа месяца раджаб 714 года хиджры, что соответствует 12 октябрю 1314 года по христианскому летоисчислению, в городе Хамадоне (сейчас Исламской Республике Иран). Об этом сам Али Хамадони говорил следующее: Пурсид азизе, ки «Алй, ах,ли куной?» Гуфтам: ба вилояте Алй, к-аз амадонам. Не, з-он Х,амадонам, ки надонанд Алиро, Ман з-он Х,амадонам, ки Алиро х,ама донанд. [94,4] Спросили меня: «Али, родом откуда?» Ответил, что из области Хамадона я. Не из того Хамадона, где не знают Али,

А из того Хамадона, где все знают Али. Мир Сайид Али Хамадони вырос в семье, где все были образованными, культурными и владели знаниями своего времени. Его отец, Сайид Шахобуддин Хамадони, в 17 колене доходил до халифа Али ибн Абу-талиба. Мать, Фатима, в 17 колене доходила до пророка Мухаммада, в 16 колене до Али ибн Абуталиба.

Морально-нравственное воспитание

Политические, экономические, социальные и культурные преобразования, происходящие в Таджикистане, требуют формирования нового человека, человека гуманного, культурного, с глубокими научными знаниями, правдивого, воздержанного и честного, доброго и благородного, и все это возлагается на плечи семьи, школы и общественности. В решении этих проблем большую помощь может оказать использование педагогически ценных идей, мудрых изречений и наставлений (нравоучений) великих мыслителей прошлого нашего народа, ибо они выражают истинную психологию нашего народа, могут оказать огромное нравственное и духовное влияние на личность и ее мировоззрение.

На историческую судьбу каждого народа и нации неизгладимое воздействие оказывали талантливые и великие его сыновья. Сегодня таджикский народ в целях обеспечения светлого будущего подрастающего поколения призван воспитывать их на примере лучших идей великих своих сыновей. Именно потому президент страны Э.Ш.Рахмонов отмечал: «Дар ип рох; пеш аз хама ба ашхоси бофарханг, боистеъдод, чуянда ва дилсузу гамхори Ватан, ки сарвати бебахои чумхурй мебошанд, такя мекунем. Зеро що шахсиятхое хастанд, ки мисли занчире миёни дирузу имрузу фардои моро ба гузашта ва ояндаамон пайваст месозанд, мардумро бо хам мепайванданд, рох,и моро бо нури фазлу хикмат равшан менамоянд» [49.22]. «На этом пути мы прежде всего опираемся на культурных, талантливых, ищущих и заботливых личностей Родины, которые являются ценным богатством республики. Ибо эти личности являются связующими цепями между прошлым, настоящим и будущим, связывают поколения между собой и освещают наш путь светом своей мудрости и знаний».

С этой целью мы призваны на основе идей великих мыслителей найти новые пути воспитания такой личности, которая своими лучшими высокими моральными качествами, в том числе, дружбой, товариществом, гуманизмом, честностью, правдивостью, благородством, высокой культурой могла бы быть гордостью современного общества. Для осуществления этой цели в «Концепции национальной школы», относительно воспитания молодого поколения, сказано: «Мактаб бояд дар заминай донишхои хакикй бунёди мустахками маънавиёт ва ахлоки хамидаи иисонро гузошта, онро ба хак;ку хакнигорй, шарафу шарафнокй, чустучу ва эчодкорй, некию некоими, химматбаландй, по-кию покизакорй, ростию пархезкорй, шарму хаё, омузиши илму маъри-фат, эътикод, кушиш бахри истиклолияту озодй, дустию рафокат, сулху салох, мукаддас донистани об, хок, замин, оташу хаво, хурмати падару модар ва дигар ашхоси калонсол, эхтироми хурдсолон ва гайра хидоят намояд. Дар айни замон, талкин кардан лозим, ки нодонй, дуздию хакки мардумхурй, фиребгарй, дуруггуй, хасаду бухл, суханчинию гайбат, ду-руштмуомилагию бадгуй, харчу исрофкорй барин хислатхои ношоиста, ки шаъну шарафи инсониро паст мезананд, на бояд байни мо ной дошта бошанд» [41,5]. «Школа должна осущестля воспитание подрастающего поколения на основе действительных научных знаний и обеспечить прочную основу культуры и лучших нравственных качеств, направив их на правду и правдивость, честь и достоинство, поиск и творчество, доброту и оптимизм, благородство, честность и правдивость, воздержанность, скромность и застенчивость, изучение науки и культуры, веру в справедливость, независимость и свободу, дружбу и товарищество, мир и охрану природы, священность воды, земли, огня и воздуха, уважение к родителям и другим старшим, уважение к младшим и т. п. В то же время, следует пропагандировать, что незнание, глупость, воровство, обман, мошенничество, вранье, зависть, ревность, подстрекательство, грубость сквернословы1, расточительство и другие недостойные качества, которые унижают достоинство человека, не должны иметь место в нашей общественной среде» (41,5).

Именно этой целью, великие ученые и мыслители прошлого и современности, независимо от своих религиозных и политических ориентиров, отражали в своих произведениях добрую человеческую мораль, старались, чтобы подрастающее поколение в своей повседневной жизни и деятельности опиралось именно на добрую мораль.

Эту точку зрения мы наблюдаем в творчестве таких великих мыслителей таджикского народа как Абуабдулло Рудаки, Абулкасым Фирдоуси, Абуали ибн Сина, Мавлоно Руми, Носир Хусрав, Саади Шерози, Хафиз Шерози, Камол Худжанди, Абдурахман Джами, Абулкодири Бедил, Мир Сайид Али Хамадони, Садриддин Айни, Мирзо Турсун-заде и других.

Мир Сайд Али Хамадони в своих трактатах подчеркивал, что важной задачей является пробуждение морального чувства общества и развитие моральных качеств каждой личности.

Поэтому Мир Сайид Али Хамадони в своем научном и художественном творчестве на первый план выдвигает проблему человека, прежде всего его доброй морали, и отдельные главы своих произведений посвящает обучению и воспитанию молодого поколения, призывает молодежь к доброй морали, человеколюбию, гуманизму, доброте, дружбе и товариществу, воздержанности, правдивости, поддержке бедных, справедливости, щедрости и другим достойным качествам. Он призывает молодое поколение избегать себялюбия, зависти, высокомерия, бездействия и безделья, жестокости, ненависти, злости, карьеризма и других отрицательных моральных качеств, недостойных человека. Эти свои идеи Мир Сайид Али Хамадони особенно убедительно выразил в таких произведениях, как «За-хират-ул-мулук», «Авроди фатхия», «Х,амадония», «Минходж-ул-орифин». «Зикрия», «Рисолаи куддусия», «Рисолаи футувват», «Хафт води», «Чихил макоми суфия», «Дах, коидаи суфия», «Разилиёт» и других.

Относительно проблемы определения межличностных отношений Мир Сайид Али Хамадони стремился по возможности находить пути и средства воспитания в людях чувства дружбы и товарищества, ласковости и человеколюбия, которые приемлемы для всех людей.

Мир Сайид Али Хамадони был сторонником такой идеи, чтобы человек первым долгом требовал от себя, а затем и от других все то, что считал приемлемым для самого себя, и должен считать это приемлемым и для других. Этим Мир Сайид Али Хамадони утверждал, что каждый человек во взаимоотношениях с другими должен быть примером для подражания, как в отношении справедливости и благодеятельности, так и правдивости и истинности.

Эти мудрые советы и утверждения Мир Сайида Али Хамадони и сегодня имеют большое воспитательное значение. В жизни неоднократно наблюдал, что в результате несоблюдения правил этики поведения и отношений люди расходились, и это становилось причиной раздоров и непонимания, как в семье и группе, так и в коллективе.

Мир Сайид Али Хамадони о сущности обучения

Проблема обучения подрастающего поколения, как важный фактор развития человеческого общества, с давних времен привлекала внимание ученых. Поэтому мыслители всех времен в своих произведениях затрагивали разные стороны обучения молодежи и высказывали ценные идеи, которые до сих пор не потеряли своего значения.

В том числе, и персидско-таджикские мыслители видели роль обучения не только во всестороннем развитии личности, но и в развитии экономики, науки, культуры и других отраслей общественной жизни, и попытались повысить роль обучения в подготовке подрастающего поколения и преодолеть имеющиеся в этом направлении препятствия и недостатки. Одним из таких великих мыслителей является Мир Сайид Али Хамадони, который высоко оценил роль обучения в формировании совершенного человека.

Исследование и изучение творчества Мир Сайида Али Хамадони показывает, что он считал обучение одним из важнейших факторов в формировании личности и в своем литературно-педагогическом творчестве высказывал ценные педагогическе идеи, которые и в настоящее время может быть очень полезно использовать в работе современной школы.

Так, например, Мир Сайид Али Хамадони в таких своих произведениях, как "Захират-ул мулук", "Аклия", "Футувватия", "З афт води", "Зикрия", "Сайр-ул-толибин", "Эътикддия", "Мушкили хал", "Х,алл-ул-фусус", "Ал-инсонал -комил ё рух-ул-аъзам" и других, рассматривая проблемы обучения, образования и просвещения, анализировал их с учетом требований времени и высказывал свою точку зрения относительно обучения. Как известно, термин «обучение» в творчестве мыслителей персидско-таджикского народа с давних времен использовался в смысле «обучать», «научить» или же «дать задание, урок» («преподавать») и подразумевал деятельность педагога и ученика, и имелось в виду в основном индивидуальное обучение. Иногда подразумевал и обучение нескольких человек. В эпоху Мир Сайида Али Хамадони индивидуальное обучение считалось самой лучшей формой обучения. Сам Мир Сайид Али Хамадони обучался индивидуально и потому в своих произведениях пропагандировал эту форму обучения для приобретения знаний и изучения наук. Хотя следует отметить, что индивидуальная форма обучения в основном была доступна детям имущих.

Мир Сайид Али Хамадони, призывая людей в своем творчестве к изучению науки и расширению своих знаний, к развитию ума и интеллекта, считал это одним из важных факторов всестороннего развития личности. По его мнению, именно правильно-организованное обучение даёт возможность каждому человеку приобрести знания, развивать свой талант, разум, рассудок, что и обеспечит ему почет и славу.

Мир Сайид Али Хамадони, как последователь суфизма, на основе идей этого течения предлагал следующую систему обучения: обучение в семье (семейное обучение), школьное обучение, индивидуальное обучение у наставника, обучение путём путешествия и изучения мира. Согласно учению Али Хамадони, обучение человека должно начинаться с семьи и завершиться путешествием и изучением мира.

Али Хамадони, высоко оценивая роль обучения в умственном воспитании, призывал людей к изучению и повышению своего уровня знаний, развитию и формированию мировоззрения, умений и навыков. По мнению мыслителя, человек именно с помощью ума может достичь высокого жизненного уровня. Следует отметить, что Мир Сайид Али Хамадони в своем учении дал высокую оценку роли знаний в умственном развитии и формировании нравственных качеств личности и попытался показать взаимосвязь умственного воспитания и формирования иравственных качеств личности, а также показать роль обучения в воспитании совершенного человека.

В целом, Мир Сайид Али Хамадонн приложил много усилий, чтобы в своих бесценных трудах выразить ценные мысли об обучении подрастающего поколения и чтобы эти его ценные идеи об обучении служили людям как путеводитель жизни во все времена.

Особенно он высоко оценивал роль образованности, которая является результатом обучения, и это считал лучшей ценностью человека. По его мнению, именно образованный человек может достичь самого высокого жизненного уровня.

Поэтому Мир Сайид Али Хамадонн, призывая людей стремиться к знаниям, говорил следующие: Есть всегда высота в просвещении, Старайся достигнуть это качество. Каждый, кто пьян миром знаний, Является правителем народа всего мира. [2,389]. В трактате "Захират- ул -мулук" Мир Сайид Али Хамадони от имени Поророка, призывая людей к получению знаний, говорил, что непросвещенный и невежественный народ дойдёт до уровня злобы (гнева) и безбожья. По его мнению, глупые, непросвещенные и безбожные люди равны с животными,» коровами и овцами".

И, действительно, наука и знания, которые постигаются благодаря обучению, играют огромную роль в жизни человека и общества. Поэтому в последние годы в результате снижения статуса школы, науки и культуры и обесценивания просвещения в обществе увеличивается число грабителей, воров и хулиганов. И потому в целях оздоровления общественной нравственности следует повысить уровень знаний и просвещенности населения, что является первостепенной задачей общества. Это мы отчетливо наблюдаем в повседневной жизни, насколько велика роль обучения в развитии общества и формировании нравственных качеств молодого поколения.

Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов в своем выступлении на IV съезде Народной демократической партии Таджикистана, говоря о сущности просвещенности народа, подчеркнул следующее:

"Сарчашмаи раниаки худшиносии миллй маърифат аст. Яъне бо-лоравии маърифати мардум хам яке аз омилхои аввалиндарачаи начотбахш аст. Пешрафти хар кадом чомеаро инсонхри дорой гановати маънавй, ахлокй ва зехнй таъмин менамоянд. Иктидори зехнй, яъне интеллектуалй ва маънавию ахлокй яке аз омилхое мебошад, ки чомеаро пайваста пеш мебарад" [46,17].

Похожие диссертации на Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадони