Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора Дубогрызова, Галина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дубогрызова, Галина Николаевна. Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Адыгейский ун-т.- Майкоп, 1996.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/3540-X

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития обцества выдвигает на первый план человека с его интересами, способностями, готовностью к решению сложных созидательных задач. Возрождающийся подход к человеку как абсолютной ценности, источнику социального прогресса, творцу самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности заставляет no-ковому взглянуть на сущность педагогического процесса и ф>нкции педагога в его организации. Задачи гуманизации педагогического процесса, связанные с развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации, основываются на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности.

Как отмечают исследователи (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Н.СЛей-тес, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец и др.) способность к творческим проявлениям возникает у человека на основе задатков и формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания.-

В качестве важнейией задачи дидактики как аколы, так и детского сада, рассматривается задача создания таких условий обучения, в которых возможно не только эффективное усвоение знаний детьми, но и организация поисковой деятельности, развитие активности, самостоятельности, познавательных и творческих способностей детей.

Исследованиями педагогов и психологов (С.А.Рубинштейн, А.А.Люб-линская, Д.Б.Зльконин, Н.С.Івйтес и др.) установлено, что способность к творчеству формируется на протяжении всвй жизни человека, однако в генезисе ее становления существуют оптимальные, сензитивные возрастные периоды ее воспитания. Старший дошкольный и младший школьный возраст является восьма благоприятным периодом для творческого развития детей (развивается воображение и Фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать, проводить сравнение, критически оценивать деятельность).

Наиболее ярко детское творчество проявляется в художественной деятельности. Актуальность проблемы развития художественно-творческой деятельности определяется тем, что приобщение к ней человека не только способствует познанию действительности в ее существенных проявлениях , но и помогает ориентироваться в системе нравственных ценностей, воспитывает художественные вкусы, формирует ценностные ориентации. Выбор ценностей - необходимое условие культурной само идентификации

личности, обретения ев образа человека культуры, которое невозможно без развития его природной и социальной сущностей. Природосообразное воспитание осуществляется в соответствии с законами развития детского организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении о людьми и природой, в художественном творчестве.

Как подчеркивают деятели искусств и исследователи проблем художественного творчества (ГЛ.Ермаш, А.Г.Егоров, Д.С.Лихачев, Б.С.Мей-лах, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина и ряд др.) оно, в силу своей эмоциональности, образной насыщенности, воздействует особенно эффективно. В связи с этим проблема совершенствования обучения детей художественно-творческой деятельности с целью наиболее.' эффективного развития т творчества в течение многих лет остается одной из самых актуальных проблем.

Важнейшим средством формирования художественно-творческой дея тельности является народное искусство, фольклор, продукты котороги призваны служить людям, украшать их жизнь, наполнять ее эмоционально-образным содержанием. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к культуре своего народа. Произведения детского фольклора отличаются своей простотой, образностью, эмоциональностью и, что очень важно, они учитывают психологические и возрастные особенности детей. На эту особенность указывали ученые-педагоги (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина), исследователи Фольклора, писатели (Е.А.Покровский, Г.С.Виноградов, К.И. Чуковский), а в наше время - ученые-педагоги (А.П.Усова, Д.В.Мендке-рицкая, Р.ИЛуковская, Н.А.Ветлугина, Н.С.Карпинская).

Важным средством установления и закрепления духовной связи с народом, первым материалом, развивающим музыкальный и поэтический слух, считали народное творчество З.А.Богатеева, А. А. Грибове кая, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.И.Халезова, В.М.Федина.

Вопросы влияния йольклорного искусства на развитие художественно-творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривались исследователями в разных аспектах: как средство развития детского словесного творчества (А.Е.Шибицкая, Р.А.Вульф, Г.Б. Мухина), как средство развития изобразительного творчес «ша (Ю.В.Макси-

мов), как средство развития музыкально-творческих способностей (Р.Я. фефвркорн, Р.Н.Плавник).

В исследовании М. А. Ив две девой - "Русский музыкальный фольклор а воспитании дошкольников" (1976) были изучены возможности развития слуха и голоса детей, создана система упражнений для развития певческого голоса на основе русского народного песенного творчества, разработана методы и приемы обыгрывания народных полевок. Л.Павлова раскрывает проблему влияния фольклорных произведений на ребенка раннего возраста. Ed разработана методика занятий на основе фольклорных произведений для раннего периода (от первых месяцев жизни до трех лет), обусловленная их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. О взаимосвязи музыкального и изобразительного народного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста говорится в исследовании Г.П.Новиковой. Использование народного музыкального творчества в воспитании детей младшего школьного возраста отмечается в работах исследователей Л.И.Боровикова, Т.К.Солодухиноя, Ю.Б.Мандрик.

Н.А.Ветлугина, Н.А.Метлов отмечали огромнуо силу воздействия на ребенка произведений народного творчества в том случае, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника и младшего школьника. Однако, как свидетельствует анализ педагогической практики в действуоиих программах различные виды фольклора представлены в не достаточном количестве, рвкомендувтся к использование редко, несистематично, не направлены на развитие творческой активности детей, на формирование у них способов музыкально-творческой деятельности. Вместе с тем, народное искусство синкретично, и в жизни, и в народних праздниках и явлениях все виды народного творчества (музыкальное, речевое, изобразительное) используются во взаимосвязи, что усиливает его воздействие наличность.

Многие аспекты данной проблема до настоящего времени не исследованы. Так, требует дальнейшего изучения аспект использования фольклора в работе с детьми дощеольного и младшего школьного возраста, создания научно обоснованной системы фольклорных занятий, построенных на основе народного календаря, способствующих развитии различных видов творческой деятельности; разработка новых видов творческих заданий, доступных детскому восприятия; отсутствует в педагогической теории специальное исследование, в котором музыкальная творческая деятельность рассматривалась бы во взаимосвязи с музыкальным и речевым фольклором.

Актуальность данной проблемы, недостаточность ее разработанности в педагогической теории и практике позволили нам обозначить тему нашего исследования следующим образом:

Тема исследования - Педагогические основы формирования художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора.

Объект исследования - музыкально-речевой фольклор и его педагогические возможности в формировании художественной творческой дея -седьности детей 6-7 лег.

Првдмет исследования - процесс формирования художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего .школьного возраста средствами музыкально-речевого фольклора.

Цель исследования - определение педагогических условий и приемов, способствующих успешному формированию художественно-творческой деятельности детей 6-7 дет средствами музыкально-речевого фольклора.

Гипотеза исследования. Ни предположили, что развитие художественно-творческой деятельности средствами музыкально-речевого фольклора у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста будет протекать эффективно при условиях:

создания и использования системы фольклорных занятий, включающих элементы народных традиций;

наличия в методике проведения занятий системы заданий поискового характера, способствующих развитию творческих проявлений, самог стоятвльности в передаче образного содержания;

разнообразия форм и методов работы с детьми на основе музыкального и речевого фольклора по развитию детского творчества.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены и задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы проблемы развития художественно-творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Изучить возможности использования произведений народного фольклора (музыкального и речевого) в формировании художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет.

  3. Разработать и експериментальним путем проверить систему фольклорных занятий, направленную на формирование художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет.

  4. Выявить наиболее благоприятные педагогические условия и эффективные приемы организации художественно-творческой деятельности

детей средствами музы кал ьно-рвчевого .фолызора на занятиях и вне их.

Методологической основой исследования явились научно-обоснованные искусствоведческие и психолого-педагогхческие теории о фольклоре, особенностях детского фольклора, психоюгочтедагогические исследования возрастных особенностей детей 6-7 іет, а также теоретические положения педагогических исследований о твзрческом развитии личности в процессе деятельности, о развитии худэжественно^гворческой деятельности детей.

Для решения задач исследования нами праменялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой литературы с целы) выявления теоретических основ исследования; наблюдение и анализ практического озыта применения фольклора в работе с детьми; изучение и анализ продуктов педагогической деятельности и детской продуктивной двятельногги; опытно-экспериментальное обучение; наблвдение, анкетирование, ютервьюирование.

Многолетнее исследование осуществлялось на базе двух подготовительных групп доакольного учреждения й 21 г. Армавира. Внедрение результатов исследования проводилось в доакольных учреждениях гг.: Армавира, Новокубанска, Ткхорецка, Лабинска. Всего исследованием охвачено 15 дошкольных учреждений, 450 дошкольников и младших школьни-.ков. Поставленные задачи определили содержание и логику исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1990-1992 г.) осуществлялось изучение и анализ литературы по проблеме, были определены цзіь, основные задачи и гипотеза исследования. Изучалось состояние проблемы в практике дошкольных учреждений. В результате были разработаны содержание и методика опытного обучения, определен исследовательский аппарат.

На втором этапе (1993-1995 г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась экспериментальная методика руководства художественно-творческой деятельностью средствами фольклора, вносились дополнения и изменения.

На третьем этапе (1995-1996 г.) производился количественный и качественный анализ полученных данных, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования замечается в том, что получили дальнейшее развитие научные представления о роли музыкально-речевого фольклора в формировании художественно-творческой деятельности детей 6-7 летнего возраста, разработана новая система проведения фольклорных занятия, направленная на форми-

рование художественно-творческой деятельности детей 6-7 лет и включавшая содержание, :{ормы и методы работы.

Практическое значение работы состоит в разработке методических рекомендации для воспитателей и музыкальных руководителей детских учреждений, а также учителей пения в школб по руководству восприятием разных видов фольклорного искусства и методических указаний, по руководству художественно-творческой деятельностью детей средствами музыкально-речевого фольклора. Созданы яолыслорная программа "Гусвль-ки" и методические рекомендации к ней, которые могут быть использованы в качестве одного из средств формирования творческой личности старшего дошкольника и младшего школьника в условиях воспитательной работы детского сада и начальной школы-, в группах продленного дня массовой школы, внешкольных воспитательных учреждения, в семье.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов определяется правильно выбранной методологией исследования; совокупностью методов, адекватных цеди и задачам исследования; проведением опытно-экспериментального обучения в контролируемых условиях; количественным и качественным анализом полученных данных и позитивными результатами внедрения идей исследования в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование художественно-творческой деятельности детей 6-7
лет средствами музыкально-речевого фольклора возможно при создании
определенных педагогических условий, включающих:

обучение на музыкальных занятиях, направленное на обогащение опыта восприятия произвдения народного фольклора, формирование эмоционального отношения к ним, овладение практическими навыками и умениями для последующей творческой деятельности;

обучение на фольклорных занятиях, включающее знакомство с народными традициями, формирование творческой активности, воображения и фантазии, музыкальной культуры.

  1. Эффективность детской художественно-творческой деятельности обусловлена наличием в методике проведения фольклорных занятий образно-игровых ситуаций, заданий поискового характера, способствующих развитию творческих проявлений, самостоятельности в передаче образного содержания.

  2. Работа по формированию художественно-творческой деятельности должна включать разнообразные формы работы с детьми по взаимосвязанному использованию музыкального и речевого фольклора (занятия, самое-

тоятельная деятельность детей шв занятий, их участие в народных праздниках, развлечениях, сотворчество педагога с детьми, организация окрукаюцой предметной среды), а также разнообразные методы и призмы, активизирующие творческие проявления детей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных положений и материалов диссертационного исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики и психологии АГУ (г. Майкоп, 1994, 1995, 1996 гг.), на заседаниях кафедры допкольной педагогики и психологии (г. Армавир, 1995, 1996 гг."), на заседании международной научно-практической конференции, посвященной проблемам теории и практики штегративной антропологии (г. Майкоп, 1996), на методических совещаниях для воспитателей и музыкальных руководителей института усовершенствования учителей г. Армавира, отражены в публикациях автора. Материалы исследования позволили разработать и провести спецсеминар для будующк* воспитателей и практических работников по экспериментальной программе.

Рекомендации исследования внедрялись в практику, работы воспитателей и музыкальных руководителей гг. Армавира, Новокубанска, Тихо-рецка, Лабкнска.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертации на Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора