Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль



расширенный поиск

Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности Хасанов Салимбой

Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хасанов Салимбой. Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Худжанд, 2001 147 c. РГБ ОД, 61:02-13/1247-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности 11

.1. Организационно-педагогические основы координации деятельности субъектов педагогического процесса 11

.2. Научно-педагогические особенности подготовки студентов ХГФ к выполнению функций художника, искусствоведа и педагога 34

.3. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства и к жизни у студентов ХГФ 58

Выводы 85

Глава II Основные формы и пути совершенствования полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности 87

.1. Квалификационная модель уровней профессиональной подготовки студентов ХГФ 87

.2. Основные результаты педагогического эксперимента 115

Выводы 131

Заключение 133

Список литературы 137

Введение к работе

Искусство является мощным средством формирования духовного мира подрастающего поколения. Сегодня, как никогда, ощущается острая необходимость в использовании искусства, и особенно изобразительного искусства в подготовке подрастающего поколения к жизни. В этом смысле очень актуальны слова Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова на встрече с представителями интеллигенции страны 20 марта 2001 г, "Изобразительное искусство, как и другие направления искусства нашего народа, нуждается в серьезном реформировании. Лучшим мастерам этого направления необходимо, используя накопленный опыт, на основе национальных традиций обучить своих учеников, познакомить их с бескрайным океаном этого искусства"

В решение этой проблемы существенный вклад могут внести учителя изобразительного искусства. Однако состояние подготовки учителей изобразительного искусства далеко не адекватно велениям времени.

В исследованиях А.Д. Алёхина и Н.М. Молева раскрываются некоторые аспекты содержания функции художника и педагога, как в отдельности, так и в сочетании. На примере выдающихся художников - педагогов, таких, как А.П.Лосенко, Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е.Егоров, В.К. Шебуев, А.Г.Венецианов, К.П. Брюллов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, П.П. Чистяков, И.Е.Репин, В.К. Серов, К.А. Коровин, А.М.Михайлов и других, они показывают различные способы подготовки юных художников.

Различные аспекты содержания деятельности художника, педагога, искусствоведа нашли свое отражение в работах Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, которые внесли достойный вклад в разработку методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Проблемам профессиональной подготовки студентов художественно графического факультета посвящены работы А.П. Яшухина, В.П. Зинченко, Л.Г. Медведева, Е.Ф.Кузнецова, В.К. Лебедко, В.К. Сенько, В.Н. Есипова,

Е.К.Ломова, Н.В. Ординской, В.Н. Романенко, СЕ. Игнатьева, СП. Ломова, Л.Г. Минеца, Г.В. Виборнова, Т.М. Белозерова.

Проблемы эстетического воспитания молодёжи средствами искусства, особенно, изобразительного искусства, нашли своё отражение в исследованиях М.В.Алпатова, Н.СБоголюбова, И.П.Волкова, А.Зиса, Э.В.Ильенкова, СК. Кадирова, И.Л.Лазерева, Н.Лейзерова, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, И.О.Обидова, И.М. Пулатова, Ю.Х Фохт- Бабушкина, Ю.Н. Хижняк, Ш.А Шаропова и других ученых, искусствоведов, методистов.

М.В. Алпатов в своем исследовании особое внимание уделяет анализу картин, который входит в основные задачи искусствоведа. На примере анализа картин, относящихся к разряду мировых шедевров и принадлежащих мастерам мирового класса, он раскрывает роль и место изобразительного искусства в жизни общества.

Б.М. Неменский посвящает свое исследование роли изобразительного искусства в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Критикуя традиционное эстетическое образование в общеобразовательных школах, он предлагает систему эстетического образования средствами изобразительного искусства от начальной ступени образования вплоть до высшего образования. При этом он с группой своих единомышленников внедряет новые учебные программы, которые представляются более совершенными. В данном исследовании просвечиваются и некоторые обязательные элементы деятельности искусствоведа - педагога.

В исследованиях В.А. Сластёнина, А.Г. Хозяинова, И.Т. Огородникова, В.М.Шербакова изучается опыт подготовки педагогов.

Изобразительное искусство в жизни таджикского народа всегда занимало достойное место. Его истоки убедительно представлены в знаменитой работе академика Б.Г. Гафурова "Таджики". Мировое признание получили произведения декоративно-прикладного искусства Таджикистана.

Анализу произведений художников Таджикистана посвящены труды искусствоведа Л. Айни, которая раскрыла место и роль изобразительного искусство в культурной жизни народа.

Широкое признание получил опыт работы замечательного педагога Республики Таджикистан Ю.Н. Хижняк, которая превратила уроки изобразительного искусства в уроки приобщения к искусству, в буквальном и высоком смысле этого слова.

Проблемам эстетического воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы Республики Таджикистан посвящены исследования Р.А.Ашурова, Х.Д. Джонназарова, Л.М. Инчиной, Б.Олимова, Х.С.Юсуповой, И.Т. Юсупова и других.

Однако проведенный нами анализ выше обозначенной литературы показал, что вопрос о динамической взаимосвязи функции искусствоведа, художника, педагога, их взаимообусловленности еще не стал предметом специального исследования. А это сегодня, как никогда, важно, так как остро ощущается необходимость подготовки специалистов, имеющих сложный профиль -"искусствовед-художник-педагог". Подготовка специалистов такого профиля должна стать предметом специального исследования как очень важная часть проблематики педагогики высшей школы.

Все выше сказанное определило тему нашего диссертационного исследования: "Педагогические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности" (на опыте художественно-графического факультета Худжандского госуниверситета имени академика Б.Гафурова).

Наблюдения над профессиональной подготовкой студентов также показали, что системный, комплексный подход в обучении, который обеспечивал бы полифункциональность специалиста "искусствовед-художник-педагог" пренебрегается или отсутствует.

Актуальность темы исследования обусловлена её, как было указано выше, высокой степенью научно-практической значимости и не разработанностью как в научном, так и в прикладном аспектах.

Объект исследования - общая подготовка студентов ХГФ к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - полифункциональная подготовка студентов ХГФ к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога.

Цель исследования: разработка оптимальных способов подготовки студентов к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: полифункциональная подготовка студентов ХГФ к выполнению профессиональной деятельности будет более успешной, если:

-создать единую систему учебно-воспитательного процесса;

-осуществить межпредметные и внутрипредметные связи всех учебных дисциплин;

-установить связь между усвоением теоретических знаний и практикой их применения;

-разработать систему сущностных знаний и умений по функциям искусствоведа, художника, педагога;

-выявить способы измерения уровня полифункциональной профессиональной подготовки студентов.

Выдвинутые основная цель и рабочая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования.

1. Раскрыть содержание функций искусствоведа, художника, педагога.

2,Определить наиболее оптимальные способы межпредметных и внутрипредметных связей общих, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин на ХГФ.

3. Сконструировать модель специалиста по профессии учителя изобразительного искусства.

  1. Разработать определенные способы измерения уровня полифункциональной готовности студентов ХГФ.

  2. Проверить на эксперименте методику полифункциональной подготовки студентов.

Для решения поставленных задач нами в исследование применены следующие методы:

1.Изучение и анализ литературы по педагогике, философии, истории искусства, методике преподавания изобразительного искусства.

2.Наблюдение за деятельностью студентов на различных видах занятий на ХГФ.

3.Анкетирование и беседа со студентами и преподавателями.

4.Моделирование сущностных знаний и умений, необходимых для полифункциональной подготовки студентов.

5.Анализ произведений изобразительного искусства, их эстетической, образовательной и воспитательной ценности.

6.Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

7.Квалитативный анализ и внутренняя интерпретация его результатов, графико-схематическое моделирование.

Методологической основой исследования явились ведущие положения философии, педагогики, искусствоведения, психологии; учение об искусстве как своеобразной форме общественного сознания; исследования, посвященные, профессиональной подготовке и эстетическому воспитанию будущих учителей.

Этапы и процедура исследования

На первом этапе (1995-1996 гг.) выявлено современное состояние проблемы, разработан научный аппарат исследования, сформулировано содержание понятия "полифункциональная подготовка", сконструирована модель учителя изобразительного искусства, разработана система уровней функциональной готовности специалистов исследуемого профиля.

На втором этапе (1997-1998 гг.) одновременно с апробацией структуры лекционных и практических занятий, проводилась целенаправленная работа по осуществлению межпредметной и внутрипредметной связи общих и специальных дисциплин, а также по оптимизации содержания музейной, пленэрной и педагогической практики студентов.

На третьем этапе (1998-2000 гг.) проведена опытно-эксперементальная работа с целью проверки эффективности разработанной методики полифункциональной подготовки студентов, осуществлен анализ результатов, сформулированы выводы, разработаны рекомендации.

Ведущей идеей исследования выступает утверждение, что

профессиональная подготовка студентов ХГФ осуществляется более
эффективно при условии применения комплексного подхода, путем

установления межпредметной связи при преподавании общих, общепрофессиональных и специальных дисциплин, и использования полифункционального подхода при подготовке студентов ХГФ к выполнению профессиональных функций искусствоведа, художника, педагога.

Научная новизна заключается: в разработке единой системы

теоретической и практической подготовки студентов к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога; в конструировании модели для изучения полифункциональной готовности студентов к выполнению профессиональной деятельности; в определении основных уровней полифункциональной готовности студентов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны сущностные аспекты анализа рисунков и картин, по функции искусствоведа, формы связи рисования с жизнью, по функции художника, приёмы обучения различным видам рисования, по функции педагога, которые можно использовать в преподавании общих, общепрофессиональных и специальных дисциплин и тем самым добиться координации деятельности всех субъектов педагогического процесса.

На защиту выносятся следующие положения;

1 .Характеристика уровней полифункциональной готовности студентов ХГФ к профессиональной деятельности.

2.Педагогическая модель функций искусствоведа, художника, педагога.

3.Система координации деятельности всех субъектов педагогического процесса.

4.Мод ель эстетического воспитания студентов в совокупности мотивационного, содержательного и процессуального компонентов.

5.Рекомендуемые предложения позволяющие совершенствовать средствами изобразительного искусства подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением методов, адекватных задачам исследования, количественным и качественным анализом данных опытно-экспериментальной работы.

База исследования - художественно-графический факультет Худжандского госуниверситета им. академика Б. Гафурова (единственный факультет такого профиля по всей Республике), институт повышения квалификации педагогических кадров Согдийской области, общеобразовательные школы гг. Худжанда, Исфары, Б. Гафуровского, Науского районов. Различными видами эксперимента была охвачено более 600 студентов, 40 преподавателей, 80 учителей.

Апробация работы По теме исследования были сделаны сообщения на научно-методических и теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова (1990-2000гг.), на республиканской научно-методической конференции в г. Минске в 1990г. Опубликовано по материалам исследования 7 работ.

Материалы диссертации использовались при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по истории изобразительного искусства, рисунка, живописи, композиции, методике преподавания изобразительного

искусства, педагогических теорий и технологических систем, психологии, эстетики и др., а также при организации и проведении музейной, пленэрной и педагогической практики на ХГФ (1992-2000гг.); в Согдийском областном институте повышения квалификации учителей изобразительного искусства (1994-2000гг.), в августовских совещаниях учителей изобразительного искусства г. Худжанда, г. Исфары, Гафуровского, Науского, Дж. Расуловского районов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержит 21 схем и таблицу.

Основное содержание диссертации.

Во введении дается обоснование темы и её актуальность, определяется цель, объект, предмет, задачи и методы исследования. Выявлена научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе "Теоретические основы полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности" рассматривается необходимость координации деятельности субъектов педагогического процесса на ХГФ, взаимозависимость эстетического воспитания школьников от эстетического воспитания студентов, содержание функций художника, искусствоведа, педагога, способы формирования эстетического отношения к жизни студентов и школьников средствами изобразительного искусства.

Во второй главе "Основные формы и пути совершенствования полифункциональной подготовки студентов к профессиональной деятельности" разрабатываются, обосновываются модель специалиста исследуемого профиля и система уровней готовности к выполнению профессиональной деятельности, а также результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Организационно-педагогические основы координации деятельности субъектов педагогического процесса

В системе профессиональной подготовки студентов существенное место занимает их полифункциональная подготовка. Полифункциональная подготовка студентов ХГФ предполагает их подготовку к выполнению функций педагога, художника и искусствоведа. Это является как бы целевой установкой. Осуществление данной цели зависит от общих усилий всех преподавателей, работающих на данном факультете. Общая цель должна стать объединяющим фактором. Каждый преподаватель должен знать свое дело и организовать свое дело, исходя из общей цели. Общая цель требует сотрудничества всех субъектов педагогического процесса.

К сожалению, на практике преподаватели работают разрозненно, каждый сам по себе и независимо от других. Это имеет место на всех кафедрах, как общеуниверситетских, так и факультетских. К такому выводу приводят наши многолетние наблюдения и беседы с преподавателями.

При стихийной постановке учебно-воспитательного процесса, впрочем, как и в, любом деле, не следует ожидать оптимального результата. В итоге общая цель достигается только частично. Полное достижение общей цели предполагает целенаправленную организацию учебно-воспитательного процесса.

Целенаправленность проявляется в том, что действия всех субъектов педагогического процесса на факультете координируются, согласуются в расчете на достижение намеченной цели. Координация и согласование осуществляется на уровне учебных планов, программ, текстов лекций, содержания семинарских, лабораторных и других видов занятий, проводимых на факультете. Координационным органом, по нашему мнению, должен быть ученый свет ХГФ (См.рис.№ 1)

Координация деятельности субъектов педагогического процесса невозможна без активных содержательных межпредметных связей. Межпредметные связи способствуют формированию целостного мировоззрения. . Как видно из схемы, для осуществления межпредметных связей необходимо проведение межкафедральных совещаний, заседаний, организация взаимопосещения кафедр, взаимопосещения занятий и заседаний. Конечно, основную роль в этом играет методсовет. Всё это необходимо для установления точек соприкосновения различных дисциплин изучаемых студентами на факультете. Одни и те же научные понятия могут вводится лекционных курсах, и тут должны соблюдаться принципиальная преемственность. Для этого каждый субъект педагогического процесса должен иметь четкое представление о деятельности других субъектов. Например, дидактические принципы изучаются как в процессе изучения педагогической теории и технологической системы, так и в методике преподавания изобразительного искусства, и тут никак не обойтись без определенного согласования содержания педагогических и методических знаний.

Преподаватели общеуниверситетских кафедр должны организовать свои занятия, как лекционные, так и практические, с учетом специальности студентов ХГФ. Только в таком случае они могут внести необходимый вклад в полифункциональную подготовку студентов. А преподаватели ХГФ, в свою очередь, должны исходить из того, что получили студенты при изучении общих и общепрофессиональных дисциплин. Только такое целенаправленное сотрудничество способствует достижению общей цели, тем более, что имеется объединяющий фактор - общие темы, на базе которых также должна быть установлена межпредметная связь. Таковыми общими темами, по нашему мнению, являются жизнь, ученики, педагогический процесс. (См. рис.№ 2)

Как известно, наука и искусство являются формами общественного сознания, каждая из которых имеет свои специфические черты. Общеизвестно, что наука отражает мир в понятиях, категориях, законах, правильность, истинность, которых проверяется практикой. Искусство же отражает действительность в сознании человека в художественных образах. Субъекты педагогического процесса должны исходить из единства науки и искусства, учитывая их общие и специфические черты.

В конечном счете все усилия субъектов педагогического процесса должны быть направлены на планомерный переход от теории к практике. Полноценная подготовка студентов ХГФ к выполнению функций педагога, художника, искусствоведа зависит от их эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание студентов ХГФ протекает в процессе изучения общих и общепрофессиональных и специальных дисциплин. Каждый учебный предмет имеет в этом плане определённую возможность. Рассмотрим вкратце возможности разных учебных предметов в эстетическом воспитании студентов ХГФ.

Итак, мы выделили три общие темы. Первая - жизнь. Научные знания отражают объективную картину мира. Студенты ХГФ изучают философию, педагогические теории и технологические системы, эстетику, экологию, социологию и другие научные дисциплины. Преподавателям этих научных дисциплин следует ориентироваться на то, что будущим специалистам данного профиля предстоит заниматься искусством, и поэтому, читая курс лекций и проводя практические занятия по этим предметам, они должны исходить из единства объекта науки и искусства. Они должны показать эстетическую ценность научных знаний.

Анализ учебных программ и учебников по философии показывает, что большинство тем имеют либо опосредственное либо непосредственное отношение к подготовке искусствоведов - художников - педагогов.

Так, уже при изучении основного вопроса философии студентам важно понять, что полярность «материальное - духовное», «объективное —субъективное» составляет первооснову любого философского размышления, что очень помогает им при создании художественных образов. Вопрос о познаваемости мира также очень важен для художника-педагога, поскольку он посредством рисования осуществляет профессиональное познание предметов и явлений мира.

Изучение диалектического и метафизического методов познания вооружает будущих специалистов данного профиля конкретными способами познания, что не менее важно при анализе произведений изобразительного искусства, а также при создании этих произведений. Для более глубокого познания жизни студентам следует прочно усвоит основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. Без понимания диалектики жизни нельзя понять глубинный смисль и художественную ценность того или иного произведения изобразительного искусства или же анализировать тот или иной период развития изобразительного искусства. Не менее необходимо усвоение категорий материалистической диалектики: единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Ниже мы покажем, насколько важно для искусствоведа и художника осознание своеобразия и органичности связи содержания и формы произведения изобразительного искусства. Умение выразить определенное содержание посредством адекватной формы, не нарушая их единства и гармонии для художника является самой важной и архисложной задачей, оно требует от него такого композиционного решения, которое бы соответствало идейному замыслу данного произведения.

Научно-педагогические особенности подготовки студентов ХГФ к выполнению функций художника, искусствоведа и педагога

Учитель изобразительного искусства полноценно и плодотворно выполняет свою миссию лишь тогда, когда он не достаточно профессиональном уровне выполняет функции художника, искусствоведа, педагога. В нашем случае эти три функции выполняются одним субъектом и потому взаимосвязаны и взаимообусловлены. И лишь ради систематизации изложения мы рассматриваем каждую из них в отдельности.

Итак, исходная функция, которую в будущем студенту предстоит выполнять, является функция художника. «Предметы», созданные трудом художника, утверждает Э.В.Ильенков, специально и развивают способность чувственно воспринимать мир по - человечески, т.е. в формах культурного, человечески развитого созерцания. В этом и заключается специальная миссия художника в развитии всей цивилизации» (80, 16)

Функция художника многоаспектна, многогранна. Она не ограничивается узкоремесленным навыком рисования, хотя рисовальщик и есть начало художника: «художник одновременно автор, режиссер и исполнитель своих произведений » (98, 83)

Для того чтобы точно и адекватно изобразить объект, т.е. жизнь в различных её проявлениях художник должен знать этот объект. Лишь научное, профессиональное знание объекта способствует успеху. Непрофессиональное, любительское знание объекта никогда не гарантирует реалистического изображения объекта. Отсюда несомненна роль научных знаний, получаемых студентами за годы учебы в вузе. Общеизвестно, что наука исследует жизнь, оперируя фактами, понятиями, законами, теориями, - искусство отображает жизнь через художественный образ. В целом речь идет о влиянии науки на искусство.

«Классическая живопись развивалась в тесном взаимодействии с наукой и философией, и часто их соприкосновение было взаимно плодотворно. Но это не значит, что великие живописцы шли на поводу у мыслителей: Леонардо - художник - у Леонардо - ученого, Джорджоне - у венецианских гуманистов, Тинторетто - у Джордана Бруно, Рембрандт - у Спинозы, Пуссен -у Декарта» (5, 22) Эти слова замечательного искусствоведа М.В. Алпатова очень кстати, ибо истинное художественное произведение немыслимо без соответствующего научного исследования. Поэтому знания различных отраслей науки для будущего художника идет только на пользу. В какой то степени выполнение данной профессия живописца требует от него своеобразного универсализма, т.е знания различных отраслей науки на определенном уровне. Вот что пишет знаток и теоретик рисунка эпохи возрождения Леон Баттиста Альберти о роли геометрии в изобразительном искусстве в трактате «Три книги о живописи»: «Мне любо изречение древнейшего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начинали обучаться живописи. Он считал, что, ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии». Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано. «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии» (103, 20).

Художник, вооружаясь научными знаниями, становится исследователем, что немаловажной для развития его творческих способностей. Если, с одной стороны студент усваивает научные знания, то, с другой, он должен накапливать личные наблюдения свой личный, индивидуальный, ничем другим не заменяемый опыт, без которого творчество немыслимо. Необходимо его умение видеть прекрасное и безобразное в различных проявлениях жизни. Высоко оценивая роль наблюдения в исследовательской деятельности, выдающийся физиолог И.П.Павлов предложил написать на здании одной из своих лабораторий слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность». (98, 86)

Наблюдательность как необходимое качество художника способствует целенаправленному развитию глазомера, при помощи которого устанавливается контакт между художником и объектом рисования «При длительном повторении движений руки в тесном единстве со зрением связь «рука - глаз человека» укрепляется, а со временем движения автоматизируются». (98, 32)

Рисование требует взаимодействия «глаз - мозг - рука», или, говоря словами известного художника-педагога П.П.Чистякова, «Рисовать - это рассуждать». Нельзя не согласиться с мнением берлинского педагога Петра Шмида что «рисование не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой для ума, при чем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазия » /103, 38/

Художник может полноценно выполнять свою функцию лишь при условии, когда в процессе рисования-творения участвует весь арсенал психических процессов: внимание, восприятие, мышление, речь, память, воображение.

Б.М.Неменский в качестве главных знаний и умений для художника выделяет владение следующими элементами: цветам, линией, формой, объемам, пространством, композицией /80, 95/. Стержневым умением для художника является, по нашему мнению, умение создать композицию. Композиция является способом связывания содержания с формой, она представляет собой своеобразный каркас произведения, охватывает весь процесс творения, и поэтому формирование композиционных умений у студентов требует максимума усилий: «В системе специальной подготовки художника - педагога на художественно - графических факультетах педагогических вузов важное значение принадлежит композиции»./98, 82/

Итак, художник в какой - то степени, на каком - то уровне должен быть и ученым! Многоспеткность и многомерность специональности художника схематически можно представить в следующем виде: (См. рис.3)

Квалификационная модель уровней профессиональной подготовки студентов ХГФ

Целенаправленная организация подготовки студентов ХГФ к выполнению функций искусствоведа, художника, педагога предполагает изучение опыта подготовки высококвалифицированных специалистов. Особо следует изучить опыт подготовки студентов к педагогической деятельности.

Существенный вклад в решение теоретического аспекта данной проблемы внесли Н.В.Кузьмина, И.Т.Огородников, А.И.Щербаков, В.А.Сластенин, Г.И.Хозяинов и др.

Рассматривая педагогическую деятельность как своеобразную систему со свойственной ей структурой, они пытаются определить ее составляющие.

Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие составляющие педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (66). Каждый из этих компонентов заключается в ряде умений. Данный подход находит свое дальнейшее развитие в исследованиях А.И.Щербакова, который помимо перечисленных компонентов выделяет также необходимые педагогические функции: информационную, разививаюшую, ориентационную, мобилизационную и исследовательскую. /141/

В.А.Сластенин конструирует модель современного учителя, которая включает в себя: личностные и профессионально-педагогические качества; основные требования к психолого-педагогической подготовке; содержание методической подготовки по специальности; объем и содержание специальной подготовки /113/.

Г.И.Хозяинов вычленяет следующие компоненты педагогической деятельности: теоретические и методические знания, профессиональные и прикладные умения; положительное отношение к данному виду деятельности /131,20/

Применительно к нашему исследованию, каждый из названных компонентов имеет своё содержание свою форму проявления. Поэтому дело не только в констатации этих компонентов педагогической деятельности, а в раскрытии их содержания и значения в аспекте нашего исследования. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

1. Конструктивный компонент находит состоит в отборе материала для уроков рисования с натуры, на тему, декоративного рисования, бесед об изобразительном искусстве, т.е. речь идет прежде всего об отборе предметов или явлений для рисования с натуры, отбора темы и сюжета для тематического рисования, отбора узоров и орнаментов для декоративного рисования, отбора материала для проведения бесед. Отбор объекта изображения и содержание бесед должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учеников. При этом осуществляется планирование как деятельности учителя, так и деятельности учащихся на уроках и других формах работы по изобразительному искусству.

2. Организаторский компонент состоит в организации коллективной и самостоятельной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства, форм сотрудничества учителя с учениками, а также организации индивидуальной, парной, фронтальной и групповой форм работы учащихся в процессе рисования или бесед.

3. Коммуникативный компонент следует рассматривать как взаимоотношение учителя с учениками при различных формах организации уроков изобразительного искусства, внеклассных формах работы по изобразительному искусству;

4. Информационная функция заключается в том, что учитель изобразительного искусства передает определенный объем информации об искусстве, о рисунке, живописи, композиции и здесь картина, рисунок, скульптура предстают как объекты, несущие информацию, которую интерпретирует учитель.

5. Развивающая функция заключается в развитии у обучаемых зрительного восприятия, пространственного мышления, зрительной памяти, творческого воображения, творческих способностей и дарований.

6.Ориентационная функция заключается в формировании у обучаемых средствами изобразительного искусства эстетических взглядов, вкусов и чуств, потребности участвовать в создании прекрасного.

7. Мобилизационная функция находит свое выражение в том, что учитель изобразительного искусства актуализирует знания учащихся о рисунке, живописи, композиции и искусства в целом, пробуждает их интерес к изобразительному искусству, формирует чувства любви к прекрасному в искусстве и в жизни.

8. Исследовательская функция требует от учителя изобразительного искусства осуществления связи науки и искусства, изучение, обобщение и применение передового педагогического опыта и в целом научной организации своего труда.

9. Методические умения учителя изобразительного искусства проявляется в его умение научить учеников рисованию с натуры и на тему, декоративному рисованию, умение организовать беседы об изобразительном искусстве.

10. Вариативные умения прослеживаются в реализации упомянутых умений в условиях конкретной группы учеников с заданными условиями.

11. Индивидуализированные умения предполагают выбора учителем конкретного способа обучения рисованию конкретного ученика.

Основные результаты педагогического эксперимента

Опытно - педагогическая работа проводилась в течении 1992-2000 учебных годов. К опытно-педагогической работе были привлечены 35 преподавателей художественно-графического факультета, 12 преподавателей общеуниверситетских кафедр, 7 экскурсоводов музеев изобразительного искусства Согдийской области, 87 учителей изобразительного школ области, а также 456 абитуриентов и 597 студентов (из них 298 студентов экспериментальных групп и 296 студентов контрольных групп). Экспериментальная работа проводилась на трех этапах. Первый этап. Данный этап включает проведение мероприятий по аргументации выбора профессии абитуриентами. К сожалению, практика показывает, что далеко не всегда абитуриенты сознательно выбирают свою будущую профессию. Не имея ни любви, ни интереса к своей профессии, нельзя стать в будущем высококвалифицированным специалистом. Чтобы стать учителем изобразительного искусства, необходимо иметь желание или, лучше, потребность в приобщении и искусству, любовь к изобретательному искусству. Это во-первых. Во-вторых, необходима увлеченность рисованием. В-третьих, необходим интерес к педагогической работе. Помимо желания и интереса еще необходимо наличие ряда художественно-творческих и педагогических способностей. Для того чтобы абитуриенты нашего факультета сознательно выбирали профессию, мы проводим большую подготовительную работу. Постоянно держим связь с бывшими выпускниками нашего факультета, которые помогают нам в работе по подбору кандидатов в абитуриенты. Старшекурсники в школах, где есть и возможность работать хотя бы 2-4 часа в неделю, руководят факультативными занятиями и кружками изобразительного искусства на постоянной основе. Эти педагог-практиканты также помогают нам в работе по набору студентов. Ежегодно на факультете проводится День открытых дверей. Эти и другие мероприятия данного характера преследуют цель привлечь на учебу в ХГФ одаренных школьников. В этом деле контакт со школами и, особенно, с художественными школами изобразительного искусства дает положительный результат. Формальное, равнодушное отношение к этой работе приводит к тому, что на ХГФ поступают абитуриенты, не имеющие ни желания, ни способности к данной профессии. Поэтому именно на данном этапе важно заложить надёжный фундамент подготовки высококвалифицированных специалистов. Результаты первого «среза» показали, что большинство студентов экспериментальной группы сознательно выбрали свою будущую профессию, когда как среди студентов контрольной группы осознано выбрали ХГФ лишь незначительная часть. С целью выявления характера выбора профессии мы провели анкетирование среди первокурсников. На вопрос «Почему выбрали данную профессию?» было предложено пять вариантов ответа: любовь и интерес к искусству; увлеченность рисованием; интерес к педагогической работе; по совету родителей или других лиц; другие причины. 81% студентов экспериментальной группы ответили, что они выбрали данную профессию из интереса к рисованию, к искусству, а в отдельных случаях и из желания работать с детьми. Студенты одновременно могут выбрать два и более вариантов ответа, если действительно на их выбор влияли эти мотивы. Студенты экспериментальной группы выбрали те факторы, которые указывают на сознательность выбора. Всего 43% студентов контрольной группы сознательно выбрали данную профессию. Студентам как контрольных, так и экспериментальных групп, которые приводили аргументы, свидетельствующие о сознательности выбора профессии, было предложено подтвердить и обосновать свои ответы. Так, если они отвечали, что они выбрали данную профессию из-за любви и интереса к искусству, то им задавались следующие вопросы: «Какую роль играет искусство в жизни людей?»; «Какие виды и жанры искусства и изобразительного искусства Вы знаете?»; «Каких великих художников Вы знаете?»; «Какие картины - шедевры мирового изобразительного искусства Вы знаете?»; «Какие музеи и галереи изобразительного искусства Вы посетили?». Если они выбрали второй вариант ответа, т.е. увлеченность рисованием, то они должны были подтвердить свои способности к рисованию следующим способами. Рисование отдельных предметов с натуры. Например, натюрморт с учебными принадлежностями. Рисование на тему. Например, «Миру-мир!», «Дружба народов», «Родной край», «Наша семья» и др. Декоративное рисование. Например, рисование узоров и орнаментов по образцам. Студент мог выбрать любой вид рисования и доказать на деле свою увлеченность рисованием. Если студент выбрал третий вариант ответа, т.е. интерес к педагогической работе, к работе с детьми, то ему задавали следующие вопросы: «Что такое воспитание и обучение?»