Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Абатнина, Ирина Анатольевна

Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки
<
Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абатнина, Ирина Анатольевна. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Ростов-на-Дону, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания личности в системе довузовской военной подготовки 15

1.1. Междисциплинарный анализ изучения нравственно-этических категорий 15

1.2. "Честь" и "достоинство" как понятия нравственного воспитания 40

1.3. Особенности представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки 58

Выводы по I главе 84

Глава II. Условия воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки 87

2.1. Диагностика нравственных понятий суворовцев 87

2.2. Ход и результаты опытно-педагогической работы по воспитанию представлений о чести и достоинстве у юношей 113

2.3. Сотрудничество командно-преподавательского состава по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев 137

Выводы по II главе 159

Заключение 163

Библиография 171

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность исследования. В "Национальной доктрине образования Российской Федерации" говорится о том, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов" [119].

Развитие системы довузовской военной подготовки, в которой выявляются индивидуально значимые особенности личности, - важный резерв повышения качества подготовки будущих защитников Родины. В системе Министерства обороны РФ функционирует сеть государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола.

В начале 90-х годов XX века в России стали возрождаться суворовские училища и кадетские корпуса, основанные на лучших традициях воспитания юношества. Этот процесс связан с реформой военного образования, происходящей в настоящее время в Российской армии. В суворовских военных училищах и кадетских корпусах формируется устойчивый интерес к будущей профессии. Наряду с гармоничным развитием личности, всесторонней общеобразовательной и физической подготовкой суворовцы и кадеты проходят военную подготовку. В суворовских училищах и кадетских корпусах обучаются тысячи воспитанников, более 30% из которых - сироты и дети из неполных семей.

Для нашего исследования продуктивным стало обращение к трудам классиков педагогики, заложивших основу гуманистической педагогики (П.ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.); обосновавших идеи гуманизации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.А. Сластенин и др.); выявивших специфику развития личности в юношеском возрасте (Л.И.

Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина, В.А. Караковский и др.); обосновавших проблему тендерного подхода в воспитании (Г.М. Бреслав, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Д.В. Колесов и др.). Важное место также занимают труды по проблемам нравственного воспитания (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Н.Е. Щуркова и др.); воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, Л.И. Новикова и др.); социального воспитания личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Е.Н. Сорочинская и др.).

Необходимость исследования проблем воспитания юношей в суворовских училищах и кадетских корпусах обоснована в трудах Н.И. Алпатова, Л.И. Бескровного, А.В. Гаврилина, СМ. Горбаченко, ИЛ. Савченко, В.Н. Миронова, И.А. Уварова и др.

Однако изучение литературы по данной проблеме показало, что воспитанию нравственных представлений у будущих офицеров не уделяется должного внимания. Анализ научной литературы позволил выявить следующие противоречия:

между современной отечественной моделью образования, провозглашающей гуманистические ценности личности, и объективно существующей в учебных заведениях довузовской военной подготовки модели авторитарной педагогики;

между сложившейся в отечественной истории системой представлений о воинской чести и достоинстве и недооценкой этого феномена в связи со сменой парадигмы общественного развития;

между необходимостью актуализации процесса нравственного воспитания детей и молодежи и существующим кризисом общества, в том числе И В нравственной сфере.

Вышеназванные противоречия определили проблему нашего исследования: в чем заключается сущность и специфика процесса воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев?

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы нашего диссертационного исследования: "Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки".

Объект исследования: нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки.

Предмет исследования: воспитание представлений о чести и достоинстве у суворовцев в процессе нравственного воспитания.

Цель исследования: выявить педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

Гипотеза исследования. Эффективность воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев зависит от:

междисциплинарного подхода при изучении понятий "честь" и "достоинство" в образовательном процессе учебных заведений системы довузовской военной подготовки;

учета особенностей нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки;

соблюдения норм, основанных на традициях воинского братства и служения Родине, адекватных юношескому кодексу чести;

учета уровней сформированности представлений о чести и достоинстве у суворовцев;

совокупности педагогических условий, обеспечивающих целостность процесса нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки.

Основные задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятий "честь" и "достоинство" и определить их роль в системе нравственного воспитания личности в историческом и современном контексте.

  2. Выявить специфику процесса нравственного воспитания юношей в системе довузовской военной подготовки.

  1. Раскрыть особенности юношеского возраста, определяющие его как сензитивный период для развития представлений о чести и достоинстве.

  2. Определить критерии оценки и способы диагностики нравственных представлений у суворовцев, выделить на этой основе типологические группы суворовцев.

  3. Разработать и апробировать модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки.

  4. Обосновать пути и средства педагогической поддержки суворовцев в развитии представлений о чести и достоинстве.

Методологическую основу исследования составляют гуманистический, культурологический, аксиологический подходы в образовании, в рамках которых человек рассматривается как высшая ценность и цель общественного развития; тендерный подход; идеи о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; идеи о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; принцип системности; принципы взаимосвязи теории и практики, единства сознания и деятельности, непрерывности и преемственности.

Теоретическую основу исследования составляют:

теория личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

теория нравственного воспитания (В.И. Бакштановский, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Н.Н. Верцинская, Т.И. Власова, И.М. Краснобаев, А.И. Кочетов, Б.Т. Лихачев, И.С, Марьенко, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и др.);

идеи военно-патриотического воспитания детей и молодежи (А.А. Аронов, СМ. Ахмедов, Н.Г. Емузова, Н.М. Конжиев, А.Д. Солдатенков, Г.М. Суходолова

и др.);

концепции воспитания в военных образовательных учреждениях России (Н.И. Алпатов, А.В. Барабанщиков, А.Н. Вырщиков, П.А. Геленковский, И.А. Уваров и др.);

теория формирования понятий (М.Н. Верзилин, СИ. Иванов, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, И.А. Тютькова, А.В. Усова и

др-);

теория педагогической поддержки (О.С. Газман, В.И. Слободчиков и др.).

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов:

методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта);

диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, сочинения, творческие работы воспитанников, экспертная оценка);

обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение);

экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный педагогический эксперимент);

количественная и качественная оценка полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм, таблиц, схем).

База исследования: Новочеркасское суворовское военное училище МВД России.

Исследование проводилось в течение 6 лет и включало 3 этапа.

На первом этапе (2000-2002 гг.) проводилось изучение научной литературы по проблеме воспитания представлений о чести и достоинстве, особенностям воспитания юношей в суворовских военных училищах и кадетских корпусах. Полученный материал позволил определить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу опытно-педагогической работы.

На втором этапе (2002-2005 гг.) продолжался процесс изучения научной литературы, проводилась диагностика нравственных представлений у юношей, выделялись критерии и показатели нравственной воспитанности суворовцев, разрабатывалась модель воспитания представлений о чести и достоинстве,

апробировалась и внедрялась программа спецкурса по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев, осуществлялась опытно-педагогическая работа на базе НСВУ МВД России.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводилось теоретическое осмысление эмпирических данных, их анализ и интерпретация, обобщение и систематизация результатов опытно-педагогической работы, формулировались выводы, оформлялись материалы опыта работы с суворовцами, проводилось литературное оформление диссертационного исследования.

Исследованием охвачено 295 воспитанников. Проанализировано и обобщено 295 независимых характеристик, осуществлено педагогическое наблюдение за деятельностью 25 преподавателей и офицеров. Изучено более 50 отзывов на выпускников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- уточнено содержание понятий "честь" и "достоинство" применительно к
процессу нравственного воспитания суворовцев;

выявлены особенности юношеского возраста, определяющие его как сензитивный период для нравственного воспитания личности в системе довузовской военной подготовки;

впервые разработана модель воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев;

разработана и апробирована программа спецкурса по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев;

- выявлена и обоснована совокупность педагогических условий,
необходимых для развития нравственных представлений у юношей в системе
довузовской военной подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- расширены существующие в педагогике идеи о сущности, основных
направлениях, формах и методах развития представлений у юношей в системе
довузовской военной подготовки;

- теоретически обоснованная и проверенная опытно-педагогическим путем
модель воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев может
быть использована в практической работе по организации образовательного
процесса в учебных заведениях системы довузовской военной подготовки;

предложенная программа спецкурса повышает эффективность нравственного воспитания суворовцев;

- теоретические положения, результаты исследования используются при
организации образовательного процесса в учебных заведениях системы
довузовской военной подготовки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету и цели исследования; соблюдением требований технологии педагогического исследования; репрезентативностью в выборке исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственные понятия "честь" и "достоинство" выступают в качестве системообразующих понятий, с помощью которых определяется нравственная ценность человека.

Честь и достоинство - взаимопроникающие категории, которые, оказывая воздействие на ценностное сознание человека, реализуются в конкретных действиях, имеющих позитивную общественную и личную значимость в свободе выбора и сознательных волевых действиях.

Понятие личного достоинства включено в понятие чести; оно, как и честь, раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека.

Честь - осознание и принятие индивидом социальных норм и других регуляторов поведения, которые становятся его внутренними убеждениями, и общественного блага, становящегося целью его деятельности.

Воинская честь как понятие, отражающее осознанное стремление юноши к выбору профессии офицера - будущего защитника Отечества, характеризуется

верностью присяге, войсковым товариществом и взаимопомощью, бескорыстием, требовательностью к подчиненным, сочетаемой с уважением их личного достоинства, бережным отношением к традициям, гуманным отношением к гражданскому населению, верностью данному слову, умением вести себя в обществе.

Достоинство как понятие морального сознания о ценности человека раскрывает отношение человека к себе, к другим людям, к миру в целом, это осознание человеком своей духовной, культурной и социальной ценности, значимости.

2. Нравственное воспитание юношей в системе довузовской военной подготовки - это целенаправленный процесс развития нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчины.

Нравственное воспитание характеризуется двусторонностью, длительностью, непрерывностью, активностью воспитанника, что выражается в развитии нравственных убеждений, нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения, основанных на традициях воинского братства и служения Родине.

Процесс воспитания представлений о чести и достоинстве связан с воспитанием сферы чувств, нравственного опыта и самосознания и предполагает единство рационального и эмоционального.

В регуляции поведения личности выделены следующие функции чести и достоинства:

регулирующая функция - моральная регуляция при выборе поступков, перенесение в поведение человека реальных нравственных отношений данного общества;

смыслообразующая функция - готовность человека совершать нравственные поступки, выражать оценочные суждения, которые обладают нравственной направленностью;

интегрирующая функция - воспитание чести и достоинства основывается на свободе, эмоциональном подъеме, волевом усилии и объединяет все эти

элементы, жизненный опыт личности подчиняется нравственным целям, личность приобретает единую направленность и устремленность.

Содержание нравственного воспитания юношей в суворовском военном училище включает такие направления, как:

осмысление нравственных понятий;

развитие уважительного отношения к традициям и ритуалам училища;

поддержание связей с ветеранами суворовско-нахимовского клуба, а также с представителями кадетских корпусов и суворовских военных училищ;

оказание гуманитарной помощи детям - воспитанникам детского дома и ветеранам.

Особенности нравственного воспитания суворовцев связаны с ориентацией юношей на военную профессию и во многом определяются спецификой этики военнослужащего.

3. Юношеский возраст является сензитивным периодом для развития представлений о чести и достоинстве.

Юношеский возраст предоставляет наилучшие возможности для интенсивного созревания нравственной личности. Это пора исканий, жизненных выборов, самопознания, утверждения идеалов. Воспитанников характеризует твердое решение осуществлять свое духовное и физическое саморазвитие, определить жизненные цели и средства их достижения, стремиться к самоанализу, самостоятельному критическому мышлению и нравственной оценке своих поступков и явлений общественной жизни.

Специфика воспитания нравственных представлений у юношей обусловлена определенной внутренней дисгармонией и противоречивостью в поведении. Это проявляется, с одной стороны, в глубоком понимании общественного долга, чести, демонстрации образцов дисциплинированности, а, с другой стороны, - в нарушении элементарных норм человеческого общежития, демонстрации безответственности, социальной незрелости, чрезмерном стремлении к самоутверждению.

4. Нравственные возможности личности и их реализация в различных видах
деятельности отражаются в критериях и показателях.

Формирование понятий "честь" и "достоинство" у юношей происходит на когнитивном, эмоциональном и практическом уровнях.

В качестве критериев сформированное понятий "честь" и "достоинство" у юношей выступают:

а) мировоззренческий, характеризующий уровень развития нравственного
сознания воспитанников;

б) мотивационно-целевой, отражающий мотивационную сторону
нравственных поступков и действий воспитанников, направленность их
интересов и потребностей;

в) практически-результативный, отражающийся в поступках суворовцев не
только в учебном процессе, но и во внешних действиях и поступках.

Каждый критерий находит выражение в определенных показателях:

а) овладение воспитанником содержанием понятий "Отечество", "долг",
"мужество", "честь", "достоинство"; умение устанавливать связи понятий "честь"
и "достоинство" с другими, оперировать этими понятиями.

б) наличие внутреннего идеала нравственной деятельности и стремления
быть похожим на него, наличие нравственных мотивов как осознанной
потребности осуществлять нравственную деятельность.

в) стабильные положительные результаты воспитанников в учебе, поведении
и действиях в реальной жизненной ситуации, умение давать оценку своим
действиям (самооценка) и применять свои нравственные убеждения к анализу
сложных современных общественных явлений.

Степень сформированности у воспитанников представлений о чести и достоинстве характеризуют высокий, средний и низкий уровни, содержание которых отражено в тексте диссертации.

5. Модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в
системе довузовской военной подготовки включает цель (воспитание
представлений о чести и достоинстве) и задачи (обеспечение понимания и

усвоения юношами ценностей; правил взаимодействия в коллективе; формирование установок, соответствующих социальным требованиям к поведению мужчины; стимулирование саморазвития суворовцев), соответствующие каждому этапу (образно-ассоциативному, поэлементному и обобщающему) воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

В модели обозначены формы (беседы, лекции, семинары, дискуссии, практикумы нравственности, нравственные уроки памяти, мужской разговор), методы (методы проблемного разрешения ситуаций, положительный пример, убеждение, включение в коллективную деятельность, анализ результатов деятельности,) и средства воспитания представлений о чести и достоинстве (решение задач нравственного выбора, результатом которого является осознание собственного выбора, педагогическое взаимодействие), обеспечивающие эффективность воспитания представлений о чести и достоинстве у суворовцев.

6. Совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки, включает:

сплочение коллектива суворовцев;

поддержание и развитие традиций "суворовского братства";

опору на субъективный опыт воспитанников;

организацию активной деятельности суворовцев;

- гражданскую позицию, педагогическую поддержку и личный пример
педагога, офицера, воспитателя.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на Южно-Российских педагогических чтениях "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (г. Ростов-на-Дону, 2002, г. Сочи, 2003), заседаниях кафедры социальной педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заседаниях педагогического совета НСВУ МВД России, заседаниях цикла гуманитарных дисциплин НСВУ МВД России, в Донском Императора Александра III кадетском корпусе, кадетском корпусе

г. Аксая, Пензенском казачьем генерала Слепцова кадетском корпусе, Казанском суворовском военном училище.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по проблемам нравственного воспитания с учащимися общеобразовательных школ.

Основные результаты исследования изложены в методическом пособии и 8 публикациях автора.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 196 источников, и 10 приложений. Объем основного текста составляет 183 страницы, содержит 6 таблиц, 2 графика, 8 диаграмм.

В первой главе - "Теоретико-методологические основы нравственного воспитания личности в системе довузовской военной подготовки" дан теоретический анализ понятий "нравственность", "ценность", "честь" и "достоинство", рассматриваемым различными областями научного знания, раскрыты особенности нравственного воспитания в кадетских корпусах и суворовских военных училищах, выделены закономерности процесса формирования понятий.

Во второй главе - "Условия воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки" проведена диагностика нравственных понятий суворовцев, обоснована и апробирована модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей, разработан спецкурс, определены условия воспитания данных представлений, разработаны рекомендации для командно-преподавательского состава.

В заключении диссертационного исследования систематизированы основные выводы исследования, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.

Междисциплинарный анализ изучения нравственно-этических категорий

Идеи воспитания чести и достоинства как важных моральных качеств личности внедрялись в педагогическую теорию и практику на протяжении всей истории цивилизации общества. Интерес к воспитанию этих качеств обусловлен тем, что в самой проблеме связываются и организуются в единый комплекс вопросы духовной культуры личности, отношение человека к самому себе, а также отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

В качестве методологической основы исследования выступали системный, личностный, тендерный, культурологический, аксиологический и деятельностный подходы.

Системный подход рассматривает воспитание как целостную систему, которая, являясь частью общества, подчиняется собственным законам развития.. Теоретический анализ литературы, посвященной системному подходу, позволил нам определить его сущность, которая состоит в следующем: объект исследования представляется в качестве системы, функционирующей во внешней среде - более сложной системе. Основным требованием при этом является целостное отображение объекта в совокупности его связей и опосредовании. Объект исследования подвергается членению, направленному на выделение подсистем и выявление характерных связей между ними [2; 23; 73; 179].

Ориентация на личностный подход дает нам основание для целостного рассмотрения личности в образовательном процессе. В рамках данного подхода ребенок рассматривается как личность, высшая ценность, обосновывается необходимость его включения в образовательный процесс как активного участника, личность воспитанника занимает центральное место. Быть личностью - значит уметь делать выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, адекватно оценивать принятое решение и нести ответственность за его последствия [31; 33; 78],

Деятельности и подход рассматривает саморазвитие, саморегуляцию личности как результат деятельности, построенной определенным образом. Деятелыюстный подход реализуется в процессе осуществления ведущей для определённого возраста деятельности, свидетельствующей о степени развития, т.е. образованности и воспитанности юношей в ходе организации воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом юноша в целостном учебно-воспитательном процессе выступает как субъект деятельности, субъект развития [97; 100; 109].

Ориентация на тендерный подход позволила нам определить его сущность, которая состоит в следующем. В обществе всегда существуют интересы мужского и женского населения, происходит распределение характерных для каждого пола задач, функций и ролей. Понятие тендерной роли используется также для представления тендерных стереотипов или тендерных отличий. В более узком смысле оно обозначает социально предписываемые роли, традиционно ассоциируемые с полом [19; 36; 81].

В отечественной практике довузовской военной подготовки преобладают суворовские военные училища и кадетские корпуса, в которых обучаются только юноши. Для воспитанников данных военных учебных заведений является актуальным обретение тендерной идентичности в соответствии с социальными требованиями к поведению мужчины.

Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности юноши в культуре. Культура как некая целостность представляет собой гармонию культуры знаний и мышления, культуры творческого действия, культуры чувств, общения, поведения. Культурология рассматривает ценности не только как результат человеческой деятельности, но как её содержание, внутренний элемент, определяющий направленность, стремление человека воссоздать самого себя, всю реальность. Основными составляющими содержания воспитания являются универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры. Личность как субъект культуры отличается социальной устойчивостью, продуктивной включенностью в общественную и профессиональную жизнь, психологическим комфортом [180; 189].

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы диссертационного исследования также позволяет воспринимать человека как наивысшую ценность общества. В основе аксиологического подхода лежит исследование объектов как ценностей.

Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, а потому что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Таким образом, ценность выступает как инструмент аксиологического подхода [30; 70; 150].

Категория ценности вызвала интерес ученых, начиная с 60-70-х годов XX века, когда большое внимание стало уделяться проблемам морали, нравственности, гуманизма.

Ценности - одно из ключевых понятий современной общественной мысли; оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений,

Во многих языках ценность встречается наряду со словами "достоинство", "оценка". В русском языке слову ценность соответствовало слово "цена", которое первоначально означало - "возмездие", "воздаяние", позднее стало употребляться в значении "стоимость чего-либо", а "ценить" - в значении "высоко ставить, придавать достоинство". В английском языке слово "values" означает "ценности, которые существуют объективно в мире вокруг нас, и ценности внутри нас" [180, с. 15]. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации -элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми, Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности. Одним из внутренних регуляторов поведения является развитое чувство чести и достоинства, так как именно через них осуществляется регулирование поведения человека, который в соответствии со своими чувствами и убеждениями совершает поступки, соответствующие нравственным требованиям общества.

Особенности представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки

Воинская честь характеризуется, прежде всего, верностью присяге, войсковым товариществом и взаимопомощью, бескорыстием, требовательностью к подчиненным, сочетаемой с уважением их личного достоинства, бережным отношением к традициям, гуманным отношением к гражданскому населению, верностью данному слову, умением вести себя в обществе.

Основателями отечественной системы воинского воспитания правомерно считать Петра I, П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, а последователями и продолжателями - М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова и других русских и советских полководцев.

Исследование документальных источников данного периода показало, что одним из основных средств создания дисциплинированной армии Петр I считал воспитание чувства чести. "Делать, как честным солдатам надлежит" - такова заключительная фраза значительной части царских указов того времени, в том числе и в присяге" [138, с. 320]. "Через оружие домогаются чести", - поставлено в эпиграфе воинских статей Устава прежних лет [139, с. 426]. Эти факты говорят о том, что Петр I высоко ставил понятие чести.

В ранних указах Петра I подчеркивается мысль о главенстве не родовой чести, а той, которая заслужена: "...а в милости великих государей жалованы бывают в честь не по родам, а кто прежде или после пожалован..." [137, с. 150]. Петр 1 впервые вводит правило, по которому продвижение по службе ставится в прямую зависимость от реальных заслуг офицера. Для себя Петр I также не делал исключений, получая чины за службу отечеству и руководство боевыми действиями. "В службе - честь", - вот главный завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства.

Безусловно, на реформы Петра І, в том числе и на его представления о чести, огромное влияние оказали западноевропейские идеи того времени. Иноземные офицеры, которых призывал на службу Петр I, принесли и свое понимание чести, характерное для рыцарства средних веков. "Рыцарство создало и развило то понятие о чести, которое впоследствии сделалось краеугольным камнем сословной чести военного дворянства, рыцарства наших дней" [184, с. 5].

Рыцарское понимание чести быстро проникло в среду русского офицерства, и Петру I пришлось принимать суровые меры с дуэлянтами - за вызов на поединок, если он состоялся, как вызвавший, так и принявший вызов, подвергались повешению. Идею же личного достоинства царь активно использовал в воспитании воинов. При этом важнейшей заслугой Петра I являлось то, что он впервые начал прививать своей регулярной армии понятия о чести, основанные на внутреннем достоинстве личности.

Таким образом, Петр I расширил представление о воинской чести за счет наполнения его морально-этическими нормами, придал воинской чести личностный социально-деятельностный характер. Это выражалось в том, что честь понималась как признание общественных заслуг личности, продвижение по службе ставилось в прямую зависимость от реальных заслуг офицера, понятие о воинской чести основывалось на внутреннем достоинстве личности воина независимо от происхождения. Нормы воинской чести становились критерием оценки воинской деятельности.

В XVIII веке идеи Петра I о воинской чести поддерживали П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, СР. Воронцов, А.В. Суворов, М. И. Кутузов и др., связывая представления о чести с патриотическим долгом по защите Родины, мужеством, храбростью.

Фельдмаршал П.А. Румянцев считал, что офицеры достойны звания защитника отечества тогда, когда они "должность и ревность к службе и собственную честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат" [124, с. 13].

Гениальный военный педагог А.В. Суворов, придавая огромное значение развитию у подчиненных чувства чести, стремился соединить нравственную силу людей с силой оружия. "С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства",-приказываетСуворов [102, с. 47].

В военно-педагогических исследованиях того периода честь связывалась с устремлениями личности добиваться признания, высокой оценки своей деятельности обществом. Честь рассматривалась, во-первых, как один из факторов всестороннего развития личности, как средство нравственного воспитания человека; во-вторых, как одна из целей нравственного воспитания. Честь затрагивала самые сокровенные уголки души человека, поднимала в нем личное достоинство и являлась одним из основных побудительных мотивов поведения человека.

Последователь суворовской военно-воспитательной системы М.Д. Скобелев одним из условий воспитания чувства чести и собственного достоинства считал взаимную выручку.

После окончания гражданской войны 1918-1920гг. остро встала проблема воспитания воинов вновь создаваемой Красной Армии. Воспитанию у военнослужащих представлений о чести и достоинстве способствовали новые уставы, в которых подчеркивалось, что дисциплина держится не на страхе наказания и желании наград, а на сознательности. Проанализировав ситуацию в нашей стране в период с начала Великой Отечественной войны и до настоящего времени, можно с уверенностью говорить о том, что возникновение и развитие понятия воинской чести явилось результатом осознания потребностей военной практики в нравственном воспитании воинов, так как никакие материальные блага не могут побудить человека жертвовать своей жизнью. Таким образом, именно чувство воинской чести являлось нравственным стимулом готовности жертвовать своей жизнью во имя Отечества.

Подведя итог вышесказанному, можно отметить, что усилиями великих полководцев, передовых офицеров русской, советской армии и флота была создана собственная национальная школа воспитания. Характерными ее чертами являются патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, чувство воинской чести и собственного достоинства и другие нравственные качества, без которых немыслим настоящий офицер.

Следует отметить, что основу воинской чести должна составлять общечеловеческая честь, присущая каждому человеку как личности. Однако среда в суворовских военных училищах и кадетских корпусах вырабатывает свою, корпоративную, честь, которая рассматривается, во-первых, как одна из целей воспитания; во-вторых, как один из факторов развития будущего офицера, как средство его нравственного воспитания.

Ход и результаты опытно-педагогической работы по воспитанию представлений о чести и достоинстве у юношей

В реформе существующей системы военного образования особое место занимают вопросы, связанные с повышением нравственного уровня будущих офицеров, значимости общечеловеческих и гуманистических ценностей в содержательном и воспитательном аспектах образовательных систем военных учебных заведений.

Нравственное воспитание личности является одним из центральных направлений воспитания будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство собственного достоинства профессионально значимы. Планомерно осуществляемое нравственное воспитание способствует не только формированию морального облика сотрудников, но и созданию необходимой морально-психологической атмосферы, которая стимулирует высоконравственные поступки, регулирует поведение воспитанников. Все это обусловливает особый интерес к вопросам нравственного воспитания в системе довузовской военной подготовки, его содержанию и особенностям организации. В настоящее время основными задачами нравственного воспитания суворовцев являются: - воспитание у суворовцев любви к многонациональной Родине; - воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности; - изучение истории органов внутренних дел, своего коллектива, традиций; - воспитание долга, справедливости, чести, благородства в отношении к окружающим людям и самому себе.

Поступив в училище, воспитанники пытаются глубже разобраться в своих нравственных исканиях, адекватно оценить себя и определить пути самоутверждения. Большое значение суворовцы придают развитию представлений о чести и достоинстве личности.

Сознание чувства чести зависит от отношения к личности окружающего социального мира. Ребята, живущие вместе три года, постоянно думают о том, как к ним относятся окружающие, что они о них думают, какие оценки выносят их поступкам и всей их деятельности. Каждый из них стремится заслужить признание, одобрение коллектива, в котором он находится, стремится к завоеванию авторитета в глазах своих сверстников. Воспитанники чутко и остро реагируют на отношение окружающих к их личным качествам, их честь затрагивает отношение к коллективу, взводу, курсу.

Как уже было отмечено, честь, как одно из важнейших нравственных понятий, характеризует общественную оценку человека, степень признания его заслуг другими людьми, а также осознание индивидом своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения.

В ходе исследования нами были выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на воспитание представлений о чести и достоинства у юношей в системе довузовской военной подготовки.

К внешним факторам мы отнесли экономические, политические, социальные, военные и др. К внутренним - содержание и характер требований, предъявляемых в обществе к личности воспитанника как будущего офицера, уровень и качество организации процесса воспитания представлений о чести и достоинстве у воспитанников в НСВУ МВД России, отношение воспитанника к учебе и выполнению служебных обязанностей и др.

Указанные факторы действуют в определенных внешних и внутренних условиях.

К внешним условиям отнесены: высокий профессионализм командно-преподавательского состава военного училища и нацеленность учебно-воспитательного процесса на нравственное воспитание суворовцев; благоприятный климат, общая заинтересованность в нравственном совершенствовании суворовцев во взводе, на курсе; своевременная диагностика уровней развития нравственных качеств; вовлечение суворовцев командно преподавательским составом в процесс нравственного воспитания и самовоспитания.

К внутренним условиям нами отнесены: осведомленность воспитанников в трудностях, встречающихся в профессиональной деятельности при низком нравственном уровне развития личности; потребность будущего офицера в систематической работе над собой по нравственному совершенствованию; готовность воспитанника к самоанализу и развитию положительных моральных качеств; активность суворовца в нравственном самосовершенствовании.

В зависимости от сочетания внешних и внутренних условий рассмотренные факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс воспитания представлений о чести и достоинстве у воспитанников НСВУ МВД России. Взаимосвязь и взаимовлияние данных условий и факторов в практике воспитательной работы обусловливают существование ряда противоречий.

В ходе исследования установлено, что основными противоречиями, оказывающими определяющее влияние на воспитание представлений о чести и достоинстве у воспитанников являются: противоречия между новыми задачами, объективно возникающими в практической деятельности по воспитанию представлений о чести и достоинстве у воспитанников и невозможностью их разрешения старыми способами; между растущими требованиями к объему знаний по проблемам чести и достоинства и ограниченным временем и возможностями их получения; между теоретической и практической подготовкой субъектов; между групповой формой организации армии и необходимостью индивидуального подхода к воспитанию суворовца как будущего офицера.

Педагогическую модель воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки можно представить в виде следующей таблицы.

Сотрудничество командно-преподавательского состава по воспитанию представлений о чести и достоинстве у суворовцев

Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности воспитанников, что не стимулирует желание юношей быть в общении активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность. Атмосфера доверия и поддержки, существующая в училище, раскрепощает воспитанников, содействует развитию сильных и ко рекции слабых сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой деятельности.

В воспитательном процессе преподавателей, офицеров и воспитателей в работе с воспитанниками можно выделить следующие функции.

Организаторская функция заключалась в обеспечении организационно-педагогических условий оптимального функционирования воспитательной системы.

Информационная функция заключалась в систематическом вооружении воспитанников разнообразными знаниями, умениями и навыками, в формировании на этой основе мировоззрения и т.д.

Педагогическое руководство деятельностью воспитанников. В процессе выполнения этой функции перед воспитанниками были поставлены практические задачи, было организовано распределение деятельности, проводился педагогический инструктаж, контроль и оказание помощи, стимулирование деятельности воспитанников, анализ и оценка ее результатов. В процессе этой деятельности были организованы воспитательные отношения - воспитанников с педагогами, офицерами, воспитателями, между собой. При этом воспитатели выступали субъектами педагогических отношений как ведущих в системе тех социально-педагогических зависимостей, в которых происходит становление личности воспитанника.

Воспитание офицерами личного состава - давняя традиция военной системы образования. Ее истоки прослеживаются еще со времен Петра І, П.А. Румянцева,

А.В. Суворова и прочно вошли в арсенал отечественной военной педагогики. Проблемы воспитания офицерами своих подчиненных разрабатывали многие отечественные и зарубежные специалисты. Кроме выдающихся полководцев и флотоводцев своими военно-педагогическими трудами были широко известны генералы Н.Д. Бутовский, Д.П. Парский, А.П. Скугаревский, М.С. Галкин и др. Почти все они были генералами и офицерами Генерального штаба.

Результативность воспитательной работы во многом определяется авторитетом офицера. Авторитету офицеров, прежде всего, способствует их высокая профессиональная подготовка и отеческое отношение к воспитанникам. Они постоянно находятся рядом с воспитанниками и оказывают большое влияние на воспитание у суворовцев качеств, необходимых им для того, чтобы в будущем стать достойными защитниками своего народа и правопорядка.

Так, подполковник милиции Б. работает в органах внутренних дел уже более 20 лет, прошел путь от милиционера ППС до начальника курса, проходил службу в ОМОН, имеет опыт боевых действий.

Капитаны милиции П. и Р. принимали участие в боевых действиях и награждены медалью "От благодарного афганского народа". Майор милиции Щ. сначала служил в Российской армии, позже - в органах внутренних дел. Его отличает большое жизнелюбие, отличное чувство юмора, высокая работоспособность и ответственность. Он всегда старается помочь воспитанникам решать их проблемы. Под руководством майора милиции П. регулярно оформляются стенгазеты, "Молнии", фотогазеты, отражающие быт и повседневную жизнь суворовцев. Основной упор в работе майор милиции П. делает на индивидуальные беседы с суворовцами, которые строит с учетом особенностей воспитанников во взаимодействии с командирами взводов и кураторами. В работе с воспитанниками офицеры руководствуются следующими идеями: Принятие воспитанниками ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений; Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению; Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании; Осознание суворовцами необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства своих товарищей; Практическое применение нравственных знаний и умений; Проекция сегодняшнего, нравственного облика воспитанника на его будущее. В процессе работы с суворовцами офицеры стремятся создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков. Они знакомят воспитанников с нравственными законами, изучают воинские традиции, развивают у юношей потребность в совершении нравственных поступков, способствуют приобретению положительного нравственного опыта и создают условия для нравственного самовоспитания суворовцев.

Исходя из того, что в нравственном становлении личности значительную роль играют методы, направленные на организацию жизни и деятельности воспитанников, в работе с суворовцами основное внимание обращалось на рефлексивные, ценностные, проективные и комплексные методы воспитания.

Рефлексивные методы воспитания были направлены на стимулирование смыслопоисковой деятельности воспитанников, формирование нравственного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Среди таких методов мы выделили понимание не только как способ бытия, но и как метод воспитания, события. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Понимание юноши воспитателем имело целью оказать ему помощь, поддержку в смыслопоисковой активности, вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые устанавливал сам воспитанник.

Метод убеждения предполагал доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание воспитанника влияли не столько понятия и суждения, сколько их личностная значимость. Убеждение осуществлялось, прежде всего, путем разъяснения. Цель использования данного метода состояла в том, чтобы помочь воспитанникам осознать сущность определенных понятий, явлений, событий и определить свое отношение к ним. Большой силой доказательности обладали факты, примеры и их анализ, обобщение.

Однако мы учитывали, что в юношеском возрасте уже не может быть бездумного подражания примеру окружающих. Ведь именно в опыте собственной жизни и поступков вырабатываются моральные оценки, усваиваются, закрепляются нравственные суждения, понимание моральных норм и требований, - все, что составляет основу идейно-нравственных убеждений будущего офицера.

Учитывали мы и тот факт, что нравственные суждения первокурсников нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны: они часто отождествляли упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводило к ошибочным поступкам. Очень часто между нравственными знаниями и поведением первокурсников обнаруживался разрыв: хорошо зная и понимая сущность моральных требований, они поступали вопреки им.

Похожие диссертации на Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве у юношей в системе довузовской военной подготовки