Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Сафонов Вячеслав Николаевич

Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств
<
Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафонов Вячеслав Николаевич. Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тольятти, 1999 183 c. РГБ ОД, 61:99-13/1333-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-педагогические основы становления

непрерывного художественно-профессионального образования.

  1. Становление лицейского и художественно-профессионального образования учащейся молодежи 14

  2. Методолого-теоретнческие аспекты проблемы становления непрерывного художественно-профессионального

образования учащихся 26

  1. Модель процесса непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов . 43

  2. Современное состояние лицейского и непрерывного художественно-профессионального образования 54

Глава It Опытно-экспериментальная работа по повышению
эффективности художественно-профессионального
образования в Лицее Искусств

2.1. Программа, организация" и педагогические технологии опытно-
экспериментальной работы по формированию художественно-творческих,
интеллектуальных способностей и личностного потенциала

лицеистов 68

2.2. Психолого-педагогические и социально-организационные условия
эффективности формирования художественно-творческих, интеллектуальных
способностей и личностного потенциала учащихся в процессе непрерывного
художественно-профессионального

образования 84

2.3. Реализация модели непрерывного художественно-профессионального
образования в процессе формирования художественно-творческих,

интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся

2.3.1. Творческое использование государственных образовательных

стандартов: разработка и реализация авторских

программ 100

2.3.2. Апробация и внедрение новых технологий

обучения и воспитания ИЗ

2.4. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию творческих, интеллектуальных способностей и личностного
потенциала учащихся в процессе непрерывного художественно-
профессионального образования лицеистов 135

Заключение 169

Список литературы 173

Приложения.

Введение к работе

Актуальность, Экономические и социально-политические преобразования, происходящие в России, заметно обострили социальные аспекты жизни всех слоев общества. Вместе с тем, именно в этих условиях ярко проявляется роль науки, культуры и образования в формировании демократического, гражданского общества, в его обновлении, гуманизации, в признании не только общенациональных ценностей, но ценностей и идеалов всех народов, населяющих Россию, ценностей всего человечества.

Образование и культура России находятся сегодня в состоянии кризиса, который вызван, в первую очередь, значительным сокращением государственного финансирования, уходом квалифицированных кадров в другие отрасли. Государственные органы вновь и вновь обращаются к проблемам образовательной и культурной политики, свидетельством чего являются федеральные целевые программы. («Федеральная программа развития образования в России», программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации-1997-1999 гг.» и др.).

Приметой нашего сложного времени стал всевозрастающий интерес к проблеме гуманизации образования. Ученые активно отстаивают точку зрения, согласно которой соответствующая природе человека идея гуманистической педагогики не может не возобладать, так как сама гуманная педагогика - это общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и, в конечном счете, преодолевающая этнические, идеологические, классовые различия.

Педагоги и психологи называют современную образовательную парадигму парадигмой саморазвития личности, ибо в этом смысле она является основой образовательно-воспитательного процесса, который органически сочетает в себе необходимость педагогического руководства и организацию саморазвития учащихся в ходе активного освоения культуры.

Важную сторону теоретико-методологической основы современного образования, в том числе и в области искусств, представляет его непрерывность. Непрерывное образование сегодня - это процесс целенаправленного формирования разносторонне развитой личности, обеспечивающей поступательный и согласованный характер формирования интеллектуальных, художественно-творческих способностей и личностных качеств человека (Р.Г.Вершловский, В.Г.Онушкин, Ю.Н.Кулюткин, Л.Н.Лесохина, СТ. Сухобская, В.И. Щеголь и др.)

При всей важности и необходимости разработки различных аспектов гуманизации образования в обществе должно иметь место ясное осознание того, что её осуществление может быть достигнуто при наличии соответствующих социокультурных и педагогических условий. fltoo6 лема совершенствования художественно-эстетического воспитания молодого поколения рассматривается учеными с различных позиций. Одни исследователи подходят к этой проблеме с позиций решения задач эстетического воспитания и развития личности (А.И.Буров, ЕЛДСвятковский, Б.ТЛихачев, В.А.Разумный, ГЛ.Шевченко); другие проводят интересные исследования, в которых в контексте решения данной проблемы рассматриваются возможности комплексного использования различных видов искусств (Т.В. Джоджуа, Б.С. Мейлах). ЕЮ. Глазырина, Н.Д. Молдавская, Л А. Рапацкая исследуют пути и методы художественного развития школьников в рамках конкретного вида искусств. Но все сходятся в одном - главная роль в художественном развитии личности принадлежит школе.

Проблеме преемственности в системе непрерывной профессиональной подготовки молодежи посвящены исследования СИ. Архангельского, СМ. Годника, НЛ. Бахарева, Н.П. Воронина, Ю.А. Кустова.^

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, СД. Полякова, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики, IOJC. Черновой, В.В. Щипанова, Н.Р. Юсуфбековой и др. ^Однако, как доказано многими исследованиями, в школьной практике проблема художественного развития, как правило, решается в основном экстенсивным путём: появляются новые курсы, призванные в той или иной степени компенсировать дефицит хуожественной культуры в содержании образования. Этот недостаток компенсируется участием детей и подростков во внеклассной и во внешкольной деятельности, где их самодеятельность выступает как форма и средство художественного воспитания. В последние годы усилилось внимание к возрожденным художественным промыслам и ремеслам.

Идеи возрождения России выдвигают сегодня на первый план необходимость качественного обновления не только системы образования, но и культуры, без чего невозможен подлинный прогресс в развитии цивилизованного государства. Действенное единение культуры и образования эта, исторически обусловленная (однако неправомерно разрушаемая), связь должна стать основой духовно-нравственного развития общества.

Одним из решений этой проблемы может стать путь преобразования структур разноведомственных школ-комплексов в единую структуру-учреждение ЛИЦЕЙНОГО типа, интегрирующую довузовский период подготовки специалиста в области искусства, где глубокий культурологический блок гармонично и без перегрузок для учащихся сочетался бы с избранными направлениями профильного образования. Цель такого Лицея - формирование культурного генофонда региона, подготовка дипломированных специалистов в области культуры и искусства.

В условиях технократической направленности развития Самарского региона и отсутствия глубоких культурных традиций молодых индустриальных городов (одним из которых является г. Тольятти), перед народным образованием в целом ставятся задачи формирования культурного генофонда области. Одним из важнейших средств решения данной проблемы является художественно-эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Особая роль в духовно-нравственном становлении общества принадлежит искусству, в структуре которого подходы и способы художественно-образного восприятия и мышления являются базисом любой творческой деятельности. В связи с этим среди так называемых «школ с уклоном» или специальных школ появились и школы искусств. Это общеобразовательные школы, в которых воспитательный и образовательный акценты делаются на разные виды искусства. Опыт таких школ был подвергнут научному анализу и получил достаточно широкое признание.

В последние годы появились работы, в которых обобщен опыт ряда нетрадиционных для социалистической эпохи общеобразовательных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, частных школ, негосударственных средних специальных учебных заведений и вузов) и защищено несколько кандидатских диссертаций, посвященных разным аспектам исследуемой проблемы.

Многолетний опыт функционирования Лицея Искусств г. Тольятти выявил ряд недостатков, среди которых важнейшими являются следующие: (не решена проблема архитектоники единого и целостного творческого процесса подготовки специалиста в области искусства от детского сада до вуза;; требует решения проблема адаптации и корректировки обязательного стандарта учебных дисциплин в условиях специализированного учебного заведения; недостаточно разработан инструментарий педагогических измерений результативности образовательного процесса.

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий: между целостностью содержательного аспекта единого специализированного учреждения и разноплановостью государственных стандартов учреждения образования и культуры; между потребностями в совершенствовании педагогических технологий и отсутствием необходимого инструментария измерения результативности каждого этапа развития педагогического процесса; между необходимостью формирования художественно-творческих и интеллектуальных способностей лицеистов и сравнительно низким культурным уровнем окружающего социума.

Данные недостатки и противоречия послужили основой для выбора темы нашего исследования, проблема которого формулируется следующим образом:'каковы условия и тенденции, способствующие формированию и реализации личностного потенциала, интеллектуальных, творческих б способностей в процессе непрерывного профессионального образования лицеистов?'

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в Лицее Искусств.

Предмет исследования - формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся в процессе непрерывного профессионального образования в лицее нового типа как фактор гуманизации образования.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования творческих^"шпеллектуальных способностей и личностных качеств у учащихся и определить способы реализации этих условий в процессе непрерывного художественно-профессионального образования в лицее нового типа.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что формирование и реализация художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов в системе художественного образования будет эффективной, если: f^ создание системы единого целостного творческого процесса подготовки специалиста в области искусства отвечает требованиям непрерывного образования и раскрытию художественно-творческого, интеллектуального и личностного потенциала учащихся; адаптация и творческая корректировка государственного стандарта образовательных дисциплин в условиях специализированного учебного заведения гармонично сочетается с разработкой внедрением новых педагогических технологий художественно-профессионального образования; разработанные и реализованные авторские программы и интегрированные курсы будут адекватны государственным образовательным стандартам;^ F" использование в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания становится основой преемственности всех ступеней непрерывного художественно-профессионального образования. s ___

Задачи исследования: |1. Обосновать модель структуры единого целостного процесса подготовки специалиста в области искусства (от детского сада до Вуза). 2. Осуществить адаптацию и корректировку образовательного стандарта учебных дисциплин к условиям Лицея Искусств. 3. Разработать и апробировать инструментарий педагогических измерений результативности деятельности Лицея Искусств по формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся. 4. Выявить возможности интеграции учебных дисциплин (специальный и культурологический блоки) в формировании и реализации художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов.

Положения, выносимые на зашиту:

1. Формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся должно основываться на принципиально новых подходах к обучению и воспитанию учащихся. Данный подход базируется на интеграции специального и культурологического блоков учебных дисциплин, которые, будучи адаптированными к условиям Лицея Искусств, должны быть адекватны государственному образовательному стандарту.

2. Одним из путей поиска реального механизма формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов может стать такой процесс обучения и воспитания, в котором создание авторских программ и интегрированных курсов сочетается с разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

3. Формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся способствует моделирование образовательного пространства Лицея. Создание многоуровневой модели непрерывного художественно-профессионального образования, как совокупности научно обоснованных методологических и концептуальных положений, психолого-педагогических и социально* организационных условий, способствует эффективной подготовке специалистов в области искусств. Обоснование этой модели, включающей в себя модель целостного педагогического процесса, модель структурной организации Лицея, модель его выпускника должна базироваться на принципах непрерывности и преемственности между отдельными звеньями художественно-профессионального образования.

4. Для формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся необходимы педагогические и социокультурные условия реализации художественно-профессионального образования в аспекте непрерывности развития и преемственности всех звеньев образовательного процесса подготовки специалиста в области искусства.

Научная новизна:

1. Раскрыта сущность понятий: «художественно-творческие способности учащихся»; «интеллектуальные способности учащихся»; «личностный потенциал учащихся».

2. Реализован социально-педагогический аспект преемственности в содержании обучения и воспитания между разными этапами образовательного процесса Лицея Искусств (образование, будучи механизмом сохранения, трансляции и совершенствования опыта деятельности, успешно осуществляется лишь при соблюдении преемственности между компонентами и уровнями образования).

3. Осуществлена интеграция общего и художественно- профессионального образования. Совокупность автономных дисциплин, каждая из которых подчиняется своим собственным законам, затрудняет формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств. Поэтому она была дополнена другой формой, в которой простая совокупность дисциплин объединяется общими для них сторонами, превращаясь в систему, обладающую внутренним единством.

4. Осуществлена опытно-экспериментальная проверка авторских программ («История искусств»- Л.М. Евдокимова, «Поэтика словесного искусства» - Д.П.Н., профессор Г.Н. Тараносова и др.) и интегрированных курсов («Тема родины в творчестве норвежского композитора Эдварда Грига и в рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми пташками» -музыка и чтение 3 - класс - Пряхина НА., Рудинская Н.В.; «Влияние французского языка на развитие русской поэзии» - литература и французский язык, 7s -Федорова Т.А., Батмен С.Г. и др.) в направлении формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей н личностного потенциала учащихся.

Теоретическая значимость.

Научно обоснованные концептуальные положення, спроектированная модель непрерывного художественно-профессионального образования учащихся будут способствовать: творческому внедреншо государственных стандартов в той ее части, которая раскрывает условия и способы формирования и реализации личностного потенциала, интеллектуальных и художественно-творческих способностей лицеистов; апробации инновационных технологий обучения и воспитания в Лицее Искусств; послужит основой для формирования научных представлений о потенциальных возможностях процесса непрерывного художественно-профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит: в использовании инновационных технологий в педагогическом процессе (инновационные педагогические технологии, вносимые в образовательную среду Лицея Искусств, планируются как целенаправленные изменения, которые вносят в учебно-воспитательный процесс относительно стабильные элементы, представляющие собой деятельность по обновлению, преобразованию существующей, традиционной педагогической действительности, а его результаты направлены на реализацию общего образования и обеспечения профессиональной подготовки в области искусства на всех этапах непрерывного художественно-профессионального образования (дошкольном, среднем, среднем специальном и высшем); в разработке процесса непрерывного художественно-профессионального образования, модель которого можно экстраполировать на все регионы Российской Федерации, внося необходимые коррективы, связанные с региональной спецификой той или иной территории; в разработке и внедрении программ, уроков, обеспечивающих эффективность непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов.

Методологической основой исследования являются теоретические положения антропологии; системно-функциональный подход к моделированию профессионально-личностного развития специалиста; отечественные и зарубежные теории и концепции гуманизации, гуманитаризации образования и развивающего обучения.

Источниками исследования послужили фундаментальные идеи и концепции: моделирования и конструирования учебного процесса (СИ. Архангельский, Л.И. Гурье, В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, М.В. Кларки, Н.Г. Дайри, Ю.С. Иванов, A.M. Матюшин); проблемного и эвристического обучения (В.И. Андреев, ДЛЗ. Вилькеев, Л.Г. Вяткин, МЛ Махмутов, В. Оконь, Ф.Л. Ратнер, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской); идеи выдающихся представителей русской культуры о необходимости кардинального совершенствования художественно-эстетического образования школьников (Б.В. Асафьев, В.Ф. Одоевский, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Морское, Д.И. Писарев, НА. Римский-Корсаков, В.В. Стасов).

В работе широко использовались областной, городской архивы, приказы и постановления Министерства культуры и Министерства образования, постановления н распоряжения отделов культуры и органов народного образования, материалы исследований школьных и студенческих научно-практических конференций, статистические данные результатов деятельности учебных учреждений Министерства культуры и образования.

Исследование базируется на: - основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, B.C. Ильин, Ф.Ф. Королев, ВВ. Краевский, А.И. Пискунов, В.М Полонский, М.Н. Скаткнн); теории содержания образования (B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткнн); на положениях системного подхода (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, П.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин); концепции непрерывного образования (Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова); психологических и педагогических исследованиях творческой деятельности, механизмах мышления, формирования личностных и профессиональных качеств (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, М.Я. Виленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Н.ДЛ1евнтов, Н.П. Лебедик, АН. Леонтьев, В.Ф. Моргун, В.Н. Мясищев).

, Базой исследования является Лицей Искусств, как самостоятельное учебное заведение нового типа, специализирующееся на профессиональной подготовке учащихся в области искусства и предоставляющее им уникальную возможность для самореализации своих потенциальных, творческих и интеллектуальных возможностей; опыт профессиональной творческой деятельности зарубежных и отечественных педагогов; личный опыт работы в качестве учителя (35 лет) директора школы (22 года), Лицея Искусств (5 летХ-

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось на базе Лицея Искусств г. Тольятти в несколько этапов,

В состав полученной информации первого этапа исследования 1985-1993 г.г. входили данные специально организованных наблюдений о системе функционирования образовательного комплекса (школы искусств № 2 и средней общеобразовательной школы № 68) в аспекте усвоения учителями и учениками опыта художественно-творческой деятельности, пропаганды идей гуманизации, гуманитаризации образования и формирования на этой основе ведущих личностных качеств учащихся. Изучение философской, психолого-педагогической и социологической литературы, монографических исследований по рассматриваемым вопросам позволили обосновать тему исследования, выделить его объект, предмет, сформировать задачи, что, в свою очередь, дало возможность определить гипотезу, методологию, методы исследования и обосновать его программу.

На втором этапе (1993-19% гт.) наряду с продолжением работы первого этапа изучались взаимоотношения педагогов общеобразовательного и специальных блоков, учителей и родителей, учителей и администрации, учащихся и родителей, учащихся между собой, социальный запрос на учебное заведение подобного типа, формирующего творческий потенциал учащихся; проверялась и выявлялись гипотеза исследования, выявлялись формы, методы формирования творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также уточнялись психолого-педагогические и социально-организационные условия, обеспечивающие реализацию поставленных задач, анализировались и классифицировались полученные результаты исследования, корректировалась деятельность учителей в аспекте ориентации их на использование инновационных педагогических технологий интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Результатом этого этапа явилось: создание целостной концепции развития Лицея Искусств; воспитательной, личностно-ориентированной, творческо-деятельностной, саморазвивающей концепции Лицея Искусств; гуманистической, личностно ориентированной и деятельностно-развивающей концепции культурологического образования; концептуальные основы профессионального ориентирования учащихся; модель педагогического процесса; модель структурной организации и модель выпускника Лицея Искусств.

На третьем этапе (1996-1999 гг.) комплекс организационных форм и методов формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе непрерывного художественно-профессионального

It образования прошел экспертную проверку (научно-методический совет и творческая экспериментальная группа Лицея) и стал активно внедряться в организационно-практическую деятельность Лицея. Была определена динамика уровней интеллектуального и художественно-творческого развития и саморазвития учащихся в начальной, средней школе, в среднем специальном звене, а также уровни актуализации лицеистов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных и взаимообогащающих друг друга методов исследования: теоретический анализ трудов классиков педагогики и психологии; анализ литературы по всем видам искусства, по методике преподавания; теоретический анализ и обобщение опыта подготовки специалистов в области искусства; сравнительно-сопоставительный анализ деятельности преподавателей; изучение нормативных документов, программ, учебных пособий; диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, прямое и косвенное наблюдение, фиксирующие вехи профессионального становления специалистов, ретроспективный анализ собственной деятельности, педагогический эксперимент и методы статистической обработки данных опытно-экспериментальной работы).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается: совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике диссертации; репрезентативностью экспериментальных данных, определяющих 10 % выборку от генеральной совокупности, составляющей 732 человека; многолетним опытом работы по руководству Лицеем Искусств, возможностью экстраполяции опытно-экспериментальной работы в другие условия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы получили отражение в публикациях автора. Результаты исследования апробировались в процессе непрерывного художественно-профессионального образования в течение двадцати двух лет, начиная с 1977 г. с профсоюзной экспериментальной детской школы искусств при ДК ВАЗа ( на базе новой средней школы №50) и по настоящее время, когда данное учебное заведение обрело статус Лицея Искусств (после объединения сш. № 68 и школы искусств № 2).

Результаты исследования обсуждались на объединенном заседании кафедры педагогики и психологии Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, где получили положительную оценку.

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновываются проблема, цель, объект, предмет, формулируется гипотеза, определяются задачи, методологические основы, база, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Научно-педагогические основы становления непрерывного художественно-профессионального образования» раскрываются: проблемы становления и моделирования лицейского и художественно-профессионального образования учащейся молодежи; методолого-теоретические аспекты проблемы непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов; современное состояние лицейского и непрерывного художественно-профессионального образования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности художественно-профессионального образования в Лицее Искусств» разрабатывается программа, организация и педагогические технологии опытно-экспериментальной работы по формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся в Лицее Искусств; раскрываются психолого-педагогические и социально-организационные условия реализации модели непрерывного художественно-профессионального образования в аспекте реализации художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала. учащихся (творческое использование государственных образовательных стандартов, разработка и реализация авторских программ, апробация и внедрение новых технологий обучения и воспитания); обобщается анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся; прогнозируются перспективы развития непрерывного художественно-профессионального образования в Лицее Искусств.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту. |В 37 приложениях представлены: модель педагогического процесса; модель структуры организации Лицея Искусств; модель выпускника Лицея Искусств; целостная концепция развития Лицея Искусств; воспитательная, личностно-ориентированная, творчески-деятельностная, саморазвивающая концепция Лицея Искусств; деятельностно-развивающая концепция культурологического образования; концептуальные основы профессиональной ориентации учащихся; цветные диаграммы (6 стр); анализ работы с одарёнными детьми; исследование уровня интеллектуального и творческого развития учащихся на 36 стр. (из них - цветных диаграмм на 17 стр.); справка о диагностике ведущих мотивов обучения в 10-м классе; программа курса занятий с дошкольниками и родителями подготовительного отделения для дошкольников, поступающих в Лицей Искусств; этапы профорнентационной работы (10 стр.); конкурсанты-призеры Лицея Искусств (анализ и перечень победителей (10 стр.); информация об участии в конкурсах учащихся; приказ о создании опытно-экспериментальной группы Лицея Искусств; фамилии преподавателей, работающих по авторским программам; диаграммы определения выпускников 9-11 классов за последние 3 года; обоснование создания ''экспериментальной площадки Лицея Искусств" по теме: "Развитие системы непрерывного художественно-профессионального образования в условиях художественно-творческой корректировки и адаптации образовательных программ в Лицее Искусств"; дипломы международных и областных конкурсов (5 шт.). Общий объем диссертации -183 страницы. Список литературы включает 220 наименование. V

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств