Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Непомнящая Галина Николаевна

Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности
<
Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Непомнящая Галина Николаевна. Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Комсомольск-на-Амуре, 2006 250 с. РГБ ОД, 61:07-13/99

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме педагогических условий подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности в учебно-воспитательном процессе вуза 16

1.1. Философские, этнографические, социально-психологические аспекты проблемы подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 16

1.2 Педагогический аспект профессиональной подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 51

1.3. Состояние проблемы педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 85

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя к воспитанию духовности школьника на основе этнокультурной компетентности 101

2.1. Обогащение образовательного процесса педагогических дисциплин этнокультурным содержанием как педагогическое условие подготовки учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 101

2.2. Педагогическая практика студентов как условие подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 127

2.3. Спецкурсы и спецсеминары по подготовке будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности и профессиональной готовности к этнокультурной трансляции 144

Заключение 162

Библиографический список 168

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется современной ситуацией в России, характеризующейся ростом национального самосознания народа, расширением социальных функций образования, все более осознаваемой потребностью поиска новых путей передачи традиций своего народа. В этой связи актуализируется и роль учителя-воспитателя как носителя как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций национальной культуры воспитания.

В условиях нестабильности общества, в период ломки старых стереотипов воспитания и образования, в противоборстве между традиционным и новым нарушается процесс формирования духовного мира подрастающего поколения, что особенно остро проявляется у школьников. Дефицит духовных ценностей в современном процессе воспитания, на наш взгляд, может быть снят тем духовным потенциалом, который имеется в этнокультурном опыте, и именно его следует использовать при профессиональной подготовке современного учительства.

В ситуации всеобщего кризиса, сопровождающегося кризисом духа народа в условиях размытого духовно-нравственного идеала и отсутствия единых принципов и ориентиров развития, чрезвычайно важно представить целостный образ своеобразия духовности России для того, чтобы обрести утраченный настрой души народа на преодоление трудностей и веру в будущее Отечества. Восстановить духовность народа, воспитать духовность у подрастающего поколения может учитель, обладающий этнокультурной компетентностью, способный возрождать, сохранять и транслировать народную педагогическую культуру - основу духовности.

Одним из возможных способов, позволяющих качественно изменить учебно-воспитательный процесс вуза в современных условиях, является использование и включение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей идей этнопедагогической культуры воспитания.

Перед наукой и практикой стоит задача: изучить богатое национальное духовное наследие педагогической культуры народа, определить оптимальный объем этнокультурных знаний, скоординировать их с требованиями к современной модели личности специалиста, сделав их интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности учителя.

Это потребует определения педагогических условий и разработки адекватных воспитательных средств, способных реализовать воспитательные возможности этнокультурного опыта в процессе подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Потребности и условия зарождающейся в России новой национальной и культурной политики требуют рассмотрения школы как важнейшего гаранта духовного развития и воспитания народа. Это обязывает, в свою очередь, рассматривать высшую школу как социальный институт, способный изучать, сохранять и передавать этнокультурный опыт самобытной отечественной восточнославянской педагогической культуры посредством формирования у будущих учителей этнокультурной компетентности.

Сторонниками самобытности толкования этой культуры можно назвать ученых-этнографов, разрабатывающих в отечественной науке теорию этноса: С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, Ю.В. Бромлея, А. Гулыгу, Л.М. Дробижеву, Д.К. Зеленина, Р.Ф. Итса, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, Я.В. Чеснова, К.В. Чистова.

Для понимания особенностей русской национальной культуры имеют значение работы русских мыслителей Н.А. Бердяева, А.И. Владимирова, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, П.И. Новгород-цева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Э.Ю. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, П. Чаадаева, Г.Г. Шпета, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина.

Общие вопросы теории культуры рассматриваются такими исследователями, как С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, П.С. Гуревич, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Г.С. Кнабе, Э.С. Маркарян. Определенным сторонам и конкретно-историческим явлениям культуры посвящены исследования В.В. Иванова, В.О. Ключевского, Л.В. Карасева, В.Я. Петрухина, И.О. Лосского, И.Я. Фроянова, А.В. Юдина и др. Вопросам национального своеобразия и взаимовлияния культур посвящены работы В.В. Богданова, Г.Н. Волкова, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, М. Забелина, В.В. Иванова, Д.С. Лихачева, Б.Н. Путилова, С.А. Токарева, И.Я. Фроянова, О.А. Шабуровой и др.

Проблемы становления духовной личности рассматриваются в исследованиях философов: К.А. Абульхановой-Славской, А.С. Арсеньева, Л.П. Буевой, И.А. Владимирова, А. Гулыги, И.А. Ильина, А.Г. Здравомы-слова, Р.Л. Лившица, Е.В. Шороховой.

В течение многих лет опыт использования педагогической культуры и этнокультурного опыта воспитания духовности исследовался выдающимися представителями образования и педагогической науки России В.Г. Белинским, В.И. Водовозовым, К.Д. Ушинским.

Вопросам педагогической культуры в русле гуманистической парадигмы посвящены работы Л.Н. Куликовой, Н.Е. Седовой, Л.А. Степашко, Е.Н. Шияновым, А.А. Шумейко.

Проблемы народной педагогики как истинного феномена гуманизма в сфере воспитания раскрыты в исследованиях В.Ф. Афанасьева, И.А. Виноградова, Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, О.В. Гукаленко, Н.А. Матвеевой, И.А. Ильина, Л.И. Новиковой, А.А. Орлова, В.Н. Руденко.

Народные представления о формировании человека как личности рассматривались в работах А.Н. Афанасьева, Л.М. Архангельского, Е.В. Шороховой.

Анализ и описание фольклорного наследия русского народа представлены в исследованиях И.А. Виноградова, М. Власовой, Ф.С. Капицы.

Психологический аспект формирования личности исследован Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В. Вундтом, А.Г. Ковалевым, И.С. Коном, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, И.М. Сеченовым, Е.В. Сидоренко, А.А. Смирновым, Д.Б. Элькониным.

Анализ имеющейся этнографической, философской, психолого-педагогической литературы, изучение реальной практики подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности будущего учителя позволяют утверждать, что имеется объективная потребность в осуществлении процесса воспитания духовности у подрастающего поколения, но педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности на основе этнокультурной компетентности еще не имеют достаточной определенности теоретического, методологического и инструментального обозначения. В то же время этнокультурный опыт недостаточно изучен теоретически, не имеет достаточной определенности теоретического, методологического и инструментального обозначения в той мере, которая необходима для использования его в современной практике подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности. Таким образом, обнаруживаются противоречия:

между социальной востребованностью более продуктивной подготовки будущих учителей, способных воспитывать духовность современных школьников на основе этнокультурной компетентности и неготовностью высшего педагогического образования выпускать таких специалистов;

между наличием значительного научного анализа своеобразия и богатства отечественной духовной культуры, множества педагогических концепций, доказывающих необходимость использования ее в практике профессиональной деятельности учителя и отсутствием разработки механизмов передачи духовной культуры и педагогических условий подготов-

ки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

между возможностями педагогических дисциплин и педагогической практики в стимулировании потребности формирования у будущих учителей этнокультурной компетентности как основы для воспитания духовности школьников и отсутствием насыщения их этнокультурным содержанием вследствие научной и профессионально-технологической неразработанности проблемы;

между потребностью будущих учителей обрести профессиональные знания, умения и навыки работы с отечественным этнокультурным наследием и неразработанностью специальных курсов и спецсеминаров по данной проблематике.

Проблема исследования состоит в научном обосновании педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности будущих учителей как основы в подготовке их к воспитанию духовности школьников.

Актуальность исследования данной проблемы - недостаточный уровень ее теоретико-методологической разработанности - обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Объект исследования - образовательный процесс подготовки будущих учителей в высшей школе.

Предметом исследования являются педагогические условия, необходимые для подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Гипотеза исследования заключается в том, что этнокультурная компетентность является основой для профессиональной культуры современного учителя в его сложной деятельности по формированию духовности школьников и компонентом профессионально-педагогической подготовки. Процесс ее формирования будет эффективным при следующих педагогических условиях:

обогащении образовательного процесса в вузе этнокультурным содержанием, в основу которого заложено изучение возможностей использования традиционного этнокультурного опыта как педагогического средства воспитания духовности;

содержательной направленности педагогической практики будущих учителей на изучение и использование в учебно-воспитательном процессе воспитательных технологий, основанных на этнокультурном опыте народа, для подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

включении в образовательный процесс спецкурсов и спецсеминаров по изучению этнопедагогического наследия народа, в том числе восточных славян как условия формирования этнокультурной компетентности и профессиональной готовности к этнокультурной трансляции.

Это обусловило необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Теоретически обосновать модель подготовки будущего учителя, обладающего этнокультурной компетентностью.

  2. Выявить и описать педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

  3. Определить критерии развития этнокультурной компетентности.

  4. Проверить эффективность педагогических условий подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили идеи российских философов Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, В. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, М.М. Бахтина, А.С. Арсеньева, Р.Л. Лившица о сущности духовности, необходимости и обязательности этнокультурной трансляции в социуме с учетом национальных особенностей воспитания и суждения о механизмах и способах, обеспечивающих сохранение духовности и передачу этнокультурного наследия.

Мы опирались также на этнопсихологические этнографические концепции о сущности ментальности, смыслах национального самосознания, союза «духа» и «духовности» в контексте социализации личности, о необходимости усвоения этнокультурного опыта в условиях развития культурно-исторических процессов, идеи психологической природы феномена духовности личности.

Методологическим ориентиром являлись для нас научные положения педагогики о компетентностной парадигме, о целях, закономерностях и принципах профессионально-педагогического образования будущего учителя, идеи народной педагогики о духовных смыслах взаимодействия и общения, положения личностно-ориентированного образования.

Ведущей идеей нашей концепции является представление о лич-ностно-профессиональном становлении будущего учителя как смыслооб-разующем факторе жизнедеятельности и профессиональной подготовки, обеспечивающем (при соответствующих педагогических условиях) формирование его как исследователя духовного опыта народа, владеющего навыками сохранения и трансляции народного опыта воспитания, несущего профессиональную ответственность перед обществом за духовное здоровье поколений.

1. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы (философской, этнографической, психолого-

педагогической), педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности, творческих работ, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

База исследования - Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, педагогический колледж г. Комсомольска-на-Амуре, МОУ СОШ № 8 и МОУ СОШ №33, филиал Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

теоретически обоснована модель подготовки специалиста, обладающего этнокультурной компетентностью;

определены педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

уточнено содержание понятия этнокультурной компетентности и сформулированы критерии ее выявления у будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

в обогащении теоретических основ процесса подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

в раскрытии сущности педагогических условий процесса подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

- в предложении критериев сформированности этнокультурной
компетентности и описании ее уровней.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- полученные в ходе опытно-экспериментальной система работы по
обогащению образовательного процесса в вузе этнокультурным содержа-

11 ниєм может быть использована при разработке дидактических и методических материалов в системе педагогического образования, в ходе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- в апробации поливариативных спецкурсов и спецсеминаров по этокультурной тематике.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической аргументацией теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером организации опытно-экспериментальной работы на различных факультетах; устойчивой повторяемостью основных результатов; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных исследовательских методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; разнообразием источников информации, взаимодополняемостью и соответствием результатов количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, подтверждающих теоретические выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Современная ситуация, характеризующаяся ростом национального самосознания народа, требует подготовки специалиста, обладающего этнокультурной компетентностью, способного к трансляции прогрессивного этнокультурного опыта воспитания духовности подрастающего поколения. Этому будет способствовать, разработанная нами модель подготовки будущего учителя, обладающего этнокультурной компетентностью.

  2. Первым из представленных педагогических условий успешной подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности является насыщение этнокультурным содержанием педагогических дисциплин.

  3. В качестве второго педагогического условия мы рассматриваем отработку умений использования этнокультурных педагогических техноло-

гий на педагогической практике через внедрение в воспитательный процесс элементов этнокультурного опыта народов по воспитанию духовности, в том числе восточных славян (традиции, обычаи, праздники ритуалы, игры и т.п.).

4. Третьим педагогическим условием подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности выступают спецкурсы и спецсеминары по этнокультурной тематике, содержательно построенные на изучении традиционного прогрессивного этнокультурного опыта восточных славян, которые активизируют механизмы формирования у будущего учителя духовного самоопределения, национального самосознания и профессиональной самооценки, а также служат формированию этнокультурной компетентности и потребности будущих учителей к этнокультурной трансляции духовности.

Апробация результатов исследования. Основные направления и результаты исследования обсуждались на методологических и аспирантских семинарах кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета. Результаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на 38-ой научно-практической конференции студентов и аспирантов КГПИ (г. Комсомольск-на-Амуре 17-20 апреля 1998г.); Всероссийской научной конференции «Личность в меняющемся обществе» (г. Комсомольск-на-Амуре, 23-24 октября 1998 г.); на конференции «Управление в образовании: теория и практика» (г. Хабаровск, 1999г.); на научной конференции «Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения» (г. Комсомольск-на-Амуре, 1999 г.); на межрегиональной научной конференции «Развитие личности в образовательных системах Дальневосточного Федерального округа» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2002 г.); на региональной научно-практической конференции «Технология внедрения гуманистических традиций в системе образования Дальнего Востока» (г. Комсомольск-

на-Амуре, 5-6 марта 2003 г.); на III Международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, экономика, культура в XXI веке: опыт, прогноз» (г. Комсомольск-на-Амуре, 15-16 сентября 2005 г.); на научной конференции «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность»: Четвертые Покровские образовательные чтения (г. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина, 2006.).

Внедрение результатов проводимого исследования осуществлялось в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла и спецкурсов «Воспитательные традиции восточных славян» и «Подготовка будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности». Результаты исследовательской работы внедрены в учебный процесс на филологическом факультете, отделении иностранных языков, историческом и географическом факультетах ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет», в работе «Школы вожатого», «Инструктивного лагеря», в организации и проведении педагогических практик студентов 3,4,5 курсов, в учебно-воспитательный процесс школ МОУ СОШ № 8 и МОУ СОШ № 33, филиала Краевого института усовершенствования учителей, художественного музея, педагогического колледжа г. Комсомольска-на-Амуре.

Результаты исследования нашли отражение в семи публикациях автора по проблеме исследования.

Организация исследования:

Исследование проходило в три этапа.

На первом (теоретическом) этапе (1998-2001гг.) проводился анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. Анализировались философские, этнографические и этнопедагогические работы, определялись методологические основания исследования. Осуществлялось изучение литературы по теме исследования, происходило

практическое изучение воспитательной практики, способов включения отечественного этнокультурного опыта в содержание преподаваемых предметов педагогического цикла. Определялся научный аппарат исследования, что дало возможность выделить и обосновать проблемы исследования, наметить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. Проводился контактирующий эксперимент.

На втором (поисково-аналитическом) этапе (2001-2003гг.) в процессе экспериментальной работы проводилось уточнение гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывались критерии оценки состояния и динамики формирования этнокультурной компетентности, определялось содержание этнокультурного наследия, влияющего на воспитание духовности, экспериментально апробировались педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности, разрабатывались программы педагогических практик, проводился констатирующий эксперимент, продолжалась проверка педагогических условий, обеспечивающих подготовку будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности, проходило апробирование отдельных элементов системы подготовки будущих учителей к изучению, сохранению и трансляции этнокультурного опыта воспитания духовности.

На третьем (завершающем) этапе (2003-2006гг.) осуществлялась систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Был проведен целостный преобразующий эксперимент, в основу которого была положена разработанная нами совокупность педагогических условий подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности; осуществлялось обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, проводилось оформление диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 241 источник, и 22 приложений. Работа содержит 8 таблиц, 2 рисунка. Объем диссертации составляет 167 страниц, общий объем с приложениями составляет 250 страниц.

Философские, этнографические, социально-психологические аспекты проблемы подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности

В начале XXI века, когда глобальное коммуникативное пространство превращается в необходимое условие повседневного существования, в межкультурные межэтнические отношения вовлекается все больше людей. Их духовность, ценностно-нормативные установки, основанные на этнической культуре, весьма различны, что осложняет взаимопонимание и усугубляет злободневность проблем воспитания. Отчетливо осознается, что многие неудачи в жизни современного российского общества, неустроенность социальная и личная напрямую связаны с недостатками духовного воспитания членов общества, в котором дефицит духовности приводит к непониманию и неприятию друг друга, наносит тяжелый урон человеческому благополучию, оборачивается одиночеством, психоэмоциональной подавленностью людей, преступлениями на межэтнической почве и террором.

Изменения основных духовных ценностей в новом тысячелетии являются средством растущего ускорения и глобализации всех жизненных процессов в современном российском обществе. Несомненный научный и практический интерес представляет проблема, связанная с интериоризацией ценностей из разряда потенциальных (воспитание духовности, воспитательные традиции, ценностные идеалы) в разряд актуальных (ценностные ориентации личности, этнокультурная компетентность) в процессе подготовки специалистов, в том числе будущих учителей, отвечающих по своей профессиональной деятельности за духовное здоровье нации, являющихся обладателями этнокультурной компетентности, которую мы в данном исследовании определяем как интегрированное качество, диалектично соединяющее личностные и профессиональные качества будущего педагога, осуществляющего процесс духовного воспитания поколений на основе этнокультурного опыта народа.

Существовавшие прежде разрозненные системы передачи воспитательного этнокультурного опыта повлекли за собой переориентацию на иные ("западные", национальные и религиозные и т.п.) ценности, что привело к формированию ценностных ориентации соответствующего типа. В сущности, нарушена эволюционная цепочка в процессе созидания общества: Архетип - Традиция - Современный процесс. В этих условиях утверждается мысль о необходимости соответствия ценностей образования духовным национальным общечеловеческим ценностям. Понимание сущности общечеловеческого не должно отрицать значимости и необходимости следования откристал-лизованным во времени и развитии традициям воспитания, наиболее полно отражающим духовность народа, его этнокультурный опыт.

Новейший период российской истории характеризуется поиском новых путей социокультурного развития. Результаты поиска будут более успешными, если мы сумеем сделать достаточно объективный анализ взглядов мыслителей прошлого, проливающих свет на проблему духовности.

Мы намереваемся рассмотреть дефиниции, связанные с сущностью проблемы подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности. Это такие дефиниции, как: духовность, традиции, ментальность, ценности, мотивация, национальное самосознание, духовное самоопределение.

В период кардинальных трансформаций ускоряется течение социального времени. Это, в свою очередь, рождает новые проблемы. Ставя перед собой одну из них - проблему исследования педагогических условий подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников, мы должны определить средства для формирования этнокультурной компетентности самих будущих учителей, опираясь на определенное этнокультурное наследие прошлого.

Согласно Приказу Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», содержание общего образования в Российской Федерации строится на основе трехкомпонентной системы: федерального компонента, национально-регионального компонента (НРК), компонента образовательного учреждения (школьный компонент).

В Хабаровском крае существует относительно большое количество школ с этнокультурным компонентом образования. Прежде всего это школы в районах компактного проживания коренных этносов (Нанайский, Комсомольский, Солнечный, Амурский), а также Хабаровская школа с еврейским этнокультурным компонентом «Ор Авнер». Возникает проблема выбора этнокультурного наследия в условиях поликультурности.

Сложность данного выбора обусловлена тем обстоятельством, что на территории Дальневосточного региона - многонациональное представительство: малые народности Приамурья, небольшая диаспора северных народов, этнические представители народностей Поволжья и самой многочисленной по представительству является группа восточнославянских народов. Мы сознательно делаем выбор на изучении этнокультурного наследия восточных славян, которые пришли на территорию Дальневосточного региона сравнительно недавно - четыреста лет тому назад и во многом сохранили свой этнокультурный опыт, богатство и духовный арсенал которого неоспорим. Кроме того, современная ситуация состояния духовного кризиса общества, забвение национального этнокультурного опыта отрицательно влияет на духовное самоопределение, национальное самосознание и педагогическую самооценку будущих учителей.

В новых стандартах образования есть указание на необходимость отражения в школьных программах национально-региональных компонентов.

Современная наука выделяет четыре аспекта национально-регионального компонента. Это локальный, этнорегиональный, общенациональный и мировой. Каждый обусловлен особенностями национальной, этнической и общекультурной самоидентификации личности. Использование различных аспектов народной культуры в учебно-воспитательном процессе еще не делает этот процесс регионально-этническим. Народная педагогика целостна, и эта целостность должна сохраняться в сфере современного образования и воспитания специалистов.

Педагогический аспект профессиональной подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности

В период кризисного развития современного общества, когда духовная культура проявляет тенденцию к падению, воспитание духовности подрастающего поколения значительно усложняется. Одним из условий решения данной проблемы является личностное развитие учителя, призванного формировать духовную культуру школьников, используя этнокультурный опыт предшествующих поколений, опираясь на профессиональную этнокультурную компетентность. Такая компетентность предположительно не может состоять только из профессиональных умений и навыков, обеспечивающих процесс успешного воспитания духовности современных школьников. Будущий учитель в вузовской системе подготовки, ориентируясь на предстоящее решение задач воспитания духовности школьников, обязан формировать как профессиональные умения для данной деятельности, так и личностные качества, необходимые для столь сложной работы как воспитание духовности школьников. В решении этих важных задач стоит проблема выбора содержательного аспекта образования, которое не может пренебрегать ранее накопленным этнокультурным наследием любого народа.

Доказательством этого могут служить утверждения Е.П. Белозерцева [35, 85] о том, что "этнос создает необходимую для себя систему образования, которая сохраняет язык, культуру, правила общежития и хозяйствования, общее миропонимание, передает от одного поколения к другому "общность поведенческих черт". Выражением миропонимания народа становятся мифы и традиции, наука и религия, воспитание и обучение. У нас есть основания сказать: «Образование - сущностная характеристика этноса, способ самосохранения, развития, выживания его".

За истекшее 10-летие усилилось внимание к проблемам народной педагогики, этнокультурному опыту воспитания, к способам передачи духовного опыта новому поколению.

Необходимо использовать этнокультурный опыт народа в воспитании духовности школьников, так как в нем воплощены особенности психологии и педагогики этноса, эстетики быта, хозяйственной и художественной деятельности народа. Основной проблемой подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности является выяснение механизмов влияния на становление личности будущего учителя особенностей содержательной стороны этнокультурного материала, его духовного потенциала. Проблемой является и определение условий, при использовании которых можно формировать и развивать этнокультурную компетентность будущих учителей, чтобы грамотно влиять в свою очередь на воспитание духовности школьников.

Данная проблема актуализируется современной необходимостью создания базовой основы для национально-регионального образования, методологические проблемы которого рассматривают [3; 7; 8; 22; 61; 193; 194], основывая высокую социальную и культурно-этническую сторону национально-регионального воспитания и образования.

В наследии педагогики данная проблема изучалась К.Д. Ушинским [215] и в то время обозначена была термином "климатологическое воспитание и образование". Национально-региональное образование (НРО) современные теоретики трактуют как фактор развития единого образовательного пространства Российской Федерации [283].

Особое внимание, на наш взгляд, необходимо акцентировать на целостности культурной среды, так как благодаря этому вырабатывается единая картина мира у представителей этноса, определяется общность психологических черт и форм жизнеобеспечения.

Понимание этничности многими исследователями как результата формирования общих стереотипов позволяет нам сделать вывод о возможных способах изучения и пропаганды путей усвоения национального этнокультурного опыта воспитания духовности. Утверждения ученых [4; 6] о том, что "для обеспечения социально-исторической преемственности и устойчивости форм существования этнических объединений необходимо эффективное функционирование каналов социальной программы наследования, объясняет, что в структуре каждого этноса формируются механизмы, способы, институты, формы и проблемы этнической социализации. Именно они обеспечивают стабильность и преемственность, интеграцию и дифференциацию, и родство ("мы"), и отчужденность ("они") в истории этносов» [1;134].

Закономерно возникает вопрос о смысловом содержании этнокультурного опыта. Следует определить, что отнести к основным способам трансляции социального духовного опыта. В сложившейся уже теории и практике к основным способам трансляции социального духовного опыта, в том числе и этнического, в науке отнесены народные и семейные бытовые обычаи, религиозные и другие обряды, образцы народного художественного творчества, образовательные институты, национальные формы материальной культуры, объективный исторический процесс интеграции этноса [138; 204; 216].

На наш взгляд, это не только не обедняет актуальности воспроизводства традиций, особенностей национальной колоритности и значимости опытов духовной культуры народа, хранимых в смысловом содержании традиций. Данное обстоятельство обязывает высшую школу использовать и изучать этот опыт, а также условия подготовки специалистов для целостного понимания и ведения процесса воспитания духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

В подготовке специалистов педагогического профиля следует не только учитывать данный содержательный набор. Также необходимо изучить механизм влияния в каждом из компонентов. Одним волевым решением включения этнокультурной проблематики в содержание профессионального образования проблему не исчерпать, т.к. имеют свое влияние объективные закономерности. Э.С. Маркарян [158] толкует это обстоятельство как локальное многообразие человечества, которое есть одно из выражений ее самобытности. Эта самобытность имеет адаптивное значение, т.к. культура должна постоянно не только отвечать минимуму требований условий среды, но и нести в себе необходимые потенции для достижения адаптивного эффекта в новых, порой резко изменяющихся условиях. По его мнению, формы и степень выражения локального многообразия культуры могут значительно изменяться на различных этапах общественного развития".

Обогащение образовательного процесса педагогических дисциплин этнокультурным содержанием как педагогическое условие подготовки учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности

Если задачей констатирующего эксперимента было выявить состояние этнокультурной компетентности у будущих учителей, влияние уровня осознанности будущими учителями и учителями-практиками необходимости усвоения этнокультурного опыта, необходимости быть обладателями этнокультурной компетентности для более успешного воспитания духовности у школьников, обнаружения причин, по которым этнокультурная компетентность не развита, то основной задачей опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе была проверка положений гипотезы о педагогических условиях подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Процесс становления будущего педагога пройдет более результативно, если он будет включать специальное обучение по изучению этнокультурного опыта, выраженного в воспитательных традициях народа, в том числе славян, так как именно в них заложены корневые смысловые основы духовности. Это будет содействовать возрождению этнокультурных ценностей через понимание сущности воспитательных традиций, их значимости в ряду общечеловеческих ценностных смыслов воспитания, избавит от сильного подражания воспитательным системам, которые используются в зарубежной педагогике, поможет профессионально грамотно оценивать этнокультурный опыт и своего отечества, и других стран благодаря наличию этнокультурной компетентности.

Этнокультурная компетентность будет развиваться эффективно, если: - образовательный процесс педагогических дисциплин будет обогащен этнокультурным содержанием, изучая который, будущие учителя познают, прежде всего, духовные смыслы воспитания, заключенные в воспитательных традициях как средстве воспитания духовности:

- посредством творческого осмысления этнокультурного материала, преодолевая архаичность стиля изложения и выражения в обычаях и ритуалах, несущих идеи духовности в воспитательных традициях, через поиск национально-культурной идентичности будущие учителя будут формировать у себя осознание своего профессионального предназначения путем формирования потребности в этнокультурной компетентности;

- в ходе изучения педагогических дисциплин на протяжении всего периода обучения в высшей школе у будущих учителей будет поддерживаться и стимулироваться интерес к изучению этнокультурного опыта, заложенного в воспитательных традициях, необходимого для воспитания духовности у подрастающего поколения.

Потенциальные возможности будущих учителей в плане овладения этнокультурной компетентностью могут быть значительно обновлены и расширены, если будут опираться на комплексное использование различных дисциплин не только в узко специальном плане (педагогических), но и на межпредметный союз всех гуманитарных дисциплин. Организованные формы, методы и виды деятельности тогда будут выступать средствами осуществляемого процесса формирования этнокультурной компетентности в период всего профессионального обучения.

По первому условию гипотезы мы обогащали этнокультурным содержанием существующие в учебном процессе педагогические дисциплины, используя потенциальные возможности предметов педагогического цикла. При этом мы не изменяли рамок самого предмета, наполняя уже означенную тематику этнокультурным содержанием. Активизировали акцент преемственности аксиологических ориентиров прошлого и настоящего процессов воспитания, вели студентов к поиску активных, нестандартных этнокультурных технологий, используемых в воспитательных традициях. Акцентировали внимание на традиционно бережное отношение к будущему поколению в воспитании лучших черт духовности, выявленных народным опытом воспитания на основе гуманных субъектно-субъектных отношений воспитателя и воспитанника. Повышали потребность у будущих учителей в формировании этнокультурной компетентности, а также включали будущих учителей в активный образовательный процесс в постижении смысловых содержательных основ духовности национального воспитания.

Наша цель заключалась в формировании и развитии этнокультурной компетентности будущих учителей на учебных занятиях и в специальной кружковой работе. Специальному рассмотрению в этой связи подверглись пути и средства, позволяющие повысить эффективность данного процесса. В качестве экспериментального в нашем исследовании выступил филологический факультет, контрольным - исторический. Всего в эксперименте участвовали 138 человек. Экспериментальная группа - 71 человек и контрольная -67 человек.

Для обогащения образовательного процесса в вузе были использованы педагогические знания, наполненные этнокультурным содержанием, а также технологии формирования этнокультурной компетентности, которые включали определение уровня этнокультурной компетентности у студентов, их базовых знаний, общекультурного и профессионального кругозора, сциенти-ческих способностей, установок на раскрытие своих позиций в понимании и оценке этнокультурного опыта, заложенного в воспитательных традициях народа, в том числе восточных славян. Учитывали восприятие и оценку позиций других людей, включенных в процесс изучения сущностных смыслов процесса воспитания, в основу которого положены воспитательные традиции. Выделяли в учебном материале системы смысловых задач воспитания, заключенных в этнокультурном опыте и традициях, определяли их актуальность и пути трансформации в современный воспитательный процесс по линии следования Архетип-Традиция-Современный процесс. Главным в учебном материале было акцентирование этнокультурных проблем, их смыслов, обнаружение способов их выхода из поля сугубо национальных на общечеловеческие, нравственно-ценностные проблемы; определение мнений о связях учебного материала и его проблематики с ценностными ориентациями самих студентов, имеющими профессиональную направленность. Это необходимо для того, чтобы учебный материал, который мы предлагали студентам, способствовал рождению у них собственного сциентического смысла изучаемого материала, помогал будущим учителям выстраивать субъектную позицию в постижении этнокультурного наследия, вызывал профессиональный интерес к изучаемому материалу и формировал потребность в развитии этнокультурной компетентности для того, чтобы более эффективно воспитывать у школьников духовность.

Был разработан специальный сквозной комплекс занятий, цель которого состояла в формировании интереса и повышении теоретических и практических знаний студентов в плане исследуемой проблемы. Наиболее логичной представлялась разработка и использование системы занятий по теме исследования.

1. Занятия в рамках изучаемых дисциплин, направленных на формирование начального уровня и степени значимости этнокультурной компетентности и проводилмых по всему циклу изучаемых педагогических дисциплин: «Введение в педагогическую профессию», «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория воспитания», «Педагогические технологии»,

«История образования и педагогической мысли», «Основы управления педагогическими системами».

В разработанной нами специальной программе не нарушалась целостность педагогических дисциплин, учитывались требования Образовательного стандарта по педагогическим дисциплинам с включением в изучаемые темы вопросов, способствующих формированию этнокультурной компетентности (Приложение 2).

Тематические занятия были посвящены значимым смысловым основаниям, заключенным в содержании этнокультурного опыта и ментальных основаниях национальной культуры воспитания. Таковыми были занятия по темам: «Общая характеристика педагогической профессии», «Педагогическая деятельность», «Философские основания педагогики», «Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения», «Формирование основ нравственной культуры личности».

Педагогическая практика студентов как условие подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности

Мы исходили из положения о том, что воспитательная традиция этнокультурного опыта - это не трафаретный повтор прошлого опыта воспитания, а осмысление образа мира через творческий, педагогический процесс, через осмысление образа будущей воспитательной деятельности на основе этнокультурной компетентности.

Акцентируя внимание на педагогическом смысле воспитательной традиции, который заключается в том, чтобы, развивая духовность, совершенствовать и самого человека при непосредственном участии в данном процессе его самого, мы решили, что наиболее доказательно и убедительно процессу-альность как критерий этнокультурной компетентности можно активно изучать, формировать и развивать в периоды участия студентов в практической работе по воспитанию и обучению школьников в учебной практике.

Педагогические практики обладают большими резервами для развития и стимулирования этнокультурной компетентности и предоставляют широкие возможности для проверки уровня сформированности процессуальное как умения использовать этнокультурный опыт в стереотипных и нестереотипных ситуациях, духовный потенциал этнокультурного опыта народа и его воспитательных традиций через модернизацию используемых педагогических технологий.

Педагогическая практика может выступать как педагогическое условие формирования этнокультурной компетентности, если интегрировать в ее содержание совокупность заданий, способствующих стимулированию процессуальное, развивающих профессиональную грамотность в анализе и опоре на воспитательные технологии, содействовать умению адекватно использовать их с учетом классических требований народной педагогики, регулировать собственный знания и умения в русле процессуальное, устанавливать правильный контакт с детьми, оптимально насыщать этнокультурным опытом педагогический процесс и влиять на духовное совершенствование, как воспитанников, так и самого себя.

Педагогическую практику проходят студенты третьих, четвертых и пятых курсов Комсомольского-на-Амуре педагогического университета на базе загородных оздоровительных учреждений и общеобразовательных школ.

В течение педагогической практики будущие учителя проводят с учащимися воспитательную работу в качестве вожатых, помощников воспитателя, помощников классного руководителя, учителя-предметника, выполняют комплекс специально разработанных заданий по педагогике и психологии, ведут исследовательскую работу в соответствии с темами своих курсовых работ, а также выполняют исследования по заказу школы.

Данные практики адаптируют студентов к реальным условиям профессиональной деятельности, учат их ориентироваться в обновленной профессиональной реальности, позволяют будущим учителям в период практики применить теоретические знания, диалектично соединяя теорию и реальную практику, опираясь на изученный блок педагогических дисциплин: "Введение в педагогическую профессию", "Основы общей педагогики", "Теория обучения", "Теория и методика воспитания", "Педагогика межнационального общения", "История образования и педагогической мысли"; дают возможность диагностировать профессиональную пригодность студентов к педагогической деятельности и, наконец, развивают этнокультурную компетентность как профессионально значимое качество учителя.

График работы студентов на протяжении практики был динамичным: процесс наставнической помощи со стороны методистов и классных руководителей, тщательно контролировавших и направлявших процесс адаптации к новой профессиональной деятельности, сменялся сотрудничеством, а к окончанию практики и сотворчеством, дававшим долю большей творческой свободы практикантам. Большая свобода предоставлялась им и в определении режима своей деятельности. Экспериментальные учебные задания (их содержание и виды работы) распределялись так, что предполагали развитие процессуальности и повышение самостоятельности в ее регуляции от начала практики к ее завершению.

В содержание программы педагогической практики у студентов контрольной группы входил традиционный базовый компонент, включавший цель, задачи практики, регламент обязанностей всех участников практики. Содержание педагогического блока практики у студентов контрольной группы соответствовало указанной базовой программе: параллельно с выполнением функциональных обязанностей классного руководителя в течение первой недели студенты знакомились с особенностями воспитательной и образовательной работы в школе, педагогическим коллективом, классом, составляли психолого-педагогическую характеристику класса, социальный портрет воспитанников; на второй неделе - осуществляли дидактический анализ уроков; третья неделя практики была посвящена изучению педагогического мастерства одного из учителей школы; четвертая неделя - разработке и проведению воспитательных дел.

В экспериментальной группе содержание практики было ориентировано на развитие этнокультурной компетентности будущего учителя, поэтому претерпело ряд изменений. Изменения заключались в использовании резервов и возможностей этнокультурного опыта для развития этнокультурной компетентности. Акцент был сделан на таком ее составляющем, как процессуаль-ность. С этой целью экспериментальной группе было предложено выполнить работу, условно состоящую из трех блоков заданий: теоретического, практического и творческого. Студентам необходимо было проанализировать с точки зрения этнокультурной целесообразности и адекватности выбора педагогических технологий группы воспитательных традиций (Приложение 13).

Каждый из практикантов, будучи помощником классного руководителя, самостоятельно разрабатывал анкету по определению состояния духовности своих воспитанников и на основе анализа проведенного анкетирования ему предстояло создать индивидуальные и общегрупповые планы воспитания духовности школьников, с которыми он работал в период практики.

Похожие диссертации на Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности