Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Виноградова Ольга Валерьевна

Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези
<
Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Виноградова Ольга Валерьевна. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 213 c. РГБ ОД, 61:03-13/2183-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Литература фэнтези как средство воспитания личности читателя-подростка 30

1 Эстетико-воспитательное своеобразие литературы фэнтези 31

2 Решение литературой фэнтези педагогических задач на разных этапах ее развития 39

3 Воспитательные возможности современной литературы фэнтези 68

Глава 2. Литература фэнтези в жизнедеятельности современных подростков 93

1 Педагогический аспект формирования личности подростка-читателя 93

2 Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков 118

3 Предрасположенность подростков к личностно значимому чтению литературы фэнтези 145

Заключение 167

Список литературы 173

Приложение 195

Введение к работе

Особенности становления личности растущего человека, формирование характера подростка, его мировоззрения и мировосприятия - одна из центральных тем педагогических исследований XIX—XX и начала XXI века. Интерес исследователей к «подростковой» теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, наиболее сложный и драматический процесс формирования человека, этических основ его личности. Вместе с тем, постигая психологический механизм нравственного созревания юного человека, исследователи выверяют на этой теме важнейшие проблемы духовной жизни своего времени и своего общества, сквозь призму бескомпромиссного мировосприятия подростка осмысляют нравственные ценности современного бытия. Так или иначе на исследования о становлении личности проецируются ведущие тенденции духовного развития общества, здесь находят отражение «болевые точки» современной действительности, особым образом преломляются обретения и потери общественного самосознания в сфере постижения духовных законов человеческой жизни.

В педагогике и психологии, начиная с середины XX века и до наших дней, проблема формирующейся личности молодого человека становится одной из самых актуальных и дискуссионных. Исследования этого направления анализируют нравственный и духовный облик молодого человека, живущего в условиях, когда происходит крушение веры в существовавшие ранее идеалы, переоценка привычной системы социально-охранительных ценностей. Особое внимание педагоги и психологи: А.С.Акбашева, О.Ю.Богданова, Л.И.Божович, О.В.Дашкевич, А.И.Донцов, Е.В.Квятковский, Т.Н.Мальковская, В.А.Мудрик, В.С.Мухина, Р.А.Омельченко, Т.Д.Полозова, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон и многие другие; библиотековеды:

Л.И.Беленькая, И.А.Бутенко, И.И.Трубников; книговеды: Г.А.Иванова, Н.Е.Добрынина, О.Л.Кабачек, А.И.Липкина, Ю.Н.Мелентьева, В.А.Стельмах и многие другие — уделяют формированию современного человека под воздействием чтения художественной литературы.

Внимание к собственно «подростковой» литературе и ее чтению заметно уже с 30-х годов в теории воспитания, в определении методов школьной и внешкольной работы с учащимися. Не только собственно педагогическая, но и нравственно-философская проблематика, исследование общечеловеческих, бытийных проблем рассматривается в педагогике и психологии подросткового периода, тщательно изучается литература, адресованная читателям-подросткам. Воспитательные функции литературы для подростков рассматриваются в многочисленных выступлениях писателей, поэтов, педагогов эстетиков и деятелей культуры: Г. Гуковский «Изучение литературного произведения в школе»1, М. Горький «О детской литературе, детском и юношеском чтении» , С. Маршак «Воспитание словом»3, С. Михалков «Подростки: проблемы воспитания и литература»4, Л. Кассиль «Дело вкуса»5, А. Лиханов «Драматическая педагогика»6, литературоведы и критики: И. Лупанова и О. Файн «Юный герой нашего времени в современной прозе для детей»7, И. Мотяшов «Счастливый труд души»8, «Мастерская доброты»9, Т. Полозова «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке»10,

  1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. - М.Л.. - 1966

  2. Горький A.M. О детской литературе, детском и юношеском чтении. - М.:Дет.лит. - 1989.

  3. Маршак С.Я. Воспитание словом. - М.: Сов.писатель. - 1961.

  4. Михалков СВ. Подростки: проблемы воспитания и литература // Детская литература. - 1977. -№12

  5. КассильЛ.А. Дело вкуса. Заметки писателя. - М.:Искусство. - 1964.

  6. Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. - М.: Педагогика. - 199.0

  7. Лупанова И., Файн О. Юный герой нашего времени в современной прозе для детей // Детская литература. - М.:Дет.лит., 1972.

  8. Мотяшов И.П. Ссчастливый труд души // Мотяшов И.П. Избранное. - М., 1988. - С.323.

  9. Мотяшов И.П. Мастерская доброты. - M., 1974..

10 Полозова Т. Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. - M.: Учебник, 1995.

1 "7

«Открытие мира» , Е. Зубарева «Надо мечтать» и многих других, не потерявших научной и практической ценности в наше время.

В советской литературе, особенно в адресованной детям и юношеству, вместе с установкой на отображение окружающего мира реалистическими средствами, на построение реалистических моделей мира и человека в нем, существовали и популярнейшие произведения подростковой литературы условно-фантастического характера. Далее мы будем называть их условной прозой и условными формами, то есть литературными произведениями, где условность используется как принцип «образного воссоздания действительности, сознательно нарушающий прямое соответствие жизненным реалиям» . Несомненный читательский интерес вызвало появление произведений Г. Демыкиной («Маски» (1972), В. Орлова («Альтист Данилов» (1977). К ним примыкали «современная легенда» Ю. Рытхэу «Когда киты уходят», мифологизированные легенды Ч. Айтматова, произведения С. Абрамова («Двое под зонтом»). Большая часть этих произведений, будучи изначально предназначена взрослому читателю, благодаря своим сюжетным (произведения о любви), идейным (произведения нравственны, лиричны и романтичны) и жанровым (условность4, фантастичность) особенностям сразу же попала в круг подросткового чтения. Именно эта волна интереса к «условности с серьезной нравственной подоплекой», активно нарастала, образуя многообразие жанровых форм русской условной прозы, многие из которых исследователи стали называть «мифопритчевой прозой5».

  1. Полозова Т.Д. Открытие мира // Советская детская литература и проблемы формирования читателя-подростка. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972.

  2. Зубарева Е.Н. Надо мечтать // Детская литература. - 1980. - №1.

  3. Эстетика. - М., 1989. - С.364. Более подробно об условности в литературе см. Манн.Ю. Художественная условность и время // Новый мир. - 1963. -№1.; Батракова С. Художественное воображение // Вопросы эстетики. - Вып.5. - М., 1962.; Шапошникова O.B. Об условности в искусстве // Филология. - В.5. - M. 1977.

  4. Авторы говорят не о первичной условности, присущей всем произведениям искусства, а об условности вторичной - преднамеренном искажении писателем пропорций реальности. - О.В.

  5. Бочаров А. Литература и время. - М.Художественная литература., 1988. - С. 139.

Аркадий Эльяшкевич писал, что в современной ему действительности «нарастает тяга к притче, сказке1». Характерна в этом смысле и фраза Ч. Айтматова: «Я лично против так называемого утилитарного, бытового «реализма», замыкающего человека в скорлупе обыденности... Я бы назвал такой реализм репортерским. Его удел - «будто бы жизнь» в форме унылой повествовательности типа «жили-были»2.

Восьмидесятые годы XX века стали временем настоящего открытия детскими писателями многообразия возможностей условных художественных форм. Помимо произведений Г. Демыкиной, В. Орлова, С. Абрамова, появились «Пустыня отрочества» Ю. Козлова, «Карусели над городом» Ю. Томина, «Сказка королей» О. Ларионовой, «Древо жизни» В. Кузьменко, циклы об Электронике Е. Велтистова, о Баранкине В. Медведева, «Истории об Алисе - девочке с Земли» К. Булычева и многие, многие другие.

Отдавая предпочтение условной прозе, писатели получают возможность анализировать проблемы современной действительности, очищенными от бытовизма, давать им типизированное воплощение, видеть человеческие взаимоотношения в их сущности, чудесное в повседневном. Стремясь воплотить не сам факт реальности, но сущность человеческих взаимоотношений, писатели создают произведения целью которых «является отнюдь не искажение буквального жизнеподобия, а настойчивый прорыв к скрытой под поверхностью явлений истине1».

Процент условной прозы в литературе для детей и подростков до восьмидесятых годов XX века был мал и ограничивался чаще всего литературными сказками и немногочисленными произведениями научной фантастики В. Каверина, С. Прокофьевой, Р. Погодина, В. Медведева, Е. Велтистова и некоторых других авторов. Среди произведений собственно

  1. Эльяшкевич А. Литература семидесятых. // Звезда. - 1979. - №3. - С. 196.

  2. Айтматов Ч. Из выступления // Литературное обозрение. - 1978. - №1. - С. 23.

для подростков наиболее интересен цикл «В глубине Великого Кристалла» В. П. Крапивина, рассматриваемый в нашей работе в части, посвященной романтической фэнтези Владислава Крапивина. Однако подростки самостоятельно отбирали в свое чтение произведения условных форм, изначально предназначенные взрослым, что уже говорит о соответствии интеллектуального и психологического их смысла потребностям человека именно подросткового возраста.

Научно-фантастические произведения: простые и ясные - Г. Адамова, Г. Мартынова, А. Казанцева, запутанные и неоднозначные — А. И Б. Стругацких, С. Павлова, О. Ларионовой - привлекли юных читателей не только необычностью художественного «антуража», но и глобальностью решаемых проблем в сочетании с искренностью взаимоотношений героев. Интерес писателей к достижениям научно-технического прогресса сменяется вниманием к сущностным, духовным, нравственным проблемам и особенностям их решения в конкретной художественной ситуации. Тенденция эта четко прослеживается, например, в творчестве Б. и А. Стругацких.

В 80-е — 90-е годы фантастическая литература часто оказывается в центре внимания критики и литературоведения: фантастика рассматривается в строго научных работах системно-аналитического характера (А. Балабухи и А. Бритикова, Г. Гуревича, Т. Чернышовой, Р. Петрова), в рецензионных и биобиблиографических работах С. Бережного, В. Владимирского, А. Николаева и литературоведческих обзорных эссе С. Переслегина, в работах, пытающихся вскрыть типологические особенности, закономерности литературного процесса в области фантастики (Е. Харитонов). К сожалению, работ, посвященных исследованию влияния фантастических произведений на духовное развитие подрастающего поколения и тогда, и теперь мало. Значительной

1 Белая Г. Литература в зеркале критики. - М., 1986. - С. 84-85.

была монография М. И. Мещеряковой «Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики» (М.: Мегатрон, 1997). Интересен сборник «Чтение детей и подростков в конце XX века. По материалам региональных исследований библиотек» (М., МК РФ и РГДБ, 1999), диссертационное исследование В. М. Соломоденко «Особенности восприятия научно-фантастической литературы учащимися 5-8 классов и пути повышения эффективности руководства их чтением в детской библиотеке» (дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М, 1983) и ряд других исследований.

Последнее десятилетие XX века ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. Среди всех литературных направлений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Изучая фэнтези и его влияние на формирование жизненных мотиваций читателя-подростка, невозможно обойти вниманием «специфику жанра». В истории литературы разграничение родов, видов и жанров происходит с учетом эстетической природы искусства слова: стиля, идеи, принципов построения образной системы, наличия и трактовки символических аспектов и т. д. Л.В. Овчинникова считает разграничение литературных форм одним из наиболее больных для современных исследователей вопросов: «При анализе конкретных произведений мы сталкиваемся с контаминацией элементов.., с существованием огромного числа переходных и пограничных жанровых разновидностей»1. В современной литературе функционируют настолько видоизмененные в сравнении с классическими формы, что их жанровое определение не может состояться без погружения внимания исследователя в мировоззренческие, онтологические основы их бытования. В противном

1 Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века (история, классификация, поэтика). - М.: РИЦ «Альфа», 2001.-С 79-80.

случае границы жанров и направлений оказываются размытыми и происходит их смешение. А для читателя, и тем более для руководителя чтения, незнание признаков отдельных явлений литературы чревато неверным их истолкованием и, следовательно, возможным снижением педагогического эффекта чтения.

Феномен фэнтези является одним из случаев, нуждающихся именно в подобной проработке. Популярность этого явления, проникновение его во все виды искусства, увлеченность фэнтези определенной частью читающей публики - и особой силы воздействие, оказываемое этим искусством на реципиента, — частое проникновение отдельных элементов «фэнтезийного» стиля в иные жанры, - все это подтверждает необходимость определения основных сущностных характеристик фэнтези как явления искусства слова и средства воспитания личности юного читателя.

Чаще всего мы сталкиваемся с отношением к фэнтези как к некоей группе атрибутов: магия, средневековый колорит в одежде, оружии, соответствующий кодекс моральных ценностей - и это, в сущности, правильно, но касается исключительно изобразительной стороны художественного произведения. Подобные приметы можно встретить и в произведениях, посвященных исторической тематике. Однако даже самый неискушенный читатель никогда не спутает рассказ о средневековье, со всей его мистичностью, с фэнтези-повествованием. Следовательно, отличие лежит в более глубоких слоях смысла и природы, а не только структуры произведения.

Вопрос о типологии фэнтези нашего времени на сегодняшний день не
решен однозначно. Сами авторы по-разному определяют свои
произведения: «фантастическое повествование», «сказочно-

фантастическая история», «критико-философская притча строго реалистического характера», «героико-фэнтезийный роман», «фантастико-эротический боевик», «фэнтези», «хоррор», «мистическая история»,

«мистери» и т. д. Названное направление развивается причудливо, поэтому весьма трудно заключить его в жесткие рамки. Долгое время фэнтези не имело даже устоявшегося названия, и в критике до сих пор приходится встречать такие названия как: фентези, «фэнтези», «фентази», «фэнтази» и, наконец, «fantasy». В английском языке слово «fantasy» женского рода. В нашей работе используются сочетание «направление фэнтези» и термин «фэнтези», закрепленный Толковым словарем современного русского языка: Языковые изменения конца XX столетия. / ИЛИ РАН; Под ред. Г.Н.Скляревской. (М: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2001.) Мы даем свое оригинальное определение этому явлению. Во-первых, фэнтези — литературное направление, общность произведений разных авторов, объединяемых единством идейно-эстетических принципов, с однотипным миропониманием. Однако идеалы писателей, художественные концепции и отношение к поставленным проблемам могут быть различными.

Из-за отсутствия устоявшегося, общепринятого определения анализируемого явления существуют высказывания типа: «фентези это всякий облечённый в словесную форму продукт творческой фантазии», «фентези это плохие романы о драконах»1 и т.п. Для нашего определения литературы фентези важны следующие признаки.

Первый: во всех своих формах фэнтези описывает вымышленные миры, созданные авторами в процессе их творчества — пространственно-временной континиум, не имеющий жестких границ и месторасположения в нашем Бытии, но вполне очерченный, и реализованный. Однако если использовать в определении только этот признак, то к фэнтези придётся отнести «Солярис» и «Непобедимый» С.Лема, «Трудно быть богом» А. И Б. Стругацких, а следом за этим и всю альтернативную историю.

1 Высказывания, не имеющие авторства, взяты из переписки почитателей и недругов фэнтези в сети Интернет.

Поэтому необходимо учесть другой важный для нас признак: в фэнтези проявления сверхъестественного и то, что мы привыкли называть реальным миром, существуют как бы на равных. Магия, божественные силы и прочие фантастические атрибуты оказываются обязательным, а порой и важнейшим, фактором миров, материальная составляющая которых также является самоценной. В ней все пронизано взаимосвязью реального и сверхъестественного.

В продолжение этой мысли должно назвать еще одну особенность фэнтези: взгляд персонажа и читателя обращен всегда сквозь события к сущности мироздания. Этим диктуется своеобразное отношение к любому явлению в «фэнтези-мире», когда во всем видится отражение и влияние надмировых сил. Некогда братья Стругацкие предложили собственную трактовку фантастики, которая является не определением, а как бы пояснением к тому, что всякий грамотный читатель и так инстинктивно понимает. «Мы называем фантастическим всякое художественное произведение, в котором используется специфический художественный прием - вводится элемент необычайного, небывалого и даже вовсе невозможного. Все произведения такого рода могут быть развернуты в весьма широкий спектр, на одном конце которого расположатся «80000 километров под водой», «Грезы о Земле и небе» и «Человек-амфибия» (то, что обычно именуется фантастикой научной), а на другом - «Человек, который мог творить чудеса», «Мастер и Маргарита» и «Превращение» (то, что мы склонны именовать фантастикой реалистической, как ни странно это звучит)»1.

Пояснением к пояснению служит краткая формула: «Чудо. Тайна. Достоверность», и, за исключением слов «вовсе невозможного», эта трактовка полностью подходит к любому роману, безусловно

1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Давайте думать о будущем // Литературная газета. - 1970. - 4 февр. - С. 5.

относящемуся к фэнтези. В своих дальнейших выступлениях в литературоведческой и критической печати Стругацкие, включая интересующие нас произведения в парадоксальный термин «реалистическая фантастика», предрекают ей дальнейшее развитие и подчеркивают сущностные корни явления, соотнося его с мифологией, что очень важно для дальнейшего развития нашего исследования:

«Современная фантастика включает два основных направления. Прежде всего, это то, что обычно обозначается как научная фантастика. Она излагает и обсуждает проблемы, которые связаны с темами «Человек и природа», «Человек и Вселенная». Второе направление связано с еще одной широкой темой — «Человек и общество». Оно иногда называется социальной фантастикой, но мы предпочитаем все-таки название «реалистическая фантастика» ... Реалистическая фантастика возвращается к мифу. Мифы возникли тогда, когда человечество было юным, а философия, религия, литература, мораль, искусство и наука были неотделимы друг от друга, когда все эти многообразные категории были слиты в единую структуру. Миф был отражением действительности в сознании людей того времени, не делавших различия между чудом и реальностью. Для них все в мире было реальным: молния - огонь с неба, уничтоживший лес, и люди с собачьими головами, которых охотник якобы увидел за завесой дождя...»1

Далее братья Стругацкие говорят о том, как из мифов развивалась литература и ее особая часть - реалистическая фантастика. Первоначально вся литература содержала в себе элемент, который сегодня мы называем фантастическим или условным, и только в последние столетия формируется различие между реальным и условным способами изображения действительности. Однако, хотя реалистическая фантастика

1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Сто строк о фантастике // Знамя юности. - Минск. - 1985. - 19 мая. - С. 4.

отличается от реалистической литературы своими приемами, главные темы, среди которых важнейшая - человек в обществе, по мнению Стругацких, остаются общими и неизменными.

Фэнтези, как особенная часть «реалистической фантастики» возродила мифологическое единение чуда и реальности и возможность сверхъестественного, выходящего за рамки физических законов.

Наиболее четкое, полное и научно обоснованное определение фэнтези, дано в справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах» (Под ред. М. Мещеряковой):

«В произведениях «фэнтези» представлен мир, подчеркнуто ... чуждый обыденному представлению о реальности; этот мир реален только для действующих в нем героев. Этот мир опирается только на достоверность психологии (она подчеркнуто реалистична); внешний мир может быть представлен эскизно и приблизительно. Речь о соответствии законам природы в подобных произведениях не идет.

В отличие от фантастики, для «фэнтези» свойственно признание надличностного, божественного, мистического. Фэнтези - это нетрадиционный взгляд на действительность в некоем преломлении. Жизнь не совсем в формах привычной жизни («доворот» в системе «дано»). Фэнтези аккумулирует в себе ирреальное, то, что, без сомнения, присутствует в жизни, но не поддается анализу со стороны существующих общенаучных дисциплин. Фэнтези - это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мифа в ее границах. В основе фэнтези всегда - либо переработанная каноническая система мифов, либо оригинальная авторская мифопоэтическая концепция, важнейший признак которой — создание вторичного мира (целостной картины мира и человека, где человек - микрокосм в системе макрокосма).

В «фэнтези» автор не ограничен ни сюжетно (как в детективе), ни тематически (как в мистерии или хорроре), ни законами природы (как в фантастике), ни социумом или бытовыми реалиями (как в реалистической литературе). Единственное требование «фэнтези», которое невозможно обойти, - психологическая достоверность...

Расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм»'.

Резюмируя вышесказанное, мы делаем дополнительный акцент на важную сюжетообразующую особенность фэнтези — ее авантюрно-приключенческий характер. Итак, по нашему мнению, фэнтези — это магико-психологическая авантюрно-приключенческая фантастика, героико-романтическая сказка для «взрослых детей».

Каким бы нелепым ни выглядело предположение, что сказки (пусть и слегка видоизмененные, пусть и «для взрослых», но все же про принцев и героев с мечами, про колдунов и драконов — про выдуманное, «ненастоящее») воспринимаются читателями всерьез и выполняют функцию наставника, тем не менее они именно учат: чести, порядочности, бескомпромиссности, необходимости бороться с ложью и злом. И неважно, что в большинстве книг, написанных в стиле фэнтези, зло и ложь ничуть не похожи на те, с которыми придётся встретиться в настоящей жизни. Такие книги учат находить зло под масками, в том числе и под маской добра. Учат, что ложь всегда остаётся ложью, и привычка сражаться с ней не исчезает со временем. Учат любви к жизни во всех ее проявлениях. Именно фэнтези вновь ввела в литературу романтический образ сильного и гордого человека. Герой неизбежно должен быть Героем с большой буквы. Зло в конце концов должно быть побеждено, в мире должен воцариться порядок, и именно от героя, простого хорошего

1 Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. -М.:Мегатрон, 1998.- 136 стр.

человека, зависит этот порядок, это спокойствие и всеобщее благополучие. Герой, а вместе с ним и читатель, должны не только сами решать свои проблемы, но и нести ответственность за все, что их окружает. Это, согласно канонам фэнтези, - единственный достойный человека выход. Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию.

Внешне занимательная и яркая, психологически достоверная, лишенная оков бытовизма, фантастическая история становится излюбленным чтением для широкого круга читателей. Однако наибольшую их часть составляют подростки, юношество, с их максимализмом, стремлением к познанию окружающего мира, поисками идеала. Художники, творцы фэнтези-миров, своим талантом помогают им в этой одержимости. Когда подобные книги попадают в руки учащихся, те получают уроки жизни. Подросткам, с их открытой различным влияниям и ранимой психикой, все новое и необычное кажется привлекательным, и поэтому заботой руководителей детского чтения должен стать тщательный отбор и рекомендация к чтению наиболее талантливых произведений, помогающих читателю в разрешении внутренних конфликтов, способствующих самоадаптации во внешнем мире.

По объёму изданий и популярности у рядового читателя эта литература оставила далеко позади прочие направления фантастики. Фэнтези вот уже около пятнадцати лет уступает по количеству наименований и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Отмечая несомненное эстетическое своеобразие отдельных произведений этого направления, исследователи и критики (С. Бережной, В. Владимирский, В. Гаков, Э. Геворкян, А. Николаев, С. Переслегин, Е. Харитонов, М. Фрай, и др.), анализируют общие законы развития направления фэнтези с литературоведческой и эстетико-философской

точки зрения. В задачи названных исследований не входит изучение взаимодействия литературы фэнтези с восприятием ее читателем-подростком. Вышеперечисленные исследователи отмечают несомненную привлекательность фэнтези-миров для определенных возрастных и социальных групп читателей, однако, даже рассматривая, например, феномен толкиенизма, авторы литературно-критических исследований не уделяют должного внимания глубинным мотивам колоссального увлечения книгами Д. Р. Р. Толкиена именно подростками. Не исследуются особенности воздействия книг рассматриваемого направления на читающих, не изучается и педагогическая значимость этого явления культуры.

Нет исследований, посвященных восприятию фэнтези подростками и влиянию, оказываемому этими произведениями на их духовное становление. Существует ряд частных исследований и эмпирических наблюдений по этой проблеме, начатых еще исследователями творчества В. П. Крапивина (см., например, статью Р. Арбитмана «Сквозь призму грядущего» (НФ, сборник научной фантастики. — Москва, Знание, 1985. — вып. 30. Исследование мотива игры и проблемы воспитания в фантастике и в частности — в «Голубятне на желтой поляне» В. П. Крапивина) и продолженных сегодня, например, в клубе детского творчества «Кот в мешке» (рук. В. Каплан), диссертационное исследование В. Соломоденко «Особенности восприятия научно-фантастической литературы учащимися 5-8 классов и пути повышения активности руководства чтением в детской библиотеке» (дис. на соискание степени канд. пед. наук / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1983.), но в целом вопрос о фэнтези в круге чтения современных подростков, являясь актуальнейшей проблемой, недостаточно осмыслен в педагогическом и психологическом, в историко-функциональном плане.

Многие произведения фэнтези рассчитаны на взрослого читателя и попадают в круг чтения подростков в силу их соответствия интересам, особенностям восприятия, психологии подростка, что требует тщательного исследования специфики направления в соответствии с читательскими ожиданиями подростков. Мы не претендуем на окончательное исследование этой проблемы. Она еще долгое время будет находиться в стадии обсуждения, ибо с дальнейшим развитием литературного направления могут возникнуть и новые особенности, и новые вопросы. Проблема воздействия фэнтези на читателя потребует глобальных исследований психолого-литературоведческого характера, без которых невозможно изучение общекультурного процесса.

По нашему мнению, подходить к изучению специфических свойств литературы фэнтези в круге детского чтения и в отношении восприятия ее подростком целесообразно, опираясь на концептуально важное качество литературы для детей, которое отмечают все исследователи, когда-либо изучавшие этот феномен, - ее воспитательную функцию. Воспитательное начало в литературе для детей и юношества выражено наиболее активно и ярко по сравнению с литературой для взрослых. Однако «дидактика, - как пишет И. П. Мотяшов, - нравоучения, проповеди в голом виде противопоказаны детской книге»1. Фэнтези восхищает, увлекает, заражает своим настроением - и поэтому она, как настоящее искусство, педагогически ценна.

Каковы же специфические качества подросткового возраста, влияющие на горизонт читательских ожиданий и заставляющие подростка выбирать именно фантастическую литературу, и конкретно - фэнтези?

1. Осознание своего «я», самоопределение, самоутверждение в мире.

1 Мотяшов И. П. Счастливый труд души: Беседы о детской и юношеской литературе // Мотяшов И. П. Избранное. - М., Дет. лит., 1998. - С. 323.

  1. Осознание своей уникальности, непохожести на других и кризис мироощущения, происходящий в результате критической переоценки воспринятых в раннем детстве ценностей.

  2. В отличие от ребенка, живущего сегодняшним днем, подросток начинает задумываться о вечном, о бытийных проблемах.

Таким образом, подросток определяет свое место в мире и свое отношение к миру, это уже прерогатива взрослого человека, и этим определяется и выбор интересующих подростка тем для размышления — взрослых тем, бытийных, философских. Этим определяется нежелание сегодняшних подростков читать предназначенную непосредственно им литературу и интерес к так называемым «взрослым» книгам: мистике, эзотерике, оккультизму. В доступном и понятном виде все это подросток находит в литературе фэнтези.

Подросток жаждет самоутвердиться в мире, познать высшие законы мироздания, законы человеческого бытия. При чтении фэнтези у него создается впечатление самостоятельного приобщения к тайнам жизни, к истине. Он осваивает мир художественного произведения как доподлинную реальность, отождествляет себя с героем, проживает происходящие с героем события, и художественное произведение, таким образом, осуществляет функцию инициации, выполнявшуюся ранее фольклорными произведениями, — взросление через испытания. «Современный подросток, — пишет Е. Ермолин, — испытывает себя, проходя в произведении литературы через ложный мир, где много обманного и злого, участвует в сотворении мира настоящего, подлинного, и таким образом закрепляет основные истины об его нормах»1. Насыщенное фантастическими приключениями, художественное произведение ведет подростка к открытию важнейших ценностей путем драматических потрясений и эмоциональных переживаний. И не случайно

сказка, фантастика и - фэнтези, как, впрочем, и детектив и мелодрама являются наиболее читаемыми в среде подростков. Они отвечают их запросам и ожиданиям.

Обескураживает тот факт, что фэнтези, при всем многообразии жанровых форм и, что самое главное, популярности, абсолютно не изучена с позиций педагогики, книговедения и методики изучения литературы. Кто основной читатель? Как он воспринимает книгу? Что ищет в ней? Как работать с книгой? Как рекомендовать данную литературу юному читателю? (и стоит ли вообще это делать). Можно ли назвать фэнтези Литературой, и существуют ли среди яркого множества книг истинные произведения искусства, ценные с художественной и педагогической точек зрения, ведь «вне эстетического восприятия нельзя привести в действие огромные воспитательные, социальные возможности произведений искусства?1 С чего начать знакомство с книгами этого направления? На какие возрастные особенности следует опираться? И основной вопрос — возможно ли нравственно-эстетическое воспитание (нравственно-эстетический рост читателя) при чтении данной литературы? Как оттолкнуться от книг фэнтези, чтобы повести читателя дальше (к примеру, к чтению классических произведений литературы, к изучению истории искусств или истории мира)? Сотни вопросов может задать руководитель детского чтения - и практически ни на один не найдет ответа в соответствующей литературе. Это не значит, что работа по пропаганде литературы фэнтези в школах и библиотеках не ведется. Она существует — но на энтузиазме самих учителей и библиотекарей. Многие из них, особенно наиболее опытные и «горящие» своим делом, прекрасно понимают, что без специальных исследований современному педагогу или библиотекарю не обойтись.

1 Ермолин Е. В зеркале жанра // Детская литература. - 1985. - №2. - С. 18

Итак, увлеченность литературой фэнтези объективно предопределена социокультурной ситуацией и возрастными особенностями подростка. Однако, если приобщение к ней происходит спонтанно, если освоение ее эстетической природы и идеалов происходит вне педагогического внимания, естественно, снижается ее ценность. В круг чтения подростка может попасть литература невысокого качества, что, вероятно, окажет пагубное воздействие на дальнейшее развитие подрастающей личности. Очевидно необходимо пристальное внимание со стороны руководителей детского чтения и педагогов к функционированию фэнтези в литературе и в жизни, знание основной массы популярных в среде подростков произведений и включение этой литературы в систему учебно-воспитательных взаимоотношений, в систему организации классного и внеклассного чтения2.

Наше исследование выявило, что очень мало знают фэнтези педагоги и руководители детского чтения. Очевидно противоречие: подросткам произведения литературы фэнтези интересны. Они отвечают их возрастным запросам, потребностям, а педагоги, библиотекари, родители не знают эту литературу, и следовательно, не могут способствовать повышению эффективности ее чтения. Этим обусловлен выбор направления и формулировка темы данного исследования. Именно недостаточная ее разработанность в педагогической науке и практике руководства чтением обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези».

  1. Полозова Т.Д. Открытие мира // Советская детская литература и проблемы формирования читателя' подростка. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1972. - С.46.

  2. см. выступления участников сб. Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку Чтения. - М.: СИРПП, 2001.

Актуальность работы. Нестабильность современного общества приводит к неизбежной утрате человеком социальных и нравственных ориентиров. В этой ситуации подросток наиболее уязвим. Человек подросткового возраста склонен видеть себя значительно более талантливым и героическим, нежели это кажется со стороны; склонен романтизировать и идеализировать себя. Не находя приложения своим силам и стремлениям в реальном мире, подросток в поисках самоутверждения уходит от реальной действительности в мир подростковой субкультуры или в идеальный мир, созданный воображением - собственным или писателя, автора читаемой книги. Этот процесс может быть очень опасен, если в выбранном мире нет нравственных ориентиров, если ни книга, ни жизнь не выстраивают социальных ограничителей, снижающих деструктивное воздействие реальности на личность подростка. Он деградирует, перестает развиваться духовно, порой становится асоциальным.

Особенности становления личности растущего человека, формирование характера подростка, его мировоззрения и мировосприятия - центральная тема многочисленных педагогических и психологических исследований, социологических и философских трудов ученых: Абраменковой В.В.; Архангельского Л.М.; Бутенко И.А.; Жижиной B.C.; Божович Л.И.; Божович Е.Д.; Болотовой Е.Ф.; Выготского Л.С; Леонтьева А.Н.; Леонтьева А.А.; Лишина О.В; Мухиной B.C.; Острогорского В.П., ;Пидкасистого П.И.; Полозовой Т.Д.; Полозовой Т.А.; Разумного В.А.; Рубинштейн С.Л.; Сухомлинского В.А.; Ушинского К.Д.; Фельдштейна Д.И.; Чавчавадзе Н.З.; Чудиновой В.П; Эльконина Д.Б. и мн. др. В последнее десятилетие эта проблематика актуализирована конкретно-историческими особенностями развития страны и общества.

Особенно остро встает вопрос о формировании духовно-нравственного облика подростка средствами литературы и чтения (работы

Граник Г.Г., Концевой Л.А и Бондаренко СМ.; Гердзей-Капицы Н.М. и Салтыковой М.Н; Голубевой Е.И.; Михалкова С.В; Полозовой Т.Д. и мн. др.). «Воспитывая читателя, мы тем самым воспитываем человека» , -считают исследователи детского чтения. Однако чтение занимает все меньшее место в досуге подростка, вытесняемое телевидением, видео и компьютерами. Проблема эта стала одной из основных в прениях «Конгресса в поддержку Чтения» в сентябре 2001 года и - год спустя - на Всероссийском совещании по проблемам детского Чтения. Особенно впечатляющими оказались факты, приведенные председателем Координационного Совета общественных организаций и объединений редакций средств массовой информации, издательств, полиграфических предприятий и распространительских структур О. Никулиной о реальном равнодушии государства к защите духовно-нравственного наследия и развитию духовности подрастающего поколения2 и анализ ситуации с чтением в современной России, приведенный в выступлении вице-президента Фонда социально-психологического здоровья семьи и ребенка И. Медведевой и заместителя главного редактора журнала «Права ребенка» Т.Шишовой3, отмечающих всеобщую примитивизацию, «плейбоизацию» <термин авторов статьи - О.В> населения России: «При внешней пестроте, внутренняя жизнь большинства людей стала гораздо одномерней и, по сути, сводится к пресловутой борьбе за выживание.

Но это взрослые. А дети вроде бы не знали другого. Им не с чем сравнивать. Они с удовольствием выберут «пепси». Выберут - и своим незамысловатым выбором будут счастливы. Этакие радостные

  1. Книга и чтение в системе воспитания школьника: Метод. Указания в помощь учителям-словесникам. -Куйбышев, 1981.

  2. Никулина О. О государственной политике в области чтения / Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку Чтения. - М.: СИРПП, 2001. - С. 11-12.

  3. Медведева И., Шишова Т. Рудимент как залог выживания / Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку Чтения. - M.: СИРПП, 2001. - С. 45-48.

повзрослевшие обезьянки, умеющие с помощью новейших препаратов побеждать перхоть, кариес, прыщи...»1

В этом контексте литературе, чтению, благодаря их гуманистическому воздействию на человека, их способности формировать внутренний мир и воспитывать идеалы, отводится ведущая роль в воспитании подрастающей личности.

На уже упомянутом «Конгрессе в поддержку Чтения» в очередной раз было резюмировано мнение ученых о единстве эстетически-художественных и педагогических критериев искусства и, в частности, литературы: «Главную роль в воспитании гражданина мирного, открытого общества, человека, знающего и сохраняющего культуру своей страны и уважающего другие народы, сыграет эмоциональное и духовное развитие, которое невозможно без чтения. Только чтение художественной - причем по-настоящему художественной — литературы развивает в человеке эмоциональную, нравственную сторону и творческие способности, в чем бы они потом ни выражались» .

Какую же литературу читает современный подросток? Реальная жизнь, исполненная кровопролития, насилия, войн, социальной неустроенности, не стимулирует подростка читать реалистическую литературу, «книги про жизнь». Читатель-подросток, как и прежде, ищет острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, небывалых героев. И выбирает фантастику - фэнтези.

Проблемой исследования является наличие педагогических предпосылок использования литературы фэнтези как средства формирования нравственных идеалов, активной жизненной позиции читателя-подростка.

  1. См. там же. - С.46.

  2. Громова О. Конкретная программа вместо мифов / Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всероссийскому Конгрессу в поддержку Чтения. - М.: СИРПП, 2001. - С. 35.

Объект исследования — литература фэнтези в качестве средства воспитания духовно-нравственного облика подростка-читателя.

Предмет исследования - педагогические условия, повышающие эффективность влияния литературы фэнтези как специфического явления современной художественной культуры на формирование и становление личности подростка.

Цель работы — раскрыть педагогическую значимость литературы фэнтези, вытекающую из ее эстетического своеобразия; представить возрастные предпосылки увлечения современных подростков данной литературой; показать предопределенность возникновения этого направления в культуре конца XX века; обосновать актуальные условия педагогического руководства чтением в соответствии с современными задачами воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза исследования основана на предположении, что художественное произведение может быть педагогически эффективно при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, если оно эстетически увлекает читателя образами, достойными подражания. Во-вторых, если осуществляется научно обоснованное целенаправленное педагогическое руководство чтением. Педагогическое руководство чтением, формирование личностно ценных нравственных установок подростка-читателя, его самовоспитание и саморазвитие плодотворно, если соблюдаются следующие требования:

  1. Литература фэнтези рассматривается руководителями детского чтения как специфическое эстетическое, педагогически значимое явление современной художественной культуры.

  2. Педагогически направленное приобщение учащихся-подростков к чтению и осмыслению произведений фэнтези осуществляется с учетом особенностей читателей именно подросткового возраста.

3) Педагоги, библиотекари учитывают близость идеалов, пафоса

произведений фэнтези возрастным особенностям подросткового мировосприятия и развития личности в эти годы, признают и ценят компенсаторную функцию по отношению к реальности, которую выполняет фэнтези. Это основано на сущностных особенностях фэнтези, особенно актуальных для миропонимания подростка: прославлении человека, его возможностей и мира, в котором он живет, романтике приключений фэнтезийных героев в сочетании с реальной психологически обоснованной мотивировкой фантастических событий. Основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать возможности литературы фэнтези в нравственно-
эстетическом воспитании подростков,

  1. Выявить востребованность подростками литературы фэнтези; предрасположенность подросткового сознания к ее личностно значимому восприятию. Раскрыть основные направления функционирования фэнтези в контексте духовных и нравственных запросов современного подростка.

  2. Показать необходимость знания рассматриваемого направления современной литературы педагогами, работающими в школах и различных внешкольных учреждениях; представить продуктивный опыт приобщения подростков к освоению нравственных и эстетических идеалов литературы фэнтези в школе и во внешкольных детских учреждениях (библиотеки, клубы, творческие объединения.)

  3. Определить критерии отбора произведений, рекомендуемых для подросткового чтения, на основе анализа их эстетического своеобразия. Разработать рекомендации, помогающие преподавателям использовать фэнтези в педагогическом процессе в школе и во внешкольных детских учреждениях.

Методологической основой работы стали педагогические труды, исследующие место искусства в формировании духовно-нравственного мира подростка, раскрывающие воздействие художественной литературы

на развитие личности; специальные исследования о психологических особенностях этического и эстетического развития подростков; отечественные и зарубежные исследования роли мифа и авторской литературы в жизни общества; исследования, посвященные изучению развития и становления литературы фэнтези с целью обоснования включения ее в круг чтения подростков.

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ и синтез педагогических, социально-психологических, литературно-критических и социологических исследований.

  2. Психолого-педагогический отбор произведений литературы, максимально соответствующих духовным и эстетическим потребностям подростка и полезных с точки зрения воспитания и развития его личностных качеств.

  3. Социологические методы: анкетирование, интервьюирование юных читателей, учителей, библиотекарей, социальных педагогов.

  4. Анализ литературного творчества учащихся с целью изучения места и значимости фэнтези в современной субкультуре подростка, педагога, библиотекаря.

  5. Эстетико-функциональный анализ произведений фэнтези, отвечающих возрастным особенностям подростков-читателей. Под эти термином мы понимаем исследование эстетического своеобразия художественного произведения с обращением к запросам читателя, исследование жизни произведения за рамками текста, то есть метатекст, реализации произведения в жизни читателя, его претворение в творчестве, чувствах, мыслях, а также анализ накопленного за долгое время читательского опыта.

Научная новизна исследования.

1. Воспитательное значение фэнтези обусловлено наличием

идеальных примеров для подражания, архетипических жизненных ситуаций, многочисленных литературных и культурно-исторических аллюзий и реминисценций.

2. Выявлены педагогические возможности ряда произведений,
наиболее интересных и востребованных подростками, вытекающие из их
эстетического своеобразия.

  1. Определены критерии отбора произведений фэнтези, разработаны рекомендации для организации чтения и изучения фэнтези в школе и самостоятельного личностно значимого чтения.

  2. Теоретически обоснована и экспериментально доказана безусловная сензитивность подростков к литературе фэнтези: фэнтези удовлетворяет их потребность в интеллектуальном развлечении, нравственном и эстетическом развитии; фэнтези помогает утверждению половой идентичности; фэнтези обеспечивает компенсацию социальной беспомощности, слабости.

5. Систематизированы работы российских и зарубежных
исследователей, посвященные литературному явлению «фэнтези», и,
следовательно, термину «фэнтези» приданы четкие границы; вычленены
характерные особенности направления, сущностные константы, что
представляет научную основу понимания педагогической ценности
названной литературы и способствует целенаправленному процессу
организации чтения подростков.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в теорию воспитания детей произведениями искусства слова. Обоснована необходимость педагогически грамотного подхода к расширению круга чтения современных подростков за счет современной литературы, отвечающей возрастным интересам, потребностям учащихся.

Практическая значимость исследования. Обобщен передовой опыт организации чтения подростками литературы фэнтези. Представленный в

диссертации, он рассматривается как продуктивная система совместной деятельности школьника и всех руководителей чтения: учителей, библиотекарей, социальных педагогов. Последнее особенно ценно в наше время, когда деятельность школ, библиотек, клубов не всегда педагогически скоординирована. После тщательной опытно-экспериментальной проверки теоретических положений и рекомендаций по использованию фэнтези в процессе нравственного и эстетического воспитания подростков разработаны критерии отбора произведений фэнтези для самостоятельного чтения.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны при работе со школьниками старших классов, а также в практике деятельности студий эстетического развития. Материалы исследования помогут в дальнейшем совершенствовании программ и методик по использованию современной литературы, способствующей этическому и эстетическому развитию подростков, воспитанию их вкуса, интереса к саморазвитию и самообразованию.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию педагогических и психологических исследований, использованием строго научных методов, адекватных цели, задачам исследования, и подтверждена опытно-экспериментальной работой.

Этапы исследования.

Первый этап. (1997-1998 гг.) Изучение научных источников по истории формирования литературного направления «фэнтези»; особенностей его развития в русской культуре. Анализ педагогических возможностей литературы фэнтези.

Второй этап (1999-2001). Выявление особенностей восприятия фэнтези подростками, изучение субкультуры (клубов любителей фэнтези, ролевых игр).

Третий этап (2001-2002). Завершение изучения особенностей

подростковой субкультуры; анализ эффективности чтения произведений «фэнтези» в подростковом возрасте; обработка результатов исследования; оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Грамотное использование для этического и эстетического развития подростков искусства фэнтези позволяет преодолеть их инертность, успешнее формировать адекватное отношение к миру, активную жизненную позицию, творческую самостоятельность, этическое чутье и эстетический вкус.

  2. Фэнтези - мир, наиболее привлекательный для отрочества, ибо фэнтези удовлетворяет потребность в развлечении; помогает утверждению половой идентичности; обеспечивает компенсацию социальной беспомощности. Как следствие, названная литература - одна из самых читаемых современными подростками.

3. Фэнтези — своеобразное сращение сказки, фантастики,
приключенческого романа - предлагает читателю достойные образцы
литературы, обладающие художественной и нравственной ценностью.

Работа прошла апробацию на заседании секции «Литература для детей и юношества, детское и юношеское чтение» международной конференции «Библиотечное дело — 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве» в МГУКИ; на заседании секции «Деятельностный подход к изучению деятельности читателя в библиотеке» конференции МГУ «Деятельностный и нейропсихологический подходы к изучению проблем чтения и письма», в 2001 г.; на заседании секции «Методика преподавания литературы» конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» МГОПУ им. М.А.Шолохова в 2003 г. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета

им. М.А.Шолохова в 2002 г.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Эстетико-воспитательное своеобразие литературы фэнтези

О возникновении и развитии фэнтези в мировой и русской культуре написано много разнообразных по жанру работ. В качестве базы для данного исследования мы используем труды теоретиков условности в искусстве, таких, как Бахтин М. ; Я. де Фрис2; Элиаде М.3; Cassirer Е4., более поздние работы советских, российских и зарубежных филологов, литературоведов, таких как Карим М. , позже - Manlove С. ; Le Guinn U. ; Мещерякова M. И. и другие (С. Переслегин, В. Владимирский, С. Бережной). Все они пытались и пытаются понять, осмыслить, дать определение многогранному и постоянно видоизменяющемуся понятию фэнтези.

Сами авторы произведений фэнтези нередко задаются теоретическими вопросами. Например, писатель, профессор оксфордского университета Д. Р. Р. Толкиен одним из первых пытался интерпретировать феномен, создателем которого он сам же и явился. Вот еще несколько фамилий авторов наиболее интересных работ о фэнтези (как правило, каждый из них является еще и автором произведений этого направления): А. Сапковский («Пируг, или нет золота в серых горах». - Nowa Fantastyka,5/93; «Имя есть знамение» (Советы для авторов, пишущих фэнтези - 1 часть), «Без карты ни шагу» (Советы для авторов, пишущих фэнтези — 2 часть). - Nowa Fantastyka. - 4/959); С. Логинов (Русское фэнтези - новая Золушка. Активная Органика,- № 9. - 1998 / Материалы Internet: http:// www. rusf.ru/ao/ao-09/main/newzolus. html.); С. Лукьяненко (Ушибленные одиночеством. - «Та сторона», N 8.); Н. Перумов (Говард, как он есть // Конан и другие бессмертные. - С.-Пб.: Азбука. - 1996; Неназойливо о главном. - InStudy. - №4. - апрель. - 2002; Новиков М. Ник Перумов: дракона вывести недолго. - Коммерсантъ-Власть. - М. - 2000. -1 авг. - С.50-51.; Ларионова О. Ник Перумов: fantasy — это forever! — Собеседник. — 1 мая 2002 г.); Г. Л. Олди (Громов Д. ...И реальность. — Вечерний Харьков. — N 40(6640). - 27 февраля 1991 г., с. 3;. Еще раз от издателя или как же все-таки с ней, проклятой, бороться?! / под ред. Л. Мачулина // Сказки дедушки-вампира. — Харьков: «Мастер»-Творческая мастерская «Второй блин». - 1994. - С. 201-204.; В трех лицах // Олди Г. Л. Герой должен быть один. — Барнаул: АОЗТ «Полиграфист». - 1996. - С. 3-7); В. Владимирский (Марина и Сергей Дяченко: «All your need is love» II http://www.ozon.ru/; Я это прочитал. - С.-Пб. — «Двести». — выпуск Г. — апрель. - 1995 г. - С. 23 - 27; Есть только миг между прошлым и будущим. - С.-Пб. - «Двести». — выпуск Ж. — 1996 г. — С. 51-53.) и многие другие. Большую часть исследований можно найти в глобальной компьютерной сети Internet. Фэнтези во многом - «интернет-явление»: написанные произведения первым делом публикуются в Internete, обсуждаются - в Internete, анализируются и исследуются — в Internete. Этому есть уважительные причины: у Всемирной компьютерной сети больше круг пользователей, нежели у любых самых популярных журналов, даже специализирующихся на исследовании проблем фантастической литературы (например, «Если».- М., «Двести». - С.-Пб.).

Еще в XIX веке В. Г. Белинский, рассматривал два основных типа художественного мышления, два способа осмысления и воспроизведения жизни - воссоздание и пересоздание — в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Поэзия, - писал критик, - двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни. Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели. Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела — на идеальную и реальную»1.

Сегодня эту мысль повторяет в своем эссе «Ощущение фантастики» крупнейший ученый-историк и знаменитый писатель-фантаст Кир Булычев: «Фантастика включает в себя все жанры. Она — один из двух видов творчества; третьего пока не придумали» . Далее он предлагает свою версию рождения реалистического и фантастического искусства: два первобытных художника рисуют на стене пещеры убитых оленей, один — уже убитого, другой — еще не убитого им, но оленя, которого он обязательно когда-нибудь убьет.

Таким образом, под термином «фантастика» в широком смысле слова следует понимать не только научно-фантастические произведения, но и все мифопоэтические произведения, сказы, сказки, многие произведения эпоса, - словом, всю условную прозу. При этом мы имеем в виду не первичную, свойственную всем произведениям искусства, условность3, о которой говорил Л. Фейербах: «...искусство не заставляет меня считать данный пейзаж за действительную местность, данное изображение человека - за действительного человека»4.

Решение литературой фэнтези педагогических задач на разных этапах ее развития

Рассмотрим отдельные наиболее значимые характеристики литературы фэнтези, особенности ее стилистики в их эстетико-функциональном значении, что даст нам возможность увидеть педагогические возможности исследуемого направления литературы.

Классические фэнтезийные произведения чаще всего уводят читателя в иной, волшебный мир, мир тщательно продуманных ситуаций, динамично развивающихся и психологически максимально достоверных.

Но лучшее, что сегодня создано в литературе фэнтези, - это произведения специфически философские, проникнутые особой логикой, осложненной мозаическим построением повествования. Восприятие этих произведений требует от читателя специальных интеллектуальных усилий и определенного читательского и человеческого опыта: Г.Л.Олди «Бездна голодных глаз», «Герой должен быть один», «Путь меча», С. Логинов «Многорукий бог далайна»...

В основе «фэнтези» лежит создание вторичного средневекового мира с заметным божественным, мистическим и магическим присутствием, мира, отмеченного вторжением в повседневность потусторонних или сверхъестественных сил. Как правило, созданный автором мир — это идеальный Вторичный Мир. Он свободен от необходимости следовать законам, действующим в реальной действительности. Но равно подчиняет себе как реалистические модели действительности, так и научно-фантастические.

Корни фэнтези, как всякой фантастической литературы, уходят в устное народное творчество и народную мифологию. Но и тогда, когда люди перестали верить в реальность фантастических историй, сказки и рассказы о чудесных событиях все равно остались частью народного, а потом и авторского творчества. Но теперь в них искали не только и не столько представления об окружающем мире, но — духовный опыт поколений, нравственные и социальные идеалы. От бабушек - к матерям, от матерей - к детям передавались фантастические истории, воспитывая, пестуя, развивая человечество на протяжении многих веков.

Из многочисленных исследований мирового фольклорного наследия очевидно, что оно включает в себя: мифы; эпические произведения: сказочные (волшебные - «мифические»1, о животных, новеллистичекие) и исторические (легенды, предания, сказания, сказы и их аналоги; поэмы, баллады, былины, саги и пр.); песни и малые фольклорные жанры (бытовой, потешный фольклор и пр.). Рассмотрим особенности некоторых фольклорных жанров, воплотившиеся в современной фэнтези.

Мифы космогоничны, и чаще всего отражают представление о том, как создавался мир и мировой порядок. Их герои - боги или иные сверхъестественные существа. Мифы также повествуют и о сотворении людей, о взаимоотношениях людей с божествами. Обычно мифологическая предыстория мира заканчивается всемирным потопом или другой аналогичной катастрофой, которая кладет рубеж между мифологической предысторией мира и легендарной его историей.

Легенды, предания, сказания рисуют более близкие нам времена. Главные действующие лица легенд уже люди, хотя божества и в легендах принимают деятельное участие. Но это уже — более «близкие боги», они олицетворяют не столько грозные стихии, сколько те или иные сферы человеческой деятельности, человеческие характеры. В легендах боги очеловечиваются: иногда - в самом прямом смысле, от тотемных животных - к человекоподобию; иногда, как в греческой мифологии, — более поэтично: Зевс в мифах - Громовержец, а в эпосе - Царь богов. Легенды обычно уже по содержанию не так всеохватны, как мифы: иногда это географически ограниченное пространство, связанное с отдельно взятой горой, рекой, лесом и т. п.; иногда повествование связано с одной личностью, например, святым или героем, иногда — с каким-нибудь явлением.

Педагогический аспект формирования личности подростка-читателя

Отрочество и ранняя юность — этап в развитии человека, который охватывает период от 12 до 17 лет — это целая эпоха открытия мира, общества и самого себя. Этап жизни, насыщенный событиями и переживаниями, попытками создать самого себя, определить свой жизненный путь. Этап, нередко определяющий всю последующую жизнь человека. В 1985-1987 годах газета «Комсомольская правда» в рубрике «Алый парус» провела конкурс читательских писем. На конкурс пришло семнадцать тысяч писем от 14-16-летних читателей газеты. Анализ корреспонденции выявил чувство одиночества авторов. В настоящее время это чувство гнетуще углубилось. Наиболее ярко оно проявляется в особых взаимоотношениях детей и мира взрослых. Взрослый мир и стал ближе (ребенок может смотреть те же кинофильмы, что и старшие, мальчики могут накачивать свои мускулы, а девочки заботиться о сексуальной привлекательности), но одновременно и отдалился. Взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и далеко не всегда предъявляют им четких позиций и требований. Следствием этого является утрата большей частью растущих людей чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Подростки оказались сегодня в наибольшей опасности. Противоречия переходного возраста значительно усилились. Потребность подростков и юношества определить свое место в системе общественных отношений, стремление к самоутверждению, самоорганизации, самосовершенствованию часто не находит понимания, уважения со стороны взрослых. Не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается самостоятельность, общественная ценность растущего человека. Отсутствуют объективные условия для реального выхода подростков на серьезные дела общества.

Противоречия приводят к острому внутреннему конфликту, к искусственной задержке личностного развития человека в этот сложный возрастной период, лишая его возможности занять активную социальную позицию, воспитывая, с одной стороны, откровенно накопительскую психологию, с другой — вызывая чувство раздражения из-за социальной неопределенности не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. Характерно, что на коротком историческом отрезке в последние семь лет, по данным психолого-педагогических исследований, появилось на 25— 27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка.

Понятно, что отнюдь не каждый ребенок переживает глубокий психологический кризис, испытывает тяжелые потрясения в современной ситуации. Сегодня можно говорить даже о появлении кардинально нового психического состояния части подростков, определяемого потребностью растущего человека, напротив, утвердиться в окружающем мире, реализовать себя в обществе. На первом этапе, в 10-11 лет, стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение, как правило, частных задач. Психологи Лаборатории изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах Российской Академии Образовани под руководством доктора психологических наук, профессора Д.И. Фельдштейна, проводившие исследование поведенческих мотиваций современного подростка1, назвали этот период «локально-капризным» (капризным потому, что преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции).

Следующий, второй этап был условно назван «право-значимым».

Ребенок 12-13-ти лет уже не удовлетворен наличием у себя некоторого количества обязанностей. Ему необходимо общественное признание. Он начинает осознавать не только свои обязанности, но и требовать предоставления определенных прав в семье, обществе. («Я тоже имею право...»). На третьем этапе, «утверждающе-действенном» (14-15 лет) у подростка формируется готовность к функционированию во взрослом мире. Подростковый возраст — возраст максимальной потребности в личностной автономизации, независимости, самоосознании, самопроявлении. Для этого возраста характерно стремление применить свои возможности, проявить себя. Это стремление ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя необходимость самоопределения, самореализации.

Ряд исследований показывает, что и в официально организованных, и в неформальных объединениях подростки жаждут признания не столько своей группы, сколько взрослого общества . Более того, в ходе исследований выяснилось, что в значительной мере даже неосознанная цель взаимоотношений подростка со сверстниками заключается в стремлении обратить на себя внимание, не остаться общественно не замеченным, быть социально приобщенным. Конечно, это проявляется у разных подростков по-разному и зависит от конкретно складывающейся ситуации. Но в целом для подросткового возраста характерна ориентация на взрослое общество, его отношения, стремление освоить эти отношения. Быть взрослым, казаться взрослым, выглядеть взрослым, быть равным и социальнозамеченным - основные, хоть порой и неосознанные желания подростка.

Показательны данные, полученные в ходе опроса 395 подростков2: Поставленные перед необходимостью выбора наиболее значимого для них мнения - конкретных товарищей, группы сверстников, учителей, родителей или общественного мнения, то есть мнения взрослого общества в целом, - 59% детей 13-14 лет выбрали мнение последних... Мнения же конкретных товарищей, как и учителей, родителей, для подростка оказались не значимы. Причем, что важно отметить, в его сознании доминируют не школа, не учеба и не отдых, не развлечения, а общество, его устройство, его проблемы. Связь с обществом обеспечивает принадлежность подростка к миру взрослых. Однако между потребностью подростка в приобщении, причастности к обществу и возможностью ее реализации лежит фактическая пропасть, определяемая социально закрепленными позициями детства и взрослого мира.

Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков

Из сказанного в Главе первой и Главе второй 1 очевидно, что литература фэнтези сензитивна подростковому периоду развития человеческой личности. Но, как уже было сказано, литература фэнтези, сравнительно с другими направлениями, — явление молодое. Поэтому, прежде чем раскрыть место изучаемой нами литературы в чтении подростков, посмотрим на картину чтения учащихся более широко.

Многие годы в нашей стране на все социальные институты, в том числе и на книгоиздание, и на библиотеки была возложены, прежде всего, образовательная и воспитательная функции. Поэтому потребности в развлечении удовлетворять и тогда, и сейчас значительно труднее, чем потребности, например, в познании. В исследованиях, которые проводились в нашей стране в 60-80-е годы и были посвящены изучению советских читателей в целом, чтению молодежи, жителей небольших городов, села, сохранялись традиции пренебрежительного отношения исследователя-интеллектуала к развлекательной литературе, восходящие к XIX в. В них довольно сухо констатировалось постоянное присутствие в круге чтения некоторой «другой» литературы, объясняемое невысокой культурой чтения, непритязательностью читательских вкусов. Однако и в книжных магазинах, и в библиотеках существовали постоянные очереди, записи за этой «другой» литературой, ее разыскивали, передавали из рук в руки, подклеивали и подписывали.

Речь идет о детективах и фантастике. Интерес к детективам, фантастике, мелодрамам не вписывался в общую теорию о культурном, образованном, духовно богатом читателе - знатоке искусства, поэтому о нем почти не упоминалось в публикациях тех лет. Между тем детективы, уже многие десятилетия привлекают внимание самых разных читателей. Не случайно еще в конце 60-х детективно-приключенческую литературу, судя по проведенному тогда опросу подписчиков газет, читали значительно чаще, чем произведения иных жанров. Соотношение упоминаний о ней с упоминаниями «понравившихся» произведений других жанров среди подписчиков «Литературной газеты» составляло 1:20, «Правды» - 1:1,5, «Труда» и «Известий» - 1:2і. Детективы, затем -фантастика, историческая романистика и приключения многие годы удерживали первое место.

В 1993 г. опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что детективы по популярности находятся на первом месте: 48% опрошенных сообщили, что чаще всего они читают именно такую литературу. Историю, мемуары назвали 32%, приключения - 27, любовные романы - 26, фантастику - 19, классическую литературу -19, современную отечественную прозу — 8, поэзию — 7% респондентов (можно было давать более одного ответа) .

К середине 90-х ситуация несколько меняется. Судя по итогам котировок на «книжной бирже», в 1995 г. среди выпущенных книг чемпионом оказался сентиментальный жанр (17% по названиям среди художественных изданий, средний тираж 53 тыс. экз. ). На втором месте -остросюжетные произведения (12,8%, 44 тыс. экз. ), на третьем — фантастика (6,3%); затем следуют русская современная и классическая художественная литература (6,1%, 34 тыс. экз. ); приключения (4,4%, 37 тыс. экз. ); зарубежная современная и классическая литература (2%, 27 тыс. экз. )3.

Таким образом, еще одним жанром, ставшим особенно привлекательным для читателей, оказался любовный роман. О всемирной популярности такого («дамского») романа свидетельствует, например, тот факт, что с 1970 г. Всемирный клуб его любителей выпускает специальный информационный бюллетень.

Комплексное социологическое исследование «Библиотека и общество», проведенное Пермской областной универсальной библиотекой в середине девяностых годов1, показало, что в том случае, когда подросток обращается к книге (а это происходит все реже по сравнению с просмотром телепередач), то обращается он к ней за получением новой информации (-70% опрошенных), с тем, чтобы узнать что-либо новое и интересное, либо получить ответ на тот или иной вопрос ( 30% опрошенных), чтение для отдыха и развлечения предпочитают сегодня только 40% опрошенных.

Наиболее предпочитаемыми среди подростков жанрами являются приключения, детективы, научная фантастика. Для мальчиков - боевики, для девочек - любовные романы. Причем при чтении подобной литературы смыслом чтения для подростков в половине случаев становится развлечение и отдых, приблизительно в сорока случаях из ста — возможность самообразования, и только в тридцати речь идет о самосовершенствовании.

Согласно исследованиям Тамбовской областной детской библиотеки «Что читают наши дети»2, в круге чтения современного подростка также лидирует развлекательно-романтический жанр — фантастика, приключения, детективы. «То есть много для развлечения ума, но мало для воспитания чувств. Ни разу не упомянута поэзия, мало фигурирует высокая классическая литература (в основном школьная программа), зато появились киносериалы в книжном исполнении»1.

Похожие диссертации на Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези