Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Званцова Марина Евгеньевна

Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора
<
Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Званцова Марина Евгеньевна. Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Благовещенск, 2003 260 c. РГБ ОД, 61:03-13/1820-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативного ядра личности детей средствами фольклора

1.1 Философско-психологические аспекты проблемы развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников 13

1.2 Педагогический потенциал фольклора в развитии коммуникативного ядра личности детей старшего дошкольного возраста 35

1.3 Педагогическое обеспечение развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора 60

Глава 2. Пути и средства эффективного развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников при активном включении фольклора в воспитательный процесс

2.1 Взаимоотношения воспитателя и старшего дошкольника на основе диалога с привлечением фольклорного материала 106

2.2 Духовно-нравственное взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством различных фольклорных жанров 134

2.3 Насыщение игровой деятельности старших дошкольников народными традициями, основанными на фольклоре 155

Заключение 183

Литература 188

Приложения 212

Введение к работе

Современные условия жизни человека в период социально-экономического кризиса общества характеризуются духовным обеднением последнего, кардинальным разрывом межчеловеческих взаимоотношений. Поэтому в настоящей социокультурной ситуации остро стоит проблема человека, его способность выстраивать коммуникативные отношения, то есть создавать эффект «проникновения» в «Я» Другого (А.А. Бодалев). В первую очередь это относится к развитию коммуникативной стороны взаимодействия детей. Наиболее успешно оно развивается в дошкольном детстве, так как данный возраст - это начальный период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, установление первых отношений с людьми.

Для нас представляет интерес сложившийся в настоящее время новый уровень философского осмысления влияния социокультурной среды на процесс развития коммуникативной стороны личности. Так, философские антропологи рассматривают культуру, в частности фольклор, как средство преодоления хаоса и достижения организации общества (А.С. Алексеев, Б.Г. Григорьян, З.М. Епепбадзе и др.). В связи с этим социальных философов Г.С. Арефьева, B.C. Барулина, Д.С. Клементьева, И.С. Кона, В.М. Межуева и других интересует проблема возрождения фольклора, способного осуществлять в современном обществе функции воспитательного характера. Принципиально важным стало для нас фундаментальное положение Дж. Мида о символическом опосредовании взаимодействия человека и окружающего мира (внешней среды).

На современном этапе развития общества проблема феномена личности в системе культуры занимает ведущее место в трудах культурологов и философов культуры, проводящих параллель между развитием культуры и развитием свободной духовно-нравственной личности (B.C. Библер, В.Г. Зангиров, А. Моль, А. Швейцер, И.Т. Фролов и др.).

Осмыслением бытия, коллективной ментальносте в исторических процессах на основе фольклора занимаются представители социальной психологии (М.А. Блок, К.М. Гуревич, Л. Февр и др.). Обладая способностью к контрсуггестивности, фольклор становится одним из самых действенных социально-психологических средств развития личности (В .И. Кожинов, Д.С. Лихачев, Р. Мертон, А.С. Панченко).

Психолого-физиологические особенности развития дошкольника и их роль в формировании коммуникативного ядра личности представлены в работах А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, В.В. Зеньковского, Н.Д. Левитова, М.И. Лисиной, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, Н.И. Непомнящей, А.Б. Орлова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.

В.Н. Мясищев, рассматривая структуру личности, постулировал в качестве центрального личностного образования («ядра») индивидуальную систему субъективно-оценочных отношений к внешним социальным связям. Предмет личностного роста, как указывают А.Г. Асмолов, В.А. Иванников и другие, отражается в смысловых образованиях и обнаруживается в изменении самосознания. Г.Н. Волков, М.Н. Мельников, B.C. Мухина, М.А. Некрасова, Т.А. Репина выявили сущности открытия собственного «Я» детей. Изучение личности как свободной индивидуальности в процессе ее самореализации стало объектом внимания многих западных и российских психологов и педагогов (К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн, Л.С. Выготский, П.Я.

Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Э. Стоун, Н.Ф. Талызина, Э. Эриксон и др.).

Развитие коммуникативного ядра личности неразрывно связано с саморазвитием личности, ее самоактуализацией, самореализацией, самовыражением. В этом направлении работает коллектив под руководством Л.Н. Куликовой, анализируя саморазвитие личности ребенка с точки зрения «природно-социально-психологического процесса вызревания личности». В этом плане ценными для нашего исследования являются работы Н.Г. Григорьевой, Ю.А. Скориной, Е.В. Шишмаковой, Е.Л. Федотовой, освещающие эти вопросы.

Наметившийся в конце XX века принципиально новый подход к проблеме формирования личности в условиях «гуманистически ориентированной парадигмы образования» справедливо относится многими исследователями к глобальным проблемам человечества. Так, по мнению И.А. Зимней, М.Н. Берулаева и других, новая образовательная модель обучения должна учитывать не только требования общества, но и свойства личности, которые необходимо развивать у будущего поколения. Отличительной чертой современной образовательной системы, рассматривающей ребенка как «главную педагогическую ценность», является формирование базовой культуры в обществе с созданием новых мировоззренческих ориентиров.

В педагогике настоящего времени вопросы обеспечения развития и личностного роста дошкольников рассматриваются через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития коммуникативных способностей дошкольника, являющихся основой саморазвития личности как ребенка, так и воспитателя (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, И.Б. Теплицкая и др.). Необходимость создания микросреды, способствующей движению личности «к себе», показали многолетние исследования Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

В поисках обоснования педагогических условий развития коммуникативного ядра личности ребенка мы обратились к гуманистической традиции педагогической мысли прошлого (П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий и др.), признающей самоценность детства в духовно-нравственном развитии воспитанников. А.С. Балдина, П.Н. Богатырев, П.М. Якобсон утверждают, что фольклор является активным и действенным средством воспитательного процесса, средством внедрения в процесс гуманистических ценностных ориентации.

Анализ широкого круга философской, психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработана существенная теоретическая основа для изучения проблемы развития коммуникативного ядра личности ребенка средствами фольклора. Однако процесс создания педагогических условий развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников посредством фольклора в современных условиях остается практически неизученным.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью как можно раньше развивать коммуникативное ядро личности и невниманием дошкольных учреждений к данной проблеме, между возможностями фольклора в развитии коммуникативного ядра личности старшего дошкольника и недостаточной заинтересованностью воспитателей в реализации этой проблемы, а также практической неразработанностью данного аспекта в педагогической теории и практике.

Поэтому проблема нашего исследования состоит в разрешении противоречий между воспитательными потенциалами фольклора, способного служить развитию коммуникативного ядра личности старшего дошкольника, и отсутствием теоретического обоснования и технологического обеспечения данного процесса.

Педагогическая актуальность проблемы и ее научная неразрешенность позволили нам определить тему исследования: «Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора».

Объект исследования - личностный рост старших дошкольников в системе дошкольного образования.

Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора.

Отсюда вполне закономерно вытекает цель исследования: теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора и выработка эффективных путей реализации выявленных условий. Поставленная цель исследования потребовала решения следующих задач:

- разработать теоретические основы педагогического процесса развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора, обосновать педагогические условия его эффективности;

- определить критерии эффективного развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора;

- разработать научно-методические рекомендации по реализации педагогических условий развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора.

В процессе решения данных задач была сформулирована гипотеза исследования. Коммуникативное ядро личности, представляющее собой одну из основ человека, его «стержень», позволяющий ему вступать в социальное взаимодействие, интенсивно складывается в старшем дошкольном возрасте и в значительной степени обусловлено введением в воспитательный процесс фольклорного материала, насыщенного народными традициями и философией как источниками социально-культурной самоидентичности растущего человека. Данный процесс протекает успешно, если:

а) взаимоотношения взрослых (воспитатели и родители) и старших дошкольников осуществляются на основе диалога с привлечением фольклорного материала;

б) духовно-нравственное взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит посредством различных фольклорных жанров;

в) игровая деятельность ребенка насыщается народными традициями, основанными на фольклоре.

Методологической основой исследования явились выработанные в мировой гуманистической философии теоретические положения о личности как ценности педагогического процесса; идеи смысла жизни, свободы,

ответственности. Опорными для нас стали положения о целостности человека; о личности как субъекте деятельности и сознания; принцип единства сознания и деятельности в развитии личности; идеи единства социальной и личностной детерминант развития; положение о саморазвитии личности как методологической основе воспитания и образования.

Рассмотрению педагогических основ развития коммуникативного ядра личности способствовали идеи системного подхода к воспитанию; культурологический подход в образовании; ведущие положения педагогики об общении как о субъект-субъектном взаимодействии; теории общения в развивающем образовании.

Нами были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; психолого- педагогическая диагностика; анкетирование; тестирование; интервьюирование; беседы; наблюдения.

Важнейшим методом исследования стала опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась и проверялась рабочая гипотеза, а также решались поставленные исследователем задачи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что решена актуальная педагогическая задача, которая заключается в следующем:

- дан теоретический анализ современного состояния проблемы развития коммуникативной стороны общения старших дошкольников в дошкольном образовании; введено понятие «педагогическое обеспечение развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника»;

- выявлено, что процесс развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника характеризуется наличием следующих факторов: использование синкретичности в развитии коммуникативного ядра личности ребенка; введение старшего дошкольника в народно-творческую развивающую среду; гуманизация отношений между взрослым и ребенком, базирующихся на эмоциональном характере устного народного творчества;

- обоснована совокупность эффективных педагогических условий развития коммуникативного ядра личности ребенка средствами фольклора: взаимоотношения воспитателя и старшего дошкольника осуществляются на основе диалога с привлечением фольклорного материала; духовно-нравственное взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит посредством различных фольклорных жанров; игровая деятельность детей насыщается народными традициями, основанными на фольклоре;

- определены критерии развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника: способность к эмпатии; позитивное отношение старших дошкольников к фольклору; грамотное использование ребенком в процессе общения элементов фольклора;

- обобщены закономерные связи развития коммуникативного ядра личности: чем глубже духовные отношения «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок», тем стабильнее развитие коммуникативного ядра личности старшего дошкольника; чем осознаннее нравственно-этические нормы, тем продуктивнее развитие коммуникативного ядра личности старшего дошкольника; ситуации диалоговых, смысловых переживаний обнаруживают конструктивное саморазвитие старшего дошкольника в том случае, если реализуются вхождением ребенка в народно-творческую среду;

- переосмысленны принципы развития коммуникативного ядра личности: создание оптимальных условий для обучения; глубинное общение педагога и старшего дошкольника; фольклоризация коммуникативных отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что нами выявлены педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора и даны научно обоснованные методические рекомендации по содержанию и организации данных условий. На основе материалов экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику работы воспитателей региональных дошкольных учреждений методические рекомендации по организации и содержанию процесса развития коммуникативного ядра личности дошкольников. Результаты и выводы могут быть использованы в процессе разработки и проведении занятий по различным курсам психолого-педагогического цикла в педагогическом вузе. Данное исследование может являться основой для дальнейшего изучения проблемы использования фольклора в развитии коммуникативного ядра личности дошкольников с позиции гуманистической психологии и педагогики.

Работа над диссертацией проходила в несколько этапов. На 1-м этапе (1998-1999 гг.), поисковом, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучалось современное состояние исследуемого вопроса в научной литературе и практике. Разрабатывались исходные положения гипотезы, определялась методология и методика, основные очертания концепции исследования, что позволило сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На 2-м этапе (1999-2001 гг.), экспериментальном, проводились констатирующий и преобразующий эксперименты по выявлению сформированности коммуникативных способностей у старших дошкольников, создавалась модель, включающая педагогические условия и технологическое обеспечение процесса развития коммуникативного ядра личности; обобщался и систематизировался полученный материал; проводилась экспериментальная работа по апробации модели и технологии применения фольклора в процессе развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника.

На 3-м этапе (2001-2002 гг.), итоговом, проводился контрольный эксперимент в конце учебного года в детском саду; осуществлялась обработка и обобщение данных, полученных в ходе экспериментальной работы, формулировались и апробировались в практике методические рекомендации, оформлялось диссертационное исследование.

Обоснованность и достоверность полученных результатов

определяется современными исходными философскими подходами, научными позициями в области педагогики и психологии, педагогики сотрудничества, педагогики общения и взаимодействия, использованием комплексной методики, адекватной целям исследования, результатами опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом, личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе, внедрением экспериментальных результатов в практику работы воспитателей дошкольных учреждений региона.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое обеспечение развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника представляет собой специально организованный процесс, характеризующийся становлением у ребенка положительного отношения к себе и к окружающим, умением структурировать свою коммутикативную деятельность исходя из традиций народной культуры, в основе которой лежит гуманизация ценностно- смысловой сферы личности. Развитие коммуникативного ядра личности ребенка как основы его духовно-нравственного развития наиболее успешно протекает в процессе использования фольклора посредством выработки ценностных ориентиров дошкольника, эмоционально-нравственного равновесия, обогащения душевно-духовных характеристик.

2. Развитие коммуникативного ядра личности старшего дошкольника обусловлено следующими факторами: использованием синкретичности в развитии коммуникативного ядра личности ребенка; введением старшего дошкольника в народно-творческую развивающую среду; гуманизацией отношений между взрослым и ребенком, базирующихся на эмоциональном характере устного народного творчества.

3. Коммуникативное ядро личности старшего дошкольника наиболее успешно складывается при следующих педагогических условиях: взаимоотношения воспитателя и старшего дошкольника осуществляются на

основе диалога с привлечением фольклорного материала; духовно-нравственное взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит посредством различных фольклорных жанров; игровая деятельность детей насыщается народными традициями, основанными на фольклоре.

4. Критерии развития коммуникативного ядра личности детей пяти-шестилетнего возраста будут определяться способностью старших дошкольников к эмпатии; позитивным отношением их к фольклору; грамотным использованием ребенком в процессе общения элементов устного народного творчества.

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на региональных научно-практических конференциях в г. Благовещенске (1997, 1998, 1999, 2000, 2002 гг.), на региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании» (г. Биробиджан, 1998 г.), на научно-методической конференции «Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве» (г. Благовещенск, 2000 г.), в обсуждениях на заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного образования Благовещенского государственного педагогического университета, кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета, в организации опытно-экспериментальной работы в дошкольных учреждениях г. Благовещенска. Материалы исследования используются в преподавании различных курсов психолого-педагогического цикла на факультете начальных классов Благовещенского государственного педагогического университета.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Философско-психологические аспекты проблемы развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников

Современный этап развития общества обострил проблему человеческих взаимоотношений: межличностных, межгрупповых, межсубъектных. Человеческое непонимание, внутренняя отчужденность человека от себя и других достигает уровня межэтнической, межрегиональной и межнациональной разобщенности, конфликтности. Перечисленные проблемы заостряют внимание ученых и педагогов на развитии коммуникативных качеств личности как универсальной формы преодоления социально-общественных барьеров.

Человек - биосоциальное существо, подчиняющееся всем психическим явлениям, связанным с совместной жизнью людей. А так как задачей философии и психологии является описание данных состояний индивидуального сознания и объяснение связи его элементов и стадий развития, то и аналогичные генетическое и причинное исследования фактов, предполагающих для своего развития духовные взаимоотношения, существующие в человеческом обществе, несомненно, рассматриваются как объекты философско-психологического исследования.

Проблема личности в философии - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Еще Марк Авелий сказал, что люди существуют друг для друга, помогая тем самым сохранить общество в целом [4]. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

При определении личности как одной из главных категорий философии большое внимание ученые уделяют самой сути личности, ее развитию и социальному бытию. По утверждению современной науки, специфические особенности человека как вида сложились под влиянием именно социального образа жизни. Значение общества для каждого отдельного человека огромно, поскольку оно не механическое сложение отдельных индивидов, а интеграция людей в единый общественный организм. «Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Другие люди - центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину», - писал С.Л. Рубинштейн [217]. «Я» не может быть раскрыто лишь через отношение к самому себе (неслучайно Нарцисс в древнем мифе несчастное существо). Человек развивается только «смотрясь» (К.Маркс) в Другого.

Специфические свойства человека раскрывают его сущность, так как она не естественна, а социальна. Человек обретает сущность не сам по себе, в отрыве от других людей, а только посредством отношений с другими людьми, в составе общества, то есть он рассматривается как субъект отношений, индивид, взятый со стороны его социальных качеств, составляющих структуру личности. По определению В.Г. Зангирова, «человек только тогда является личностным субъектом, когда он делает свою личность объектом своей собственной жизнедеятельности» [89, С.ЗЗ].

Таким образом, личность человека представляет собой индивидуализированную форму бытия социальной сущности человека. Экзистенциальная философия, провозгласившая ценность личности, ее уникальность, свободу, развитие, высокую ответственность, отмечает, что в основе ее лежит взаимопонимание людей, истинное общение и взаимодействие. Следует отметить, что человек - сложное существо, имеющее «двойное «Я»: истинное, реальное, глубокое» и «Я», созданное воображением и страстями, «фиктивное, тянущее вниз». В связи с этим Н. Бердяев отмечает, что «личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «Я» [31, с.48], то есть посредством воспитания и образования при попадании в социокультурную среду. Например, в образно-символической форме сказки предлагают ребенку типичные образцы и способы, позволяющие ему научиться сосуществовать с глубинными инстинктами собственной натуры и утверждать свое «Я».

Иными словами, личность - открытая система, находящаяся в состоянии адаптации к своей социальной среде. Немецкий философ М. Вебер видел сущность общественной жизни в социальных действиях, совершаемых составляющими данное общество индивидами [59]. Таким образом, личность - это конкретно-историческое соотношение данного человека с другими людьми, входящими в его непосредственное окружение. Но человек также и природное существо, в котором заключено единство тела, духа и души (С. Къеркегор, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В переводе с санскрита слово «человек» означает «дух, преходящий веками». Эволюционируя, ведя непрерывную борьбу, прежде всего, с самим с собой, со своими низшими инстинктами, все свои знания и дела претворяя через чувства, через сердце, то есть, совершенствуя свои нравственные качества, индивид становится личностью (Н.К. Рерих, И.В. Силуянова, А. Швейцер, А. Энштейн и др.).

Организм человека с самого рождения нуждается в человеческом образе жизни, человеческих формах бытия, общении с другими людьми, овладении словом и готов к ним. В философии на данный момент накоплен материал о личности, об основе ее структуры и о превращении индивида в личность при «врастании его в область объективного духа», в духовную сферу [14, 25, 30, 52,266,314]. Исследователи утверждают, что человек становится полноценной личностью только в том случае, если умеет вступать в коммуникативные отношения, то есть в состояние «опосредоваться» [25] через освоение культурных форм общения, обращаясь, в частности, к фольклорным произведениям. С точки зрения Ю.М. Федорова, человек в состоянии стать личностью, общаясь с Другим, понимая его «антропное Я». Но так как человек социальное существо, он невольно вынужден постоянно совершенствоваться, стремиться к «одухотворению», «возвышению», «самопревосхождению» (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев), становясь «ценностно-значимым» (М. Хайдеггер), и тогда личность обретает свое «самосознание» (И. Кант) и стремится к свободе и Абсолютному разуму (Г. Гегель).

Педагогический потенциал фольклора в развитии коммуникативного ядра личности детей старшего дошкольного возраста

Рассматривание фольклора как одной из основных частей общенародной культуры позволяет нам проследить роль устного народного творчества в развитии коммуникативного ядра личности старшего дошкольника.

Ссылаясь на фольклор (народное творчество), необходимо уточнить значение этого термина. Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное знание» и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов. Понимают этот термин по-разному. Иногда под ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования (западноевропейская наука). Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Мы в нашей работе будем придерживаться точки зрения российских ученых.

Специфической областью устного художественного творчества является детский фольклор, имеющий свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора - соотнесение художественного текста с игрой. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе (Г.С. Виноградов, М.Н. Мельников).

Детский фольклор - это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Народная педагогика - древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности.

Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая (запоминающая), эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции, воссоздавая народно-творческую воспитательную среду.

Обращаясь к фольклорному материалу как средству духовно-нравственного воспитания детей, мы связываем изучение этого вопроса, использование его в воспитательной практике с многочисленными научными исследованиями по различным аспектам народной педагогики: В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, М.Н. Мельникова, Т.К. Солодухиной и др.; фольклора и фольклоризма: В.П. Аникина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, М.А. Некрасовой, B.C. Цукермана, В.Я. Проппа, Л.И. Шулуновой и др.; по проблемам нравственного воспитания: А.Э. Измайлова, Л.Н. Леонова, З.Е. Чернякова и др.; гармонии в отношениях детей с окружающими людьми и природой: Л.А. Азова, П.Ф. Лесгафт, Э.Я. Степаненкова и др.

Влияние фольклора на развитие личности в последнее время рассматривали Б.В. Блохин, Н.Г. Григорьева, Е.Н. Демченко, Ю.А. Скорина, Т.К. Солодухина и другие. Они отмечают духовное раскрепощение личности, повышение интереса к ценностям культуры и истории своего народа, миропонимание, увлеченность в совместной деятельности, нравственное совершенствование человека при обращении его к народному творчеству. Таким образом, освоение культуры для человека становится условием его достаточно комфортного существования в данном обществе (Л.И. Михайлова).

Культура общества складывается по мере накопления социального опыта деятельности людей (Е. Борисова, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков и др.). Ее основные функции заключаются в организации коллективной деятельности людей, их адаптации к окружающему миру. Фактическим субъектом культурных процессов является человек.

Человек развивает культурные идеалы, нормы, порождает новые культурные формы. Между личностью и культурой существует определенная взаимосвязь: личность живет культурой, культура обогащается личностью. Взаимосвязь внутри общества возрастает по мере роста его культуры в целом. Таким образом, культура является главным связующим звеном между личностью и ее социальным окружением, способом существования человека в обществе и мире.

Познание других людей и общностей, отношение к ним, обращение с ними - это тот стержень, который образует личность и определяет доминирующий характер основных элементов коммуникативного ядра личности (Г.А. Ковалев, СВ. Кондратьева, А.В. Мудрик и др.). В связи с этим А.А. Бодалев подчеркивает, что «важно очень рано начинать развивать у ребенка интеллект в целом и составляющие его элементы, направляя на решение простых и сложных познавательных задач, связанных с все более глубоким проникновением в личностную суть других людей» [40, С.81]. Личность как субъект общения может всесторонне развиваться в «особо развитой эмоциональной среде» [38], формирующейся под влиянием культуры, в частности фольклора. Поэтому крупный ученый-психиатр И.А. Сикорский предлагал использовать различные фольклорные жанры для развития у старшего дошкольника самооценки и умения выстраивать коммуникативные отношения, так как для прочного запоминания любой информации ребенку требуется многократное ее повторение без применения морализма. Этим требованиям предопределен объем произведений малых жанров фольклора, рисующих окружающий мир не в красочной неподвижности, а как мир стремительно движущихся существ, людей и предметов (М.В. Красноженова, А.Н. Мартынова, В.В. Зеньковский и др.). Еще К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок.

Взаимоотношения воспитателя и старшего дошкольника на основе диалога с привлечением фольклорного материала

Разработанная нами концепция педагогических условий развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора потребовала опытно-экспериментальной проверки, что и стало задачей этой части исследования.

Исходя из того, что «саморазвитие личности связано с воспитанием как введением человека в культуру, в смысловые пространства человеческого духа», по словам Л.Н. Куликовой, мы предположили, что развитию основы коммуникативного ядра личности ребенка потенциально может способствовать диалог между воспитателем и старшим дошкольником, основанный на фольклоризации воспитательного процесса, который нами определен в качестве педагогического условия эффективного развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника.

Необходимость решения данной задачи обусловила соответствующую организацию опытно-экспериментальной работы. Она включала в себя следующие этапы: подготовительный, констатирующий эксперимент, преобразующий эксперимент и итоговый.

В задачи подготовительного этапа входили: подбор экспериментальных и контрольных групп детей для участия в эксперименте; выявление предварительного уровня развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника, особое внимание, в первую очередь, уделялось вопросу взаимоотношений воспитателей между собой и с детьми, детей друг с другом.

Для проведения экспериментального исследования на данном этапе нами были привлечены в качестве помощников студенты-заочники 4-5 курсов дошкольного факультета БГПУ. В ходе работы над курсовыми и дипломными проектами студенты осуществляли под руководством исследователя включенное наблюдение за процессом диалогизации взаимоотношений воспитателей и старших дошкольников, проводили тестирование и анкетирование воспитателей и родителей воспитанников дошкольных учреждений с использованием ранжирования, социометрии и др. (приложения № 1 и № 2).

Обследование, носящее констатирующий характер, осуществлялось с учетом сложности современной образовательной ситуации и проводилось как кратковременно (4-5 месяцев) (детские сады № 45 с. Белогорье Амурской области, № 3 г. Шимановска Амурской области, № 56, 66 г. Благовещенска), так и длительно, лонгитюдально (2,5 года) (детский сад № 10 г. Благовещенска). Это позволило осуществить в данных дошкольных учреждений комплексную многоаспектную диагностику и определить причины негативных явлений, наметить коррекционную программу, провести подготовку педагогических кадров для работы с дошкольниками с учетом обновления сущности и структуры учебно-воспитательного процесса, то есть создать реальные условия для проведения экспериментов (вначале констатирующего, а затем преобразующего), в том числе и путем апробирования разрабатываемых методик.

Для проведения опытно-экспериментальной работы мы выбрали 2 группы детей (всего 125 человек) из старших и подготовительных групп детских садов г. Благовещенска (из детского сада № 10 - экспериментальную, № 66 - контрольную). Эта выборка обусловлена следующим. Во-первых, детский сад № 66 проводит работу с детьми по эстетическому воспитанию с привлечением фольклорного материала. Во-вторых, группы, обозначенные экспериментальными, имели более низкие показатели по компонентам развития коммуникативного ядра личности, чем контрольные.

В экспериментальной группе наблюдается снижение ведущей роли в общении у части детей, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. Внутриличностные переживания дошкольников приводят к негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, отчуждению. Воспитанники не умеют решать спор словами. В контрольной группе дети спокойнее и рассудительнее. В конфликтных ситуациях они могут уступить друг другу, умеют прощать. Но ярко выраженного желания вступать в контакт не наблюдается.

Для получения более полной и точной информации о степени сформированности коммуникативных способностей у старших дошкольников нами использовались тестовые методики «Мой воспитатель», «Моя семья», «Ребенок - детское общество», «Две рукавички», разработанные Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной. Описание данной методики представлено в приложении № 3.

Критериями развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников, как было определено в нашем исследовании, выступают эмпатия, позитивное отношение детей к фольклору и, соответственно, грамотное его использование в процессе своей жизнедеятельности.

Использование метода наблюдения позволило проанализировать процесс развития коммуникативного ядра личности старших дошкольников по каждому из определенных критериев через выделенные показатели (схему наблюдений см. в приложении № 3). Оценка перечисленных показателей происходила по трехбалльной системе. Все оценки показателей по каждому критерию суммировались, на основе набранной суммы мы дифференцировали детей по уровню развития их коммуникативных способностей.

Духовно-нравственное взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством различных фольклорных жанров

Следующей задачей опытно-экспериментальной работы была проверка второго условия гипотезы о том, что развитие коммуникативного ядра личности старшего дошкольника будет эффективным, если в становление духовно-нравственного взаимодействия ребенка с окружающим миром привлечь различные фольклорные жанры. При выведении этого педагогического условия мы основывались на идеях нравственного воспитания, саморазватия, на положении об общечеловеческих ценностях как основе учебно-воспитательного процесса.

Исходя из того, что духовность всегда «процессуальна, незавершенна, то есть «длящаяся», «восходящая», мы определяем зависимость личностного становления ребенка, его духовно-нравственного развития от социальной среды. Где педагогическое взаимодействие родителей как первых воспитателей малыша выстраивается на основе «глубинного общения» [25] с привлечением фольклорного материала, когда осуществляется «со-единение», «со-переживание», эмпатия, взаимная доверительность вплоть до «исповедальное» [174].

Содержанием диагностического этапа явилось наблюдение, анкетирование родителей воспитанников детских садов и беседа с ними; наблюдение за отношениями между детьми в дошкольном учреждении и индивидуальная беседа с каждым ребенком. Впоследствии составлена диагностическая карта взрослых членов семьи старших дошкольников (приложение № 4). Полученные результаты дали представление о коммуникативных способностях этих людей.

По данным анкет только 32% родителей детей старшей группы детского сада являются активными, общительными людьми; 48% - ведут малообщительный образ жизни, мотивируя это тем, что «на работе очень устают и выходные дни предпочитают провести дома возле телевизора или читая книгу»; 20% родителей старших дошкольников не интересуются коллективными мероприятиями, не любят ходить в гости и принимать их у себя. Люди этой группы ведут замкнутый образ жизни.

Также наблюдается и различное отношение родителей к общению со своими детьми. Практически все они отметили в анкете предпочтительное использование спокойных, «настольных» игр. При посещении детей друзьями их игровая деятельность ограничивается взрослыми просмотром телепрограмм, рисованием, то есть предлагаются, так называемые, «тихие» игры. Только 18% родителей указали в анкете, что разрабатывают сценарии детских вечеров, в которых предлагают детям всевозможные коллективные занятия как дома, так и на улице («На золотом крыльце сидели», прятки, «Краски», игры со словами и т.д.). При этом взрослые сами принимают активное участие в этих празднествах. Анкетирование показало, что 60% родителей не ограничивают детей спокойными играми, но в то же время пассивно наблюдают за порядком со стороны.

Тем не менее, практическое большинство родителей, невзирая на различное отношение к общению, не отметили важности обсуждения прочитанных книг или просмотренной вместе с ребенком какой-либо семейной телевизионной передачи. Наблюдая за игровой деятельностью дошкольников, мы отметили, что дети, приходя после выходных и праздников в детских сад, редко делятся своими впечатлениями о прошедших днях, их игры и разговоры не отличаются от обычных взаимоотношений в группе, не наблюдается эмоционального подъема. По ходу научного эксперимента было выявлено, что у ребенка, воспитывающегося в семье, где не проявляется готовность взрослых диалогизировать с ним, не реализуется потребность в общении, не прослеживается то человеческое взаимодействие, где люди, по словам К.Маркса, «как физически, так и духовно творят друг друга» [167]. Шестилетний ребенок, лишенный познавательного общения, самостоятельно не в состоянии правильно выстроить познавательное взаимодействие.

Беседуя со старшими дошкольниками и наблюдая за их поведением во всех режимных моментах детского сада, было выявлено, что большинство детей предпочитают одиночные игры, некоторые воспитанники часто конфликтуют с детьми в группе, не умеют друг с другом общаться. Поэтому мы определили следующее направление в пути реализации второго педагогического условия развития коммуникативного ядра личности ребенка: духовно-нравственное взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством различных фольклорных жанров.

С этой целью с родителями воспитанников десткого сада были проведены собеседования психолога, на которых определялись такие понятия, как общение, коммуникабельность, объяснялась значимость диалогизации взрослого с ребенком для развития личностных качеств малыша. Родителям предлагались тесты, которые помогли им лучше узнать особенности своего характера, темперамента, что позволило им правильно охарактеризовать свое отношение к окружающему миру: людям, деятельности, личной собственности и себе. Игры-релаксации помогали снимать напряжение и избавляться от отрицательных эмоций.

Для взрослых членов семьи был оформлен информационный уголок, куда постоянно помещался новый материал об умственном, психическом и физическом развитии ребенка; предлагались разработки занятий с использованием различных жанров устного народного творчества по совершенствованию коммуникативных навыков их детей; фольклорные произведения, развивающие духовно-нравственные качества личности, для совместного с дошкольниками чтения и обсуждения. Родителей приглашали принимать участие в групповых мероприятиях, посвященных народным праздникам.

В конце учебного года на последнем родительском собрании было повторено анкетирование, с введением дополнительного вопроса «Считаетели Вы полученные знания важными и необходимыми для Вашего общения с ребенком? (Да. Нет. Не совсем. Почему?)».

Похожие диссертации на Педагогические условия развития коммуникативного ядра личности старшего дошкольника средствами фольклора