Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора Ахмадова, Тамуса Хамидовна

Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора
<
Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмадова, Тамуса Хамидовна. Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ахмадова Тамуса Хамидовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1472

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной многонациональной Российской Федерации, переживающей непростые времена, вопросы воспитания молодежи являются объектом внимания не только педагогов, но и властей. Ведь воспитание молодежи - это общее дело государства, сила и процветание которого во многом зависит от его гармонически развитых граждан. При этом обязательными условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной и художественной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Для развития данных качеств необходимо создание эффективной системы обучения и воспитания.

Основными задачами современной школы сегодня являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств. Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающих ее рост в соответствии с социальным и духовно-нравственным становлением человека, является воспитание художественной культуры.

Основы художественной культуры закладываются в школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности. В связи с этим на современном этапе актуализируется поиск новых подходов к формированию художественной культуры, в решении проблемы эстетического воспитания. На наш взгляд, использование значения фольклора в образовательной среде позволяет в определенной мере решить проблему формирования художественной культуры школьников.

Именно фольклору, как важной части культуры, суждено было выступить в роли воспитателя народного духа и народного миропонимания, выразителя сознания и быта трудовых горцев.

Направленность, характер и особенности воспитательной роли фольклора представляются важными критериями в системе духовно-культурных ценностей. В связи с этим актуальной становится проблема формирования художественной культуры школьников средствами фольклора.

Использование педагогического потенциала фольклора в практике формирования является важным средством воспитания у школьников художественной культуры. Знание фольклора позволит учащимся школ осознать сущность и специфику художественной культуры. Однако сегодня в общеобразовательной школе духовно-нравственный потенциал фольклора не востребован в полной мере, и его роль в формировании художественной культуры школьников, еще недостаточно исследована.

Весьма примечательно, что воспитательный потенциал фольклора Чеченской Республики, являющегося верным средством познания жизни

детей, не только значителен, но и актуален и перспективен. Педагогическое осмысление фольклорного наследия чеченского народа должно способствовать сохранению и формированию художественной культуры школьника.

Проблемы формирования художественной культуры достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам формирования художественной культуры, разработке его понятийно - терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, Н.И. Киященко, М.С. Каган, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.), психологических (В.Г. Асеев, Л.И. Божо-вич, B.C. Ильин, В.Н. Мясишев, К.К. Платонов и др.) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, СТ. Шацкий и др.) аспектов эстетического воспитания. Вопросы обучения и воспитания в национальных регионах разработаны в исследованиях И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Ф.Г. Никитиной, К.Б. Семенова, Л.Л. Супруновой, И.А. Шорова, И.М. Раджабова, A.M. Маго-медова и др.

Изучению воспитательной роли фольклора посвящены работы Г.С. Виноградова. О.И. Капицы, А.Ш. Гашимова, Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева. В.Г. Бойко, Э.И. Литвина.

Широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей открыло введение национально-регионального компонента в содержание образования. Значительную роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г.Н.Волкова, A.M. Магомедова, З.Г. Нигматова, О.Д. Мукаевой, Я.И. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова. Большую помощь оказали нам исследования, посвященные традиционной педагогической культуре чеченского народа таких авторов, как Ш.М-Х. Арсали-ев, И.Ю. Алироев, Т.Б. Амаева, А.В. Аджиев, И.А. Дахкильгов и др.

Проведенный анализ литературы показал, что проблемы формирования художественной культуры школьников нашли отражение в исследованиях многих ученых. Однако педагогический потенциал чеченского фольклора в формировании художественной культуры школьников еще недостаточно изучен и исследован.

В связи с этим продолжающаяся тенденция снижения формирования художественной культуры и других возможностей в эстетической сфере подтверждают актуальность настоящего исследования и позволяют выделить следующие противоречия:

между процессом формирования художественной культуры и системой традиционного образования;

потребностью общества в повышении эффективности формирования художественной культуры и недостаточным опытом использования

чеченского фольклора в развитии необходимых личностных, творческих эстетических качеств школьников.

И поэтому сегодня в современной школе возможности народного фольклора как средства формирования художественной культуры школьников далеко не исчерпаны. Недостаточная изученность возможностей использования чеченского фольклора в формировании художественной культуры школьников с учетом современных реалий определили выбор темы данного исследования: «Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора».

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью поиска полезных и эффективных направлений, форм и методов приобщения школьников к фольклору. Вместе с тем ставится вопрос о создании необходимых педагогических условий разработки содержания и обоснования методики формирования художественной культуры школьников средствами фольклора, как важного фактора интенсивного развития личности.

В связи с вышеизложенным возникает проблема исследования:

определение тенденций и условий использования традиционного
народного творчества как средства формирования национальной худо
жественной культуры школьников;

исследование практического опыта преподавателей, а также теоре
тическая разработка проблемы формирования художественной культуры
школьников средствами фольклора.

Объект исследования - процесс формирования художественной культуры школьников средствами фольклора в средней школе.

Предмет исследования - условия, формы, и методы формирования художественной культуры школьников средствами чеченского фольклора.

Цель исследования - выявить, научно обосновать и разработать эффективную систему учебного процесса в формировании художественной культуры школьников средствами фольклора чеченского народа.

Гипотеза исследования. Формирование художественной культуры чеченского народа средствами фольклора будет наиболее эффективным, если:

деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им фольклора и аспектов его педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности;

проблема развития культурного потенциала школьников будет решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов фольклора, при этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о фольклоре;

изучить и проанализировать материалы устного народного творчества, вызвать интерес и уважение к различным культурно-историческим традициям, обычаям, обрядам народа;

разработать и внедрить в учебный процесс условия, систему занятий, способствующих формированию художественной культуры школьников средствами чеченского фольклора.

Задачи исследования:

- осуществить теоретический анализ философской и психолого-
педагогической литературы по исследуемой проблеме для осмысления ак
туальности и сущности национально-художественной культуры;

раскрыть познавательное, эстетическое, педагогическое значение устного народного творчества чеченского народа в формировании художественной культуры школьников, обосновать формы и методы приобщения учащихся к произведениям народного фольклора;

определить основные принципы организации научно-методического обеспечения и эффективной деятельности по реализации условий формирования художественной культуры школьников, на основе изучения и анализа произведений чеченского фольклора;

разработать и экспериментально проверить условия по использованию произведений чеченского фольклора в формировании художественной культуры школьников.

Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, П.Ф. Капте-рев, Д.С. Лихачев. Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев. К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский и др.), положения о теории личности и творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачева, A.M. Магомедова, И.М. Раджабова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.)

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский); исто-рико-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, Н.К. Гончаров, Э.Д. Днепров, А.Н. Джурин-ский, П.Ф. Каптерев, Г.Б. Корнетов, Л.Н. Модзалевский, А.И.Пискунов, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, М.Ф. Шабаева и др.); этно-педагогический процесс (Л.Г. Андреева, Л.С. Алексеева, И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, В.В. Ма-каев, К.Б. Семенов, И.А. Шоров); фольклор как источник воспитания

(С.Н. Азбелев, Ф.И. Буслаев, B.C. Гудков, Н.А. Добролюбов, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, З.Б. Цаллагова и др.); специфику эстетического воспитания (А.И. Буров, В.И. Иванов, М.С. Каган, А.Э. Кондратенко, Л.Н. Нечко, В.А. Разумный и др.).

Психолого-педагогическими концептуальными положениями проблемы стали культурно-историческая теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А Рубинштейн), учение о единстве национального и общечеловеческого (Я.А. Коменский. К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, СИ. Миропольский и др.)

Важные аспекты формирования художественной культуры школьников освещены в трудах Б.В. Астафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, К.Л. Гродзенской, Г.С. Риги-ной и другие.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования); педагогические (наблюдение и беседы, изучение особенностей освоения учащимися национальной культуры, в том числе устного народного творчества, анализ материалов о регионализации концепции обновления учебно-воспитательной системы, изучение опыта работы учителей различных гуманитарных дисциплин, изучение программных документов и фактических материалов работы школ, инновационные технологии, проектирование модели развития и образования); экспериментальные; социологические (интервьюирование, беседа, опрос, экскурсии, видеозапись, анализ, эксперимент) апробация методических рекомендаций, наглядных пособий, изучение продуктов творческой деятельности школьников, математическая обработка результатов эксперимента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СШ № 8, 14 г. Грозного, общеобразовательных школ с. Бел-гатой Шалинского района и с.Старые Атаги Грозненского района Чеченской Республики.

Исследование проводилось в три этапа.

  1. этап (2005-2008 гг.) - на основе теоретического анализа философских, психологических, педагогических исследований были выявлены актуальность, методологические основы и концептуальные подходы к исследованию.

  2. этап (2008-2009 гг.) - продолжалось изучение психолого- педагогической, специальной литературы по теме исследования; проведение основного этапа опытно-экспериментальной работы, подготовка научно-методической базы исследования. Проведены эксперименты, определены наиболее эффективные формы и методы. Созданы условия, способствующие формированию национальной художественной культуры

школьников в процессе приобщения их к произведениям чеченского фольклора.

3 этап (2009-2010 гг.) - обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами содержание и условия формирования национально-художественной культуры средствами фольклора, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в: - выявлении условий и особенностей процесса формирования художественной культуры школьников средствами фольклора;

установлении, что фольклор отражает национальные особенности, связанные с историческими событиями в жизни края в силу своих специфических возможностей, создают особые условия для изучения и освоения учащимися культурного наследия чеченского народа;

выявлении воспитательного, художественно-эстетического потенциала различных жанров фольклора, нашедших отражение в задачах формирования художественной культуры чеченской народной педагогики;

создании и экспериментальной проверке содержания, условий, системы занятий, способствующих формированию художественной культуры школьников посредством приобщения к творческим произведениям чеченского фольклора;

определении основных средств и методов, разработке критериев позволяющих выявить и оценить уровень сформированности художественных знаний и глубины интересов учащихся к национальной художественной культуре в процессе изучения фольклора.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

изучен, обобщен и научно переосмыслен исторический опыт формирования художественной культуры в процессе приобщения школьников к чеченскому фольклору;

обосновано, что народный опыт формирования средствами фольклора чеченского народа представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, что естественно повышает интерес учащихся к художественной культуре;

обосновано, что изучение и освоение художественной культуры с учетом исторически сложившихся фольклорных традиций, сконцентрировавших в себе духовно-нравственную мудрость народа способствуют активизировать творческие способности учащихся.

Практическая значимость исследования усматривается в возможности организации жизнедеятельности школьников на фольклорных традициях, в освещении вопросов формирования художественной культуры средствами фольклора, а также:

теоретические положения и методические материалы могут быть использованы в школе на уроках литературы, истории, русского языка, изобразительного искусства, во внеклассной работе;

положения и выводы диссертационного исследования могут быть применены в других регионах России, где широко представлено культурно-историческое, художественно- творческое фольклорное наследие народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования
обеспечивались целостным подходом к решению проблемы; методоло
гической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретиче
ских положений исследования; разнообразием научно-
исследовательских методов и приемов, их взаимосвязанностью, ориента
цией диссертанта на современные методологические подходы к пробле
ме изучения историко-культурных традиций народа, широтой источни-
ковой базы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

педагогические условия формы и методы формирования художественной культуры школьников раскрывающие познавательные эстетические ценности устного народного творчества чеченского народа;

культурно-исторические, социально-экономические предпосылки, концепции и принципы преподавания фольклора с учетом опыта работы учителей соответствующего профиля в школах Чеченской республики;

разработанные системы занятий по формированию художественной культуры школьников, органически сочетающих обучающих и воспитательных компонентов федерального уровня с конкретно региональными, ассимилировавшими в себя вековые традиции фольклора;

уровни и критерии, позволяющие выявить не только знания и глубину интереса учащихся к художественной культуре, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к культурным ценностям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Чеченского государственного педагогического университета; докладывались на ежегодных педагогических чтениях и конференциях в Чеченском государственном институте (2007-2008 г.г), а также на различных конференциях в вузах других городов (Даггоспедуниверситет, г.Махачкала; Карачаево-Черкесский университет, г. Карачаевск); созданные автором планы-конспекты уроков-бесед использовались в школах городских СШ № 8, 14, и сельских общеобразовательных школах сел. Белгатой Ша-линского района, сел. Старые Атаги Грозненского района.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертации на Формирование художественной культуры школьников средствами фольклора