Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Пазова Рита Исмаиловна

Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики
<
Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пазова Рита Исмаиловна. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пазова Рита Исмаиловна; [Место защиты: Пятигорский государственный лингвистический университет].- Пятигорск, 2010.- 184 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста 12

1.1. Сущность и понятие экологической культуры в истории и теории педагогики 12

1.2. Роль и место экологического воспитания в процессе формирования экологической культуры младших школьников 33

1.3. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников 55

Выводы по главе 1 85

Глава 2. Содержание и технологии формирования экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики 90

2.1. Средства абазинской народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников 90

2.2. Технологии стимулирования развития экологической культуры у младших школьников в современном образовании 118

2.3. Уровни экологической культуры младших школьников и итоговые результаты опытно-экспериментальной работы 144

Выводы по главе 2 158

Заключение 163

Список использованной литературы 170

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена многими факторами. Важной глобальной проблемой современного мира является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды. Ее решение требует развития фундаментальных экологических знаний.

Научно-технический прогресс настоящего времени усиливает зависимость человека от природы. Стремясь покорить природу, человечество оказалось на грани экологической катастрофы: озоновая дыра, парниковый эффект, загрязнение Мирового океана грозят гибелью человечеству. Именно поэтому экологические проблемы человечества рассматриваются в дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях. В младшем школьном возрасте процесс экологического воспитания играет особо важную роль в формировании личности. При этом необходимо учитывать экологическую обстановку региона, в котором проживают дети, своеобразие природной среды, в изучении которой важную роль играет использование педагогического наследия прошлого.

В связи с вышеизложенным актуальным становится развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности и долга человека по отношению ко всему окружающему миру, поскольку сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых значимых категорий в системе ценностей общества.

Проблема актуальна и с этнорегиональных позиций. Учет исторического культурного наследия разных этносов способствует активизации и развитию процесса экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Становление будущего гражданина не может осуществляться без учета роли человека в изменении экологической естественной среды, в связи с чем экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Классики педагогики Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Пестолоц-ци, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский высоко оценивали роль природы в формировании гармонично развитой личности. Вопросам экологической культуры посвятили свои работы такие ученые, как Б.Т. Лихачев, Е.С. Пекер, Ф.Н. Рейнерс, В.А. Сластенин, Дж. Брунер. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, начинается интенсивное исследование проблем экологического воспитания и образования представителями разных наук. Этими вопросами занимались В.И.Вернадский, Л.Н. Гумилев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно.

Идеи природосообразности рассматривались и в работах Ш.А. Амона-швили, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого.

Вопросам взаимоотношения общества и природы уделяли внимание А.И. Герцен, Д. Дидро, А.И. Воронцов, Н.Н. Моисеев, А.И. Суббето, Н.М. Чернова.

Несмотря на достижения в решении проблем экологического образования и воспитания, пока еще недостаточно разработаны средства, методы и направления экологического взаимодействия на региональном уровне. Опыт народной педагогики, особенности уклада жизни кавказских народов, который не всегда учитывался в учебно-воспитательном процессе школы, детерминировавший многие общественные процессы, базировался на естественных природных началах. Традиционная педагогическая культура народов Северного Кавказа веками накапливала опыт воспитания подрастающих поколений, который основывался на реальной жизни. В свою очередь, вся жизнь наших предков была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние последней на развитие общества вообще и воспитательные процессы в частности. В формировании этнопсихологических и социально-культурных особенностей человеческих сообществ к числу первостепенных относят при-родно-географические детерминанты.

Анализ научной литературы и источников по проблеме формирования экологически воспитанной личности позволили выявить следующие противоречия:

между ориентацией общества на развитие техносферы, необходимой для удовлетворения его материальных потребностей, и современным гуманистическим отношением человека к окружающей природной среде;

между необходимостью формирования экологической культуры различными средствами и недостаточным использованием педагогического потенциала народной педагогики;

между признанием необходимости формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточной разработанностью условий и технологий, способствующих развитию данного процесса в условиях начального образования;

между традиционным антропоцентрическим содержанием экологического образования и требованиями современного, основанного на экоцентри-ческих позициях, подхода.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования как разработку условий и технологий стимулирования формирования экологической культуры школьников, особенностью которой является опора на традиционные экологические ценности народов Кавказа.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования - экологическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

Предмет исследования - формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики.

Гипотеза исследования - формирование экологической культуры младших школьников будет успешным, если:

- выявлены и учтены содержание, структура, принципы, особенности
сформированности экологической культуры младших школьников; у

определены условия и стимулы формирования у них экологической культуры;

процесс формирования экологичической культуры осуществляется в контексте формирования общей культуры и на основе уровней сформирован-

ности экокультуры;

- разработаны технологии совместной деятельности семьи и общеобразовательной школы, направленные на использование народного опыта в процессе формирования экологической культуры младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Определить содержание, структуру, принципы, особенности формирования экологической культуры младших школьников.

  2. Провести диагностику экологической культуры и определить уровни ее сформированности у младших школьников.

  3. Выявить педагогические условия и стимулы формирования экологической культуры у младших школьников на основе этнокультурных ценностей.

  4. Разработать технологии, способствующие формированию экологической культуры у младших школьников, проверить их воспитательные возможности.

Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов экологического воспитания и развития личности, положения системного подхода к изучению экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики; современные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процесса; общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и экологического воспитания.

Теоретической основой исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощение единства его биологической природы и социальной сущности (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Ф.Н. Реймерс, А.И. Суббето, П. Тейяр де Шарден, Р. Штайнер, А.В. Яблоков); положения о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (А.А. Вер-

бицкий, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци); идеи этнопедагогизации и этноэкологизации воспитательной среды, получившие отражение в трудах (И.А. Арабова, М.С. Багова, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волкова, В.А. Данилова, КБ. Семенова, А.Р. Текеевой, В.К. Шаповалова и др.).

Особую значимость для нашего исследования имели теоретические идеи и положения в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, С.Л. Рубинштейна, где доказывается, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной гуманистической деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов; беседы, анкетирование; констатирующий и формирующий эксперимент; статистическая обработка результатов исследования; ранжирование.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в школах Карачаево-Черкесии, а именно в СОШ №1, №2 а. Псыж, СОШ а. Кубина, СОШ а. Красный Восток.

На первом этапе (2005-2006 гг.) проводилось изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулировались теоретические основы и концептуальная база исследования, разрабатывались рабочая гипотеза, программа экспериментальной работы и констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006-2007) осуществлялись сбор фактического материала, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента.

На третьем этапе (2008-2009) уточнялись отдельные теоретические положения исследования, проводился анализ опытно-экспериментальной работы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись дис-

сертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предложено авторское понятие экологической культуры младшего
школьника как интегративного качества личности, отражающего совокуп
ность экологических знаний и нравственно-экологических поступков в про
цессе взаимодействия младших школьников со средой обитания, сформиро-
ванность понятия ценности природы, чувства бережного отношения к ней и
экологической деятельностной активности на основе общей культуры и
средств абазинской народной педагогики;

разработаны принципы и методы формирования экологической культуры, ее компоненты и структура;

определены педагогические условия (воспитывающий характер учебного процесса в начальной школе, участие семьи в экологическом воспитании детей, организация экологической направленной среды) и стимулы (познавательный интерес к изучению и освоению абазинских традиций, народного творчества, умение посредством его видеть прекрасное в природе, воздействие на чувства школьника фольклора и природы, пример взрослых, успех в работе по охране природы), формирование у учащихся младших классов единого «образа мира» и экологической культуры на основе абазинской народной педагогики;

разработаны педагогические технологии формирования экологической культуры младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

уточнены представления о сущности экологической культуры экологического воспитания младших школьников;

дополнена теория воспитания экологической культуры младших школьников в многонациональном регионе;

определены педагогические условия развития экологической культуры (с социальных, этнокультурных, психологических позиций): воспитывающий характер учебного процесса; национально-региональная направленность обра-

зовательного процесса, стимулирующая формирование экологической культуры младших школьников, включенность в него семейного воспитания; организация экологически значимой педагогической среды в семье и школе; учет анатомо-физиологических и психологических особенностей младших школьников;

выработаны подходы, определены принципы и методы работы с родителями учащихся младших классов, способствующие повышению экологической культуры учащихся на основе абазинской народной педагогики;

установлены критерии и показатели для определения уровня экологической культуры младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: -установлены критерии (мотивационно-эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и уровни экологической культуры, которые могут быть использованы в работе с учащимися младших классов в школе и семье;

определены педагогические стимулы и условия формирования экологической культуры младших школьников посредством народной педагогики, обоснованные в исследовании, могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в школе и воспитания в семье;

выявлены возможности внедрения материалов исследования в учебно-воспитательный процесс начальной школы, вузов, институтов повышения квалификации. Они могут быть учтены студентами университетов и педагогических учебных заведений при выполнении ими рефератов, дипломных проектов.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, использованием методов исследования, адекватных его цели и задачам, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда начальных школ, сочетанием количественного и качественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура младших школьников есть интегративное ка-

чество личности, отражающее совокупность экологических знаний и нравственно-экологических поступков в процессе взаимодействия младших школьников со средой обитания, сформированность понятия ценности природы, чувства бережного отношения к ней и экологической деятельностной активности на основе общей культуры и этнорегионального материала. Компонентами экологической культуры являются интеллектуальные, деятельностно-волевые, мотиваци-онно-эмоциональные аспекты жизнедеятельности младшего школьника.

  1. Условиями успешного формирования экологической культуры у младших школьников являются: воспитывающий характер учебного процесса в начальной школе, его национально-региональная направленность, взаимосвязь школьного и семейного воспитания, организация экологически ориентированной педагогической среды в семье и школе, учет анатомо-психологических и анатомо-физиологических особенностей младших школьников.

  2. Формирование экологической культуры предполагает осуществление и учет влияния, которое этнорегиональные средства оказывают на ускоренное развитие экологического сознания, чувств и поведения.

Средства, оказывающие наибольшее стимулирующее влияние на успешность формирования экологической культуры младших школьников, можно условно объединить в четыре группы:

познавательные - понимание ценности природы, сущностность осваиваемых природоведческих и экологических знаний, их новизна, творчество в ее освоении и сбережении;

этноорнентированные - формирование у младших школьников единого образа мира, использование в учебно-воспитательной деятельности учащихся фольклора и обычаев, опора на традиции абазинского народа, краеведческая работа, экскурсии на природу;

-моральные - использование интереса и любви к природе со стороны окружающих, положительного примера взрослых гуманно-ориентированных ситуаций по отношению к природе;

- практикоориентнрованные - экологический подход в преподавании

учебных предметов, индивидуальные задания экологического характера, совместный характер экологической деятельности школы и семьи, востребованность ее результатов, успех в работе по бережному отношению к природе.

4. Технология формирования экологической культуры на основе абазинской народной педагогики включает в себя следующее: разработку и использование в работе с учащимися гуманно-ориентированных ситуаций, формирование понятия ценности природы средствами абазинской народной педагогики, опору на эмоциональный отклик самого школьника, проявляющего готовность усвоить и руководствоваться в поступках экологическими нормами жизнедеятельности, создание атмосферы эмоционального сотрудничества детей и взрослых, направленного на включение учащихся в экологическую деятельность.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Основные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госуниверситета «Алиевские чтения» (2007-2009 гг.), Ш международной научно-практической конференции «Абхазия на пути к независимости: экономика, наука, политическая и правовая системы» (Москва, 2007), публиковались в научных журналах «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск), «Вестник Карачаево-Черкесского госуниверситета» (Карачаевск), «Вестник Пятигорского государственного университета» (Пятигорск), «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена».

Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс школ республики.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 183 источника.

Сущность и понятие экологической культуры в истории и теории педагогики

В настоящем разделе исследования нами были реализованы следующие задачи: - на основе анализа научных источников определены сущность понятий "культура", "экология", "экологическая культура", их место, значимость и необходимость усиления и совершенствования экологического воспитания в современных условиях; - с социальных, психологических и педагогических позиций обоснована структура и компоненты экологической культуры; - выявлены недостатки процесса формирования экологической культуры у современных школьников, возможности их преодоления и пути влияния экологической культуры на развитие личности младшего школьника.

Любые научные понятия - многостороннее явление, которое предполагает рассмотрение разных аспектов деятельности человека, физиологической основой чего являются различные взаимосвязанные функции центральной нервной системы, и особенности организма.

В словарях представлены разные определения термина "понятие": - в философском словаре-это одна из форм отражения мира, ступень по знания, связанная с применением языка, способов обобщения предметов и яв лений (Узденова З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспи тании младшего школьника: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. С.371). Понятием называют мысль, представляющую собой обобщение предметов некоторого класса по их специфическим признакам, причем, предметов одно го и того же класса. Понятие имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки, по которым обобщаются предметы. Диалектико материалистический подход к понятию подтверждается развитием всей современной науки и служит методом научного познания при изучении понятий.

В Педагогическом Энциклопедическом словаре "понятие" определяется как форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и осмысленного выделения самого этого класса до определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков (Паустовский К.Г. Сб. соч. М., 1958. Т.6. С.207). В понятиях отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В форме понятий происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для, педагогики большую значимость имеет различие так называемых житейских и научных понятий. Житейские понятия образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребенка, а научные понятия систематичны, имеют четкие признаки, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения.

Поскольку термин "понятие" является общенаучным, обратимся к подходам к нему в других науках.

В словаре русского языка "понятие" определяется как логически оформленная общая мысль о предмете, представление, сведения о чем-нибудь, способ, уровень понимания чего-нибудь (Новик-Качан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации "преподаватель": автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. .485).

Термин "понятие" привлекает внимание как сложная логико-гносеологическая категория, при контроле усвоения которой необходим учет значительного числа характеристик. Сущность процесса усвоения понятий заключается в осмыслении содержания, т.е. его существенных признаков, его объема (совокупность объектов, охватываемых понятием), существенных связей и отношений данного понятия с другими понятиями системы. Овладение понятием предполагает еще и овладение умением оперировать им в решении разнообразных задач познавательного и практического характера. Если рассматривать вещи лишь как наличные в нашем уме, то они суть нашего мнения; это - понятия, которые могут быть истинными/ложными, соответствующими или противоречивыми. Они подтверждаются только тогда, когда связанны с внешними вещами: "Эта связь устанавливается или непрерывной цепью опытов, или непрерывной цепью рассуждений, основывающихся, с одной стороны, на наблюдениях с другой стороны, на опыте, или цепи опытов, там и сям включенных в рассуждения, подобно гирькам на нитке, подвешенной за оба конца. Без этих гирек нитка стала бы игрушкой малейших колебаний воздуха" (Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. С.337).

Среди требований к понятиям исследователи Макарова Л.В., Марке-лов С.А. выдвигают следующие: - они должны быть исчерпывающими; - они должны быть эквивалентными сущности моделей знания; - они должны в разной степени обновляться (Карпов О.А. Интеллектуальное знание в современной школе // Педагогика. 2005. С.50).

В понятиях отражается единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. За каждым понятием скрыто особое предметное действие (нравственное, экологическое, трудовое, интеллектуальное и др.), воспроизводящее предмет познания.

Мы уже обращали внимание на наличие у школьников не только научных или учебных понятий, но и житейских. Например, понятие "экология" не может совпадать у старшего дошкольника или у подростка. Менчинская Н.А. считает, что долгое время в процессе усвоения научные признаки понятия сочетаются с донаучными и даже могут искажать их (Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий Известия // АПН РСФСР. М., 1950. С.57-58).

В нашей опытно-экспериментальной работе мы использовали личный житейский опыт учащихся, и всю последующую работу строили на предшествующем опыте школьников.

Усвоение понятий дает возможность обучающимся легче усвоить теорию. Целью, к примеру, экологического образования и воспитания, является не только усвоение экологических знаний, в том числе и понятий, но и выработка в будущем умений решать конкретные практические задачи с помощью этих понятий. Обратимся к ключевым понятиям нашего исследования.

Роль и место экологического воспитания в процессе формирования экологической культуры младших школьников

В задачи настоящего раздела входит: - определение значимости проблемы экологического воспитания, его генезиса и принципов; - обоснование целей, компонентов, структуры и функций экологического воспитания; - определение важнейших путей формирования экологической культуры в средней общеобразовательной школе.

Двадцатый век вошел в историю человечества двумя мировыми войнами, созданием атомной бомбы и ее испытанием на японских городах Хиросима Нагасаки, крупной аварией на Чернобыльской атомной электростанции.

Многогранность проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества, их взаимосвязь с проблемами общественной сферы, разные территориальные масштабы определяют необходимость разделения их на уровни: глобальный, региональный, локальный.

В настоящее время вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов приобретают исключительное значение. Появляется ряд работ, посвященных проблеме окружающей среды. Эта проблема занимает видное место во внутренней политике большинства государств, в сфере международных отношений и сотрудничества.

Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем, каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы (Лихачев Б.Т. Педагогика // Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1999. С.230-232).

Мир природы - среда обитания человека; он заинтересован в сохранении целостности чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем в своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатство природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и восстановления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен неповторимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека.

Природа обладает высоким педагогическим потенциалом. Она является для людей объектом познания и эстетического воспитания. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Исследователи А.И. Воронцов, Н.З. Харитонова справедливо отмечают, что у природы и общества наряду с общими есть свои специфические черты. Вся общественная жизнь, производство, человек и его сознание существуют на базе природных материалов, действуют в соответствии с природными закономерностями. В этой связи общество является частью природы. Однако строясь на материале природы, используя ее закономерности, общество обладает своей социальной сущностью (Воронцов А.И., Харитонова Н.З. Охрана природы: учеб. пособие для лесотехнических вузов и факультетов. М., 1977. С. 14). К. Маркс справедливо указывал, что "общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный гуманизм природы" (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. М., 1956. С.560).

Академик Н.Н. Моисеев пришел к выводу, что в обществе, устроенном на основе идей экологического социализма, экологическая ответственность должна стоять выше личной свободы действий, потребности, ограниченными в соответствии с экологическими возможностями природных ресурсов и среды (Моисеев Н.Н. Универсум. Информация // Общество. М., 2001. С.93).

А.И. Суббето считает, что устойчивое развитие человечества невозможно на основе только рыночных капиталистических отношений. "Будущее за ноо-сферным, экологическим социализмом. В этом экологическое спасение человечества..." (Суббетто А.И. Императив устойчивого развития человечества и России в форме управляемой социоприродной эволюциио // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. СПб., 2001. С.52).

Исследователи Б.Т. Лихачев (Лихачев Б.Т. Педагогика. М.,1995. 123с), А.И. Новик-Качан (Новик-Качан А.И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации "преподаватель": автореф. дис. ...канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 22с.) считают, что формирование экологической культуры в процессе экологического воспитания должно строиться на основе двух подходов - комплексного и личностного. Комплексный предполагает использование всех направлений воспитания -гражданского, патриотического и т.д., в единстве всех их аспектов. Личностный же предполагает формирование ответственности каждой личности перед обществом за нынешнее состояние окружающей среды и будущее всего человечества.

К концу XX в. становится очевидным, что престиж любого общества определяется по тому, насколько затребована и ценится в нем просвещенная, высоконравственная личность и как стимулируется ее максимальное развитие и самореализация. Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов. Его ценностные ориентации находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности.

Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа -среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние не сравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения в настоящее время приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны (Чернова Н.М., Галупшн В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учеб. пособие для 10 (11) кл. обще-образоват. учреждений. М., 2004. С.217-218).

Средства абазинской народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников

В настоящем разделе: - рассмотрим понятие средств обучения и воспитания, их роль в формировании личности; - определим значение народности и народной традиции в формировании личности современного школьника; - покажем влияние различных воспитательных средств абазинского народа на формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Средства обучения и воспитания определяются как материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на формирование культуры учащихся, в том числе экологической культуры (Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. С.21). По месту и по выполняемым функциям средства часто называют стимулами воспитания и обучения. Средства обучения подразделяют на материальные и идеальные. Фольклор мы относим к идеальным средствам, поскольку идеальные средства современного обучения - это "те усвоенные раннее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний" (там же. С.24).

Л.С. Выготский к идеальным относит такие средства, как речь, письмо, произведения искусства, мнемонические приспособления и др. (Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С.103). Пидка-стистый пишет: "В общем случае идеальное средство - это орудие усвоения культурного наследия, новых культурных ценностей" (Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. С.246). Именно в этом значении мы употребляем данное понятие в нашем исследовании.

Средства обучения выступают в качестве способов передачи подрастающему поколению народных традиций и обычаев, реализации принципа народности в школьном и семейном образовании.

В отечественной педагогике самое пристальное внимание уделялось использованию народной педагогики.

Народность в сознании К.Д.Ушинского являлась тем социальным принципом, который наравне с философскими принципами определил собой содержание и направление всего его мировоззрения (Блягоз Н.Ш. Семейная этнопе-дагогика и современная национальная школа: тезисы докладов межвуз. научной конф. 18-22 сентября. г.Карачаевск. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 103).

С точки зрения К.Д. Ушинского народ должен сам себе выбирать какое ему нужно образование и нужно ли оно ему, не надо его заставлять принимать ту или иную форму образования. Людям, которым доверили вести образовательные дела, должны знать психологию народа, его потребности и, опираясь на них, прокладывать дорогу вперед.

К.Д.Ушинский - борец за подлинно народную школу. Он писал: "Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам: теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству, а мы ее - то, именно ее, именно годную для заимствования во всей полноте и пропустили. Не мешало бы нам занять ее затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины" (Ушинский К.Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского // Избранные пед. соч. М., 1954. Т.2. С.282).

Российский народ, понимая принципиальную важность и значимость образования для будущего России, отдает себе отчет в необходимости определения стратегической цели развития образования как механизма консенсуса между различными национальными группами, создания национальной школы федерального уровня как преобразования школы в инструмент конструирова ния социально-классового мира в обществе и демократизации общества, школы и личности в современных условиях. Национальная доктрина развития образования должна учитывать то профессиональное, гуманно-демократическое, что находила отечественная педагогическая мысль. Это касается и наследия К.Д.Ушинского.

Народность К.Д. Ушинский характеризует, как педагогический принцип, который формирует всю систему образования, учитывая особенности культуры народа в целом.

Такого же мнения придерживался и другой видный отечественный педагог П.Ф. Каптерев: "Дело школы можно рассматривать только в связи с его семейными традициями, общественным институтами и требованиями, что живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам. Нужно устроить школу на почве данных народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями. При ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни" (Каптерев П.Ф. История русской педагогики//Педагогика. №2. 1996. С.62).

Самобытный характер историко-педагогических взглядов П.Ф. Каптере-ва проявился в оценке им просветительной политики Февральской буржуазной революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции. Педагог продолжал отстаивать идею автономной школы и выдвигать в качестве основного условия развития свободной национальной школы народный характер, невмешательство школы в политику, классовую борьбу.

Результаты историко-педагогических исследований он активно включал в научный оборот, в том числе и свой фундаментальный труд "Педагогический процесс", учебные книги "Педагогика" (лекции), "Дидактика" и др. Это позволило ему научно обосновать цель и задачи новой школы России - школы свободной, независимой от государства, церкви, политики, удовлетворяющей интересам и потребностям народа (Джанибекова Э.Х. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П.Ф.Каптерева: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Карачаевск, 1999. СП).

Технологии стимулирования развития экологической культуры у младших школьников в современном образовании

Технология стимулирования того или иного процесса предполагает отбор или конструирование таких действий и средств, с помощью которых можно добиться высоких результатов этого процесса. Это понятие близко к понятиям взаимодействия, поддержки, сопровождения. Лафишева Р.З. считает, что современные технологии - всегда взаимодействие, всегда "движение вместе с ребенком, рядом... Взрослый фиксирует достижения и возникшие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. Педагог не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры, лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь" (Лафишева Р.З. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. С. 13). Под "педагогическим взаимодействием" она понимает систему педагогических действий, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника) в образовательном процессе, отстаивание его интересов и нрав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил. Термины консультирование, коррекция, реабилитация и другие в данном контексте также приобретают новый смысл, основанный на гуманных взаимоотношениях и ненасильственном методе воспитания, что свойственно стимулированию (там же).

Говоря о стимулах формирования экологической культуры, Л.Ю. Гордин считает, что они опосредуют потребности и средства их удовлетворения, связывают их между собой, образуя промежуточные звенья, цепочки. Процесс мотивации можно интенсифицировать, если между потребностями и мотивом использовать стимулы. Следовательно, стимулы выступают в качестве "промежуточных переменных" между потребностями и мотивом. Они являются показателем активности самого субъекта, самой личности, формой самоуправления ее стороны. В содержание стимулов включают: 1. Цель деятельности. 2. Знания о средствах деятельности. 3. Умения в использовании этих средств. 4. Уверенность в достижении успеха (В.П. Шуман).

Другие ученые рассматривают стимулы как средства деятельности. Так, Пряникова В.Г. считает, что под стимулами в педагогическом процессе следует понимать специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности.

Мы определяем стимулы как промежуточные переменные между потребностями и мотивами, усиливающие мотивацию и активность как движущую силу развития личности. Они - дополнительный толчок в этом развитии.

Средства воспитания (фольклор, традиции, обычаи, поверья и др.) своеобразно используются воспитателями (родителями, учителями) для отображения во внутреннем мире воспитанников культурных ценностей. Однако воспитанники при этом не должны испытывать дискомфорта: они просто живут, рассуждают, делают что-то интересное. Средства воспитания привносят в их жизнь новые ценности, которые, встречаясь с накопленным опытом воспитанников, подвергаются оценке уже накопленным опытом, после чего либо ассимилируются ими, либо отвергаются. Фольклор или традиция адекватны накопленному опыту. Это как раз те средства воспитания, которые: а) понятны воспитанникам; б) возбуждают интерес, активизирует мотивационную сферу; в) имеют практикоориентированную направленность в жизни школьников; г) могут быть использованы во множестве жизненных ситуаций; д) дают положительный результат, признаваемый коллективом, родите лями, друзьями. Тем самым перечисленные средства могут выполнять и функции стимулов формирования экологической культуры. В соответствии с теми условиями, которые были обоснованы нами в качестве ведущих, мы моделировали опытно-экспериментальную работу с учащимися по следующим направлениям: 1. Повышение этнокультурной экологической компетентности учащихся в учебном процессе и во внеурочной воспитательной деятельности. 2. Сотрудничество полиэтнической школы с семьей. 3. Стимулирующее взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Решая задачи повышения экологической компетентности учащихся с помощью учебного процесса, мы отбирали такие знания, которые сущностны, актуальны для этого процесса. Они должны вызывать интерес у учащихся, быть конкретными, доступными для учащихся младших классов. На первом этапе мы ставили перед собой задачу довести до сведения учащихся наиболее извечные, обобщённые и относительно известные знания об экологии Кавказа. Эта работа протекала как в учебной деятельности, так и процессе внеурочной работы.

Наиболее полно все воспитательные возможности обучения реализовались на уроке. Здесь имеет место правильное восприятие учащимися содержания учебного материала, выработка к нему своего отношения, формирование разнообразных умений и навыков. В методике его построения и способах организации учителем познавательной деятельности учащихся отражаются основные теоретические идеи, концепции, общие установки.

На следующих этапах обеспечивалась категоризация содержательных характеристик экологического отношения к природе, актуализация, применение полученных экологических знаний. Системообразующими при этом являлись задачи формирования ответственного отношения к природе, передача народного опыта предшествующих поколений. В экологическом воспитании есть ряд особенностей: - ученик должен выступать в качестве субъекта, воздействующего на природу, самого себя, на сверстников, на родителей, в чем заключается феномен экологического воспитания; - воспитывающее экологическое обучение требует разнообразного анализа разнообразных экологических проблем; - в содержание учебного предмета необходимо введение междисциплинарных понятий, особенно там, где это касается состояния окружающей среды.

Поскольку наше исследование осуществлялось в начальных классах, основной акцент мы сделали на формирование у учащихся понятия прекрасного в природе, стремились связать прекрасное в природе, в человеке, в народных представлениях о природе. От характеристики прекрасного в природе мы логично переходили к подобному в творчестве человека там, где его источником оказывалась природа.

Похожие диссертации на Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики