Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Артёмкина Татьяна Евгеньевна

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора
<
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артёмкина Татьяна Евгеньевна. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Артёмкина Татьяна Евгеньевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2014.- 305 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора

1.1 Сущность понятия «коммуникативные навыки» и их формирование в младшем школьном возрасте 20

1.2. Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора и механизмы его реализации 57

1.3. Технология педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора 78

Выводы по первой главе 108

Глава 2. Эмпирическое исследование технологии педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора

2.1. Организация и методы эмпирического исследования 113

2.2. Исследование коммуникативных навыков младших школьников на констатирующем этапе эксперимента 131

2.3. Реализация коммуникативно-образовательной программы формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора . 151

2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования 167

Выводы по второй главе 204

Заключение 206

Список литературы 212

Приложения 231

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальный заказ образованию - воспитание личности, характеризующейся активной социальной позицией, способной к диалогу, взаимопониманию, ориентированной на сотрудничество, взаимодействие, сотворчество. Формирование коммуникативных навыков младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом. Необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности школьников находит отражение в основных положениях федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, где в контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а формированию коммуникативных универсальных действий, опорной системой которых являются коммуникативные навыки и умения, отводится одно из ведущих мест.

Сформированность коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте определяет позитивную направленность коммуникативного взаимодействия в процессе социализации школьника. Решение проблем эмотивно-смыслового контакта помогает снизить уровень проявления отгороженности, конфликтности, фрустрации, эгоцентрации, проявляющихся в неумении слушать, адекватно реагировать, вести диалог, применять имеющийся коммуникативный опыт. Однако процесс формирования коммуникативных навыков осложнён недостаточной морфофункциональной зрелостью сенсорных систем младшего школьника, несмотря на то, что данный возрастной период определяется как сенситивный для развития сенсомоторных функций и преобразования сенсомоторных модальностей.

Этот факт актуализирует поиск педагогических средств, позитивно влияющих на сенсорные функции и оптимизирующих процесс формирования коммуникативных навыков в целом.

В практике недостаточно используются возможности образовательных ресурсов, отвечающих полимодальному характеру формирования коммуникативных навыков, обеспечивающих эмоциональный и смысловой контакт коммуникативного взаимодействия в младшем школьном возрасте; снижен интерес к традиционным формам культуры коммуникации, оказывающим позитивное воздействие на эмоциональную сферу младшего школьника.

Универсальным полимодальным средством формирования опорной системы коммуникативных действий, - коммуникативных навыков (сенсорно-моторных, кинестетических, интонационных) является фольклор. Полисенсорная природа фольклора позволяет оказывать формирующее воздействие на разные сенсорные системы как дифференцированно, так и комплексно. Видовое многообразие средств фольклора предопределяет возможности формирования коммуникативных навыков в соответствии с ведущей модальностью и развитием полимодального восприятия в младшем школьном возрасте как на уровне актуального, так и на уровне перспективного развития.

Однако данный ресурс в системе формирования коммуникативных навыков не находит должного применения. Необходимы программы, технологии педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков, отражающие аспекты информационного, инструктивно-методического обеспечения в соответствии со спецификой применяемых средств фольклора.

Степень разработанности проблемы

Навык как психолого-педагогическая категория исследован в работах Т.З.Адамьянц, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна, В.А.Ситарова.

В контексте исследования контакта как условия и следствия коммуникативного взаимодействия (И.А.Зимняя, Ю.Хабермас) обозначены такие аспекты, как диалогические отношения (М.М.Бахтин, Г.И.Рузавин), диалоговое обучение (Ш.А.Амонашвили), учебное сотрудничество (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова), игровое взаимодействие (О.С.Газман, С.А.Шмаков), управление педагогическим взаимодействием (И.А.Колесникова, Я.Л.Коломинский, Н.Е.Щуркова и другие). Выбор подходов, имеющих ключевое значение для настоящей работы определён в работах Т.М.Дридзе, Т.З.Адамьянц (относительно процесса формирования коммуникативных навыков, сущности сферы коммуникации); в работах Г.З.Каганова, А.С.Каргина, Л.Л.Куприяновой (относительно педагогического потенциала фольклора и его средств).

В теоретическом обосновании коммуникативных навыков, обеспечивающих эмоциональный и смысловой контакт в процессе коммуникативного взаимодействия средствами фольклора, мы опирались на научные исследования Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, Л.Л.Куприяновой, НК.Мешко, Н.Г.Михайловой; их видовой классификации Б.В.Асафьева, Н.А.Бернштейна, Б.Ф.Ломова, Б.М.Неменского; в вопросах информационного, инструктивно-методического обеспечения - А.С.Каргина, Л.Л. Куприяновой.

Проблемам формирования коммуникативных навыков посвящены диссертационные исследования последних лет, где феномен «коммуникативные навыки» рассматривался в соответствии со сторонами и функциями общения (Э.И.Аюпова, Г.М.Бушуева, Т.Н.Волкова, И.А. Гришанова, Е.Ю.Кононова, О.П.Кравчук, Е.В.Кравченко, Л.А.Кузнецова, Л.Я. Лозован, И.М.Михайлова, О.Н.Мостова, А.В.Хаустов, Е.В.Хвостова и другие). Наряду с сущностными характеристиками исследуемого феномена как фактора коммуникативной успешности (И.А.Гришанова) ведётся поиск способов педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у дошкольников и младших школьников. Среди исследуемых педагогических средств: коммуникативная задача (Г.М.Бушуева), изобразительная наглядность (И.М.Михайлова), речеразвивающие игры (Е.В.Хвостова), народная игрушка (Л.А.Кузнецова). Аспектами изучения стали компоненты коммуникативных навыков и соответствующие им критерии сформированности (Е.Ю.Кононова, О.Н.Мостова, Л.Я.Лозован).

Значимыми для нашего исследования были концептуальные идеи относительно потенциала музыкального образования, музыкально-образовательной среды для целостного развития ребенка, отраженные в исследовательской работе Э.П. Костиной.

Однако при достаточной разработанности проблемы, область исследования полимодальных средств формирования коммуникативных навыков остаётся актуальной. Фольклор как полимодальный ресурс формирования коммуникативных навыков у младших школьников не рассматривался. Не изученной остаётся специфика и технология формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

Всё вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий:

- между требуемым необходимым уровнем коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте и реально существующим на сегодняшний день недостаточным уровнем сформированности базовых коммуникативных навыков, обеспечивающих эмоциональный и смысловой контакт в процессе коммуникативного взаимодействия и определяющих позитивные ориентиры социализации в младшем школьном возрасте;

- между имеющимся образовательно-коммуникативным потенциалом фольклора для развития полимодальных возможностей восприятия младших школьников и неэффективной реализацией в образовательной среде этого потенциала для формирования опорной системы универсальных коммуникативных действий, - коммуникативных навыков (сенсорно-моторных, кинестетических, интонационных);

- между потребностью в новых и эффективных средствах развития коммуникативных навыков младших школьников и дефицитом необходимых для этого теоретико-методологических и научно-практических разработок, технологий и программ применения фольклора как полимодального средства формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.

Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении психолого-педагогических основ процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора и в разработке технологии педагогической организации этого процесса.

Актуальность, выявленные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора».

Цель исследования: научно обосновать, разработать технологию педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Предмет исследования: принципы, методы и содержательные, организационно-методические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора будет эффективен, если:

- определены психолого-педагогические основы процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора;

- определен и научно обоснован образовательно-коммуникативный потенциал фольклора для развития полимодальных возможностей восприятия младших школьников, формирования опорной системы универсальных коммуникативных действий, - коммуникативных навыков (сенсорно-моторных, кинестетических, интонационных). Научное обоснование применения фольклора как полимодального средства формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте опирается на интерконтекстуальный подход к фольклору и его средствам, предполагающий применение исторических, онтологических, семантических эмотивно-познавательных контекстов как смысловых окружений организуемой деятельности;

- организована среда предметно-опосредованного коммуникативного взаимодействия младших школьников, выступающая фактором развития их коммуникативных навыков;

- разработана технология педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников вербальными, паралингвистическими, вещностно-знаковыми средствами фольклора;

- разработана образовательно-коммуникативная программа формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора, являющаяся методическим содержанием технологии, её информационным, инструктивно-методическим компонентами;

- разработан алгоритм внедрения в практику данной технологии, информационное и инструктивно-методическое обеспечение реализации потенциала фольклора в развитии полимодальности восприятия и организации коммуникативного взаимодействия младших школьников;

- критериями эффективности технологии педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора признаны показатели качеств действий, отражающие различные аспекты проявления коммуникативных навыков, позволяющие оценивать уровни их сформированности (точность, уверенность, устойчивость, осознанность, реактивность).

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- определить психолого-педагогические основы процесса формирования коммуникативных навыков, обеспечивающих эмоциональный и смысловой контакт младших школьников в процессе коммуникативного взаимодействия;

- охарактеризовать образовательно-коммуникативный потенциал фольклора в развитии полимодальности восприятия младших школьников и формировании опорной системы универсальных коммуникативных действий – коммуникативных навыков;

- определить механизмы реализации образовательно-коммуникативного потенциала фольклора;

- разработать технологию педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора;

- разработать и теоретически обосновать образовательно-коммуникативную программу формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора, являющуюся методическим содержанием технологии, её информационным, инструктивно-методическим компонентами;

- разработать алгоритм внедрения в практику данной технологии, информационное и инструктивно-методическое обеспечение реализации потенциала фольклора в развитии полимодальности восприятия и организации коммуникативного взаимодействия младших школьников;

- экспериментально проверить эффективность технологии педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора;

- определить показатели качеств действий, отражающие различные аспекты проявления коммуникативных навыков у младших школьников.

Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические научные труды по проблемам коммуникации (Т.З.Адамьянц, Г.М.Андреева, А.А.Брудный, И.А.Гришанова, М.С.Каган, И.А.Колесникова, А.В.Мудрик); идеи диалогичности (М.М.Бахтин, М.Дридзе); комплексная междисциплинарная концепция Т.М.Дридзе; научные положения возрастной и педагогической психологии о становлении личности младшего школьника (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин);

Научно-теоретическими основами процесса формирования коммуникативных навыков являются концептуальные положения по проблемам общения и коммуникации в области психологии: Г.М.Андреева, А.А.Брудный, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Т.М.Дридзе, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Ф.Лосев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин; педагогики (И.А.Гришанова, Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик и др.).

Теоретической основой исследования являются: теория деятельности (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); теоретические подходы к формированию навыков (Т.З.Адамьянц, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн); теоретические подходы к фольклору как коммуникативному феномену (Э.Е.Алексеев, А.С.Каргин, М.Н.Мельников, А.М.Мехнецов).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, экспертная оценка, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики, анализ статистических данных).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе детского фольклорного коллектива «Лыбедь» г.Владимира.

Организация и этапы исследования.

На I этапе (2006 – 2008 гг.) осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме; изучались коммуникативные возможности фольклора; обобщался практический опыт педагогической деятельности по проблеме исследования; выявлялись эффективные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

На II этапе (2008– 2010 гг.) была выдвинута гипотеза исследования; разработана программа формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора и технология педагогической организации исследуемого процесса; началась опытно-экспериментальная работа.

На III этапе (2010 – 2014 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа по реализации программы, её информационно-тематическому и методическому обеспечению, обобщались и систематизировались результаты диссертационного исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования и автореферата.

Научная новизна исследования

1. Обоснована идея педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора, основанная на возможности применения данного полимодального ресурса в развитии опорной системы коммуникативных универсальных действий.

2. Определены и охарактеризованы социально-культурные, социально-психологические, социально-педагогические механизмы реализации потенциала фольклора в процессе организации коммуникативного взаимодействия и формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

3. Разработана технология реализации потенциала фольклора в развитии полимодальности восприятия и организации коммуникативного взаимодействия младших школьников, заключающаяся в построении системы информационного, инструктивно-методического обеспечения организуемой деятельности поэтапно, в соответствии:

- с принципами диалогичности, коммуникативного сотрудничества, ориентации на понимание, личностной включенности, опосредующей роли знаково-символических структур фольклора в образовании связей между предметами и действиями;

- с представленной видовой классификацией навыков эмотивно-смыслового контакта (интонационные, моторно-двигательные, визуально-кинестетические, художественно-графические);

- с механизмами реализации потенциала фольклора как полисенсорного средства психологического воздействия;

- с выделенным интерконтекстуальным подходом к фольклору и его средствам, позволяющим реализовывать мотивационную, смыслообразующую функции на всех этапах процесса;

- с кумулятивным характером рассматриваемого процесса;

4. Разработана образовательно-коммуникативная программа формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора, являющаяся методическим содержанием технологии, её информационным, инструктивно-методическим компонентами в соответствии:

- с выделенной видовой классификацией коммуникативных навыков (интонационные, моторно-двигательные, визуально-кинестетические, художественно-графические);

- с комплексом представленных средств фольклора и механизмами реализации потенциала фольклора как полисенсорного средства психологического воздействия;

- с интерконтекстуальным подходом к фольклору и его средствам, основанным на применении семантических, онтологических, исторических эмотивно-познавательных контекстов как смысловых окружений организуемой деятельности.

5. Экспериментально доказана эффективность технологии педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

6. Разработана и обоснована авторская методика экспертной оценки уровней сформированности коммуникативных навыков (интонационных, моторно-двигательных, визуально-кинестетических, художественно-графических) в соответствии с точностью, устойчивостью, осознанностью, уверенностью, реактивностью их выполнения до и после формирующего этапа эксперимента. Определены и обоснованы показатели качеств действий, отражающие различные аспекты проявления коммуникативных навыков, позволяющие оценивать уровни их сформированности (точность, устойчивость, осознанность, уверенность, реактивность).

Теоретическая значимость исследования

1. Доказана основополагающая роль выделенных автором навыков эмотивно-смыслового контакта в системе формируемых в данный возрастной период коммуникативных навыков, отвечающих задачам развития сенсомоторных функций и преобразования сенсомоторных модальностей, как первоосновы рассматриваемых навыков.

2. Доказана перспективность применения фольклора как полимодального ресурса формирования коммуникативных навыков, где видовое многообразие средств фольклора, доступность и выразительность языка фольклора предопределяют возможности художественного ментального восприятия словесно-акустического, музыкально-акустического, визуально-кинестетического, изобразительного образа в соответствии с ведущей модальностью восприятия школьника. Полисенсорная природа фольклора позволяет оказывать развивающее воздействие на разные сенсорные системы младшего школьника культуросообразно и природосообразно.

3.Применительно к проблематике диссертации результативно, с получением обладающих новизной результатов использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе математико-статистических (критерии достоверности), психодиагностических методик.

4. Изложена система инструктивно-методического и тематического планирования на этапах рассматриваемого процесса.

5. Раскрыта сущность содержания процесса формирования коммуникативных навыков средствами фольклора, заключающаяся в организации совместной интегрированной коммуникативной деятельности педагогов и воспитанников средствами фольклора.

6. Раскрыты существующие на сегодняшний день противоречия на социально-педагогическом и научно-методическом уровнях, в частности, между имеющимся образовательно-коммуникативным потенциалом фольклора для развития полимодальных возможностей восприятия младших школьников и неэффективной реализацией в образовательной среде этого потенциала; между потребностью в новых и эффективных средствах развития коммуникативных навыков младших школьников и дефицитом необходимых для этого теоретико-методологических и научно-практических разработок, технологий и программ применения фольклора как полимодального средства формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.

7. Изучены связи между образовательно-коммуникативным потенциалом фольклора и механизмами его реализации в процессе формирования коммуникативных навыков.

8. Проведена адаптация существующей системы оценки сформированности коммуникативных навыков у младших школьников.

Практическая значимость подтверждается тем, что:

- разработана и внедрена образовательно-коммуникативная программа формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора, что делает возможным её применение в практике учреждений дополнительного и общего образования, позволяет проработать необходимые аспекты педагогической подготовки в системе повышения квалификации учителей;

- определены перспективы практического применения предложенной методики диагностики уровней сформированности коммуникативных навыков у младших школьников в учреждениях дополнительного и общего образования;

- представлены методические рекомендации по применению фольклора и его средств в процессе формирования коммуникативных навыков и организации коммуникативного взаимодействия средствами фольклора.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены опорой на современные исследования в философии и педагогике; целостным подходом к исследованию проблемы, корректностью его методологического аппарата; использованием взаимодополняющих друг друга научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме; многообразием и согласованностью использованных методов исследования, адекватных его цели и задачам; непротиворечивостью организации и логики проведения исследования современным представлениям о педагогическом исследовании; корректной обработкой результатов исследования, в том числе методами математической статистики, а также личным участием автора во всех направлениях и на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе реализации программы «Фольклорная азбука» на базе детского фольклорного коллектива «Лыбедь» г. Владимира.

Основные положения исследования были изложены автором на Всероссийском учебно-методическом семинаре «Фольклор и дети» (г.Москва 2008 г.), методических семинарах для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования (ДМШ, ДШИ, студии), работников ДОУ г.Владимира и Владимирской области (2009 – 2014г.); отражены в публикациях автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Коммуникативные навыки, являющиеся компонентом социального опыта личности и обеспечивающие успешность социального развития на всех этапах онтогенеза, рассматриваются нами не только как интерпретационные (Т.М. Дридзе, Т.З.Адамьянц), но и как навыки эмотивно-смыслового контакта. Формирование навыков эмотивно-смыслового контакта в младшем школьном возрасте осуществляется с учётом качественных преобразований морфофункциональной организации сенсорных систем. Их первоосновой являются сенсорные модальности школьников, с учётом которых осуществляется выбор средств, позитивно влияющих на развитие сенсомоторных функций.

2. Навыки эмотивно-смыслового контакта (интонационные, моторно-двигательные, визуально-кинестетические, художественно-графические) представляют собой механизмы вербального и невербального коммуникативного взаимодействия, где в эмоциональной форме визуально, кинестетически, изобразительно, интонационно передаётся смысл сообщения. Данные навыки обеспечивают эмотивно-смысловой контакт, эмоциональную отзывчивость, вовлечённость в процесс коммуникации, сотворческую деятельность. В системе формируемых в данный возрастной период коммуникативных навыков навыки эмотивно-смыслового контакта необходимо рассматривать как опорные.

3. Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора в развитии полимодальности восприятия младших школьников и формировании опорной системы универсальных коммуникативных действий – коммуникативных навыков заключается в возможности его воздействия на коммуникативную сферу личности младшего школьника системой художественных средств.

Его полисенсорная природа предопределяет возможности формирования коммуникативных навыков вербальными, паралингвистическими, вещностно-знаковыми средствами в соответствии с ведущей модальностью и развитием полимодального восприятия, позволяет оказывать формирующее воздействие на разные сенсорные системы как дифференцированно, так и комплексно, позитивно влияя на эмоциональную, мыслительную сферы младшего школьника.

4. Специфика организации коммуникативного взаимодействия и формирования опорной системы коммуникативных универсальных действий – коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора опирается на интерконтекстуальный подход, который мы понимаем как способ организации текстовой деятельности, заключающийся в технике интерпретации фольклора и его средств на основе применения семантических, онтологических, исторических эмотивно-познавательных контекстов как смысловых окружений организуемой деятельности, выполняющих смыслообразующую функцию на всех этапах процесса.

5. Технология педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора опирается на идею применения фольклора и его средств как полимодального ресурса формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте; представлена содержательным и процессуальным компонентами; заключается в построении системы поэтапного информационного, инструктивно-методического обеспечения организуемой деятельности в соответствии с выдвинутыми принципами, механизмами реализации образовательно-коммуникативного потенциала фольклора, представленной видовой классификацией коммуникативных навыков и средств их формирования, интерконтекстуальным подходом к фольклору и его средствам, кумулятивным характером рассматриваемого процесса.

6. Образовательно-коммуникативная программа «Фольклорная азбука», являющаяся методическим содержанием технологии, её информационным, инструктивно-методическим компонентами, позволяет выстроить процесс коммуникативного взаимодействия младших школьников средствами фольклора с учётом синкретичности их художественного опыта и особенностей перцептивной сферы. Фольклорные тексты и элементы музыкального, поэтического, изобразительного, пластического языка фольклора как полимодальные структуры применяются в качестве средств формирования коммуникативных навыков, где певческий, моторно-двигательный, художественно-графический, визуально-кинестетический, интерпретационный способы реализации деятельности проецируются на систему формируемых навыков.

7. Авторская методика экспертной оценки уровней сформированности коммуникативных навыков (интонационных, моторно-двигательных, визуально-кинестетических, художественно-графических) позволяет изучить различные аспекты данных навыков в соответствии с выделенными показателями качеств их выполнения до и после формирующего этапа эксперимента (точность, устойчивость, осознанность, уверенность, реактивность).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, рисунки, ноты, таблицы.

Образовательно-коммуникативный потенциал фольклора и механизмы его реализации

Наряду с общенаучным значением термин «коммуникация» приобретает социокультурный смысл, когда речь идёт о формах культуры коммуникации субъектов социокультурной деятельности, социальном и историческом самовоспроизводстве, адаптивной изменчивости и прогрессивном саморазвитии данных форм. Социокультурная коммуникация как один из базовых механизмов социокультурного процесса, (процесса взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности), функционирует с помощью принятых в данной культуре знаковых систем, приёмов и средств их применения. Рассматриваемый феномен культуры является способом достижения взаимопонимания, обеспечивает возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, регулирования её отдельных областей, накопления и трансляции социального опыта. Философ К.Леви-Стросс отмечал, что культура немыслима без коммуникации. За счёт коммуникационных процессов происходит стихийное и целенаправленное движение знаний и опыта в социокультурном времени и пространстве. Образование как форма инкультурации реализует информационно-образовательную функцию, обеспечивает процесс освоения и усвоения накопленных знаний, ценностей, традиций. В контексте социализации человека образование рассматривается как педагогически организованный процесс усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Современная гуманистическая модель развития образования предполагает также применение в целостном педагогическом процессе образовательного потенциала различных систем традиционной культуры.

Онтологическая сущность, аксиологическая направленность, семиотическая природа фольклора как явления традиционной культуры позволяют рассматривать его образовательно-коммуникативный потенциал.

В своём исследовании мы будем опираться на подходы, позволяющие рассматривать фольклор в коммуникативном аспекте и определяющие его онтологическую сущность как «форму культурной коммуникации» [103, с.207-211], семиотическую природу как «знаково-символическое выражение культуры» [142, с.11], аксиологическую направленность как цель коммуникации [139, с.30].

Обозначенные позиции позволяют осмыслить «фольклор» как коммуникативный феномен. Существующие в настоящее время определения фольклора отражают понимание этого феномена в широком или узком значении. В широком толковании фольклор отождествляется с традиционной народной культурой. В узком значении фольклор выделяется в относительно самостоятельную систему традиционной народной культуры, своеобразную аксиологическую систему, выражающую в художественно-символической форме этническое самосознание и регулирующую отношения человека с окружающим миром и самим собой. К наиболее распространённым базовым толкованиям термина «фольклор», согласующимся с таким пониманием исследуемого феномена, относятся дефиниции В.Е.Гусева (комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и музыкально-хореографических видов народного творчества) [77, с.223], Б.Н.Путилова (явления и факты вербальной духовной культуры во всём их многообразии); А.М.Мехнецова (часть традиционной культуры – своеобразная художественно-философская система) [139, 80], Н.Г.Михайловой («знаково-символическое выражение культуры») [142, с.11], А.С.Каргина («форма коммуникации культуры») [104, с.29-44].

Расширительное толкование понятия «фольклор» позволяет рассматривать его как комплекс видов традиционного народного художественного творчества, в том числе прикладного (слово, музыка, действие, артефакты), подразделяющихся по комбинации структурных элементов в системе средств художественной выразительности.

Фольклор коммуникативен по своей сущности. Смысл понятия «коммуникация», латинский корень которого означает совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями, проецируется на фольклорное творчество. Это - коллективное творчество. Как динамичное явление фольклор функционирует именно в результате актов межличностной коммуникации; коллективной творческой деятельности. Поэтому коммуникацию можно считать одним из родовых признаков фольклора.

Фольклор – это информация, «устно передаваемый простонародный опыт и знания» [195,с. 157], «своеобразная «копилка» знаний, …уникальное по своим средствам и возможностям хранилище опыта, отражающего неразрывные связи человека с природой и окружающими людьми» [122, с.5]. В фольклоре сконцентрирована информация о нормах и правилах межличностного и группового взаимодействия, сложившихся в культуре этноса идеалах, ценностях, эталонах, способах общения. Интегрируя знания, выработанные в различных областях человеческой деятельности; аккумулируя исторически приобретённый духовно-нравственный опыт, фольклор как художественное наследие народа эффективен в качестве активного витального компонента культуры. Фольклор является не только своеобразным культурным «сорбентом», защитником «иммунитета» личности, но и катализатором позитивных информационных ориентиров и тенденций культуротворческой деятельности. Солидаризируясь с И.Л.Набоком, мы относим область традиционной народной культуры к части этнической культуры, обеспечивающей стабильность, воспроизводство, сохранение этнически характерных черт и свойств современной культуры [36, с.97-99].

Фольклор - это «художественное творчество» или «художественная коммуникация», распространяющаяся на музыкальную, хореографическую, изобразительную и другие сферы народного творчества [195, с.158], «естественный тип художественного общения» [136, с.302], «вид художественного общения и эмоционального высказывания» [28, с.81]. Учёные рассматривают художественное творчество на основе фольклора как признак и необходимое условие существования этнической культуры. Включённый в сферу художественного общения, фольклор являются также средством художественно-культурной коммуникации. Свойство художественной мотивированности, присущее всем элементам фольклорного текста [27, с.3-5], синтез взаимообогащающих систем фольклора предопределяют позитивное «эмоционально-энергетическое состояние человека, ведущее его к самоосознанию и оптимальному самопроявлению в окружающей среде» [122, с.5-12]. К.А.Богданов называет фольклорный текст «средствами, благодаря которым реализуются социативные (контактоустанавливающие), эмотивные, волюнтативные, апеллятивные, репрезентативные и другие возможности речевого общения» [41, с.]. По мнению А.М.Мехнецова, «каждый законченный в функционально-содержательном и композиционном отношениях фрагмент народной традиционной культуры, сущность которого в той или иной степени передаётся художественными средствами выражения, есть фольклорно-этнографический текст или структурно-семантическая единица в поле культурной традиции» [140, с.178-183].

Текст как «коммуникативный знак высшего порядка» [9,с. 17] «представляет собой особым образом организованную содержательно-смысловую целостность и может быть определён как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединённых в единую замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру (иерархия коммуникативно-познавательных программ) общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) партнёров по общению» [85, с. 19]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средствами фольклора теоретически может стать всё многообразие составляющих элементов фольклорного текста, в том числе и элементы фольклорного языка (музыкального, поэтического, изобразительного, пластического и так далее), связанные между собой по принципу иерархичности. Однако приоритетными становятся те, которые ориентированы на интенцию. По мнению Н.Н.Трубникова, «средство – есть определённость предмета через цель» [191, с.59-68].

Поэтому, из всего многообразия имеющихся средств достаточно выделить тот комплекс средств, который способствует реализации цели, следовательно, в контексте настоящего исследования, - формированию коммуникативных навыков. Фольклор - это «знаково-символическое выражение культуры» [142, с.11], а «знак коммуникативен по исходному определению» [85, с.44]. С семиотической позиции фольклор есть «совокупность вербальных или вербально-невербальных структур» [195]. Составляющие его семиотические системы (вербальная, музыкальная, художественно-изобразительная и другие) определяют спектр средств фольклора (вербальных, паралингвистических, вещностно-знаковых) и формы репрезентации знания. По мнению Т.З.Адамьянц «при изучении процессов коммуникации самостоятельными единицами анализа или элементами коммуникативно-познавательных программ могут оказаться не только слова, фразы, кадры, изображения, звуки, но и эмоции, ассоциации, обнаруживаемые как в тексте, так и «между слов», строк, кадров» [8, с.130-138]. В контексте настоящего исследования в качестве средств фольклора могут рассматриваться музыкальные элементы фольклорного произведения: интонации, ритмические и метрические структуры; поэтические элементы фольклорного произведения: тексты, слова, словосочетания, фразы; пластические элементы фольклорного произведения: жесты, мимика, движение; звуки и звукоподражания. В реализации коммуникативного намерения средствами фольклора могут быть включены учебные тексты как интерпретационные модели-дискурсы. Встроенные в различные виды эмотивно-познавательных контекстов организуемой деятельности (семантические, онтологические, исторические) средства фольклора в рамках настоящего исследования становятся основой коммуникативно-познавательных программ.

Таким образом, представленные позиции коммуникативной сущности фольклора позволяют выявить его коммуникативный и образовательно- коммуникативный потенциал, традиционные и современные способы передачи культурного опыта, Термин «потенциал» (в переводе с латинского potentia – возможность, мощность) уже давно употребляется в науке. Понятие «потенциал» было введено в философию Аристотелем для разделения Бытия на потенциальное и актуальное при решении противоречия, возникающего при определении понятий «сущего» и «не сущего», для рассмотрения перехода от не-Бытия к Бытию. Понятие «потенциальная возможность» в психологии и педагогике обозначает латентную возможность, то есть, свойство или способность, не проявляющуюся в настоящее время, но могущую развиться и появиться.

Технология педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора

Понятие «формирование» является традиционным для отечественной педагогики. Однако под влиянием гуманистической философии образования происходит переосмысление многих устоявшихся понятий, наполнение их новым ценностно-смысловым содержанием. В полной мере это относится и к понятию «формирование», раскрывающему с позиции современной отечественной психолого-педагогической науки механизм становления и совершенствования личности воспитанника, отражающий процессы педагогического воздействия, взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Процесс формирования коммуникативных навыков, рассматриваемый нами как построение системы внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации (межличностного взаимодействия, способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с партнёрами по общению) в условиях целенаправленной относительно контролируемой социализации должен быть педагогически спланированным, организованным, управляемым, регулируемым, корректируемым, прогнозируемым. В этой связи существует необходимость в разработке технологии педагогической организации рассматриваемого процесса. Развёрнутый анализ категории «педагогическая технология» осуществил Г.К.Селевко [179, 180].

Интегративное понятие «педагогическая технология» в современной психолого-педагогической науке рассматривается неоднозначно: как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев); «содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько); «искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель); «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков); «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов); «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В.Кларин) [цит. по 120, с.266]. «Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» (Б.Р.Мандель) [183, с.207]; «система функционирования всех компонентов педагогического процесса построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» (Г.К. Селевко) [179, с.34].

Педагогические технологии по Е.В.Коротаевой должны изучаться и как метаметодика, и как конкретно-технологическая операция, действия (на разных уровнях) [111]. В связи с чем автор обосновывает необходимость разработки палитры педагогических технологий.

Технологический подход к проектированию педагогических процессов предполагает опору на научную концепцию (концептуальность), взаимосвязь частей, целостность (системность), возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов (управляемость), достижение эффективности результатов при оптимальности затрат, достижение определённого стандарта обучения, возможность применения (воспроизводимость). В соответствии с целью настоящего исследования, нами была разработана технология педагогической организации процесса формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора. Настоящая технология опирается на идею применения фольклора и его средств как полимодального ресурса формирования коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте; представлена содержательным и процессуальным компонентами и заключается в построении системы информационного, инструктивно-методического обеспечения организуемой деятельности поэтапно, в соответствии: - с принципами диалогичности, коммуникативного сотрудничества, ориентации на понимание, личностной включенности, опосредующей роли знаково-символических структур фольклора в образовании связей между предметами и действиями; - с представленной видовой классификацией коммуникативных навыков (интонационные, моторно-двигательные, визуально-кинестетические, художественно-графические); - с механизмами реализации потенциала фольклора как полисенсорного средства психологического воздействия; - с выделенным интерконтекстуальным подходом к фольклору и его средствам, позволяющим реализовывать мотивационную, смыслообразующую функции на всех этапах процесса; - с кумулятивным характером рассматриваемого процесса; Концептуальная составляющая содержательного компонента технологии представлена в цели (сформированность коммуникативных навыков), принципах педагогической организации рассматриваемого процесса, являющихся его логическими основаниями. Принцип диалогичности формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора.

Субъект-субъектный подход в педагогической науке утверждает в качестве важнейшего принципа воспитания диалогичность. Применительно к современным условиям сущность принципа диалогичности была раскрыта А.В.Мудриком. [146, с. 299]. В контексте нашего исследования данный принцип предполагает взаимодействие участников воспитательного процесса, совместную организацию жизнедеятельности учебно-педагогического коллектива, участие школьников в постановке и реализации целей и задач воспитательного процесса, развитие рефлексии как педагогов, так и школьников. Совершенствование коммуникативных навыков школьников опирается на диалогичность коммуникации. Смысловой и эмоциональный контакт участников коммуникации является важным показателем сформированности коммуникативных навыков у учащихся. Формы и методы формирования коммуникативных навыков связаны с диалогическим коммуникативным пространством, с взаимопониманием общающихся субъектов. Вербальные, паралингвистические, вещностно-знаковые средства фольклора определяют специфику информативных, перцептивных, интерактивных аспектов общения и лежат в основе межличностных контактов в процессе организуемой совместной деятельности.

Исследование коммуникативных навыков младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Процесс формирования коммуникативных навыков начинается одновременно с процессом вхождения ребёнка в человеческое сообщество или социализацией и является важной стороной развития личности. К моменту поступления в школу у ребёнка уже складывается определённый уровень сформированности коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность с различной степенью успешности включаться в процессы учения и общения в новой ситуации социального развития. Исследование коммуникативных навыков младших школьников до проведения формирующего этапа эксперимента позволяет оценить наличный уровень их сформированности. Исследование было выстроено поэтапно. Основанием для данной периодизации являются принятые нами принципы группировки используемых методик: по критериям, по способу получения информации (прямому или косвенному); по степени доступности и оперативности проведения, по степени конкретизации навыков (от общего к частному).

На первом этапе исследования применялись, прежде всего, методики, характеризующие потребность в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социального окружения, особенности межличностных отношений.

По методике М.Панфиловой «День рождения» нами изучались параметры общения, имеющие отношение к коммуникативной деятельности в целом: потребность детей в общении, эмоциональные предпочтения в общении и значимость социального окружения. Эта информация могла быть нам полезной с точки зрения организации совместной интегрированной деятельности в рамках формирующего этапа эксперимента.

Потребность в общении рассматривалась путём оценивания количества участников общения, о чём свидетельствует число «стульчиков» на которые разместил участников общения младший школьник. Все «стульчики» заполнили 36,7% участников экспериментальной группы. Это свидетельствует о желании общаться в широком кругу. 63,3% школьников экспериментальной группы заполнили не все «стульчики», что выявляет узкий круг общения, снижение контактов со сверстниками и взрослыми. Также у 63,3% участников экспериментальной группы не сформирована потребность в общении, так как данные школьники выбрали в качестве партнёров по общению животных, предметы и игрушки. Эмоциональные предпочтения в общении оценивались по степени близости расположения партнёров по общению, находящихся на рисунке рядом с ребёнком. Близкие, доверительные, приятные отношения установлены у всех ребят, что составляет 100%. В результате беседы удалось выяснить предпочтения детей. Доверительные отношения к родителям отмечены у 45,4% школьников, к бабушкам и дедушкам у 33,3%, к братьям и сёстрам у 30,3%, к друзьям у 6,1%, к учителям, одноклассникам, ребятам из хора у 15,1%. В то же время дифференцируют отношения к родителям как к маме и папе 39,4%, отношение к родителям как к чете отмечено у 48,4%.

Значимость социального окружения определялась через оценку количественного преобладания взрослых или детей в качестве партнёров по общению. Общению с взрослыми отдают предпочтение 9,1% участников экспериментальной группы, с взрослыми и детьми - 24,2%, с детьми - 63,6 %. В этой связи не следует исключать формирующего воздействия на развитие общения со сверстниками имеющегося социального опыта (посещение ребёнком дошкольных образовательных учреждений, студий, кружков, секций до поступления в общеобразовательную школу). Это один из факторов выявленных предпочтений детей. Около 60,5% школьников предпочитают общаться в семье, что естественно для данного возраста. В характеристике «преобладание социальной группы» по-прежнему отдаётся предпочтение семье, сверстникам, школе. Общие показатели представлены в таблице 3.

Исследование общения младших школьников по методике М.Панфиловой «День рождения» в контрольной группе на констатирующем этапе дало следующие результаты. Желание общаться в широком кругу отмечено у 45,0 %. участников группы. Общение в узком кругу отмечено у 55, 0 %. Потребность в общении не сформирована у 68,3 %. учащихся

Доверительные отношения к родителям отмечены у 54,3% школьников, к бабушкам и дедушкам у 22,8%, к братьям и сёстрам - у 11,4%, к учителям, одноклассникам, ребятам из хора – у 17,1%. Дифференцируют отношения к родителям как к маме и папе 34,3%, отношение как к чете отмечено у 54,3% школьников. Общению с взрослыми и детьми отдают предпочтение 28,6% участников группы, с детьми - 74,3%. Около 71% младших школьников контрольной группы отдают предпочтение общению в семье; почти 20 % школьников предпочитают общаться со сверстниками. Социальная ситуация развития определяет круг общения младших школьников и значимость того или иного социального окружения. Младший школьник реализует потребность в общении в различных социальных группах (семья, родители, сверстники, одноклассники, ребята во дворе, ребята из хора, из секции). Полученные результаты показывает, что младшие школьники и в экспериментальной и в контрольной группах открыты общению с взрослыми, детьми, однако предпочтение отдаётся, как правило, в соответствии с половой идентификацией; в отношениях мальчиков и девочек наблюдается некоторая конфликтность. По методике Р. Жиля оценивалась сформированность коммуникативных навыков младших школьников через исследование социальной приспособленности ребёнка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения (приложение В). В результате заполнения регистрационного листа нами были получены профили особенностей системы отношений и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик школьников. Образец профиля приводится в приложении 3, таблица 3. Помимо качественной оценки результатов детская проективная методика межличностных отношений позволила представить результаты психологического исследования по ряду переменных и количественно. Были соотнесены уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. Полученные процентные значения облегчили сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.

Реализация коммуникативно-образовательной программы формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора

Реализация коммуникативно-образовательной программы формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора осуществлялась в рамках формирующего этапа эксперимента. Эксперимент проводился в течение четырёх лет (2010 – 2014г.) на базе детского фольклорного коллектива «Лыбедь» г.Владимира. Основой для проверки предложенной технологии послужила разработанная нами образовательно-коммуникативная программа для младших школьников «Фольклорная азбука», которая была апробирована на занятиях фольклорного коллектива. Программа процесса формирования коммуникативных навыков отражает технологию его педагогической организации.

Программа предназначена для формирования коммуникативных навыков (эмотивно-смыслового контакта и интерпретационных навыков) у младших школьников средствами фольклора и реализации задач «общения художественного типа». Общение «художественного типа» мы понимаем как область социокультурной коммуникации, отражающую систему восприятия, обмена информацией в результате художественно-культурного межсубъектного взаимодействия вербальными, паралингвистическими, вещностно-знаковыми средствами. Общение «художественного типа» в его видовом многообразии распространяется на музыкальную, хореографическую, изобразительно-прикладную деятельности и реализуется навыками эмотивно-смыслового контакта, интерпретации и понимания текстов.

Цель программы - обеспечить формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора. Задачи программы: 1.Обеспечить накопление у младших школьников опыта «общения художественного типа», полученного в ходе интегрированной деятельности по освоению фольклора, включающей пение, движение, рисование. 2.Опираясь на доминирующую сенсорную модальность восприятия каждого школьника и ориентируясь на развитие полимодальности, обеспечить формирование: 2.1. навыков эмотивно-смыслового контакта: 2.1.1..интонационных; 2.1.2. моторно-двигательных; 2.1.3. визуально-кинестетических; 2.1.4. художественно-графических; 2.2. интерпретационных или навыков рассуждения и понимания. 3. Методически обеспечить данный процесс.

В результате анализа современных направлений познания младших школьников (социальные связи, история, география, творчество, искусство, сферы точного знания) нами были выделены те информационные каналы, по которым от этапа к этапу накапливался опыт коммуникативной деятельности младших школьников, и осуществлялось формирование коммуникативных навыков. Процесс опирался на тематические блоки: «Герои Древней Руси»; «Города-истории»; «Социальные роли в фольклоре»; «Имя. Величание»; «Что я ценю в человеке»; «Сказка и быль»; «Страницы фольклорных праздников»; «Образы зверей и птиц в фольклоре»; «Общение с природой».

Тематический выбор определялся пространством контекстуального прочтения младшими школьниками фольклорных текстов, их ценностным наполнением (патриотическое, нравственное, эстетическое). В качестве оснований процессуально-тематического планирования нами были выделены принципы: дифференциации и синтеза тематического материала; тематической доступности и кумулятивности. Принцип дифференциации и синтеза тематического материала. Данный принцип означает переход от свободного тематического экспонирования фольклорных текстов, следовательно, дискретного прохождения темы на начальных этапах, к обобщению и формализации их в тематические блоки на завершающем этапе (приложение 1).

Осуществляемый в результате освоения способов коммуникативного взаимодействия на основе дифференциации и контекстуального прочтения элементов фольклорной речи, выявления и закрепления связей между видами коммуникативных действий «художественного типа» и элементами фольклорного текста, процесс формирования коммуникативных навыков предусматривает дискретность прохождения содержательных элементов тем на начальных этапах и их синтеза на завершающем этапе. Это позволило избежать информационной перегруженности школьников, применять и развивать навыки рассуждения и эмотивно-смыслового контакта в организуемой, предметно опосредованной деятельности, следуя возрастным задачам. Принцип тематической доступности и кумулятивности. Согласно выделенным темам фольклорные образцы на каждом этапе отвечают определённому уровню сложности и представлены теми средствами, которые соответствуют задачам данной образовательной ступени процесса формирования коммуникативных навыков. Каждая тема получает такую форму презентации, которая способствует пониманию и интерпретации младшими школьниками фольклорных текстов. Интерпретация фольклорных текстов от этапа к этапу становится более обоснованной, аргументированной, информационно, познавательно и деятельностно насыщенной. Применялось постепенное усложнение материала в процессе его усвоения. Идея тематической организации в программе реализовывалась постепенно, кумулятивно (по мере накопления опыта и знаний в процессе формализации тематических блоков) (приложение А).

Выбор средств обеспечения прохождения каждой темы осуществлялся с учётом их вариативности и был обусловлен наличием первичного информационного опыта у учащихся по заданной теме (элементарных представлений об изучаемых предметах), возможностями должной презентации нового знания. Направления познания младших школьников в произведениях фольклора были представлены широко и многопланово. Условием успешности тематического планирования являлась презентация образцов фольклора в их видовом многообразии (музыкально-поэтические, поэтические, прозаические, художественно-прикладные).

В программе был выделен тот комплекс речевых, паралингвистических, вещественно-знаковых средств фольклора, который применялся для реализации цели на каждой из рассматриваемых в программе образовательных ступеней. Это специально подобранные элементы фольклорного текста (музыкального, поэтического, изобразительного, пластического), являющиеся основой организуемой деятельности и представленные в различных эмотивно-познавательных контекстах: - музыкальные элементы фольклорного произведения: интонации, ритмические и метрические структуры, звуки, звукоподражания; - поэтические элементы фольклорного произведения: тексты, слова, словосочетания, фразы; - пластические элементы фольклорного произведения: жесты, мимика, движение; - художественно-прикладные элементы фольклора: рисунки, элементы прикладного творчества (изображения, орнаменты).

Похожие диссертации на Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора