Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Казакова Валентина Петровна

Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников
<
Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казакова Валентина Петровна. Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Чебоксары, 2006 245 с. РГБ ОД, 61:06-13/1624

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора

1.1 . Состояние проблемы социальной адаптации младших школьников в педагогической теории и практике 13

1.2. Сущность социальной адаптации младших школьников 39

1.3. Педагогический потенциал музыкального фольклора в контексте темы исследования 59

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по адаптации к социальной среде младших школьников средствами музыкального фольклора

2.1. Педагогические условия эффективности социальной адаптации младших школьников 86

2.2. Планирование воспитательной работы по социальной адаптации младших школьников 114

2.3. Организация, ход и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 133

Заключение 158

Список литературы 162

Приложения 180

Введение к работе

Современная социокультурная ситуация характеризуется размыванием
иерархии социальных ценностей, в ряду которых духовность возводится в
ранг высших гуманистических идеалов. Общественный нигилизм, «потеря
культурного лица мира» (Д.С. Лихачев), возрастание материальных
потребностей личности в ущерб духовным - все это актуализирует проблемы
образования. В центре образовательного процесса находится человек,
обладающий способностью самопознания и саморазвития, познания и
преобразования своего мира, жить и развиваться в новых общественных
отношениях, раскрывая заложенные природой человеческие качества. В
связи с этим особо возрастает необходимость организации адаптивной среды
растущего человека, требующей переориентации позиции педагога со
знаниевоцентристской на воспитательную, где духовное, психическое и
физическое здоровье ребенка являются определяющим фактором целей и
задач образования. Обращение к адаптивной образовательной среде как
важнейшей составляющей гуманистической модели образования

основывается на понимании ее роли и влияния на развитие, совершенствование личности, что, в свою очередь, обусловливает роль и значение психолого-педагогической помощи и поддержки. При этом особую важность приобретает характер взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса (вербальное и невербальное), направленных на сохранение, развитие личностных качеств каждого участника, раскрытие его природных задатков и способностей и расширение его адаптивных возможностей.

Эффективным средством воздействия на личность является музыкальный фольклор, применение которого в образовательных учреждениях целесообразно для решения практически любой проблемы воспитания, возникающей в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно фольклор как народное средство воспитания способствует естественной

4 адаптации ребенка к условиям школьной среды и социального окружения. Он имеет громадный потенциал для осуществления воздействия на личность ребенка через освоение эстетических норм музыкального языка народной культуры и художественных средств других видов искусств. Во-первых, фольклор представляет собой феномен, формы проявления которого изоморфны структуре психологической проблемы. Во-вторых, в результате психолого-педагогического воздействия, основанного на материале национального фольклора, достигаются значимые позитивные изменения в сознании и поведении учеников.

Построению адаптивной модели обучения учащихся посвящены исследования Е.А.Ямбурга, адаптивной системы обучения - А. С. Границкой, разработке концепции адаптивной школы - Т.М.Давыденко, С.В.Красикова, Н.П.Капустина, И.Б.Сенновского, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой и др. Общие теоретические основы научного управления образованием заложены в трудах Н.Ф.Бунакова, Н.А.Корфа, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и современных педагогов.

В специальной литературе рассматривается личность в аспекте адаптивного управления педагогической системой (П.К.Анохин, В.Г.Афанасьев, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Якунин и др.).

В трудах Б.Г.Ананьева, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Н.А.Гарбузова, И.А.Догеля, А.В.Запорожца, С.С.Корсакова, А.В.Леонтьева, И.А.Перкалова, С.Л.Рубинштейна исследуется влияние искусства на формирование, развитие и становление человека. Воздействие музыки, вызывающее многостороннюю реакцию человека, рассматривается в исследованиях Б.В. Асафьева, В.М.Бехтерева, А.Н.Борисова, Л.С.Брусиловского, Л.Демлинга, И.М.Догеля, Е.П.Жиляева, С.С.Корсакова, Ю.П.Лисицына, В.И.Петрушина, К.Рюгера, И.М.Сеченова, И.В.Темкина, Г.П.Шипулина, В.С.Шушарджана и др.

Проблеме педагогической корректировки недостатков развития и поведения детей средствами музыки посвящены работы В.М Бехтерева, П.П.Блонского, А.В.Владимирского, А.Н.Грабова, Е.К.Грачевой,

5 В.П.Кащенко, А.Ф.Лазурского, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошина, Н.В.Чехова.

Проблема воспитания школьников на материале музыкального фольклора рассматривается в работах И.С.Белик, Д.Б.Кабалевского, З.Кодая, К.Орфа.

В педагогических трудах Н.И.Ашмарина, Г.В.Верещагина, Г.Н.Волкова, Н.И.Золотницкого, Каюма Насыри, Г.И.Комиссарова, В.К.Магницкого, С.М.Михайлова-Яндуша, Н.В.Никольского, Ф.П.Павлова, Г.Тукая, М.Ф.Федорова, С.Г.Чавайна, И.Я.Яковлева и других современных ученых-педагогов Урало-Поволжского региона подчеркивается необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности на традициях народной педагогики. В их трудах фольклор представляется важнейшим средством обучения и воспитания. Г.В.Виноградов писал, что связь между педагогической наукой, этнографией и фольклором «особенно ощущается в наши дни, когда так настойчиво и властно привлекают к себе внимание вопросы социальной педагогики. Педагогика должна опираться на этнографию». Г.С. Виноградов здесь имел в виду не только этнографию, но и фольклор. Использование чувашского музыкального фольклора (созданных чувашским народом, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней ценностей народной культуры, быта) в учебном процессе способствует расширению кругозора учащихся, их умственному, нравственному, эстетическому развитию, в связи с чем в настоящее время проблема исследования воспитательной роли фольклора особенно актуальна.

Между тем потенциальные возможности музыкального фольклора в реализации цели адаптации к социальной среде младших школьников, несмотря на значительное количество научных исследований, остаются малоизученными. Фольклор как самое действенное средство социальной адаптации любого школьника, включенного в фольклорную деятельность, не стал обязательным в школе.

Таким образом, налицо противоречие между объективно возрастающими

требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблемы социальной адаптации младших школьников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью.

Названное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора.

Объект исследования — процесс социальной адаптации младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора.

Гипотеза исследования основана на том, что адаптация к социальной среде детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора будет эффективной, если:

- разработана и реализована модель социальной адаптации младших
школьников, включающая цель, задачи, приоритетные направления,
получаемые результаты;

- создана благоприятная морально-психологическая обстановка,
обеспечивающая активность учащихся, их саморазвитие и самореализацию в
фольклорной деятельности;

обеспечен необходимый теоретический и методический уровень готовности педагога к деятельности по адаптации младших школьников к социальной среде средствами музыкального фольклора;

осуществляется диагностика уровня социальной адаптированности младших школьников на основе разработанных критериев.

7 Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «социальная адаптация младших
школьников».

2. Охарактеризовать педагогический потенциал музыкального
фольклора как средства успешной адаптации младших школьников к
социальной среде.

3. Определить основные трудности, возникающие у педагогов
начальных классов, в использовании музыкального фольклора как средства
социальной адаптации младших школьников.

4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать
педагогические условия эффективной социальной адаптации детей младшего
школьного возраста средствами музыкального фольклора.

5. Определить критерии оценки социальной адаптации младших
школьников.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений реального мира, о роли среды в процессе формирования личности, концепции гуманизации образовательного процесса, фундаментальные положения теории развития личности в деятельности и общении, положения о роли народного искусства в воспитании учащегося.

Теоретическую основу исследования составили: отечественные и зарубежные исследования о взаимоотношениях человека и музыки (В.М.Бехтерев, И.М.Догель, Ж. Итар, Я.А.Коменский, С.С.Корсаков, И.Г. Песталоцци, Ф. Платтер, Э.Роттердамский, И.М.Сеченов, И.Р.Тарханов, К.Д.Ушинский, Г.П.Шипулина, Эскироль и др.), концепции адаптивной школы и процесса адаптации ребенка к условиям окружающей среды (А.С.Границкая, Т.М.Давыденко, Н.П.Капустин, С.В.Красиков, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и др.), положение о единстве закономерностей психического развития нормальных детей и детей, имеющих отклонения в развитии и поведении (И.С.Белик,

8 Л.С.Выготский, Б.П.Пузанов, Г.Я.Трошин и др.), современные психолого-педагогические концепции обучения и воспитания детей с отклонениями в поведении (М.А.Алемаскин, Б.Н.Алмазов, С.А.Бадмаев, С.А.Беличева, С.А.Белкин, Н.Н.Вербицкая, А.Л.Гройсман, А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Л.М.Зюбин, В.П.Кащенко, А.И.Кочетов, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеев, Г.М.Миньковский, И.А.Невский, А.Ф.Никитин, Н.И.Фелинская, Д.И.Фельдштейн и др.); концепции воспитания школьников средствами музыкального фольклора (И.С.Белик, Д.Б.Кабалевский, З.Кодай, К.Орф), воспитания на основе многовековых традициях народа, его богатейшего национального культурного наследия (Н.И.Ашмарин, Н.И.Золотницкий, В.К.Магницкий, С.М.Михайлов-Яндуш, Ф.П.Павлов, Г.Тукай, М.Ф.Федоров, И.Я.Яковлев).

В ходе исследования использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов; изучение и обобщение передового педагогического опыта педагогов, работающих в системе дополнительного образования, учителей начальных классов; изучение нормативных документов и продуктов учебной деятельности учащихся; анализ программ и учебно-методических пособий; социологические методы (интервьюирование, анкетирование, беседа); диагностические методы (тестирование, методика Рене Жиля, модифицированный вариант теста М.Люшера - Цветовой тест отношений, методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности», качественный и количественный анализ ее результатов с применением методов математической статистики); прямое и косвенное наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования явились учебно-воспитательные учреждения: Чувашский национальный центр образования имени Г.С.Лебедева; муниципальные общеобразовательные школы №19, №41 г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 150 учащихся

9 начальных классов школ разного уровня: школы-лицея, общеобразовательных школ. Исследованием были также охвачены учителя начальных классов школ № 6, 44, 56, 59, 61 г. Чебоксары, Калайкасинской сельской общеобразовательной школы им. А.Г.Николаева, педагоги муниципального учреждения дополнительного образования «Моргаушская детская школа искусств» (всего 74 человека).

Программа исследования включала в себя следующие этапы: Первый этап (1999-2001гг.) - поисково-теоретическая работа, посвященная изучению состояния проблемы, анализу философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературы по теме исследования, разработке и концентрации понятийного аппарата, определению теоретической части исследования, разработке программы «Чувашский детский музыкальный фольклор», составлению программы опытно-экспериментальной работы, проведению констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2002-2004гг.) - опытно-экспериментальное исследование, связанное с проведением формирующего этапа эксперимента, научным обоснованием и апробацией разработанной модели социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, уточнением и апробацией педагогических условий, позволяющих повысить эффективность использования музыкального фольклора в социальной адаптации младших школьников.

Третий этап (2004-2005гг.) - качественная и количественная обработка экспериментального материала, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование основных теоретических выводов и научно-методических рекомендаций, завершение оформления диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: - разработана модель социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора;

10 выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной адаптации детей младшего школьного возраста к социальной среде средствами музыкального фольклора;

- определены критерии оценки эффективности социальной адаптации младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в теорию и методику социальной адаптации младших школьников. Выявлен педагогический потенциал музыкального фольклора как эффективного средства социальной адаптации младших школьников. Определены типичные трудности педагогов начальных классов в использовании музыкального фольклора в социальной адаптации младших школьников. Результаты исследования расширяют научные представления о возможностях использования музыкального фольклора как эффективного средства адаптации к социальной среде детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования внедрена в школьную практику модель социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора. Материалы исследования могут быть полезными для практической деятельности, как учителей общеобразовательных учреждений, так и других специалистов (педагогов, детских психологов, воспитателей, музыкальных руководителей и т. д.), профессиональная деятельность которых связана с воспитанием подрастающих поколений.

Достоверность результатов и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечена последовательной реализацией методологической основы исследования на всех его этапах, глубоким анализом предмета исследования, логической структурой построения и проведения научного исследования, совокупностью теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений,

значительным охватом учащихся начальных классов и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, научных статьях и тезисах выступлений автора. Основное содержание исследования отражено в 13 публикациях. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс кафедры педагогики и психологии, кафедры культурологии Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, муниципального учреждения дополнительного образования «Моргаушская детская школа искусств», средних общеобразовательных школ №№ 19, 41 г. Чебоксары, Калайкасинской общеобразовательной школы им. А.Г.Николаева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная адаптация младших школьников понимается как
сложный, многомерный, педагогически корректируемый двусторонний
процесс (личность - среда) вхождения личности в новое социальное
окружение в целях совместной деятельности в направлении прогрессивного
изменения как личности, так и среды. Она является, с одной стороны,
важным компонентом педагогического процесса в общеобразовательной
школе, с другой - его целью, поскольку направлена на изменение отношения
учащихся к учебе, к труду, нормам морали, самому себе. Соответственно
адаптация влияет на сохранение, развитие и совершенствование
положительных личностных качеств (доброта, отзывчивость,
инициативность, самостоятельность, выдержанность, открытость,
готовность к общению, уверенность в деятельности, коллективизм,
товарищество и т.д.) младшего школьника.

2. Музыкальный фольклор имеет высокий педагогический потенциал:
положительное воздействие игровых способов исполнения, обусловленного

12
синкретичностью фольклора; импровизационность действия,

способствующая развитию свободы художественного самовыражения, раскрепощенности; безоценочность деятельности ребенка, позволяющая каждому естественно и свободно выражать чувства, переживания; высокая степень активного участия в происходящем фольклорном действе; создание ситуаций успеха; высокий коллективный эмоциональный потенциал.

3. Необходимыми педагогическими условиями, способствующими повышению эффективности социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, являются:

разработка и реализация модели социальной адаптации, представляющей собой целостную систему, основными компонентами которой являются: цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результат;

- создание благоприятной морально-психологической обстановки,
обеспечивающей активность учащихся, их саморазвитие и самореализацию в
фольклорной деятельности;

обеспечение необходимого теоретического и методического уровня готовности педагога к деятельности по адаптации младших школьников к социальной среде средствами музыкального фольклора;

осуществление диагностики уровня социальной адаптированности младших школьников на основе разработанных критериев (знания о многообразии фольклорного музыкально-поэтического творчества; умения и навыки традиционного фольклорного исполнения - русского, чувашского; проявление нравственных качеств личности - доброты, отзывчивости, инициативности, самостоятельности, выдержанности, открытости, готовности к общению, уверенности в деятельности, коллективизма, товарищества; интерес к духовным ценностям чувашского и других народов).

Состояние проблемы социальной адаптации младших школьников в педагогической теории и практике

Приступая к исследованию, мы поставили перед собой задачу: рассмотреть современное состояние исследуемой нами проблемы. Сложные и противоречивые процессы, происходящих в современном обществе, заставляют по-иному оценить мир и те события, которые протекают в России. Сегодня особо остро наблюдается противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми требованиями демократизации, гуманизации и стандартизации в образовательных системах. К таким постоянно наблюдаемым явлениям, на наш взгляд, можно отнести и процесс адаптации. Рассмотрение этой проблемы является одним из перспективных направлений в комплексном изучении человека. Поэтому работникам образования, обеспечивающим потенциал нашего будущего, необходимо начать формировать в себе, в учениках новые качества личности, адаптируемые в развивающемся социуме любого уровня. Пока же сфера образования отстает от новых реальностей жизни, наметилась девальвация его общественной значимости. Возможности «конечных» образовательных систем, дающих знания один раз и на всю жизнь, оказались практически исчерпанными. Объективная необходимость перехода к непрерывному образованию исходит из противоречий между непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний, умений, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими в определенный промежуток времени — с другой.

Обновление знаний без надежной фундаментальной подготовки и переподготовки не решает возникших проблем, а простое дополнение существующих звеньев знаний новыми, без качественного изменения содержания и форм работы на основе идей гуманизации, открытости и гибкости не разрешает сложившихся противоречий. Все это приводит в условиях школьной практики к перегрузке учащихся, ограничивая возможности самообразования и саморазвития.

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь» и в связи с этим создания адаптивной образовательной среды на всех уровнях. Смысл непрерывности заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, адаптивном управлении развитием образовательной среды в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования [178, 38-39;]. Применительно к нашей теме исследования можно утверждать, что основной целью образования на современном этапе развития является создание условий для всеобщего образования и помощи ученику в учении в соответствии с его способностями и возможностями, т.е. создание соответствующей интеллектуальной и эмоциональной обстановки в процессе учения и руководства, атмосферы педагогической помощи и психологической поддержки. Эффективность будет заключаться в том, чтобы с меньшими затратами для ребенка, его психического и физического здоровья мы достигнем значительных результатов в обучении, в раскрытии его природных задатков и способностей, расширении его возможностей.

Исследователи отмечают, что управление как система имеет две подсистемы — управляющую и управляемую. Человек является основным действующим лицом социальных, в том числе педагогических, систем. В системе социального управления человек участвует как в управляющей, так и в управляемой подсистемах следующего типа: «человек — человек», «человек — коллектив», «коллектив — человек», «коллектив — коллектив» (Бояринцева Н.Н., Митин СИ, Третьяков П.И. и др.). Для функционирования любой системы необходимо определенное поведение человека как в руководимой, так и в руководящей подсистеме. А это возможно только тогда, когда руководитель и исполнитель обладают необходимыми минимальными адаптивными знаниями, умениями и навыками.

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в нашем случае социально-педагогическая система школы) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [179, 29]. В этом определении заключена социализирующая функция системы.

И человек как система воспринимает в себя свойства других систем (психолого-педагогической, медицинской, управленческой, экологической и т.д.), определяется ими и воздействует на них. Но в то же время эта система находится в процессе постоянного изменения. И это движение имеет целенаправленный характер, процессы, происходящие внутри системы, устремлены на достижение определенных целей (имеют целенаправленность).

Понятие целого является одним из центральных в теории систем. Но в этом содержится парадокс: с одной стороны, надо понимать целое исходя из его частей, а части — с точки зрения целого. Понятие целого в рамках адаптивного управления означает, что мы можем понять человека, только рассмотрев его с точки зрения целого, т. е. в контексте социальных связей, составной частью которых он является. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем несет в себе родовую сущность. Человек — это целый мир, ценность которого постоянно возрастает с развитием пространства, общества, в котором он живет. Человек, как существо социальное, ожидает в социуме удовлетворения эмоциональных и социальных потребностей (безопасность, любовь, уважение, участие и т.д.). Отсутствие возможности удовлетворить свои психосоциальные потребности нередко дестабилизирует психику, в особенности детскую. В результате ребенок неудовлетворительно учится, пребывает в психологическом, а иногда и физическом дискомфорте [1; 2]. Обширный объем разнообразных знаний, преподносимых школой, требует повышенных интеллектуальных усилий, а, следовательно, и достаточно высокого уровня здоровья, способности к быстрой адаптации к изменяющимся условия жизни, кризисным ситуациям в обществе, семье, школе. Не случайно, социально-психологические исследования отечественных и зарубежных ученых показывают тенденцию резкого возрастания уровня тревожности, психологического напряжения и агрессивности поведения среди всех слоев населения, особенно среди детей и подростков. Постоянное пребывание в таком состоянии разрушительно для здоровья. По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания: за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушения зрения, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения [32].

Нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что в пятилетнем возрасте 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении. А к десяти годам количество нервных детей достигает 56%. Причиной такой высокой заболеваемости в школьном возрасте становится школьная тревожность, психогенная школьная дезадаптация и др. [32, 6].

Реабилитация физического и психического здоровья детей средствами образования — одна из важнейших составляющих адаптивной системы. Учебные перегрузки, нарушения двигательного и других важных физиологических режимов, стрессы подрывают здоровье нации. Лишь 5% выпускников школы сегодня являются полностью здоровыми. Мы стоим перед этнической катастрофой (национальные проблемы). Лишь смена приоритетов образования в сторону сохранения и развития здоровья учащихся может исправить ситуацию.

Проблема преодоления отклоняющегося поведения в науке не нова. Она ставилась исследователями по-разному, с учетом потребности общества с использованием различных методов и средств [41,72], повышающих резервные возможности организма человека [16-19; 25-26; 37; 167; 170; 174; 211; 212], создания наиболее благоприятных условий адаптации его к социальной среде. Основная черта адаптивности заключается в том, чтобы дать возможность ребенку с трудностями в обучении адаптироваться к школе с наименьшей затратой физических и психических сил. Однако отношение к коррекционным классам должно коренным образом измениться. Работать в них должны не худшие, а лучшие учителя, прошедшие специальную подготовку. Дети этих классов должны находиться в центре повышенного педагогического внимания, им должна быть обеспечена психологическая и социальная защита, только при таком подходе образование может дать положительный эффект. Существует мнение, что коррекционная педагогика расслабляет личность, не прививает навыков преодоления жизненных трудностей. Но сами трудности должны быть соразмерны способностям ученика. Если они непреодолимы, ученик скорее научится избегать их, чем преодолевать. Только преодоление посильных трудностей и переживание в связи с этим социального успеха благотворно сказывается на формировании свободной и ответственной личности.

Педагогический потенциал музыкального фольклора в контексте темы исследования

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, III тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В личностной системе происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, субкультуре, не свойственным истинно русской культуре. Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения от истоков родной культуры массы людей в начале XX века.

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно-эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России, разрабатывая программы развития воспитания различных уровней на ближайшие годы, предусматривает духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовку их к самостоятельной жизни как важнейшую составляющую развития общества, государства.

Такой подход закреплен Законом РФ «Об образовании» [119], где говорится о защите системой образования культур и региональных традиций в условиях многонационального государства. Это положение носит социальный характер, потому что именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствует восстановлению связей между поколениями. Задачи передачи накопленного духовного опыта, ценностей, воспитания и обучения следует решать через приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение культуры своего народа как части общечеловеческой культуры. Нравственное и эстетическое содержание народных традиций, непреходящая ценность их педагогических возможностей убеждают в необходимости сохранения и многогранного применения фольклора в современном практике воспитания и образования.

Нам представляется перспективным рассмотреть вопрос возможности психолого-педагогического воздействия, базирующихся на материале национального фольклора, степень воздействия и психолого-педагогические возможности которого еще недостаточно осмысленны и, прежде всего, в плане самопознания и развития личностных качеств в самых различных по составу и возрасту группах, определить основные направления психолого-педагогической помощи младшим школьникам в период их адаптации в условиях школьного обучения.

Для того чтобы найти «рабочее» определение музыкального фольклора, выявить его педагогический адаптационный потенциал, необходимо проанализировать понятие «фольклор» и определить, какое место в нем занимает «музыкальный фольклор». Обратимся к краткой литературной энциклопедии, где сказано, что существует много определений феномена «фольклор».

Фольклор (англ. folklore - народная мудрость) - распространенное в международной научной терминологии название народного творчества. Термин введен в 1846 г. англ. археологом У.Дж.Томсом. Понятие фольклор охватывает всю область духовной культуры народных масс.

В современной науке нет единства в употреблении термина. Наиболее распространенное значение: совокупность народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, искусств и т.д. В фольклористике (науке о фольклоре) ведущим становится восприятие фольклора как совокупности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических произведений народного творчества. Тем самым, народное поэтическое творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью фольклора, [80, 31].

«Фольклор изначально был неотделим от неосознанно-художественной переработки впечатлений реальности, при этом он отобразил едва ли не все сферы народной жизни, вследствие чего содержит важный материал для многих наук. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее, и применяет к нему собственные методы и подходы. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы-хореографы, обряды и зрелищные формы народного творчества-театроведы. К фольклору обращаются искусствоведы, лингвисты, историки, психологи, социологи и многие другие ученые. Фольклор имеет художественное начало. Именно эти свойства изучают филологи, для которых фольклор важен как искусство слова. В этом значении синонимами термину «фольклор» являются определения «устное народное творчество», «устная народная поэзия» и устаревшее «народная словесность» [57].

Там же мы находим определения фольклора аутентичного (от греч. authentikos - подлинный) - подлинный, традиционный фольклор в его естественном бытовании. «Фольклор аутентичный несет в себе национальные, региональные и местные признаки фольклорной традиции (жанровый состав, репертуар, стиль, исполнительскую манеру). Фольклор аутентичный теряет свои качества, если он подвергается каким-либо внешним воздействиям: профессиональной обработке произведений, их исполнению на сцене или другим».

Фольклор вербальный (от лат. verbalis - устный, словесный) -исследуется в филологической фольклористики. В разных жанрах фольклора слово всегда выступало в синкретическом единстве с мимикой, жестом, мелодией, магическими и обрядовыми действиями. Например, гадания нередко состояли только из одних действий: «На Святки гадали. За камешками на реку бегали. Если черный камешек - жених с черными волосами будет, если белый - то с белыми» [7].

Между тем, в заговорах «вещее слово» играло главную магическую роль. «Вопрос о соотношении в фольклоре слова и других признаков непростой. Этнолингвист Н.И.Толстой по этому поводу писал: «В последнее пятидесятилетие во многих странах, в том числе и в славянских, под фольклором стало пониматься лишь такое народное творчество, которое выражено словесной формой. Это помогло фольклористике четко осознать предмет своего исследования, его границы и задачи, но вместе с тем во многих случаях принудило замкнуться в своих пределах или дать крен в сторону чисто литературоведческого анализа. Лишь в последнее время вновь наблюдаются позитивные стремления ученых расширить рамки фольклористики, обратившись к изучению обрядовой и мифологической стороны фольклорных текстов, к выяснению их происхождения, функционирования в обрядовом и ином контекстах. Этому во многом способствует и семиотическое понимание обряда как текста» [178, 33-34].

Специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей - детский фольклор. В 1860-гг. на детский фольклор обратил внимание К.Д.Ушинский, тогда же началось его систематическое собирание (сборники П.А.Бессонова, Е.А.Покровского, П.В.Шейна). В 1920-гг. новые тексты были опубликованы в сб. О.И.Капицы и появился сам термин «Фольклор детский», предложенный Г.С.Виноградовым. Наиболее полные антологии Ф.д. составили В.П.Аникин [108; 109] и А.Н.Мартынова [98].

Педагогические условия эффективности социальной адаптации младших школьников

Как известно, в процессе адаптации создаются условия для каждого участника педагогического процесса с различными склонностями и способностями. Под педагогическими условиями необходимо понимать то, что будет соответствовать потребностной, мотивационной сферам субъектов педагогической системы. Я. А. Коменский писал: «Если никого не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничего и не будет вызывать отвращения и притуплять силу ума; каждый легко будет идти вперед в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, и затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу» [74].

«В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (В.И.Андреев, М.Е.Дуранов и другие)» [53]. И причем, к педагогическим условиям относятся лишь те, которые «сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание» [Там же].

В контексте нашего исследования условия определяются как совокупность мер образовательного процесса, которые обеспечат эффективность социальной адаптации детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора.

Природа ребенка такова, что она не солжет самой себе, ребенок знает, что ему нужно. И музыкальный фольклор во всем своем разнообразии неоднократно демонстрировал, что он необходимое звено воспитания и взросления человека. Вводя музыкальный фольклор в педагогический процесс, мы ставим наряду с целью социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора следующее: приобщение своих учеников к истории и культуре своего народа; обретение и осознание ими древних корней рода; стимулирование роста духовности через примеры высокого народного творчества; развитие философских взглядов на жизнь посредством используемого материала.

Нет никаких сомнений, что каждая из представленных целей соотносится и с целями других школьных дисциплин (истории, литературы, театра, музыки и прочих). Но здесь присутствует один штрих, который выделяет музыкальный фольклор в особую категорию, — это часто опускаемое на других уроках творчество и сотворчество не когда-либо, а сейчас, сию минуту.

Только через светлое, радостное творчество мы приобщаемся к миру духовному, высшему. Только через элементы этого творчества выстраиваем собственное внутреннее и внешнее совершенствование. И поскольку радость является непременным условием глубины познания мира и себя в нем, фольклор в этом плане предоставляет нам массу возможностей восхождения. Непосредственно на уроках творческие моменты, как ниже будет показано, могут выражаться самыми разнообразными способами — от необычной комбинации уже известных ритмов до совершенно нового ритмического рисунка, от самостоятельного построения мелодии в том или ином стиле до создания аналогичного текста песни и др. И в итоге мы выдвигаем и воспитательные цели, такие, как постижение посредством народной музыки любви к себе, к людям.

Действительной ценностью педагогического процесса является не социализация личности, не приобретение знаний, умений и навыков (это его вторичные результаты), а помощь детям, чтобы они могли «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в ней не нашли» [185].

Цель адаптации — сохранение и развитие личности, воспитание человека. Цель также состоит в создании условий для самостоятельного, осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Адаптивное управление, с одной стороны, стремится максимально учитывать индивидуальные особенности личности (потребностная сфера, уровень восприятия, способность к сопереживанию и соучастию в процессе деятельности), а с другой — гибко реагировать на социокультурные изменения общественной среды. Подобная двусторонняя стратегия позволяет личности занять свое собственное пространство в образовательной среде и адаптирует ее к быстро меняющейся жизни.

В процессе адаптации важны такие компоненты, как ценность отношений, убеждений, мотивов деятельности, причем в данной среде не может быть обязательного для усвоения всеми учениками содержания образования, так как усвоено может быть то, что значимо для конкретного человека. «Совершенно несправедливо требование, что бы все ученики показывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы изучать его в одинаковом объеме» [49].

В основе этого процесса обучения лежит принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока должна позволить увеличить время самостоятельной работы учащихся, что, в свою очередь, требует перехода к непрерывному управлению, обеспечивающему надежную реализацию на практике основных положений теории деятельности. Учение, как один из видов деятельности человека, в условиях адаптивной системы становится преимущественно активной, самостоятельной, управляемой деятельностью. В данной системе создаются условия для разумного включения в учебный процесс передового опыта учителей и результатов исследований ученых и педагогов-практиков. Адаптивная система образования в процессе ее становления впитывает в себя не только более совершенные организационные формы (В. К.Дьяченко, Н.С.Лейтес, А.Г.Ривин), но и требует принципиально нового подхода к содержанию обучения и процессам, обеспечивающим гармоничное развитие учащихся: сообщение новой информации, обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, сообщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Управление процессом адаптации требует от каждого субъекта самоуправления и соуправления, рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самоосознание собственных действий и позиций других участников педагогического процесса. Здесь не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие учителя и ученика, руководителя творческого коллектива и его участников всегда ситуативно, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо-педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих технологиях, способах их реализации и грамотное их использование. Незыблемым из классической дидактики остается то, что ученик становится субъектом учебной деятельности только при появлении цели собственной деятельности. «Процесс обучения должен быть ориентирован на выращивание этой цели» [89], поэтому при выборе технологий, построении своей дидактической системы учитель, руководитель творческого коллектива должен выделять одну из основных ее характеристик, например, овладение учеником гарантированными, конечными результатами учения и способами деятельности. Основным критерием в выборе технологии при формировании адаптивной образовательной среды является то, насколько она может помочь в достижении следующих целей: развитие природных задатков ученика, предупреждение тупиков развития; демократизация стиля управления и соуправления развитием учащихся.

Планирование воспитательной работы по социальной адаптации младших школьников

Сегодня немного школ могут ввести фольклор в число обязательных дисциплин. Связано это не столько с отсутствием специалистов, сколько с их ориентацией на механистическое разучивание песен и последующие выступления.

С целью выявления места музыкального фольклора в системе образования и отношения к нему учителей нами использовались следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение, анализ содержания школьных программ, методических рекомендаций, посещение и анализ уроков учителей, ведущих музыкальные занятия и фольклорные коллективы, продуктов деятельности учащихся.

Анализ научной литературы и школьной практики показал отсутствие системы в работе школы по адаптации младших школьников к социальным условиям, недостаточный уровень учебно-воспитательной работы современных школ по решению проблемы адаптационного периода.

Кроме того, были обнаружены противоречия между: - мотивацией младших школьников к фольклорной деятельности, пониманием учителями начальных классов ее воспитательной роли и неразработанностью данного учебно-методического обеспечения;

- стремительным ростом образовательных потребностей младших школьников и недостаточными возможностями традиционной системы воспитательной работы в школе обеспечить условия их удовлетворения;

- универсальными социальными возможностями музыкального фольклора, способствующими социальной адаптации детей и их невостребованностыо практикой воспитания младших школьников.

Устранение этих недостатков мы видим в разработке модели социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора, внедрение которой в учебно-воспитательный процесс школы позволит решить следующие задачи:

- создание атмосферы, способствующей повышению мотивации у младших школьников к сохранению и развитию положительных личностных качеств;

- разработка новых форм, методов, приемов учебно-воспитательной работы средствами музыкального фольклора;

- непрерывное изучение особенностей адаптации младших школьников к условиям школы, их интересов, творческие склонности;

- подбор и подготовка кадров для ведения внеучебной воспитательной работы (схема 1).

Успешная адаптация младших школьников к обучению в школе в результате полученных знаний о многообразии фольклорного музыкально-поэтического творчества, умений и навыков традиционного чувашского фольклорного исполнения, игры на музыкальных инструментах позволит изменить отношение к учебе, к общественно полезной деятельности, нормам морали, самому себе.

В структуру модели социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора входят следующие взаимосвязанные компоненты: цель, закономерности, принципы, задачи, содержание, формы, методы, средства и результат.

Центральным компонентом модели является цель - повышение уровня социальной адаптации младших школьников, сохранение, развитие положительных личностных качеств, раскрытие природных задатков и способностей средствами чувашского музыкального фольклора.

Чтобы достичь поставленной цели адаптации младших школьников к социальной среде средствами чувашского музыкального фольклора необходимо решать следующие задачи:

- вооружение учащихся знаниями о народной культуре; - формирование у учащихся младшего школьного возраста умений и навыков;

- формирование, сохранение и развитие духовно-нравственных качеств личности; - диагностика уровня тревожности и содействие в самоопределении, социальной адаптации;

Важным компонентом разработанной модели социальной адаптации младших школьников средствами музыкального фольклора выступают закономерности, которые отражают целостность педагогического процесса и призваны помочь в реализации цели и задач по сохранению и развитию личностных качеств младших школьников средствами чувашского музыкального фольклора.

К ним относятся: - связь между процессами обучения, образования, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;

- связь между реальными возможностями учащихся младших классов (возрастные, индивидуальные) и характером педагогического влияния на них; - связь между деятельностью и общением личности в результате ее развития; - связь между коллективом и личностью в педагогической системе; связь между задачами, содержанием, формами, методами педагогического процесса.

Закономерности находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В контексте целостного педагогического процесса мы выделили принципы: - гуманистической направленности; - личностно-деятельного подхода; - полусубъективного (диалогического) подхода; - индивидуально-творческого подхода и др.

Все принципы представляют собой систему и в своем сочетании регулируют процесс адаптации к социальной среде младших школьников средствами чувашского музыкального фольклора.

Похожие диссертации на Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников