Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Полевщикова Татьяна Ивановна

Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел
<
Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полевщикова Татьяна Ивановна. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Йошкар-Ола, 2005 218 с. РГБ ОД, 61:05-13/2437

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей школьников на основе изучения народных ремесел 15

1.1. Развитие творческих способностей школьников как педагогическая проблема 15

1.2. Потенциальные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников 34

Глава 2. Экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел 95

2.1. Модель процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел 95

2.2. Педагогические условия эффективности процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел 124

Заключение 156

Библиография 160

Приложения 178

Введение к работе

Актуальность исследования. Введение в общеобразовательные школы России предметной области «Технология» явилось результатом поиска принципиально новых подходов к трудовой подготовке молодежи, к формированию широко образованной личности и адаптации ее к складывающимся социально-рыночным условиям. Сегодня, как никогда, необходимо принимать решения и определять оптимальные пути их реализации. Это обуславливает необходимость существенного повышения качества подготовки школьников, формирования у них готовности к самостоятельной творческой деятельности, воспитания у подростков потребности в творческом труде и реализации своих потенциальных возможностей.

Современная школа должна являться творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания, новых педагогических технологий. Она должна обеспечивать непрерывный процесс образования от осознания учащимися себя личностью до социальной зрелости и профессионального становления.

Целостность процесса формирования личности гармонизирует детское творчество, оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Как развить творческую активность у детей? Как научить ребенка мыслить творчески? Как сохранить любознательность ребенка и дать ей возможность прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их? Эти вопросы волнуют учителей, родителей, психологов.

Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — одно из средств духовно-творческого воспитания детей. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России, не исключение и республика Марий Эл. Глубокие народные традиции хранят приемы работы с различными материалами лесного края. В ходе веков изменялась и совершенствовалась технология изготовления изделий народных промыслов, но узоры и орнаменты вместе с технологическими навыками передавались из поколения в поколение.

Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре, которая переносится из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Необходимо показать учащимся тот воспитательный вклад, который заключен в народной культуре, национальном своеобразии обрядов, фольклоре, декоративно-прикладном творчестве и народных ремеслах. Искусство оказывает положительное воздействие на личность школьника, происходит активизация интеллекта, возбуждение и гармонизация чувств, ведущих к мобилизации воли. Приобщение детей к творчеству -верный путь формирования человека высокой нравственности.

Общеобразовательная школа не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо художественного творчества, важно научить школьников не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Показателем результативности работы школы является гражданская зрелость выпускника, разносторонность его интересов, умение правильно воспринимать и оценивать сложившиеся жизненные процессы, вносить в них новое.

Содержание учебного предмета «Технология» позволяет выработать у выпускников необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей, приобретения специальных знаний и умений, обеспечение интеллектуального, этического и эстетического развития школьников, помощь в адаптации к современным социально-экономическим условиям.

Анализ педагогического материала по теме исследования показал, что проблема формирования творческой личности, а также вопросы психологии творчества в разные годы были рассмотрены философами, психологами и педагогами. Так, были выполнены исследования по проблемам психологии творчества Н.Г.Алексеевым, Г.С.Альтшуллером, В.И.Андреевым, О.В.Атауловой, М.Н.Афасижевым, В.С.Библер, М.А.Блох, Д.Б.Богоявленской, С.М.Бондаренко, А.В.Брушлинским, А.В.Бычковым, Э.Гансберг, С.Грузенберг, Л.М.Гуляевой, К.Дункер, В.И.Загвязинским, В.А.Кан-Калик, Ш.Карагулла, Б.М.Кедровым, Н.Л.Кряжевой, Б.А.Лезиным, Н.С.Лейтесом, Ю.Л.Львовой, А.Матейко, М.А.Некрасовой, Н.Д.Никандровым, А.Ньюэлл, Я.А.Пономаревым, М.М.Поташником, Т.Рибо, С.Л.Рубинштейном, С.П.Руссковым, Г.А.Саймон, И.Н.Семеновым, О.К.Тихомировым, Л.В.Шевчук, Дж.Шоу, Э.Г.Юдиным, И.С.Якиманской, П.М.Якобсон и другими.

В педагогических исследованиях В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, Т.В.Ильиной, И.Ф.Исаева, Б.Т.Лихачева, А.М.Матюшкина, В.И.Михеева, А.И.Мищенко, Н.Н.Толстых, К.Д.Ушинского, Е.В.Шевцова, Т.Я.Шпика-ловой, В.Э.Чудновского, П.К.Энгельмейер, П.М.Якобсон и других рассматривается процесс формирования, развития мышления и оценки творческой деятельности обучающихся.

Вместе с тем, несмотря на достаточно широкий спектр научно-педагогических исследований по проблеме подготовки творческой, конкурентоспособной личности, творческий потенциал выпускников общеобразовательных школ остается недостаточно высоким. Большинство учителей видят свою роль в развитии познавательных умений школьников, а творческая деятельность учащихся сведена к минимуму. Именно в школе идет закладка фундамента творческой деятельности ребенка, в вузе - ее развитие, а в профессиональной деятельности происходит ее совершенствование.

Большую помощь в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии может оказать изучение марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Все вышесказанное подчеркивает актуальность нашего исследования. Но недостаточное количество науч но-обоснованных методических разработок, учебников, пособий тормозит более эффективной работе по развитию творческих способностей учащихся на основе марийских народных ремесел.

Существующее противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей в школьном возрасте, раннее выявление задатков, склонностей и других индивидуальных особенностей учащихся на уроках технологии и недостаточно разработанностью теоретических основ и методики проведения работы по развитию творческих способностей на основе марийский народных ремесел определило тему нашего исследования - «Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел».

В соответствии с выбранной темой были определены: проблема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса развития творческих способностей учащихся на основе изучения марийских народных ремесел?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел будет эффективным при следующих педагогических условиях:

- определена цель в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностях;

- разработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихся;

- создание творческой образовательной среды;

- активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов;

- внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремесел;

- создание соответствующей учебно-методической базы;

- готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие творческих способностей школьников как педагогическую проблему.

2. Изучить потенциальные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников.

3. Разработать и апробировать модель процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел.

Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активно-творческий процесс, теория системного, личностно-деятельностного и этнопедагогического подходов к процессу формирования личности обучающегося, теория творческого саморазвития личности, современные концепции образования и развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельности и др.

Теоретической базой исследования стали:

- положения философии и психологии о духовном, эстетическом развитии личности в творческом процессе в области изобразительного искусства (Ю.Б. Борев, А.И.Буров, А.Я. Зись, А.С. Молчанов, В.А.Разумный и др.);

- положение об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве как эффективном средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей (А.С. Боголюбов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, B.C. Кузин, СП. Ломов, Э.И. Сокольникова, Б.Т. Теплов, Б.П. Юсов и др.);

- психолого-педагогическая концепция деятельности Н.Г.Алексеева, Ю.К.Бабанского, Н.В.Басовой, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Дж.Гилфорда, С.Грузенберга, К.Дункера, Н.С.Лейтеса, Я.А.Пономарева, Л.Секей, В.А.Сластенина, С.Т.Шацкого, Э.Г.Юдина и др.;

- теоретические основы определения содержания образования В.В.Кра-евского, ИЛ.Лернера и др.; v

- положение системного подхода к педагогическим явлениям Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперина, Т.В.Ильиной, П.Ф.Каптерова, Н.К.Крупской, Н.Н.Кузьмина, А.С.Макаренко, В.Г. Максимова, В.М. Рогин-ского, Ю.П. Сокольникова и др.;

- положение личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе В.И.Андреева, С.И.Архангельского, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.П.Ковалева, И.Я.Лернер, И.Н.Семенова, Н.Н.Толстых и др.;

- идея индивидуально-творческого подхода В.С.Библер, М.А.Блох, С.М.Бондаренко, И.Б.Гриншпуна, С.Грузенберга, В.В.Давыдова, И.В.Дубровиной, К.Дункера, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Ш.Карагулла, Н.Л.Кряжева, Н.В.Кузьминой, Ю.Л.Львовой, А.Матейко, А.М.Матюшкина, Н.Д.Никандрова, А.Ньюэлл, Д.Н.Овсяннико- Куликовского, М.М.Поташника, Т.Рибо, В.М.Рогинского, С.Л.Рубинштейна, С.П.Русскова, Г.А.Саймон, В.А.Сластенин, В.Э.Чудновского, В.Д.Шадрикова, М.П.Щетинина и др.;

- идеи народной педагогики И.А.Андреева, Г.Н.Волкова, В.В.Иванова, К.Ясперс и др.;

- теория и методика обучения народному искусству (И.Я.Богуславская, Е.Г.Вакуленко, В.М.Василенко, В.С.Воронов, Л.С.Выготский, Г.Л.Дайн, А.С.Канцедикас, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и др.);

- концепции эстетического воспитания в процессе изучения народного искусства (В.А.Барадуллин, К.К.Васин, С.Газарян, Е.Глинская, Л.М.Гуляева, М.А.Георгина, С.А.Герасимов, Л.Н.Дорогова, А.И.Ефимов, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Е.П.Кондратьева, И.А.Конников, Н.С.Королева, Л.А.Латынин, Н.Л.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, М.В.Ляукина, М.Б.Матукова, Э.П.Меджитова, Б.М.Неменский, М.А.Некрасова, Тодор Павлов, В.Н.Порус, Т.М.Разина, Р.Д.Рондели, А.Б.Салтыков, Г.А.Сепеев, Г.И.Соловьевой, О.В.Танкус, А.К.Чекалов, Л.В.Шевчук, Т.Я.Шпикалова, А.С.Хворостов, П.М.Якобсон и др.;

- теории и методики преподавания технологии (М.И.Гуревич, Дж.Джонс, А.В.Марченко, С.И.Мелехина, М.Б.Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова, Г.К.Селевко, В.Д.Симоненко, М.Скопцова, С.Н.Чистякова и ДР-).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; анализ результатов деятельности учителей технологии и учащихся; наблюдение; беседы; анкетирование; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных и др.

База исследовании. Экспериментальная работа осуществлялась в обще-образовательных школах № 14, 28, 29 г. Йошкар-Олы. В предварительном эксперименте участвовали учащиеся и учителя технологии городских и сельских школ Республики Марий Эл.

Организация и этапы опытно-экспериментальной работы. Поставленные задачи определили ход экспериментально-теоретического исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1999 по 2004 год.

Первый этап (1999-2001 гг.) - поисково-теоретический - был посвящен анализу психолого-педагогической и специальной литературы, уточнению понятийного аппарата, определению степени разработанности исследуемой проблемы и общих подходов к ее решению, разработке программы исследования, определению рабочей гипотезы; был проведен теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы «творческое развитие учащихся».

На втором этапе (2001-2003 гг.) - экспериментальном - проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного состояния готовности школьников к творческой деятельности в процессе изучения технологии, были выявлены недостатки и затруднения в работе учителей технологии, уточнена гипотеза, подтверждена актуальность исследования, определены педагогические условия подготовки школьников к творческой деятельности в процессе изучения технологии; были изучены и проанализированы учебный план и программы предметной области «Технология»; были разработаны теоретическая модель подготовки учащихся общеобразовательных школ к творческой деятельности и программа формирующего эксперимента; началось обучение с элементами творческих заданий; были подведены итоги в контрольных и экспериментальных классах, которые позволили выявить целесообразность применения творческих заданий и упражнений для развития учащихся и выполнения ими творческих проектов.

В рамках формирующего эксперимента определялась методика по внедрению в учебно-воспитательный процесс школ теоретической модели; апробация авторских учебных программ по разделам: «Художественная вышивка», «Машинная вышивка», «Марийская национальная вышивка», «Резьба по дереву», «Декоративная резьба по бересте», «Лозоплетение», «Ковроткачество», «Художественная роспись ткани. Батик», «Материалове дение швейного производства», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Технология пошива швейных изделий», «Лоскутная пластика», «Дизайн интерьера», «Проектный метод как способ развития творческих способностей школьников», «Культура и эстетика одежды»; вовлечение учащихся в разработку творческих проектов и выполнение практических заданий; участие в республиканских ярмарках и выставках декоративно-прикладного творчества и ремесел. Определялись уровни и критерии подготовленности школьников к творческой деятельности.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) - заключительно-обобщающем - проводился сравнительный анализ полученных данных; систематизировались и обобщались данные экспериментальной работы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана модель процесса развития творческих способностей учащихся в виде поликомпонентной структуры (цель, задачи, принципы, основные направления, организационные формы, методы и средства обучения, результаты);

- выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел (определение цели в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностях; разработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихся; создание творческой образовательной среды; активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов; внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремесел; создание соответствующей учебно-методической базы; готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел);

- определены основные показатели уровня развития творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику обучения и воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области использования народного декоративно-прикладного искусства и ремесел для развития творческих способностей учеников. В нем определены сущность и содержание этого процесса, охарактеризованные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны учебные программы и определено содержание работы по развитию творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел у учащихся 5-7 классов. Подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, что способствовало повышению эффективности работы по обучению детей технологии в среднем звене. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей технологии общеобразовательных школ, а также при подготовке и повышении квалификации учителей предметной области «Технология» в педагогических вузах и колледжах.

Достоверность полученных результатов обеспечена соблюдением логики научного познания, непротиворечивостью исходных методологических оснований, комплексом методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, надежностью полученных данных и репрезентативностью объема выборки респондентов, сочетанием качественного и количественного анализа данных экспериментального исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и многолетним опытом работы соискателя в качестве учителя технологии общеобразовательной школы.

Апробация и внедрение материалов. Основные положения, ход и результаты исследования обсуждались на кафедре технологии и предпринимательства МГПИ (2000-2004 гг.), докладывались на научно-теоретических конференциях технолого-экономического факультета МГПИ (2000-2002 гг.), на конференциях и совещаниях городских, районных и республиканских методических объединениях учителей технологии (2003-2005 гг.). Материалы исследования используются в учебном процессе общеобразовательных школ Республики Марий Эл, на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Марийского института образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческие способности - индивидуально-психологические особенности человека, развивающиеся в ходе всей его жизнедеятельности и проявляющиеся в деятельности, носящей творческий характер. Их развитие наиболее эффективно идет в процессе специально и систематически организуемой работы в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т.п.

2. Важным средством повышения эффективности процесса развития творческих способностей учащихся является внедрение в учебный процесс, организуемый учителем курса «Технология», научно-обоснованной модели, включающей в себя цель, задачи, основные направления работы, организационные формы, методы и средства обучения и результат.

3. Развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел возможно при создании следующих педагогических условий: определена цель в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностях; разработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихся; создание творческой образовательной среды; активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов; внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение ма рийских народных ремесел; создание соответствующей учебно-методической базы; готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся марийских народных ремесел.

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Развитие творческих способностей школьников как педагогическая проблема

Исследование творчества, необходимо начать с определения этого понятия, с того, что подразумевается под этим термином в науке и практике. Значение слова «творчество» в словаре СИ. Ожегова выражается одним предложением - «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [129].

В Большой Советской Энциклопедии «творчество», в широком его понимании, трактуется как «деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее» [38]. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно - технической, художественной, политической и т.д., где создается, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида.

Творчество как явление в человеческой деятельности глубоко многогранно и бесконечно, оно «высшее социальное и нравственное предназначение человека» [3,4,28, 31].

Психологи о творчестве говорят так: «Творчество — это деятельность, результатом которой является создание духовных ценностей... Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [65, 142].

Философы утверждают, что творчество - это целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изображение) чего-либо нового, ранее неизвестного или активное, отвечающее потребностям времени, освоение уже существующего богатства культуры» [98]. Таким образом, «творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [94].

Долгое время творчество было уделом немногих и считалось привилегией одаренных личностей. С развитием науки, техники стало ясно, что творчество - это «ремесло», которому нужно учиться. Но, чтобы учиться творчеству, сначала нужно познать его закономерности.

Первые попытки понять закономерности творчества были предприняты выдающимися учеными - философами древности Архимедом, Гераклитом, Сократом, а позднее - Ф.Бэконом, Р.Декартом, Г.Лейбницем и др. Но даже то, что было сделано этими гениальными учеными, долго не находило практического применения из-за того, не существовало выраженной потребности в массовом творчестве [94].

Однако истории известны случаи, когда изобретатели обгоняли потребности общества и в силу этого оказывались непонятыми, их считали чудаками.

Во второй половине XIX века появились первые попытки объяснить процесс творческих задач с психологической точки зрения. Исследователи изучали личность изобретателя, искали в нем нечто необычное, исключительное, пытались установить связь между психическими заболеваниями и гениальностью, говорили об особом составе крови изобретателей и т.п. И только в начале XX в. постепенно начало утверждаться мнение, что творческие задатки есть почти у всех людей. Это послужило серьезным толчком к изучению процессов эвристической деятельности, методов поиска творческих решений, к подготовке людей к творческому труду [142].

Многое в успехе решения творческой задачи зависит от опыта изобретателя, его общей эрудиции, интеллекта, таких черт личности, как настойчивость, сосредоточенность и т.п. При решении каждой новой задачи изобретателю приходится действовать по-новому, в условиях научно-технического прогресса, когда бурно развивается техника и успех любого дела зависит от реализации новых творческих идей [98].

Центральное место в творчестве занимает способность человека к постановке новых вопросов. Корни этой способности лежат в природной любознательности ребенка и в тех ситуациях общения и деятельности, в которых осуществляется его развитие. Выделяются две крайние группы школьников -активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности интересов их исследовательского и подлинно творческого характера. У вторых - активность резко снижена, интересы носят шаблонный не творческий характер [103, 105].

Творческую активность детей позволит сохранить и значительно повысить интерес к учебе, обращение к диалогическим формам обучения: организациям дискуссий, проблемного диалога, затрагивающих подлинные запросы подростков [104].

Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором подросток находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с педагогом. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Поощряет успехи и не заостряет внимания на неудачах. Ошибки ребенка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче. Учитель может сам ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, на которые можно найти несколько ответов.

Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного конфликта [103].

Как заразить творчеством? Призывами, а тем более приказами невозможно вынудить ребенка работать творчески. Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души.

Как же развить индивидуальные творческие способности и как научить максимально эффективной реализации этих способностей? Способ первый основан на том, что творчество заразительно. Это означает что учитель, желающий развить в ученике неудержимую тягу к творчеству, обязательно должен быть во всех своих проявлениях «изобретателем», а не «технологом», человеком, которому для его существования творчество необходимо так же, как воздух.

Способ второй - это непрерывно предлагать задачи. Которые не решаются законными методами, под задачей понимается преодоление любого препятствия, в частности, выполнение работы при дефиците какого-либо ресурса (например: времени, материалов и т.д.). Но главное правильно задать тон учебной жизни и учебного процесса: школа - это творческий организм, учиться - это интересно.

Потенциальные возможности марийских народных ремесел в развитии творческих способностей школьников

«Профессиональное» использование средств народной художественной культуры и эстетического воспитания детей начиналось на Руси в XV в., когда оформился особый, контрастный, по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению.

Эстетико-педагогический эксперимент Л.Н.Толстого по использованию народного искусства в Яснополянской школе считается весьма смелым и удачным, т.к. осуществлен в русле общего потока решения проблемы народности в педагогике. В учебно-воспитательном процессе уроки пения обогащались народным фольклором, национальный орнамент использовался на уроках рисования, в учебных мастерских, многие изделия украшались резьбой по дереву, вышивка занимала одно из важных мест на занятиях рукоделия [77].

После Октябрьской революции исследование народных художественных ремесел и развития детского творчества на их основе заметно активизирова лись. Изучением декоративно-прикладной деятельности детей занимались педагоги А.В.Бакушинский, В.А.Барадулин, П.Г.Богатырев, Д.Б.Богоявленская, Ю.Б.Борев, Х.Бушер, Г.К.Вагнер, В.М.Василенко, К.К.Васин, В.С.Воронов, В.Г.Гегель, Ю.Я.Герчук, Г.Л.Дайн, Л.Н.Дорогова, М.С.Каган, А.Камю, А.С.Канцедикас, Н.И.Киященко, Е.П.Кондратьева, И.А.Конников, Л.А.Латынин, М.В.Ляукина, М.А.Некрасова, Б.М.Неменский, Т.М.Разина, Р.Д.Рондели, А.Б.Салтыков, Г.А.Сепеев, А.С.Хворостов, А.К.Чекалов, А.А.Трофимов, Л.В.Шевчук, Т.Я.Шпикалова и мн. др.

Воронов B.C. одним из первых исследователей народного художественного творчества признал художественную ценность «крестьянского» искусства. По мнению В.С.Воронова, по своим творческим принципам, своей при- роде детское искусство декоративно и орнаментально. Поэтому декоративное искусство и ремесла должны играть большую роль в художественном и эстетическом воспитании детей [56].

Наибольшее влияние в первые годы после революции на теорию и практику художественного и эстетического воспитания оказал А.В.Бакушин-ский - искусствовед, историк, педагог. Несмотря на то, что А.В.Бакушинский в теории был активным последователем биогенетизма, он высказывал много правильных педагогических положений, раскрыл некоторые особенности детского творчества, основываясь на собственных наблюдениях и опыте. Он утверждал, что развитию эстетической направленности личности больше всего способствует труд ремесленника, кустаря, так как он требует воображения, фантазии, известного эстетического вкуса, знания и умения выполнять разнообразные трудовые операции [20, 21].

Вклад в развитие теории и практики художественного и эстетического воспитания детей был внесен Н.К.Крупской [95]. Надежда Константиновна обращала внимание на необходимость изучения и творческого использования педагогического наследия прошлого в процессе создания советской системы эстетического воспитания. Крупская Н.К. доказывала, что при развитии творческих способностей детей руководящая роль должна принадлежать учителю, он должен направлять творчество ребенка в определенное русло, а не устраняться, как того требовали представители теории «свободного воспитания». Она всячески требовала, чтобы в процесс подготовки учителя было включено ознакомление с методами использования народных художественных традиций в эстетическом воспитании школьников.

В историко-педагогическом плане 20-е годы интересны тем, что в этот период закладывается фундамент советской педагогической науки, народного образования, в том числе и практики эстетического воспитания учащихся. В документе «Основные принципы единой трудовой школы», опубликованном в октябре 1918 года, говорилось: «Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих особенностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки» [20,21].

Большое место в разнообразной воспитательной работе педагогических курсов занимало: эстетическое воспитание и образование средствами природы, общественно-полезного труда, всех видов искусства. В программу по изобразительному искусству входили такие виды деятельности, как рисование, лепка, выжигание по дереву, художественная вышивка.

Выдающийся психолог П.П.Блонский выдвинул задачу приблизить материал преподавания к особенностям детского возраста, который, по его мнению, сохраняет черты старинного народного миропонимания. «Мы должны, - пишет П.П.Блонский, - при обучении ребенка все время помнить, что детское сознание ближе к народу и старине, нежели к нам. Вот почему исходная точка обучения - детское, народное и старинное творчество» [29, 30].

Декоративно-прикладная деятельность, являющаяся частью народного искусства, занимала достойное место в теории и практике школы РСФСР в 20-е годы XX века. В «Объяснительной записке о трудовых процессах в Единой трудовой школе» отмечалось, что в школе должны быть введены специальные трудовые процессы из числа следующих видов: кружева, художественное тканье, изготовление художественных изделий из дерева, папье-маше и пр.» [87].

В 40-е годы XX в. внимание исследователей привлекли вопросы детского декоративного творчества. Результаты исследований привели к убеждению, что народное декоративное искусство отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия, содействует развитию эстетических переживаний.

В середине 80-х годов XX в. в диссертационных работах по методике преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания школьников средствами народного искусства выявилась общая проблема необходимости разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки системы художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Опираясь на теоретические положения М.А.Некрасовой [51, 124, 125], эту работу осуществила в докторской диссертации Т.Я.Шпикалова [202]. В ходе исследования Т.Я.Шпикалова определила место и роль декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательной системе общеобразовательной школы, разработала творческие основы системы художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства как определяющего фактора реализации этой системы.

Модель процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел

В современных социально-экономических условиях школа призвана стать очагом культуры, который не игнорируя, общечеловеческие ценности, научит своих воспитанников бережно относиться к историческим корням и традициям своего народа, межнациональным отношениям, веротерпимости, дружбе между народами.

Сегодня задача учителя состоит в том, чтобы подготовить подрастающее поколение к созданию духовных и материальных ценностей на основе усвоения всего того, что создано в этом плане предыдущими поколениями. В контексте такой трактовки ценностей духовная культура народа является квинтэссенцией народных традиций, обрядов, обычаев, соединяющих прошлое и будущее народа, поколений, интегрируя людей в развитую современную нацию. В традициях сконцентрированы духовные устои развития народа, нации, которые воплощают в себе лучшие достижения идейной, моральной, трудовой, эстетической культуры. Приобщаясь к ним, подрастающее поколение впитывает в себя философское, психологическое, идейно-моральное и эстетическое содержание, формируя в себе неповторимую национальную самобытность, творческое отношение к преобразованию окружающей действительности.

Язык, обычаи, традиции, вкусы - все это передается благодаря воспитанию, социализации, подражанию, усвоению интеллектуального и социального опыта подрастающими поколениями. Именно поэтому в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания средствами народных художественных традиций как составной части и важнейшего фактора гармоничного развития личности. Поэтому главное внимание общеобразовательной школы в настоящее время должно акцентироваться на разработке проблем развития национального образования, возрождения национальной школы. Но это не означает возврата к прошлому. Это должны быть современные школы, осуществляющие творческое преобразование национальной культуры, адаптацию учащихся к современным социокультурным условиям. Они должны помогать молодежи осмыслить духовные ценности, обращать ее к нравственным истокам. В этом содержится огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в образовательном процессе. Формирование личности как носителя ценностей и традиций родного народа, содействие их развитию - важнейшая задача образовательных учреждений Республики.

Государственный образовательный стандарт по технологии для общеобразовательной школы детально разработан в федеральных учебных программах всех типов и направлений. В них предлагается введение в школьную практику национально-регионального компонента не только по частным темам, разделам, видам трудовой деятельности, но и предлагается положить в основу всей работы национальную традиционную культуру, образ родного народа и края. Выбор необходимого материала, его конкретизация в действующих учебных программах предоставляется учителю. Таких разработок в образовательной области «технология» еще не достаточно. Этот недостаток компенсируется некоторыми учеными, педагогами школ в виде авторских программ, ориентированных на использование народных (марийских) ремесел при изучении тех или иных разделов учебной программы. Нами был разработан ряд авторских программ, которые используются учителями школ республики. Основными задачами этих программ являются:

1. Формирование представлений ребенка о культурном значении и особенностях народного творчества, развитие интереса к прошлому.

2. Углубление знаний у воспитанников по отдельным темам, относящимся к разделам школьного курса «Технология».

3. Приобретение практических умений и навыков по отдельным видам декоративно-прикладного творчества.

4. Приобретение навыков проектирования и планирования проблемно-поисковой деятельности.

5. Подведение ребенка к умению создавать художественный образ на основе повтора, вариации и импровизации образных мотивов марийского народного искусства.

6. Развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества.

Изучая состояние развития творческих способностей школьников на основе народных марийских ремесел, мы выявили недостаточный уровень профессиональной подготовки учителей к этому виду деятельности. Многие педагоги, окончившие раньше (10-15 лет назад) педагогические учебные заведения, указывают на то, что их не готовили к развитию творческих способностей школьников средствами марийских народных ремесел, отмечают отсутствие необходимых учебно-методических пособий, позволяющих использовать национально-региональный компонент на уроках технологии в школе. Это подтверждают данные констатирующего эксперимента, проведенного в начале нашего исследования.

Для изучения опыта работы по развитию творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел, уровня теоретической, художественно-практической и методической подготовленности учителей технологии к этой работе мы использовали тестовые задания.

В целях выявления уровня теоретической подготовленности учителей технологии к развитию творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел мы использовали анкетирование.

В эксперименте участвовали 126 учителей, работающих в городских и сельских школах. Им было предложено ответить на тестовые вопросы (см. приложение 1). Обобщение результатов тестирования показало, что учителя нашей республики имеют достаточно низкий начальный уровень теоретической подготовки к развитию творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел.

Для выявления уровня их художественно-практической подготовленности к развитию творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел нам пришлось составить собственные тесты (см. приложение 2). Итоги тестирования показали, что большая часть учителей имеют средний уровень художественно-практической подготовленности к проведению аналогичной работы со школьной молодежью.

Выявление уровня их методической подготовленности проводилось по вышеназванной методике. Итоги тестирования: уровень методической подготовки— средний.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента представили нам достаточно объективную картину состояния развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел и выявили недостаточный уровень профессиональных знаний у учителей технологии по развитию творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел.

Педагогические условия эффективности процесса развития творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел

При определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативность развития творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, мы исходили из учета специфики обстановки обучения школьников технологии. Каждый профессионально компетентный учитель может и способен помочь раскрытию творческих способностей учащихся. Для воплощения в жизнь этих принципов необходимо как можно раньше давать учащимся нетиповые, творческие задания, создавать такие ситуации, которые дадут возможность детям почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение творческих задач опирается на поисковую активность и сообразительность школьника.

Нами были выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на основе изучения марийских народных ремесел: - определение цели в соответствии с потребностями современного общества в творчески работающих личностях; - разработка научно-обоснованной модели процесса развития творческих способностей учащихся; - создание творческой образовательной среды; - активизация творческого саморазвития личности ребенка, в том числе и за счет использования метода творческих проектов; - внедрение в учебный процесс курса «Технология» авторских учебных программ, в содержание которых включено изучение марийских народных ремесел; - создание соответствующей учебно-методической базы; — готовность учителя к использованию потенциальных возможностей для развития творческих способностей учащихся в процессе изучения марийских народных ремесел.

Цель в нашем исследовании занимает важное место, так как успех обучения школьников зависит от четкого определения его цели и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения [103-105, 138, 139].

При формулировке цели, как одного из педагогических условий формирования творческой личности обучаемого, мы учитывали основную цель современной образовательной системы: — формирование свободной, творчески мыслящей, гармонически развитой личности, индивидуальности; — приобщение молодежи к национальному наследию; — приобретение опыта изучения, возрождения, сохранения и развития традиционной культуры родного края; — пробуждение у детей активного интереса к образовательной области «Технология»; — не только пропаганда достижений в профессиональных видах искусства, но и выявление талантливой молодежи, утверждений новых направлений этого вида искусства; — оказание помощи подросткам в профессиональной ориентации и выборе индивидуального профессионального маршрута.

Формы и методы, применяемые нами в ходе подготовки творчески развитой личности школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, выступили как реализованные педагогические условия, с помощью которых мы решали поставленные перед собой задачи обучения детей в школе.

Для реализации содержания подготовки творческих способностей школьников необходимы следующие формы учебной деятельности учащихся: - индивидуальная; - парная; - групповая; - коллективная; - фронтальная.

Перечисленные формы организации обучения в ходе эксперимента использовались нами и варьировались в гибком сочетании, что позволило нам реализовать достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждого из них.

Одним из педагогических условий, способствующих плодотворной работе по развитию творческих способностей школьников на основе марийского декоративно-прикладного искусства, явилась ведущая роль урока, реализация лекционных, семинарских, практических форм проведения учебных занятий, самостоятельная работа школьников, выполнение парных, бригадных и коллективных заданий, разнообразная учебно-практическая деятельность, демонстрация изделий декоративно-прикладного характера, посещение выставок и музеев.

Лекционные занятия в нашем формирующем эксперименте выполняли научные, воспитательные и мировоззренческие функции и являлись главным звеном дидактического и методического обучения, а также было необходимо сочетание разнообразных форм проведения лекций с использованием видеозаписей.

Главную роль, обеспечивающую эффективное решение задачи по развитию творческих способностей школьников, играет учитель, активно действующий, способствующий формированию у школьников «Я»- концентрации творческого саморазвития. Это путь, ведущий к раскрытию талантов. Способы преподавательской деятельности учителя превращались в способы познавательной деятельности самих детей. Разнообразие методов обучения позволило активизировать у школьников любознательность, познавательную самостоятельность, творческое отношение к работе, исследовательский подход, развило умственные силы, формировало различные типы мышления (эмпирические, абстрактно-логические, художественные и т.д.) [138].

Профессия учителя требует от человека постоянной работы над собой, углубления и расширения круга знаний и умений, профессионального роста, развития творческого потенциала [1,7, 14, 17,18].

Горький М. сказал - «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвысится до творчества».

Полноценное осуществление учителем педагогической деятельности предполагает реализацию трех основных компонентов: самостоятельную постановку педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей профессиональной деятельности.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел