Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Гришина Елена Владимировна

Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин)
<
Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гришина Елена Владимировна. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ижевск, 2002 210 c. РГБ ОД, 61:03-13/272-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Теоретико - педагогический анализ проблемы развития творческого потенциала личности 11

1.1. Понятие творческого потенциала личности в научно - педагогической литературе и исследованиях 11

1.2 Характеристика процесса адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в высшей школе 33

1.3. Моделирование педагогического процесса развития творческого потенциала студентов 50

Выводы по главе I 59

ГЛАВА II. Опытно экспериментальная работа по развитию творческого потенциала студентов младших курсов высшей школы 62

2.1 Этапы, организация и содержание опытно-экспериментальной работы в университете 62

2.2 Влияние педагогических условий на динамику развития творческого потенциала студентов в изучении гуманитарных дисциплин 82

2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы в процессе изучения иностранного языка студентами младших курсов высшей школы 122

Выводы по главе II 139

Заключение 140

Библиографический список 142

Приложение 152

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы развития творческого потенциала личности в учебной деятельности обусловлена социальным заказом образовательной системы, требующим подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской деятельности.

Изменение ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимость решения высшей школой проблемы подготовки выпускников к условиям самостоятельного преодоления сложностей ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.

Главная цель высшей школы - формирование профессионально компетентной, интеллектуально развитой, социально зрелой, образованной, высоконравственной, личности, способной успешно реализовать свои творческие возможности. Поэтому необходимо кардинально переосмыслить сложившуюся систему обучения в вузе. Новые реалии изменили представления об окружающем мире, и преподавателю необходимо знать и постоянно учитывать в своей работе психологические (возрастные, личностные, познавательные) особенности студентов.

Ведущей тенденцией качественного изменения образовательной системы выступает развитие творческого потенциала личности. Учитывая это, психологи и педагоги ищут более эффективные пути и методы обновления вузовского учебного процесса, который удовлетворял бы возросшим требованиям общества.

Лавинообразный рост информации и ее быстрое старение привели к то му, что накопление знаний как таковое утратило прежнюю ценность, и на первый план в учебных заведениях выдвигаются задачи целенаправленного развития творческого потенциала будущих специалистов, научения студентов самостоятельному приобретению знаний, генерированию новых научных и социальных идей. От качества подготовки специалистов, их обучения и воспитания, развития творческого потенциала каждого во многом зависит благосостояние общества. Суммарные творческие возможности личностей составляют основное богатство страны, и в значительной мере определяют ее экономический, культурный потенциал и конкурентоспособность нации.

Изучение современной педагогической литературы по рассматриваемой проблеме позволило установить уровень достигнутого знания в исследуемой области.

Изучению проблемы формирования и развития творческого потенциала личности посвящены работы Л.К. Веретенниковой, В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина и др.

Психологические аспекты формирования и развития творческого потенциала личности рассматриваются в трудах таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюш-кин, М.М. Махмутов, К.К. Платонов, Я.Л. Пономарев, CJL Рубинштейн, Б.М, Теплое, O.K. Тихомиров, Энгельмейер, М.Г. Ярошевский, В.Д. Шадриков и др.

Изучению проблемы организации творческой деятельности посвящены работы: Г.С. Альтшуллера, И.М. Верткина, М.М. Давыдова, И,Г. Калошиной, И.Я. Лернера, А.И. Половинкина, И.С. Якиманской и др.

Большой вклад в изучение развития творческого потенциала личности внесли В.И. Андреев, Д.Б., Богоявленская, А.А. Бодалев, А.Н. Лук и др.

Анализ научной литературы указывает на то, что усилия, направленные на развитие творческого потенциала личности студента, множатся с каждым днем, однако достичь желаемого эффекта достаточно сложно. В частности, возникли следующие противоречия, требующие своего разрешения: между достаточно качественной профессиональной подготовкой специалиста и слабым развитием его творческого потенциала в процессе обучения в вузе; между потребностями современного общества в социально активной, творческой, конкурентоспособной личности гражданина и отсутствием педагогических условий в высшей школе, необходимых для ее развития; между достигнутым высоким уровнем развития теории творчества в науке и отсутствием конкретных рекомендаций по ее реализации в практике высшей школы. Целостная научно - методическая система, концептуально обоснованная в соответствии с принципом гуманизации и располагающая комплексом адекватных этой концепции педагогических технологий, нуждается в разработке, тео-ретиеском обосновании и апробации в практике высшей школы.

Исходя из противоречий, актуальности названной темы, и того, что вопросы развития творческого потенциала студента при изучении гуманитарных дисциплин в условиях технического вуза специально не рассматривались в пе

дагогических исследованиях, мы сформулировали проблему: каковы педагогические условия развития творческого потенциала студентов в процессе обучения в университете.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: определение и обоснование комплекса педагогических условий, необходимых и достаточных для развития творческого потенциала специалистов, обучающихся в вузе.

Объект исследования - процесс развития творческого потенциала личности в высшей школе.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов в процессе обучения в университете.

На основании анализа философских, психологических и педагогических источников, обобщения передового и массового опыта, мы сформулировали гипотезу исследования: эффективность процесса развития творческого потенциала студентов университета в изучении гуманитарных дисциплин обеспечит ожидаемое повышение качества подготовки студентов, если:

• в процессе обучения будет реализован следующий иерархический комплекс педагогических условий, состоящий из:

- общих условий эффективности целостного педагогического процесса, влияющего на развитие творческого потенциала студентов;

- специфических условий, непосредственно влияющих на развитие творческого потенциала личности в учебном процессе;

• спроектирована модель структур[ і функционирования педагогических условий;

• обеспечено соответствие созданной модели определенной концептуальной предпосылке (гуманистической парадигме образования).

Из сформулированной выше проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:

• охарактеризовать современное состояние проблемы развития творческого потенциала студентов университета в педагогических исследованиях;

• провести исследование процесса развития творческого потенциала студентов;

• теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для развития творческого потенциала студентов младших курсов университета;

• разработать модель процесса развития творческого потенциала студентов в учебной деятельности, выработать научно-практические рекомендации по использованию методов и приемов развития творческого потенциала студентов в процессе их обучения в высшей школе.

Общую методологическую основу исследования составляют значимые фундаментальные положения философии образования, психологии, педагогической науки о творческо-деятельностной сущности личности.

Теоретической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции: общая теория творческого мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев); общая теория инновационной педагогики (Л.К.Веретенникова, Л.С.Подымова, В.А.Сластенин); теория гуманитаризации высшей школы (Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова, Л.И. Коханович, А.И. Су-бетто); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (В.Л Белова, Ф.Ф. Стерликов, Т.А. Тартарашвили, Р.Ф. Шахова, В.В. Ильин, Н.В. Карлов, Е.Г. Мермельштейн, В.О. Шаповалов, Н.С. Розов); теория эвристического обучения (В.И. Андреев, Г.И. Железовская, Н.Ю Посталюк, А.З. Рахимов); современные теории технологии обучения (В.П.Беспалько, А. А. Вербицкий, М.А. Усманов); учения о личности, ее структуре и закономерностях развития (Б.А. Ануфриев, М.С. Каган, B.C. Мерлин, К.К. Платонов).

Исходные позиции базируются на системном подходе к педагогическому процессу.

Для решения поставленных задач был использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературы, педагогический эксперимент, социологические методы (опрос, анкетирование и т.д.).

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в рамках федеральной программы «Развитие образования в России (блок «Образовательные технологии и педагогические новации). Оно входит в комплексную программу «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2001-2005 гг.

Исследование проводилось в несколько этапов. Собственно экспериментальная часть исследования состояла из 3 этапов - констатирующего, формирующего, контрольного.

В ходе первого этапа (1997-1998 гг.) анализировалась и изучалась научная литература и педагогический опыт по теме исследования определялись и уточнялись задачи и методика опытно-экспериментальной работы, вырабатывались критерии и показатели творческого потенциала, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий, осуществлялись организационные мероприятия по подбору и изучению состава контрольных и экспериментальных групп, обосновывался комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов, проведено констатирующее исследование, в ходе которого выявлялся исходный уровень развития творческого потенциала обучающихся.

Автор принимал личное участие в разработке модели, обогащении учебных программ, их реализации. На данном этапе сложилась общая стратегия исследования, были определены его понятийный аппарат и логика, составлена программа формирующего этапа эксперимента.

На втором этапе эксперимента (1998-2001 гг.) уточнялась гипотеза исследования, определялись и апробировались педагогические условия, выявлялась зависимость между реализацией выделенного и определенного нами комплекса условий и уровнем развития творческого потенциала студентов. В соответствии с логикой исследования определялась степень воздействия на уровень названного качества не одного, а множества условий, осуществлялась диагностика и коррекция.

На данном этапе работы осуществлялась обработка результатов эксперимента, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, проводился контрольный этап, оценивались результаты внедрения рекомендаций в практику работы. Была проведена оценка эффективности экспериментальной работы на основе выделенных критериев.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) проведена заключительная работа по обобщению результатов исследования, сформулированы основные выводы, завершено оформление результатов.

Базой исследования явились образовательные учреждения (колледж № 24 г.Глазова, Удмуртский государственный университет, Государственный педа

гогический институт г.Глазова, филиал Ижевского технического университета г.Глазова, технологический институт г.Чайковский).

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что

• в нем на основе анализа современного состояния педагогической науки и практики выявляются теоретически и экспериментально обосновываются педагогические условия развития творческого потенциала студента как интегральной характеристики личности, свидетельствующей о ее возможностях создавать новое, оригинальное, неповторимое;

• модель развития творческого потенциала представленная органической совокупностью взаимосвязанных компонентов позволяет проводить достаточно оперативно и эффективно его общую и индивидуальную коррекцию в педагогическом процессе.

• развита и дополнена концепция развития творческого потенциала личности на этапе ее профессионального становления.

• сформирован комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов высшей школы в изучении гуманитарных дисциплин.

• осуществлено научно-методическое обеспечение эффективного применения педагогических условий развития творческого потенциала студентов.

Практическое значение работы состоит в том, что исследование направлено на совершенствование образовательного процесса в высшей школе. Материалы диссертации, теоретические выводы могут быть использованы преподавателями в ходе планирования и реализации преподавания гуманитарных дисциплин. Разработанные в исследовании теоретические положения создают предпосылки для разработки и написания учебных и методических пособий, расширяют и объективное, и предметное поле обобщающих познаний в области процесса развития творческого потенциала обучающихся. Они способствуют обогащению учебных программ по предметам гуманитарного цикла в высшей школе, эффективному применению педагогических условий, что подтверждается позитивной динамикой исследуемого процесса. По материалам диссертации автором разработана программа развития творческого потенциала в процессе обучения гуманитарным дисциплинам; факультативный курс и научно-практические рекомендации «Методы и приемы развития творческого по

тенциала личности» непосредственно используются в практике обучения студентов.

Разработанные автором теоретические и методические материалы могут быть использованы и применяются в системе повышения квалификации работников образования, преподавателей гуманитарных дисциплин высшей технической и педагогической школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных методологических и теоретических положений, получивших развитие и обоснование в работах по педагогике и методике, а также применением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, логике, предмету цели и задачам; широким обсуждением хода и результатов исследования и личным участием автора в экспериментальной работе, анализом педагогической практики.

На защиту выносятся_следующие положения:

1. Концептуальные положения о развитии творческого потенциала студентов младших курсов университета как необходимом условии становления личности на принципах гуманизма.

2. Комплекс взаимосвязанных педагогических условий эффективности процесса развития творческого потенциала студентов при обучении гуманитарным дисциплинам.

3. Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная педагогическая модель процесса развития творческого потенциала студентов в высшей школе, органично входящая в учебный процесс.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента на экономическом факультете Глазовского филиала Ижевского государственного технического университета, а также среди слушателей вечернего отделения Ижевского государственного технического университета. Основные положения диссертации излагались на следующих совещаниях, конференциях: международной конференции «Технология 2000», «Конфликтология: междисциплинарные исследования» (2000), Российской научно-практической конференции в г.Чебоксары (2000), Российской университетско-академической научно-практической конференции в г.Ижевске (1999), региональных научных конфе

ренциях Северного образовательного округа Удмуртской Республики (ежегодно с 1997 по 2001 г.), заседаниях научной лаборатории при ГГПИ им, В.Г. Короленко «Эстетика и психология творчества» (ежегодно с 1997 по 2001 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, включающих схемы, таблицы, рисунки.

Понятие творческого потенциала личности в научно - педагогической литературе и исследованиях

Анализ творческого потенциала личности может быть продуктивен при описании и определении его природы, исходных теоретических позиций. Это одна из проблем, интерес к которой сохраняется постоянно, а научный уровень разработки определяется степенью развитости отраслей человековедения и практическими потребностями общества. Сегодня поиск идет на стыках научных направлений и школ. Словосочетание «творческий потенциал» как понятие стало использоваться в научных текстах в 90-е годы. Однако сам феномен творческой сущности человека, проявляющийся в его жизнедеятельности в целом, а также в учебном процессе не мог не отразиться в фундаментальных работах по философии, психологии и педагогике.

Научное направление для исследовательского поиска по поставленной проблеме дают работы философов и психологов (Н.А.Бердяев, В.С.Библер, Э.Боно, М.Вертгеймер, Г.Гегель, Г.А.Давыдов, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, К.К.Платонов, Л.В.Путляева, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, А.И.Субетто, А.Ф.Эсаулов, И.С.Якиманская и др.) Этой же цели служат работы таких психологов и педагогов как Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Д.Б.Богоявленская, В.А.Бухвалов, Л.С.Выготский, Б.П.Есипов, М.М.Зиновкина, Е.М.Кабанова - Меллер, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, и др. Важную роль в настоящем исследовании сыграли работы по педагогике и психологии высшей школы (В.И.Ананьев, С.И.Архангельский, Б.А.Бенедиктов, С.И.Гессен, В.И.Загвязинский, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, и др.). Как особое знание исследуемая нами проблема присутствует в таких разделах как педагогика и психология творчества, педагогическая эвристика (В.И.Андреев, А.Н.Лук, В.А.Моляко, Я.А.Пономарев, В.Н.Соколов и др.).

Словари определяют потенциал как открытые возможности в каком - либо отношении. Применительно к творчеству потенциал предполагает существование личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и ее внешнее проявление в создании новых социально значимых предметов материальной и духовной культуры.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что единства в определении и содержании понятия «творческий потенциал» нет. Становление творческого потенциала личности связывается с природными факторами (имеются в виду задатки индивида, его индивидные свойства - темперамент, биогенные потребности, сенсомоторная координация, половые особенности), социальными факторами, способствующими становлению субъектных признаков человека в виде его способностей, характера потребностей, креативных, когнитивных процессов [50, 76-77]. Данный феномен исследователи трактуют как:

интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к творчеству (A.M. Матюшкин); социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий, объективной реальности (Е.В. Колесникова); синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляемой деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников); совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Л.М. Москвичева, Г.Л. Пихтовников); характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова); специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (СР. Евинсон); развитое чувство нового, открытость всему новому: как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Ю.Н. Кулюткин); внутреннюю готовность личности к самореализации в творческой деятельности, что обусловлено на уровне физиологии наличием у каждого человека правого и левого полушарий мозга со специфическим функционированием и обработке информации; на уровне психологии - наличием теоретического понятийного и теоретического образного типов мнения; на уровне педагогики - возможностью развития и саморазвития креативности каждого учащегося (Г.Х.Валеев);

Для нашего исследования важным является утверждение о том, что творческий потенциал представляет собой личностное качество, а именно интегральную характеристику личности [32, 17].

Т.А.Саламатова в своем исследовании вышла на вербально - геометрический вариант определения понятия «творческий потенциал». В основании понятия лежит информация о наличии возможности для созидания внутри человеческого мира и во внешней среде нового, ранее не бывшего [109, 52-55].

В рамках акмеологии Н.В.Кузьмина связывает понятие «творческий потенциал» с понятием «энергопотенциал» человека: «Энергопотенциал человека - одна из важнейших характеристик творческого потенциала, которым даже он сам не всегда умеет воспользоваться, не зная, на что его направить» [71, 115-118].

Как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (ценностные ориентации, нереализованные возможности и неудовлетворенные пока потребности личности в саморазвитии, самоуважении, самореализации) выделяют В.И.Гинецинский, М.С.Каган, А.В.Кирьякова, В.С.Розов. Потенциальное - это существующее в потенции в скрытом виде и могущее проявиться при известных или определенных условиях [16, 42-47].

Характеристика процесса адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в высшей школе

В педагогической науке установлено, что процесс развития творческих навыков необходимо начинать с младших курсов, потому что все отрицательные стороны репродуктивного метода обучения, основанного на повторении заданных образцов и используемых шаблонов операционной структуры деятельности, на завершающем этапе обучения превращаются в устоявшийся стереотип мышления. Его преодоление становится самостоятельной задачей, отвлекающей на себя много сил, как преподавателей, так и студентов.

Проблему студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной группы, сформулировала школа Б.Г.Ананьева. В возрастной период с 17 до 25 лет (поздняя юность - ранняя зрелость) формирование личности идет особенно интенсивно и "скачкообразно". "Большинство исследователей, - отмечает Б.Г.Ананьев, - описывает процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функций работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций" [4, 215-220]. В этот период отмечены колебания в развитии логических функций, которые структурируют интеллект студента очень индивидуально.

В науке установлено, что в студенческом возрасте достигают максимума и психологические свойства личности. Это этап эмоционального "успокоения" после подросткового "брожения" и в то же время стрессов, связанных с отходом от родительского дома, относительной экономической самостоятельности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации [5, 136].

Следующей особенностью студенческого возраста является также открытие своего внутреннего мира и интерес к внутренним проблемам, самосознанию. Юношеское "я" часто неопределенно, многим студентам свойственно преувеличение собственной уникальности или, наоборот, низкая самооценка.

Лишь к старшим курсам представления о себе у массы студентов становятся устойчивыми , достаточно объективными, и прагматичными.

Психолого-педагогической наукой доказано, что мыслительная деятельность в студенческом возрасте характеризуется все более высоким-уровнем обобщения и абстрагирования, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, связывать их в систему. Эти особенности мышления неразрывно связаны с умением самостоятельно мыслить, с овладением методикой и техникой самостоятельного добывания знаний, с умением самообучаться.

В этом возрасте существенно обогащается понятийный аппарат, происходит овладение сложными интеллектуальными операциями. Умственная деятельность в студенческом возрасте начинает выполнять новую, личностную функцию. Формирование теоретического мышления приводит к тому, что она начинает опосредовать отношение студента к миру. Особенности памяти и внимания в этом возрасте связаны с общей тенденцией к целенаправленности, произвольности и саморегуляции всей психической деятельности. Существенной особенностью является также еще большая, чем в школьном возрасте, избирательность и дифференцированность, как внимания, так и памяти, их обусловленность целями, интересами, и установками личности студента.

Итак, в студенческом возрасте личностные и познавательные процессы интегрируются в сложную структуру и обеспечивают переход на более высокий уровень развития творческого потенциала.

В современной психолого-педагогической литературе сложилось общее мнение, что проблема адаптации студентов сложная и включает в себя различные аспекты. В основном выделяются и изучаются 5 аспектов данной проблемы: социальный, психологический, социально-психологический, социально-профессиональный и педагогический. Актуальным является педагогический аспект процесса адаптации.

Рядом авторов выделяются применительно к студентам следующие виды адаптации: социальная, социально-психологическая и профессиональная.

По мнению исследователя, профессиональная и учебная адаптация определяется, прежде всего, интересом к той или иной деятельности, уровнем развития профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально и социально значимых качеств.

Мы согласны с И.Н.Кудиновой в том, что "именно отношение к будущей профессии, мотивация ее выбора, установки на будущую профессиональную деятельность во многом определяют тот психологический настрой, от которого в решающей степени зависит, насколько быстро установится соответствие между личностью студента и студенческой средой, насколько быстро данная личность станет активно функционирующим элементом данной среды" [42, 96].

Чаще всего понятие адаптации определяется как приспособление, как "вхождение индивида" в ту или иную социальную роль [52, 163].

Д.А.Андреева определяет адаптацию "как процесс выработки по возможности, оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т.е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в такое состояние, когда вся энергия, все физические и духовные силы человека направлены и расходуются на выполнение ее основных задач" [7, 65]. При использовании этой формулировки в области психологии и педагогики она нуждается в дальнейшей дифференцировке. Это вызвано тем, что следует различать процесс адаптации как творческий, так и формальный [7, 68].

Этапы, организация и содержание опытно-экспериментальной работы в университете

Решение проблемы данного исследования потребовало организации опытно-экспериментальной работы с целью проверки, изучения, обогащения выдвинутой гипотезы как предположительного пути решения данной проблемы.

Мы опирались на положение о том, что формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно меняющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. В предпринятом исследовании мы исходили из предположения о существовании в высшей школе объективных предпосылок для создания таких условий, которые обеспечивали бы эффективное развитие творческого потенциала студентов. Перед нами встал вопрос о проектировании содержания опытной работы, о ее программе и методике. Базой исследования явился филиал Ижевского Государственного технического университета г. Глазова.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 1997-2001 годах.

Собственно экспериментальная часть исследования состояла из 3 этапов -констатирующего, формирующего, контрольного. Дадим их характеристику.

Так, в ходе первого этапа определялись и уточнялись гипотеза, задачи и методика опытно-экспериментальной работы, вырабатывались критерии и показатели развития творческого потенциала, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий, осуществлялись организационные мероприятия по подбору и изучению состава контрольных и экспериментальных групп, обосновывался комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов. В ходе первого этапа выявлялся исходный уровень развития творческого потенциала обучающихся. С этой целью была проведена следующая работа:

1. Выявлялись компоненты собственно-потенциальной составляющей (уровень личностной активности).

2. Изучался характер мотивации как механизма, обеспечивающего актуализацию способности личности и социально-психологическую установку на развертывание сущностных сил индивида - потребностей, ценностных ориентации, мотивов.

3. Определялся уровень знаний, умений, навыков по изучаемым гуманитарным дисциплинам (академическая успеваемость).

4. Выявлялся уровень самооценки студентов младших курсов университета.

5. Комплектовался и использовался пакет психодиагностических методик, метод собеседования, педагогического наблюдения, тестирование, анкетирование, изучение документации (анализ программных материалов).

На втором этапе эксперимента выявлялась зависимость между выделенным комплексом педагогических условий и уровнем развития творческого потенциала студентов. В соответствии с логикой исследования нам необходимо было определить степень воздействия на уровень названного качества не одного, а комплекса условий, осуществить диагностику и коррекцию. В рамках экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий развития творческого потенциала основные усилия были сосредоточены на проведении формирующего этапа эксперимента. Формирующий этап эксперимента проводился в естественных условиях образовательного процесса в ГФ ИжГТУ и обеспечивал их одинаковость, как для экспериментальных, так и для контрольных групп.

Репрезентативность выборки экспериментальных объектов подтверждается следующими стандартными статистическими критериями.

На протяжении опытной работы были сформированы три экспериментальных и три контрольных группы студентов, при этом соблюдались следующие условия: а) студенты контрольных и экспериментальных групп должны быть с од ного курса; б) до эксперимента студенты контрольных и экспериментальных групп характеризуются примерной качественной однородностью.

На заключительном этапе работы осуществлялась обработка результатов эксперимента, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, проводился контрольный этап, оценивались результаты внедрения рекомендаций в практику работы, изучалась их эффективность. Полученные результаты анализировались и обсуждались на заседаниях кафедр, в индивидуальных беседах с преподавателями и студентами, на заседаниях учебно-практической лаборатории проблем формирования творческого потенциала личности. О ходе и результатах работы исследователь докладывал на научно-практических конференциях разного уровня.

Время проведения эксперимента определялось минимально необходимой для него продолжительностью. Анализ опыта проведения аналогичных педагогических экспериментов в высшей школе, соотнесение цели и задач эксперимента со временем изучения студентами учебных дисциплин гуманитарного цикла позволили ограничиться 4 годами (с сентября 1997 по июнь 2001 года).

Влияние педагогических условий на динамику развития творческого потенциала студентов в изучении гуманитарных дисциплин

Оценивая динамику процесса развития творческого потенциала, мы исходили из того, что условия являются важным фактором его результативности, так как они составляют именно ту среду, в которой необходимые явления, процессы возникают, существуют, развиваются.

Сущность гуманитаризации высшего образования лежит в контексте культурных, исторических и духовных ценностей и развития личности [87, 136, 47]. Необходимость гуманитаризации связана с необходимостью развивать творческий потенциал студентов. Во всех сферах человеческой деятельности механизмы творчества связаны принципиальной общностью. Образное мышление можно развивать не только в лоне искусства и гуманитарных наук или на их материале, но и на любом материале, но гуманитарными методами.

В психолого-педагогическом аспекте гуманитаризацию высшего образования можно определить как процесс развития и саморазвития у обучаемого профессионально и социально ценных качеств, направленный в целом на формирование творческой личности специалиста. Поскольку учебная деятельность, основной вид деятельности студентов, она должна быть организована так, чтобы наряду с формированием у обучаемых знаний, умений, навыков она была средством воспитания у них и социально-ценных человеческих качеств.

Какой же должна быть гуманитарная вузовская подготовка специалистов, чтобы обеспечить им возможность развивать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества? Нам представляется, что решение этого вопроса лежит в двух плоскостях:

1) в удовлетворении потребностей в развитии со стороны самого будущего специалиста (самоактуализация, стремление к идеальному профессиональному «Я»).

2) в удовлетворении требований к будущему специалисту со стороны отдельных субъектов, государства и общества.

Рассмотрение процесса гуманитаризации как условия развития творческого потенциала в изучении гуманитарных дисциплин позволило выделить следующие его особенности:

- изменение личностных установок и стереотипов по отношению к личности в процессе обучения;

- направленность обучения гуманитарным дисциплинам на усвоение духовно-ценностного опыта предшествующих поколений и других народов;

- гармонизация человека с миром, осознание в процессе изучения гуманитарных дисциплин общечеловеческих моральных, духовных, эстетических ценностей, развитие эмоционально-чувственного восприятия мира;

- использование специфических особенностей дисциплины для восстановления его культурообразующей и личностноразвивающей функции;

- изучение преподавателем интересов, трудностей, оценок и мнений студентов относительно отдельной дисциплины;

- расширение представлений преподавателя относительно истории становления, специфики предмета, психологических проблем обучения отдельной дисциплины.

Для гуманитаризации образования важны не только формы, но и способы ее осуществления. Установлено, что развитие творческого потенциала возможно особым способом - способом формирования интереса к произведениям художественной культуры, к истории искусства.

В науке существует немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие творческого потенциала личности. Среди них концепция советского философа Э.В.Ильенкова выделяется своей четкой разработкой именно тех теоретических положений, которые прямо отвечают запросам педагогики и психологии. «В форме искусства, - писал он, - развивалась и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески - человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение, или фантазия» [59, 301]. Через развитие воображения искусство, шире -художественная деятельность вообще - культивирует высшие, наиболее совершенные формы восприятия. «Такие формы восприятия, по мнению философа, с которым невозможно не согласиться, необходимы развивающемуся человеку, так как способность мыслить и способность видеть мир (а не просто глядеть на него) - это две взаимодополняющие способности; одна без помощи другой не в состоянии выполнить свою собственную задачу» [59, 314].

Включение в программу одного из предметов гуманитарного цикла культурологического курса «Русское и Западноевропейское искусство» явилось существенным шагом в достижении цели развития творческого потенциала студентов (Приложение 4).

Мы установили, что никакое внешнее воздействие на студента не будет иметь успеха, если учебная информация, состоящая из общекультурных определений, не будет воспринята обучающимися. Было выявлено, что глубина, прочность и воспитательная эффективность восприятия зависят от наличия у студентов познавательного интереса в общении с произведениями искусства.

Подводя итог рассуждений о том, за счет чего, т.е. какими средствами и в каких формах возможно осуществление гуманитаризации высшего образования как педагогического условия развития творческого потенциала, выделили следующие направления работы:

- ввели широкий круг предметов по интересам для развития феноменологического мышления и монистического взгляда на мир;

- осуществили синтез фундаментального, технического, математического и гуманитарного знания с учетом возможностей взаимного вкрапления элементов каждого из них друг в друга, а именно: а) гуманитаризация технических и естественно-математических дисциплин через выделение в них гуманитарного ядра; б) технизация гуманитарных дисциплин за счет овладения методами исследований естественно-математических наук.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов университета (На примере изучения гуманитарных дисциплин)