Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В ИРАНЕ ФАТЕМЕХ ГАССЕМЗАДЕХ

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ФАТЕМЕХ ГАССЕМЗАДЕХ . ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В ИРАНЕ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ФАТЕМЕХ ГАССЕМЗАДЕХ ;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Дети считаются наиценнейшим человеческим ресурсом каждой страны, поскольку играют значимую роль в будущем устройстве общества. По этой причине одним из критериев развития в каждой стране считается внимание к детям и возможность удовлетворять их потребности и уважать права. В развитом обществе прилагаются усилия для проведения исследований в области прав и потребностей ребенка, поскольку факторам дальнейшего развития общества является ни материальный капитал, а человеческие ресурсы, которые смогут оптимальным путем использовать материальные ресурсы.

Для того чтобы дети могли играть созидательную роль в будущем общества, необходимо сегодня обеспечить им достойный уровень жизни, чтобы в дальнейшем они стали способными и эффективными людьми и принимали участие в создании свободного и процветающего общества.

Сегодня в мире для возможности достижения детьми достойного уровня жизни в качестве обеспечения одного из их прав и основных потребностей используется образование и воспитание.

На современном этапе в мире существуют различные образовательные организации, которые имеют собственные подходы, целевую структуру и программы. Особенно большое количество образовательных моделей для детей младшего возраста (дети не старше 6 лет), которые являются целевой группой данного исследования, имеется в дошкольных образовательных центрах.

Система образования в Иране состоит из дошкольного воспитания, общеобразовательной школы, профессионально-технического обучения, высшего образования и движению по борьбе с неграмотностью. Дошкольное образование не получило пока широкого развития. Функционируют государственные и частные дошкольные учреждения. Общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школ (1–5 классы), неполная средняя (6–8 классы), средняя школ (9–10 классы), при этом уже в 10 классе – обучение по одной из трех основных программ: общетеоретическое, технически-прикладное и специальное. 11 классное – предуниверситетское обучение, целью которого является подготовка к поступлению в вуз. Обучение в школе начинается с 6 лет. Обучение мальчиков и девочек раздельное.

Основным вопросом данного исследования является: какова роль искусства в воспитании и образовании детей, каково его место в структуре образования детей младшего возраста?

Исходя из того, что основной целью образования и воспитания является всестороннее развитие и содействие ему на основных направлениях (физическом, когнитивном, эмоциональном, социальном, языковом и творческом), то основной вопрос исследования можно сформулировать следующим образом: какова роль искусства в развитии и становлении личностей детей?

Степень научной разработанности темы

Определение роли и места искусства в образовании и воспитании детей в Иране вызывает потребность в теоретическом и эмпирическом изучении данного феномена, а его новизна делает это достаточно затруднительным: в настоящее время настоящая проблема изучена недостаточно, а имеющиеся публикации носят фрагментарный характер. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что новизна этого явления в Иране не означает, что в мировом образовательном пространстве место искусств в образование и воспитание детей в Иране - явление редкое и малоизученное. Опыт многих стран мирового сообщества может послужить основанием для рассмотрения сущности и специфики образования детей средствами искусств как своеобразного социально-педагогического феномена, выбора образовательных программ, создания интерсубъектных отношений между участниками педагогического процесса, гуманизации и демократизации последнего и т.д .

Наиболее значимыми для исследуемой нами проблемы являются работы, посвященные определению места искусств в образовании и воспитании детей в Иране (Азими, Сирус, Али Мирзобегї, Амири М.А., Афруз Гуломали, Ахадї Хасан, Мухсинї Манучехр, Бароми Х., Бекеш Б., Биёбонгард, Исмоил, Додситон П., Дустдор ., Замони А.Х., Зодамухаммад А., Ибоди Чамол, Курднукоби Расул, Мехрафзо Мехрноз, Мутлак Бинёи, Муфиди Ф., Муъминї, Каримванди, Ромин А., Сайф Алиакбар, Сафири Х., Шариатмадори Али, Юсуфи Н. и другие, а также вопросам изучение изобразительной искусств занимались (Ибоди Чамол, Курднуоби Расул, Мехрафзо Мехрноз, Мутлак Бинёи, Муфиди Ф., Муъминї, Каримванди, Ромин А., Сайф Алиакбар, Сафири Х., Шариатмадори Али, Юсуфи Н. И.). Особо выделим научные статьи, посвященны социологическим проблемам воспитание образование средствам искусств (Муфиди Ф., Муъмини, Каримванди, Ромин А., Сайф Алиакбар).

Зарубежные авторы также широко представили научный облик роли и место искусства в воспитании и образовании детей.

В Таджикистане после суверенитета были опубликованы отдельные статьи, монографии и сборники, посвященные ценностным приоритетам культуры и искусства в обучении. В этом плане большое значение имеют и труды таджикских учёных (Каримовой И.Х. Лутфуллоева М., Шарифзода Ф., Сулаймони С. др.)

В работах специалистов в области эстетического воспитания (А.В.Антонова, Т.И.Бакланова, Н.А.Ветлугина, И.Б.Ветрова, Л.В.Ершова, М.Б.Зацепина, Д.Б. Кабалевский, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачев, Г.П.Новикова, Л.Г.Савенкова, Н.П.Сакулина, Н.М. Сокольникова, О.А.Соломенникова, Е.А.Флерина, Л.Г.Савенкова, Т.Я.Шпикалова и др.) указывается на то, что чем раньше ребенок включается в специально организованную среду, чем раньше он начинает приобщаться к художественной деятельности, тем эффективнее будет педагогическое воздействие в связи с высокой восприимчивостью органов чувств в детском возрасте. Подчеркивается, что роль искусства является фундаментом успешного эмоционального развития дошкольника. Большое значение в повышении эффективности воспитания детей, в частности эмоционально-эстетического воспитания, отводится интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Н.А.Ветлугина, Н.Ф. Губанова, М.Б.Зацепина, М.В.Лазарева, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, О.С.Ушакова, В.Н. Шацкая). Интеграция понимается как взаимопроникновение содержания воспитания и образования, что позволяет детям глубже осознать искусство и явления окружающей действительности, способствует разностороннему развитию ребенка. Однако речь (в большинстве случаев) идет о детях, успешно осваивающих современные программы дошкольного образования. В последнее время появились исследования особенностей изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с различными уровнями психического развития (Г.В.Кузнецова, А.Н.Корнев, Е.С.Слепович, Т.А.Федорченко). Проблемы определения роли и места искусств в образовании и воспитании детей в Иране остаются недостаточно изученными. Хотя средний дошкольный возраст является сензитивным для решения данных проблем средствами изобразительного искусства, так как именно этот период важен для освоения способов изображения предметов, умения выражать сюжетно-игровой замысел, для приобретения изобразительных и технических навыков.

При изучении данной проблемы был выявлен ряд противоречий:

- между необходимостью теоретической разработанности роли и места искусства в образовании и воспитании детей в Иране и не разработанности соответствующей модели, базирующейся на данных комплексной системной организации избранной проблемы;

- между потребностью в выявлении, разработке и внедрении в практику педагогических условий эстетического воспитания в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в педагогике;

- между необходимостью комплексного подхода, сотрудничества, взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих диагностику эстетическое воспитание у детей дошкольного возраста и адаптированностью исследований в практике.

Цель данного исследования – определить педагогические условия совершенствования образования и воспитания детей средствами искусства в Иране и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования – эмоционально-эстетическое воспитание детей.

Предмет исследования – педагогические условия воспитания и образования детей средствами искусства.

В соответствии с целью, объектом и предметом была разработана следующая гипотеза: процесс воспитания и образования детей средствами произведений искусств будет эффективным при следующих условиях:

- должно быть уточнено и научно обосновано понятие «место искусства в образовании и воспитании детей;

- повышение квалификации учителей по определению роли и места искусства в образовании и воспитании детей должно содействовать в получении ими знаний и навыков, где в основе положена разработка диагностических методик эстетического воспитания средствами произведений искусства;

- специально разработанная последовательно усложняющаяся тематика, целенаправленный отбор и использование произведений изобразительного искусства в процессе интеграции, создание эмоционально-развивающей среды создадут возможность для формирования внешних эмоциональных реакций на основе эстетического восприятия и эмоционального благополучия детей;

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1.Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования в психолого - педагогической и методической литературе.

2.Разработать диагностические методики по выявлению эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства с учетом знаний и навыков педагогов дошкольного образования.

3.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства на интегрированных занятиях, включающих разные виды художественной деятельности.

Методологической основой исследования послужили общедидактические положения о сущности педагогического процесса и личности; о деятельностной природе развития личности, социальной детерминированности педагогических явлений; также теоретические основы педагогической инноватики; теоретические положения социального обучения; положения теории деятельности и образования; положения общей теории социального обучения; общенаучные положения о связи методологии, теории и практики; принципы системности, целостности, историзма, взаимосвязи и взаимозависимости социальных явлений; положения философской и педагогической андрагогики о креативной природе человека

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ специальной научной литературы, наблюдение, беседы, анкетирования, тестирования; констатирующий эксперимент, направленный на констатацию состояния работы по эстетическому воспитанию детей; формирующий эксперимент, направленный на эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в рамках действующей в дошкольном образовательном учреждении программы средствами изобразительного искусства; контрольный констатирующий эксперимент, оценивающий эффективность применения разработанной технологии; статистические методы обработки полученных данных и их качественный анализ.

База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в консультативном центре и детских садах г.Тегерана, методическом центре и в управлении образования г. Тегерана, в работе со семьями, учениками и учителями г. Тегерана.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2008-2009) был посвящён выявлению состояния проблемы в теории и практике путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты настоящей работы. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы передовых учебных и научных центров.

Второй этап (2010-2011) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школах, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность влияние средства искусств на образование и воспитание детей

Третий этап (2012 – 2013) был посвящен систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; обобщению полученных результатов, их апробации и внедрению в практику; корректировке практических результатов, оформлению диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается:

- разработана педагогическая диагностика эстетического воспитания дошкольников;

- определены трудности работы у учителей и детей, определены пути их преодоления;

- выявлен и реализован педагогический потенциал изобразительного искусства, обеспечивающего эффективность эстетического воспитания детей;

- доказана эффективность предлагаемой модели по совершенствованию приёмов обучения детей средствами искусства в образовательных учреждениях Ирана.

Теоретическую основу исследования составляют: концепция эстетического воспитания и искусства методология и теория художественного образования; идеи и положения о роли изобразительного искусства в воспитании и формировании творческой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в разработку теории эстетического воспитания; выделены и разработаны психолого-педагогические условия эстетического воспитания детей средствами изобразительного искусства; определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в создании педагогического инструментария, позволяющего диагностировать состояние эстетического воспитания детей с нормой; в разработке и апробации содержания и дидактического оснащения технологии эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в рамках действующей в учреждении программы, не нарушая ее целостности и логики, не увеличивая нагрузку на ребенка; во внедрении в практику работы дошкольного образования комплекса взаимодействия субъектов педагогического процесса по эстетическому воспитанию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем использования материалов диссертации в процессе преподавании курсов " Эстетическое воспитание», "Эстетика", "Методика воспитательной работы в школе" в Институте повышения квалификации работников образования Тегерана, Исфагана, Шираза и Ахваза; для учителей, воспитателей и руководителей с дошкольных учреждений и школ-интернатов для детей г. Тегерана, г. Душанбе, Гиссарского района и района Рудаки г.Душанбе.

По результатам исследования сделаны сообщения на научных конференциях. Основное содержание диссертации опубликовано в печати: издано 104 работ общим объемом свыше 25 п.л., в том числе - монография (15,3 п.л.), методическое пособие (15 п.л.), 14 статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под «эстетическим воспитанием» мы будем понимать процесс формирования внешних эмоциональных реакций и эмоционального благополучия как отклик на эстетическое воздействие изобразительного искусства.

2. Важнейшим условием эстетического воспитания детей является использование педагогического потенциала изобразительного искусства как основы развития ассоциаций в ходе интегрированных занятий с использованием различных видов художественной деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

3.Эффективность эстетического воспитания детей обеспечивается посредством следующих психолого-педагогических условий, применяемых в совокупности: использование в практике работы диагностики, четко фиксирующей проявления статических качеств; специально разработанная последовательно усложняющаяся тематика на основе тематического планирования логопеда; целенаправленный отбор и использование в работе произведений изобразительного искусства; формирование эмоционально-эстетической среды; специально организованная педагогическая работа, учитывающая знания и навыки воспитателей при условии постоянного повышения их квалификации в рамках методической работы учреждения; а также эмоциональное благополучие.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций исследования определяется обоснованностью его исходных методологических позиций; структурно-логической схемой диссертационной работы; соответствием комплекса используемых методов предмету исследования и поставленным задачам; анализом результатов эксперимента; материалом личного опыта и экспериментальной работой автора исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в опубликованных работах общим объемом 18 печатных листов.

Результаты исследования были представлены на конференциях, а также в практике работы самого автора исследования.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В ИРАНЕ