Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Пшеничных Любовь Александровна

Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования)
<
Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пшеничных Любовь Александровна. Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2005 199 c. РГБ ОД, 61:05-13/1394

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста

1.1. Творческое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 14

1.2. Возрастные особенности творческого развития личности дошкольника 38

1.3. Игровая и изобразительная деятельность в системе творческого развития детей дошкольного возраста 53

Выводы по 1-й главе 73

II. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности

2.1. Интеграция игровой и изобразительной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста 75

2.2. Технология творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности 94

2.3. Динамика творческого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности 115

Выводы по 2-й главе 131

Заключение 133

Библиография. 137

Приложения 166

Введение к работе

Современное общество требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо человечества. В связи с этим основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно такой человек определяет прогресс будущего.

Творческое развитие личности в условиях целостного педагогического процесса - актуальная проблема современной науки и практики. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного детства.

Актуальность темы исследования обусловлена существующими в науке концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е.В. Бондаревская, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, М.В. Кларин, СВ. Кульневич, Г.К. Селевко, Р.Б. Стеркина, И.С. Якиманская, А. Маслоу, К. Роджерс). Значение творческого развития определяется тем, что оно открывает для ребенка новые ценности познания, преобразования, которые обогащают его мир, способствуют проявлению личностных качеств дошкольника. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок чувствует себя «активным деятелем» (Л.А. Венгер), постоянно открывающим что-то новое. Создается новый продукт, но новый только для самого ребенка, значимый только для данного этапа развития.

Проблема творческого развития должна рассматриваться как неотъемлемая часть социального механизма, противостоящая регрессивным тенденциям в развитии общества. В истории науки уже выкристаллизованы устойчивые представления о сущности творческих способностей, о креативности личности, о творческом потенциале, однако вопрос о творческом развитии ребенка изучен мало, в силу того, что составляющие этого процесса конкретно не определены. Так, Г.Г. Григорьева, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев, В.А. Синельников в своих трудах рассматривают процесс творческого развития детей как процесс освоения универсальных способностей. К универсальным способностям они относят: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование [48, 126]. Однако творческое развитие не может быть сведено только к развитию данных способностей. Если творчество можно определить как позитивную преобразующую активность личности (В.Н. Дружинин), то творческое развитие представляется нам динамическим процессом возникновения у ребенка потребности к позитивно-преобразующей деятельности, в которой эти универсальные способности осваиваются.

Предпосылки творческих проявлений взрослого человека берут свое начало в дошкольном детстве. Поэтому возникает необходимость исследования процесса и становления творческого развития на ранних этапах развития личности, в дошкольном детстве.

В психолого-педагогической науке сложилось устойчивое представление о том, что основанием для развития личности является процесс деятельности. Именно в ней происходит творческое развитие ребенка дошкольного возраста. Разные виды деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, театрализованная, трудовая -играют важную роль в становлении личности дошкольника.

Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, С.А. Шмаков). Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет его основные потребности: в общении, в стремлении к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует их творческому развитию в дошкольном возрасте.

Особое место, по мнению отечественных педагогов (А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, B.C. Кузина, Г.В. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, Л.Г. Савенковой, Н.П. Сакулиной, Б.П. Юсова), а также зарубежных авторов (Б. Джефферсон, Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штейнер, Э. Эйснер) в творческом развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на ранних этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность отражает ступени развития личности ребенка, которые необходимо учитывать для правильной педагогической организации творческого развития.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, Аристотель, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Ф. Фребель считали, что изобразительная деятельность позволяет развить чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

Сегодня известно, что в процессе изобразительной деятельности интенсивно развиваются психические познавательные процессы: восприятие, ощущения, память, воображение, мышление (его операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и качества: гибкость, продуктивность, оригинальность, любознательность). Изобразительная деятельность — это эффективное средство развития художественно-образного мышления. Современные ученые А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов считают, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык — язык изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства позволяет художнику выразить свои мысли, чувства, свое отношение к

действительности. Посредством языка изобразительного искусства художником отражается окружающая действительность во всем ее многообразии.

Теоретические и практические исследования, проведенные в области игровой и изобразительной деятельности, показывают, что учеными детально рассмотрены вопросы:

— о специфике игровой деятельности как ведущей деятельности и ее роли в развитии ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова);

— о становлении и эволюции детского рисунка и его значении в психическом развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, Д.С. Левин, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина);

— раскрыты этапы творческого акта (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков).

Однако в этих видах заложен огромный потенциал для проявления позитивно-преобразующей активности детей дошкольного возраста, его можно рационально использовать в практике воспитания и обучения.

Однако в теории и практике образования детей дошкольного возраста назрели следующие противоречия:

— между имеющимся в педагогической науке понятием сущности творческого процесса в целом и недостаточным представлением о том, как осуществлять творческое развитие конкретного ребенка;

— между потенциальными возможностями игровой и изобразительной деятельности и неполным теоретическим обоснованием механизма их влияния на творческое развитие детей дошкольного возраста.

На основании противоречий определена проблема нашего исследования: каковы педагогические условия использования игровой и изобразительной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста. Поиск и разработка эффективных педагогических условий творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности составляет цель исследования.

Объект исследования: творческое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования - творческое развитие детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

• педагог осознает сущность творческого развития как освоение ребенком универсальных способностей в системе позитивно-преобразующей деятельности;

• в качестве поля активного освоения универсальных способностей личности выступает изобразительная игра и игровое изображение как результат интеграции игровой и изобразительной деятельности;

• в игровом изображении создается творческий «продукт» — рисунок, а в изобразительной игре он используется как средство социализации ребенка;

• многовариативность изобразительной игры и игрового изображения выступает в качестве механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть педагогическую сущность и содержание творческого развития детей дошкольного возраста;

2) выяснить потенциальные возможности интеграции игровой и изобразительной деятельности для творческого развития личности ребенка;

3) определить совокупность педагогических условий, способствующих творческому развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

4) разработать технологию творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили психологические и педагогические положения, дающие возможность раскрыть состояние изучаемой проблемы творческого развития детей дошкольного возраста:

— культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;

— концепция личностно — развивающего обучения В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина;

— идеи А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка;

— психолого-педагогическая теория игры: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин;

— исследования психологов и педагогов об особенностях развития детской изобразительной деятельности: Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина;

— основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности: А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, ЯЛ. Пономарев, Л.Н. Прохорова, А.И. Савенков, Е. Торренс;

— теория Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова об интеграции в художественной педагогике;

— психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусства: А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; анализ современного состояния педагогического процесса; анкетирование;

наблюдение; педагогический эксперимент; анализ продуктов детской деятельности (рисунки детей); методы математической статистики. Научная новизна исследования:

— определена педагогическая сущность, содержание и условия творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

— раскрыто влияние процесса интеграции игровой и изобразительной деятельности на творческое развитие ребенка дошкольного возраста;

— разработана технология творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

— определено понятие многовариативности изобразительной игры и игрового изображения как механизма, запускающего творческое развитие ребенка.

Теоретическая значимость работы состоит:

— в уточнении педагогического понятия «творческое развитие детей в процессе игровой и изобразительной деятельности» применительно к ребенку дошкольного возраста;

— в раскрытии сущности интеграции игровой и изобразительной деятельности и определении поля активного освоения универсальных способностей;

— в разработке педагогической модели творческого развития личности дошкольника в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в определении педагогической сущности, разработке и внедрении технологии, методических рекомендаций для творческого развития детей дошкольного возраста. Содержащиеся в исследовании положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ; полученные результаты и выводы в процессе исследования могут стать основой курса по выбору для студентов по специальности: 030900 - «Дошкольная педагогика и психология»; а также могут

использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями при организации практической работы по творческому развитию личности дошкольника; в разработке и внедрении авторской программы «Играя, рисуем», направленной на творческое развитие детей дошкольного возраста.

Апробация исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования БелГУ (2002, 2003, 2004 гг.), на заседаниях совета педагогов ДОУ № 71 г. Белгорода (2001, 2002 гг.), на методическом объединении педагогов изобразительного искусства г. Белгорода (2002 г.), на научно-практическом семинаре (государственная детская библиотека А. Лиханова, г. Белгород, 2004 г.). Результаты исследования апробировались на Международных научно-практических конференциях (г. Белгород, г. Луганск, г. Смоленск, 2003, 2004 гг.); на международной научно-практической интернет-конференции (г. Тамбов, 2004 г.); на Всероссийских научно - практических конференциях (г. Арзамас, г. Челябинск, 2004 г); на Всероссийском научно-практическом форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (г. Чебоксары, 2004 г.), на литературно-педагогических Лихановских чтениях (г. Белгород, 2004 г.). Результаты исследования апробированы на курсах слушателей Института повышения квалификации (БРИПКППС). Материалы исследования отражены в психолого-педагогическом журнале «Гаудеамус» (2003 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялась путем публикаций научных статей.

Основное содержание диссертации отражено в 9 публикациях.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили дошкольное образовательное учреждение № 71 г. Белгорода (формирующий эксперимент - 45 детей), ДОУ № 60 г. Белгорода (контрольные группы - 37 детей), а также ДОУ № 15, 43, 58 г. Белгорода. К участию в опытно экспериментальной работе привлекались воспитатели, педагоги дополнительного образования экспериментальных и контрольных групп.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап (2001 - 2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучалось состояние проблемы творческого развития личности дошкольника; определялись цель, задачи и основные направления исследования, разрабатывалась гипотеза исследования, составлялся проект опытно-экспериментальной работы; проведен поисковый эксперимент, в ходе которого определились принципиальные подходы к творческому развитию личности ребенка в процессе игровой и изобразительной деятельности.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) проходилась опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку педагогических условий и апробировалась экспериментальная программа.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; формулировались основные положения исследования; оформлялись результаты проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Положения, выносимые на защиту. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста представляет собой процесс стремления личности к позитивно-преобразующей деятельности, в которой осваиваются универсальные способности.

Полем активного освоения универсальных способностей личности выступает изобразительная игра и игровое изображение как результат интеграции игровой и изобразительной деятельности.

Авторское определение сущности игрового изображения и изобразительной игры и их места в творческом развитии детей дошкольного возраста. Игровое изображение представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования с использованием игровых действий. Изобразительная игра - это специфическая деятельность, в которой детский рисунок используется как средство подтверждения успешности творческой работы ребенка, здесь осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях.

Совокупность педагогических условий, обеспечивающих творческое развитие личности дошкольника: осознание педагогом сущности творческого развития ребенка; интеграция игровой и изобразительной деятельности, в процессе которой возникает поле активного освоения универсальных способностей - игровое изображение и изобразительная игра; применение игрового изображения для создания творческого «продукта» — рисунка и использование его в изобразительной игре как средства социализации личности дошкольника; многовариативность изобразительной игры и игрового изображения в качестве механизма, запускающего творческое развитие.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав (из шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методология и методы исследования, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также указаны опытно-экспериментальная база, этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста» охарактеризовано понятие творчества в контексте философии, психологии и педагогики; содержание и структура творческого развития дошкольников; выявлены возрастные особенности дошкольников, которые могут выступать в качестве эффективных предпосылок для творческого развития личности; определено место игровой и изобразительной деятельности в системе творческого развития детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности» раскрыта сущность процесса интеграции игровой и изобразительной деятельности, выявлено поле активного взаимодействия; описана технология творческого развития детей дошкольного возраста; определено понятие многовариативности как механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка; разработана педагогическая модель творческого развития личности дошкольника; описана технология творческого развития детей дошкольного возраста; представлена динамика творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.

В библиографический список включены 287 наименований, в т.ч. 4 на иностранном языке.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, программа «Играя, рисуем».

Современное общество требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо человечества. В связи с этим основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно такой человек определяет прогресс будущего.

Творческое развитие личности в условиях целостного педагогического процесса - актуальная проблема современной науки и практики. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного детства.

Актуальность темы исследования обусловлена существующими в науке концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры (Е.В. Бондаревская, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, М.В. Кларин, СВ. Кульневич, Г.К. Селевко, Р.Б. Стеркина, И.С. Якиманская, А. Маслоу, К. Роджерс). Значение творческого развития определяется тем, что оно открывает для ребенка новые ценности познания, преобразования, которые обогащают его мир, способствуют проявлению личностных качеств дошкольника. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок чувствует себя «активным деятелем» (Л.А. Венгер), постоянно открывающим что-то новое. Создается новый продукт, но новый только для самого ребенка, значимый только для данного этапа развития.

Проблема творческого развития должна рассматриваться как неотъемлемая часть социального механизма, противостоящая регрессивным тенденциям в развитии общества. В истории науки уже выкристаллизованы устойчивые представления о сущности творческих способностей, о креативности личности, о творческом потенциале, однако вопрос о творческом развитии ребенка изучен мало, в силу того, что составляющие

этого процесса конкретно не определены. Так, Г.Г. Григорьева, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев, В.А. Синельников в своих трудах рассматривают процесс творческого развития детей как процесс освоения универсальных способностей. К универсальным способностям они относят: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование [48, 126]. Однако творческое развитие не может быть сведено только к развитию данных способностей. Если творчество можно определить как позитивную преобразующую активность личности (В.Н. Дружинин), то творческое развитие представляется нам динамическим процессом возникновения у ребенка потребности к позитивно-преобразующей деятельности, в которой эти универсальные способности осваиваются.

Предпосылки творческих проявлений взрослого человека берут свое начало в дошкольном детстве. Поэтому возникает необходимость исследования процесса и становления творческого развития на ранних этапах развития личности, в дошкольном детстве.

В психолого-педагогической науке сложилось устойчивое представление о том, что основанием для развития личности является процесс деятельности. Именно в ней происходит творческое развитие ребенка дошкольного возраста. Разные виды деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, театрализованная, трудовая -играют важную роль в становлении личности дошкольника.

Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, С.А. Шмаков). Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет его основные потребности: в общении, в стремлении к самостоятельности, к активному участию в жизни взрослых. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует их творческому развитию в дошкольном возрасте.

Особое место, по мнению отечественных педагогов (А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, B.C. Кузина, Г.В. Лабунской, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, Л.Г. Савенковой, Н.П. Сакулиной, Б.П. Юсова), а также зарубежных авторов (Б. Джефферсон, Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штейнер, Э. Эйснер) в творческом развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на ранних этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность отражает ступени развития личности ребенка, которые необходимо учитывать для правильной педагогической организации творческого развития.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, Аристотель, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Ф. Фребель считали, что изобразительная деятельность позволяет развить чувство прекрасного, формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.

Сегодня известно, что в процессе изобразительной деятельности интенсивно развиваются психические познавательные процессы: восприятие, ощущения, память, воображение, мышление (его операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и качества: гибкость, продуктивность, оригинальность, любознательность). Изобразительная деятельность — это эффективное средство развития художественно-образного мышления. Современные ученые А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов считают, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык — язык изобразительного искусства. Язык изобразительного искусства позволяет художнику выразить свои мысли, чувства, свое отношение к

действительности. Посредством языка изобразительного искусства художником отражается окружающая действительность во всем ее многообразии.

Теоретические и практические исследования, проведенные в области игровой и изобразительной деятельности, показывают, что учеными детально рассмотрены вопросы:

— о специфике игровой деятельности как ведущей деятельности и ее роли в развитии ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова);

— о становлении и эволюции детского рисунка и его значении в психическом развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, Д.С. Левин, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина);

— раскрыты этапы творческого акта (Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, А.И. Савенков).

Однако в этих видах заложен огромный потенциал для проявления позитивно-преобразующей активности детей дошкольного возраста, его можно рационально использовать в практике воспитания и обучения.

Однако в теории и практике образования детей дошкольного возраста назрели следующие противоречия:

— между имеющимся в педагогической науке понятием сущности творческого процесса в целом и недостаточным представлением о том, как осуществлять творческое развитие конкретного ребенка;

— между потенциальными возможностями игровой и изобразительной деятельности и неполным теоретическим обоснованием механизма их влияния на творческое развитие детей дошкольного возраста.

На основании противоречий определена проблема нашего исследования: каковы педагогические условия использования игровой и изобразительной деятельности в творческом развитии детей дошкольного

возраста. Поиск и разработка эффективных педагогических условий творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности составляет цель исследования.

Объект исследования: творческое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования - творческое развитие детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

• педагог осознает сущность творческого развития как освоение ребенком универсальных способностей в системе позитивно-преобразующей деятельности;

• в качестве поля активного освоения универсальных способностей личности выступает изобразительная игра и игровое изображение как результат интеграции игровой и изобразительной деятельности;

• в игровом изображении создается творческий «продукт» — рисунок, а в изобразительной игре он используется как средство социализации ребенка;

• многовариативность изобразительной игры и игрового изображения выступает в качестве механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть педагогическую сущность и содержание творческого развития детей дошкольного возраста;

2) выяснить потенциальные возможности интеграции игровой и изобразительной деятельности для творческого развития личности ребенка;

3) определить совокупность педагогических условий, способствующих творческому развитию детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

4) разработать технологию творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили психологические и педагогические положения, дающие возможность раскрыть состояние изучаемой проблемы творческого развития детей дошкольного возраста:

— культурно-историческая концепция Л.С. Выготского;

— концепция личностно — развивающего обучения В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина;

— идеи А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка;

— психолого-педагогическая теория игры: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин;

— исследования психологов и педагогов об особенностях развития детской изобразительной деятельности: Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина;

— основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности: А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, ЯЛ. Пономарев, Л.Н. Прохорова, А.И. Савенков, Е. Торренс;

— теория Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова об интеграции в художественной педагогике;

— психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусства: А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; анализ современного состояния педагогического процесса; анкетирование;

наблюдение; педагогический эксперимент; анализ продуктов детской деятельности (рисунки детей); методы математической статистики. Научная новизна исследования:

— определена педагогическая сущность, содержание и условия творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

— раскрыто влияние процесса интеграции игровой и изобразительной деятельности на творческое развитие ребенка дошкольного возраста;

— разработана технология творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности;

— определено понятие многовариативности изобразительной игры и игрового изображения как механизма, запускающего творческое развитие ребенка.

Теоретическая значимость работы состоит:

— в уточнении педагогического понятия «творческое развитие детей в процессе игровой и изобразительной деятельности» применительно к ребенку дошкольного возраста;

— в раскрытии сущности интеграции игровой и изобразительной деятельности и определении поля активного освоения универсальных способностей;

— в разработке педагогической модели творческого развития личности дошкольника в процессе игровой и изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в определении педагогической сущности, разработке и внедрении технологии, методических рекомендаций для творческого развития детей дошкольного возраста. Содержащиеся в исследовании положения и выводы создают предпосылки для научно-методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ; полученные результаты и выводы в процессе исследования могут стать основой курса по выбору для студентов по специальности: 030900 - «Дошкольная педагогика и психология»; а также могут

использоваться в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями при организации практической работы по творческому развитию личности дошкольника; в разработке и внедрении авторской программы «Играя, рисуем», направленной на творческое развитие детей дошкольного возраста.

Апробация исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования БелГУ (2002, 2003, 2004 гг.), на заседаниях совета педагогов ДОУ № 71 г. Белгорода (2001, 2002 гг.), на методическом объединении педагогов изобразительного искусства г. Белгорода (2002 г.), на научно-практическом семинаре (государственная детская библиотека А. Лиханова, г. Белгород, 2004 г.). Результаты исследования апробировались на Международных научно-практических конференциях (г. Белгород, г. Луганск, г. Смоленск, 2003, 2004 гг.); на международной научно-практической интернет-конференции (г. Тамбов, 2004 г.); на Всероссийских научно - практических конференциях (г. Арзамас, г. Челябинск, 2004 г); на Всероссийском научно-практическом форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (г. Чебоксары, 2004 г.), на литературно-педагогических Лихановских чтениях (г. Белгород, 2004 г.). Результаты исследования апробированы на курсах слушателей Института повышения квалификации (БРИПКППС). Материалы исследования отражены в психолого-педагогическом журнале «Гаудеамус» (2003 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялась путем публикаций научных статей.

Основное содержание диссертации отражено в 9 публикациях.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили дошкольное образовательное учреждение № 71 г. Белгорода (формирующий эксперимент - 45 детей), ДОУ № 60 г. Белгорода (контрольные группы - 37 детей), а также ДОУ № 15, 43, 58 г. Белгорода. К участию в опытно экспериментальной работе привлекались воспитатели, педагоги дополнительного образования экспериментальных и контрольных групп.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап (2001 - 2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучалось состояние проблемы творческого развития личности дошкольника; определялись цель, задачи и основные направления исследования, разрабатывалась гипотеза исследования, составлялся проект опытно-экспериментальной работы; проведен поисковый эксперимент, в ходе которого определились принципиальные подходы к творческому развитию личности ребенка в процессе игровой и изобразительной деятельности.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) проходилась опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку педагогических условий и апробировалась экспериментальная программа.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; формулировались основные положения исследования; оформлялись результаты проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Положения, выносимые на защиту. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста представляет собой процесс стремления личности к позитивно-преобразующей деятельности, в которой осваиваются универсальные способности.

Полем активного освоения универсальных способностей личности выступает изобразительная игра и игровое изображение как результат интеграции игровой и изобразительной деятельности.

Авторское определение сущности игрового изображения и изобразительной игры и их места в творческом развитии детей дошкольного возраста. Игровое изображение представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования с использованием игровых действий. Изобразительная игра - это специфическая деятельность,

в которой детский рисунок используется как средство подтверждения успешности творческой работы ребенка, здесь осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях.

Совокупность педагогических условий, обеспечивающих творческое развитие личности дошкольника: осознание педагогом сущности творческого развития ребенка; интеграция игровой и изобразительной деятельности, в процессе которой возникает поле активного освоения универсальных способностей - игровое изображение и изобразительная игра; применение игрового изображения для создания творческого «продукта» — рисунка и использование его в изобразительной игре как средства социализации личности дошкольника; многовариативность изобразительной игры и игрового изображения в качестве механизма, запускающего творческое развитие.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав (из шести параграфов), заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методология и методы исследования, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также указаны опытно-экспериментальная база, этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основы творческого развития детей дошкольного возраста» охарактеризовано понятие творчества в контексте философии, психологии и педагогики; содержание и структура творческого развития дошкольников; выявлены возрастные особенности дошкольников, которые могут выступать в качестве эффективных предпосылок для творческого развития личности; определено место игровой и изобразительной деятельности в системе творческого развития детей дошкольного возраста.

Во второй главе «Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой и изобразительной деятельности» раскрыта сущность процесса интеграции игровой и изобразительной деятельности, выявлено поле активного взаимодействия; описана технология творческого развития детей дошкольного возраста; определено понятие многовариативности как механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка; разработана педагогическая модель творческого развития личности дошкольника; описана технология творческого развития детей дошкольного возраста; представлена динамика творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и выносимые на защиту положения.

В библиографический список включены 287 наименований, в т.ч. 4 на иностранном языке.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы, программа «Играя, рисуем». 

Творческое развитие детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на вещи, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой среде быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном дошкольном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творческого развития подрастающего поколения.

В связи с этим в настоящее время возрос интерес к развитию творческих способностей дошкольников, что сказалось на активизации педагогических поисков как в науке, так и в практике дошкольного воспитания. Психолого-педагогические исследования показывают, что предпосылки к проявлению творческих способностей обнаруживаются в раннем детстве. Творчество детей дошкольного возраста хотя и выступает еще в неразвитой форме, содержит в себе такие важные качества, которые дают возможность ребенку самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, получаемых от взрослых, создается новый продукт - оригинальный рисунок, постройка, сказка и т.п. Такая потребность к творчеству возникает у ребенка как чисто человеческая потребность. Сущность детского творчества проявляется не в объективной, а в субъективной новизне конечного результата. В процессе творческой деятельности ребенок совершает самооткрытие, что позволяет ему осознать свое «я».

Несмотря на внешние отличия результатов творческого процесса у ребенка и взрослого, его внутренняя сущность одна и та же. Поэтому детское творчество всегда рассматривается через призму понятия «творчество» в целом.

Понятие «творчество» со времен Платона и Аристотеля означает создание того, чего раньше не существовало. Так, в философском словаре творчество определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из поставляемого действительностью материала создавать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую определенным потребностям [253, 554].

Проблема творчества как феномен, как образ жизни человека, как путь его развития и жизнедеятельности рассматривалась: А.В. Брушлинским, Ю.А. Бычковым, И.С. Дышлевым, A.M. Коршуновым, Я.А. Пономаревым.

В исследованиях А.В. Брушлинского [27, 85] творчество характеризуется как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в реализации имеющегося опыта и формирование на его базе новых комбинаций. Характерными особенностями творческого процесса являются:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

б) социальная и личная значимость и прогрессивность;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств, знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата [27, 93].

Как отмечает Ю.А. Бычков, под творчеством нередко понимают «деятельность человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение», или же «поиск ранее неизвестных путей решения задачи», «созидание нового в жизни, проявляющегося в новаторстве и инициативе» [30, 42]. Таким образом, философ особо выделяет новизну как качество, которое присуще только человеческой деятельности.

Категория творчества исследовалась в трудах Я.А. Пономарева, который считает творческую деятельность - характерной чертой человеческой сущности, отвечающей подлинному назначению и стремлению человека быть творцом. Ученый отмечает, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до момента возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [196, 135].

Болгарский философ А. Лилов [140, 64] считает, что творчество есть создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления сущностных сил и способностей человека. Он раскрывает такие компоненты творчества, как мыслящее сознание, цель, идеал, предвидение, а также взаимодействие интеллектуального и эмоционального начала в творчестве.

Игровая и изобразительная деятельность в системе творческого развития детей дошкольного возраста

В педагогике игра признана эффективным средством воспитания и обучения подрастающего поколения, а изобразительная деятельность наиболее продуктивно раскрывает творческий потенциал каждого ребенка.

В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Сорокина, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин. В зарубежной науке А. Адлер, Э. Берн, Ф. Бойтендайк, К. Гроос, Г. Спенсер, 3. Фрейд, Й. Хейзинга, В. Штерн.

Большой вклад в изучение игры в конце XIX - начале XX века внес выдающийся ученый П.Ф. Каптерев, который рассматривал игру как «...верный показатель детской силы, детской энергии, детского здоровья» [97, 62]. Именно поэтому состояние здоровья и запас энергии у детей, с его точки зрения, должно соответствовать живости и увлекательности детской игры.

Педагогический феномен игры раскрыт в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Главное назначение игры, по мнению А.С. Макаренко, нести детям радость, «задор». По его мнению, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей [146, 70].

Особый вклад в разработку теории детской игры внес Л.С. Выготский, который впервые выделил ролевую игру как ведущий вид деятельности. Он отмечает, что игра дошкольника - это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Психолог выявляет в детской игре мнимую ситуацию, которая определяет сознание ребенка. По определению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития». В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя [39, 63].

Д.Б. Эльконин [275, 173] подчеркивал, что игра относится к такому типу деятельности, в котором условны предметы внешнего мира. Игра ориентирует дошкольника в окружающей действительности. Предметом игровой деятельности является взрослый человек, который вступает в определенные отношения с другими людьми и использует в предметно-практической деятельности определенные правила. Игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действия рождается именно из системы человеческих отношений. Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как форму развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

А.Н. Леонтьев рассматривал игру как деятельность, в которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, представляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Психолог рассматривал игру, исходя из особенностей труда, с точки зрения цели, мотивов и способов действия. «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия» [136, 472].

С.Л. Рубинштейн создал теорию воздействия на мир через игру, согласно которой игра есть вечная потребность ребенка, рождающаяся из контактов с внешним миром. Мотивы этой потребности кроются в многообразных переживаниях и реализуются в игровой деятельности ребенка.

Таким образом, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн определяли игру как ведущую деятельность и объясняли игру как доступный путь понимания и освоения мира ребенком, который проявляется в единстве с практической деятельностью и носит активный, действенный характер.

Зарубежные ученые внесли определенный вклад в разработку теории игровой деятельности детей. Так, Г. Спенсер [231, 83] считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно теории Г. Спенсера, люди и животные способны играть и в состоянии усталости и не только тратить, но и восстанавливать силы. К. Гроос развил теорию инстинктивности, функции упражнения в игре, предупреждения инстинктов. К. Гроос считал игру -вечной школой поведения. И рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, как средство естественного самовоспитания ребенка [51, 278].

Рассматривая игру как средство удовлетворения потребностей и влечений, которые не могут быть реализованы в реальной жизни, 3. Фрейд, в теории психоанализа обращается внимание на то, что важен процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие, а не практический результат [259, 90]. По концепции Ж. Пиаже [178, 79], в дошкольном возрасте ребенок живет одновременно в двух сферах — игре и деятельности. При этом сфера игры для ребенка более реальна, чем сфера деятельности.

Творчество человека есть момент игры как момент истины, а игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования, доказывает Й. Хейзинга [260, 27].

Американский психолог и психотерапевт Э. Берн [13, 46] утверждает, что вся общественная жизнь людей состоит из игр, что эти игры достаточно серьезны и социально ответственны. Психолог рассматривает игру через призму человеческих взаимоотношений.

Таким образом, научные подходы зарубежных исследователей дополняют взгляды отечественных ученых на проблему игры.

Игра социальна по своим мотивам, функциям, по содержанию, природе и структуре. В ней в целом отсутствует подчиненность практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется.

Известный специалист в области игры С.А. Шмаков под природой игры понимает: «игровое сознание, игровое мироощущение, бессознательную отстраненность от буднично-деловых установок жизни, радостное самочувствие, бодрость, активный жизненный тонус, воображение, фантазию, импровизацию, интуицию, иносказательность, условность». Природа игры - это ее «реальные ценности, каждая из которых имеет важное воспитательное значение» [270, 71]. Под структурой игры исследователь понимает композицию, процессуальную и операциональную основу, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, взаиморасположение и алгоритм [270, 71].

Интеграция игровой и изобразительной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста

Наблюдая за проявлениями ребенка в естественных условиях воспитания, можно заметить, что ребенок осваивает различные виды деятельности синтетически. Изображая какой-нибудь предмет, он с легкостью включает его в ситуацию игры. При этом нарисованный только что объект выступает для него в игровой ситуации таким же реальным, как и тот, что существует в действительности. Аналогично в процессе игры у ребенка может возникнуть потребность что-либо нарисовать, процесс рисования так же, как и сам рисунок, становится сюжетным продолжением игры. Это взаимопроникновение игры и изображения, время от времени происходящее в детской деятельности, наталкивают на размышление о потенциальных возможностях интеграции этих двух видов деятельности.

Интеграция возникла на фоне своей противоположности — дифференциации всех областей человеческой деятельности, вследствие растущего объема знаний и требований к ним. Углубление процесса дифференциации наук, искусств, различных видов деятельности является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту - стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей. Интеграция в настоящее время является глобальной тенденцией всех отраслей знаний. Тенденция к интеграции содержания образовательного процесса наблюдается и в теории, и в практике дошкольного образования [131, 24].

В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности, надстраиваются новые уровни управления» [254, 215].

В данном определении существенным моментом выступает упорядочивание элементов внутри системы. Уровни интеграции могут быть различны (компоненты, разнородные по содержанию, составляющие целостность, могут частично сохранять автономию или ее утрачивать). Компоненты интеграции, подлежащие упорядочиванию, приводятся к единому знаменателю. Объединение этих компонентов, частей возможно при условии общецелевой и функциональной направленности.

Таким образом, интеграция — это процесс упорядочивания разнородных компонентов в некую целостность, систему, которая имеет потенциал развития.

В области педагогической науки термин «интеграция» употребляется в значении сближения и связи наук наряду с процессом их дифференциации. Интеграционные процессы, по мнению Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова, протекающие в различных сферах жизни, в настоящее время особенно актуальны [86, 24]. Интеграция - это единое представление о целом, единое знание, общее осознание этой целостности, которое можно понять через комплекс методов, объединенных в систему, имеющую определенную последовательность и связь друг с другом.

Под интегрированным подходом к организации обучения, согласно мнению многих исследователей, понимается осуществление интегрированных идей в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами обучения, воспитания и развития, что ведет к повышению уровня целостности данного педагогического процесса. Основанием для интеграции являются компоненты педагогического процесса: цели, содержание, средства, методы. Все элементы педагогического процесса образуют интегрированную целостность, которая значительно сложнее, чем простая сумма составляющих ее компонентов и характеристик. В нашем исследовании компонентами интеграции выступают игровая и изобразительная деятельности, которые ставят общую задачу творческого развития личности дошкольника.

Самостоятельное существование двух разных явлений с соприкосновением — интеграции нет. В процессе игры может возникнуть необходимость использовать изображение для того, чтобы заполнить какое-либо отсутствующее предметное звено в игре. При изобразительной деятельности также может возникнуть, и зачастую возникает, необходимость в использовании игровой ситуации для стимулирования результативности ребенка в процессе рисования. Здесь нет интеграции, есть лишь соприкосновение. 3)

Сосуществование двух явлений с взаимным влиянием в определенной зоне и сохранением собственных особенностей (интеграция есть). В данном случае игра и изображение взаимопроникают друг в друга. Это возможно, если сюжет игры, ее основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами изобразительной деятельности. В процессе такой игры ребенок углубляет свои представления о языке изобразительного искусства, закрепляет знания и умения. В свою очередь изобразительная деятельность может проходить в игровой форме и наполняться активным игровым действием. Такое взаимопроникновение и является интеграцией двух видов детской деятельности.

Третий вариант схемы демонстрирует интеграцию игровой и изобразительной деятельности. В процессе интеграции двух видов деятельности возникает поле активного освоения универсальных способностей личности.

Похожие диссертации на Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования)