Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Самсонова Наталья Евгеньевна

Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики)
<
Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самсонова Наталья Евгеньевна. Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Петрозаводск, 2003 241 c. РГБ ОД, 61:04-13/653

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования.

1.1. Сущность творчества и его роль в развитии личности. 13

1.2. Особенности творческого развития старшего подростка. 38

1.3. Цели и возможности системы дополнительного образования в реализации творческого потенциала подростка.

1.4. Творческая среда как комплекс условий развития старшего подростка в образовательном учреждении.

Выводы по первой главе. 90

Глава II. Творческое развитие старших подростков в учреждениях дополнительного образования Карелии (на примере студий журналистики).

2:1. Основные подходы к решению проблемы творческого развития старшеклассников в Республике Карелия.

2.2. Концепция «Школы творческого развития «Ключ». Модель творческой среды в учреждении дополнительного образования.

2.3. Цели и содержание программы студии журналистики «ТВ-старт».

2.4. Реализация программы студии журналистики «ТВ-старт».

2.5. Результаты творческого развития учащихся студии журналистики «ТВ-старт» «Школы творческого развития «Ключ».

Выводы по второй главе. 177

Заключение. 180

Библиография. 183

Приложения.

Введение к работе

В условиях быстро меняющегося мира человеку необходимо применять свои творческие возможности, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач. Однако в массовой школе по-прежнему преобладают методы организации репродуктивной деятельности учащихся. Под условиями творческого развития часто понимается поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих мероприятий (олимпиад, конкурсов и т.д.). Другая крайность заключается в том подходе, когда творческое развитие подменяется развитием творческого мышления, что неизбежно приводит к игнорированию духовного аспекта творчества, сужению его сущностного смысла и целостности.

В силу объективных причин сегодня благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности. В то же время при решении данных задач в системе дополнительного образования наблюдаются определенные противоречия:

между необходимостью развивать творческие способности личности и не до конца изученным процессом творчества, неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих развитие личности;

5 между высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования и недостаточным изучением и обобщением опыта работы талантливых педагогов;

между необходимостью учета индивидуальных особенностей каждого учащегося, предоставления ему свободы выбора и массовым, технологичным характером образования.

По мнению как отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) так и зарубежных (Дж. Бюджентал, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э.Фромм и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны прежде всего с условиями среды, в которой находится личность. Разработке педагогических условий, обеспечивающих творческое развитие ребенка в образовательной среде посвящены работы отечественных ученых: В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, Е.Л. Яковлевой и др.

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется противоречивостью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития подростка являются становление самосознания, расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение. Это возраст благоприятен для развития как общих, так и специальных творческих способностей, однако многофакторный характер изменений в личности старшего подростка зачастую не позволяет выделить условия их формирования. В связи с этим проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих каждому подростку, занимающемуся в учреждении дополнительного образования, возможности для творческого развития.

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы диссертационного исследования: «Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (на примере студии журналистики)».

Цель исследования - определить педагогические условия, способствующие творческому развитию подростка в учреждении дополнительного образования.

Объектом исследования является творческое развитие подростка в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия творческого развития старшего подростка в студии журналистики.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой творческое развитие подростка в студии журналистики системы дополнительного образования происходит, если:

-выбор подростком данной студии является добровольным и основывается на направленности его личности на творческую деятельность и стремлении к самоопределению;

- ведется специальная работа по созданию благоприятного климата
общения, подросток обучается различным формам коммуникации;

программа занятий и методика работы студии строятся в соответствии с возможностями становления продуктивного самосознания, актуализации рефлексивной сферы, укрепления механизмов саморегуляции подростка;

к занятиям привлекаются профессиональные журналисты, работники искусства, психологи, что позволяет приобщить учащихся к сфере журналистики;

организовано изучение истории культуры как становления творческих возможностей человека; синтез педагогических, психологических и художественных средств воздействия обеспечивает подростку опыт «проживания» образцов культуры;

7 - творческая деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организованы их обсуждение и анализ при отсутствии оценивания, обеспечена свобода выражения своего отношения к происходящему.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- определить психолого-педагогические подходы к проблеме
творческого развития личности;

- рассмотреть особенности творческого развития старшего подростка;

выявить возможности дополнительного образования для развития творческого потенциала подростка;

- изучить опыт учреждений дополнительного образования Карелии по
организации студий журналистики;

разработать и апробировать модель творческой среды в учреждении

дополнительного образования;

Методологическую основу исследования определил системный подход, который позволил учесть концепции как экзистенциальной, феноменологической философии и гуманистической психологии, так и личностно-деятельностной подход в образовании и воспитании, рассматривающие:

жизнь человека как процесс становления и самосозидания (М.М. Бахтин, Н.П. Бердяев, С.Л. Братченко, Дж. Бюджентал, Д.А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, А.Маслоу, Р. Мэй, К.Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В. Франки, Э. Фромм и др.);

творчество как целостный процесс, охватывающий все сферы личности (Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, М.С. Каган, Я.А. Пономарев, Н.Роджерс, СЮ. Степанов и др.);

деятельность и общение как ведущие факторы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С.

Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Теоретической основой исследования являются идеи:

о гуманистическом характере образовательного процесса(Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.В. Кульневич, Л.М. Лузина, Г.В. Поснова, Г.И. Щукина, Г.С. Сухобская И.С. Якиманская и др.);

об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков, Г.А. Ковалев, В.В.Сериков, В.А. Ясвин и др.);

о связи образования и культуры, необходимости воспитания человека «культуры» ( B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, СИ. Гессен, Н. Б.Крылова Д.А Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, СЮ. Курганов, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.);

о специфике дополнительного образования как личностно-ориентированной развивающей досуговой среде (СИ Гессен, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко, О.М. Мотков, И.В. Пильдес, Е.А. Ямбург, В.А. Ясвин и др.);

о творческой деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса (В.И. Андреев, Г. Д. Кириллова, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).

В ходе работы применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской и психолого-педагогической
литературы по исследуемой теме;

- изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образования;
анализ образовательных программ и учебных планов;

- комплексная методика по изучению творческого развития подростка в
учреждении дополнительного образования, включающая наблюдение,
анкетирование, беседы, социометрию и экспертные оценки;

9 - педагогический эксперимент, направленный на моделирование условий, способствующих развитию личности в творческой деятельности.

База исследования - учреждения дополнительного образования г. Петрозаводска: 8 студий «Школы творческого развития «Ключ» (242 учащихся-подростка) и отделение журналистики «Республиканской школьной академии» (28 учащихся). Экспериментальная работа проводилась на базе студии журналистики «ТВ-старт» «Школы творческого развития «Ключ».

Этапы исследования:

  1. этап (1998 - 2000г.г.) - изучение литературных источников по проблеме исследования, анализ документации (концепций и программ учреждений дополнительного образования), наблюдение за деятельностью педагогов в учреждениях дополнительного образования; разработку программы исследования.

  2. этап (2001 - 2003г.г.) - практическая реализация программы творческого развития подростков в студии журналистики; проверка и уточнение теоретических положений исследования.

  3. этап (2002 - 2003г.г.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ, обработка, обобщение и оформление полученных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Впервые предметом научно-педагогического исследования стали педагогические условия творческого развития старшего подростка в студии журналистики.

2. Разработана и экспериментально проверена модель развивающей
среды, направленной на развитие творческого потенциала ребенка в
учреждении дополнительного образования.

  1. Составлена комплексная программа студии журналистики.

  2. Описана методика реализации программы студии журналистики.

5. Разработаны и апробированы средства диагностики творческого
развития старшего подростка в условиях дополнительного образования.

10 Теоретическая значимость:

Теоретически обосновано понятие «творческое развитие личности»,
определены необходимые составляющие творческого развития
подростка: творческая адаптация, творческая деятельность и
творческое отношение к явлениям окружающего мира.

Дано теоретическое обоснование модели творческой среды как основы
разработки программ различной содержательной и возрастной
направленности в системе дополнительного образования детей.

Разработаны педагогические условия творческого развития подростка и этапы комплексного их использования в студии журналистики.

Обоснован выбор содержания и характеристик творческой деятельности, которые должны обеспечивать подростку свободу выражения своего отношения к окружающему миру. Практическая значимость исследования состоит в разработке

методики творческого развития подростка в студии журналистики, включающей комплексную образовательную программу (всего 192 часа) и средства диагностики динамики личностного роста старшего подростка, которые могут быть использованы как основа:

для организации студий журналистики в различных учреждениях

дополнительного образования;

для проведения внеклассной работы со старшеклассниками в

общеобразовательной школе;

для разработки педагогических технологий, ориентированных на

творческое развитие подростка;

для разработки спецкурсов в педагогических вузах и на курсах

повышения квалификации педагогов дополнительного образования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Определяющим условием творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования является творческая среда, в которой осуществляются:

11 творческая адаптация, позволяющая подростку конструктивно взаимодействовать с другими, находить свое место в микросоциуме; творческая деятельность, в процессе которой осуществляется осознание и обогащение потребностей, развитие творческого потенциала; творческое отношение, позволяющее реализовывать личностные смыслы и являющееся основой свободы выражения в собственном индивидуальном и коллективном творчестве.

  1. Программа и методика творческого развития старшего подростка в учреждении дополнительного образования базируется на развертывании и становлении продуктивного самосознания и включает следующие блоки: культурологический («Я-культура»), коммуникативный («Я-другой»), деятельностный («Я-деятельность»), синтезирующий («Я-сам»),

  2. Основой комплексной программы студии журналистики является культурологический блок, в котором дается представление об узловых, значимых моментах истории культуры как отражение становления творческих возможностей человека, что позволяет подростку осознать свою приобщенность к истории культуры человечества.

4. Обогащение деятельностной стороны восприятием образцов
искусства, общение с профессиональными представителями журналистики,
психологии, культуры побуждают подростка к индивидуальным
проявлениям в творчестве.

6. Взаимодействие содержательных и методических средств педагогики, психологии и искусства в реализации программы творческого развития способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой и духовной сторон личности подростка, становлению его творческой саморегуляции.

Достоверность научных результатов обеспечивается

методологической обоснованностью исходных положений, использованием взаимодополняющих методов и методик, адекватных цели, предмету и

12 задачам исследования, опорой на педагогическую практику, личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования и совета факультета начального образования Карельского государственного педагогического университета; в ходе выступлений на научно-практических конференциях КГПУ (1998 - 2003), на научной конференции, посвященной 50-летию научно-педагогической деятельности профессора Г.Д. Кирилловой «Развивающее обучение: теория и практика» (г. Санкт-Петербург, 2002), на международных конференциях «Университеты в образовательном пространстве региона» (Петрозаводский государственный университет, 1999), «Молодежь на пороге третьего тысячелетия» (КГПУ, Петрозаводск, Иоенсуу, 2000), «Исследование творчества» (институт психологии и консультирования «Гармония», г. Санкт-Петербург, 2000), «Ребенок и социум: взгляд в третье тысячелетие» (КГПУ, 2001); при проведении лекционных и семинарских занятий, чтении спецкурса «Развитие детского словесного творчества» на факультете начального образования КГПУ, а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Сущность творчества и его роль в развитии личности.

Творчество - широкое и многозначное понятие, и оно весьма различно трактуется в научной литературе: творчество как созидание и движение жизни (религиозный и общенаучный аспект), творчество как порождение новых смыслов (экзистенциально-философский аспект), творчество как оригинальное, гибкое, продуктивное мышление (психологический аспект); творчество как адаптационное поведение (социологический аспект); творчество как видение связей и совершенных форм (эстетический аспект); творчество как не репродуктивная деятельность (педагогический аспект).

В самом общем виде творчество понимается как «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» (199, с. 1551). Но даже такое широкое определение кажется узким, так как «творчество, - по определению философа Г.С. Батищева, - будучи процессом и отношением, присущим всей целостности культуры, включающей и нравственность, и художественность, и культуру общения, заведомо есть нечто более высокое и сложное, нежели сфера научности» (20, с. 85).

В истории науки началом изучения творчества как феномена жизни человека были различные самоописания и биографии художников, писателей, ученых. С XVIII век"а предпринимались попытки найти естественнонаучное объяснение творчества. В девятнадцатом веке возникла идея объяснить природу творчества через бессознательное. Двадцатый век стал временем формирования особой отрасли изучения творчества - психологии творчества. Основными объектами изучения этой области являются сущность творчества, особенности творческого процесса, способности к творчеству, возможности развития этих способностей, качества творческой личности.

В последние десятилетия «активно развивается новая область -педагогика творчества» (180, с. 13). В.И. Андреев дает следующее определение этого понятия: «Педагогика творчества - это наука о педагогической системе двух диалектически взаимообусловленных видов человеческой деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в различных видах творческой деятельности и общения в целях всестороннего и гармонического развития творческих способностей как отдельной личности, так и творческих коллективов» ( 8,с. 22). Важным является положение Андреева о том, что «для разработки проблем педагогики творчества только диалектическое единство деятельностного и личностного подходов дает ключ к управлению учебно-творческой деятельностью учащихся, и на этой основе удается целенаправленно формировать творческие способности личности» (Там же, с. 32) Педагогический аспект творчества связан с описанием условий, образовательной среды, обеспечивающей развитие творческих возможностей.

Обратимся к психолого-педагогическим подходам к творчеству. Наше исследование опирается на взгляды тех ученых, которые рассматривают творчество как процесс, результатом которой является создание нового (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,), позволяющий человеку быть в постоянном развитии и взаимодействовать с миром (Б.Г. Ананьев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев), реализовывать потребность в постоянном росте, актуализировать свои возможности, самовыражаться (А. Маслоу, К. Роджерс, М.Чиксентмихайи), создавать новые подходы к уже существующему (А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров), преодолевать ограничения и кризисы (Н.М. Грановская, Г. Селье,). В процессе творчества человек становится личностью, для которой характерны такие черты, как открытость опыту (К. Роджерс), способность воспринимать и создавать художественные образы (А.А.Мелик-Пашаев, М.С. Каган), чувствительность к побочным продуктам деятельности (Я.А. Пономарев), высокая саморегуляция и работоспособность (Ю.А. Миславский).

В отечественной психологии проблемы творчества всегда связывались с развитием личности и особенностями деятельности. В одной из первых, небольших, но очень ёмких работ С.Л. Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности», изданной в 1922 году, заложены основы понимания связи между деятельностью, творчеством и воспитанием человека, определены задачи педагогики в области творческого развития личности. Автор утверждал, что основой и целью образования является развитие творческой самодеятельности: не только человек проявляется в своих деяниях, но и деяния воздействуют на человека, «он в них созидается и определяется, ... направлением его деятельности можно определять и формировать его самого... В творчестве созидается сам творец» (201, с. 106). По мнению Рубинштейна, только самостоятельная и творческая деятельность является важнейшим условием развития человека. Уже в этой статье Рубинштейн называет такие наиболее существенные особенности деятельности, как ее субъектность (т.е. то, что она всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательность, реальность, предметность, творческий и развивающий личность характер. Позднее эти положения были подробно разработаны в других трудах С.Л. Рубинштейна. Ученый настаивал на важной роли творчества не только для всего человечества, но и его значимости в жизни отдельного человека: «В творческом труде, который создает нечто объективно значимое и вместе с тем новое, привнесенное личностью, оригинальное, т.е. носящее печать данной личности, объективная и личная значимость деятельности могут максимально совпадать» (203, с. 485).

Л.С. Выготский рассматривал творчество в контексте развития человека. В мировую науку он вошел как автор культурно-исторической теории развития психики. Учёному принадлежит идея о развитии личности как широком спектре осуществляющихся возможностей и зоне ближайшего развития ребенка как ключевом принципе его воспитания и обучения. Он писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (57,с. 32). Концептуальная работа Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» 1930 года не потеряла своей актуальности для психологов и педагогов. В ней описаны творческий характер деятельности человека вообще и ребёнка в частности, психологический механизм и значение воображения для осуществления человеком творческой деятельности, особенности литературного, театрального и изобразительного творчества ребенка, даны общие психолого-педагогические характеристики творческого развития ребенка и подростка.

В трудах Б.Г. Ананьева творчество связывается с общей структурой личности. Так, рассматривая человека как триединую структуру: индивид (органические свойства), личность (связанные с общественным статусом свойства) и субъект (сознание и деятельность), - ученый включил творчество в последнюю систему. «Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) - способности и талант», - писал ученый (5, с.210). В то же время Б.Г. Ананьев отстаивал принцип целостности человека. «Разумеется, - писал ученый, -разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные относительно, так как они суть характеристики человека как целого, являющегося одновременно природным и общественным существом. Ядро этого целого - структура личности, в которой пересекаются (обобщаются) важнейшие свойства не только личности, но также индивида и субъекта» (Там же, с. 211). Б.Г. Ананьев считал, что только на фоне развития общих способностей могут проявляться способности к конкретной деятельности, в том числе и творческие, он рассмотрел общую природную основу развития характера и способностей, описал, как они формируются в процессе деятельности, каковы потенции и тенденции личности (6). Идеи Ананьева о необходимости общего развития, которое осуществляется путем взаимодействия и слияния познания и общения, определяют педагогические подходы к организации творческой деятельности ребёнка.

Цели и возможности системы дополнительного образования в реализации творческого потенциала подростка.

В воспоминаниях многих известных деятелей науки и искусства часто встречаются высказывания об определяющей роли, которую сыграли в их профессиональном становлении занятия в студиях или кружках, встречи с увлеченными, преданными своему делу педагогами. Трудно не согласиться с автором книги «Школа для всех», Е.А. Ямбургом, который писал: «термин «дополнительное образование» представляется весьма условным, ибо ребенок являет собой веер траекторий развития, и никому не дано предугадать, какая встреча, какое взаимодействие со средой будут для него решающими» (270, с.40).

Обучение ребёнка в учреждении дополнительного образования существенно влияет не только на профессиональное становление, но и на формирование личности в целом. «Однако, - писал в 1992 году В.В. Давыдов, -это влияние в значительной степени зависит от уровня и качества образования. К тому же взаимосвязь этих сфер изучена, к сожалению, слабо» (85, с. 31).

Анализ публикаций последних лет убедил нас в том, что в настоящее время наблюдается серьезный интерес исследователей к возможностям дополнительного образования и эта сфера переживает качественный скачок в своем развитии. Причины этого явления следующие: изменился взгляд на личность, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития; - возросло значение различных видов неформального образования для личности, так как оно способствует усилению конкурентных возможностей человека на рынке труда и профессионального самоопределения; появилась необходимость в учреждениях, предоставляющих возможности для самореализации личности, чему наиболее соответствует система дополнительного образования благодаря своей многовариантности и динамичности, возможности свободного выбора содержания и организационных форм (157, 218).

Современные качественные изменения в области дополнительного образования предопределены всей историей развития внешкольного образования в России. Своими корнями дополнительное образование уходит в середину девятнадцатого века, когда мощное общественное педагогическое движение способствовало появлению обширной сети просветительных учреждений для детей, молодежи и взрослых: комитетов, обществ, воскресных школ и других. Особенности таких учреждений были отражены в работе В.П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», изданной в 1896 году. Опыт внешкольной работы в советский период описан в работах М.В. Крупениной, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, СТ. Шацкого, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой и др. По мнению В.И. Андреева, многие ценные идеи, высказанные в работах названных авторов, не реализовались в двадцатом веке в силу того, что внешкольное образование воспринималось как «придаток школы», нечто необязательное, второстепенное (9,с. 404). С 1992 года начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы, перехода её в новое качественное состояние.

Вместо термина «внешкольная работа» было введено понятие «дополнительное образование», что определило поиск новых направлений развития этого важного компонента системы образования нашей страны.

Первый нормативный документ, регламентирующий деятельность системы дополнительного образования - «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (Постановление правительства РФ № 2237) - появился в 1995 году. Согласно этому документу, «основное предназначение учреждения дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства». В положении определяются следующие задачи учреждений дополнительного образований (УДО): обеспечение условий для личностного развития и творчества детей 6-18 лет; адаптация к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга (235). Сам термин «дополнительное образование» по-разному трактуется исследователями. Так, в «Словаре-справочнике «Дополнительное образование детей» оно определяется как «выходящее за пределы основных общеобразовательных программ» (87, с. 15). Заведующий отделом дополнительного образования института общего среднего образования Российской академии образования В.А. Горский определяет его как «образование, доведенное до полного», отмечая, что дополнительное образование являет собой «совокупность познавательной, репродуктивной, творческой, коммуникативной деятельности детей за пределами государственного образовательного стандарта» (77, с. 37 - 38). Желание противопоставить общеобразовательную школу и учреждение дополнительного образование наблюдается практически во" всех работах, посвященным проблемам дополнительного образования.

Сравнивая возможности современных общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, психолог О.И. Мотков, главный специалист Центра развития дополнительного образования и социального воспитания Московской области, пришел к выводу о преимуществах последних. Он справедливо замечает: «В жёсткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения и интересной жизнедеятельности» (157, с. 12). Главная задача этого «островка» заключается в том, чтобы организуемая в стенах учреждения деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей. Такое развитие отвечает общей задаче существования всего живого: находить оптимальные и интересные способы жизни в широком диапазоне различных внутренних и внешних сред, жизненные технологии, позволяющие поддерживать психологическое, физическое, социальное и духовное здоровье, сохранять разнообразные формы жизни, не пасовать перед ударами судьбы. Достижение этой цели предполагает более полное использование педагогами известных преимуществ, которые изначально заложены в системе дополнительного образования при сравнении его со школьным: «добровольного выбора ребёнком предметной деятельности и посещения учреждения, отсутствия жесткой оценочной системы и дисциплинарных наказаний, отсутствия обязательного базисного плана, наличия работы по интересу, а не из-под «палки» учителя и родителя, наличия возможности индивидуализировать содержание, темп и формы деятельности сообразно психофизическим и личностным особенностям ребенка и т.п.» (Там же, с. 12-13).

Основные подходы к решению проблемы творческого развития старшеклассников в Республике Карелия.

Анализ литературы по проблемам творческого развития подростков показал, что потребность в творческой деятельности проявляется у старших подростков. Ее удовлетворение во многом зависит возможностей системы образовательных учреждений того региона, где живет подросток.

С целью выяснения того, как решается проблема творческого развития старшеклассников в Республике Карелия, мы выдвинули две задачи: во-первых, выяснить, какими программами, проектами и учреждениями представлена система дополнительного образования Карелии в настоящее время; во-вторых, какова мотивация старшеклассников к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Для решения первой задачи были изучены материалы официальных документов Министерства образования и по делам молодежи РК, Министерства труда и социального развития РК (179, 183, 184). Анализ этих документов показал: в настоящее время государственные органы хорошо осознают, что институт дополнительного образования имеет значительные возможности для решения задач воспитания и развития молодежи в том случае, если отвечает интересам и запросам обучающихся и «становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе» (183, с. 17). Основные направления усовершенствования и развития системы дополнительного образования Карелии были определены в 1998 году (на 12 лет) Концепцией Министерства образования Республики Карелия «Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий и общественных инициатив в области образования и молодежной политики» (184). К сожалению, общая доля усилий государственных органов в направлении расширения возможностей для всестороннего развития детей и молодежи невелика. Так, согласно этой концепции, из 15 крупных программ только одна -«Дополнительное образование и воспитание детей, подростков и юношества в Республике Карелия» - посвящена данной проблематике (184, с. 48). Из 78 проектов только два - «Одаренный ребенок» и «Школьная академия» - связаны с поддержкой одаренных детей; из 20 так называемых сквозных проектов только один - «Подросток в образовании» - связан с решением проблемы организации свободного времени подростка (Там же, с.44).

Анализ документов показал, что к решению задачи творческого развития детей в системе дополнительного образования существует два основных подхода:

1. организация условий для всех желающих заниматься различными видами творчества - в основном, это студии, кружки, клубы по интересам и т.д. в учреждениях дополнительного образования;

2. поддержка одаренных детей (прошедших специальное тестирование или конкурс) за счет реализации специальных программ и проектов: олимпиад, конкурсов, фестивалей и учебных курсов.

Первое направление охватывает примерно половину всех детей в возрасте 6-17 лет (в 2000 году в Карелии в учреждениях дополнительного образования занимались 74,5 тыс. учащихся из общего числа 140,1 тыс. детей и подростков) (179).

В систему дополнительного образования Карелии входят 76 учреждений, подведомственных Министерству образования, и 44 учреждения, подведомственных Министерству культуры. К сожалению, только 60% работающих в этих учреждениях педагогов имеют высшее образование. В этих учреждениях реализуется более 500 программ (179, с. 40 - 42).

Второе направление - поддержка одаренных детей и подростков -охватывает более 3-х тысяч детей, что составляет всего 2,1% от общего количества учащихся. В проектах, к которым относятся «Республиканская школьная академия», «Малая академия природы», «Шаг в будущее», «Моё отечество» принимает участие более 1000 детей в год, т.е. 0,71% от общего числа детей и подростков или 1,35% от занимающихся в учреждениях дополнительного образования (Там же, с. 30 - 36).

Предметом нашего исследования является творческое развитие старших подростков в студиях журналистики, поэтому для выяснения мотивов старшеклассников мы выбрали учреждения, в которых более чем в течение пяти лет существуют студии журналистики для подростков 14 - 16 лет: негосударственное учреждение дополнительного образования «Школа творческого развития «Ключ» (г. Петрозаводск) и «Республиканская школьная академия» (совместный проект Министерства образования и по делам молодежи РК и Дворца творчества г. Петрозаводска).

Представим их краткие характеристики.

«Школа творческого развития «Ключ» (г. Петрозаводск) -негосударственное образовательное учреждение, основной целью деятельности которого является создание и реализация программ дополнительного образования. Ведущее направление деятельности школы - создание программ для детей и подростков, участие в которых позволит ребёнку не только повысить образовательный уровень, но и развить творческие возможности, способность лучше адаптироваться к условиям жизни в меняющемся мире. Подробная концепция учреждения представлена в следующем параграфе.

За семь лет существования школы были созданы и апробированы тридцать пять комплексных программ, в том числе программы для подростков 14-16 лет. Так, в 2001 - 2002 учебном году в школу поступили 127 учащихся -подростков, в 2002 - 2003 учебном году - 115 человек (всего в учебном году занимались 242 человека). Работали следующие студии:

«Проект «7 долин» - театрально-музыкальная студия; 3 основных учебных направления: актерское мастерство, хореография, вокал.

«Студия современного танца» - основное направление - занятия современной хореографией.

«Юная леди» - комплексная программа, включающая в себя занятия этикетом, психологией общения, имиджелогией, творческим дизайном.

«Русский язык в образах» и «Математика без мук» - программы интеллектуально-психологической поддержки для тех, кто испытывает трудности в изучении русского языка или математики. Основное направление - эффективный образный тренинг для развития логического мышления, воображения и памяти на материале русского языка и математики».

«Английский+театр» - программа изучения английского языка через приемы актерского тренинга. Направления: английский язык, актерский тренинг.

«В Британии», «Во Франции»- программы изучения иностранных языков в клубной форме. Они имеют 2 основных направления - страноведение и иностранный язык.

«Абитуриент» - курсы для учащихся 9-11 классов по подготовке к поступлению в вузы по 4 предметам: русский язык и литература, математика, физика, иностранный язык.

«ТВ-старт» — студия журналистики.

Последняя программа - студия журналистики «ТВ-старт» — является экспериментальной базой нашего исследования. Студия работает с 1997 года, к настоящему времени состоялось четыре выпуска. Занятия в студии ведут автор данного исследования, руководитель программы «ТВ-старт» Наталья Евгеньевна Самсонова (филолог, директор школы «Ключ», преподаватель КГПУ), Елена Евгеньевна Кузина (режиссер постановок в профессиональных театрах г. Йошкар-Олы, Петрозаводска, Штутгардта (Германия), преподаватель кафедры актерского мастерства Петрозаводской консерватории), Владимир Матвеевич Берштейн (психолог, автор и ведущий программ гостелерадиокомпании «Карелия»), Сергей Евгеньевич Коробов (журналист, программный директор радио «Мелодия» в г. Петрозаводске), Дмитрий Вересов (писатель, член Союза писателей РФ, журналист, редактор журнала «Север», участник сценарной группы телесериала «Улицы разбитых фонарей»), Ольга Блок ( ведущая молодежных программ радио «Европа плюс» и «Русское радио» в г. Петрозаводске), Ильдар Шамилевич Сафаров (психолог, кандидат философских наук).

В студию принимаются все желающие, обучение платное (плата невысокая), учебный курс - два года по три часа в неделю, всего 192 часа. Подробная программа представлена в третьем параграфе данной главы.

Второе учреждение дополнительного образования, учащиеся которого принимали участие в нашем исследовании, - «Республиканская школьная академия» (РША) - создавалось как проект поддержки одаренных детей. Академия была открыта 15 ноября 1992 года на базе Петрозаводского дворца творчества. В 1994 году было разработано и утверждено коллегией Министерства образования положение об Академии. Главной задачей академии является отбор, подготовка и развитие учащихся, проживающих в районах Карелии, к исследовательской деятельности под руководством сотрудников карельских вузов. В академии работают следующие отделения: «Родные истоки» (родные языки), «Музыка цифр» (математика), «Путешествие в прошлое» (история), «Юный географ» (география), «Я знаю силу слов» (журналистика). На каждом отделении занимаются 25-30 человек, отобранные по конкурсу. Процедура конкурса различна. Так, на отделение журналистики принимаются старшеклассники, приславшие в комиссию свои письменные работы по объявленным темам. Из 100 — 200 работ преподаватели отбирают не более тридцати, их авторы приглашаются на учебу на отделении. Родители оплачивают проезд учащихся в Петрозаводск во время сессий, обучение бесплатное. Форма обучения в академии - заочная. Учащиеся приглашаются 4 раза в год от 5 до 14 дней. Обучение двухгодичное. По окончании обучения каждый учащийся защищает выпускную работу.

Похожие диссертации на Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (На примере студии журналистики)