Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Лешер Владимир Юрьевич

Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования
<
Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лешер Владимир Юрьевич. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2000 149 c. РГБ ОД, 61:01-13/291-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие творческого потенциала подростка как педагогическая проблема - 12

1.1. Теоретические предпосылки развития творческого потенциала подростков - 12

1.2. Практические предпосылки развития творческого потенциала подростка в системе дополнительного образования - 33

1.3. Прогностический подход к развитию творческого потенциала подростков - 53

Выводы по первой главе 72

ГЛАВА 2. Содержательно - процессуальные особенности развития творческого потенциала подростка в системе дсєошитеш>кюго образования - 74

2.1. Диагностический подход к развщйр творческого потенциала подростка - 74

2.2. Процессуальные особенности и содержание экспериментальной работы - 91

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментального исследования- 117

Выводы по второй главе 131

Заключение 132

Библиография 135

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современное состояние образовательного процесса в России, испытывающего на себе разноплановые воздействия общественного реформирования, выявляет все новые проблемы в образовании будущего поколения россиян.

К числу приоритетных относится проблема кадрового сопровождения осуществляемых реформ. В современных экономических условиях существующая система общего среднего образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ должным образом, поскольку рынок не только постоянно повышает, но и видоизменяет требования, предъявляемые к выпускникам школ.

Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг все более востребованными становятся творческие личности, способные сами добывать знания и на их основе порождать новые.

Следует отметить, что подготовка творческой личности является непростым делом, поскольку трудность отражена уже в самом термине «творческая личность». Первая часть этого термина связана с трудностью обучения творчеству, заключающаяся в том, что традиционными методами научить творчеству практически невозможно, так как творческая деятельность опирается в основном на внелогические знания (интуиция, не вполне осознаваемые умения и др.), которые , как известно, с трудом передаются из поколения в поколение. В соответствии с этим, внелогические знания должны приобретаться (нарабатываться) самостоятельно и каждый раз как будто бы заново (Я.А.Пономарев)

Вторая часть этого термина отражает трудность, которая состоит в том, что формирование творческой личности требует деятельностного подхода — "погружения" в реальный процесс творения, а это под силу лишь педагогам, которые сами являются носителями творческих качеств и служат образцом творческого отношения к действительности.

Исследования А.Г.Асмолова, А.КБруднова, Г.П.Будановой, В.А. Горского, Л.К.Гребенкиной, Е.Б.Евладовой, М.Б.Коваль, О.Е.Лебедева, А .Ф . Малышевского, Г.КПоповой, Н. Ф. Родионовой, В.И. Слободчи-кова, А.Б.Фоминой, Н.И.Фуниковой, Е.А.Ямбурга и др. показывают значительные возможности системы дополнительного образования в развитии творческого потенциала подростков.

Однако, сложившаяся практика работы как в системе основного, так и дополнительного образования показывает, что применяемые образовательные технологии и методики в основном опираются на репродуктивную деятельность учащихся и, в большинстве своем, не в должной мере предполагают специальную направленность образования на развитие их творческого потенциала. Это обусловлено, в частности, недостаточной разработанностью подходов, пршшипов развития творческого потенциала подростков в процессе занятий кружков различной направленности: декоративно-прикладной, спортивно-технической, промышленного моделирования и др.

Таким образом, в настоящее время сложились противоречия на: теоретическом уровне, проявляющиеся в недостаточной теоретической разработанности подходов к развитию творческого потенциала личности в системе дополнительного образования учащихся; на уровне социального аспекта проблемы, состоящие в несоответствии системы образования потребностям общества в поколении людей, способных нестандартно, творчески подходить к решению возникающих проблем; — на практическом уровне, свидетельствующие об отсутствии разработанных методик по развитию творческого потенциала подрост ков в кружковой работе системы дополнительного образования.

Проблема нашего исследования заключается в обеспечении эффективности развития творческого потенциала подростка в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: "Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования".

Объект исследования: процесс дополнительного образования в кружках декоративно - прикладного направления.

Предмет исследования: развитие творческого потенциала подростков на занятиях кружков декоративно - прикладного направления клуба юных техников.

Цель: определить педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала подростка на занятиях в кружках декоративно-прикладного направления.

Гипотеза исследования: эффективное развитие творческого потенциала подростка возможно, если образовательный процесс будет построен с опорой на следующие педагогические условия: создание на занятиях минимальной регламентации поведения подростков (атмосферы свободы, творческого подъема и раскованности); наличие у подростков позитивного образца творческого поведения; использование в практике работы кружка разнообразных технологий, материалов, оборудования, обеспечивающих предметную насыщенность среды; — педагогическое подкрепление творческого поведения подростков. Цель, гипотеза, а также общий замысел исследования позволяют сформулировать следующие задачи:

1. Обосновать понятийный аппарат исследования на основе изуче ния современных подходов к проблеме развития творческого потенциа ла учащихся.

2. Выявить особенности развития творческого потенциала лич ности.

Определить практические средства развития творческого потенциала подростков на занятиях в кружках декоративно - прикладного направления в системе дополнительного образования.

Разработать методические рекомендации для руководителей кружков в системе дополнительного образования, организаторов внеклассной работы общеобразовательных школ по развитию у подростков творческого потенциала на занятиях в кружках декоративно - прикладного направления.

Теоретике - методологической основой исследования явились: — психологические учения о роли деятельности в развитии личности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровекий, СЛ.Ру6инштейн и др.); ведущие психолого-педагогические концепции личностно ориентированного образования (В.И. Беликов, JIM. Божович, М.Е. Дуранов, КСЛкиманская и др.); теории развивающего обучения {ТВЛСудрявцев, ИЛЛернер, МЖМахмутов, А.М.Матюшкин и др.)^ теории творческого саморазвития личности (В JL Андреев, Г.К. Селев-ко); ценностный подход (Т.К.Ахаян, Е.В. Бондаревская, ЗЖВасильева, А.В.Кирьякова, В.П.Тугаринов и др.), исследования проблем развития личности в процессе практической деятельности (П.Р.Атутов, КЛ1.Ахияров, А.В.Запорожец, И.С.Кон, Н.С.Лейтес, С.Е.Матушкин, П.И.Чернецов и др.).

Развитие творческого потенциала личности исследовалось как психологами, так и педагогами. В своем исследовании мы опирались на работы по развитию творческого потенциала личности (Д.Б. Богоявлен- ская, СВХлухова, Е.А.Глуховская, В.Н.Дружинин, Л.В.Мещерякова, В.Г.Рындак, А.П. Тряпицина, А.К.Уразова, Е.Л.Яковлева и др.); современные подходы к организации дополнительного образования подростков (В.А, Горский, А.Я.Журкина, М.Б.Коваль, СВ.Сальцева, Н.И. Фу-никова); результаты, полученные в практической деятельности по развитию творческого потенциала (Г.С. Альтшуллер, ИЛ. Волков, И.П. Иванов, Г.Л.Ильин, Б.М.Неменский и др.).

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы научно - педагогических исследований: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, научно-исследовательских трудов и публикаций^ изучение педагогического опыта; организация педагогического эксперимента; тестирование, анкетирование, беседы и интервьюирование учащихся и педагогов; методы педагогического наблюдения; методы экспертного оценивания; ранжирование; методы математической статистики.

Основным методом исследования являлся формирующий эксперй- " :' мент.

Базой исследования являлись клуб юных техников и загородная ба за отдыха "Уральские зори" ОАО " Магнитогорский калибровочный за вод", г-; -і-/

В эксперименте принимали участие на разных его этапах от 180 до Г"1

260 подростков.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа в течение 10 лет (19S9 -2000 г.г.)

I этап исследования — поисково-подготовительный (1989 - 1993 пп)~-включал в себя: теоретико-философский, психологический анализ проблемы развития творческого потенциала, изучение опыта работы по проблеме исследования, проверку актуальности избранного направле- ния, разработку концепции и гипотезы развития творческого потенциала личности, определение методологии и методики исследования.

П этап — констатирующий (1994-1995 г.г.) предполагал — проведение диагностического исследования; анализ результатов практической деятельности различного типа образовательных учреждений по развитию творческого потенциала учащихся.

ТТТ этап— формирующий, аналитически^ 1997-2000 г.г.) заключался в опытно-экспериментальной работе по повышению эффективности развития творческого потенциала подростков на материале работы кружков декоративно-прикладного направления в клубе юных техников; качественном анализе и статистической обработке полученных экспериментальных данных; систематизации и обобщении полученных результатов исследования; разработке и внедрении в практику методических рекомендаций для руководителей кружков и организаторов внеклассной работы в общеобразовательной школе; оформлении диссертации.

Научная новизна исследования состоит в определении педагоги-^ ческих условий, способствующих развитию творческого потенциала подростков на занятиях в кружках декоративно-прикладного направле- : ния системы дополнительного образования, к числу которых отнесены: v — создание на занятиях минимальной регламентации поведения подростков (атмосферы свободы, творческого подъема и раскован ности); наличие позитивного образца творческого поведения у учащихся; создание предметно насыщенной среды, включающей применение в практике работы кружка разнообразных технологий, материалов, ^ оборудования; подкрепление творческого поведения подростков и развитие их эмоциональной сферы.

Теоретическая значимость исследования заключается в: уточнении содержания и структуры понятия "творческий потенциал личности"; обосновании педагогических условий развития творческого потенциала подростков в условиях дополнительного образования; разработке диагностики развития творческого потенциала подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны отдельные аспекты методики развитая творческого потенциала учащихся на занятиях кружков декоративно - прикладного направления; разработаны и апробированы методические рекомендации для руководителей кружков декоративно-прикладного направления и организаторов внеклассной работы общеобразовательных школ, направленные на повышение эффективности развития творческого потенциала в процессе кружковой работы.

На защиту выносятся: теоретически обоснованные педагогические условия развития творческого потенциала подростка; диагностика творческого потенциала подростка на основе профильного подхода;

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования; разнообразием методов и методик, соответствующих предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистическими методами.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования: осуществлялась посредством публикаций в печати, в ходе экспери- ментальной работы автора в Клубе юных техников ОАО " Магнитогорский калибровочный завод" и детской базе отдыха "Уральские зори", в процессе выступлении на семинарах, научно-практических конференциях: (Москва, 1978, 1993, Челябинск 1991, 1995, 1997, Куйбышев, 1992, Донецк 1994, Магнитогорск, 1987, 1993, 1999) в организации и руководстве семинаром в клубе юных техников по отдельным проблемам формирования творческого потенциала учащихся в учреждении дополнительного образования.

Исследование по проблеме проводилось с 1989 по 2000 г.г., условно в нем можно выделить три этапа, на каждом из которых решались свои^ задачи и использовались <хкпветствуюшие методы (табл. 1.1).

ТаблицаЫ Этапы и содержание проводимого исследования [Задачи исследования

Методы исследования Результаты исследования —дан анализ состояния проблемы в педагогической науке и практике; — подготовка к публикации материалов по отдельным аспектам развития творческого потенциала личности подростков; —разработка концепции научного исследования; —разработка научной базы исследования; —обоснование выбора проблемы исследования; — определение цели, предмета, гипотезы, задач исследования; —выяснение сущности, структуры творческого потенциала личности; выяснение уровня разработанности проблемы развития творческого потенциала подростков в науке и практике; определить социально-педагогические и психологические предпосылки развития творческого потенциала личности подростков;

Поисково-подготовительный этап (1989-1993) — анализ философской, социологической, психоло гической и педагогической литературы и научных ис следований; —анализ педагогической практики и экспериментальных данных по проблеме; — наблюдение за подрост- | ками в процессе занятий | кружков; сопоставление и сравнение результатов, их обобщение и формулирование выводов; анкетный опрос подростков и руководите лей кружков; ' — обобщение и осмысле-І ние опыта кружковой ра-' боты учреждений допол-1 нительного образования;

Продолжение табл. 1.1 — разработка методики организации и проведения опытно - экспериментальной работы; —разработка диагностических методик определения профилей развития творческого потенциала; — научное прогнозирование путей и результатов теоретического и экспериментального исследования

Констатирующий этап (1995-1996) — проведение диагностического исследования уровня развития компонентов творческого потен-диала личности подростков на начальном этапе проведения опытно - экспериментальной работы і—тестирование, анкети-j рование, наблюдение, бе-;седы, І — анализ результатов и | диагностика уровней развития (—составление индивиду-| альных профилей развития jj ! компонентов творческого jj потенциала у подростков экспериментальных и контрольных групп

Формирующий, аналитическийэтап (1997-2000) проведение экспериментального обучения по развитию творческого потенциала подростков; проверка эффективности педагогических условий в процессе практической работы; Систематизация и обобщение результатов Внедрение результатов формирующий эксперимент; методы диагностики развития компонентов творческого потенциала: анкетирование, тестирование, анализ результатов практической работы подростков; статистическая обработка и анализ полученных результатов, выделение групп подростков с определенными уровнями развития творческого потенциала — планы, программы экспериментальных занятий; —методические разработки и рекомендации для педагогов дополнительного образования; І—тезисы и публикации I результатов исследования; і — оформление диссертации

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. UUUUUPU!!77U77 U7P7UUPPU7PP!PPPU

Теоретические предпосылки развития творческого потенциала подростков

Исходя из целей исследования в данном параграфе с психолого-педагогических позиций рассмотрены сущность, структура развития творческого потенциала личности и подходы к его развитию.

В философских исследованиях понятие творчество" рассматривает-: ся в широком (творчество как атрибут материи, творчество природы) и узком (творчество как атрибут общественной жизни, высшая форма деятельности, творчество как психический акт) смысле (218).

Творчество (в широком смысле) — есть созидание нового. В таком значении это слово может быть применено ко всем процессам органи--тіеской и неорганической жизни, все зарождающееся в природе есть? продукт творческих сил.

Если же понятие творчества употребляется применительно к деятельности человека (в узком смысле), то под этим понимают психический акт, выражающийся в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, в художественной или практической деятельности. В настоящее время в литературе понимание творчества сводится, как правило, к его узкому смыслу. Эту точку зрения разделяют такие ученые как (Д.Б. Богоявленская, Я.А.Пономарев и др.).

Так Л.Н.Ланда полагает, что творчество заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, гіредполагаюшую самоорганизацию.

Исследователи данной проблемы Ныоэл, Шоу и Саймон считают творческим вид деятельности по решению специальных задач, которые характеризуются новизной, нетраддционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы. (168).

У Я.А.Пономарева можно найти утверждение о том, что одним из достаточно четких практических критериев подлинного творчества является невозможность моделирования решения таких творческих задач с помощью современных компьютеров, невозможность создания программ машинного моделирования. (160)

Концептуально значимой для нашего исследования являются следующие высказывания СіЦРубинштейна: "Творчество — деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью" , (38, с.54.) "творчество — деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства" (178, с.482).

В современных психологических исследованиях под творчеством понимается конструктивная преобразующая активность, в отличие от адаптивной и деструктивной активности ( Г.СБатищев, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков).

Ими отмечается также тот факт, что деятельность и творчество являются принципиально противоположными формами человеческой активности (18). Авторы подчеркивают, что при этом деятельность осуществляется сознательно (осознаются мотивы, средства и цели), результат ее — продукт деятельности. Субъект же деятельности стремится достичь соответствия результата цели, достижение цели исчерпывает цикл деятельности. Творческому акту, по мнению В.Д.Шадрикова, свойственно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. При этом творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. (225).

Для творческого человека, по мнению ЯАЛономарева, наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое, необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна (159).

Для педагогики особенно важно учитывать тот факт, что творчество, газименительно к конкретному человеку, несомненно проявляется при решении любых проблем человеком любого уровня развития. Все эти акты непосредственно общественной значимости не имеют, но являются значимыми для конкретного индивида, для процесса его развития.

Развитие творческого потенциала личности подростка является проблемой, тесно связанной с другой, более общей — проблемой становления творческой личности.

Практические предпосылки развития творческого потенциала подростка в системе дополнительного образования

Исходя из цели, гипотезы, задач, определенных нами, в данном параграфе рассматриваются применяемые в педагогической практике технологии, в которых развитие творческого потенциала личности является приоритетным. Речь идет, прежде всего о технологиях развивающего обучения.

Функционировавшая до недавнего времени система дополнительного образования, включавшая в себя внеурочные занятая кружков, секций, факультативов, внеклассной воспитательной работы на базе общеобразовательных школ, занятия творческих коллективов Дворцов пионеров и школьников, кружки и секции клубов по месту жительства, дополнительное образование в музыкальных школах, театральных студиях и др. в настоящее время претерпела значительные изменения.

Возникшие в 50-е годы в Челябинске и Магнитогорске клубы юных техников (ЮЮТы), создавались и содержались на средства профсоюзов при заводах и фабриках. В восьмидесятых годах их было более 13 тысяч по стране.

Одной из основных задач таких клубов была начальная подготовка ребят к работе на шефствующем предприятии. Поэтому основными кружками были кружки промышленного моделирования по профилю предприятия. Регулярно на ВДНХ в Москве, областных центрах, городах проводились выставки технического творчества, поддерживаемые центральными, областными и местными советами отраслевых профсоюзов.

Наряду с работой по промышленному моделированию в клубах юных техников велась работа в традиционных направлениях творчества детей: кружки спортивно - технического моделирования (авиамодельные, судомодельные, автомодельные, ракетного моделирования и др.); радиотехнические, фото кружки, кружки в которых изготавливалась главным образом транспортная техника: катера, яхты, автомобили, багги, и др.

Работа клубов юных техников никогда не ограничивалась только направлениями работы, связанными с техникой. Исходя из целей всестороннего развития школьников параллельно с техническими направлениями работы развивались другие. Одним из широко представленных направлений работы КЮТов традиционно было декоративно - прикладное искусство: резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла, стекла, тканей, художественная керамика, изготовление аппликаций, композиций из растений, изготовление игрушек.

В настоящее время в связи с ограниченными возможностями предприятий по финансированию КЮТов значительно ослабла работа по промышленному моделированию, многие КЮТы прекратили свое существование, значительно сократили кружковую работу, переориентировались на другие направления работы с детьми.

На этом этапе большое значение имеет определение ведущих идей и теорий, позволяющих найти место клубам юных техников и другим учреждениям дополнительного образования в структуре образовательных услуг, сложившейся в настоящее время в обществе, исходя из его потребностей.

Анализ работы клубов, станций, домов юных техников г.г. Магнитогорска, Челябинска и Челябинской области г.г. Самары, Донецка позволяет говорить о том, что получившие широкое развитие в клубах юных техников кружки декоративно - прикладного искусства традиционно строятся на основе репродуктивной деятельности подростков. Акцент в работе кружковцев делается на освоении определенной технологии прикладного искусства: резьбы по дереву, шитью, художественной керамики и др. при этом кружковцы в основном копируют действия педагога, внося незначительные изменения в образец.

Большое количество литературы по отдельным видам прикладного искусства, выпускающееся в последнее время, также ориентировано на передачу технологических особенностей отдельных видов прикладного искусства.

Вместе с тем, анализ показал, что отдельные педагоги, осознающие необходимость развития творческого потенциала детей применяют в практической работе задания, приемы, методы ориентированные на такое развитие, однако отсутствие целостного представления о феномене творческого потенциала, его структуре, возможностях диагностики, педагогических условиях, обеспечивающих его развитие не позволяют строить им свою работу системно, целенаправленно и эффективно.

Широкие возможности учреждений дополнительного образования: самостоятельное планирование учебной работы, отсутствие регламентации, возможности индивидуального подхода, работа с малыми группами кружковцев, возможности использования разнообразных материалов, технологий, применяющихся в прикладном искусстве, позволяют использовать их в качестве базы, основы, предметной среды, позволяющей развивать творческий потенциал подростков в процессе работы

Диагностический подход к развщйр творческого потенциала подростка

На основе теоретических положений, рассмотренных в первой главе диссертационного исследования, в данном параграфе раскрыты организационные основы опытно-экспериментальной работы, а именно: — обоснованы принципы опытно-экспериментальной работы; — описаны этапы опытно-экспериментальной работы; — определены критерии развития творческого потенциала учащихся; — описаны основные уровни развития творческого потенциала учащихся;

Теоретические положения исследования проверялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в естественных условиях педагогического процесса клуба юных техников. В педагогическом эксперименте принимали участие кружковцы и руководители кружков Клуба юных техников ОАО "Магнитогорский калибровочный завод". В эксперименте участвовало около 150 учащихся и 5 руководителей кружков. Возраст кружковцев 8-11 лет — младший подростковый возраст.

I этап (1994 - 1995 г.г.) — организационный включал в себя: разработку принципов, содержания, методики проведения экспериментального обучения, определение критериев, показателей, методов диагностики и выявления уровней развития творческого потенциала учащихся. II этап (1995-1996 г.г.) — констатирующий — проведение диагностического исследования развития творческого потенциала учащихся до экспериментального обучения. Проводился на базе КЮТ ОАО "МКЗ" и загородной базы отдыха детей "Уральские зори". На данном этапе был выявлен уровень развития творческого потенциала подростков, начинающих заниматься в кружках клуба, особенности его проявления в процессе практической деятельности.

III этап ( (1997-1999 г.г.) — опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности развития творческого потенциала личности подростков на материале работы кружков декоративно-прикладного искусства в клубе юных техников. На этом этапе проводилось экспериментальное развитие творческого потенциала учащихся на занятиях кружков клуба юных техников ОАО "МКЗ" в содержании и организационных принципах которых реализовывались педагогические условия, определенные для проверки в теоретической части нашего исследования. Выяснялась эффективность определенных педагогических условий в процессе развития творческого потенциала учащихся.

В 12 экспериментальных группах было около 150 кружковцев от 8 до 11 лет, в 9 контрольных группах было около 110 учащихся такого же возраста. В период проведения эксперимента, часть детей перестали посещать кружки по разным причинам, в экспериментальных группах осталось 93 чел., в контрольных — 78 кружковцев.

Основными методами исследования на данном этапе явились: анкетирование и тестирование учащихся, наблюдение за процессом деятельности учащихся в процессе практической работы, изучение продуктов учебной деятельности, методы экспертной оценки и др.

IV этап - аналитическая стадия формирующего эксперимента (1999-2000 учебные годы) был посвящен теоретическому осмыслению и описанию опытно-экспериментальной работы, обобщению, психолого-педагогическому анализу и интерпретации полученных данных, формулированию выводов и определению перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Основными методами исследования на данном этапе явились педагогический анализ, педагогический мониторинг, методы математической статистики в процессе обработки результатов и др.

Задачи, содержание каждого этапа и методы научно - педагогического исследования, которые мы использовали в ходе опытно - экспериментальной работы, представлены в табл. 2.1.

Организация экспериментальной работы по проверке эффективности обучения предполагает применение специальных диагностических методов, позволяющих объективно оценить результаты опытно - экспериментальной работы.

Процессуальные особенности и содержание экспериментальной работы

В данном параграфе рассматривается содержание и ход проведения эксперимента по развитию творческого потенциала личности подростков. В нашем исследовании была сделана попытка реализовать рассмотренные выше принципы развития творческого потенциала личности в области декоративно-прикладного искусства. Это связано, как уже было отмечено, с тем, что данное направление получило в учреждениях дополнительного образования определенное распространение, однако методическое обеспечение такой работы недостаточно.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы проводилось констатирующее обследование с целью определения уровней развития компонентов творческого потенциала подростков.

Контрольный срез проводился в октябре-декабре 1996 г. в экспериментальных и контрольных группах Клуба юных техников ОАО "МКЗ".

По результатам контрольного среза составлялись индивидуальные карты профилей развития творческого потенциала.

Формирующий этап эксперимента носил естественный характер, то есть протекал в реальном учебном процессе клуба юных техников.

Целью экспериментальной работы было проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала личности подростков на занятиях кружков декоративно-прикладного направления в системе дополнительного образования.

В процессе экспериментальной работы решались следующие задачи: — развитие креативности и творческих качеств личности; — развитие мотивации учащихся; — формирование у школьников знаний, умений исследовательской деятельности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность; — формирование у подростков базовых знаний, умений в области декоративно-прикладного искусства; — развитие у школьников способности к созданию и преобразованию системы идеальных эталонов.

В первой главе нами были определены факторы и условия развития творческого потенциала подростков. Рассмотрим подробнее организацию экспериментальной работы, в частности, реализацию принципов и условий на различных этапах экспериментальной работы в содержательном и организационном планах.

Отметим, что одним из концептуальных положений в деятельности кружков было то, что развитие творческого потенциала подростков происходило в специально организованной среде с определенными параметрами. К их числу нами были отнесены такие, как: низкая регламентация поведения учащихся, высокий уровень предметной насыщенности; наличие образцов креативного поведения и педагогическая поддержка детей. Ниже показано как каждый из перечисленных параметров реализовывался нами в экспериментальной работе.

Низкая регламентация поведения учащихся включала в себя формирование независимого, самостоятельного поведения как одного из основных качеств творческой личности.

Реализация возможностей создания в процессе опытно - экспериментальной работы низкорегламентированной среды на занятиях подростков в кружках показана нами в табл. 2.6.

Практика показала, что свободная запись в кружок, его свободное посещение детьми, когда исключены какие-либо меры по ограничению их участия в работе по каким-либо причинам (непосещаемость, неуспеваемость в школе и др.) позволяют создавать условия свободного выбора направления творческой деятельности подростка.

Определяя содержание и управленческие процедуры опытно-экспериментальной работы, мы исходили из того, что на практике, как правило, при комплектовании кружков у нас отсутствовала дифференциация по возрастному признаку, т.е. в них могли заниматься подростки любого возраста. Более того, мы обеспечивали возможность индивидуальной работы с ними и свободный выбора ими комфортного возрастного окружения. При этом мы учитывали, что у каждого подростка свой индивидуальный темп развития, т.е. он может опережать или отставать от среднего уровня. Свободный выбор доступного и наиболее приемлемого темпа работы школьника способствовал постепенному накоплению потенциала его готовности к определенной деятельности творческого характера.

Особое внимание нами уделялось созданию условий для развития коммуникативных качеств личности подростка. Для этого на занятиях активно стимулировалось свободное общение кружковцев с руководителем, другими работниками клуба, детьми. Достигалось это с помощью таких процедур как: вовлечение кружковцев в беседы и обсуждения вопросов работы кружка, организации выставок, подготовки к соревнованиям, обсуждение тематики творческих работ; стимулирование самовыражения подростков с помощью заданий с элементами соревновательности; включение подростков в деятельность по подготовке и проведению праздников, выставок; включение подростка в совместную с руководителем кружка творческую деятельность, что позволяло ему почувствовать свою значимость и вес, свой реальный вклад в эту работу, найти признание окружающих, произвести самооценку.

Большое внимание в работе уделялось стимулированию раскрепощенности детей, что необходимо для снятия барьеров в общении. В ходе этого процесса создавались условия для признания и педагогической поддержки каждого ребенка. Положительные качества каждого подростка, поддерживались индивидуальные особенности, позволяющие достичь определенных успехов в той или иной работе. Большую помощь в этом процессе оказывали сотрудничество, совместная работа над творческими заданиями с руководителем кружка или другими кружковцами.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования