Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Вачьянц Анаида Михайловна

Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе
<
Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вачьянц Анаида Михайловна. Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 211 c. РГБ ОД, 61:04-13/352-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы творческого сотрудничества на уроках МХК в средней школе 16

1.1. Психолого-педагогические предпосылки творческого сотрудничества в обучении подростков 16

1.1.1. Возрастной и личностный подходы в выборе творческого сотрудничества 16

1.1.2. Определение творческого сотрудничества и его многоплановый характер 27

1.1.3. Динамика ролей учителя и учащихся в процессе творческого сотрудничества 39

1.2. Особенности творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры 45

1.2.1. Проблематизация культуры как главный механизм творческого освоения культуры подростками ... 45

1.2.2. Концептуальная сущность творческого сотрудничества на уроках МХК 53

А 1.2.3. Организация обучения подростков в малых базовых группах 61

Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности педагогических условий творческого сотрудничества в процессе работы по авторским учебным пособиям 75

2.1. Разработка и внедрение авторской программы и комплекта учебных пособий по мировой художественной культуре для средней общеобразовательной школы 75

2.1.1. Принципы построения и содержание программы .75

2.1.2. Многовариантность творческого сотрудничества в процессе работы по учебным пособиям 88

2.1.3. Этапы обучения и типология творческих '% заданий для малых базовых групп 94

2.2. Анализ результатов практической апробации творческого сотрудничества в процессе работы по авторским пособиям 103

2.2.1. Единство и многообразие форм творческого сотрудничества 103

2.2.2. Методы и приемы организации творческого сотрудничества 115

2.2.3. Организация работы экспериментальной площадки; многовекторность творческого сотрудничества как показатель личностного развития подростков . . 127

Заключение 134

Литература 141

Приложения 170

Введение к работе

Характер развития общества в XXI веке с увеличением информационных "потоков, узкой специализацией и дифференциацией знаний сделали одним из приоритетных направлений современной школы гуманизацию и гуманитаризацию образования.

В системе гуманитарных дисциплин школы важным звеном, содержащим в своем предмете фундаментальные истины человеческого существования, основы духовности и исторический опыт является интегрированный курс «Мировая художественная культура» (МХК). Этот предмет был введен Министерством Просвещения РСФСР с 198 6 года в учебные планы средней общеобразовательной школы, но в его преподавании пока еще не сложились устойчивые традиции.

Сегодня уже никто не оспаривает необходимость предмета МХК, который не только дает сумму знаний, но и оказывает нравственное влияние, воспитывает в детях доброту и толерантность, позволяет им, изучая прошлое, понять настоящее и спрогнозировать будущее. Школьных педагогов, ведущих этот предмет, сегодня волнуют ряд проблем: отдать предпочтение художественному просвещению как основе воспитания или формированию активной, творческой личности; спонтанному детскому творчеству или целенаправленному руководству художественным образованием детей; освоению отдельных видов искусства или комплексному их соединению. Проблематичны, в частности, методики и технологии художественной педагогики, наиболее

оптимальные для подростков, а также «инструменты» их взаимодействия с художественной культурой.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между активным стремлением подростков к общению и творческой деятельности и необеспеченностью этого стремления в преподавании большинства дисциплин в средней школе, а также необходимостью теоретического осмысления и научного обобщения многолетнего опыта преподавания ИЗО и МХК в средней школе и выработки педагогической стратегии; в выпуске и внедрении в широкую педагогическую практику экспериментальных учебно-методических пособий по МХК и необходимости анализа работы по ним учителей московских школ.

Особую значимость приобретает изучение базового курса МХК в столичных школах. Учитывая особенность Москвы как мирового культурного центра и огромного многонационального мегаполиса с поликультурной спецификой, актуальность изучения МХК в московских школах возрастает в двойне.

Это позволяет предположить, что вопросы как преподавать МХК подросткам, каковы содержательные приоритеты этого процесса, его направленность, принципы, формы остаются открытыми.

На устранение этого противоречия и теоретическое обоснование выбора творческого сотрудничества как ведущего педагогического принципа обучения подростков на уроках МХК в средней общеобразовательной школе и направлено наше усилие в рамках курса МХК.

5 Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Обобщенный ракурс исследования сформировался по мере изучения литературы. Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема выявления педагогических условий художественного образования подростков привлекала многих исследователей.

Значимыми для нашего исследования являются
положения трудов классиков философии, гуманной
педагогики, психологии: К.Н.Вентцеля,

В.В.Зеньковского, Я.Корчака, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Френе, Э.Фромма, С.Т.Шацкого и других.

Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста раскрыли в своих трудах П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Д.А.Фабер, Д.И.Фельдштейн, З.Фрейд, С.Холл, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и другие. Вопросы физиологии и трудностей подросткового периода поднимались в работах А.С.Арсеньева, С.А.Беличевой, А.И.Кочетова, А.Г.Хрипковой, Ю.П.Щекочихина, Д.Б.Эльконина. Проблемы индивидуализации обучения отражены в трудах Е.В.Бондаревской, А.В.Мудрика, И.Э.Унт и других авторов.

Современные философские и психолого-педагогические основы отечественного художественно-эстетического воспитания и образования школьников заложены В.С.Библером, Е.А.Бодиной, Ю.Б.Боревым,

Д.Б.Кабалевским, Н.М.Конышевой, Б.Т.Лихачевым, Д.С.Лихачевым, А.А.Мелик-Пашаевым, Б.М.Неменским, Л.Г.Савенковой, Н.Н.Фоминой, Ю.У.Фохт-Бабушкиным, Г.И.Щукиной, Б.П.Юсовым, П.М.Якобсоном и другими.

Проблемы теории и практики преподавания мировой художественной культуры в общеобразовательной школе нашли отражение в трудах М.А.Гузик, А.В.Копыловой, А.Н.Малюкова, Л.М.Предтеченской, Ю.П.Солодовникова, М.А.Фоминовой, И.А.Химик и других.

Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения, формирования творческой активности и самостоятельности личности, единства обучения и творчества рассматривались в работах В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Е.С.Громова, В.В.Дрозиной, А.А.Кирсанова, Л.И.Кошелевой, В.А.Левина, Л.П.Печко, В.Д.Путилина, М.Н.Скаткина, Т.И.Суховой, Е.М.Торшиловой, П.М.Якобсон и других авторов.

Для нашей работы имели значения исследования
ученых, которые занимались теорией и практикой
формирования ученического коллектива и организацией
общения и сотрудничества в нем, а также творческого
взаимодействия учителя и учащихся: Г.М.Андреевой,
А.А.Бодалева, В.К.Дьяченко, А.П.Ершовой, И.П.Иванова,
Е.Н.Ильина, М.С.Каган, В.А.Кан-Калика,

В.А.Караковского, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, А.В.Мудрика, А.А.Мурашова, З.С.Смелковой, О.Л.Черновой и других.

Основные идеи педагогики сотрудничества нашли отражение в трудах отечественных педагогов-новаторов: Ш.А.Амонашвили И.П.Иванова, Е.Н.Ильина, В.А.Караковского, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова, М.Н.Щетинина. Среди работ современных зарубежных авторов наибольший интерес представляют исследования Д.Джонсон, Р.Джонсон, Р.Славина.

Анализ научных источников и практической работы учителей школ подтвердили не только активизацию внимания к проблеме художественного образования, но и недостаточную разработанность выбранного нами исследовательского направления.

Налицо обострение противоречия между активным стремлением подростков к общению и творческой деятельности, с одной стороны, и необеспеченностью этого стремления в преподавании большинства дисциплин в общеобразовательной школе - с другой. На устранение этого противоречия и теоретическое обоснование творческого сотрудничества как ведущего педагогического принципа в обучении подростков и направлено наше исследование.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий творческого сотрудничества на уроках МХК и их практическая апробация в процессе работы по авторским учебным пособиям, разработке содержания и форм преподавания МХК в средней общеобразовательной школе, стимулирующих и развивающих творческое сотрудничество как важнейшее прогностически значимое личностное качество.

Исследование, результатом которого явилась разработка системы вариативного художественного образования, основанного на творческом сотрудничестве, и выпуск комплекта учебно-методических пособий по данному курсу для средней школы, является частным случаем поиска в данной области и требует серьезного теоретического осмысления.

Определение проблемы и ее актуальности позволило сформулировать тему исследования: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МХК В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Объектом исследования является творческое сотрудничество на уроках МХК в средней школе.

Предмет исследования — педагогические условия творческого сотрудничества в процессе изучения подростками курса МХК в 5-9 классах.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация педагогических условий творческого сотрудничества, обеспечивающего развитие личности подростка.

Гипотеза исследования основана на предположении, что творческое сотрудничество на уроках МХК в 5-9 классах будет целесообразным, если:

деятельность подростков, учителя, а также родителей

и других учителей будет носить многоплановый,

многовариантный, многовекторный характер, а главным

механизмом культуроосвоения станет проблематизация

культуры;

будет обеспечена динамика позиций учителя и учащихся при постепенной передаче инициативы детям, смещении педагогического акцента с изучения МХК на творческое проявление самих подростков и создании на уроках атмосферы радости, взаимного доверия и устремленности к успеху;

изучение МХК будет происходить в индивидуально-групповой форме обучения с опорой на малые базовые группы;

главными критериями оценки художественного образования и личностного развития подростков станут формирование их культуропостигающего единства, результативность, позитивность взаимодействия и психическое здоровье.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) теоретически обосновать творческое
сотрудничество как ведущий принцип обучения подростков
на уроках МХК, дать его определение и характеристику;

2) выявить особенности творческого сотрудничества
на уроках МХК в средней общеобразовательной школе;

3) разработать и апробировать принципы, содержание,
формы и методы организации творческого сотрудничества
в процессе работы по авторской программе и учебным
пособиям для средней школы;

4) проанализировать результативность разработанных
педагогических условий творческого сотрудничества и

качественные показатели личностного развития подростков в процессе обучения по авторским пособиям.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи целостности культуры и ее проблематизации в процессе обучения; единства теории и практики культуроосвоения; диалога культур; концепции целостного развития личности ребенка, адекватного содержанию и формам педагогического процесса; педагогики сотрудничества; творческой организации педагогического процесса как условия его эффективности; основополагающие постулаты отечественной педагогики искусства: приоритет творческого процесса над результатом, социализация и развитие личности в процессе постижения искусства.

Методы исследования:

изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования;

осмысление личного опыта работы и опыта педагогов-новаторов;

педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, проведение «срезовых» работ;

анализ результатов творческой деятельности подростков на уроках МХК;

обобщение педагогического опыта учителей Юго-Западного и других округов города Москвы, работающих по авторской программе и учебным пособиям;

опытно-экспериментальная работа в реальных условиях учебного процесса в 5-9 классах в школе №1205 г. Москвы.

Эксперимент продолжался с 1992 по 2003 год. Его результаты обсуждались на педагогических советах Юго-Западного ОМЦ; семинарах, научно-практических конференциях в МГПУ, в процессе занятий с учителями МХК г. Москвы на ФПК МГПУ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке новой педагогической стратегии обучения на уроках МХК в средней школе, заключающейся в опоре на творческое сотрудничество как ведущий педагогический принцип совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

В рамках разработанной стратегии: а проведен теоретический анализ творческого сотрудничества, дано его определение и характеристика как многопланового {учитель-ученик, ученик-ученики, учитель-родители, учитель-другие учителя), многовариантного (динамичность содержания и форм обучения) и многовекторного (направленность на формирование новых личностных качеств подростка) процесса; а определены принципы, содержание и формы творческого сотрудничества в процессе работы по авторской программе курса МХК и учебным пособиям для средней школы, где главным механизмом культуроосвоения является проблематизация культуры;

а выявлена динамика ролей учителя и учащихся в процессе творческого сотрудничества при постепенной передаче инициативы детям; а определены этапы и методы организации творческого сотрудничества учителя и учащихся, дана типология творческих заданий для активизации сотруднической деятельности подростков на уроках МХК; а обоснована целесообразность опоры на малые базовые группы подростков, работа в которых способствует формированию временного, пространственного и деятельностного культуропостигающего единства учащихся; даны показатели их личностного развития. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в создании авторской программы и комплекта учебных пособий, которые успешно внедрены в общеобразовательный процесс средней школы; в обеспечении учителей МХК научно-практическими рекомендациями, конкретизирующими педагогические условия творческого сотрудничества на уроках МХК в средней школе (в их числе принципы, содержание и формы, этапы и методы организации творческого сотрудничества).

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью разработанных теоретических положений; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, предмету, цели и задачам; эффективностью внедрения в практику работы московских

школ; личным опытом работы исследователя с учащимися средней школы и учителями МХК г. Москвы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений автора на научно-практических конференциях в Московском городском педагогическом университете: «Проблемы изучения истории культуры и искусства в педагогическом колледже и вузе» (1999 г.), «Новое в содержании и методике преподавания МХК в общеобразовательной школе и педколледже» (2000 г.); в Доме учителя на фестивале «Московский педагогический марафон учебных предметов» (2002 г.); на факультете повышения квалификации в Московском городском педагогическом университете: «Проблемы преподавания МХК в школе» (2000 г.), «Особенности изучения МХК по авторским пособиям» (2002 г.); на курсах Московского института повышения квалификации работников образования (1995 - 1999 гг.) и семинарах в Окружном методическом центре Юго-Западного округа г. Москвы: «Содержание и формы творческого сотрудничества в процессе работы по авторской программе и учебным пособиям» (2002 г.) Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Московского городского педагогического университета (1999-2002 гг.) и изложены в 23 публикациях автора по теме диссертации.

Практическое внедрение. Результаты проведенной экспериментальной работы внедрены в практику преподавания МХК в школах г. Москвы.

База исследования. Исследование проходило на базе школ №№ 1205, 3, 20, 28, 53, 524, 531, 533, 535, 569, 584, 626, 930, 1020, 1071, 1107, 1108, 1265, 1405, 1532, 1863 Юго-Западного округа г. Москвы.

Исследование проходило с 1992 по 2003 гг. в реальных условиях учебного процесса в 5-9 классах школы № 1205 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1992 - 1995 гг.) осуществлялись историко-теоретическии анализ современного состояния проблемы, накопление материала, изучение и анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по теме, определение проблемы исследования в теории и педагогической практике. Это позволило сформулировать проблему, цель, задачи, гипотезу исследования.

На втором этапе (1996 - 2000 гг.) была разработана авторская программа и изданы учебные пособия по МХК для средней школы, на базе которых осуществлялся эксперимент, направленный на решение задач исследования и проверку основых положений выдвинутой гипотезы.

На третьем этапе (2001 - 2003 гг.) была произведена обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, их теоретическая интерпретация, апробация и оформление кандидатской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение понятия «творческое сотрудничество»: процесс и результат креативной совместной деятельности всех участников педагогического процесса,

направленного на сближение позиций учителя и учащихся с постепенной передачей инициативы детям. Творческое сотрудничество способствует созданию на уроках атмосферы радости, взаимного доверия, устремленности к успеху; активному формированию личности подростка и одновременно - профессиональному росту учителя.

2. Характеристика творческого сотрудничества как
многопланового (учитель - ученик, ученик - ученики,
учитель - родители, учитель - другие учителя),
многовариантного (динамичность содержания и форм
обучения) и многовекторного (направленность на
формирование новых личностных качеств подростка)
процесса.

  1. Наиболее целесообразным коллективом для эффективной организации ТС на уроках МХК является малая базовая группа (4-6 человек), которую мы определяем как оптимальный по количеству и составу коллектив подростков, объединенных решением общей задачи творческого характера. Работа в малой базовой группе способствует, с одной стороны, личностной реализации подростков, а с другой - формированию их культуропостигающего единства.

  2. Авторская модель содержания и учебно-методического обеспечения творческого сотрудничества

(принципы, методы, формы, этапы творческого сотрудничества) воплощена в программе и комплекте учебных пособий по МХК для средней школы, где основным механизмом культуроосвоения является проблематизация культуры.

Психолого-педагогические предпосылки творческого сотрудничества в обучении подростков

В современных условиях развития и формирования образовательной системы в России творческое сотрудничество учащихся, педагога и учащихся, педагога и родителей, всех членов педагогического коллектива школы становится важным фактором повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, всестороннего развития их личности.

В центре нашего внимания - творческое сотрудничество в процессе художественного обучения подростков, пути его организации и оптимизации. Квалифицированное педагогическое решение этой проблемы требует учета ряда обстоятельств и особенностей, характеризующих школьников-подростков, с одной стороны, и учебно-воспитательный процесс в средней школе - с другой.

Одной из таких особенностей является природосообразность воспитания и обучения. Любое обучение человека - это искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Это искусство большей частью основывается на соразмерности и гармонии впечатлений, которые должны быть восприняты ребенком с определенным уровнем развития его личности.

В соответствии с принципом природосообразности важно принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Поэтому при выборе педагогических условий обучения и воспитания подростков необходимо опираться на возрастной и личностный подходы.

Учет возрастных особенностей ребенка является одним из основополагающих принципов педагогики. По словам Я.А. Коменского, «все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» (113, с.329). В психолого-педагогической и медицинской науке выделены ряд возрастных периодов в развитии человека, каждый из которых отличается определенными закономерностями психофизического и духовного развития. Подростковый, или среднешкольный возраст, определяется в психологии и педагогике в границах 10 - 15 лет и является, по мнению большинства исследователей, особо сложным, критическим этапом в становлении личности школьника. Этот переходный от детства к юности период отличается бурно протекающей в организме физиологической и психологической перестройкой, серьезными качественными изменениями, происходящими скачкообразно и в очень короткий срок.

Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается, по мысли Л.С.Выготского, в возникновении новообразований, которые позволяют подняться человеку на более высокую стадию развития (50). Наиболее важными из них являются следующие: повышенный интерес к собственной личности; стремление к самостоятельности и независимости; обострение чувства собственного достоинства и самолюбия, потребность в уважении своих прав со стороны взрослых; расширение круга познавательных интересов, возрастание любознательности, любопытства; дифференцированность, избирательность интересов учащихся и индивидуальное формирование потенциальных возможностей каждого подростка; интеллектуализация мыслительной деятельности (при этом мыслительное развитие опережает практическое); критичность мышления, склонность к спорам и возражениям; кризис художественных интересов (у большинства подростков это выражается в спаде интереса к изобразительной деятельности); ослабление спонтанного творчества; активизация деятельности по самообразованию, самопознанию и саморазвитию и поиску идеала; возрастание общительности и контактности, общение со сверстниками превращается в необходимую сферу жизни; возрастание потребности в активной творческой деятельности.

Особенности творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры

Одной из актуальных проблем современной педагогики является поиск оптимальных педагогических условий реализации культуросообразной модели художественного образования и воспитания подростков.

Принцип культуросообразности художественного образования подразумевает не только включение в образовательное содержание базовых культурных ценностей, максимальное использование в педагогическом процессе отечественной культуры и диалога культур, но и воспитание Человека Культуры, формирование личностной культуры обучаемых и профессиональный рост обучающего.

Личностная культура характеризуется уровнем развития и реализации способностей и дарований человека; совокупностью его компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, понимать различие между представителями разных культур, языков и религий, уважительно относиться к своим и чужим традициям; а также желанием и умением повышать свой профессиональный уровень.

Для реализации принципа культуросообразности в художественном образовании подростков, формировании их личностной культуры и профессионального роста учителя необходимо создать оптимальные условия для развития базовых способностей каждой личности. Одним из таких условий является проектирование ведущего принципа обучения подростков на уроках МХК, использующего оптимальную форму взаимодействия между педагогом и обучающимися, в результате которой будет происходить творческое освоение общечеловеческой культуры.

Творческий процесс освоения детьми культуры, способствующий развитию воображения, творчества, мышления возможен лишь при межличностном понимании и сотрудничестве между педагогом, учащимися и их родителями. В результате их совместных усилий содержание художественного опыта человечества превращается в «систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка и взрослого» (245, с.З).

Введение подростков в мир художественной культуры чрез систему открытых проблем в процессе «проблематизации различных компонентов социокультурного пространства (познавательного, эстетического, двигательного, коммуникативного и др.)» (там же, с. 5) становится главным механизмом культуроосвоения. Подобная проблематизации культуры, определяемая как «особое действие взрослого и ребенка по приданию формы незавершенности, неопределенности различным компонентам социокультурного опыта» (там же), наиболее соответствует принципу культуросообразности художественного образования в его современном звучании.

В ходе художественного обучения подростков процесс проблематизации культуры наиболее эффективен, если взаимодействие между учителем, учащимися и их родителями носит характер творческого сотрудничества. Поэтому на уроках МХК в средней школе многоплановое творческое сотрудничество может стать тем ведущим принципом работы и необходимым условием творческого освоения культуры, который, соответствуя принципу культуросообразности художественного образования и воспитания, через систему открытых проблем способствует развитию базовых способностей и формированию личностной культуры подростков.

Сегодня всем очевидна важность и необходимость в школе предмета «МХК», в преподавании которого пока, к сожалению, еще не сложились устойчивые традиции. Поэтому вопрос о том, как преподавать его подросткам, остается открытым. Актуальность проблемы заключается в проектировании эффективных педагогических условий, выборе содержания и форм культуросообразного художественного обучения и воспитания подростков на уроках МХК, в рамках которых педагогический процесс получит оптимальные возможности.

Причины переосмысления процесса организации и проведения занятий с подростками на уроках МХК и поиск оптимальной культуросообразной модели художественного образования основываются на особенностях этого курса и сложившихся сегодня условиях его преподавания.

Разработка и внедрение авторской программы и комплекта учебных пособий по мировой художественной культуре для средней общеобразовательной школы

Необходимость решения ряда современных проблем общеобразовательной школы, выраженных в недооценке роли художественного образования и художественной культуры как важного фактора развития общества; культурном нигилизме и агрессивности некоторой части подростков; слабой материально-технической базе и кадровой обеспеченности художественного образования, связана с постановкой адекватных целей и задач преподавания МХК в средней школе.

Основная цель курса «Мировая художественная культура» определяется в программе общеобразовательной школы, как «формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития» (216, с.З). Вместе с этим, главная цель курса видится в формировании духовного мира школьника, его нравственности и эстетической воспитанности в особо ответственный период взросления; в воспитании Человека Культуры и повышении общего уровня значимости культуры и искусства в жизни подростков.

Максимальная реализация главной цели курса «МХК» возможна, как было показано, в результате многопланового творческого сотрудничества между учителем, учащимися, родителями и другими учителями в процессе творческого освоения комплекса различных искусств.

Исходя из основной цели, творческое сотрудничество как ведущий педагогический принцип преподавания курса «Мировая художественная культура» в средней общеобразовательной школе призвано обеспечить образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

К образовательным задачам относятся накопление опыта путем приобщения подростков к ценностям художественной культуры; «выявление исторической логики развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрытие его закономерностей, показ основных этапов и периодов становления системы художественно-образного видения мира в различные эпохи у различных народов мира» (216, с. 3) .

Развивающие задачи видятся в культуроосвоении как «источнике творческого роста в развивающемся обществе» (245, с.З) и включают в себя формирование, развитие и совершенствование художественного вкуса, способности восприятия и понимания искусства, памяти, мышления, воображения, креативных способностей и «культуротворческого потенциала» (там же) в процессе живого творческого общения подростков между собой и с произведениями мирового искусства.

Воспитательные задачи заключаются в обогащении духовного мира подростков, приобщении их к общечеловеческим ценностям, формировании социальных навыков, стимуляции интереса к искусству и стремлении к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

Учет современных проблем художественного образования и осуществление вышеперечисленных целей и задач привели нас к необходимости создания программы, основанной на творческом сотрудничестве как ведущем педагогическом принципе обучения на уроках МХК.

Существующие программы и методические пособия по курсу МХК в современной литературе (194, с. 348 - 362) разделены, в зависимости от базового подхода авторов программ, на четыре неравные группы, декларирующие определенную направленность: искусствоведческую

(Л.М.Предтеченская и Л.В.Пешикова; И.А.Химик; Д.М.Зарецкая и В.В.Смирнова; К.Н.Гоголев; А.Н.Малюков; Т.Л.Голубева; Л.Г.Емохонова и др.), краеведческую

(Л.Н.Махинько; Е.Е.Пронина; Е.К.Рыкова; С.Н.Скоринов и Н.Н.Попова и др.)/ гуманистическо-философскую

(Е.И.Бутурлина, Н.И.Элиасберг и др.), интегративную на полихудожественной основе (Б.П.Юсов; Л.Г.Савенкова; Н.М.Сокольникова, Т.И.Бакланова, В.В.Степакова, Т.Я.Шпикалова и др.).

Анализ результатов практической апробации творческого сотрудничества в процессе

Эффективность процесса обучения художественной культуре, развитие сознательного и заинтересованного отношения подростков к любой деятельности достигается благодаря разнообразию форм творческого сотрудничества, выстроенных с максимальным привлечением различных видов художественной деятельности, направленной на развитие личностных качеств подростка. Кроме того, вариативность форм творческого сотрудничества позволяет каждому учителю максимально использовать свой творческий потенциал в выборе и создании своих моделей творческого сотрудничества, находя нетрадиционные методы в структуре организации и проведения уроков.

В процессе опытно-экспериментальной работы по авторским пособиям «Вариации прекрасного» были выявлены различные формы творческого сотрудничества учителя, родителей и подростков, обучающихся в малых базовых группах.

Подчеркнем, что сложившиеся формы творческого сотрудничества тесно взаимосвязаны с разработанной нами типологией заданий, описанной в первом параграфе настоящей главы. Заметим, однако, что в рамках разработанной типологии формы творческого сотрудничества отличаются значительной вариативностью, разнообразием и динамичностью, то есть могут постоянно обновляться и совершенствоваться в соответствии с актуальными задачами на каждом из этапов работы.

Разработанная программа и учебные пособия получили широкое применение в московских школах, что делает результаты апробации более репрезентативными. Вариативный характер авторских учебных материалов позволил значительно разнообразить и обновить содержание и особенно форму работы с подростками на уроках МХК. В частности, в результате практической апробации творческого сотрудничества в процессе работы по авторским учебным пособиям в нашей и других московских школах обозначились следующие формы творческого сотрудничества.

1. Подборка информации и материалов к уроку с использованием литературы и новейших компьютерных средств.

Эта форма творческого сотрудничества предполагает поиск материала в виде изобразительных, музыкальных и литературных источников. Например, каждый раздел начинается со стихов, соответствующих, по мнению учителя и учащихся, данной эпохе, а в конце глав представлены литературные первоисточники и отрывки искусствоведческих статей. В процессе творческого сотрудничества происходит также приобретение или запись с помощью родителей обучающе-развивающих программ на аудио- и видеокассетах и CD-ROM дисках по различным темам: «Семь чудес света», «Исчезнувшая Атлантида», «Восьмое чудо света», «Художественные музеи России», «Эрмитаж», «Шедевры русской живописи», «Шедевры архитектуры», «Музыка эпохи Возрождения», «Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX вв.» и т.д.

2. Самостоятельная индивидуальная и коллективная проработка и структурирование материала.

Самостоятельная проработка материала происходит в процессе обобщения, структурирования информации по новой теме и составления опорных схем, конспектов, таблиц. Например, дети составляют и заполняют таблицу классификации памятников искусства по историческим эпохам и видам искусства при изучении архитектуры Древнего Египта (см. Приложение 8). Как правило, такие формы занятий выполняются детьми совместно в группе или индивидуально дома и позволяют весь материал как бы разложить «по полкам» и лучше запомнить его.

3. Коллекционирование репродукций, открыток, марок с изображением любимых произведений искусства.

Похожие диссертации на Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе