Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Батыршина Гульнара Ибрагимовна

Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки
<
Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Батыршина Гульнара Ибрагимовна. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 197 c. РГБ ОД, 61:03-13/768-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ 16

1.1. Творческая самореализация личности как предмет междисциплинарного исследования 16

1.2. Характеристика творческой самореализации будущего учителя музыки 41

1.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе 72

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ 93

2.1. Результаты констатирующего этапа исследования творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки 93

2.2. Технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе 107

2.3. Оценка эффективности реализации педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

БИБЛИОГРАФИЯ 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 171

Введение к работе

Актуальность исследования. Гуманистическая направленность развития современной отечественной педагогики, намеченная в "Законе об образовании" (1996), связанная с коренными изменениями в общественной жизни и сфокусировавшая внимание на личностно-творческой направленности педагогического процесса, обусловила потребность в качественном обновлении содержания образования во всех его звеньях. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий, смена стиля взаимодействия участников педагогического процесса и другие нововведения, с одной стороны, значительно повысили уровень требований к профессиональным качествам учителя, а с другой стороны, предоставили ему большую свободу проявления своей индивидуальности, осуществления творческой самореализации личности.

Однако в массовой школьной практике лишь для небольшого числа учителей профессиональная деятельность является сферой творческой самореализации. Многие учителя не готовы к творческой, инновационной деятельности, не ощущают себя активными субъектами педагогического процесса, не стремятся к реализации своего личностного и творческого потенциала во всех видах профессиональной деятельности.

Потребность в активных педагогических кадрах, способствующих интенсивному творческому развитию учащихся, ощущается в области музыкального образования особенно остро. Музыкальная культура в целом сейчас находится в ситуации невостребованности, а музыкальная жизнь переживает свою ценностную "переоценку" и характеризуется такими явлениями, как шквал низкосортной музыкальной продукции, активное развитие молодежных субкультур, "потребительство" в отношении к серьезной музыке, неразвитость музыкального вкуса у взрослого населения, потеря авторитета музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. Студенты -будущие учителя музыки - в процессе обучения в большинстве своем харак теризуются низкой учебно-профессиональной активностью, узостью интересов (зачастую, к лишь к музыкальному исполнительству), неразвитостью самообразовательных и рефлексивных навыков, творческой пассивностью и несамостоятельностью. Как следствие, богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал музыкального искусства полностью не актуализируется в школьной действительности. Организация учителем музыки активной, личностно-значимой для школьников музыкальной деятельности, позволяющей постигать ценностную информацию, содержащуюся в музыке, зачастую подменяется формальным изучением "основ" теоретического музыкознания, ограничивается разучиванием песенного программного репертуара, что, в конечном счете, отдаляет детей от живого, эмоционального общения с музыкой и посредством музыки.

Можно предположить, что основной причиной кризисного положения культуры и музыкального образования является социально-экономическая нестабильность в стране и как следствие, отсутствие профессиональной активности деятелей искусства и социокультурной сферы, учителей музыки и студентов. Однако фактором, не менее значимым в данной ситуации является неразрешенность в области профессионального музыкально-педагогического образования ряда актуальных проблем теоретического и организационно-практического характера, касающихся, в частности: методологии и методов музыкальной педагогики как науки; преемственности в работе системы непрерывного музыкально-педагогического образования; организации профессионального воспитания (не секрет, что среди музыкантов-специалистов укоренился взгляд на профессию школьного учителя музыки как на второстепенную по сравнению с профессиями музыканта-исполнителя, музыковеда или дирижера); использования достижений педагогической инноватики в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в вузе и др.

Таким образом, поставленная обществом, искусством и общеобразовательной школой перед системой высшего музыкально-педагогического образования задача актуализирует создание условий для творческой самореали зации будущего учителя музыки уже в процессе обучения в вузе, поиски

личностно и профессионально ориентированных педагогических технологий с целью формирования высокоразвитых творчески активных учителей музыки, готовых к творческому самораскрытию в профессиональной деятельности.

Обновление системы вузовского образования в русле его гуманизации, начавшееся в девяностых годах, ведется средствами гуманитаризации содержания образования, создания гуманитарной среды вуза, реализации деятельностного, коммуникативно-диалогического, культурологического, аксиологического, индивидуально-творческого, личностно-ориентированного, синергетического и других подходов в обучении. Накоплен богатый практический опыт в использовании проблемных, активных, дифференцированных и других методов в учебном процессе высшей школы, направленных на творческое и личностное развитие будущего профессионала.

Поиски путей усовершенствования содержания музыкально-педагогического образования с целью подготовки учителя музыки как просветителя широкого гуманитарного профиля, создания системы фундаментального развития его личности во всем богатстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих качеств ведутся в рамках разработки методологических основ музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, В.А.Школяр и др.); реализации идей культурологического (Л.А.Рапацкая, Н.Б.Волчегурская и др.), синергетического (Л.М.Масол и др.), текстологического (Б.Д.Критский и др.) подходов, концепции самоорганизации (А.С.Петелин и др.) и других инновационных теорий музыкальной педагогики с учетом традиционных методов индивидуально-творческого, личностно-ориентированного обучения, что закладывает основу для построения системы музыкально-педагогического образования, отвечающей современным общественным требованиям и максимально направленной на творческую самореализацию учителя музыки в профессиональной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Гуманитарные науки имеют давний и плодотворный опыт разработки проблемы самореализации личности.

Социально-философский аспект рассмотрения категории самореализации личности представлен в трудах и диссертационных работах А.Х.Амирасланова, Л.И.Антроповой, Е.Ю.Ароновой, Т.А.Ветошкиной, Е.А.Иваненко, А.А.Идинова, Л.Н.Когана, Н.Л.Кулика, Н.М.Михайлова, М.А.Недашковской, Н.И.Полубабкиной, Г.К.Чернявской, Н.И.Шаталовой и

др.

Психологическому исследованию самореализации личности и близким ей процессам самопознания, самосознания, саморегуляции, самоактуализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, Д.А.Леонтьева, А.Маслоу, Ю.А.Миславского, В.А.Петровского, К.Роджерса,

С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сафина, И.Н.Семенова, В.И.Слободчикова, С.Ю.Степанова, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др.

Исследованию данной проблематики относительно личности учителя (в т.ч. педагога-музыканта) посвящены диссертации Е.В.Андриенко, Д.Ю.Ануфриевой, В.Б.Арюткина, А.И.Бурениной, И.В.Вачкова, В.Г.Горяева, Е.И.Горячевой, И.В.Золотухиной, Т.Ф.Масловой, И.Г.Осадчевой, Б.В.Рыковой, М.И.Ситниковой, С.Н.Усовой, С.И.Филимоновой и др.

Аспекты педагогического труда, творчества, инноватики, а также профессионального педагогического образования в русле гуманистической парадигмы рассмотрены в работах В.И.Андреева, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Р.А.Валеевой, Д.В.Вилькеева, В.И.Загвязинского, Г.С.Закирова, Е.М.Ибрагимовой, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, И.Б.Котовой, Б.Б.Коссова, С.В.Кульневич, К.М.Левитана, Л.М.Митиной, З.Г.Нигматова, Е.И.Рогова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др.

Деятельность учителя музыки, вопросы его профессиональной подготовки освещены в трудах Э.Б.Абдуллина, В.В.Алеева, Ю.Б.Алиева,

О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма,

В.В.Медушевского, В.И.Муцмахера, Н.А.Терентьевой, Л.А.Рапацкой, Э.К.Туркиной, Г.М.Цыпина, В.Л.Яконюка, а также в ряде диссертационных исследований.

Вузовская педагогика и психология, современные технологии профессионального образования описаны В.И.Андреевым, С.И.Архангельским, Б.А. и С.Б.Бенедиктовыми, В.П.Беспалько, Е.М.Бобровой, А.А.Вербицким, И.В.Галактионовой, К.М.Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко,

Л.А.Кандыбовичем, А.А.Кирсановым, М.В.Клариным, Б.Б.Коссовым, З.С.Левчуком, М.И.Махмутовым, В.Н.Соколовым, И.А.Шаршовым, Ф.Янушкевичем и др.

Об актуальности данной проблематики говорит развитие научного направления - акмеологии, объектом изучения которого является "... человек в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, в том числе в образовании, самостоятельной профессиональной деятельности, системе повышения квалификации" [94].

Но, несмотря на богатый опыт науки в плане исследования проблемы самореализации личности, в современных педагогических концепциях эта идея лишь декларируется, не дается анализ этого явления и средств его реального достижения с позиций педагогической науки и практики. Специальных исследований, посвященных педагогическим условиям и технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе, нами не было обнаружено.

Актуальность данного вопроса, а также его недостаточная теоретическая разработанность позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.

Цель исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.

Объект исследования - процесс развития творческой личности будущего учителя музыки в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе будет значительно повышена, если:

- развивать у будущего учителя музыки ценностное отношение к творческой самореализации;

- формировать у будущего учителя музыки потребность в творческой самореализации;

- стимулировать личностную и творческую активность будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности;

- реализовать в учебном процессе технологию обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия "творческая самореализация будущего учителя музыки".

2. Разработать теоретическую модель творческой самореализации будущего учителя музыки.

3. Выявить и охарактеризовать уровни творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе на основе определения системы критериев и показателей.

4. Разработать и апробировать технологию обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.

Методологической основой исследования являются системный подход; положения материалистической диалектики о социокультурной обусловленности творческой самореализации личности, о полифункциональности музыкального искусства; личностно-деятельностныи подход; положения

теорий гуманизации образовательного процесса, непрерывности профессионального образования, педагогической интеграции, интенсификации и оптимизации педагогического процесса, активного обучения в высшей профессиональной школе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач осуществлялось изучение проблемы по литературным источникам; использовались теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); эмпирические методы, используемые в психологии, педагогике, социологии (эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности, документации и др.); методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись музыкальный факультет Казанского государственного педагогического университета и музыкальное отделение факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.

Организация исследования. На первом этапе (1998-2000) осуществлялся теоретический анализ проблемы с использованием философских, психологических, педагогических и музыкально-теоретических источников; определялись исходные методологические позиции и категориальный аппарат исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2000-2001) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперименты) с целью проверки гипотезы исследования и предварительного осмысления результатов.

На третьем этапе (2001-2002) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы и методические рекомендации по проблеме, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Представлено научно-практическое обоснование совокупности педагогических условий, способствующих творческой самореализации будуще го учителя музыки в вузе. Педагогическими условиями творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе являются: развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации; формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации; стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности; реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.

2. Выявлено, что важным фактором в создании условий для творческой самореализации является учет индивидуальных особенностей творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки, зависящих от уровня довузовского музыкального образования, мотивации поступления в вуз и курса обучения.

3. Разработана и апробирована технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе, которая основана на дифференцированном подходе при отборе учебного материала; интеграции содержания дисциплин циклов общепрофессиональной, предметной подготовки и специализации; использовании методов и форм проблемного, контекстного, активного обучения. Технология содержит целевой, содержательный, методический и диагностический элементы структурной организации; включает мотивационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический этапы процессуальной организации обучения и четыре уровня подготовки: "Музыкант", "Музыкант-педагог", "Педагог-музыкант", "Учитель музыки - исследователь".

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.

1. Раскрыто понятие "творческая самореализация будущего учителя музыки". Согласно принятому в диссертации рабочему определению, творческая самореализация будущего учителя музыки - это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия будущим учителем музыки своей творческой сущности в учебно-профессиональной деятельности, характеризующий ся удовлетворенностью результатами труда, осознанием личностной значимости учебно-профессиональных достижений; специфика ее заключается в том, что самореализация будущего учителя музыки как будущего педагога зависит от творческой самореализации как музыканта.

2. Разработана модель творческой самореализации будущего учителя музыки, представляющая собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты: ценностно-смысловой блок (содержащий личностную культуру и потребность в творческой самореализации личности); личностно-технологический блок, объединяющий когнитивный блок (профессиональное самосознание, профессиональное самопознание) и дея-тельностный блок (профессиональное самообразование, профессиональное самоопределение, профессиональная саморегуляция, музыкально-педагогическое творчество).

3. Выявлены и охарактеризованы уровни творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе. Критерием в определении уровней творческой самореализации будущего учителя музыки выступала степень интегри-рованности профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации, которая проявлялась с одной стороны, как объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебно-профессиональную деятельность студента - будущего учителя музыки. Показателями уровней творческой самореализации являлись элементы творческой самореализации будущих учителей музыки.

Практическая значимость исследования. Учет выявленных педагогических условий, а также использование в вузе технологии обучения творческой самореализации позволит усовершенствовать профессиональную подготовку будущего учителя музыки в вузе, способствовать личностному развитию студентов, реализации гуманистической направленности современного образования в учебном процессе. Разработанный по материалам исследова ния и основанный на технологии обучения спецкурс "Творческая самореализация учителя музыки" может быть внедрен в учебный процесс вуза, а также адаптирован для использования в системах среднего профессионального образования и повышения квалификации музыкально-педагогических кадров. Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в вузе: являться основой в разработке спецкурсов, факультативных программ, отдельных учебных лекций в рамках психолого-педагогической и методической подготовки учителя музыки.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, опорой основных положений и научных выводов исследования на достижения философии, психологии, педагогики, привлечением к анализу большого фактического материала, в том числе собственного опыта исследователя, организацией экспериментальной работы с использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая самореализация будущего учителя музыки - это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия будущим учителем музыки своей творческой сущности в учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется удовлетворенностью результатами труда, осознанием личностной значимости учебно-профессиональных достижений; специфика ее заключается в том, что самореализация будущего учителя музыки как будущего педагога зависит от творческой самореализации как музыканта.

2. Модель творческой самореализации будущего учителя музыки представляет собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты: ценностно-смысловой блок (содержащий личностную культуру и потребность в творческой самореализации личности); лично- стно-технологический блок, объединяющий когнитивный блок (профессиональное самосознание, профессиональное самопознание) и деятельностный

блок (профессиональное самообразование, профессиональное самоопределение, профессиональная саморегуляция, музыкально-педагогическое творчество).

3. Критерием в определении уровней творческой самореализации будущего учителя музыки выступает степень интегрированности профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации, которая проявлялась с одной стороны, как объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебно-профессиональную деятельность студента - будущего учителя музыки. Показателями уровней творческой самореализации являются элементы творческой самореализации будущих учителей музыки.

4. Педагогическими условиями творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе являются: развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации; формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации; стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности; реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.

5. Технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе моделирует в учебных условиях процесс профессионально-творческой самореализации учителя музыки и основана на дифференцированном подходе при отборе учебного материала; интеграции содержания дисциплин циклов общепрофессиональной, предметной подготовки и специализации; использовании методов и форм проблемного, контекстного, активного обучения. Технология содержит целевой, содержательный, методический и диагностический элементы структурной организации; включает мо-тивационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический этапы процессуальной организации обучения и четыре

уровня подготовки: "Музыкант", "Музыкант-педагог", "Педагог-музыкант",

"Учитель музыки - исследователь".

Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на международных научно-практических конференциях "Совершенствование форм и методов воспитательной работы в вузе" (г. Казань, октябрь 2001г.), "Технологии внедрения гуманистических традиций в процессе преподавания иностранных языков и культур" (г. Казань, октябрь 2002г.), "Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта" (г. Казань, ноябрь 2002г.), Всероссийской научно-методической конференции "Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования" (г. Казань, февраль 2002г.), научно-практических конференциях "Проблемы профессиональной подготовки и педагогической деятельности учителей музыки современной школы" (г. Казань, декабрь 2000г.), "Музыкальное образование - XXI век" (г. Казань, декабрь 2001г.), Форуме молодых ученых (г. Казань, декабрь 2001г.), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых Казанского государственного педагогического университета (г. Казань, 1998-2002гг.).

Структура диссертации отражает логику решения поставленных задач. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 207 источников. Диссертация включает 197 страниц.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая база и методы исследования, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описана структура диссертационной работы.

В первой главе "Теоретические аспекты проблемы творческой самореализации будущего учителя музыки" дан междисциплинарный анализ проблемы творческой самореализации личности, выявлены и раскрыты особенности творческой самореализации будущего учителя музыки; построена тео ретическая модель творческой самореализации учителя музыки, а также схема, представляющая уровни творческой самореализации будущего учителя музыки и варианты индивидуальных траекторий профессионального развития студента-будущего учителя музыки; представлено научно-практическое обоснование совокупности педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.

Во второй главе "Опытно-экспериментальное изучение эффективности педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе" определены критерии и качественные показатели, характеризующие уровни творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе; представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с целью изучения уровней творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе и педагогических условий и факторов, влияющих на ее осуществление; разработана и апробирована технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.

В заключении проанализированы и обобщены результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и методические рекомендации по проблеме исследования.

В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкета, направленная на выявление уровня творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки; программа педагогической технологии творческой самореализации будущего учителя музыки; план спецкурса "Творческая самореализация будущего учителя музыки" и дидактические материалы к нему; диаграммы, статистические таблицы и др.

Творческая самореализация личности как предмет междисциплинарного исследования

Актуальность и многоаспектность проблемы творческой самореализации личности объясняет неугасающий интерес представителей различных гуманитарных наук - философии, этики, эстетики, психологии, социологии, педагогики - к этому явлению и попытки "разгадать" его механизм с помощью своих исследовательских методов.

Анализ основных философских и психологических концепций и подходов к изучению проблемы творческой самореализации личности позволяет не только определить исходные методологические позиции и прикладные аспекты исследования, выявить сущностные характеристики изучаемого предмета и его реальные показатели, но и сформировать комплексное, междисциплинарное представление об этом явлении.

Тема самореализации, самосовершенствования, саморазвития и других личностных само-процессов, вопросы происхождения, сущности и характера творческих сил человека, необходимости и возможности их деятельной реализации всегда занимали умы мыслителей, изучавших проблемы человека и его места в мире.

Исходным пунктом, обусловившим появление разных взглядов на самореализацию личности, стал вопрос источников личностной активности, ее стимулов и форм реализации, которые обнаруживались в социальном и биологическом, в материальном и духовном, в общественном и индивидуальном. Абсолютизация того или иного начала разными научными школами лежит в основе сосуществования диаметрально противоположных теорий.

Основными философскими и психологическими направлениями, в которых идея самореализации нашла свое развитие, стали гуманистическое, экзистенциальное, этико-религиозное, психоаналитическое и диалектико-материалистическое (марксистское) направления.

Согласно идеалистическим взглядам представителей зарубежного гуманистического, или персоналистского направления (К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Олпорт и др.) жизнь человека, как внутренне гармоничный процесс, направляется главным мотивом - мотивом самоактуализации, или само-реализации.

Е.В.Андриенко, изучая особенности данного исследовательского направления, представленного в зарубежной гуманистической психологии, приводит следующие положения концепции самоактуализации:

- самоактуализация свойственна лишь психически здоровым людям;

- это врожденная, предустановленная, изначально свойственная человеку, как любой живой системе, тенденция к саморазвитию;

- самоактуализация проявляется в творческом самовыражении человека, источником которого является мотив самоактуализации, а результатом -реализация биологических, социальных, интеллектуальных потенций человека;

- в процессе самоактуализации достигается автономность, независи мость внутреннего мира человека, процессов и результатов его деятельности от социальных условий жизнедеятельности. При этом самоактуализация по нимается как самодетерминация деятельности и ее недетерминированность внешними обстоятельствами [11, 34-35].

Впервые термин "самоактуализация" как научную категорию ввел К.Гольдштейн для обозначения биологического процесса, существующего в любом живом организме. Исследователь говорил, что "... люди постоянно стремятся реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами и единственность цели придает единство и направленность жизни человека" [цит. по 194,19 7]

Наиболее известный представитель гуманистической психологии А.Маслоу (ученик К.Гольдштейна) использовал это понятие в контексте изучения человека как уникальной, целостной, открытой и развивающейся системы. Самоактуализация у А.Маслоу рассматривается в связи с удовлетворением человеком базовых потребностей: автор выделил пять групп потребностей, каждая из которых представляет собой блок менее значимых, частных потребностей и запросов. Самоактуализация - последняя, завершающая базовая потребность человека, но лишь по критериям классификации. Как полагал А.Маслоу, с нее начинается подлинно человеческое, самодостаточное развитие личности. Человек на этом уровне стремится стать всем тем, чем он может стать и по своей внутренней, свободной мотивации должен стать.

Экзистенциальный подход, отраженный во взглядах зарубежных и отечественных философов - Н.А.Бердяева, Л.Бинсвангера, М.Босса, В.А.Петровского, В.Франкла, М.Хайдеггера, В.Э.Чудновского и др., - фокусирует внимание на бытие человека в аспекте его драматизма и коллизийно-сти.

Как пишут К.С.Холл и Г.Линдсей, анализируя взгляды американских экзистенциалистов, в рамках данной концепции понятие "бытие-в-мире" отражает пространство человеческого существования, а "бытие-за-пределами-мира" - возможности человека в самотрансцендировании из мира пребывания и выход в новый мир через раскрытие собственных способностей, стремление положить себя вовне, т.е. осуществиться в реальных действиях и поступках. Признаком подлинного бытия человека, его личного самоосуществления для экзистенциалистов является свобода. Она состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а "выбирал" самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Люди могут и стремятся к этому -реализовать все возможности своего бытия, т.к. лишь актуализируя свой потенциал, люди могут жить аутентичной жизнью. Ограничивая возможности своего существования или отказываясь от них, или позволяя другим (или среде) управлять собой, они ведут неаутентичное существование [194, 268].

Характеристика творческой самореализации будущего учителя музыки

Рассмотрение творческой самореализации как социального и личностного явления выявило, что ее инвариантную часть составляют компоненты выделенной в параграфе 1.1. теоретической модели, а вариативной частью является предметное содержание творческой самореализации, зависящее от сферы и вида конкретной деятельности, в процессе осуществления которой происходит творческая самореализация личности.

Творческая самореализация будущего учителя музыки, на наш взгляд, определяется пространством будущей профессиональной деятельности, поэтому задача выявления особенностей творческой самореализации будущего учителя музыки делает необходимым рассмотрение самореализации в музыкально-педагогической деятельности.

Проблема творческой самореализации в педагогической деятельности нашла отражение в исследованиях В.Е.Андриенко, С.А.Гильманова, Т.Ф.Масловой, М.И.Ситниковой, Е.Г.Скворцовой, С.Н.Усовой, С.И.Филимоновой и др. Рассмотрению отдельных аспектов процесса самореализации педагога также посвящены работы ряда исследователей.

Представим мнение исследователей относительно сущности и содержания творческой самореализации в педагогической деятельности.

По мнению С.И.Филимоновой, сущность педагогической самореализации специалиста физической культуры - в осуществлении, реализации своих возможностей, проявлении себя в профессионально-педагогической деятельности, творчестве, спорте и т.п.; воплощении своих мыслей и стремлений, применении своих дарований, творческом самоутверждении. Исследователь выделяет в структуре самореализации следующие этапы: самосознание (самооценка потенциала, самоанализ, создание Я-концепции, рефлексия); самомодель (постановка цели, смысл деятельности, построение планов); деятельность по реализации самомодели (социальные, психические, физические предпосылки); самоутверждение (получение и самооценка результатов). Показателями истинной самореализации являются удовлетворенность, продуктивность и цена, которые имеют позитивную динамику. В случае же отрицательного значения хотя бы одного из показателей, самореализация является мнимой [187, 22-23].

С.А.Гильманов считает, что творческая индивидуальность педагога -процесс и результат педагогической индивидуализации, имеющей три этапа развития: этап выявления педагогического содержания, этап самоопределения в педагогической деятельности и педагогической действительности, и, наконец, этап самореализации [45].

Выявлению внешних (социально-педагогических) и внутренних (субъективных) условий профессиональной самореализации учителей посвящено исследование Т.Ф.Масловой. Автор рассматривает удовлетворенность учителя как показатель эффективности разрешения противоречия между социально-значимой потребностью в профессии, педагогической деятельности и условиями ее осуществления на уровне личностных притязаний [103, 138].

Важно отметить, что исследователи считают удовлетворенность учителя показателем успешной профессиональной самореализации, что свидетельствует о направленности педагогической действительности на гуманизацию в отношении не только учащихся, но и учителей.

Близким самореализации категориям самоактуализации и самосовершенствования учителя посвящен ряд диссертационных работ.

Так, Е.В.Андриенко, изучая сущность самоактуализации учителя, отмечает, что это особая специфическая деятельность учителя, направленная на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту. Автор выделяет следующие структурные составляющие процессуальной самоактуализации: гностический компонент, функция которого заключается в осознании будущим специалистом своих потенциальных особенностей в их значимости по отношению к различным видам педагогической работы; регулирующий компонент, который выражается в умении учителя адекватно себя проявить, опереться на индивидуальные особенности, усиливая их достоинства и компенсируя недостатки при осуществлении общепедагогической деятельности и процессуально-результативный компонент, который проявляется в профессионально-педагогической направленности личности [11, 50, 52-53].

Процессу самосовершенствования учителя посвящено исследование Е.Г.Скворцовой. По ее мнению, профессиональное самосовершенствование педагога - это творческая самодеятельность, основанная на внутренних побуждениях и установках, направленная на раскрытие индивидуального своеобразия в профессиональной деятельности с целью успешного продвижения в ней. Структура ее состоит из анализа собственной личности и профессиональной деятельности, постановки цели и разработки программы деятельности, собственно деятельности по достижению поставленных задач и саморегуляции этой деятельности. Пространство профессионального самосовершенствования педагога задается тремя факторами: личностными особенностями, требованиями профессионально-педагогической деятельности и требованиями рынка труда (отражающими социальный заказ на современном этапе социально-экономического развития) [164, J24].

Нельзя не отметить познавательную ценность данных взглядов на сущность и структуру самореализации (самоактуализации, самосовершенствования) учителя, однако более важными для нас являются исследования, подчеркивающие важность творческой самореализации учителя не только для его личности, но и для развития учащихся.

Результаты констатирующего этапа исследования творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки

По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Большой вклад в разработку технологий обучения внесли В.П.Беспалько, Г.И.Ибрагимов, М.В.Кларин, О.П.Околелов, Н.Ф.Талызина, Ю.Г.Татур, М.А.Чошанов, Ф.Янушкевич и др.

Педагогическая технология характеризуется наличием ряда признаков, отличающих ее от других педагогических явлений. В.П.Беспалько выделяет следующий перечень признаков: четкую, последовательную педагогическую, дидактическую разработку целей обучения, воспитания; структурирование, упорядочение, уплотнение содержания информации, подлежащей усвоению; комплексное применение дидактических, технических, в том числе, компьютерных, средств обучения и контроля; усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; гарантирован-ность достаточно высокого уровня качества обучения.

В процессе разработки технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки как одного из педагогических условий творческой самореализации студента в вузе мы исходили из следующих установок, что:

- концептуальной базой технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки являются теоретические основы развития уровня творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе как поэтапного процесса интеграции профессиональной и личностной самореализации будущего учителя музыки и деятельностный подход, предполагающий активное овладение элементами процесса творческой самореализации в условиях специально организованного обучения;

- структура и содержание технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки определяются дидактической целью развития уровня творческой самореализации и дидактическими задачами поэтапной и уровневой ее реализации; - системная организация технологии и ее предметное содержание адекватны структуре и содержанию процесса развития уровня творческой самореализации будущего учителя музыки (см. параграф 1.3);

- управляемость обучением должна обеспечиваться поэтапной и уровневой диагностикой, вариативностью используемых форм, средств и методов.

Охарактеризуем разработанную нами технологию обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.

В основу технологии обучения творческой самореализации положена идея интеграции. Необходимость реализации этой идеи определяется: механизмом развития уровня творческой самореализации (как процесса интеграции профессиональной и личностной самореализации будущего учителя музыки), требованием системности педагогической технологии, а также спецификой организации профессиональной подготовки учителя музыки как комплексного явления.

Содержание интеграции, как научной категории, по мнению Ю.А.Кустова [96], является сложной, разветвленной системой признаков и значений, включающей в себя различные уровни связей, взаимосвязей, взаимодействий и т.д. Это одно из фундаментальных понятий, отражающих закономерности объединения предметов действительности в совокупности, имеющих ту или иную степень целостности.

Временная протяженность, линейно-дискретный характер профессио-нального и личностного становления будущего учителя музыки усложняет процесс его творческой самореализации. Дисциплины, изучаемые будущим учителем музыки в вузе в рамках музыкально-исполнительской, музыкально-теоретической и музыкально-педагогической подготовки, являются дидактически обоснованными комплексами научных знаний, практических умений и навыков, относящихся к области музыкально-педагогической науки и обеспечивающих творческую самореализацию. В процессе обучения происходит систематическое освоение студентами и применение значимой информации, которая и создает предпосылки к интеграции профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации. Однако, используя педагогические средства, совершенствующие процесс интеграции профессионального и личностного в плане ее интенсификации, можно достичь целостности и больших результатов профессионального обучения.

Похожие диссертации на Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки