dslib.net
: ,



-

 -
<
 -         -         -         -         -         -         -         -         -
>

- 480 ., 10 , ,

- , 10 , ,

. - : ... : 13.00.01, 13.00.08.- , 2007.- 176 .: . , 61 07-13/1373

1. - 16

1.1. - 16

1.2. - 48

1.3. - 71

1 90

2. - 94

2.1. - . 94

2.2. - - 110

2.3. - 123

2 141

144

147

164



Актуальность исследования. Процессы, происходящие в современном российском обществе, потребовали формирования у каждого обучающегося индивидуальности, что помогло бы ему самореализоваться в стремительно меняющемся социуме. В связи с тем, что образование призвано стать механизмом самореализации и учителя и ученика возрастает роль педвуза в организации творческой развивающей среды. Умение решать задачи индивидуализации обучения студентов и школьников развитие их творческого потенциала в целостном педагогическом процессе является важным показателем профессиональной компетентности педагогических кадров всех уровней.

В законе РФ «Об образовании», в концепции модернизации образования до 2010 года указывается на то, что современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения [114]. Подготовка такого специалиста требует целенаправленного формирования заданных интеллектуальных и личностных качеств, развития самобытности и творческих возможностей студентов.

Анализ результатов самостоятельной деятельности начинающих учителей свидетельствует о том, что они испытывают значительные трудности, обусловленные не столько недостатком осознанного усвоения профессиональных знаний, сколько неумением актуализировать и реализовать свой индивидуально-творческий потенциал. На сегодняшний день в педвузе недостаточно обращается внимания на создание среды, помогающей раскрыть механизмы самореализации, как учителя, так и ученика.

Проблема обоснования теоретических предпосылок процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки является актуальной и недостаточно разработанной. Научный поиск осуществлялся нами с опорой на работы по вопросам природы творчества в трудах философов И. Канта, Э. Фромма, К.Г. Юнга, Д.Л. Андреева, Н.А. Бердяева и других; о механизме творческой деятельности в работах отечественных психологов В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и других; по проблеме формирования творческой личности в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова и других. Творчеству в педагогической деятельности посвящены работы О.С. Газмана, С.А. Гильманова, В.И. Загвязинского, В,А Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и других. В них раскрыты существенные черты творчества, его импровизационного компонента.

Индивидуальный стиль деятельности с разных сторон изучался учеными А. Адлером, Р. Гарднером, Е.А. Климовым, B.C. Мерлиным, А.Я. Никоновой, А.К! Марковой, Н.И. Петровой, М.И. Рожковым и другими. В их исследованиях прослеживается два направления проблемы: стиль вне субъекта деятельности и стиль жизнедеятельности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности. Установлено, что стиль зачастую опосредован саморазвитием, т.е. самостоятельной деятельностью индивида, что требует усиления самоорганизации, прежде всего его учебно-познавательной деятельности в опоре на сильные стороны личности.

В современных психолого-педагогических исследованиях, дана характеристика творчества, рассмотрены механизмы творческой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Б.И. Коротяев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев и другие); разрабатываются концепции учебно-творческой деятельности (В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, B.C. Шубинский).

В сфере музыкального образования педагоги-исследователи всегда уделяли внимание педагогическому мастерству (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский и другие), но проблема индивидуализации в обучении наиболее конкретно отражена в трудах (А.Н. Николаева, М.С. Старчеус, М.Е. Фейгин, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и другие.).

Обучение музыкально-педагогической деятельности в педвузе непосредственно создает условия для проявления индивидуальности каждого студента, но, как правило, не обеспечивает ему возможности раскрыть и реализовать свой индивидуально-творческий стиль деятельности. Учебная практика как совокупность интегративных знаний, умений, техник из всех специальных областей пока не является предметным полем для самореализации будущего учителя музыки.

На данный момент существует ряд исследований по формированию творческой индивидуальности студентов и индивидуального стиля деятельности учителя (В.М. Данильченко, Н.И. Петрова, Н.Ю. Посталюк, М.И. Рожков, Р.К. Саттарова, А.В. Торхова, Е.К. Черничкина, А.П. Чернявская и другие), авторы которых считают, что одним из основных показателей качества образовательного процесса педвуза является самоорганизация студентов, ориентированная на индивидуальный стиль деятельности.

Вместе с тем, изучение проблемы индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя показало, что она недостаточно освещена в научно-педагогической литературе, а системных исследований на основе личностно-деятельностной рефлексии как механизма формирования и реализации индивидуально-творческого стиля педагогической деятельности пока нет. Не выявлены теоретические предпосылки и наиболее эффективные условия его становления; отсутствует диагностика и соответствующее методическое обеспечение процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике.

На основании вышеизложенного в процессе реализации индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки необходимо констатировать несколько противоречий между: • требованием модернизации высшего профессионального образования и неразработанностью механизма самореализации будущего специалиста;

• функциональным характером общей подготовки студентов в вузе и отсутствием интеграции усилий преподавателей психолого-педагогических и специальных дисциплин на педагогической практике в общеобразовательной школе;

• актуализацией внутренней потребности будущего учителя музыки в профессиональной компетентности и неразработанностью теоретического и методического обеспечения процесса становления индивидуально-творческого стиля в его практической деятельности.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические условия становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике.

Объект исследования - процесс становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике.

Предмет исследования - педагогические условия становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективности становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике.

Гипотеза исследования. Становление индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике будет осуществляться наиболее успешно, если реализована совокупность педагогических условий:

актуализирована мотивация студентов на формирование индивидуально-творческого стиля музыкально-педагогической деятельности; создана предметная развивающая среда, способствующая формированию личностно-деятельностной рефлексии (диалог, выбор, проблемные ситуации, деловые игры и т.п.), позволяющая студенту снять психологические зажимы и свободно реализовать свою индивидуальность;

- достигнуто соответствие уровня профессиональной компетентности преподавателя с теоретико-методическим обеспечением изучаемого процесса.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Обосновать сущность, структуру и определить типы индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя;

2. Раскрыть специфику урока музыки как предметного поля становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя.

3. Разработать и обосновать модель процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности студентов в период педагогической практики;

4. Выявить педагогические условия становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: - антропологический подход к личности как самоценности (Д.Л. Андреев, Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский, О.С. Газман, А.В. Хуторской и другие), человеку как субъекту собственной жизнедеятельности, культуры и образования (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие);

- системный и синергетический подходы, основанные на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и механизмов самоорганизации личности (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.М. Лузина, А.В. Москвина, И. Пригожий и другие); - концепции гуманистического, личностно ориентированного подходов к обучению и развитию индивидов (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Ф.И. Кевля, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и другие);

- компетентностный подход к профессиональной деятельности учителя (В.Н. Введенский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и другие);

- культурологический подход к диалогу как основе творческого мышления (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.Я. Буш, М.С. Каган и другие);

- теория деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн Б.М. Теплов и другие) и вытекающие из нее основные

положения теории умений (Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Н.В.

Кузьмина, В.А. Сластенин и другие);

- теория учебно-творческой деятельности (В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев,

М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, B.C. Шубинский);

существенные черты творчества, его импровизационный компонент (Д.Б.

Богоявленская, В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, Н.Д.

Никандров); творческая деятельность как система тесно связанная с

рефлексией (В.В. Давыдов, СЮ. Степанов, И.Н. Семенов, В.В. Столин, Г.П.

Щедровицкий);

- концепции модернизации образования и совершенствования подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности (Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.Я. Виленский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие); 

- теории и технологии обучения (В.П. Беспалько, Т.В. Кудрявцев, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и другие); технологии и методики музыкального обучения (А.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Т.П. Брова, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Майковская, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и другие). Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; моделирование; экспертное оценивание, наблюдение, анкетирование; методы самооценки, сравнительного анализа; констатирующий и формирующий эксперимент; методы количественной и качественной обработки данных.

Экспериментальной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 150 студентов 4-5 курсов дневного и заочного отделений, 9 учителей-музыки, 3 методиста педагогической практики, 400 учащихся школ г. Вологды №№ 1,7, 10, 11, 16, 20, 37, 41, школа-гимназия «Гармония». Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-творческий стиль деятельности учителя музыки -это относительно устойчивая, развивающаяся индивидуально-специфическая система личностных качеств и психолого-педагогических средств (методов, приемов и тактик) музыкально-педагогической деятельности, отличающаяся творческим своеобразием. Структура индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки раскрыта на основе следующих категорий: стиль, индивидуальность, творчество, педагогическая деятельность. Под становлением как категорией диалектики мы понимаем процесс формирования, предполагающий переход возможности в действительность. Возможность (объективная тенденция становления, возможность формирования) и действительность (как результат реализации некоторой возможности) - две основные ступени в становлении и развитии предмета и явления.

2. Урок музыки как предметное поле становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя, специфика которого заключается в образности, и как особый способ познания мира требует художественного подхода к предмету. Музыка как учебный предмет в общеобразовательной школе требует от учителя организации предметной развивающей среды, главным условием которой выступает личностно ориентированная модель взаимодействия учителя и учеников на основе субъект-субъектных отношений. В этой совместной деятельности создается определенное поле интеллектуально-эмоционального напряжения как условие оптимального функционирования субъект-субъектных отношений.

3. Модель процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя, на основе которой осуществлялось его методическое обеспечение, включает:

четыре ведущих типа индивидуально-творческого стиля

педагогической деятельности: социальный, интеллектуальный,

эмоциональный, волевой;

эффективные виды деятельности, активно формирующие индивидуально-творческий стиль будущего учителя: учебно-эвристическую, коммуникативно-игровую и оценочно-корректировочную;

- три уровня реализации индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в период педагогической практики:

• подражательный (низкий) - отражает неустойчивое отношение к педагогическому творчеству, деятельность педагога строится по заранее отработанной схеме, алгоритму;

• подражательно-творческий (средний) - отличает более устойчивое отношение к новому, оригинальному, стремление к разработке своих путей и способов осуществления профессиональной деятельности;

• творческий (высокий) - характеризует устойчивая направленность на творческую, самостоятельную педагогическую деятельность. 4. Эффективность процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки обеспечивается совокупностью педагогических условий:

актуализирована мотивация студентов, на формирование

индивидуально-творческим стилем музыкально-педагогической

деятельности;

создана предметная развивающая среда, способствующая формированию личностно-деятельностной рефлексии (диалог, выбор, проблемные ситуации, деловые игры и т.п.), позволяющая студенту снять психологические зажимы и свободно реализовать свою индивидуальность;

- достигнуто соответствие уровня профессиональной компетентности преподавателя вуза с теоретико-методическим обеспечением изучаемого процесса.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определена сущность и уточнено понятие «индивидуально-творческий стиль деятельности будущего учителя музыки», раскрыто его содержание;

- разработано методическое обеспечение процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки в педагогической практике;

определены критерии и показатели уровня становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки;

- обоснованы типы индивидуально-творческого стиля в контексте

деятельности будущего учителя музыки (социальный, интеллектуальный,

эмоциональный, волевой);

- выявлены педагогические условия, способствующие эффективности

становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего

учителя музыки в педагогической практике (мотивация студентов на

творчество; создание предметной развивающей среды; профессиональная

компетентность преподавателя вуза); - экспериментально установлено, что актуализация индивидуально творческого стиля деятельности будущего учителя музыки, разработка его

механизма инициируют проявление сильных сторон личности, компенсируя

ее недостатки, и сокращает путь к профессиональной компетентности

выпускника вуза в период обучения.

Теоретическая значимость исследования:

- обоснована совокупность методологических подходов, позволяющих раскрыть самоценность личности, природу творчества и специфику педагогического творчества учителя музыки;

- введено в научный оборот как педагогическая категория понятие «индивидуально-творческий стиль деятельности будущего учителя музыки»;

- рассмотрен урок музыки в школе как предметное поле становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки;

- построена модель процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащийся в диссертации теоретический материал, системно-структурная модель становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя, методическое обеспечение могут быть использованы в практике работы высших педагогических учебных заведений, педагогических колледжей, музыкальных училищ, а также в системе повышения квалификации работников образования. Разработана и осуществлена программа спецкурса «Индивидуально-творческий стиль деятельности будущего учителя музыки» для студентов музыкально-педагогического факультета.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обусловлена анализом широкого круга теоретических работ, репрезентативностью выборки участников эксперимента, адекватностью применяемых методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследования. Выявление ведущих типов (социальный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой) стилей деятельности, структурирование модели и разработка критериев и уровневых показателей процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки. Личное участие в опытно-экспериментальной работе, позволили проверить практическую доказательность идей и выводов исследования.

Личный вклад автора в исследование заключается в теоретико-методологическом обосновании, в уточнении понятия «индивидуально-творческий стиль деятельности будущего учителя», в выявлении типов стилей деятельности, критериев и показателей его уровней, в разработке модели и методического обеспечения процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки, в организации эксперимента.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 2002 по 2006 годы и включает следующие этапы.

На I этапе (2002-2004 гг.) определялись теоретические и практические подходы к проблеме исследования; изучалась научная литература по избранной теме; формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования.

На II этапе (2004-2005 гг.) параллельно с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета исследования была разработана модель процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя и организована опытно-экспериментальная работа, организована проверка гипотезы исследования.

На III этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ полученных результатов, систематизация, обработка и обобщение экспериментальных данных, их апробация, формулировались выводы; осуществлялось литературное оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы были изложены автором в докладах и выступлениях: на научно-практической конференции «Духовно 14 нравственное воспитание студентов и школьников» (Вологда, 2005); на Всероссийской научно-практической конференции «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 2005); на Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: вчера, сегодня, завтра» (Великий Новгород, 2006); на региональной научно-практической конференции «Вопросы музыкального образования» (Вологда, 2006), на методических семинарах для преподавателей музыкально-педагогического факультета, использовались в педагогической практике преподавателей специальных дисциплин на музыкально-педагогическом факультете ВШУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (216 наименований), 5 приложений. Основное содержание работы изложено на 146 страницах, общее число иллюстраций 10 (7 таблиц, 2 диаграммы, 1 рисунок).

Во введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризована теоретико-методологическая основа исследования, определен аппарат исследования, намечены задачи теоретического и экспериментального характера, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, выделены этапы и методы исследования. 

Первая глава - «Становление индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки как педагогическая проблема» -посвящена теоретико-методологическому обоснованию исходных положений исследования; оценке современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке; определению сущности и структуры индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки; специфике урока музыки как предметного поля становления данного стиля деятельности будущего учителя и разработке теоретической модели становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки. Сделаны выводы по теоретической части исследования. Во второй главе - «Методическое обеспечение процесса становления индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки» -рассмотрена совокупность методик направленных на диагностику особенностей индивидуально-творческого стиля деятельности будущего учителя музыки; определены критерии и показатели уровней формирования и реализации каждого типа, их динамика; раскрыты содержание констатирующего и формирующего этапов исследования; охарактеризованы педагогические условия, обобщены результаты и дана оценка исследования.

В заключении подведены общие итоги, сформулированы основные выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

В приложениях приведены материалы опытно-экспериментальной работы. 

-

- - (, , , , ), , , - .

, , , , , . , , . , , , [129]. , .

, , . , .

- - (, , , , ).

( ) 1- . .. , .. , .. , B.C. .

. .. , . . , : , , , . : , , , , , , [11, .243].

- . , , , , , . - , . , , - , [194,.37].

, , , . , . . - . , ,

, , . , .. , . . .. , . , [21,. 197].

. . , , , , ߻ .

, . , . , . , . , . , . . - , . , , - . , , , . , , . , , .

-

, , , . .. : - , - [153,.16]. , .

, , . , - , . , . .

, , , , . , . , , [118].

.. . , , - [118,.10].

20- , .. , : , ; - , : .. , .. , .. , .. .

. 20- XX , - .. : - , , , ... [118,.85]. , , , - (.. , .. , .. .), (.. , .. , .. .).

.. 70-80- . XX . .. , .. , ... - , .. , , , [16..24]. , - .

, . , .. , , . , , ? , , - -: .. , .. , .. , .. , . . , .. .

, , , , . . - , , - . [21,.438].

, . , .

߻ ( .. ) , - , . - , .

. - - .

-

- . 150 ; 9 - . 1, 7, 9, 11, 16, 20, 37, 41, ; .

: - ; - - ; - - ; - - .

: - ; , ; , -.

, , , , , -, , , .

- : - ( ); - , ; - ; - - ; - .

. , (, , ) . , , .

, , , [149].

.. , .. , .. : , , -, - : - ; - - ; - - ; - - - , .

. , ( , , ). 6 : - ( , , ); - (, , , ); - ( , , , , ); ( , ); - ( , );

- -

- , - - .

2005-2006 .. 5 - (63 ) - - .

, - : , , , , . - . , , - .

- - 5 - 2005-06 ..

- , :

1) ; : , , , - ;

2) : , -, , , , ( , , , );

3) - : - , , ;

4) - , , - ( - - - , ). (8 - 030, 9 - ) 9 - 52 () 8 - 22 (030). - 28 , - 24 . 12 - , 10 - (. 5).

: : , , ; - () ; : , , . 1 2 .

- - .