Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Саттарова Резеда Камильевна

Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя
<
Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саттарова Резеда Камильевна. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя : 13.00.01 Саттарова, Резеда Камильевна Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Казань, 1996 169 с. РГБ ОД, 61:96-13/781-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основы теории индивидуального творческого стиля деятельности и его роль в системе профессионально-педагогической подготовки /на примере подготовки учителя музыки .

1.1. Методологический и содержательный анализ категории "индивидуальный творческий стиль деятельности" . 16

1.2. Модель педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя . 37

1.3. Индивидуальный творческий стиль музыкально -педагогической деятельности. 57

1.4. Решение проблемы в условиях традиционного обучения на МПФ, корректировка проектируемой системы. 71

Глава II. Экспериментальное исследование педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля музыкально - педагогической деятельности .

1. Организация экспериментального исследования . 88

2. Ход и итоги формирующего эксперимента . 98

3. Статистическая обработка результатов эксперимента. 125

Заключение 137

Библиография 141

Приложение 162

Введение к работе

Гуманистическое воспитание, которое утверждается в нашей стране, гомоцентризм актуализируют проблему персонализации профессиональной подготовки специалистов, обуславливают необходимость поиска новых технологий развития индивидуальности, полного раскрытия ее творческого потенциала.

Развитие самобытности каждого воспитуемого, его положительных возможностей и особенностей, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития - главные требования современного образования.

Переход на многоуровневую систему высшего образования, его новые международные стандарты обуславливают необходимость новых методолого-теоретических исследований проблемы формирования и развития творческой индивидуальности.

Самореализация творческой личности неразрывно связана с ее индивидуальной манерой, индивидуальным стилем деятельности. Одним из факторов, оказьгеающих существенное влияние на становление творчески деятельной личности является стиль педагогической деятельности учителя. От него во многом зависит форма сотрудничества с обучаемым, то как будут раскрыты возможности и способности ученика, какова будет их форма сотрудничества.

Педагогическое творчество имеет взаимозависимый двусторонний характер.

С одной стороны, это творчество учителя, с другой, на основе применяемых им методов возникает творческая деятельность учащихся.

Только максимальное самораскрытие личности учителя способно привести в действие силы индивидуального творческого развития обучаемых. Отсюда, стиль педагогической деятельности учителя - наиболее существенный фактор, оказывающий влияние на становление творчески деятельной личности его питомцев.

Тема влияния стиля деятельности учителя на характер учения воспитуемых поднималась и исследовалась в работах ряда авторов (Р.Бернс, Кузьмина Н.В., Пономарев Я.А., Загвязинский В.И., Щукина Г.И., Кирсанов А.А., Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д., Петрова Н.И., Маркова А.К., Никонова А.Я., Постцлюк Н.Ю., Бездухов В.П., Верцинская ГА. и др.).

Обобщенный вывод из этих работ мог бы быть следующим:

- обретение педагогом собственного стиля деятельности неразрывно связано с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль, отвечающий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач: эффективности педагогического воздействия, демократичности, эмоциональной гармонии общения педагога и ученика, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.

Отсюда очевидна актуальная необходимость создания такой системы общепедагогической подготовки студентов, разработки таких обучающих технологий, которые, отражая сущность профессиональной деятельности учителя посредством своего содержания, своими формами и методами обеспечивают формирование будущим учителем своего индивидуального творческого стиля деятельности.

Данная система, на наш взгляд, должна, не отменяя предыдущей, опираться на нее, вобрать в себя наиболее важное, ценное, необходимое.

Таким образом, речь пойдет не о превнесении чего-то дополнительного в программы обучения, не об увеличении учебных нагрузок студентов, а скорее о конкретизации содержания компонентов системы подготовки, их сочетании, взаимосвязи и взаимодействии, а также о формах и методах, способствующих интенсивному становлению индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя.

Считаем, что в рамках решения проблемы, обозначенной в нашем исследовании, активизируется и интенсифицируется процесс творческого самоопределения будущего учителя, поскольку решение проблемы рассчитано на более полное раскрытие потенциала личности каждого студента.

На сегодняшний день так же как и ранее актуальна и остра общественная потребность в творчестве не отдельных педагогов-новаторов, а всей массы учителей , т.е. каждого педагога в отдельности.

Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей художественно-эстетического цикла (в частности, учителя музыки), ответственных во многом за духовное, нравственное, эмоционально - эстетическое развитие, развитие образного мышления учащихся, без чего немыслима творчески деятельная личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических преобразований.

В психолого-педагогической литературе проблемы индивиду- . альности и творческого мышления, индивидуального стиля твор-

ческой деятельности исследуются в разных направлениях, аспектах. Разработке концепции индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии уделялось много внимания (В.Г.Мерлин, ЕА.Климов, Б.М.Теплов, А.К.Байметов, А.А.Кирсанов, М.Г.Щукин и др).

На взаимосвязь и взаимозависимость индивидуального стиля деятельности и уровня профессионального мастерства учителя указывается в целом ряде научных работ: индивидуальному стилю деятельности учителя и его формированию посвящены исследования Н.И. Петровой (1970, 1978, 1983, 1989), особенности труда учителя физического воспитания рассмотрены в работах Н.Д.Бобырева, В.П. Мерлинкина (1976), а также работы А.А. Налаяна (1975), З.Н.Вяткиной (1977) и др.

Диссертационные исследования последних лет ряда авторов, в том числе: о психологических особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности - А.Я.Никоновой (1986), о компонентах индивидуального стиля преподавания - работа И.Д.Пехлецкого, об индивидуальном стиле педагога-хореорграфа -Т.М.Кузнецовой (1992), и целый ряд исследований в различных областях педагогических специальностей (Почекаенков B.C., Чер-ничкина Е.К., Григорьян В.Г.), которые в целом углубляют концепцию индивидуального стиля деятельности, выявляя разные ее грани, определяя практическую направленность.

Творческий стиль - предмет исследования докторской диссертации Постсуіюк Н.Ю. (1993).

Однако, анализ теоретической литературы показывает, что недостаточно разработана проблема формирования творческого -

стиля профессиональной деятельности с учетом индивидуального развития обучаемого.

Также нет разработок педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя, в том числе тема недостаточно рассмотрена применительно к сфере профессиональной подготовки учителя музыки в высшей школе. Это обусловило выбор темы нашего исследования, её значимость для совершенствования профессиональной педагогической подготовки будущего учителя (в т.ч. учителя музыки).

Таким образом, имеются очевидные противоречия - между социально-педагогической необходимостью разработок конкретных систем гомоцентрического образования, раскрывающих индивидуальный творческий потенциал каждого воспитуемого и недостаточностью научных разработок данного вопроса в исследуемой области - профессиональной подготовки учителя в высшей школе, между задачами формирования творческой индивидуальности будущего учителя и тенденциями общего, усредненного подхода к студентам.Исходя из этих противоречий была определена проблема диссертационного исследования, которая заключается в следующем: Как, изменяя определенным образом содержание, структуру, функции , условия профессиональной подготовки учителя, создать эффективную систему формирования индивидуального творческого стиля педагогической деятельности ?

Указанные выше противоречия и проблема определили тему настоящего исследования: Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя /на материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических . факультетов /.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля профессиональной деятельности будущего учителя в процессе его подготовки на МПФ,

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов- на МПФ.

Предмет: процесс формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя в ходе его профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования. Процесс формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя будет более эффективным, если в рамках традиционного содержания обучения реализовать педагогическую систему:

1.Являющую собой единство целевого, управленческого, со-держательного,процессуального и личностного компонентов её структуры.

  1. Включающую интеграцию содержания обучения путем связи общей целью и задачами поэтапного формирования ИТСД будущего учителя; проблематизацию содержания образования; организацию учебно-практической деятельности студентов, необходимо включающую элементы педагогического творчества.

  2. Основанную на использовании индивидуально-ориентированных методов работы, охватывающих мотивационную, содержательную, процессуальную, контрольно-оценочную стороны деятельности студентов и преподавателей.

  3. Обеспечивающую формирование комплекса личностных и , профессионально-значимых качеств и умений,которые в совокуп-

ности определяют индивидуальный творческий стиль деятельности будущего учителя.

На основе анализа и синтеза научных рекомендаций по формированию творческой индивидуальности, индивидуального творческого стиля деятельности, из сформулированных выше сущности проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:

  1. изучить состояние разработки проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике;

  2. синтезировать научно-обоснованную систему интенсивного формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя, в рамках которой:

а) определить стилеобразующие компоненты личностных и
профессионально-важных качеств и умений будущих педагогов,

б) определить основные индивидуально-ориентированные ме
тоды работы со студентами, учитывающие особенности их лич
ностных качеств и профессионально-важных умений,

в) выявить педагогические факторы и условия, необходимые
для реализации педагогической системы формирования индивиду
ального творческого стиля деятельности будущего учителя,

г) выявить основные элементы содержания обучения в связи с
формированием индивидуального творческого стиля деятельности
будущего учителя іл связи между ними-этими элементами,

3) провести экспериментальное исследование с целью апро
бации модели системы в условиях МПФ.

Методологической и теоретической основой исследования явились - принцип системности, личностно-деятельностный и лич- -ностно-ориентированный подходы в изучении проблемы, теория

интенсификации учебно -воспитательного процесса, положения психологии и педагогики о диалектической взаимосвязи психических процессов и деятельности.

В исследовании для решения проблемы применялись следующие методы:

философские;

социологические;

психолого-педагогические методы, в т.ч.:

а) анализ психолого-педагогической и методической литера
туры по теме диссертационного исследования;

б) анализ и обобщение педагогического опыта;

в) целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, ан
кетирование, тестирование, интервьюирование, метод "мозговой
атаки", изучение педагогической документации;

г) метод моделирования, методы экспертных оценок и само
оценки;

д) педагогический эксперимент (констатирующий, пилотаж
ный, формирующий);

— методы математической статистики и корреляционного
анализа.

Исследование проводилось на базе художественно-педагогического факультета КГАКИ, МПФ КГПУ. Формирующий эксперимент проводился на базе МПФ КГПУ.

Этапы исследования:

Первый этап (1992-1993 гг). Изучение научной литературы по проблеме, разработка категориального аппарата, опытно-поисковая работа, включающая апробацию отдельных элементов . экспериментальной части исследования.

Второй этап (1993 г.). Разработка модели педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя. Конкретизация содержания системы применительно к профессиональной деятельности учителя музыки. Определение основных составляющих компонентов индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности, его критериев, методов диагностики. Проведение пилотажного и констатирующего экспериментов.

Третий этап (1993-1996 гг). Проведение формирующего эксперимента. Качественный анализ и статистическая обработка полученных экспериментальных данных, обобщение результатов исследования, внедрение в практику. Оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем предложена целостная концепция формирования ИТСД будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки. На основе этой концепции создана и экспериментально проверена модель педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности применительно к музыкально-педагогической деятельности. В дисертации определено содержание и организационно-структурные компоненты педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя, выделены педагогические факторы и условия, необходимые для её реализации. В исследовании дан анализ категории "индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности", выделены его основные компоненты, определяющие критерии, элементы в содержании профессионального музыкально-педагогического образования, формы и виды деятельности, -наиболее эффективно формирующие искомое качество.

Таким образом, разработана и экспериментально проверена концепция интенсивного формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя на материале профессиональной подготовки учителя музыки.

Практическая значимость исследования. Разработанная педагогическая система формирования ИТСД будущего учителя позволяет совершенствовать индивидуальную работу в вузе, интенсифицировать личностно-ориентированное профессиональное обучение, способствует дальнейшей разработке авторских программ по формированию и развитию творческой индивидуальности.

Проверенная на практике профессиональной подготовки учителя музыки в высшей школе, предложенная нами система показала высокую результативность, доказанную статистически. В рамках конкретизации специального профессионального содержания педагогической системы была разработана оригинальная система лекций и семинарских занятий, индивидуальных заданий для студентов МПФ, интенсифицирующая процесс их индивидуального творческого развития, расширяющая арсенал используемых в педагогике средств педагогического воздействия. Разработка выдвинутой нами проблемы и связанная с ней цель исследования отражают требования общества к качеству подготовки будущего учителя и являются актуальными для теории и практики современной педагогики.

На защиту выносятся следующие положения:

- единство целевого, управленческого, содержательного, процессуального, личностного компонентов структуры педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя обеспечи- . вает эффективность её функционирования;

лежащие в основе реализации системы формирования ИТСД будущего учителя педагогические факторы и условия включают: интеграцию содержания обучения путем связи общей целью и задачами поэтапного формирования ИТСД будущего учителя; проблематизацию содержания образования; организацию учебно-практической деятельности студентов, необходимо включающую элементы педагогического творчества;

содержание педагогической системы формирования ИТСД будущего учителя основано на использовании индивидуально-ориентированных методов работы и охватывает мотивационную, содержательную, процессуальную и контрольно-оценочную стороны деятельности студентов и преподавателей, обеспечивает формирование комплекса личностных и профессионально-важных качеств и умений, которые в совокупности определяют индивидуальный творческий стиль деятельности будущего учителя.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены научным подходом к решению рассматриваемой проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы, подтвержденными статистической обработкой данных.

Апробация работы осуществлялась в ходе экспериментальной работы на МПФ КГПУ (1993-1996 гг). Ход и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях:

1) "Новое в содержании и организации высшего педагогического образования" (Казань, ноябрь, 1993г);

  1. "Педагогические условия внедрения гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику" (Заинек, февраль, 1995 г.);

  2. "Проблемы, перспективы, опыт апробации и внедрения программы "Технология" (Москва, октябрь, 1995 г);

  3. "Актуальные вопросы музыкально-эстетического воспитания молодежи; опыт, проблемы, поиски"(Казань, декабрь, 1995 г.);

  4. "В будущее, сохраняя народные педагогические традиции" (Арск, май, 1996);

  5. "Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности" (Йошкар-Ола, июнь, 1996);

а также на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых Казанского государственного педагогического университета (1989-1996 гг), на лекциях-докладах в школах города Казани СШ № 51, татарской гимназии № 2, ДМШ № 5 г.Набереж-ные Челны, СШ № 1 и №3 Арска.

Методологический и содержательный анализ категории "индивидуальный творческий стиль деятельности"

Гармонично и разносторонне развитая личность была, есть и будет главной целью воспитания и образования. Долгое время понятие личности в нашем обществе было деформинировано, деиндивидуа-лизировано.

Между тем, разносторонне и гармонично развитая личность -это прежде всего свободно развитая индивидуальность или индивидуальная соразмерность разностороннего развития личности. "Всестороннее развитие личности - всегда одновременное формирование широкого спектра ее отношений к действительности и воспитание до высокого уровня по разным направлениям ее способностей" /29, с. 11/. "Учиться надо широко, специализироваться направленно" /80, с. 271/.

Академик Вл. Загвязинский отмечает : " Для большей кон- . кретизации целей образования важно наряду с понятием "развивающаяся личность" ввести понятие "формирующаяся индивидуальность". Это позволит нацелить педагогов на развитие самобытности, специфических возможностей и особенностей каждого растущего человека, а систему на стимулирование самореализации каждого"ГУГ", март 1993/. Актуальным для современного высшего и, конечно, педагогического образования становится изучение условий наиболее яркого, полного проявления индивидуальности студентов, вовлечения их в творческую деятельность, которую мы рассматриваем, как главный механизм раскрытия, раскрепощения, развития индивидуальности, способ ее бытия, форму ее существования, саморазвития, самоутверждения.

Важно, чтобы учитель, еще будучи студентом, имел возможность, способность раскрыть свое индивидуальное "Я". Тогда, быть может став учителем, он будет стремиться к тому же и в отношении своих учеников. "Только личность может действовать на развитие личности... 7198, с. 149/. Только творческая личность может воспитать творца.

Замечено, что каждый учитель при всей самостоятельности творческой индивидуальности несомненно несет печать вузовской подготовки. Вот почему, ставя своей целью воспитание индивидуальности, высшая школа сама должна обладать неповторимостью стиля, методов, педагогических технологий, наиболее полно раскрывающих индивидуальный творческий потенциал каждого вос-питуемого.

Проблема формирования творческой индвидуальности неразрывно связана с проблемой формирования ее индивидуального творческого стиля деятельности.

Мы считаем, что ядро теоретической концепции формирования индивидуального творческого стиля деятельности образуют 4 основные категории: стиль, индивидуальность, творчество, деятельность. Ключевой и отправной точкой нашего анализа будет категория "стиль".

Категория "стиль" есть общенаучное понятие, общекультурная категория. Понятие стиль относится к различным областям действительности: образу жизни и поведению, моде и мышлению, искусству, литературе, научной деятельности. Изначально, стиль -от латинского stilus, stylus - палочка для письма, способ изложения, склад речи. Наиболее ранние свидетельства существования понятия "стиль" относятся к античной риторике, где оно выступает как характеристика выразительных средств языка, речи. В дальнейшем понятие стиля связывалось с архитектурой, музыкой, литературоведением, лингвистикой, искусствознанием.

В наиболее общем значении понятие стиля определяется в философской энциклопедии как "характерное физиономическое единство какого-либо явления человеческой жизни и деятельности, типическая форма его внешнего выражения 7202, с. 135/. Таким образом, в философской трактовке, стиль - диалектическое единство формы выражения и формы организации любой системы, связанной с человеческой деятельностью.

На социально-психологическом уровне стиль - категория, выражающая определенный тип поведения людей.

Модель педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя

В рамках исследования проблемы формирования ИТСД учителя, мы поставили цель: на основе изучения практического опыта, анализа и систематизации научных рекомендаций по формированию творческой индивидуальности, индивидуального творческого стиля деятельности, создать модель педагогической системы формирования ИТСД учителя, апробировать ее в условиях массового обсуждения, экспериментального исследования и внедрить в практику. Данная модель педагогической системы была ориентирована на особенности функционирования в условиях реформирования системы образования, перехода на многоуровневую подготовку специалиста, новые образовательные стандарты. "... обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование..," /23, с.З./ Современная наука под педагогической технологией понимает проект определенной педагогической системы, содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, взаимосвязанную систему действий, направленных на решение конкретных педагогических задач. Педагогическая система, в свою очередь, есть определённая совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и - преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В определении Беспалько В.П.: "... педагогическая технология предполагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятель-ности самого учащегося /23, с. 12./ В таком определении, педагогическая система есть попытка гармонизации многих факторов, в т.ч. объекта обучения, содержания обучения, его условий, организационных форм. Как считает Вербицкий А.А.: "Если вести речь о формировании в вузе не просто квалифицированного специалиста, инженера -исполнителя, а творческой личности, то необходимо предоставить студенту возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, саморазвития. Эти возможности предоставляются в активном обучении, где задается "пространство" возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых студент выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности" /37,с.29/. В рамках такой системы осуществляется направленность организации учебного процесса на индивидуальный уровень развития каждой конкретной личности. Формы организации учебно-познавательной деятельности в этом случае должны быть адекватны формам будущей профессиональной деятельности. Эффективность педагогической системы должна быть гарантирована соотношением "цель-средство-результат (рис.1). Таким образом, модель педагогической системы формирования ИТСД учителя должна отразить условия, обеспечивающие эффективность функционирования системы, ее содержание и организацию учебно-практической работы. Исходя из вышеуказанного, мы определили для себя следующую последовательность этапов разработки модели педагогической системы формирования ИТСД учителя: 1.Описать конкретную цель проектируемой педагогической системы. 2.Выделить условия, от которых зависит достижение желаемого результата. З.Определить содержательный компонент педагогической системы, его структуру. 4.6ыбрать основные организационные формы деятельности, наиболее благоприятные для реализации педагогической системы. З.Апробировать модель на практике, с возможной коррекцией и дополнениями. Следуя данной логике, остановимся конкретно на каждом из выделенных этапов. Цель любой педагогической системы - это развитие личностных качеств, индивидуальности воспитуемого. Отсюда, цель проектируемой нами педагогической системы - это индивидуальный творческий стиль деятельности будущего учителя, как его интегральная характеристика. Структура ИТСД учителя представляет собой триединство общего (ядра), . особенного (специального) и единичного (индивидуального) (Рис.2). и максимального развития индивидуального потенциала каждой конкретной личности. Таким образом, 1-ый компонент ИТСД учителя - это содержание психолого-педагогической подготовки, знания в области педагогики и психологии; П-ой компонент - специальная подготовка будущего учителя (с учетом специфики факультета), выбор ведущей деятельности; Ш-ий компонент - индивидуальная работа (в т.ч. самостоятельная), направленная на развитие индивидуальных творческих способностей; предоставление свободного выбора дифференцированных заданий, наиболее соответствующих индивидуальным способностям и наклонностям студента.

Организация экспериментального исследования

Основные положения разрабатываемой системы формирования индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотетической модели формирования ИТС МПД осуществлялась в 3 этапа: 1) подготовительный; 2) непосредственно опытно-экспериментальная работа; 3) итоговый анализ. Подготовительная опытно-поисковая работа, в ходе которой была выработана методика исследования, разработаны критерии и параметры оценки изучаемых педагогических явлений, их качественные характеристики и количественные показатели,- проводилась с 1992 по 1994 гг. В рамках подготовительной работы бьш и описанный ранее социологический опрос (1.4). Пилотажные исследования по различным аспектам проблемы проводились так же в течение 1992-1994 гг. на базе художественно-педагогического факультета КГАКИ, музыкально-педагогического факультета КГПУ. Экспериментом было охвачено общей сложностью 275 человек. В нем участвовали студенты очной и заочной форм обучения. Обучающий эксперимент проводился на базе музыкально-педагогического факультета Казанского государственного педагогического университета в течение 3-х лет, с 1993 по 1996 год. Таким образом, для студентов экспериментальной и контрольной групп он длился с 3-го по 8-ой семестр. Рабочая выборка осуществлена из трех групп, с которыми соискатель вел занятия по хору в качестве концертмейстера. В задачи обучающего эксперимента входило: - экспериментально проверить основные теоретические положения, сформулированные в предыдущей главе, и убедиться в эффективности разрабатываемой нами системы формирования индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности, и связанных с ней педагогических условий, актуальных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. На первом этапе предстояло выявить уровень формирования ИТС МПД в условиях традиционного обучения. На втором - определить педагогическую эффективность предлагаемой системы. Констатирующий эксперимент включал анкетированную самодиагностику студентов и диагностический констатирующий эксперимент с последующей обработкой данных. Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях учебной работы и педагогической практики студентов в школе. Контрольная и экспериментальная группы состояли из 21 студента. Контрольная группа была заведомо более сильной, т.к. в со- . ставе этой группы были студенты с достаточно высоким уровнем допрофессиональной подготовки: закончившие городские (в большинстве - казанские) детские музыкальные школы, часть из них со средним специальным образованием (музыкальные, музыкально-педагогические, педагогические училища), и даже с опытом практической педагогической работы. Экспериментальная группа состояла в основном из выпускников сельских школ, часть из них не имела музыкального образования даже в рамках ДМШ. Таким образом, общий уровень профессионального развития студентов КГ был объективно более высоким, нежели уровень ЭГ, что и отразилось на начальных диагностических данных, в основе которых были предложенные нами и скорректированные в ходе социологического опроса, критерии. В качестве критериев мы взяли те личностные качества и профессиональные умения, которые, как мы выяснили в ходе предыдущих исследований, составляют индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности, являются основными его компонентами, ориентируясь при этом не на пере-числительно-назывную полноту перечня признаков, а на выделение ключевых- тех, которые являются наиболее характерными, узловыми и вместе с тем поддаются реальному обнаружению (замеру). В основе первого критерия - музыкально-исполнительская выразительность, следующее содержание: творчески продуктивное использование музыкально-иллюстративного материала, мастерство в привлечении музыкальных средств, умение оперировать различными видами музыкального исполнительства, передача эмоционально-образного содержания музыки, жанрово- . стилистическое разнообразие репертуара.

Ход и итоги формирующего эксперимента

Обучающий эксперимент строился в соответствии с выделенными этапами: 1) Формирование мотивационной готовности, интереса к формированию индивидуального творческого стиля музыкально- педагогической деятельности. 2) Используя содержание учебной деятельности на музыкально-педагогическом факультете, стимулирование индивидуальной творческой деятельности студентов. Применение педагогической системы поэтапного формирования ИТС МПД. 3) Отработка ИТС МПД в условиях педагогической практики студентов. На первом этапе - формирования устойчивой мотивации к обозначенному виду деятельности-студентам ЭГ (а также и 1-го и П-го курсов 030) в рамках предмета "Методика музыкального воспитания" диссертантом был прочитан разработанный им курс лекций по темам: "Индивидуальный стиль деятельности учителя", "Психология музыкально-педагогического творчества", "Творческий стиль учителя музыки", "Творческие портреты учителей музыки", "Музыкально-педагогическая культура татарского народа". В лекциях активно использовались методы диалога, диспута, "мозговой атаки", сравнительного анализа, часто возникали проблемные ситуации. В ходе коллективных дискуссий студенты определяли - что отличает хорошего учителя от плохого, плохого учителя от хоро- - шего, в чем суть творчества учителя музыки, в каких видах деятельности наиболее ярко проявляется индивидуальность педагога. В ходе "мозговой атаки" студенты выдвигали гипотезы разрешения проблемы формирования творческой индивидуальности будущего учителя музыки в процессе его профессиональной подготовки, предлагали- наиболее эффективные методы деятельности. Студентам было предложено самостоятельно определить составляющие компоненты ИТС МПД, подготовить и выступить с рассказом о творчески деятельных учителях. Таким образом, кроме информативной, ознакомительной цели данные лекции носили эвристико-поисковый характер, стимулируя творческое мышление, интерес к формированию индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности, как ведущему принципу будущей профессиональной деятельности. Кроме того, в предметах психолого-педагогических, музыкально-педагогических, музыкально-теоретических и музыкально-исполнительских циклов дисциплин были выделены разделы и темы, созвучные поднятой диссертантом проблеме, изучение которых было более подробным, акцентированным, с конкретизацией музыкально-педагогического содержания и объединено общей целью - формированием ИТС будущей профессиональной деятельности. Данные разделы и темы мы стремились объединить логической связью, поэтапностью и последовательностью от методологических, общедидактических идей формирования творческой индивидуальности педагога до их конкретной методической реали- . зации (Табл.№ 5 ). Студенты также самостоятельно изучали рекомендованную диссертантом научно-методическую литературу. Формой интергации полученных в этой системе знаний явился разработанный диссертантом спецкурс из названных выше лекций, а также цикл семинарских занятий - на П-ом, и индивидуальная коррекционная работа с каждым студентом ЭГ в период педагогической практики - на Ш-ем этапах экспериментальной работы. Таким образом, на мотивационном этапе дидактического процесса студенты вооружились необходимыми знаниями, обобщение которых, по нашему убеждению, способствовало устойчивой мотивации, интересу, психологической установке к развитию собственного творческого стиля будущей профессиональной деятельности и активному включению в соответствующую учебно-познавательную и профессионально-практическую деятельность. На втором этапе обучающего эксперимента на основе теоретической и психологической готовности происходило практическое освоение технологии формирования ИТС МПД. С этой целью, в рамках предмета "Методика музыкального воспитания" диссертантом был проведен цикл семинарских занятий. Кроме того, в содержание названных выше специальных и психолого-педагогических дисциплин были введены соответствующие задачи, задания на выполнение конкретных видов деятельности, способствующие в целом поэтапной отработке выделенных умений, не нарушая при этом логики и фукциональной направленности самих дисциплин (Табл. № 5 ). Тем самым была обеспечена содержательная взаимосвязь фундаментальных, специ- . альных дисциплин, их логическое структурирование.

Похожие диссертации на Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя