Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Лёхина Лариса Никифоровна

Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности
<
Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лёхина Лариса Никифоровна. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 197 c. РГБ ОД, 61:03-13/1914-4

Содержание к диссертации

Стр.
Введение 3

Глава I. Психолого-педагогические основы музыкально-
эстетического воспитания младших школьников в 12
процессе сюжетно-игровой деятельности.
1.1.Историко-методологический аспект музыкально-
эстетического воспитания младших школьников.

1.2. Особенности музыкально-эстетического воспитания
младших школьников в контексте идей значимости 46
игровой деятельности.

1.3. Музыкально-творческое развитие младших

79 школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Глава 2. Педагогические условия эффективности

музыкально-эстетического воспитания младших 95

школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности.

  1. Ориентация на комплексное взаимодействие различных видов искусств.

  2. Опора на проблемные ситуации, требующие музыкального творчества учащихся.

2.3. Моделирование драматургии музыкального занятия.

Заключение 174

Библиография 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрождение

общечеловеческих ценностей, широкое обращение к духовно -личностной сфере человека характеризуют современные педагогические поиски и решения. Активизируется процесс глубокого осмысления роли искусства в воспитании личности. Это находит отражение в ряде публикаций последних лет, в современных концепциях образования, в решении задач духовного обновления общества, при создании реальных условий для творческого развития человека. Среди этих условий важная роль принадлежит музыке.

Музыкальное искусство как явление художественное, ребенок осмысливает на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений как своеобразие средств музыкальной выразительности и духовного содержания произведений, выявляя при этом личную позицию и отношение.

Музыкально-эстетическое воспитание в условиях сюжетно-
игрового урока помогает развитию необходимых возможностей
для занятий любым видом художественного творчества
эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного

мышления, интонационного слуха, чувства метроритма, импровизационности, самостоятельности суждений и осмысленности оценок - закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть целого мира.

Содержание и формы организации сюжетно-игровой деятельности в музыкальном воспитании в начальной школе в наибольшей мере способствуют формированию позитивного

отношения к музыкальному искусству и целостному художественному постижению окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только удобен, но и органичен: художественные способности в этом возрасте синтетичны, музыкальные образы тесно переплетаются с образами литературы, пластики, театра, изобразительности.

Эти вопросы нашли отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки - Аристотеля, Платона, Я.А.Коменского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, Н.Я.Брюсовой , А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского и др. Ими сформированы теоретические основы эстетического и нравственного воспитания искусством, в том числе и музыкальным, художественно-эстетического образования, представлены воспитательные системы, связанные с установкой на развитие и раскрытие всех индивидуальных способностей учащихся.

Теоретические основы музыкально-эстетического и художественного воспитания воплотились в целом ряде научных работ Б.В.Асафьева, Н.А.Ветлугиной, А.А.Мелик-Пашаева, В.А.Разумного, Б. М.Теплова, Б.В.Яворского и др., где подчеркивается актуальность проблемы в школьном воспитании. Внимание к музыкальному воспитанию как к комплексному воздействию на развитие ребенка было связано с поисками эффективных методов развития творческих способностей подрастающего поколения. Отношение к музыкальному искусству и искусству в целом как «методологии человекознания» отразилось в трудах выдающихся психологов Л.В.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, П.М.Якобсона. Большой вклад в рассмотрение темы внесли теоретические исследования в области эстетики и искусствознания

(М.Г.Арановский.И.Ф.Бэлза.В.В.Ванслов.Ю.В.Келдыш.Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Р.Роллан, С.С.Скребков, К.С.Станиславский).

В исследовании заложен подход от сюжетности как явления к применению его на уровне музыкально-эстетического воспитания, что способствует широкому охвату объектов изучения и творчества, разнообразит художественно-эстетическое значение музыкального искусства, а также особую художественную атмосферу свободы, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувство изумления перед маленьким, но открытием. Сюжетно-игровые формы музыкальной деятельности помогают воспитать личность, желающую и способную творить, что В.А.Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума».Наличие разработок по отдельным вопросам сюжетности в музыкальном воспитании не снимает необходимости поиска в данном направлении, т.к. сюжетно-игровые действия на уровне структуры урока и цикла уроков не рассматривались, не вставал вопрос о возможности такого подхода, не учитывался вариант подобной деятельности как процесс музыкально-воспитательный. Таким образом, проблема заключается в устранении противоречия между современными требованиями к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников и способом его решения в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников? Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: теория и практика эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

Гипотеза исследования: предположение о том, что сюжетно-
игровая деятельность является эффективным средством
успешного и качественного усвоения музыкального материала
младшими школьниками и их музыкально-творческого
самовыражения при выполнении следующих педагогических
условий: ориентация на комплексное взаимодействие различных
видов искусств, в частности, различных видов и жанров
музыкально-художественного творчества; опора на проблемные
ситуации, предполагающие решение детьми музыкально-
творческих задач; моделирование драматургии музыкального
занятия.
Задачи исследования:

охарактеризовать методологические подходы к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

определить особенности музыкально-творческого развития ребенка в условиях сюжетно-игровой деятельности;

- выявить педагогические условия эффективности
музыкально-эстетического воспитания детей в процессе
сюжетно-игровой деятельности;

- в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать
авторское содержание сюжетно-игровых уроков и
проанализировать полученные результаты исследования.

Методологической основой исследования явились: философская теория эстетической выразительности (М.М.Бахтин, А.В.Лосев), идеи отечественных философов, утверждающих гуманистический подход к личностит её духовность и творческую самореализацию (Н.А.Бердяев.И.А.Ильин, В.С.Соловьев); психологическая теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теория эстетического воспитания (В.А.Разумный, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий); теория музыкальной педагогики

(Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова.

Методы исследования: изучение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ действующих и экспериментальных программ по музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников; исследования результатов тестирования, выполнения заданий учащимися, интервью и беседы с учащимися и педагогами; анализ личного педагогического опыта; экспериментальное обучение на основе разработанного сюжетно-игрового принципа в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- получены новые данные о ведущей роли сюжетно-игровой
деятельности в музыкально-эстетическом воспитании младших
школьников;

- раскрыта сущность, значение, содержание и структура сюжетно-
игрового урока как модели организации музыкально-эстетического
воспитания в начальной школе;

определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

разработана научно обоснованная методика, соединяющая различные виды музыкально-художественного творчества (музыка, изобразительное искусство, литература, пластическое интонирование, театрализация, творческие задания).

Теоретическая значимость исследования:

- расширены имеющиеся теоретические представления о
значимости сюжетно-игровой деятельности для успешности
музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

разработаны уровни, критерии и показатели музыкально-творческого развития младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности;

определены специфические особенности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности;

обоснованы положения о педагогической целесообразности использования сюжетно-игровой деятельности на уроках музыки. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно повысить эффективность музыкально-эстетического воспитания в начальной школе;

- исследование сопровождалось разработкой и апробацией
нового учебно-игрового пособия для детей «Путешествие в страну
интервалов», методических материалов, опубликованных в
журнале «Музыка в школе», в которых нашли отражение
теоретические положения диссертации;

- результаты исследования могут быть использованы учителями
начальных классов общеобразовательных учреждений, в практике
работы гуманитарных гимназий, студий музыкально-эстетического
развития младших школьников, в системе дополнительного
образования.

Этапы исследования. На начальном этапе (1992-1994 годы), который носил поисковый характер, был собран практический материал, послуживший основой для определения теоретических исходных позиций общей гипотезы исследования, а также круга исследовательских вопросов. Изучалась философская и психолого-педагогическая литература. На этой основе начались разработки по формированию сюжетно-игрового принципа

деятельности на уроках музыки в подготовительном и первом классе общеобразовательной школы и школы искусств на основе взаимодействия всех форм работы на уроке.

На втором этапе ( 1995-1996 годы) на базе городского методического объединения исследователем были прочитаны лекции для педагогов общеобразовательных школ и групп общеэстетического развития, раскрывающие особенности проведения уроков музыки с опорой на сюжетно-игровой принцип. Был проведен опрос учителей, работающих по традиционным и экспериментальным планам. Наблюдения и сравнения отмечались в рабочих дневниках и заметках исследователя.

На третьем этапе (1997-1998 годы) была разработана тематическая основа сюжетных уроков на первые годы обучения и уточнена содержательная насыщенность каждого урока. Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление и апробацию педагогических условий эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях сюжетно-игровой деятельности.

На четвертом этапе (1999 - 2001 годы) сопоставлялись и
обобщались результаты экспериментальной работы, изучалась
ееэффективность, анализировались и статистически

обрабатывались материалы исследований, были подведены общие итоги исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены:

- методологическим подходом, опирающимся на философские положения о гуманистическом подходе к личности, её духовности и творческой самореализации, на теорию эстетической выразительности; анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки;

применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и логике; сочетанием количественного и качественного материала и данных передового педагогического опыта; - опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Материалы
исследования были доложены и получили одобрение на научно-
практической конференции МГУКИ 2001г. «Хореографическое и
музыкальное образование: тенденции и развитие», при
проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями
музыки в общеобразовательных школах, школах искусств,
руководителями групп эстетического развития г. Череповца и
Вологодской области, на заседании городского научно-
методического объединения. Положения и выводы исследования
апробировались в ходе опытно-экспериментальной работы
автора в школах № 5, 21, 42, г.Череповца, групп
общеэстетического развития городского Дома знаний, школы
искусств при училище искусств в процессе многолетней работы.
Основные положения и главы диссертации обсуждались на
заседании кафедры эстетического и трудового воспитания
младших школьников Московского педагогического

государственного университета. По результатам исследования были опубликованы три статьи в журнале «Музыка в школе», в сборнике тезисов научно-практической конференции Московского государственного университета культуры - материал «Танец в общеобразовательной школе: вопросы и возможные решения», в московском издательстве «Классика - XXI» в марте 2002г. выпущено учебно-игровое пособие для детей «Путешествие в страну интервалов».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сюжетно-игровой урок является моделью организации музыкально-эстетического воспитания в начальной школе, где осуществляется эмоциональное воздействие на личность младшего школьника средствами музыкального искусства.

2.Педагогическими условиями достижения высокого уровня сюжетно-игровой деятельности младших школьников являются: эмоционально-положительная реакция детей на музыкальное творчество; использование музыкально-творческих задач, стимулирующих самостоятельность их решения; реализация вариативных форм сюжетно-игровой деятельности.

3.Сюжетно-игровой урок побуждает учащегося моделировать деятельность композитора, актера, хореографа, писателя и т.д., что приводит к осознанию музыкальной деятельности как художественного познания мира, нахождению общего языка между различными видами искусства и ощущению себя в роли маленького творца.

4.Сюжетно-игровая деятельность реализует актуальную потребность ребенка в воплощении художественно-творческих навыков в процессе музыкально-эстетического воспитания, что позволяет сформировать у детей эстетическое отношение к миру и самостоятельную творческую позицию.

Похожие диссертации на Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности