Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Померанцева Надежда Геннадиевна

Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников
<
Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Померанцева Надежда Геннадиевна. Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 191 c. РГБ ОД, 61:04-13/982

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников как психолого-педагогическая проблема

1Л Проблема экологического воспитания в философской, психолого-педагогической литературе 16

1.2. Концепция подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников 48

Выводы 69

Гдаеа 2. Содержание, формы и методы организации учебного процесса в педагогических вузах Франции по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников

2.1. Цели и направления подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников 72

2.2. Анализ учебных программ подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию 78

23, Методы и формы подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников 114

24. Возможности творческого использования опыта французских педагогических вузов по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников в условиях высших учебных заведений РФ 140

Выводы 153

Заключение 157

Библиографический список 164

Приложения 186

Введение к работе

Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов; усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием- Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание эксцентрического типа. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

В условиях построения правового государства в России формирование свободной социально ориентированной личности является ведущим направлением. Важная роль в этом принадлежит школе, учителю и поэтому проблема подготовки учительских кадров к экологическому воспитанию сегодня несомненно актуальна. Большое значение при подготовке будущих учителей к экологическому воспитанию имеет опыт зарубежных коллег, особенно французских. Французская педагогика имеет давние традиции и в то же время является типичным образцом европейской педагогики. Еще в 30-х годах ХХ-го столетия известный французский педагог-новатор С. Френе (С. Frene) создал оригинальную целостную педагогическую систему, направленную на свободное самовыражение личности и ставшую основой педагогического движения, получившего распространение во всем мире. Значительная заслуга С,

Френе состоит в развитии общей теории обучения и воспитания, одним из важнейших компонентов которой является «экспериментальный поиск», где в качестве основного средства предпочтение отдается изучению детьми природы и ручному труду и в то же время обосновывается значимость целостной концепции учебного и воспитательного процесса.

Во второй редакции Закона РФ (январь 1996) «Об образовании», который ориентирует сообщество россиян на международные стандарты в области культуры, отмечается, что государственная политика в области образования опирается на общечеловеческие ценности - приоритет отдается ценности жизни и здоровья человека, полноценному развитию личности, воспитания уважения к ее правам, воспитанию любви к окружающей природе. В апреле 1996 г. Президентом России подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Он, в частности, предусматривает формирование системы пропаганды идей устойчивого развития. Проблемы экологии приобрели глобальный характер и возникла необходимость создания развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования в качестве основы формирования экологической культуры, которая должна быть законодательно закреплена в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы [108].

В интересах совершенствования и развития системы экологического образования Министерство образования Российской Федерации осуществляет подготовку и переподготовку учительских кадров, способных применять современные педагогические технологии, включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и деловые игры. Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, воспитание личности свободной, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей собственную гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования подрастающего

поколения, что определяется подготовкой учителя, руководителя и организатора образовательно-воспитательного процесса в школе.

Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности и, в частности, к работе по экологическому воспитанию, сегодня составляет глобальную проблему, которая волнует педагогов и исследователей России и всего международного сообщества. В этих условиях важно использовать не только отечественный опыт, но и опыт наших зарубежных коллег, в частности, французских по вопросам подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию учащихся. Ибо знание его имеет особую значимость, так как проблема воспитания экологического сознания во Франции была поднята раньше, чем у нас в стране и имеет давние национальные традиции.

Факторы, побудившие французских коллег к созданию новой концепции экологического воспитания, это прежде всего неблагополучное экологическое состояние планеты: результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах.

Все это явилось основой для создания новой концепции подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников.

Большой опыт в решении вопросов экологического образования накоплен отечественными учеными. Методологии экологического образования посвящены исследования М.П. Арутюнян, A.M. Гендина, А.Н. Кочергина и др. ученых; с позиций психологии рассматривались экологические проблемы С.Д. Дерябо, БХ Лихачевым, В.А. Левиным и

другими учеными; содержание и формы непрерывного экологического образования разрабатывались А.А. Вербицким, Г-Н. Ягодиным и другими авторами; проблемам экологии человека посвящены работы Н.А. Агаджаняна, В.П. Казначеева, Е,А. Спирина и других ученых; школьному экологическому образованию посвящены исследования СВ. Алексеева, В.Е, Борейко, Н,Ф, Винокуровой, А,Н. Захлебного, ИД. Зверева, С.Н. Николаевой, Т.И. Ивановой, ИЛ, Суравегиной и других ученых.

В высшей школе вопросам теории экологического образования, концептуальным основам социально-экологических функций учителя, технологии проектирования процесса экологического образования и воспитания учителя посвящены исследования А.К, Бродского, А.А. Вербицкого, С.Н. Глазачева, ВА. Кобылянского, В.В. Пасечника, ГЛ. Сикорского и других.

Отечественные педагоги в своих исследованиях не раз обращались к различным вопросам, рассматриваемым французской педагогикой, однако проблема подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников не нашла в них должного отражения.

Так, в монографии Б,Л. Вульфсона "Школа современной Франции'1 представлены: школа Франции, ее структура, содержание образования, взаимосвязь политики, экономики и школы, вопросы подготовки учителя и его положение в школе и обществе. В своих публикациях [15, 18, 20] этот же автор критически рассматривает философские течения в развитии педагогики современной Франции, характеризует педагогическое творчество некоторых ее ученых, педагогов.

Объектом исследования Э.А. Саповой была общеобразовательная школа Франции, ее состояние после 2-й мировой войны, реорганизация школьной системы, тенденции в развитии содержания образования [138]. В диссертациях и публикациях Е.Я. Григорьевой, СВ. Дармодехина, А.Г-Кузнецова, Е.Б. Лысовой, ЮЛ. Ракчеевой, ТА. Резниковой, Е.О. Ришар, Ф.С. Славина, Э.С Соколовой, В.В. Тищенко, М.Е. Сысоевой, Д.Г.

Хасановой, Л Лі Шипиловой, О.Ю. Шигиревой [38, 77, 90, 91, 134, 144, 154, 156, 179] освещены проблемы обучения в начальной школе Франции; учебной и профессиональной ориентации; допрофессионапьной подготовки французских школьников; формирования духовных потребностей; нравственно-эстетического, полового воспитания в современной школе; подготовки студентов к гражданскому воспитанию школьников; преподавания русского языка во французских лицеях особенности детского движения; подготовки и повышения квалификации учителей. Вопросам программированного обучения в педагогике зарубежных стран, в том числе и Франции, посвящены работы академика Н.Д- Никандрова [103, 104].

Несомненно, Франция - одна из стран, в которой проблемы школьного образования и экологического воспитания, имеют доминирующее значение в государственной политике. Изучение современного состояния подготовки студентов педагогических вузов Франции, будущих учителей к экологическому воспитанию позволяет определить тенденции развития новых путей, условий, способствующих формированию экологической убежденности у школьников.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов педагогических вузов Франции.

Предмет исследования - процесс подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников.

Цель исследования - проанализировать современные концептуальные подходы в организации системы подготовки студентов педагогических учебных заведений Франции к экологическому воспитанию школьников для определения научно-теоретического значения и возможностей использования идей концепции экологического образования в отечественной теории и практике.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены основные задачи исследования:

1 - Анализ философской, психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования.

2. Анализ концептуальных подходов к подготовке студентов в
высшей школе Франции к экологическому воспитанию школьников,

  1. Выявление специфики подготовки студентов французских педагогических вузов к экологическому воспитанию школьников.

  2. Определение возможностей творческого использования в отечественной практике опыта подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников.

Методологические основы работы

Методологическую базу исследования проблемы составили идеи и принципы классической философии, универсальной этики и философии всеединства (Н.А, Бердяев, ВЛГ Соловьев, Н.Ф. Федоров, Г.Г. Шпет и др.), исследования в области современного эволюционизма и социоестественной истории (В.И. Вернадский, Э.В Гирусов, Л.Н. Гумилев, Н. Ф, Реймерс, Тейяр де Шарден); философия и методология глобачьного образования, гуманитарная парадигма и философия субъектно-гуманистического подхода (Ш,А. Амонашвили, А.С. Белкин, С. Н. Глазачев, В А. Сухомлинский, Bertrand У., Dewey J., Ditrkheim Е., Houssaye J,,Maslow A.).

Теоретическими источниками исследования явились:

фундаментальные работы в области философии и методологии образования и воспитания (Б.С, Гершунский, В.В. Давыдов, Э. Д. Днелров, И.Я. Лернер, НД, Никандров, М.Н. Скаткин, Ю,К. Бабанский, В.И. Журавлев, НИ. Пидкасистый, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, A. Giordan, Р. Valois, F. Jutras, С, Souchon, L, Sauve, P. Meirieu); теории образования и обучения, а также теоретические разработки в области содержания образования (AT, Асмолов, АЛ Вербицкий, ПК. Журавлев, И.Я. Лернер,

М.Н. Скаткин, Т. Roszak, Teilhard de Chardin, W. Harman, L.R. Brown, J. Campion, J. Houssaye, A. Giordan, С Souchon, L. Sauve); современные философские и психолого-педагогические концепции личности (Б,Г. Ананьев, Л.И, Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В, Петровский, В.А. Петровский, C.G, Jung., J. Piaget, J, Roberts, T, Roszak, L. Leshan, H. Jonas, J. Lavelle), теоретические и практические разработки в области гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю. Алексашина, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Y. Bertrand, J. Houssaye, Е. Durkheim, J. Grand'Maison, P. Teilhard de Charden и др.). Общечеловеческий подход к формированию целостной личности и использование в этом потенциала мировых ценностей был отражен в трудах таких ученых, как В.В. Бурков, Б.Л. Вульфсон, БЛ. Губман, J. Lavelle, L. Sauve [6? 19, 63, 105, 106, 203, 261,301],

Проблемам целостного формирование личности и экологического сознания личности как составляющей ее общей культуры уделяли внимание В.Г- Афанасьев, Э.В. Гирусов, С.Д. Дерябо, В.А, Ясвин, В.А. Караковский, Н,Д. Никандров, С. Френе, Y. Bertrand, P. Valois, F. Jutras, L. Sauve [2, 28, 33,43,106,203,266,301]

Труды отечественных ученых, посвященные истории и практике обучения и воспитания в западных странах, способствовали ее теоретическому осмыслению (В.П. Борисенков, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гсршунский, Е.Б. Лысова. З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова и другие) [15,16, 22, 25, 90, 92, 95,103, 104, 107].

Важными для раскрытия изучаемой проблемы являются труды отечественных педагогов и психологов О.В. Дашкевича, Л.Д, Кузьминой, Л.Ф. Спирина, В. Г. Степанова, А.Н. Щербакова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина [39, 43, 79] в области исследования психологических особенностей учительской деятельности.

Вопросы экологического образования и воспитания, а также подготовки педагогических кадров к осуществлению этой деятельности

рассматриваются и в других областях наук, таких как философия, социология, психология и др. (В,И. Баранова, Э.В. Гирусов, И.М. Ибрагимов, Т.Е. Иванова, В.А, Ситаров, С.Д, Дерябо, В.А. Ясвин, Y. Bertrand, P. Valois, F. Jutras, J.M. Boullier, W. Carlsen, A. Giordan, C. Souchon, H. Jonas, I. Racine, T. Roszak, L. Sauve и др.) [27, 28, 43, 198, 203, 209,239,252,292,300,301].

Ученые обратили внимание на широкий круг актуальных проблем, дающих целостное представление об экологической культуре. Среди них -экологическое мировоззрение, экологическое мышление, экологическая ответственность, экологические инициативы и многие другие. Осознание необходимости формирования и развития этих качеств будущим педагогом сегодня является чрезвычайно важным.

Выявленная тенденция во французских публикациях по данному вопросу связана с пересмотром экологического образования в направлении усиления акцента на формирование эколого-ценностных ориентации. В связи с этим большое значение уделяется вопросам изменения технологии обучения школьников и соответственно подготовке преподавателей к решению этих вопросов (Y. Bcrtrand, P. Valois, F, Jutras, L. Sauve и др_) [198,200,201,203,301].

Основные методы исследования

В основе диссертационного исследования лежат теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической, социологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ, метод описания, обобщения и систематизации, сопоставление различных источников (документы Министерства Национального Образования Франции, статистические данные, труды отечественных и французских авторов, материалы педагогической печати); исследовательские беседы и интервью с французскими специалистами в области подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников, непосредственное знакомство с опытом работы

университетских институтов по подготовке учителей - IUFM Франции и рассмотрение возможности экстраполяции этого опыта в практику отечественной педагогики.

В силу разных подходов к определению педагогических понятий особое внимание было уделено выявлению их характеристик и лексического соответствия. Сложности и трудности исследования состояли и в том, что значительная часть литературы по нашей теме на русском языке отсутствует, и поэтому главным источником при работе над диссертацией служили зарубежные источники на французском языке. Были исследованы французские издания, содержащие научную информацию и фактологический материал («Le Monde de Teducation», «L'Education», «Les Cahiers pedagogiques», «Recherches pedagogiques», «Revue francaise pedagogiques»).

Впервые в отечественной педагогике диссертантом были переведены на русский язык и использованы труды Л. Сове (L. Sauve), И. Бертрана (Y, Bertrand), П. Валуа (P. Vaiois), Ф, Жютра (F. Jutras), Ж. Хоссей (Hossaye J,), Р. Лежандра (R. Legendre), Ж. Перлен (J. РегНп) [202, 203, 266, 285s 291, 301], недостаточно изученные нашими исследователями. В них рассматривается история развития понятия экологии во французских источниках, процесс становления экологического воспитания во французской школе; фактический материал о системе обучения и воспитания в высшей школе Франции, новейших подходах к формированию экологического сознания, оценка принятых правительством постановлений- Проведенный анализ дал возможность более широко осветить интересующую нас проблему, В процессе работы над темой использованы законодательные акты французского правительства, Министерства Национального Образования и ряда образовательных учреждений,

1 IUFM - государственное высшее учебное педагогическое заведение во Франции.

Научная новизна и теоретическая значимость

Автором исследования предпринята попытка содержательного рассмотрения и анализа системы подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников, что позволяет утверждать актуальность ряда инноваций. Актуальность исследования состоит и в том, что в психолого-педагогической литературе на русском языке не нашли должного отражения (недостаточно исследованы) специфические черты системы подготовки студентов во Франции. Одна из задач в ходе исследования состояла б восполнении этого информационного пробела.

1, Дана характеристика концептуального подхода к экологическому
воспитанию в вузах Франции и определены его особенности:

в центре образовательного процесса - личность ученика;

выявлен менздисциплинарный и многодисциплинарный подходы и их особенности в экологическом образовании;

обьединение людей в сообщества единомышленников для решения вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов;

формирование экологической убежденности будущего учителя в рамках парадигмы сомнения.

2. В работе представлены актуальные подходы к формированию
системы экологических ценностей у школьников, позволяющие
использовать их в отечественной практике (специальные методы
экологического образования и воспитания; экосоциальная
изобретательность; развитие планетарного и междисциплинарного
мышления; формирование понимания необходимости действий в
коллективе на пользу всему человеческому сообществу и др.);

3. Исследованы особенности составления программ подготовки студентов по экологическому воспитанию школьников: межпредметные

связи, многодисциплинарность, обучение студентов на базе школьных

программ;

4. Изучены новые методы и формы подготовки студентов педагогических вузов Франции к эковоспитанию школьников (методы аналогии, межличностного обучения, изучения случаев, интегрированного образования; критического пути и выбора; деконтекстуализация и контекстуализация; метод отраженной мысли, исследовательский метод действия, метод высвобождения; метод директивный, тренера, наблюдателя, окружения, этапности, совпадающих открытий и др.).

В процессе анализа французских источников выявлены педагогические условия, которые способствуют эффективному осуществлению экологического воспитания школьников (подготовка социально ответственного учителя, формирование критического мышления; организация школ на природе, контакт с сообществом, выход на практические действия, участие в конкретных проектах; экскурсии с целью познания людей, экологических ценностей) и определен характер их влияния на профессиональную подготовку студентов к эковоспитанию» На основе анализа новейшей педагогической литературы описаны различные методы и формы профессиональной подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников. В научный оборот введены оригинальные источники, часть из которых ранее не использовалась в отечественной педагогике (И. Бертран, П. Валуа, Ф. Жютра, Л. Сове, Р. Лежандр, Ж, Перлен и другие) [203, 266,285,291, 301].

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при сопоставительном анализе опыта развитых стран в области подготовки будущих учителей; при дальнейшей историко-педагогической разработке исследуемой проблемы.

Фактологический материал, переведенный автором и представленный в диссертационном исследовании, может быть использован при разработке учебных курсов, таких как история

педагогики, сравнительная педагогика, а определенные идеи - в преподавании экологии, составлении программ по экологическому воспитанию для педагогических вузов, коллежей, школ.

Достоверность научного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением общеизвестных методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, проведением сравнительного анализа опыта и уровня подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников, длительным изучением практики экологического образования в высшей школе Франции, широким использованием первоисточников на французском языке.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Необходимость смены антропоцентрического экологического сознания и общей культуры сообщества, его традиций, политики на эксцентрический тип сознания (гармоничное отношение к окружающей среде: бережное отношение к людям, к среде, к отношениям между людьми и др.) в связи с масштабами экологической катастрофы, неизбежным обострением конкуренции за жизненные ресурсы, нарастанием контраста между «ожидаемым будущим» и реальностью, вероятностью насильственных решений проблем перераспределения природных ресурсов.

  2. Концептуальные подходы в подготовке будущих учителей к экологическому воспитанию старшеклассников во Франции:

в центре экологического воспитания — человек;

формирование экосоциальной ответственности учителя;

изменение веры, взглядов, поведения и позиции личности.

3. Формирование экологической убежденности находится в зависимости от умения общества обосновать новую систему экологических ценностей, которая способствует:

стремлению жить в согласии с окружающей средой, проявлению нового поведения людей

обретению новой культуры,

пониманию глобальности экологических связей,

возникновению новой этики» основанной на уважении
природы человека, его достоинства.

4. Комплекс педагогических условий, создание которых способствует совершенствованию экологического образования школьников, разработанных во Франции:

критическое мышление, включающее деконтектстуализацию и контекстуализацию знания,

междисциплинарность и многодисциплинарность,

экосоциальная изобретательность,

контакт с сообществом,

выход на практические действия,

участие в конкретных проектах и др,

Проблема экологического воспитания в философской, психолого-педагогической литературе

Экология устанавливает законы, которые регулируют отношения организмов одновременно с их физико-химической окружающей средой и растениями и животными, с которыми они сосуществуют. Она, до некоторой степени и одновременно, экономика и социология природы, (Le Monde (03.69)). Она интересуется факторами среды, которые влияют на живые существа; влиянием живых существ на среду; структурой и динамикой сообществ; структурой и динамикой экосистем. Сове Л. [266» р.422].

Развитие отношений человека с природой начинается в архаическую эпоху. Взаимодействие с природой носило не только прагматический характер, но для человека природа была еще и «родным домом», природа -это не только материальная, но и духовная ценность.

Существенную роль в формировании отчужденности от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Развитие общественного сознания привело к тому, что человек перевел взгляд с природы на самого себя, и в центре внимания оказалась проблема родовых, семейных связей. Это стало первым этапом отчуждения.

Второй этап связан с эпохой античности, с системой представления о богах, как творцах природы. Раз человек и природа созданы богами, они перед богами равны, но отчуждены друг от друга, возникает понимание ценности непрагматического взаимодействия с миром природы: для античного человека природа - это не только материальная, но и духовная ценность. Природа начинает выступать как образец, идеал гармонии, которой человек должен научиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни.

Третьим этапом отчуждения человека от природы явилось появление монотеистических религий, в частности, христианства.

Система представлений в христианстве строится на основе иерархии «Бог - человек - природа». Главное отличие человека, созданного «по образу и подобию» божьему, от всего природного - наличие у него нематериальной божественной души. Христианство кардинально изменило характер взаимодействия с миром природы, переведя его в плоскость абсолютного прагматизма. Оно освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с природой, превращенной в «сырье», лишенное какого бы то ни было священного смысла. Таким образом, было завершено отчуждение в религиозной форме.

На четвёртом этапе важнейшую роль в отчуждении от природы сыграло картезианство (термин происходит от Cartezius - латинской транскрипции имени Р. Декарта, основоположника этого философского учения). Конечную цель деятельности человека картезианство видело в его господстве над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, которые позволяли бы это господство обрести - «человек - царь природы». Природа должна служить человеку- Последний шаг в формировании отчужденности от природы был сделан: она признана лишенной всякой самостоятельной ценности, объектом манипуляций во имя прогресса.

Этот последний - четвертый - шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису, вызванному переходом к технологическому, урбанистическому направлению развития цивилизации.

Прямым следствием нерационального природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах.

Французские исследователи (Сове JL, Бертран И. и др.) подчеркивают, что к общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие: загрязнение окружающей среды, интенсивное сокращение площади лесов, деградация почвы — опустынивание, засоление, разрушение ее структуры; изменение климата — его потепление, озоновые дыры и др. Общим негативным итогом сложившегося экологического неблагополучия биосферы является ухудшение здоровья людей — взрослых и особенно детей, что отрицательно влияет на генофонд планеты. Тесно связаны с обозначенными и проблемы, затрагивающие качество жизни людей, — проблемы энергетики, здоровья, питания. Ведущие отечественные и зарубежные философы и экологи одной из главных экологических проблем считают рост народонаселения Земли (RH, Моисеев, С,Н. Глазачев, А,Н. Захлебный, БЛ\ Лихачев, С.В, Алексеев, Н.М. Мамедов, И.Д. Зверев, И.Т. Суровегина, Л. Сове, И. Бертран, П. Валуа, А. Жиордан (A, Giordan), С. Сушон (С, Souchon), Т, Розак (Т. Roszak), Г, Бейтсон (G. Bateson) и др.). Увеличение численности населения планеты напрямую влияет на ее экологию (социально-экологическую емкость среды). Общим итогом такого «освоения природы» стал экологический кризис — дисгармония между обществом и природой, дисбаланс между человеком и жизненной средой.

Выход из сложившейся ситуации, как отмечают П. Валуа, Л, Сове, СН. Глазачев, Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, И.Т, Суровегина, СМ. Николаева и др., может быть найден только в том случае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности. В 1982 г. скандинавское миротворческое движение организовало «Марш мира» из Стокгольма в Москву. На первый план была выдвинута идея единства мира. Сегодня становится очевидным, что мы все включены в одну жизненную систему, поддерживающую существование каждого из нас, Границы, нарисованные на карте, условны. Обособление вредит нам всем, ведь различия между нами несущественны по сравнению с тем, что нас объединяет.

Мы принадлежим к единому человеческому роду, призванному жить в гармонии на крошечной и уязвимой планете. Поэтому должны научиться внимательному и заботливому отношению к той сложной системе, в которую мы интегрированы, утверждает Е. Нордланд2.

В конце II тысячелетия численность населения составила 5 миллиардов. Сейчас человечество владеет огромным потенциалом разрушения, очень многие наносят окружающей среде ущерб своим образом жизни. В такой ситуации, в этот исторический момент люди не могут выбирать образ жизни произвольно, по своему усмотрению. Сейчас необходимо постоянно задавать себе вопрос: как повлияет наш образ жизни на целостную систему, в которую мы включены? В интегрированной системе произвольное поведение принадлежащих к ней людей вредит и системе, и самим этим людям, подчеркивает в своем исследовании «Воспитание относительно окружающей среды» Л. Сове [301].

В настоящее время происходит становление новой, переходной исторической эпохи, которая нуждается в новых способах мышления, поведения, в создании новых социальных институтов. Данная ситуация поставила общество перед необходимостью формирования нового мировоззрения (R Нидерланд, Л. Сове, В. Митина), [128, 301]

Концепция подготовки студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников

Для обеспечения здорового развития общества, индивида и охраны и восстановления природы необходимо рассмотреть некоторые возникшие к началу ХХІ-ого века важные экологические проблемы, решение которых необходимо для глобальной организации Земли. Это, в свою очередь, требует развития экологического мышления у всех людей. Хотя проблемы охраны природы на первый взгляд составляют, в конечном счете, ограниченный круг вопросов (А. Петижан (A. Petitjean)), решение их определяется не только заботой об окружающей среде (Ф. Гаттари (F. Guattari)), стремлением к улучшению эффективности работы школы созданием более эффективных технологий педагогического взаимодействия. Решение заключается скорее в новом видении мира и в создании новой культуры. Правильная постановка школьного образования сможет этому способствовать [286].

Решение экологических проблем Земли должно начинаться, прежде всего, с более общего видения эволюции Планеты. Следующий шаг -осознание того, что будущее Планеты должно быть другим по сравнению с её настоящим. Так Е. Морен (Е. Morin) считает, что «необходим поиск новых технологий для разрешения и предотвращения экологических проблем, кроме того, должны создаваться новые экологические ценности. Экологическое сознание солидарности должно заменить культуру соревновательности и нападения, которые управляют в настоящее время мировыми отношениями» [278, Р. 23].

Человечество создало свои проблемы и оно ответственно, в значительной степени, за сложившееся положение, так как действует большей частью, не думая о последствиях. Следует изменить наше мышление таким образом, чтобы мы могли ответить па главные экологические вопросы: контролирует ли общество создание своего будущего? Новая окружающая среда - это что? лагеря смерти? Как организовать наше мышление для создания достойного будущего? Как создать другую культуру? Как изменять культуру деловых людей, новых хозяев мира? интеллектуалов, гордящихся своей культурой, но не участвующих в нашей ежедневной реальности? Как действовать в нашей социокультурной среде? Все это требует обновленного образования, основанного на долгосрочном видении проблем, и на новых отношениях между исследователями и практиками, как подчеркивают в своем исследовании И. Бертран, П. Валуа, Ф. Жютра.

А. Жиордан, Ж. Росней (Rosnay), Е. Морен, А. Наесс (Naess) и Т. Розак (Roszak) предлагают поразмышлять над новым будущим. Они осознают драматическую остроту проблем, касающихся всей Земли, однако, ностальгия по прошлому не способствует их разрешению. Также специализация, как она осуществляется в настоящее время в наших учебных заведениях, не позволяет увидеть проблему в целом. Знание экологично, если оно не делится на предметы, программы, курсы, уроки, цели, а помогает обрести общее видение проблем общества. Экологическое воспитание школьников основывается на экологической философии, которая служит основой концепции образования (Ж. Дьюи, Л. Сове, И. Бертран, П. Валуа).

Главная идея экологического воспитания, провозглашенная французскими учеными и исследователями: такое преподавание знаний, которое позволяет в результате переосмысления прочувствовать их, присвоить и пользоваться ими на практике. Такое приобретение знаний делает их действенными, благодаря чему они используются в решении конкретных экологических задач, способствуют развитию нового мышления и входят в новую культуру, воспитывающую нового человека. Такое преподавание служит базой обновления системы экологических взглядов, когда среда жизни становится предметом изучения, постижения и объектом направленного вмешательства. Таким образом, дистанция между школой и средой жизни должна исчезнуть, подчеркивает Л. Сове.

Школа - общественное учреждение, которое может играть значительную роль в изменении мышления, а воспитание, по мнению Ж. Миаларе (Mialaret) - общественный процесс, который происходит в данном времени, внутри данного общества, и постоянно ориентирован системой конечных целей, в отсутствие которых, невозможно говорить о воспитании3. Таким образом, осуществляется связь между конечными целями воспитания и экологическим состоянием Планеты [275]. Е. Дюркхейм (Е. Durkheim) пишет, что «среднее образование уже более полувека находится в состоянии кризиса». И добавляет: «везде педагоги и просто государственные служащие сознают, что возникшие изменения в структуре современного общества, во внутренней экономике, во внешних отношениях, требуют не менее глубоких изменений нашего учебного организма»

Цели и направления подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников

Качества, необходимые человеку мира, основные качества, необходимые человеку будущего: индивидуальное мышление, воля, основные условия гражданского общения - умеренность и самоконтроль. Экология, являясь связующим звеном между организмами и окружающей средой, должна убеждать каждого индивидуума в необходимости строго и методично контролировать свои поступки, принимать в расчет связи, которые объединяют его отныне с природной средой. С точки зрения экологистов, он должен научиться вести себя сдержанно и разумно: в этом, условие существования экологического порядка, основанного на осознанном принятии его индивидуумами.

Будущий воспитатель должен знать, что воспитанника необходимо научить соизмерять свои поступки в окружающей среде с их полезностью для общества, для ее настоящего и будущего. В этом заключается сущность процесса экологического воспитания. Приобретённые знания и умения свидетельствуют о включении обучающегося в обширную сеть социальных взаимозависимостей, в которые вписываются ежедневные поступки индивидуумов, начиная с семьи и, кончая нацией. Зависимость друг от друга заставляет каждую личность очертить границы своей свободы, облекать в уважительные формы свои поступки, общественные отношения, отношения с окружающей средой.

Воспитатель, приучая воспитанника предвидеть последствия своих действий, должен способствовать развитию необходимого психологического настроя, приобретению знаний, умений, ценностей и опыта, формированию убеждений, а также желаний, которые помогут действовать (как индивидуально, так и коллективно) для решения актуальных проблем окружающей среды.

По мнению Л. Сове, будущему учителю нужно знать, что в процессе экологического воспитания важно научить ученика оценивать последствия своих поступков в интересах окружающей среды [266, С. 460]. Личность, обучаясь предвидеть последствия своих поступков, будет совершать только те, которые с социальной точки зрения необходимы всему обществу.

Мораль, которую учителя должны распространять, опирается на принятие всеми принципа обратимости: каждый по отношению к другим должен делать только то, что он сделал бы по отношению к себе самому.

Такая мораль носит императивный характер: учителя ставят перед собой цель обрисовать пространство социального экологического запрета. Они должны регулировать действия воспитанников, побуждая их принимать определенные типы поведения (бережное отношение к окружающей среде); избегать некоторых форм поведения (загрязнение окружающей среды, неуважительное отношение к природе и окружающим людям), формировать экологическую сознательность и убежденность. Идет ли речь о «справедливости» или «несправедливости», о «добре» или «зле», о «правде» или «лжи», экологическая сознательность представляет целый ряд «классификаций», позволяющих индивидам, осмысливать свое собственное поведение в окружающей среде и определять свою ответственность за него.

Учитель в процессе экологического воспитания преподаёт совокупность предписаний поведения, направленных на сотрудничество: умение установить согласие, ценностное отношение к окружающей среде. Это обеспечивает целостность и развитие сообщества людей на планете, в этом и состоит общественное значение экологического сознания, считается, что его должны разделять все люди; эти нормы поведения представляют собой важнейший аспект социального лица человека.

Как показал анализ исследований Л. Сове и ТТ. Валуа, экологическое образование и экологическое воспитание опираются на два компонента: с одной стороны - знание, предполагающее воспитание как познание, с другой - практика, регулирующая обыденную жизнь в соответствии с требованиями сохранности окружающей среды5. Только при этих условиях осуществляются три основных миссии экологического образования: воспитание, обучение, социализация.

Экологическое сознание, по мнению Ф.Жютра, учитывая нынешнее состояние мирового сообщества, предполагает отсутствие национальных границ экологического сознания, так как размеры экосистемы вариативны и могут распространяться на всю биосферу.

В процессе проводимого исследования приходим к выводу, что формирование экологического сознания в каждой стране, в каждом государстве, становится наднациональным, международным.

Проблема эковоспитания и пути ее решения нашли свое отражение в рекомендациях Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 19 ноября 1974 года, которые имеют международное значение. Рекомендации содержат:

базовые понятия терминов (воспитание; планетарное, экологическое, гражданское воспитание; международное взаимопонимание, мир, сотрудничество, права человека),

Возможности творческого использования опыта французских педагогических вузов по подготовке студентов к экологическому воспитанию школьников в условиях высших учебных заведений РФ

Гуманизация образования как экологизация с апелляцией к чувствам человека (к его эмоциональной сфере). Гуманизация образования - это не только повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин. Одним из важных элементов этого процесса является правильное, расширяющее миропонимание человека построение экологического образования в школе. Представляется, что это не просто изменение содержания естественно-научных дисциплин, усиление их экологической составляющей. Речь идет о гораздо более широкой проблеме, касающейся поиска путей экологизации сознания человека. При этом нельзя ограничиваться апелляцией только к разуму человека, важно задействовать и его эмоциональную сферу. Ведь есть разные формы познания действительности - и логические, и внелогические. В основе мировоззрения лежат не только знания.

Овладение принципами экоцентрического мышления, - в отрицании противопоставления человека и природы, в признании их партнерского взаимодействия, в балансе прагматического и непрагматического в отношениях человека и природы, в изменении потребностей и отношения к окружающей среде.

В экологическом образовании существует установка на то5 чтобы обучать способам и технологиям рационального природопользования и восстановления нарушенного экологического равновесия в биосфере (изменение окружающего мира). Но существует и другая установка -воспитание экологически культурного человека с измененными потребностями и отношением к окружающей среде (изменение самого человека). Первая ведет к трактовке экологического образования как элемента специальной естественно-научной, технической подготовки, но не обеспечивает овладения принципами экоцентрического мышления, а ведь именно оно заключается в отрицании противопоставления человека и природы, в признании их партнерского взаимодействия, в балансе прагматического и непрагматического в отношениях человека и природы. Не считая первую установку заблуждением, полагаем, что предпочтение следует отдать второй; в ней подчеркивается необходимость преобразования мировоззрения личности, овладения фундаментальными принципами экоцентрического мышления.

Главная цель экологического образования сегодня - становление экологически культурной личности. Экологическая культура видится как интегральное образование, отличающееся культурой познания и отношения к миру. Достижение этой цели требует переосмысления задач экологизации и гуманизации образования. Последняя понимается нами не просто как насыщение образования экологическими, гуманитарными и социальными предметами, а как глубокое осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека, общества и природы_(коэволюция общества, человека, техносферы и природы).

Свобода и ответственность (не «свобода от», а «свобода для») -регуляторы эколого-образовательной педагогической системы. Установка на свободное самовыражение личности, на раскрытие ее творческого потенциала основывается на создании условий для развития личности свободной и ответственной за свое существование в мире. Гуманизация образования - не просто отказ от авторитарности и опоры на внешнее стимулирование овладения знаниями, а апелляция к глубинным горизонтам сознания личности, установка на ее свободное самовыражение, на раскрытие ее творческого потенциала.

Воспитание экологически культурной личности в контексте новой экологической парадигмы основывается на создании условий для развития личности свободной и ответственной за свое существование в мире. Свобода и ответственность - вот те два регулятива, которые должны быть положены в эколого-образовательную педагогическую систему, способную помочь в становлении личности, готовой воплощать в жизнь идеи устойчивого развития. Специалисты констатируют, что образование, как и природа, тоже находится в условиях кризисного функционирования. Это обусловлено прежде всего тем, что в том и другом случае субъектом и объектом является человек как элемент этих систем. Преодоление обоих кризисов возможно, лишь если мы будем заботиться о человеке и создавать условия для его становления как личности.

Свободный, творческий характер развития личности должен стать приоритетным в современном образовании. Можно сказать, что такое образование призвано быть «экологичным» по смыслу, форме, достигаемым результатам. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллируя только к экономическим, правовым, техническим аспектам его знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. Значительный эффект будет достигнут, если в образовательном процессе использовать принцип гуманистической педагогики - саморазвитие. И, конечно, деятельность, а не созерцание помогают в реализации своего «Я» любой личности. Полнота себя осознается личностью через единение с людьми, через служение обществу. Такая деятельность должна осуществляться свободно, а движение личности к свободе идти не по принципу «свобода от», а «свобода для». Осознанное включение человека в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение развитости его экологической культуры.

Таким образом, экологизация образования это не просто процесс насыщения его содержания экологическими знаниями. Это акт, направленный на раскрытие в человеке потребности в саморазвитии, которое не может осуществляться в отрыве от природы. Становление эксцентрического сознания у человека должно являться для него личностной ценностью и совпадать с целью и задачами экологического, «экологичного» по формам и средствам образования.

Наша обязанность - оставить будущим поколениям мир в лучшем состоянии, чем он был при нас. Крайне важно, чтобы люди, использующие науку и ее принципы для совершенствования общества, делали это с чувством глубокой социальной ответственности. Частью этой ответственности должно стать осознание того, каким образом наши действия соприкасаются с обществом, экономикой и окружающей средой.

Политическое значение концепций глобального гражданства, национального гражданства и местного гражданства. Важность этой сферы частично связана с социальными проблемами и пониманием роли образования в развитии гражданского общества и ответственности каждого за состояние цивилизации. Эти понятия тесно сопряжены с концепциями глобального гражданства, национального гражданства и местного гражданства- В последнее время эта сфера приобрела особо важное политическое значение. Ученые должны понимать это и работать на благо общества. Обществу крайне необходима их высокая гражданская позиция.

Похожие диссертации на Подготовка студентов педагогических вузов Франции к экологическому воспитанию школьников