Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Косибород Ольга Львовна

Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника
<
Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Косибород Ольга Львовна. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:04-13/2740

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки исследования П.

1.1. Требования современной социально-экономической ситуации к уровню творческого развития личности [I

1.2. Проблема творчества в нсихолого-педагогической литературе и исследованиях 18

Выводы по первой главе 59

Глава II. Условия подготовки студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника в процессе музыкально-творческой деятельности 61

2.1 . Роль творческой деятельности в формировании личности школьника ..61

2.2.Особенности музыкально-творческой деятельности школьников 70

2.3. Отражение в содержании подготовки студентов путей формирования качеств творческой личности школьника 77

Выводы по второй главе 106

Заключение 109

Список литературы 112

Приложения 129

Введение к работе

Темп и результаты реформирования социально-экономических отношений, проходящих в нашей стране, связаны с готовностью общества в целом, и каждого человека в частности не только адекватно оценивать суть происходящих изменений, но и вносить свой вклад в процесс преобразований. В настоящее время выросла дифференциация в обществе, по-новому складываются условия для образования, самореализации личностных устремлений молодежи. Важное значение приобретает формирование социально и творчески активной личности выпускника современной школы, как одного из основных факторов экономического, социально-политического и культурного прогресса страны.

Становление школьника как личности, его адаптация к новым сложившимся условиям требует от него повышенной творческой активности, развития творческих качеств начиная со школы. Вот почему сегодня возникла существенная необходимость подготовки специалистов в системе среднего педагогического образования, способных создать условия, позволяющие компенсировать воздействие негативных факторов в формировании личности.

В условиях деформации нравственных идеалов, снижения престижа знаний, роста негативных явлений в молодежной среде возрастает значение образования в контексте овладения учащимися ценностями культуры во всем ее многообразии, как важного средства формирования личности. Все это обусловливает возрастающее значение проблемы воспитания творческой активной личности, разработки путей и средств ее формирования в современном образовательном учреждении.

Проведенный нами анализ имеющихся исследований и педагогической практики показал, что принятие личностью приоритета общечеловеческих ценностей требует реализации культурологического подхода и связанного с этим такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем ее мире и его творческого освоения. Погружение ребенка в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового, выступает действенным средством формирования качеств творческой личности.

Наиболее приемлемым является включение учащихся в те виды творческой деятельности, которые соответствуют личностным особенностям ребенка. Проведенный анализ различных направлений проявлений активности учащихся школ показал особую значимость музыкального творчества и огромную актуальность формирования музыкальной культуры школьников.

Научное обоснование проблемы детского творчества сформулировали ведущие ученые в области общей, возрастной и педагогической психологии - Богоявленская Д.Б.. Леонтьев А.Н, Ломов Б.Ф,, Матюшкин A.M.; в области психологии искусства Анциферова Л.И., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Кузин B.C., Лук А.Н. Пономарев Я. А. и другие. (120, 115, [09, 51, 110).

Нельзя не отметить значимость исследовательского материала по проблеме духовной и нравственной культуры таких авторов, как Власова Е.И., Зарецкая И.П., Петракова Т.И., Фомичева Т.В., Харчева В.Г., а также авторов, занимавшихся исследованием творчества школьников с позиций теории и методики: Бсзюлева Г.В., ВоленкоО.И., ГановаТ.В., Гринева А.В., Комарова Т.С.. Тимофеева Т.В., Шаронип Ю.В. Шпикалова Т.Я., и др.<45,100,101, 175. 186, 190)

Между тем, наряду с очевидными достижениями в теории и практике формирования творческой личности, остается недостаточно изученной возможность подготовки студентов педагогического колледжа по формированию качеств творческой личности на основе использования музыкально-творческой деятельности школьников, как наиболее распространенной в сфере интересов современной молодежи.

Стремление внести вклад в решение этой проблемы делает исследование актуальным.

Актуальность и значимость темы, недостаточная ее разработанность в педагогической науке и практике обусловили выбор темы исследования «Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника ».

Все вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимы для подготовки студентов педагогического колледжа по развитию качеств творческой личности детей в процессе музыкально-творческой деятельности. Решение поставленной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс подготовки студентов в педагогическом колледже.

Предмет исследования: условия и средства подготовки студентов к формированию качеств творческой личности школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении, что подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьников будет возможна, если в содержании обучения педагогов будет отражена необходимость создания следующих условий для учащихся: обеспечение в развитии творческой направленности личности школьников приоритета духовно-нравственных ценностей, выраженных в мировой и отечественной культуре, в том числе и музыкальной; реализация личностного подхода в организации музыкально-творческой деятельности на основе результатов изучения личности школьника и эмоционально-положительной направленности учебно-воспитательного процесса, ориентированных на развитие активности учащегося: осуществление процесса взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; создание условий для самовыражения личности на основе всестороннего учета личностных особенное гей и проявлений активности как в музыкально-творческой деятельности, так и в других видах деятельности.

Цель и положения гипотезы определили постановку необходимых исследовательских задач:

Изучить состояние проблемы формирования творческой личности школьника в современных условиях общеобразовательной школы, определить роль творческой деятельности в формировании личности школьника и особенности музыкально-творческой деятельности в решении проблемы формирования качеств творческой личности учащегося.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить основные направления подготовки студентов к созданию условий формирования качеств творческой личности школьника в процессе учебной и внеучебной работы в школе.

Осуществить экспериментальную проверку разработанных организационно-педагогических условий подготовки студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности учащихся.

Методологическую основу исследования составляет совокупность философских, социологических, педагогических концепций о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, а также социальной, деятельностьюй и творческой сущности личности как целостной системы; современные психолого-педагогические исследования по проблеме формирования и развития творческой личности; идеи демократизации образования и реализации личностно-ориептированного подхода в обучении и воспитании.

В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, идей развития образования, педагогический эксперимент, беседы, наблюдения, анкетирование, тестирование, изучение результатов и продуктов деятельности.

Научная новизна исследования.

1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено положение о том, что одним из эффективных средств формирования качеств творческой личности школьника в современных условиях является музыкально- творческая деятельность учащихся.

2. Разработаны психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности учащихся общеобразовательных учреждений, заключающиеся в следующем: осуществление личностного подхода в организации музыкально-творческой деятельности на основе изучения личности школьника; обеспечение эмоционально-положительной направленности учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие активности учащегося; приоритет духовно-нравственных ценностей, выраженных в мировой и отечественной музыкальной культуре в развитии творческой направленности личности; использование педагогических возможностей и средств музыкально-творческой деятельности; осуществление взаимосвязи урочной и внеурочной деятельиосіи; учет личностных особенностей и проявлений активности как в музыкально-творческой деятельности, так и в других видах деятельности для самовыражения личности.

3. Теоретически обоснованы основные направления осуществления подготовки студентов педагогического колледжа по формированию качеств творческой личности школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.

Теоретическая значимость. Доказана необходимость и раскрыты педагогические возможности подготовки студентов педагогического колледжа по формированию качеств творческой личности школьников на основе включения их в музыкально-творческую деятельность; выдвинуто и реализовано теоретическое положение о возможности педагогического сопровождения формирования качеств творческой личности учащихся общеобразовательной школы, основанном на личностном подходе и реализующем эмоционально-положительную направленность в развитии активности учащихся.

Практическая значимость работы состоит в разработке: методических материалов и рекомендаций в помощь учителю по организации учебной и внеучебной музыкально-творческой деятельности школьников, направленной на формирование качеств творческой личности; системы педагогического сопровождения в процессе музыкально-творческой деятельности.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований, использованием научных методов, адекватным цели и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа результатов, подтвержденных опытно-экспериментальной работой.

Базой исследования являлся педагогический колледж №6 Московского комитета образования.

Этапы исследования.

Первый этап (1995-1996 г.). Изучение литературных источников и практики формирования творческой личности школьника, выявление подходов к решению проблемы, организация и проведение констатирующего эксперимента, разработка содержания и форм музыкально-творческой деятельности учащихся.

Второй этап (1997-2002 п.). Выявление и формулирование педагогических возможностей и условий подготовки студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьников. Организация и проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (2003-2004 г.). Завершение педагогического эксперимента, обработка его результатов, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения.

1.Формирование качеств творческой личности школьников выпускниками педагогического колледжа в общеобразовательных учреждениях эффективно при целенаправленной, систематической работе, сочетающей ее учебные и внеучебные формы.

2,Одним из эффективных средств эмоционально-положительного влияния на формирование и становление качеств творческой личности является музыкально-творческая деятельность учащихся на основе принятия приоритетов общечеловеческих ценностей, отраженных в мировой и отечественной музыкальной культуре.

3.Формирование качеств творческой личности школьника может быть обеспечено в процессе реализации личностного подхода на основе педагогического сопровождения этого процесса.

4.Формирование качеств творческой личности может быть эффективно при реализации целенаправленно организованной музыкально-творческой деятельности, осуществляемой под руководством специально подготовленного педагога.

Апробация и внедрение результатов. Ход и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лабораторий Института общего образования Минобразования РФ (2000 - 2002 гг.); совещаниях и семинарах no проблеме формирования личности школьника, а также по подготовке специалиста в педагогическом колледже.

Требования современной социально-экономической ситуации к уровню творческого развития личности

Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Для многих людей переход к новой системе экономических отношений стал сложным барьером именно в контексте преломления своего видения мира, приложения своих сил в конкретной сфере складывающихся экономических взаимоотношений. Становление молодежи, в первую очередь юношеского возраста, происходит в сложной ситуации, которая характеризуется обширным кризисом ведущих цивилизаций.

Многопорядковый рост технологической мощи современных цивилизаций вылился в пародоксальное явление, когда динамика развития (технического и культурного образования) обнаружила пределы этого роста, которые породили так называемые глобальные проблемы современности -угрозы ядерной катастрофы, экологической, сырьевой, продовольственной, демографической и др., обозначилась проблема СПИДа, которая явилась не столько медико-биологической, сколько социально-нравственной проблемой. При всей предсказуемости и наглядности этих проблем человечество оказалось неподготовленным к их решению и предотвращению. По словам Н.Н.Пахомова,"... Это свидетельствует о том, что человечество столкнулось не просто с пределами своего существования -оно подошло к границам типа познания и практики, свойственным данному способу существования". (164)

Пересмотр и даже потеря нравственных ориентиров, обозначившиеся в период технической революции, вызвали огромные трудности для становления личности во всех ведущих мировых странах. Наркомания, проституция, алкоголизм, рост преступности, потеря ориентации на семью и т.д. - все эти признаки проявились практически во всех странах в период интенсивного развития технической революции, что повлекло за собой появление "массовой культуры" (особенно музыкальной), которая сама в свою очередь способствует усилению всех вышеназванных негативных факторов.

Следует отметить некоторые особенности феномена "массовой культуры", так как ее влияние на формирование молодежи составляет существенную конкуренцию системе образования, игнорировать которую сегодня не представляется возможным.

При анализе проблем и задач, стоящих сегодня перед системой образования, влияние "массовой культуры" необходимо глубоко изучать и учитывать. В первую очередь этот вопрос является актуальным в связи с проблемой формирования творческих качеств личности.

Мертвящая рационализация и бюрократизация человеческих взаимоотношений - все это порождает психологические фрустрации, способные, если их не устранить, взорвать изнутри духовную структуру личности. Как никогда прежде, общество остро нуждается в защитном механизме, который мог бы сбалансировать нарушенное психологическое равновесие, возвратить личности, раздираемой душевным разладом, чувство цельности и духовной безопасности. Если в прежние века, в условиях господства аграрного типа культуры такую очистительную "разрядочную" роль время от времени играли календарно приуроченные праздники, карнавалы, ярмарочные забавы, то сейчас, в условиях урбанизированной и индустриализированной культуры с характерным для нее новым более дробным ритмом смены труда и досуга возникла необходимость повседневного удовлетворения потребности в психологической разрядке. Историческое оправдание "массовой культуры", по мнению зарубежных идеологов, в том и состоит, что она смело пошла навстречу этой реальной потребности общества, взяла на себя миссию социального и духовного "транквилизатора".

Вместе с тем "массовая культура" особенно сильное влияние оказывает на "тинейджеров" - "зеленую молодежь", только вступающую в жизнь. Она составляет наиболее значительную и отличающуюся наибольшей восприимчивостью часть массовой аудитории, которая в силу своего возраста и социального статуса не обладает еще достаточным жизненным опытом, чтобы на его основе произвести отбор испытываемых внушений, отделить достойное подражанию от недостойного.

Так называемое "массовое искусство" подвергает неокрепший духовный мир подрастающего поколения всесторонней обработке. Средства массовой информации насыщены насилием, что является причиной пренебрежительного отношения к человеческой жизни. Формируются негативные нравственные и психологические установки, которые нивелируют личность, стирая ее индивидуальность и блокируя ее творческую активность. Задача, по выработке контрмер, способных пробудить творческий потенциал личности ложится в первую очередь на систему образования, которая находится в настоящее время в кризисном положении.

Во-вторых, в нарастании разрыва между образованием и культурой. Отсюда еще один феномен - становление молодежной субкультуры, где все регуляторы поведения сведены до релаксации. Эта убогая культура, при нередкой усложненности технического исполнения и вычурности форм, уже фактически оторвала Европу от ее многовекового гуманистического наследия. Главное же заключается в том, что она варварски бедна ценностями и смыслами. В-третьих, в год от года увеличивающемся отставании образования от науки.

Проблема творчества в нсихолого-педагогической литературе и исследованиях

Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности и роли творчества в этом процессе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. В настоящее время исследованием данной проблемы занимаются философия, социология, психология, логика и методология, физиология, педагогика, науковедение, кибернетика, история науки и техники. Кризисные явления в образовании обусловили поиск новых концептуальных подходов и инновационных технологий в системе образования. Сегодня сама жизнь настойчиво связывает самоактуализацию человека с культурологическими проблемами, своеобразным фундаментом является творческая культура личности, ее творческий потенциал.

Об общей направленности исследований проблемы творчества ориентировочно можно судить по сложившимся в истории исследованиям этого феномена нескольким подходам:

- философский, имеющий две разновидности - гносеологическую и метафизическую. Гносеологический подход направлен на познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр, Бергсон, Н.О.Лосский и др.). Метафизический подход раскрывает сущность религиозно-этической интуиции (Сократ, Фома Аквинский, В.С.Соловьев);

- психологический, в котором можно выделить подходы, связанные со сближением с естествознанием и рассмотрением проблемы творческого воображения, творческой интуиции, вдохновения, а также направление в психопатологии, рассматривающей проблему творческой деятельности в контексте гениальности-помешательства (Ломброзо, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж и др.), влияния наследственности, пола и других признаков;

- интуитивный, может быть рассмотрен с позиции эстетического подхода, который направлен на раскрытие, например, метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Ницше и др.), в музыке, живописи, архитектуре и т.д., а также с позиций историко-литературного подхода (А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, Д.Н.Овсянико-Куликовский и др.), где сделана попытка рассмотреть народную поэзию, мифы, сказки (С.О.Грузенберг).(182)

Творчество - одна из проблем, привлекающих внимание в той или иной мере, но усиление или осмысление его на каждом конкретно-историческом этапе зависит от глубины социальных преобразований, объективной потребности в творческой деятельности масс и отдельной личности, от особенностей декларируемого и действительного отношения государства, общественной системы к человеку. ,

В условиях определенной степени свободы человека в обществе возрастает интерес к исследованию творчества как способа саморазвития и самореализации личности. В процессе творческой деятельности развиваются способности рядового человека к преобразованию окружающей действительности и самого себя, приобретаются навыки и умения самооценки, самостоятельного поиска истины углубленного познания.

Разброс интересов исследователей разных направлений и областей наук к проблеме творческой деятельности приводит к тому, что сегодня в понимании сущности понятия "творчество" нет единой точки зрения.

Общеизвестно определение: "Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое".

Более новую расшифровку понятия "творчества" дает словарь "Психология" - "Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отвечающий новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении своих созидательных возможностей".

В литературе, посвященной анализу проблем творчества, исследователями в различных областях знания дано большое число определений понятия творчества. Особый интерес для нас представляют осмысление, понимание проблемы организации творческой деятельности учащихся как средства развития личности, что позволит педагогу строить педагогический процесс. Необходимо овладение теоретическими знаниями о творческой деятельности как об одном из видов деятельности, о ее структурных компонентах и особенностях, о социально-педагогических условиях ее эффективной организации.

Остановимся на этих аспектах более подробно. Без деятельности невозможна человеческая жизнь: человек постоянно что-то делает, чем-то занят: он трудится, учится, играет, читает, думает, общается с людьми, занимается спортом и т.д. Словом, он проявляет активность или совершает действия в их определенной совокупности. Совокупность действий становится деятельностью при наличии целей и мотивов.

Цель - это конечный результат деятельности (что необходимо достичь?). Например, расширить, углубить определенные знания, приобрести новые знания, умения, познать себя, приносить пользу людям, подготовиться для поступления в профессиональные учебные заведения и т.п. Деятельность человека определяется целой системой целей: личных и общественных, близких и дальних, и они направлены на преобразование окружающей действительности и самого человека.

Роль творческой деятельности в формировании личности школьника

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у ребенка способностей быть творцом новых ценностей, что позволит ему достигнуть успехов в различных видах деятельности.

Как было отмечено в Главе I, большое влияние на формирование личности оказывает творческая деятельность, а вместе с тем, именно она определяет процесс формирования взаимоотношений учащихся с условиями их жизнедеятельности, т.е. творчество выступает в качестве одного из важнейших психологических механизмов.

В широком смысле слова, творчество - это взаимодействие субъекта и объекта, в котором происходит не только создание нового продукта, но и , что более важно, формирование личности самого творца - ребенка, изменяющего свое миропонимание, формирование способности видеть мир во всем его многообразии. Конечно, в процессе этого взаимодействия происходит целенаправленное изменение окружающей жизни, создаются новые духовные и материальные ценности. Новизна - одна из важнейших характеристик творчества. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта (37).

В общем понимании творческая деятельность (творчество) рассматривается как деятельность по созданию определенного результата (образа, вещи, признака, чувства), процесса, не имеющих аналогов. Она может носить объективный и субъективный характер. Объективный - это когда созданный результат или процесс оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей. Субъективный - это когда результат процесса является новым, оригинальным для данного человека или он не знал о существовании аналогичных результатов или процесса.

Применительно к учащимся творческой деятельностью может быть признана такая деятельность, в процессе которой личность либо достигает задуманных результатов, представляющих объективную или, как правило, субъективную новизну и оригинальность (например, учащийся получает новые (для него) знания, умения, формирует индивидуальные особенности личности, создает новые или такое сочетание ранее известных вещей, которые для него являются чем-то новым), либо реализует новый подход к решению поставленной творческой задачи или проблем (например, учащийся использует нетрадиционные пути решения творческой задачи, проблемы), либо и то, и другое. Необходимо отметить, что в целях формирования личности творческая деятельность как объективного, так и субъективного плана имеет большое значение, поскольку направлена не на получение открытия, или создание нового продукта, а на процесс развития самого ребенка.

Сложный процесс развития и становления личности учащегося требует от педагога знаний половозрастных, индивидуальных особенностей учащихся и учет их в педагогическом процессе, умений диагностировать личность учащегося и группу, в которую личность включена, создать коллектив учащихся в творческом объединении, создать условия для последовательного успешного прохождения фаз личностного развития каждым учащимся.

Кроме того, ставя целью педагогической деятельности творческую личность, педагогу важно знать также особенности такой личности.

Мы уже отметили в Главе I, что в творческой деятельности должно быть сформировано два противоположно направленных ряда качеств. С одной стороны, это качества, свидетельствующие о том, что человек обладает устойчивым, твердым ядром мировоззрения, социальных и нравственных убеждений (например, высокая нравственность, независимость суждений, ответственность за результаты, сила воли, широкий кругозор, уверенность за развитие необычных идей и др.). С другой - это гибкость, лабильность, способность осваивать, перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое (например, познавательная "дотошность", критичность, панорамность и парадоксальность мышления, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др.)

Подход к личности с позиции ее исключительности, субъективности и индивидуальности, а, с другой стороны, возможность ее существования только с другой личностью, только в диалоге с ней являются основой ее существования. Следовательно, необходимо создание модели организации такой образовательной среды, в которой проявится творческая активность каждого учащегося.

Какие требования предъявляют окружающие ребенка люди к его вниманию, памяти, воображению, мышлению в процессе общения, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его активности при этом вызывают? - от всего этого также в большей степени зависит конкретное сочетание разных характеристик личности ребенка, психологическая структура и развитие активности в системе познавательных процессов.

Не меньшее значение в межличностных отношениях и общении имеет развитие эмоциональной сферы ребенка. Какие переживания вызывают взаимодействующие с ребенком люди, характеризуя его дела и облик, откликаясь так или иначе, на его отношения к ним и т.п.; какие чувства проявляются у ребенка, когда он оценивает их дела и поступки, - все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых форм эмоциональных откликов на воздействие определенных сторон действительности.

Особое значение это имеет для школьников, у которых характерна неустойчивость мотивов, но именно у них, в связи с перестройкой интересов и потребностей, возникает желание проявить себя в творческой деятельности, особенно в доступных областях, куда можно отнести и музыкально-творческую.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для включения ребенка в музыкально-творческую деятельность является младший школьный возраст.

Отражение в содержании подготовки студентов путей формирования качеств творческой личности школьника

Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в системе образования России, актуализирует проблему профессиональной готовности будущего учителя к творческой педагогической деятельности. Профессиональное становление студента педагогического колледжа предполагает формирование у него системного видения педагогического процесса как целостного явления; развитие творческой самостоятельности и инициативы; воспитание мотивационно-ценностного отношения к педагогической действительности; активное внедрение в учебный процесс новых методических приёмов, формирующих и закрепляющих интерес учеников к музыке. Принцип деятельного подхода в современной дидактике предполагает взаимосвязь деятельности ребёнка и учителя. Каждый студент, готовящий себя к работе в школе, должен знать, что преподавание в школе любой дисциплины, в том числе и художественной, всегда соотносится с возрастом учащихся. Поэтому на уроках музыки в начальных классах педагог обязан применять специальные приёмы, способствующие переключению внимания детей на разные виды музыкальной деятельности. Например, обогащать музыкальные впечатления детей примерами из окружающей жизни, прослушивание музыки сопровождать звуками классного оркестра и т.д. Такое разнообразие позволяет сконцентрировать внимание детей на новой работе и тем самым снизить утомляемость, не давая угаснуть интересу к музыкальному искусству. Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуал ьн ость.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей, творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Тепло в отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества. При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

Способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.

В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.В.Асафьев, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Похожие диссертации на Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника