Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Андреева Елена Васильевна

Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения
<
Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андреева Елена Васильевна. Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 193 c. РГБ ОД, 61:99-13/467-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Деловая игра как форма социальной практики и организации обучения 8

1.1. Философско-культурологический и психологический аспекты игры как формы человеческой деятельности 8

1.2. Феномены детской игры и их представленность в игре деловой 28

Глава 2. Проблемы разработки и реализации принципов деловой игры 53

2.1. Подходы к разработке теоретических основ деловой игры 53

2.2. Анализ опыта формулирования принципов деловой игры 67

2.3. Принципы деловой игры как формы контекстного обучении 86

Глава 3. Двуплановость в системе принципов деловой игры 95

3.1. Двуплановость как конституирующий признак деловой игры 95

3.2. Опытно-экспериментальное исследование реализации принципа двуплановости деловой игры 124

Заключение 156

Литература 162

Приложения 174

Введение к работе

Новые социально-экономические условия развития российского общества предполагают необходимость качественного обновления системы образования. Решая задачи развития творческой личности будущего специалиста в вузе, необходимо предоставить студенту возможности для самореализации, самоорганизации, самовоспитания, самодвижения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс и др.).

В этом направлении в нашей стране работают многие исследователи и практики обучения, опираясь как на признанные психолого-педагогические теории и подходы, так и на многообразный эмпирический опыт инновационного обучения. Наибольшими прогностическими и технологическими возможностями в повышении качества образования обладает, на наш взгляд, деятельностная теория усвоения социального опыта (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, Н.Н. Нечаев, Н.Г. Салмина и др.).

Одним из перспективных вариантов развития деятельностного подхода к учению является теория контекстного обучения, развиваемая А.А. Вербицким и его последователями. Особенности контекстного обучения наиболее ярко выражены в деловой игре. В настоящее время накоплен большой опыт их создания и применения, что нашло отражение в работах Ю.С. Арутюнова, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисовой, В.Н. Буркова, А.А. Вербицкого, Ю.В. Геронимуса, СР. Гидрович, В.Я. Дворкового, С.С. Егорова, В.М. Ефимова, Р.Ф. Жукова, Д.Н. Кавтарадзе, В.Ф. Комарова, В.И. Крутикова, Л.И. Крюковой, О.Г. Ларионовой, В.Я. Платова, А.К. Попова, В.И. Рыбальского, А.А. Соловьевой, И.М. Сыроежина, В.Ф. Тенищевой, А.А. Федоровой и др.

Анализ этого опыта с позиций теории контекстного обучения, показывает, что в деловой игре наиболее органично сочетаются предметный и социальный аспекты профессионального труда, что позволяет реализовать в едином потоке учебной деятельности студента цели его обучения, воспитания и развития личности профессионала. В деловой игре обучающиеся в наибольшей мере получают возможности освоения целостной профессиональной деятельности или ее крупных фрагментов.

Однако большинство деловых игр основаны преимущественно на эмпирических представлениях их разработчиков и без должного научного обоснования закономерностей и принципов игровой учебной деятельности не получают широкого распространения, а зачастую и просто "не идут". К тому же, без опоры на достаточно развитую психолого-педагогическую теорию трудно, если вообще возможно, определить образовательный (дидактический, воспитательный, развивающий) статус деловой игры, ее место в общей системе других - традиционных и инновационных, имитационных и неимитационных -форм и методов обучения, роль в достижении целей общего и профессионального развития будущего специалиста.

В то же время в философии, культурологии, педагогике и психологии, включая психологическую теорию детской игры, накоплен огромный материал по феноменологии и механизмам игровой деятельности человека, который возможно и необходимо использовать применительно к пониманию, проектированию и осуществлению игровой учебной деятельности, диагностики ее хода и результатов на всех уровнях непрерывного профессионального образования.

Трудность использования данных этих наук заключается в сложности самого феномена деловой игры, многоаспектности ее проявлений. Известно, что одним из основных признаков детской игры является мнимая или условная ситуация (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, И.Е. Берлянд и др.). Подобный феномен имеет место и в деловой игре: ее содержание, задаваемое имитационной моделью, требует выполнения мнимых (игровых) действий; в то же время студент включен в реальный учебный процесс, выполняет вполне реальные действия, по своему содержанию не отличающиеся от действий, осуществляемых в рамках иных форм организации учебной деятельности. В исследованиях по психологии детской игры этот феномен назван двуплановостью - признаком, обусловливающим ее развивающий эффект.

В числе принципов деловой игры как формы контекстного обучения двуплановость получила статус одного из принципов (А.А. Вербицкий). Однако до настоящего времени не проводилось специального исследования,

позволяющего выявить его психолого-педагогическую и педагогическую природу, что и обусловливает актуальность диссертационного исследования.

Проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между реальной представленностью феномена двуплановости в деловой игре и отсутствием его развитого психолого-педагогического и научно-методического обоснования и использования при разработке и проведении игры как формы квазипрофессиональной деятельности. Разрешение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования', деловая игра как форма контекстного обучения.

Предмет исследования: принцип двуплановости в деловой игре.

Гипотеза: принцип двуплановости выступает конституирующим признаком деловой игры, основным способом реализации которого является задание в ее структуре педагогических и игровых целей, а также обеспечение содержательной взаимосвязи с другими принципами деловой игры как формы контекстного обучения.

В исследовании решались следующие задачи:

выявить понимание игры как формы человеческой деятельности в философии, культурологии, психологии и педагогике;

рассмотреть соотношения некоторых феноменов детской и деловой игры;

провести анализ литературы на предмет представленности в работах по деловым играм ее принципов, включая принцип двуплановости;

провести теоретико-эмпирический анализ педагогических особенностей реализации принципа двуплановости в системе других принципов деловой игры как формы контекстного обучения;

провести опытно-экспериментальное исследование влияния педагогических и игровых целей на характер двуплановой деятельности студентов - участников ДИ;

показать, что двуплановость является основным конституирующим
признаком деловой игры как формы квазипрофессиональной деятельности в
контекстном обучении.

Теоретико-методологическая основа исследования: системный и междисциплинарный подходы, концепция личностно ориентированного образования; методология общей теории деятельности и личностно-деятельностного подхода к учению; теория контекстного обучения.

Методы исследования: методы сравнительного анализа и обобщения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, теоретический анализ эмпирического опыта с позиций теории контекстного обучения, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервью, методы статистической обработки материалов.

Экспериментальная база: эксперимент проводился в течение 1997-1998 гг. со студентами психологического факультета Московского государственного открытого университета (МГОПУ) и аспирантами Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Общее число участников составило 250 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в работе проведен анализ деловой учебной игры в контексте человеческой игры как феномена культуры; раскрыт ряд содержательных взаимосвязей между деловой и детской игрой; обоснованы педагогические условия, обеспечивающие реализацию в процессе обучения реального и условного планов игры, определяющих ее развивающий эффект; показано, что двуплановость является основным конституирующим принципом деловой игры как формы квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении; выявлено, что преобладание реального плана деловой игры, значимого для их профессиональной деятельности, не разрушает ее игровой характер.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты и выводы можно использовать при конструировании и использовании разных типов деловых игр в образовательном процессе профессиональных учебных заведений, а также при планировании исследований в области игровых форм организации обучения.

Апробация работы: ход и результаты исследования были представлены и одобрены на двух научно-практических конференциях "Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес и экологическое образование" (Самара, 1997, 1998 гг.); на заседаниях кафедры "Психолого-педагогические и

социально-философские основы образования" Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (1995-1998 гг.); на курсах повышения квалификации в РИПКРО г. Москва (1997 г.); на заседаниях кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета (1997-1998 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Двуплановость является основным признаком деловой игры,
конституирующим квазипрофессиональную деятельность студентов.

2. Принцип двуплановости реализуется в деловой игре на двух уровнях:
во всех ее структурных компонентах и в системе задаваемых разработчиком и
принимаемых участниками педагогических и игровых целей.

3. В деловой игре как форме контекстного обучения принцип
двуплановости органично связан с другими ее принципами: имитационно-
игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности,
совместной деятельности, диалогического общения участников, принципом
проблемносте.

4. Преобладание реального плана деятельности участников не разрушает
ее игрового характера при условии реализации системы принципов деловой
игры и задания ее профессионально значимого, развивающего содержания.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Философско-культурологический и психологический аспекты игры как формы человеческой деятельности

Игра - явление не только педагогическое, психологическое, но и биологическое, историческое, социальное. Игровая деятельность охватывает широкие сферы материального и идеального мира: реальное и абстрактное, известное и неизвестное, простое и сложное, прошлое, настоящее и даже будущее. Ребенок, играющий в песочнице, строит свои неповторимые дворцы и крепости; гроссмейстер вслепую разыгрывает сложнейшие шахматные композиции; актер исполняет роль древнего мыслителя или космонавта; студент в деловой игре "проигрывает" свою будущую профессиональную деятельность. В игре отражается бытие живого мира Вселенной, его красок и звуков, сцепление его разнообразных механизмов и элементов: ведь неслучайно мы говорим об игре сил природы, игре красок, игре света и ветра, об игре фантазии, воображения и выдумки человека. Понятия "игра", "играть" могут отражать скрытые цели и интриги людей; отсюда, в частности, выражения "игры, в которые играют люди" (Э. Берн), "политические игры", "парламентские игры", "номенклатурные игры" и т.п.

Ни в каких других видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, активного проявления интеллектуальных ресурсов, как в игре. В спортивных игровых моделях - футболе, регби, шахматах и др. - человек действует так, как действовал бы в самьи экстремальных ситуациях, на пределе своих сил и возможностей. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Философию явления "игра" поэтически точно выразил в "Пиковой даме" А.С. Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь? -Игра!".

Лексический потенциал понятий "игра", "играть" и их производных огромен: играючи - "без усилий", игривый - "веселый, шаловливый", игрушка -"вещь для развлечения и одновременно послушное орудие чужой воли", игристый - "напиток, вино". Мы говорим "игра слов, чувств, страстей"; "играть", подразумевая резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем "играть" - "исполнять роль в спектакле, исполнять музыкальное произведение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шахматах". И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: "играть и рисковать жизнью", "играть" - "использовать чувства другого, пренебрегать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, обнаруживать себя, занимать место" и т.п.

В "Большой Советской Энциклопедии" дается такое толкование игры: "Игра - занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)" (27). Подробно о понятиях "игра", "играть" пишет В. Даль в "Толковом словаре живого русского языка": "Игра - то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие". "Играть, игрывать... шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделия" (63). Говоря о "природности игры", В. Даль широко толкует ее распространение: "Волна играет, плещется", "Брага играет, бродит, пенится", "Румянец играет в лице", "Столбы или сполохи играют, северное сияние подвижно разливается", "Солнце играет на Пасху", "Молодой квас и тот играет", "Игра не стоит свеч" и т. п. У него же встречается редкое понятие - "играние".

Исследованию игры - этого сложного, уникального социокультурного и одновременно общечеловеческого феномена посвящено множество философско-культурологических, педагогических и психологических работ, которые дают разные трактовки понятия "игра", в том числе и чисто этимологические. В этой связи Д.Б. Эльконин, автор фундаментального психологического исследования игры, пишет: "Конечно, никакие этимологические исследования игры не могут привести к пониманию признаков игры просто потому, что история изменения словообразования происходит по особым законам, среди которых большое место занимает перенос значений" (192, с. 14). Действительно, перенос значений сильно влияет на словоупотребление. В случае игры, однако, очень трудно провести грань между прямым и переносным значением слова. Возможно, это связано с тем, что само слово "играть" в качестве одного из своих значений имеет "делать что-нибудь в переносном смысле".

Подходы к разработке теоретических основ деловой игры

Обучение с помощью игр - отнюдь не новое изобретение, оно известно с древних времен. Филогенез развитых форм детской игры был связан с освоением деятельности взрослых, которая на определенном отрезке истории усложнилась настолько, что реальному использованию предметов и способов деятельности стало предшествовать условное (190, 192). В процессе филогенеза игра сформировалась как естественное средство передачи опыта и связанного с этим развития. Как отмечал Д.Н. Узнадзе, "онтогенетически серьезная деятельность опирается на силы развития в условиях игры" (164, с.13).

В качестве средства передачи опыта от поколения к поколению игра наряду с примером и подражанием начала функционировать задолго до возникновения школ и педагогической науки. Один из основателей преобладающей и поныне классической парадигмы школьного образования Я.А. Коменский включал игру в распорядок своей Пансофической школы, призывал в "Великой дидактике" вести школьников к вершинам науки: без окриков, побоев и скуки, а как бы играя и шутя. Примечательно, что еще задолго до Коменского школяры постигали трудности, к примеру, математики, по игровым занимательным задачникам Леонардо Фибоначчи (1228г.), Баше де Мезирака (1312г.). Однако, позднее игра была исключена из академической школы из соображений благопристойности. Надо сказать, что последствия искусственного отделения игры от школы до сих пор полностью не преодолены. Одну из первых серьезных попыток изменить ситуацию предпринял Ф. Фребель, который широко распространял свою идею детского сада как школы игры (171).

Первые детские дидактические игры появились в России уже в конце XVIII века, когда Ханов разработал игру для овладения азбукой. В это время получили распространение и другие дидактические игры. Интересен также опыт издания непериодического журнала "Игра", посвященного воспитанию посредством игры, который издавался в Петрограде в 1913-1920 гг. Воспитанию трудолюбия и изучению некоторых особенностей труда в игровой форме были посвящены работы К.Н. Соколова, вышедшие у нас в конце 20-х годов (128, с. 11).

В настоящее время существующие психологические и педагогические разработки проблем игры наиболее полно охватьшают вопросы, касающиеся ее обучающих возможностей применительно к дошкольнику (Р.И. Жуковская и др). В последнее время наблюдается относительный рост числа педагогических исследований школьной игры (В.М. Григорьев, СВ. Григорьев, Л.М. Иванова, Э.В. Паничева, Г.А. Ляпина, А.И. Ткаченко, Т.И. Камаева, С.А. Шмаков, М.Г. Яновская и др.).

Что касается взрослых, то на протяжении многих веков для подготовки военачальников использовались военные игры, или штабные учения. Первые штабные игры были во многом похожи на шахматы. Большой вклад в развитие военных игр внес Наполеон, который заменил шахматную доску на географическую карту, ввел фактор времени, а для имитации боевых действий использовал ящик с песком (78, 135 и др.). Своеобразную игру по изучению солдатами армейского устава разработал в конце прошлого века капитан Н.А. Сыкалов (128). В мемуарах маршала Г.К. Жукова подробно описана военно-стратегическая игра, проведенная советскими военачальниками перед Великой Отечественной войной. Примечательно, что она имела многоцелевое назначение: первая цель - обучение военному искусству, вторая - исследование и разрешение проблем, третья - аттестация деятельности игроков. Разбор игры был проведен в Кремле, а днем позже решением Политбюро ВКП(б) Г.К. Жуков был назначен начальником Генерального штаба Красной Армии.

Игры, специально ориентированные на профессиональное обучение специалистов и студентов (деловые игры), первоначально были разработаны и применены в нашей стране в 1932 г. как отклик на потребности развития промышленности и сразу же получили признание и бурное развитие. В условиях быстрой индустриализации страны предприятиям не раз приходилось комплексно перестраивать свое производство и систему управления им ввиду резкого повышения плановых заданий. С самого начала этот метод применялся не только для апробации проектов управления, но одновременно с целью подготовки специалистов к работе в новых условиях (23).

Двуплановость как конституирующий признак деловой игры

Предположим, что человек осуществляющий какую-либо деятельность, встал перед необходимостью обратиться к ее модели для приобретения какого-либо знания. Например, турист, прокладывающий себе маршрут, прекращает движение по местности, совершая передвижение по карте, а затем продолжает путешествие практически. Не определяя сущности каждого из этих поведений, отметим лишь их четкую разграниченность. В одном случае реализуется практическое поведение, в другом - условное. Первое имеет целью достижение практических результатов, второе - получение определенных знаний, необходимых для их достижения. В первом - человек находится в реальной ситуации, во втором - в условной.

Отличительной особенностью поведения, реализуемого при использовании научно-познавательных моделей, является его отграниченность от обычного, практического. Никто из пользующихся географической картой не воображает, что он тем самым совершает реальное путешествие. "Между этими двумя планами существует отношение семантической соотнесенности, без чего исследование знаков и моделей не могло бы служить средством познания. Однако одновременно проявляется стремление четко разграничивать оба вида поведения и, соотнося их результаты, не осуществлять операцию семантической интерпретации для каждой отдельной детали" (118, с. 78). Вряд ли кто-нибудь содрогнется от ужаса, пишет Ю.М. Лотман, глядя на нанесенный на карту план сражения, хотя бесспорно знает, что на рассматриваемой им карте поле будет в реальности усеяно трупами.

Итак, в сфере обычного поведения практическая деятельность и "работа с моделью" резко разделены, хотя и взаимосоотносятся. Однако, игре как моделирующей деятельности подобное разграничение не свойственно. Игра -особого типа модель действительности, воспроизводящая те или иные ее стороны и переводящая их на язык своих правил. Игра подразумевает реализацию особого - "игрового" - поведения, отличного от практического и того, которое обусловлено научными моделями. "Игра подразумевает одновременную реализацию (а не последовательную смену во времени!) практического и условного поведения. Играющий должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации (ребенок помнит, что перед ним игрушечный тигр, и не боится) и не помнить этого (ребенок в игре считает игрушечного тигра живым)" (№ 118, с.82). Живого тигра ребенок - только боится; чучела тигра ребенок - только не боится; полосатого халата, накинутого на стул и изображающего в шр г тигра, - он побаивается, то есть боится и не боится одновременно (там же).

Искусство игры заключается именно в овладении навыком двупланового поведения. Любое выпадение из него: в одноплановый "серьезный" или одноплановый "условный" тип поведения - разрушает его специфику. Таково, например, обычное в детском коллективе смешение игрового поведения с реальным: дети не могут отличить двуплановых эмоций игры от однопланових житейских, и в результате игра часто превращается в драку. В качестве примера можно привести эпизод, записанный Пушкиным со слов Крылова: дети, затеявшие вскоре после подавления восстания Пугачева "игру в пугачевщину", разделились на две стороны, и игра перешла в подлинную вражду. В результате один из игравших был повешен кушаком на дереве.

К этому же примеру относятся все весьма распространенные сюжеты о том, как маска, надетая человеком, становится его сущностью. Этот сюжет был положен в основу фильма Росселини "Генерал Делла Ровере": подонок и мелкий жулик попадает в руки гестапо. Под угрозой расправы ему предлагают сыграть в тюрьме роль аристократа и героя итальянского Сопротивления генерала Делла Ровере, чтобы, введя в заблуждение арестованных подпольщиков, заставить их демаскироваться. На протяжении фильма герой, начинающий с легкомысленной, хотя и блестящей игры-имитации, внутренне превращается в изображаемого героя. На глазах изумленных гестаповцев он ведет себя как патриот, входит в роль реального генерала Делла Ровере и добровольно идет на казнь.

Похожие диссертации на Принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения