Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Шабалкина Наталия Петровна

Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.)
<
Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалкина Наталия Петровна. Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2003 214 c. РГБ ОД, 61:04-13/609

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-теоретические предпосылки духовного воспитания дошкольников

1.1. Развитие феномена духовности как философской и психолого-педагогической категории 15

1.2. Психологические особенности духовного развития дошкольников 50

1.3. Приоритетность духовного воспитания детей в концепциях педагогов-классиков 78

ГЛАВА II. Духовное воспитание дошкольников в истории педагогической мысли XVII-XX вв.

2.1. Содержание, факторы, средства, формы и методы духовного воспитания дошкольников в наследии педагогов-классиков 113

2.2. Опыт реализации идей духовного воспитания детей в современных дошкольных учреждениях 156

Заключение 185

Список литературы 190

Приложение 212

Введение к работе

В последнее время возросло внимание общества к вопросам внутреннего мира человека, его прав на свободу мысли и слова. Идет бурная полемика в обсуждении наболевших вопросов современности, ранее подвергающихся запрету, приветствуется дискуссионность и обоснованная критика. В период «расцвета» свободы печати открылись возможности для свободного волеизъявления и самовыражения каждого индивида. Таким образом, все это свидетельствует о таких прогрессивных явлениях развития нашего общества как снятие табу на многие темы, рост гражданского самосознания и др.

Вместе с тем в России наблюдается общекультурный кризис, одной из причин которого является огромный поток информации, обрушивающейся на молодежь, но не несущей в себе духовности и нравственности, а зачастую наоборот, дающей искаженное представление об исторических фактах и общечеловеческой морали. В сочетании с недостаточным общением детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт, создающим «здоровую» среду для духовно обогащенного и креативного восприятия мира, это явление приводит к изменению в сознании молодежи системы ценностей, размыванию границы между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Следствием этого стало заметное разрастание негативных явлений в обществе: повышение криминогенности, проявлений зла, эгоизма, расширение терроризма и др. Наблюдающийся кризис духовной сферы бытия человека к тому же имеет не локальный, а глобальный характер, то есть затрагивает все государства мирового сообщества, независимо от их общественно-политического строя и материального уровня жизни людей.

Серьезность положения подтверждается многочисленными (фактически постоянными) выступлениями в печати, по телевидению, на съездах, конференциях и совещаниях самого разного уровня. Ведущие специалисты, руководители производства, ученые, деятели культуры констатируют заметное падение нравов, говорят об утрате многими людьми четких нравственных ориентиров, духовных ценностей, смысла своего существования. В частности, академик

Д.С. Лихачев в одном из своих выступлений утверждал, что «мы не выживем физически, если погибнем духовно», и действительно, растет число самоубийств, вызванных разочарованием жизнью, особенно среди молодежи.

Все это свидетельствует о прогрессирующем ухудшении духовного облика значительной части человеческого сообщества. Таким образом, перемены в обществе неоднозначно сказались на его духовном климате. Свидетельства о разрастании деструктивных явлений придают особую актуальность проблеме духовного возрождения нации, направленной на преодоление этого кризиса.

В связи с этим утвержден комплексный план мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения: Приказ МПТР РФ, Минобразования РФ, Минкультуры РФ от 03.09.2002 № 167/3197/1252. Также обсуждена и принята Межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007), в которой подчеркивается необходимость создания условий для воспитания в детях высших духовных ценностей: добра, истины, красоты, свободы, равенства и др.

Как ни парадоксально, но сегодня, когда слова «духовность», «духовные ценности», просто наводнили популярную педагогическую литературу, в большей части учебников по педагогике даже последних лет отсутствуют разделы, посвященные духовному воспитанию. Неудивительно, что человечество, в воспитании которого изъят главный рычаг совершенствования, основной фактор развития жизни - воспитание духа, переживает кризис, потому что необходимым условием их приобретения является духовное воспитание. Следовательно, можно констатировать настоятельную потребность педагогической науки в изучении путей возрождения духовного воспитания.

Поскольку в течение долгого времени (фактически на протяжении 70 лет советской власти) был единый подход к решению данной проблемы - стержнем формирования личности считалась ее преданность коммунистической идее, то сегодня нет, и не может быть единого понимания сути духовного воспитания, его содержания и специфики. Одни авторы считают, что духовным является только религиозное воспитание, а светское таковым быть не может. Другие

специалисты убеждены, что духовным по своей сути является гуманитарное
образование, поскольку все его содержание обращено к личности, ее бытию и
нравственным проблемам. Некоторые полагают, что только воспитание в кон-
(4^ тексте народных традиций является духовным, есть и ряд других позиций.

В соответствии с существующим многообразием понимания сути духовного воспитания наблюдаются и разные подходы к определению содержания понятия «духовность» и путей ее формирования в онтогенезе.

Итак, налицо необходимость в уточнении содержания понятий «духовность как педагогическая категория» и «духовное воспитание».

С начала 90-х годов XX века в отечественной психологии в работах Б.С.
,*& Братуся, Е.Г. Исаева, В.П. Зинченко, В.В. Рыжова, В.И. Слободчикова, Т.А.

Флоренской и В.Д. Шадрикова стали разрабатываться психологические основы духовного воспитания. В ряде исследований с ценностно-смысловой позицией личности соотносится структура индивидуального сознания (К.А. Абульхано-ва-Славская, М.И. Воловикова, В.В. Знаков и другие).

В педагогической науке актуализируется необходимость духовного воспитания в светском его понимании (Н.А. Агаджанян, Ю.П. Азаров, В.А. Андреев, СБ. Крымский, Л.А. Протасова и др.). Религиозный аспект духовного воспитания представлен в работах А.Гармаева, Б.П. Ничипорова, Л.Харисововой и др.

Ряд исследователей обращается в поисках ответа на вопросы о духовном воспитании к опыту Учения Живой Этики (А.Г. Андреева, Л.Н. Осипова, Н.Е. Самохина, Е.В. Юматова и других). Но наиболее активно идёт изучение прогрессивного опыта классиков гуманной педагогики XIX - начала XX веков.

Изучение истории образования нашло отражение в трудах крупных отече
ственных педагогов И.Н. Андреевой, Б.М. Бим-Бада, Л.М. Волобуевой, Г.М.
Коджаспировой, Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой и др.
(51 Стремление к воспроизведению историко-педагогического опыта обосно-

вано. Действительно, педагогическое наследие прошлого хранит богатый опыт духовного воспитания. В мировой и, в частности, русской педагогике проблема духовного воспитания всегда являлась и продолжает оставаться одной из важ-

нейших. Однако долгое время эти прогрессивные идеи не были востребованы государством, «образовательные реформы сводились к подражанию Западу, к отказу от русских национальных основ. В конце XX века мы стали осознавать необходимость более основательного изучения собственной истории и отечественной культуры» (Е.П. Белозерцев).

Сегодня в связи с общей гуманизацией образования наше внимание привлекает это направление в истории педагогики. Оно выступает одним из способов совершенствования общества, так как только обращенность к человеку, к личности позволит рассчитывать на утверждение "человечности". Поэтому сегодня необходимо внимательно изучить и по достоинству оценить то духовное богатство, которое приобреталось и накапливалось веками нашими мудрыми предшественниками. «Обращение к старому - это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, а скачок вперед» (Д.С. Лихачев).

Таким образом, прогрессивное развитие современной педагогики немыслимо без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только ретроспективный подход «обеспечивает глубокое и всестороннее понимание изучаемой научной проблемы, позволяет яснее осознавать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую связь» [210, 3]. Поиски решения современных проблем духовного воспитания принесут более плодотворные результаты, если будут опираться на исторический опыт.

Фундамент личности закладывается в дошкольном детстве. В.Т. Кудрявце
вым обосновано понимание детства как социокультурного феномена, опреде
ляющего во многом будущее человечества, обуславливающего темпы и качест
во развития человеческой цивилизации за счет формирования у ребенка в спе-
(- цифически детских видах деятельности фундамента общих творческих способ-

ностей «в чистом виде». Возможно, что и основы духовности тоже должны быть воспитаны в этот период.

Можно ли говорить о духовности ребёнка первого семилетия жизни? Если

да, то, каково своеобразие её развития, определяемое его возрастными особен-I

ностями? Каким должно быть духовное воспитание дошкольника? Эти актуаль-

Ц\ ные вопросы ждут своего решения.

А между тем, в современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое детское сознание, немного грезящее и чистое, незаметно и неуклонно исчезает: «уходит грация» (В.В. Зеньковский), открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок «закрывается», во взаимоотношениях со сверст-

^ никами и взрослыми, чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления.

То есть, добрый по своей природе в кругу детских интересов малыш, подталкиваемый к ранней интеллектуальности, становится недобрым и сложным, потому что его природные инстинкты развития доброжелательности ослабевают.

Серьезным аргументом в пользу актуальности духовного воспитания дошкольников является и тот факт, что в последнее время растет число отечественных специалистов, признающих генную обусловленность социального поведения. В частности, академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. видные ученые в последние годы пишут о наследственной обусловленности нравственно-сти человека и его социального поведения. В работе классика отечественной генетики В.П. Эфроимсона «Генетика этики и эстетики» (1995 г.) убедительно доказывается, что в генофонде человека записана потенциальная способность не только мыслить, но и различать добро и зло. То есть выдающиеся ученые убежденно высказываются в пользу идеи о существовании духовного генофонда индивида. Следовательно, чтобы «чувства добрые» проявлялись у взрослого человека, они должны быть пробуждены еще у ребенка.

(Ф Особое место в этом отношении должна занять воспитательная работа с

детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности (базис личностной культуры). Духовное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании

делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к облас
ти человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка имен
но на этом этапе дошкольного детства. Поэтому столь важно для целенаправ-
^Ц ленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботли-

вого, то есть душевного отношения к окружающим людям, приобщить его к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

Проблема воспитания «душевных» качеств личности дошкольника изуча
ется сейчас в разных аспектах. В частности, специфика индивидуального под
хода к ребенку в процессе воспитания у него гуманного отношения к сверстни
ки» кам определена Е.Э. Шишловой, формирование гуманистической направленно
сти у старших дошкольников - С.А. Улитко, Н.И. Цукановой и др. Педагогиче
ские условия воспитания милосердия у старших дошкольников выявлялись
И.А. Княжевой, возможности воспитания гуманности в процессе изодеятельно-
сти Е.С. Евдокимовой, в игровой деятельности О.В. Авраменко, в процессе ли
тературно-ролевой игры- Г.Г. Сергеечевой и др. Развитие эмпатии, как компо
нента духовного воспитания у дошкольников исследовали В.Валко, Т.П. Гаври-
лова, В.П. Кузьмина, Г. Сохачевска, Л.П. Стрелкова и др.

Искусство как средство духовно-нравственного воспитания ребенка рассматривается в работах С.Г. Ашиковой, В.П. Ватаман, Р.Д. Гильмановой, Л.А. Друбецкой, О.А. Коржовой, М.А. Лаптевой, А.Б. Овчинниковой, С.Д. Осипо-вой, И.Б. Сенновской и др.

Определенный вклад в обоснование системы православного воспитания маленьких детей внесли О.С. Барило, Н.П. Власова, Г.Ю. Ксензова, О.М. Потаповская, О.В. Сытникова, Н.Л. Чупахина и др.

Но, как известно, «только в том случае, когда педагог обращается к исто-
',% рии своего предмета, только тогда он вступает в подлинную науку. Та часть ре-

альности, которая представлена без подобной рефлексии, не может быть признана научной» (Х.Ф. Питере). Поэтому решение столь важной и сложной проблемы современности, как оптимизация духовного воспитания дошкольников,

немыслимо без обращения к богатейшему отечественному и зарубежному опы
ту духовного воспитания детей, накопленному в истории дошкольной педаго
гики, без возрождения идей духовного воспитания в теориях и практике вели-
Ш чайших гуманистов «первого детства», таких как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребель, М.Монтессори, К.Д. Ушинский, А.И. Сикор-ский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский и др.

В последнее десятилетие в работах Ю.И. Дружникова, О.С. Литвиненко,
К.Е. Сумнительного и др. изучалась теория и практика космического воспита
ния (Монтессори, Вентцель). Гуманистические особенности педагогического
процесса в дошкольной педагогике XX в. выявлены в работах Т.Ю. Купач,
,уч СВ. Лыкова, Л.Н. Перелыгиной, Т.В. Черник и др. Народная педагогика как

фактор гуманизации воспитания рассматривались в трудах Г.Н. Волкова, О.В Леоновой, Г.В. Луниной, Л.В. Кузнецовой, Т.Н. Петровой и др. Исследователи приходят к выводу о принципиальной возможности и целесообразности опереться на труды педагогов-классиков, рассматривая высказанные ими идеи, как фундамент для современной педагогической практики.

Свидетельством живого интереса к прошлому является стремление некоторых педагогов ввести элементы прогрессивных традиций историко-педагогического опыта духовного воспитания (традиций народной педагогики, систем М.Монтессори, Ф.Фребеля, Вальдорфской педагогики и др.) в создаваемые ими новые технологии дошкольного образования.

На основе анализа актуальности, состояния изученности проблемы и практики дошкольного образования обнаруживаются противоречия между:

- потребностью общества в развитии системы духовного воспитания под
растающего поколения в условиях преобразования современного общества и
отсутствием специальных исследований, закладывающих научные основы его

Ш организации;

- объективной необходимостью возрождения и сохранения богатого опыта
духовного воспитания детей, имеющегося в наследии педагогов-гуманистов
XVII-XX вв., и недостаточной разработанностью в историко-педагогическом

аспекте его творческого использования в современных дошкольных учреждениях.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: каковы про-
Ш грессивные идеи классиков педагогики XVII-XX вв. и основные тенденции раз-

вития проблемы духовного воспитания детей, представляющие наибольшую ценность для современной системы дошкольного образования?

Решение данной проблемы в историко-педагогическом контексте является целью исследования.

Объект исследования - история развития духовного воспитания детей
дошкольного возраста в педагогической мысли XVII - XX вв.
j\ Предмет исследования - духовное воспитание дошкольников в наследии

педагогов-классиков XVII-XX вв.

В основу данного исследования положена гипотеза о том, что выявление основных тенденций развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли позволит шире использовать наследие классиков педагогики в совершенствовании современной системы дошкольного образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи, определившие логику исследования:

- уточнить сущность феномена «духовность» и «духовное воспитание»;
-выявить основные тенденции и особенности развития педагогических

систем духовного воспитания дошкольников в наследии зарубежных и отечественных классиков педагогики XVII-XX вв.;

- обобщить опыт работы по организации процесса духовного воспитания
дошкольников и изучить возможности использования педагогического насле
дия прошлого в современной практике дошкольного образования.

Методологической основой исследования являются: положения фило-

fo софской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности

общества; об активном, преобразующем характере человеческой деятельности,

а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задач;

об исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явлений; современные научные подходы к отечественной истории, цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.

Частнометодологическую базу исследования составили: педагогические теории и системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребе-ля, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова, Л.Н. Толстого, А.И. Ключарева, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Тихеевой, К.Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М.Монтессори, Я. Корчака, М.М. Рубинштейна, В.В. Зеньковского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова и др.

В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта духовного воспитания детей и теоретических взглядов педагогов; ретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы дошкольных учреждений Чувашской Республики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:

методологическим подходом, опирающимся на положения об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений, о неразрывности и единстве человека и общества, о соотношении общественного и индивидуального сознания, а также на основные положения теории отражения;

значительным объемом использованных историко-педагогических источников;

применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике.

На защиту выносятся:

- основные этапы, тенденции развития духовного воспитания детей в на
следии выдающихся просветителей зарубежной и отечественной педагогики

ifi XVII-XX вв.;

идея приоритетности духовного потенциала детей в наследии педагогов-классиков XVII-XX вв.;

аналитическая модель системы духовного воспитания дошкольников, разработанная на основе историко-педагогического анализа.

Научная новизна заключается в следующем:

на основе общенаучного подхода уточнено содержание понятий «духов-
aN ность» и «духовное воспитание» применительно к дошкольному возрасту;

дана характеристика отдельных педагогических теорий и систем XVII-XX вв., содержащих идеи воспитания духовности;

установлена историческая преемственность и непрерывность в развитии прогрессивных гуманистических идей в теории и практике духовного воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что;

- выявлены закономерности и принципы организации духовного воспитания дошкольников в наследии классиков педагогики XVII-XX вв.;

-обосновано положение о благоприятных возрастных предпосылках для духовного воспитания дошкольников в наследии педагогов-классиков;

разработана и научно обоснована аналитическая модель системы духовного воспитания дошкольников в историко-педагогическом контексте;

определена перспективность использования исторического наследия классиков педагогики в современном дошкольном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно ин-
{% формационно дополняет соответствующие разделы учебников и учебных посо-

бий по истории дошкольной педагогики для высших учебных заведений; выявленный в исследовании ценный исторический опыт и разработанная модель духовного воспитания дошкольников имеет большое значение для практики

работы дошкольных учреждений в условиях гуманизации современной систе
мы общественного дошкольного образования; для студентов педагогических
учебных заведений разработана программа спецкурса «Теоретические основы
^ духовного воспитания дошкольников», основные положения диссертации мо-

гут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики и истории образования в педагогических вузах, средне специальных учебных заведениях и в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.

Этапы исследования:

- подготовительный этап (1996-1999 гг.) включал теоретический анализ
.^ проблемы, определение исходных позиций, конкретизацию цели и задач иссле
дования, уточнение объекта и предмета;

основной этап (1999-2002 гг.) предусматривал выявление проблемы развития прогрессивных идей духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли и на ее основе разработку аналитической модели системы духовного воспитания дошкольников;

итоговый этап(2002-2003 гг.) включал систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов, оформление диссертационного исследо-

. вания.

* л «

Апробация результатов исследования осуществлялась поэтапно на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и кафедры истории образования, этно-педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, всероссийских и международных конференциях: «Феномен человека: дух, душа, духовность» (Казань, 2000); «Гуманизм и духовность в образовании» (Н. Новгород, 2000); «Культурное пространство человечества и

Ш духовный мир педагога» (Москва, 2001.); «Пробуждение творческих возможно-

стей человека» (Москва, 2002); «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурной среде» (Чебоксары, 2002); «Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования»

I*

(Рязань, 2003); в рамках выступления на юбилейных Яковлевских чтениях на Межрегиональной выставке «Образование и карьера» (Чувашия, 2003).

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в процессе разработки и внедрения спецкурса «Теоретические основы духовного воспитания дошкольников» в учебный процесс факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Материалы исследования отражены в 17 опубликованных научных работах (16 статей и 1 учебно-методическое пособие).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Развитие феномена духовности как философской и психолого-педагогической категории

Воспитание - это историческое социально-педагогическое явление. Его социально-историческая сущность связана с обеспечением непрерывности функционирования жизни общества, её постоянным воспроизводством в условиях смены поколений и развитием культуры. В связи с этим воспитанию как одной из фундаментальных сфер жизни общества, определяемому во многом содержанием и характером всех остальных сфер жизни, и, в свою очередь, оказывающему на них своё заметное влияние, всегда уделялось серьёзное внимание.

Воспитание как педагогическое явление — это осуществляемый в различных социальных институтах целенаправленно организуемый процесс становления личности воспитанников, который является средством одновременной реализации интересов развития общества в целом и личности каждого его отдельного члена. Поскольку личность и целостна, и многогранна, процесс воспитания имеет системный характер. Наиболее удачным образом, отражающим его структуру, нам представляется сравнение воспитания с рекой, рождаемой слиянием отдельных потоков, одним из которых является воспитание духовное.

Решение проблемы, выдвинутой в данном исследовании, требует выявления сущности понятий «духовность», «духовное воспитание» и всех его компонентов с позиций гуманной педагогики, основным принципом которой является природосообразность воспитания.

В каждом «частичном» воспитании обеспечиваются условия для развития определённой стороны личности. Так, в умственном воспитании создаются педагогические условия для развития любознательности и способностей для удовлетворения познавательных интересов, в трудовом — трудолюбия и соответствующих умений и навыков для реализации потребности в труде и т.д. Следовательно, духовное воспитание должно обеспечивать развитие у воспитанников духовных потребностей и сил - духовности. Поэтому, прежде всего мы должны рассмотреть природу феномена «духовность человека», потому что этим определяется содержание системообразующих начал духовного воспитания, а именно - содержание его цели и задач.

Многие выдающиеся мыслители человечества, обсуждая сущность и значение педагогики как науки, видят в ней одну из граней прикладной философии. Это связано с тем, что именно господствующее мировоззрение эпох и государств, зависящее во многом от взглядов на природу человека и его духовность, определяло в них и основные цели, и характер воспитания и образования подрастающего поколения. Поэтому важно проследить историю развития философского толкования духовности человека, её природы.

Как правило, «духовность» связывают с истинной сущностью человека, с его первоначалом, в качестве которого выступают «дух» и «душа». Понятия "дух" и "душа" выступают как реалии внутреннего мира человека. Каждая из них имеет характерную специфику, поэтому духовность — это степень развития духа, а душевность - богатства, возможности души. Но иногда термин "дух" идентифицируют с понятием "душа". В этом случае определение «духовности» сливается с «душевностью».

В первобытных представлениях по источниковедческим данным дух мыслился как нечто невидимое, тонкое и воздушное, существующее в окружающем мире, владеющее им и обладающее способностью влиять на жизнь человека. Ощущение его сравнивалось с дыханием, дуновением [209]. Понятие о душе в этот период возникло на основании сновидений, обмороков, смерти. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело на время сна и ведущей в этот отрезок времени независимое существование в разных мирах. То есть понятие дух мыслилось как нечто внешнее по отношению к человеку, а душа, как его часть, обладающая основными духовными свойствами, такими, как невидимость, могущество и бессмертие.

Духовная сфера человеческого бытия постоянно привлекала внимание мыслителей. Формирование представлений о духе и душе проходило в контексте развития наук о природе человека, сознания и общества, оно сопровождалось столкновением идеалистических и материалистических (по определению марксистской философии) гипотез. Так определилась главная тема философской классики: соотношение духа и природы, души и тела, мышления и бытия.

Для античных материалистов, например, для Демокрита, утверждавшего единую атомарную природу всего сущего, дух являлся наиболее разумной частью души, разлитой по всему телу [239]. Этим объясняется тот факт, что понятия «духовность» и «душевность» у них не имели чёткого разведения. Следовательно, духовное - это что-то наиболее общее, присущее всему сущему во Вселенной, то, что объединяет. Этим утверждалось единство происхождения и родство всего живого на планете. В то же время, писали они, атомы имеют разную структуру, свойства и качества, вступают в разные сочетания, образуя тем самым разные сущности и явления. Природа человека, как сложной сущности, образована разными атомами, составляющими его видимую (материальную) и невидимую (душевную) части. Значит, душевное — это то, что составляет невидимую часть человека и отличается от физического тела. Душевность не имеет прямых, непосредственных проявлений, она выражается лишь в результатах человеческой активности.

Идеалист Сократ тоже говорил о душе как о части человека, но части, которая находится в Высшем мире — духовном и вечном. Душа руководствуется мотивами, соответствующими содержанию своего мира - идеями Истины, Справедливости, Красоты и Общего Блага, в то время как тело, живущее в физическом мире, потакает эгоистическим желаниям и страстям. Он чётко выделяет основные факторы, определяющие развитие духовности человека — его ценностные ориентации: желания тела или потребности души.

Психологические особенности духовного развития дошкольников

Известный афоризм гласит, что дети-дошкольники - это непознанная часть человечества. Януш Корчак сравнивал ребенка с пергаментом, сплошь покрытым иероглифами, из которых взрослый в состоянии прочесть лишь часть. Поэтому так сложна, отмечал он в книге «Как любить ребёнка», задача взрослого, ведь от него требуется умение и разгадать, и развить эту замысловатую тайну природы. Чрезвычайно поэтично и глубокомысленно он отзывается об этой загадке: «ребенок и беспредельность, ребенок и вечность, ребенок — пылинка в пространстве, ребенок - момент во времени...» [124, 42].

Внимание к детству, к его особой психологической структуре зародилось ещё на заре развития воспитания как педагогического явления, его истоки обнаруживаются уже в традициях народной педагогики. Свой весомый вклад в формирование идей дошкольного воспитания внесли и мыслители античности, и социалисты-утописты эпохи Возрождения. Преддверием возникновения самостоятельных наук о развитии и воспитании детей первого семи - шестилетия стали в XVII веке труды Я.А. Коменского о «материнской школе». Ощущение принадлежности ребенка к особому «миру в мире», к самобытной субкультуре прекрасно описано в многочисленных произведениях русских и зарубежных деятелей, посвященных своеобразию «детской души».

Однако подлинно научное осмысление его своеобразия началось лишь в XVIII веке. Общество нуждалось в таком понятии личности, которое могло бы объяснить развитие психической жизни, ее особенностей, источник всего в ней неповторимого, единственного. Поэтому, возникнув, эта область человекозна-ния бурно развивалась и в XIX веке была создана самостоятельная наука о детской душе - детская психология.

Великие педагоги прошлого указывали на большой потенциал ребенка, на чрезвычайную интенсивность и глубину, а, следовательно, и значимость новообразований пренатального и дошкольного периодов развития личности. Так Л.Н. Толстой, размышляя о таинствах человеческого развития, считал, что его величайшие возможности скрыты в детях: «От пятилетнего ребенка, писал он, до меня только один шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина» [265]

Какие из особенностей детей связаны с духовным становлением личности?

Можно ли говорить о воспитании духовности малыша первых лет жизни, который ещё так беспомощен и наивен, для которого весь мир, да и он сам для себя — неразгаданная тайна?

Большой материал для осмысления феномена детства с позиций духовного воспитания заложен в наследии педагогов-классиков XIX - начала XX веков. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают труды Ф.В. Фребеля, И.Г. Пес талоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, М.Монтессори, В.В. Зеньковского, К.Н. Вентцеля, Е.И. Тихеевой, Р. Штейнера, Я. Корчака и других, которые не сомневались в наличии у детей врождённого потенциала духовности и сензитивности дошкольного периода жизни для развития его начал. Их объединяли идеи и устремления общечеловеческого горизонта: вера в силы и возможности творческой самореализации каждого ребенка, чуткое отношение к интересам и потребностям детской натуры. Так, например, Е.И. Тихеева рассматривала детство как «длинный путь, ведущий человека - существо духовное, сознательное и разумное, к развитию всех заложенных в нем способностей, к проявлению таящейся в нем жизни во всей красоте и цельности» [100]. А Януш Корчак утверждал: «Детский возраст -долгие, важные годы в жизни человека» [123, 14].

Говоря о влиянии первого детства, В.В. Зеньковский доказывает, что «уже в раннем детстве может подготавливаться почва для трагического дуализма: в дальнейшем приходят такие мгновения, когда это раздвоение становится невыносимым, и тогда начинается период борьбы с самим собой» [92, 78].

Что же представляет собой внутренний мир ребенка? О каких из обозначенных нами качеств духовности идёт речь в трудах классиков дошкольной педагогики?

Преобладающей темой детства в произведениях педагогов-гуманистов является развитие начала духовных сил личности — разума и свободы, творчества и саморегуляции. Согласно взглядам В.В. Зеньковского развитие личности ребенка идет в трех направлениях: закрепление и углубление начал свободы, усиление творческого начала в ребенке; расширение и усложнение его связи с социальной средой и, вызванное этим, проявление исконного раздвоения добра и зла [216, 132]. Следовательно, внутренний мир малыша имеет многообразные связи и отношения с миром человеческой культуры, душа ребенка опосредовано вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни и имеет многие качества.

Начнём с качеств, наличие которых наиболее очевидно: непосредственность, искренность, простота, правдивость (честность).

Идея о чистоте, ясности и непорочности детства пронизывает все труды Януша Корчака. Он свято верил в то, что эти достоинства изначально присущи детям. Поэтому так естественно звучат его призывы любить, уважать и почитать ребенка: «Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное святое детство!» [123, 22].

Всякое дитя, отмечал В.В. Зеньковский в «Психологии детства», прекрасно в своей непосредственности и чистоте, в нём нет ничего искусственного, намеренного, никакой «позировки». Действительно, у дошкольников нет «двойного дна» или «второго плана». Малыш простодушен, потому что наивен и не подозревает, что можно скрыть, солгать. Он доверяет миру, открыт ему, поэтому правдив и искренен. «Есть что-то ангельское во всяком ребёнке, лучи высшей красоты исходят от детей, и это делает детство идеалом человека», утверждает В.В. Зеньковский [92, 82].

Содержание, факторы, средства, формы и методы духовного воспитания дошкольников в наследии педагогов-классиков

Для решения задач нашего исследования следует рассмотреть характеристику факторов и средств духовного воспитания дошкольников педагогами-классиками, а также форм, методов и приемов их реализации.

Формулируя сущность педагогического процесса, П.Ф. Каптерев выделил главный постулат: «Все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями» [106, 75]. По мнению П.Ф. Каптерева, раскрытие внутренних душевных сил человека может совершиться только при планомерном воздействии на них, при систематических упражнениях, объединенных, последовательных, исключающих воздействия отрывочные, разрозненные и случайные [106, 182]. А в главе «О высших началах педагогического процесса» он продолжает: «Для усовершенствования духовных сил должны быть выработаны средства и те намеки и заметки, которые имеются в настоящее время в педагогике по этому предмету, должны быть широко развиты и пополнены, чтобы образовать новую педагогику» [106, 77].

В духовном воспитании ребенка-дошкольника используются следующие факторы и средства: природа, народная педагогика, литература, искусство, игра, трудовая деятельность и религия.

Однако все эти средства дадут положительные результаты только при реализации одного важного педагогического условия - организации пространства любви, писали педагоги-классики. Создание той благоприятной среды, в которой раскрывается духовность ребенка, его индивидуальность. Только на основе любви и доброты наполняется подлинным смыслом и высокий интеллект, и большие физические возможности человека и его эстетические потребности.

Поэтому необходимо дать детям ощущение любви, исходящее извне и направленное на них, научить выражать свою любовь. Любовь к другому выступает как первейшая острейшая потребность человека, в любви, «как в фокусе, проявляется факт невозможности существования человека как изолированного «Я», то есть вне отношения к другим» [218, 32]. Именно на любви как на фундаменте строится очень многое в интимной жизни личности, считали классики.

Из-за того, что холодная атмосфера нашего времени часто не соответствует высокой настроенности детской души, источник высшей духовной жизни у многих детей засоряется, писал В.В. Зеньковский. Поэтому дети довольно рано утрачивают сердечную отзывчивость, сердечную одаренность детской души, не получая необходимого для нее питания. То есть внутреннее богатство ребенка постепенно растрачивается и ослабевает. Таким образом, самое трудное из педагогических условий - это создание атмосферы любви, в которой ребенок может свободно проявлять и развивать свои внутренние силы.

Любовь созидает атмосферу жизни, наполненную игрушками и играми, добрым общением и удовлетворением детской пытливости, созданием условий для физического, духовного и интеллектуально-эстетического развития ребенка. Любовь творит приятный быт, в который погружается юная личность, осваивая все премудрости этого хозяйствования, режима, чередования труда и отдыха. Поскольку только согретая любовью личность творит добро.

О деятельной любви педагога писали И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, М.Монтессори и др. Так, В.В. Зеньковский считал, что нельзя воспитывать злом, оно порождает в душе ребенка темные силы. Правильное моральное развитие предполагает «не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу», писал он в работе «Социальное воспитание, его задачи и пути» [92, 29]. При этом в «Курсе общей психологии» чутким он называет «человека, душа которого живо и тонко реагирует на все происходящее вокруг него...» [92, 68]. Из этого видно, что непременным условием успешной деятельности педагога является его любовь к детям, его искренность, сердечность, доброта, которые вызывают у детей ответные чувства.

К.Д. Ушинский, характеризуя личность педагога, выдвигал следующие требования к ней: педагог должен быть не только преподавателем предметов, но и воспитателем, должен быть образованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом. А главной чертой человека вообще (независимо от профессии) он считал любовь к людям.

Неудивительно, что К.Н. Вентцель считал: в качестве «постоянных учителей свободная школа будет приглашать только тех, кого дети полюбили, с которыми они пожелали находиться в постоянном духовном общении» [100, 31].Только такой педагог способен побуждать ребенка к смелому поиску, помогать ему самостоятельным творческим путем «доходить до раскрытия законов нравственности, открытия истины и воплощения красоты». Чтобы отношения между воспитателем и воспитанником строились в форме «свободного духовного общения», педагог становился «другом, братом ребенка, его старшим товарищем».

Таким образом, под сущностью любви многие педагоги-классики понимают единение взрослого с духовной жизнью ребенка, поэтому любовь — это всегда сопереживание, совместная деятельность, сострадание, содуховность. Но одновременно, любовь к ребенку должна быть для него свободой, расширением, простором, радостью и становлением. Истинная любовь несовместима с лишением свободы.

Свобода личности состоит в развертывании дарований через труд, творчество и духовное обогащение, которое может приумножаться двумя путями. Во-первых, через творение добра, когда личность совершает добрые поступки, тем самым формируя в себе такие ценности, как щедрость души, самоотречение, честность, сострадание и доброта. Второй путь связан с отрицанием в себе самом тех частиц зла, которые крайне опасны своей способностью расти, прогрессировать, укореняться в человеческой психике.

Опыт реализации идей духовного воспитания детей в современных дошкольных учреждениях

В 1990 гг. произошли изменения в официальной стратегии воспитания. Перед дошкольными учреждениями и школой была поставлена цель - содействовать духовному обновлению общества. Поэтому в последние годы внимание к проблеме духовного воспитания дошкольников в нашей стране устойчиво возрастает. К изучению отдельных аспектов этой проблемы обратились и исследователи, и педагогические коллективы отдельных ДОУ, в ряде городов созданы методические объединения, центры, которыми накоплен уже немалый опыт успешного решения ряда конкретных задач за счет создания технологий, в которых удачно реализуются элементы историко-педагогического наследия духовного воспитания. По теме диссертационного исследования нами было проведено анкетирование сотрудников образовательных учреждений нашей республики. Анкета включала в себя вопросы, раскрывающие мировоззренческую позицию педагогов, их понимание сути духовного воспитания в дошкольном детстве, предполагаемые формы работы с детьми в данном направлении, критическая оценка собственной готовности к подобной работе. В социологическом опросе приняли участие 747 респондентов из следующих 45 педагогических коллективов Чувашии: ДОУ №№ 3, 6, 7, 9, 11, 19, 27, 40,41,50,55,95, 117, 121, 128, 129, 137, 145, 148, 157, 158, 163, 164, 166, 180 г. Чебоксары; ДОУ №№ 11 и 12 г. Новочебоксарск, №№ 14, 15 и 19 г. Шумерля; №№ 1 и 2 г. Цивильск; «Ласточка» и «Солнышко» Ибресинского р-на; ДОУ №№ 1 и 2 пос. Урмары; «Ягодка» и «Пурнеске» пос. Кугеси; «Солнышко» села Моргауши; «Рябинка» села Кудеиха Порецкого р-на; «Белочка» Чеб-го р-на. Помимо педагогов дошкольных образовательных учреждений были опрошены сотрудники Центра социальной помощи семье и детям Ленинского р-на г. Чебоксары (отделение реабилитации детей и подростков), Чебоксарского детского дома и МСКОУ «Начальная школа-детский сад». Большая выборка числа респондентов обусловлена, на наш взгляд, необходимостью воссоздать целостную картину состояния духовного воспитания в Республике и тем, что все опрошенные нами педагоги работают с детьми дошкольного возраста. Для выявления мировоззрения и компетентности педагогов в вопросах духовного воспитания им была предложена разработанная нами анкета. Итак, нами установлено, что 93 % педагогов признают существование души в человеке; 3 % опрошенных предполагают такую вероятность, дав ответ «наверное, да». В частности, в одной анкете было написано: «Может быть, и нет, но хочется верить, что она есть». 3 % педагогов ответили, что они «не знают» и лишь 1 % респондентов отвергает мысль о существовании души в человеке. В частности, один педагог считает, что «есть тело, а душу выдумали люди». Таким образом, в настоящий период большинство педагогов утверждает многосложную природу человека. В понимании сущности духовного воспитания были получены следующие результаты: 41 % педагогов отождествляют духовное воспитание с нравственным, считая, что «это одно и то же», «сродни одно другому»; 17 % - приравнивают духовное воспитание к эстетическому, указывая, что «искусство отражает красоту и смысл жизни», «воспитание в соответствии с отечественной и мировой культурой», «через приобщение к прекрасному происходит привитие художественного вкуса и эстетических чувств»; 14 % - затрудняются дать определение; 11% - были близки к точному определению понятия духовное воспитание, подчеркивая необходимость воспитания «гармонии мыслей, чувств и поведения», «формирования культуры чувств, мышления и поведения», «воспитания деятельной любви к человечеству»; 10 % - понимают духовное воспитание как религиозное. В частности, основанное на «воспитании любви к Богу и к ближнему», «предполагающее знакомство с православием, приобщение к вере», «воспитание в согласии с библей- скими принципами», «основанное на пробуждении интереса к христианству», «посещение храмов детьми»; 7 % - указывают на его тесную связь с экологическим воспитанием, счи тая необходимым «воспитывать заботу о природе»; «умение увидеть и ценить красоту природы», «ничему живому не причинять зла», «беречь и любить бо гатства Земли», «учить жить в согласии с природой». Анализ полученных результатов показал, что 89 % педагогов понимают духовное воспитание как эстетическое, нравственное, религиозное или затрудняются дать ему обоснование. Среди предполагаемых форм работы по духовному воспитанию детей современные педагоги отдали приоритет следующим из них: 16 % - чтению книг, посещению театров, музеев, выходам на природу, использованию произведений классики; 9 % - созданию атмосферы доверия и любви; 29 % - использованию фольклора в работе с детьми; 18 % - подчеркнули значимость народной культуры (посиделки, народные игры и праздники и др.); 13 % - не знают, затрудняются ответить; 8 % - указали на православные традиции (христианские праздники, озна комление с Библией, посещение детьми церкви, воскресные школы и др.); 7 % - выделили труд и ремесло. Свою готовность к осуществлению задач духовного воспитания дошкольников педагоги оценили следующим образом: 56 % - считают себя вполне готовыми к данной работе; 22 % - ответили отрицательно, указав на недостаточность литературы по этому вопросу, отсутствие специальной подготовки, не владение методикой преподнесения подобной информации. Встречались и такие ответы: «Это требует более глубокого изучения теории проблемы», «Предстоит большая работа над собой», «В настоящее время это очень трудно, родителям часто все рав- но...», «Я еще не совершенна», «Этим разделом должен заниматься специалист», «Только после соответствующей подготовки» и др. 17 % - считают себя частично готовыми и отвечают следующим образом: «В некоторой степени», «Мало знаний, если была бы соответствующая литература», «Мне необходима постоянная работа над собой», «Если будет соответствующее методическое руководство» и др.; 5 % - затрудняются дать ответ. Таким образом, около половины из числа опрошенных педагогов считают себя пока не готовыми компетентно руководить процессом духовного воспитания детей, что доказывает актуальность и усиливает значимость выбранной нами темы исследования.

Похожие диссертации на Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII - XX вв.)