Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Фаткуллов Ильнур Рафкатович

Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы
<
Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фаткуллов Ильнур Рафкатович. Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Казань, 2006.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Историко-теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в педагогической литературе 14

1.1. Теоретико-методологические предпосылки решения проблемы нравственного воспитания учащихся 14

1.2. Воспитательные ценности Христианского и Исламского религиозного образования 43

1.3. Исследования ученых казанской педагогической школы по проблемам нравственного воспитания 55

Выводы по первой главе 95

ГЛАВА II. Передовой историко-педагогический опыт создания системы нравственного воспитания учащихся 98

2.1. Система нравственного воспитания учащихся в опыте учебно-воспитательной работы школ Татарстана 98

2.2. Система совместной работы школы и общественности по нравственному воспитанию молодежи в условиях Татарстана 122

2.3. Педагогические условия совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в современной школе на основе использования историко-педагогического опыта Татарстана 151

Выводы по второй главе 172

Заключение 175

Список литературы

Приложения 205

Введение к работе

Во второй половине XX века во всем мире возрос интерес к проблемам духовно-нравственного развития и становления личности: стало очевидным, что никакие социальные проблемы не могут быть решены без усиления внимания к нравственному воспитанию человека.

Современные ученые-гуманитарии стремятся понять причины часто возникающих деформаций в духовной сфере личности и общества, наметить пути их устранения. Имеет место позитивный переход от политических и классовых приоритетов в социальной и духовной жизни к выдвижению на первый план ценностей общечеловеческих и национальных, реабилитируется религиозная культура во всем богатстве ее проявлений, утверждается мировоззренческий плюрализм. Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ историко-педагогических исследований, делают возможным обращение к ранее предававшимся забвению пластам педагогической культуры, к числу которых принадлежит и философско-педагогическая мысль великих татарских просветителей.

Конечно, и сегодня в педагогической науке обнаруживается различное понимание сущности человеческой личности и процесса формирования его нравственных качеств. Остро ощущается потребность в критическом переосмыслении различных трактовок теоретических основ нравственного воспитания. Уже к началу 90-х годов многие отечественные философы и педагоги давали негативную оценку сложившейся в советской педагогике теории нравственного воспитания. Ими отмечалась слабая разработанность философско-этических проблем воспитания, критике подвергалась общая методологическая позиция, из которой исходили при анализе цели и сущности нравственного воспитания. Дискуссионным оставался вопрос о содержании нравственного воспитания. Наконец, не удовлетворяли ученых и сложившиеся в науке представления о средствах воспитывающего влияния на индивидуальную нравственность.

Анализ различных источников показал, что современные ученые разрабатывают сложные, многомерные проблемы сущности, смысла, содержания нравственного воспитания, осмысливают его цели, намечают основные задачи, анализируют возможности различных средств нравственного воспитания. Можно утверждать, что накопленный педагогической школой Татарстана исторический опыт по решению проблемы нравственного воспитания также вносит свой определенный вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики во второй половине XX века.

Современная педагогическая мысль стремится к синтезу всего ценного, что есть в отечественном педагогическом наследии, осуществляя поиск новых подходов к развитию проблем нравственного воспитания. Признавая продуктивность самой идеи синтеза, следует, однако, иметь в виду опасность рецидива некритического заимствования теоретических идей и подходов к данной проблеме. Поверхностио-цитатнический подход к изучению трудов классиков педагогики, который еще имеет место, часто не дает объективного историко-педагогического знания, не обнарулшвает в исследуемом материале действительно ценных данных, которые можно было бы разумно использовать.

Сейчас нравственное воспитание является органической, составной частью комплексного подхода к процессу воспитания подрастающего поколения. В общем воспитательном процессе оно занимает особое место, так как нравственные отношения, моральный аспект опосредуют все средства, формы и методы воспитания. Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом - она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного

воспитания сложились четыре основных традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Но в' то же время надо помнить, что нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным масштабом оценки человеческого поведения.

Современной педагогикой и школой накоплен большой опыт по формированию нравственного облика подрастающего поколения. Значительный опыт имеет и татарстанская педагогическая школа. Изучение этого опыта, ознакомление с творческими поисками решения проблем нравственного воспитания на различных этапах истории современной школы и педагогики позволяет не только выявить те стороны нравственного воспитания, которые требуют дальнейшего закрепления и развития, но также с большей полнотой и последовательностью решать современные проблемы теории и практики воспитания учащейся молодежи.

В современной педагогической и психологической литературе
исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных
исследованиях Н.И. Болдырева, А.И. Дулова, И.С. Каменоградского,
В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона,

З.Г. Нигматова, Л.Ю. Сироткина, Р.А. Валеевой и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются

пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд современных ученых освещает в своих трудах вопросы нравственного воспитания учащихся старшего школвного возраста в процессе внеклассной работы, вопросы педагогического руководства формированием нравственных отношений в коллективе школьников, формирования нравственного идеала, активной жизненной позиции, нравственной подготовки учащихся к труду и т.д. (Р.Р, Бандура, В.И. Баранок, Р.А. Валеева, В.М. Гайну лина, Г.Д. Глебова, И.Д. Демакова, Б.И.Ким, . З.Г. Нигматов Н.В.Селезнев, Л.Ю. Сироткин И.Я. Турков, Р.А. Фахрутдинова, А.Н. Хузиахметов и др.).

Имеются и историко-педагогические исследования, в которых показано становление и развитие принципов, содержании, форм и методов воспитания высоконравственной морали (В.А.Гаврилов, Я.И. Ханбиков, И.Ф.Харламов и др.), дан анализ первого опыта нравственного воспитания учащихся в 20-е годы в татарской советской школе (Р.Ш. Маликов, Ф.М. Султанов, Ш.Ш. Залялиев, А.Н. Хузиахметов и др.), условий и предпосылок, обеспечивших развитие нравственного воспитания в 30-е годы (И.Г. Ахметзянов, М.Ш. Ахметзянов, И.М. Юсупов и др.), ведущих тенденций развития теории и практики нравственного воспитания школьников, их влияния на педагогическую науку и практику внеклассной работы, проводимой школой и комсомольскими организациями (Ф.Г. Ялалов, Г.Ш. Гайнетдинов и др.).

На различных этапах развития отечественной школы разработка вопросов нравственного воспитания имеет свою специфику. Для педагогики демократического общества характерно признание необходимости перевода личности учащегося из объекта педагогического воздействия в активный самоорганизующийся субъект воспитания. Такая деятельность, усиленная общением, создает реальные поведенческие ситуации, способствующие усвоению нравственных норм.

Показательно в этом отношении, что рассмотрение проблем нравственного воспитания учащихся в работах татарстанских ученых J 990-2000 годов, которые условно можно сгруппировать по следующим направлениям:

нравственное воспитание в учебном процессе;

нравственное воспитание во внеучебной работе;

личность учителя как фактор нравственного воспитания;

участие общественности в нравственном воспитании детей.

Ученые-педагоги исследуют разнообразные аспекты, формы и методы учебно-воспитательной работы, а также вопросы деятельности классного руководителя, школьных органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию учащихся. Проблема взаимодействия классного руководителя с органами ученического самоуправления и общественностью в нравственном воспитании школьников рассматривается чаще всего односторонне: в плане только деятельности классного руководителя или его совместной деятельности с общественностью, или же только деятельности органов ученического самоуправления и отдельно общественности по нравственному воспитанию старшеклассников, без анализа педагогической сущности и содержания совместных видов работы всех названных субъектов процесса нравственного воспитания взятых вместе.

Таким образом, сегодня отчетливо проявляется противоречие между необходимостью повышения эффективности нравственного воспитания школьников, преодоления тенденций понижения в современной школе уровня их нравственной воспитанности и наличием богатого историко-педагогического опыта создания системы нравственного воспитания школьников, успешного формирования нравственных качеств личности. Вьшвленное противоречие позволило нам сформулировать проблему и тему данного исследования - педагогические условия, обеспечивающие

совершенствование процесса нравственного воспитания учащихся на основе использования историко-педагогического опыта педагогов Татарстана.

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении историко-педагогического материала по проблеме нравственного воспитания, в разработке на этой основе педагогических условий формирования нравственной воспитанности учащихся старших классов и необходимых для педагогов-практиков методических рекомендаций.

Объектом исследования является историко-педагогический опыт школы Татарстана по нравственному воспитанию учащихся старших классов.

Предмет исследования составляют процесс и результат развития теории и практики нравственного воспитания учащихся, педагогические условия его совершенствования на опыте школ Татарстана.

Гипотеза исследования: повышение уровня нравственной воспитанности современных школьников будет обеспечена, если на основе историко-педагогического опыта Татарстана организуется:

система нравственного воспитания учащихся, включающая воспитательную целенаправленность учебного процесса, уроков, внеучебных видов работы, учителя как фактора нравственного воспитания;

реализуется педагогически управляемый классными руководителями переход от нравственного просвещения старшеклассников к организации ученического самоуправления;

интеграция деятельности классных руководителей, шефской и родительской общественности по нравственному воспитанию старших школьников;

эффективное использование возможностей общественных форм воспитательной деятельности (шефская работа взрослых, деятельность советов общественности по месту жительства и родительской общественности школы);

- применение эффективной технологии формирования нравственных
качеств личности старшеклассников на основе обеспечения постоянного
мониторинга уровней их нравственной воспитанности.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

выявить теоретико-методологические предпосылки организации системы совместной деятельности классного руководителя, органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию школьников;

раскрыть содержание и особенности теории и практики передового педагогического опыта работы по нравственному воспитанию старшеклассников в условиях Татарстана;

разработать и апробировать модель процесса нравственного воспитания старшеклассников на основе учета татарстанского опыта совместной деятельности классного руководителя и общественности;

экспериментально изучить эффективность педагогических условий в совершенствовании нравственной воспитанности школьников.

Методологической основой исследования являются; идея
гуманизации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава,
Р.А. Валеева, Г.Г. Габдуллин, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов,
Я.ИХанбиков, А.Н.Хузиахметов и др.); теория нравственного воспитания и
самовоспитания (В.АБлюмкин, СБ. Елканов, А.В. Зосимовский,
А.Г. Ковалев, Л.И. Рувинский, Л.Ю. Сироткин, Б.А. Смирнов,

К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.); фундаментальные положения о сущности духовно-нравственной культуры личности, социальной обусловленности ее развития (В.И. Андреев, В.А. Багинин, Л.П. Буева, Р.Г.Гурова, Р.И. Зинурова, Л.П.Илларионова, Н.Б.Крылова, Е.З. Плотникова, А.И. Шемшурина и др.); теория нравственной самореализации личности (Н.А. Бердяев, Г.М. Гладышев, С.Г. Глухова и др.); теории формирования нравственной позиции учащихся (Н.М. Борытко,

О.А. Мацкайлова, С.С. Мирошниченко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Е.А. Тяглова и др.); теория нравственного воспитания учащихся в условиях межнационального общения (Р.Г. Абдулатипов, Л.А. Волович, В.П. Комаров, Г.В. Мухаметзянова и др.) и др.

Экспериментальной базой исследования являлись базовые школы Кайбицского, Сарманского, Ютазинского районов Республики Татарстан, средние школы г. Казани: № 9, 15, 49, 115, 144, 167.

В исследовании приняло участие 1573 ученика ІХ-ХІ классов.

Этапы и методы исследования.

I этап исследования (2001-2002 гг.). На основе анализа работ
современных, в том числе и татарских, ученых по вопросам нравственного
воспитания учащихся была выявлена необходимость обоснования сущности
сотрудничества классного руководителя с другими заинтересованными
инстанциями в нравственном воспитании учащихся. Теоретический анализ
исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической
литературе позволил определить содержание совместной деятельности
классного руководителя, органов ученического самоуправления и
общественности по нравственному воспитанию старшеклассников.

II этап исследования (2003-2004 гг.): изучение передового опыта школ
Татарстаїіа по нравственному воспитанию учащихся путем анализа
материалов педагогической прессы, архивных документов, практической
деятельности классных руководителей, органов ученического
самоуправления и общественности, что способствовало определению
наиболее эффективных средств и форм в их работе по формированию
морального облика старшеклассников.

III этап исследования (2005-2006 гг.): обобщение и апробация
результатов исследования, литературное оформление диссертации и
разработка рекомендаций по совершенствованию постановки нравственного
воспитания учащихся старших классов школ Республики Татарстан. Наряду с
обобщением полученных результатов осуществлялась пропаганда

передового опыта совместной деятельности классных руководителей, органов ученического самоуправления и общественности по формированию морального облика учащихся школ Татарстана.

Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение, обобщение и научный анализ передового педагогического опыта в области нравственного воспитания; педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы статистической обработки опытно-экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

- предложены основные направления системы деятельности классных руководителей, шефской и родительской общественности по нравственному просвещению, по организации общественно полезной деятелвности старших школьников, ученического самоуправления на основе педагогического опыта Татарстана;

-разработаны инструментарий выявления исходного уровня нравственной воспитанности старших школьников и процедуры введения в структуру содержания процесса нравственного воспитания школьников нравственно-просветительского материала, личностно ориентированных ситуаций нравственно-познавательного и имитационного характера.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе использования широкого историко-педагогического и эмпирического материала конкретизируются вопросы совместной деятелвности классных руководителей, органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию учащихся школ Татарстана, а также создания на этой основе наиболее совершенных форм, методов формирования морального облика старшеклассников.

Практическая значимость. Положительный опыт татарстанских школ по исследуемой проблеме (в 1990-2000 годы) может способствовать научной разработке вопросов нравственного воспитания, обусловленных конкретной социально-педагогической ситуацией.

Фактический материал и выводы исследования могут быть полезны при подготовке пособий по нравственному воспитанию, разработке спецкурсов, семинаров, лекций для студентов, на курсах повышения квалификации учителей и классных руководителей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Характеристика теоретико-методологических предпосылок Татарстанской системы совместной деятельности классного руководителя, органов ученического самоуправления и общественности в нравственном воспитании старшеклассников: культурно-исторических, психолого-педагогических, организационно-управленческих;

  2. Содержание и особенности передового педагогического опыта по нравственному воспитанию старшеклассников в условиях республики Татарстан;

  1. Педагогическая модель процесса нравственного воспитания старшеклассников с учетом Татарстанского опыта совместной деятельности школы, семьи и общественности;

  2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих последовательный переход от первичных форм нравственного воспитания к более эффективным и дифференцированным: по характеру педагогического управления; по характеру действий учащихся; по характеру взаимодействия; по результатам;

  • педагогически управляемый переход от нравственного просвещения к организации ученического самоуправления;

    внесение в процесс преподавания гуманитарных дисциплин элементов нравственного воспитания, естественных дисциплин - базовых

    элементов этической культуры взаимодействия социальной и природной среды и человека;

    личностно-ориеятированиый подход в нравственном воспитании; использование на учебных занятиях личностно-ориентированных ситуаций имитационно-игрового характера, способствующих активной нравственной самоидентификации учащихся и др.;

    мониторинг нравственной воспитанности старшеклассников и на его основе включение в содержание нравственного воспитания школьников наиболее эффективных методов и форм.

    Достоверность исследования определяется методологическими и теоретическими исходными позициями автора, опорой на труды великих философов, педагогов и психологов, директивные и нормативные документы, использованием комплекса методов исследования, адекватных задачам исследования, а также опорой на опыт педагогической деятельности соискателя в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя вуза.

    Апробация работы. По теме исследования были сделаны сообщения на заседаниях кафедры педагогики естественно-математических факультетов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета, Методические рекомендации обсуждались и были одобрены педагогическими советами средних школ № 9, 15, 49, 115, 144, 167 г. Казани и использованы в их работе. Опубликованы восемь статей с научно-практическими рекомендациями.

    Теоретико-методологические предпосылки решения проблемы нравственного воспитания учащихся

    По мнению современных ученых, в общей системе всестороннего развития личности нравственное воспитание взаимодействует со всеми входящими в нее компонентами. Любая деятельность, включающая в себя нравственную мотивацию, побуждающая нравственные отношения, становится значимым источником становления личности.

    Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции, своеобразным способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Материальные отношения отражаются в ней под углом зрения того, как они могут и должны реализоваться в непосредственной деятельности отдельных индивидов и групп. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни.

    Нравственное начало входит в любой компонент системы всестороннего развития личности (в умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание) через нравственные отношения, нравственные проявления поведения воспитанников: процесс нравственного воспитания осуществляется не только на основе определенных требований и с учетом его особенностей, но и главным образом на основе отношений, складывающихся в ученическом коллективе в процессе коллективной деятельности; [139. С. 43] личность ребенка может характеризоваться на каждом возрастном этапе лишь объективно занимаемым местом в системе человеческих отношений [117. С. 497].

    Нравственное воспитание имеет определенную логику, которая выражается в последовательном достижении оптимального развития личности школьника в соответствии с его возрастными возможностями и наличием у него внутренних активных сил "самодвижения".

    Достижение нравственного воспитания - практическое решение трех основных задач: 1) этическое образование; 2) воспитание нравственных чувств; 3) обретение нравственных умений.

    Этическая образованность способствует формированию нравственного склада мышления, которая является составной частью системного мышления человека.

    Одна из самых трудоемких, но существенных задач воспитания -обретение нравственных умений. Чем лучше отработаны нравственные навыки, тем активнее роль нравственных привычек в поведении личности. Благодаря умениям легко и естественно следовать нормам нравственности.

    Процесс нравственного воспитания организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, создает специальные ситуации общения для проявления нравственных отношений между участниками той или иной деятельности. В то же время этот процесс подвергается не только организованным, но и стихийным влиянием, что осложняет процесс нравственного воспитания и требует организации перевоспитания.

    Одним из механизмов нравственного формирования является самовоспитание. «Нет пределов нравственного самосовершенствования. В конечном счете, истинно нравственным человеком молено стать за счет собственных усилий» (И.С. Козловский - народный артист СССР). Самооценка, самообразование, самоконтроль, самоутверждение являются теми рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание -сознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места и роли в общественной жизни. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляется самоутверждение.

    Но было бы неверно нравственное самовоспитание сводить только к формированию нравственного самосознания. Важно - активное деятельное проявление нравственного самосознания.

    Когда же в воспитательный процесс удается включить самого воспитуемого, тогда при мотивации самовоспитания нравственное становление школьника происходит свободней, легче и с большим эффектом. Поэтому важной задачей нравственного воспитания является формирование у школьников системы потребностей, интересов, мотивов, выработки установок и позиций, направленности, сложной иерархии отношений [139. С. 51].

    Нравственное воспитание личности, таким образом, не одноактный, а длительный процесс, включающий в себя и внешнее влияние воспитателей и внутреннюю работу воспитанников над собой.

    Под термином «нравственность» мы понимаем систему миропонимания, содержащей оценку всего существующего с позиции добра и зла, отражающей представление людей о должном, включающие нормы, принципы, законы, которые регулируют отношения между людьми. И также идеалы в виде общих ориентиров или программы будущих действий.

    В различных сферах жизни у человека возможность проявить себя как свободная, творческая личность, совершающая поступки не вследствие принуждения или страха, а под руководством внутреннего долга, чувства ответственности и по совести.

    Степень нравственной свободы - отражение способности к осуществлению морального выбора, которое представляет собой органическое единство поставленной цели, избранных средств ее достижения, осознанного мотива и соответствующего поступка. Анализ моральных целей, средств, мотивов, последствий принятых решений, способствует раскрытию линий его поведения и, тем самым, дает представление о нем как о личности.

    Воспитательные ценности Христианского и Исламского религиозного образования

    Принцип деятельностного подхода к изучению личности нуждается в существенном дополнении: он "не схватывает" проблемы развития человека, поскольку источником творчества, да и вообще поведения являются не непосредственно потребности, а взаимодействие, "система" взаимодействующих систем.

    На фоне всего вышесказанного попытаемся сформулировать ряд социальных требований к современному образованию, обеспечивающих его одухотворенность и нравственную направленность.

    Первым и важнейшим требованием к современному образованию является отрао/сение в нем созидательной, действенной системы взаимодействия человека с природой, охватывающей все сферы материальной и духовной жизни нашего общества. Экологическую культуру необходимо рассматривать как осознание социально-нравственной обусловленности взаимоотношений людей между собой и природой. Процесс экологизации должен охватить все области науки, производства, искусства, морали, права и образования,

    Однако чем глубже и многосторонней человек познает и использует природу в своих целях, тем стремительней он теряет самого себя. Взаимодействие человека с природой в лучшем случае ограничивается целью - не навредить себе, человеку. Даже в воспитании бережного, гуманного отношения к природе достаточно отчетливо просматриваются черты идеологии господства, эгоистического прагматизма, укорененные в течение длительного времени. Упор делается, прежде всего, на то, что если мы не будем беречь природу, то погубим самих себя, т.е. речь идет не о природе как таковой, а природе как объекте потребления.

    Поскольку экологическая культура личности в современном мире является ведущим компонентом ее сущности, то рассматриваемое нами требование реализует системообразующие функции в воспитательном процессе.

    Вторым требованием, одухотворяющим образование, является необходимость в целостном педагогическом процессе, чтобы, используя возможности всех учебных предметов, обеспечить пробуждение, становление и формирование высгиих, духовных чувств и потребностей учащихся. На протяжении тысячелетий человек и человечество стремились к постижению и утверждению трех величайших ценностей: Истины, Добра и

    Красоты. Формировались высшие, социальные, свойственные только человеку и возвышающие его над всем животным миром духовные чувства и потребности: интеллектуальные (познавательные), нравственные, эстетические. В совокупности своей они и означали духовность, которая может быть понята как способность человека отличать ценности (ложь от Истины, зло от Добра, безобразное от Красоты) и избирать те, в соответствии с которыми следует определять свою жизнь, поведение и общение. Образование призвано превратить естественный неутолимый огонек детской любознательности в бушующее пламя познания. За желание постичь Истину, "конечный вывод мудрости земной", Фауст продал свою душу Мефистофелю (И.В.Гёте).

    Ценность Истины превыше всего, именно она в конце концов помогает обнаружить грань между различными ценностями, порой совсем неуловимую как в действительности, в искусстве, так и в человеческих отношениях (у каждого своя правда, а Истина одна).

    Рассматриваемое требование к образованию обязывает убедить, что в человеческих отношениях интеллектуальное, нравственное и эстетическое совпадают, сливаются воедино, рождая великую ценность. Этот момент совпадения и должен быть многократно прочувствован, осознан и усвоен всеми обучающими и учащимися как высший критерий одухотворенной образованности и ее сердцевины - нравственности.

    Третьим требованием, выполняющим одухотворяющую функцию в целостном образовательном процессе, является его эмоциональность. Педагогический процесс часто страдает сухостью: в нем много рациональности и мало эмоциональности. К сожалению, принцип эмоциональности как основополагающее требование к образовательному процессу ии в одном учебном пособии и учебнике по педагогике до сих пор так и не получил своего теоретико-методологического обоснования. Суть неискоренимого и живучего формализма заключается в том, что познавательная деятельность и духовно-нравственная, эмоциональная жизнь воспитанников идут как бы параллельно, не проникая друг в друга.

    Эмоциональность есть свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его чувств - переживаемых отношений. Выдающие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясишев. С.Л. Рубинштейн) первым и важнейшим объектом воспитания личности считали чувства. "Дети думают сердцем", - утверждал Я.Корчак. Но эта истина относится и к взрослым. "Чувства - верный страж совести", - образно заметил В.А. Сухомлинский. Большой знаток человеческих душ A.M. Горький все дурное в поведении людей объяснял "эмоциональной неграмотностью", а художник Б.М. Неменский - "эмоциональной невоспитанностью", ведущей к цинизму в человеческих отношениях.

    Одухотворенность образования, его интеллектуальный, нравственный и эстетический аспекты органически взаимосвязаны с эмоциональностью. Содержательные стороны эмоциональности имеют прямое отношение к стержневым особенностям личности: направленности, мотивационной сфере, ценностным ориентациям, мировоззрению. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. "Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Высший продукт развития эмоций человека -устойчивые, чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям" [10, с. 782].

    Технология воспитания моральных чувств и потребностей заключается в том, чтобы давать воспитуемым постоянную эмоциональную зарядку; иначе говоря, пробуждать, поддерживать и укреплять желание делать хорошее, доброе. В реализации требования эмоциональности можно выделить три момента: воспитание положительных чувств, регулирование чувств и борьба с отрицательными чувствами. Между чувствами и сознанием, между сердцем и умом есть и будут противоречия. А когда ум с сердцем не в ладу, то, как у грибоедовского героя, - "миллион терзаний".

    Система нравственного воспитания учащихся в опыте учебно-воспитательной работы школ Татарстана

    Деятелвноств по нравственному воспитанию учащихся в школах Республики Татарстан особенно активизироваласв в 1998 году под влиянием постановления Президиума Государственного совета Республики Татарстан от 26 октября 1998 г. № 1821 «Об обращении Президиума Государственного совета Республики Татарстан "Об усилении внимания к проблемам подрастающего поколения. К молодежи Республики Татарстан", где Президиум Государственного совета РТ призывает ученвгх, педагогов, журналистов, работников культуры, профессиональных союзов и др. - к внесенню посильного вклада в решении острых молодежных проблем; ветеранов войны и труда - к формированию у молодежи стойкости в любых испытаниях; представителей делового мира и предпринимательства - к поддержке обездоленных и детей сирот, одаренных детей и молодых талантов; юношей и девушек, молодежные и детские организации - к объединению с целью упорядочивания традиций межнационального и мира гражданского согласия. На повышение уровня воспитательной работы в школах Республики Татарстан оказало влияние постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 сентября 1999г № 608 «Об организации работы по нравственному военно-патриотическому воспитанию молодых граждан РТ и увековечение памяти жертв войны и репрессий», в котором подчеркивалось важность формирования у учащихся высокой сознательности и повышение эффективности проводимой работы по нравственному воспитанию молодых граждан РТ.

    Нами изучен опыт деятельности классных руководителей в татарстанских школах по переходу к различным формам сотрудничества с учащимися старших классов школ Республики Татарстана в части их нравственного воспитания.

    Мы полагаем, что при этом возможными направлениями в работе классных руководителей по нравственному воспитанию школьников являются: -организация классными руководителями нравственного просвещения учащихся через такие формы, как: этические беседы, доклады и лекции, диспуты, конференции; -организация классными руководителями общественно полезной деятельности учащихся.

    По этим направлениям осуществляется переход от педагогического управления процессом нравственного воспитания учащихся - к первичным формам ученического самоуправления [8].

    Педагогическими условиями для перехода к первичным формам ученического самоуправления является: по характеру педагогического управления: переход от прямого, жесткого управления - к прямому, с элементами косвенного; по характеру действий учащихся: переход от исполнительской - к частично самостоятельной деятельности с элементами творчества; по характеру взаимодействия классного руководителя и учащихся: переход от подчинения воздействия воспитателя - к творчеству по поводу вопросов нравственного воспитания; по результатам развития и саморазвития личностных и нравственных качеств: переход от формирования от отдельных нравственных качеств под воздействием нравственного просвещения - к развитию личности, способной в условиях общественно полезной работы к несложной творческой деятельности.

    В соответствии с перечисленными педагогическими условиями перехода от управляемого процесса воспитания учащихся в условиях их нравственного просвещения - к первичным формам их самоуправления попытаемся дать анализ опыта по каждому из названных выше направлений.

    Организация классными руководителями нравственного просвещения учащихся. В работе классных руководителей важное место занимает нравственное просвещение учащихся. Нравственное просвещение старшеклассников предполагает систематическое сообщение знаний о морали, разъяснение и обоснование этических норм и правил, анализ нравственных конфликтов, выработку принципов поведения в определенных ситуациях, способствует развитию и совершенствованию нравственных представлений и понятий, углублению содержания нравственных знаний учащихся.

    При этом нами учитывалось то обстоятельство, что нравственное самоопределение учащихся - это основное новообразование их возраста [170]. В то же время необходимо принять во внимание следующий психологический фактор: в ранней юности формируется не столько личностное самоопределение, сколько психологическая готовность к нему, которая предполагает образование у учащихся сознательно вьтработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, давать оценку и др,

    Уровень нравственного просвещения классными руководителями проверялось на классных часах, классных собраниях, тематических вечерах, читательских конференциях, собраниях и т.д. Изучение архивньтх материалов, материалов журнала "Мэгариф", литературных источников позволяет утверждать, что на первом месте из всех форм нравственного просвещения, которыми пользуются классные руководители, стоят этические беседы, представляющие собой вопросно-ответную форму изложения новых или углубление и закрепление старых знаний высоконравственной морали.

    Всего нами изучено около 80 материалов этических бесед. Задача этических бесед - помочь учащимся еще глубже усвоить нормы высоконравственного поведения. Классные руководители проводят индивидуальные, групповые и коллективные беседы.

    Система совместной работы школы и общественности по нравственному воспитанию молодежи в условиях Татарстана

    Изучение опыта деятельности общественности Татарстана по нравственному воспитанию учащихся свидетельствует о том, что ею проводится заметная работа по оказанию помощи школе в разъяснении учащимся требований морали, приучении их к выполнению норм нравственности, исправлении и искоренении отрицательных качеств отдельных учащихся, борьбе с аморальными и антиобщественными поступками некоторых школьников и их предупреждения.

    Нами была рассмотрена воспитательная деятельность общественности семи районов республики за 1990-2000 годы.

    Существует немало разнообразных форм воспитательной работы общественности. Из них выявлены и обоснованы те, которые нашли широкое распространение в практике школы и отражение в прессе, а именно: -шефская работа взрослых; -воспитательная деятельность советов общественности по месту жительства; -деятельность родительской общественности школы по нравственному воспитанию учащихся.

    Указанные формы решения современных задач нравственного воспитания учащихся представляют наиболее оптимальный набор для перевода процесса нравственного воспитания учащихся в рамки деятельности органов ученического самоуправления. Педагогические условия для осуществления такого перевода могут быть обусловлены следующим образом: по типу управления переход осуществляется в направлении: от прямого с элементами косвенного - до гибкого, с условиями выхода на сотворчество общественных субъектов с органами ученического самоуправления; по характеру действий учащихся: от частичного самоуправления с элементами творчества в рамках общественно-полезной деятельности - к свободной творческой самоуправляющей деятельности; по характеру взаимодействия общественных институтов с органами ученического самоуправления: переход от сотрудничества с элементами взаимодействия - к сотворчеству, партнерскому взаимодействию, интеграции; по результатам: переход от развития личности, способной к несложной творческой деятельности, - к развитию нравственной личности, способной к саморазвитию.

    Учитывая приведенные соображения по поводу возможности перевода процесса нравственного воспитания в условия ученического самоуправления, приведем результаты анализа опыта по каждому из упомянутых выше направлений.

    Шефская работа взрослых по формированию морального облика школьников. Изучая архивные и литературные источники, мы пришли к выводу, что воспитательная деятельность общественности осуществляется чаще всего в форме шефства, основанного на дружеских и деловых контактах взрослых и детей, что дает возможность внести в жизнь школьников элементы нового, нравственные отношения к труду, к людям, собственной личности и тем самым имеет огромное значение в формировании морального облика учащихся.

    Особое внимание привлекает весьма плодотворный опыт общественности г.Зеленодольска.

    "Ни один житель города, будь то рабочий или домохозяйка, учитель или врач, строитель или железнодорожник не должен стоять в стороне от великого дела воспитания человека современного общества... Мы считаем своим долгом активно включиться в работу по воспитанию подрастающего поколения и берем на себя почетную ответственную задачу сделать Зеленодольск городом нравственного воспитания детей", - с такими словами обратились к согражданам в апреле 1992 г. участники собрания хозяйственного актива города ("Зеленодольская правда" 1992).

    С тех пор слова "Обращения" успешно реализуются в труде жителей города по воспитанию подрастающего поколения. Здесь особенно хорошо организовано шефство отдельных предприятий над школами. Об этом свидетельствуют такие данные: более 150 лучших посланцев трудовых коллективов работают производственными наставниками, 119 цехов, участков, смен и бригад являются коллективными наставниками в младших классах; ведущие специалисты - наставники в старших классах.

    С тех пор как в младших классах работают коллективные наставники, а к старшеклассникам приходят старшие товарищи из числа инженерно-технических работников, внеклассная работа в школе стала насыщенней и разнообразней: работает множество кружков, проводятся познавательные экскурсии. Так, со своим старшим товарищем В.И.Старцевым ребята ходят пешком за 5 км в цеха завода «Свияга». В дороге и разговор по особому значителен, и мир видится с особой зоркостью. В этом одна из главных ролей наставников-производственников - они проводники ребят в большой мир, так как товарищество рабочих, притягивая ребят, учит общению в коллективе, уважению к труду, заражает желанием стать похожими.

    Эффективность работы по нравственному воспитанию во многом отделяется тесной взаимосвязью наставников и подшефных, их взаимовлиянием и взаимопомощью. Непременным условием этого взаимовлияния является и обязательная помощь шефам со стороны ребят. Школа вместе с советом по нравственному воспитанию "Свияга" очень заинтересованно работает над тем, чтобы теснее и плодотворнее сделать это взаимодействие. Ежегодно в сентябре составляется совместный план мероприятий педколлектива и базового предприятия,

    Учителя ездят на предприятие с лекциями на педагогические темы, ребята - с концертами, готовят приветствия на торжественный день, приглашают на сборы ветеранов. Вместе со "Свиягой" школьники шефствуют над СПХ "Мичуринский", участвуют в субботниках, ударной работе в дни трудовой славы, ходят в походы, на экскурсии, устраивают совместные молодежные собрания, вечера, утренники, КВН. Все это очень нужно и школьникам, и молодым рабочим.

    Было бы несправедливым не отметить, что шефы неизменно, из года в год оказывают подшефным большую и материальную поддержку, как минимум в размере 200 тыс.рублей. Они помогают в оснащении кабинетов учебно-нагляднымя пособиями, аппаратурой, помогают в ремонте, в благоустройстве учебного здания и двора. Завод построил школе тир и закрытый плавательный бассейн. Но в школе все-таки на первое место ставят поддержку моральную, воспитательную: бригада - классу, завод - школе. Каким образом шефствующие предприятия добиваются высокой отдачи в работе коллективных вожатых, наставников, можно продемонстрировать на примере завода имени Горького. Завод шефствует над средней школой № 3. Здесь дело поставлено так, что уже в условиях соревнования одним из важнейших пунктов называется шефская работа. При проведении итогов даже лучшая бригада лишается 50% премии, если шефской работы она не вела. Работа наставников постоянно контролируется, им разъясняется важность этого дела. В этом есть необходимость, потому что существует еще и у рабочих, и у учителей представление о шефах-производственниках как о людях, которые могут лишь помочь достать и привести стройматериалы.

    Похожие диссертации на Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы