Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Земляков Александр Егорович

Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики
<
Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Земляков Александр Егорович. Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2000 375 c. РГБ ОД, 71:00-13/233-1

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ

Глава І. СШШ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ О ЖИЖЕЮВ ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

§ I. Устное народное творчество о роли знаний и умений в жизни и деятельности. человека

§ 2. Трудовые традиции чувашского народа - основа подготовки детей и молодежи к полноценному участию в общественной и производственной деятельности 57 - 77

§ 3. Семейное воспитание как фактор соединения обучения с жизнью и трудом 78. - 98

Глава П. СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С ШЗНВЗ ТРУДШ в ДОЯКШЛЕВСКИЙ ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАДЕЙ 99-- 155

§ I. Связь воспитания с жизнью в Волжской Булгарии и до вхождения Чувашии в. состав Русского государства 99 - 115

§ 2. Состояние чувашского просвещения в ХУІ-ХУШ вв. 116 - Г36 § 3, Роль и место связи воспитания с жизнью в системе образования чувашского народа в первой половине XIX века 137 - 155

Глава III. ЩЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СВЯШ ВОСПИТАНИЯ С ШЗНВЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И.Я.ЯКШІЕВА 156 - 241

§ I. Симбирская чувашская школа как образцовое учебное заведение, осуществлявшее связь

воспитания учащихся с жизнью народа 156 - 175

§ 2. Осуществление связи обучения с производительным трудом в педагогической системе И.Я.Яковлева 176- 191

§ 3. Двуязычие как условие создания национальной школы и сближения народов Г92 - 241

ф Глава ІУ. ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ОБРАЗОВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ 242 - 299

§ I. Реализация принципа связи обуленияс производительным трудом в школах Чувашии

в послереволюционный период 242 - 2S2

§ 2. Особенности связи школы с жизнью в военные и послевоенные годы в Чувашии 263 - 282

§ 3. Последователи яковлевской идеи соединения обучения и воспитания с жизнью и трудом

народа 283-299

Глава У. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВЯЗИ ОБРАЗОВАНИЯ С ЖИЗНВО В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ 300 - 346

§ I. Связь воспитания с жизнью в гуманистическойэлитарной педагогике 300 .- 314

§ 2. Решение проблемы связи образования с жизнью в инновационных школах

Чувашской Республики 315 - 346

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 347

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 356 375 

Введение к работе

На современном этаже образовательная политика государства направлена на развитие гуманизации и демократизации, децентрализации и регионализации управления с учетом общечеловеческих и национальных особенностей. Основной целью воспитания и образования в современной России является формирование личности гражданина демократического общества, способного свободно распоряжаться своими сп@©$б-ностями, выбирать род деятельности,укреплять духовные и физические силы, совершенствовать самостоятельное мышление, овладевать богатствами культуры своего народа и всего человечества.

В наше время, в период кардинальных преобразований всех сфер политической, хозяйственной и культурной жизни страны, остро встает вопрос определения границ между историей и современностью, сохранения культурной, языковой и национальной самобытности, преемства в обучении и воспитании подрастающего поколения, укрепления идейно- нравственной связи образования с жизнью и трудом всего народа. Процесс обучения и воспитания должен стимулировать школьников полнее использовать полученные в школе знания и умения в решении практических жизненных задач, тщательно анализировать и уметь преобразовать окружающую дейетвйтельноеть,не повредив экологической основы природы, на этой оенове выработать собственные взгляды - таково требование педагогического принципа связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

Воспитание и школа в Чувашии формировались не ©дно столетие. На становление чувашской школы сказывались противоречивые тенденции социально-экономического, политико-идеологического, теоретического и организационного характера. В своем развитии содержание образования все больше обретало исторический опыт народного воспитания. Анализ исторически сложившего опыта чувашского народного воспитания и школьного образования позволяет последовательно проследить развитие национальных духовных ценностей, выявить особенности педагогической культуры самобытного чувашского народа. Обращение к региональным историко-недагогическим исследованиям с новых методологических позиций представляется чрезвычайно значимым и весьма аку-альншй для выявления преемственности в образований и для дальнейшего его развития и прогнозирования.

В представлении общей картины развития связи воспитания и образования с жизнью с древнейших времен до наших дней важное значение имеет историко-педагогический и историко-этнографический аспекты исследования авторов прошлого и современности» Анализ исследований историков и этнографов, философов и социологов, педагогов и психологов, экономистов и экологов в области народного образования и этн©педагогики показывает недостаточность изучения исторического опыта национальной школы и практики национального воспитания, а что касается исследований проблемы идейно-нравственной связи воспитания с жизнью народа в его историческом развитии, то таких работ почти не имеется. Так, например, в Чувашии многие проблемы и нарцщ-ные вопросы воспитания и обучения школьников решались без должного учета специфических особенностей социально-экономического и культурного развития коренного населения, что отрывало дело народного образования от жизни своего народа, страны и республики.

Соединение обучения и воспитания с жизнью происходит в педагогическом процессе при осуществлении принципа связи образования с практикой, с трудовой и общественной деятельностью людей. Как утверждают ученые-педагоги/179, 179-180, 387/, принципы в педагогике -это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведения педагогического процесса. Они носят характер самых общих ука заний, правая, норм, регулирующих процесс обучения и воспитания, то есть общие руководящие положения, требующие последовательности действий, не в значении "иоочереднооти" а в значении "постоянства" при различных условиях и обстоятельствах.

ВДшцин является как бы мостиком из теории в практику, а его реализация - воплощение теоретических основ Принцип связи обучения и воспитания с жизнью тесно связанно принципом ориентации на ценностные отношения, которые означают постоянство. профессионального внимания педагога на происходящие действия, эмоцишальные реакции, слова, интонации ученика на социально-культурные ценности: человека, природу, общество, труд, познание и ценностные основы жизни, достойной человека - добру, истине, красоте.

В Законе российской Федерации об образовании подчеркивается, что образование направлено на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для ©сознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ/Статья 9, пункт 2/. Наща сиетема образе® вания стрдаДя таким образом, чтобы педагогический процесс отвечал требованиям социального заказа, чтобы шсола была идейно-нравственно связана с жизнью и производительным трудом. Особое значение придается соединению обучения и воспитания с жизнью народа в президентской программе "Новая школа". Не случайно этой проблеме серьезное внимание уделяют ученые в своих диссертационных иселедова-ниях на соискание ученой степени доктора педагогических наук /Ю.І.Ветров, А.С.Іїрутченков, М.В.Ретивых, Т.Т.Савинов, А.Г.Щекол-дин/, ей яосвящен ряд кандидатских диссертаций /А.А.Амирян, А. Г. Барабанов, А.А.Гобронидзе, Г Н.Григорьев, А.И.Иванов, Х.А.Климов, Н.П.Майорова, Н.П.Семыкин, С.М.Тагирова/, которые представлены в списке иеиользованной литературы. Над этой проблемой упорно рабо Ц тают многие педагоги-практики, руководители предприятий и хозяйств, учреждений образования и культуры.

В наше время возрастает роль экономического и экологического фактора в воспитании, в жизни всего общества. Большой интерес в этом отношений вызывает многовековой опыт народного воспитания и обучения чувашских детей и молодежи, в частности, соединение обуче ния и воспитания с жизнью и трудом своего народа. Дія решения этой проблемы, особенно педагогических и дидактико-методических асиектов, важным является изучение и освоение коллективного опыта на родного воспитания, заложенного в устном поэтическом творчестве и традициях чувашского народного воспитания и обучения молодежи в труде, быту, празднествах и в повседневной обыденной,жизни, іяализ педагогического творчества народа, деятельности учебных заведений, педагогических идей и опыта работы народных просветителей, ученых, практических учителей и воспитателей с древнейших времен до наших дней дает основную картину решения этой проблемы в различные периоды истории чувашского народа.

Несмотря на то, что проблема связи школы о жизнью и трудового, воспитания учащихся является предметом широкого изучения и глубоко го исследования в деятельности отдельных педагогов или учебно-воспитательных учреждений, почти неизученной стороной остается исследование данной проблемы в историческом развитии образования, вопросы идейно-нравственной связи воспитания с жизнью в истории отдельных народов, в частности, в истории просвещения чувашей.

Современное образование в целом, национальная система образования в частности, "обретают особое фундаментальное значение в разви тии мировых цивилизаций, регионов, локальных территориальных образований"/259, 3/, которые охватывают наибольшие этнонациональные грушш. Оцнако педагогический процесе еще не отвечает в полной мере требованиям времени, многие учебные планы и программы оторваны от жизни и практики строительства демократического общества. В этой связи весьма полезен опыт прошлых поколений, для предупреждения ошибок, а также анализ известного опыта необходим для преемственности культур, для глубокого осознания своих корней и истоков. Немало идей из прошлого вполне созвучно нашему времени, и те недостатки, которые были свойственны школьному образованию прошедших времен, не изжиты и в наши дни: бюрократическое руководство, перегруженность школьных программ и оторванность их от практики, отсутствие подлинной заботы о развитии родного языка и культурного наследия своего народа, недостаточное уважение к личности ребенка и отсутствие необходимого стремления к развитию его способностей и творческих сил, нехватка подлинной заботы о здоровье школьников и развитии физической культуры, тенденция обрусения национальных групп и пренебрежение родным языком. Восстанавливая утраченные или забытые педагогические идеи и опыт прошлого, мы не только обогащаемся знаниями, но и приобретаем возможность черпать конструктивные идеи и драгоценный опыт настоящего и даже будущего.

Философы, социологи, политологи, историки, психологи и педагоги в основном единодушны в утверждении истины: та или иная нация, тот или иной народ могут сохранить себя, не допустить деградации этноса только при функционировании собственной системы воспитания и образования, основанной на ценностях, идеалах и традициях своего народа. Мы вполне согласны с тезисом "Школа не может не быть национальной", выдвинутым учеными НИИ национальных проблем образования Российской Федерации и раскрытым в докторской диссертации О.Б»Узден©вой/274, 4-5/.

Очень высокая ставка на традиционную культуру воспитания, на - 7 педагогическую концепцию в современном мире естественна и законо мерна,- отмечает Г.Н.Волков.- Национальная традиция воспитания прак тически является главным условием и возрождения любых национальных традиций, и национального возрождения в целом. Это основа основ. Исторический опыт способствует выявлению содержания образования и воспитания, определению основных направлений, средств и методов об новления общества, поэтому этот опыт развития школы, воспитания, педагогической мысли может и должен стать основным базисом совре менной модели образования, педагогических концепций. Модель школы . \ должна быть создана с учетом региональных особенностей, с ©порой на историческую память народов, на проверенный веками опыт народного воспитания и обучения. Если национальная школа включит все богатство знаний всего человечества с опорой на этнонедагогику, обеспечит тесную связь образования с жизнью народа, включит учащихся в жизнедеятельность, цйвилизованногезобщества, Зудет давать возможность развиваться духовно и #изичееки, то она будет способна удовлетворить жизненные потребности своего народа и всего человечества -это значит выполнит социальный заказ общества. 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в наеоящее время педагогика стермится отойти от "бездетного" варианта, вернуть ее к важнейшим духовным мировым ценностям, приблизить образование к личности ребенка, его природе, особенностям, к жизненным потребностям. Важнам принципом, на основе которого можно осуществить этот переход, является принцип связи воспитания с жизнью. Наша тема актуальна исследованием проблемы идейно-нравственной связи образования с жизнью одновременно в историческом, педагогическом и методическом,аспектах и мало изучена в наше время, а в истории чувашского народа специально не рассматривалась вовсе.

В пониманий терминов "принцип", "проблема" мы.придерживаемся определений, данных определяем педагогический термин "принцип связи воспитания е ЖИЗНЬЮ" как основное исходное положение классической философии и современной гноеиологии, согласно которому точка зрения жизни, практики - первая и основная точка зрения познания, эффективность и качество обучения и воспитания проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика -критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов образования, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профессиональная ориентация школьников, тем успешнее идет адаптация к условиям современного производства и жизни/й.П.Подласый/. в отличие от общепринятых мнений о связи школы с жизнью, мы рассматриваем проблему идейно-нрав ств енной связи воспитания с жизнью. Идейная связь - осуществление системы мер по формированию духовных потребностей гармонически развитой личности в процессе обучения и воспитания. Идейная.убежденность дает ориентиры и стимулы для творческой, созидательной работы, служит руководством к практическому действию. Нравственная связь - понятие морали, в котором выражаются требования общества, народа к учащимся жо формированию нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития личности. Нравственная связь воспитания с жизнью должна содействовать формированию активной жизненной позиции личности, формировать высокие моральные качества, обеспечить единство воспитания и социальной практики.

Идейно-нравственная связь - это интегральный подход к формированию личности, ее целостности, предусматривает осуществление в педагогическом процессе в школе, семье и обществе формирования идейно-нравственного облика школьника в разных видах деятельности, целенаправленно организуемой педагогическим коллективом и самим школьником. Важно заметить, что понятие "идейно-нравственное воспитание" - это не только формирование общечеловеческих добродетелей /честность, доброта, чуткость и др./, но и синтезирование наиболее существенных закономерных качеств личности: гуманизм, патриотизм, социальная активность, коллективизм, трудолюбие, интернационализм. Формирование общественно значимых качеств школьников, повышение их гражданской сознательности теса© связано с экономичен скими и социальными факторами. Поэтому возрастание роли идейно-нравственного воспитания самым непосредственным образом связано с организационной и хозяйственной деятельностью общества. Осуществление идейно-нравственной связи воспитания с жизнью своего народа в конечном результате должно повысить эффективность педагогического процесса и помочь решению экономических, социальных и воспитательных задач общества.

Значительный вклад в укреплении связи обучения и воспитания с жизнью чувашского народа в первой половине XIX века внес Спиридон Шхайлович Михайлов /I82I-I86I/, который впервые заговорил в печати о необходимости использования родного языка в обучении чувашских детей, об учете национальной культуры в образовании молодежи/149/. Во второй половине XIX века и в первой четверти XX века решением проблемы связи образования с жизнью вплотную занимался крупнейший деятель народного просвещения Поволжья и Урала, великий чувашский педагог-просветитель Иван Яковлевич Яковлев /I848-I93Q/, основатель Симбирской чувашской учительской школы-семинарии, создатель новой чувашской письменности и первых учебных книг на чувашском языке. /323-332/. Нами специально исследована проблема связи ©бучения и восжитания с жизнью в педагогическом наследии И.Я.Яковлева и исжоль-зования его опыта в современной школе:

1. Творческое использование педагогического наследия И.Я.Яковлева в современной школе,- Чебоксары: ЧГПЙ, 1986.-4,5 п.л.

2. Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и современная школа. -Чебоксары: ЧШ, 1994.- 10,5 и.л.

3. Иван Яковлевич Яковлев и современность,- Чебоксары: ЧГПИ, 1997.- 15,7 п.л.

Ученики чувашского просветителя творчески продолжали его благородное дело, в первые годы советской власти, особенно в 20-х годах, соединение обучения с производительным трудом и трудовое воспитание школьников было одной из главнейших задач школы и политики правительства. Создание школ крестьянской мшодежи/ШВД/, фабрично-заводского ученичества/ФЗУ/, фабрично-заводской еемилетки/ФЗС/ значительно укрепило связь образования молодежи с трудом и жизнью страны. Однако с середины 30-х годов в силу известной политики пратии и правительства школа ©пять отдалилась от жизни, так как

было ликвидировано обучение труду, закрыты мастерские. Все же в© многих школах Чувашии продолжались традиций И.Я.Яковлева по соединению обучения и воспитания учащихся с производительным трудом и жизнью своего народа.

В годы Великой Отечественной войны школьники активно подключались к производительному труду по оказанию помощи фронтовикам и школа постепенно укрепляла связь с жизнью народа и страны. В послевоенные годы начиналась новая кампания соединения обучения с производительным трудом, создавались первые ученические производственные бригады, школьные лесничества, лагеря труда и отдыха и другие тру - II довые объединения школьников, принимались специальные законодательные акты. С принятием в 1958 году закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" закреплялись начинания учителей и трудовых коллективов в развитии системы трудовой подготовки школьников. Однак© уже в 1966 году отменили производственное ©бучение, принятый весьма перспективный закон стал забываться, вышел "из моды", заменили другими новыми "починами". Так, например, в 60-е годы развернулась борьба за подъем школы на новый "качественный уровень", переход национальных школ на русский язык обучения с пятого класса, который значительно снизил роль родного языка в школе, нанес большой урон гармоническому развитию учащихся и стал отрывать национальную школу от насущных проблем своего народа.

Реформа школы 80-х годов также ©ставила некоторый след в укреплении связи образования с жизнью и производством, улучшилась взаимосвязь школы с базовыми предприятиями и хозяйствами, повысилась эффективность трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Однако, несмотря на актуальность, перспективность и значимость реформы 1984 года вскоре она остановилась,"забуксовала" по причине неподготовленности, декларативности и за слабые контакты с производством.

В наши дни в условиях коренного преобразования жизни всего общества на демократических началах появились инновационные школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-комплексы, учебно-научно-воспитательные комплексы и др. Но недостаточное финансирование со стороны государства в этот переходный период заставляет коллективы образовательно-воспитательных учреждений искать пути выживания, пути укрепления связи образования с жизнью и производительным трудом народа, пути дальнейшего развития школы на базе творческого использования опыта Симбирской чувашской учительской школы, педагогического наследия И.Я.Яковлева и его последователей ц& привлечению учащихся к производительному труду и использованию их труда для развития школы и повышению эффективности педагогического процесса.

В Чувашской Республике, ведется поиск новых направлений в развитии образования. Так,например,президентская программа "Новая школа" и правительственная программа "Сельская школа Чувашии", опирающиеся на богатый опыт И.Я.Яковлева и лучших коллективов школ республики и Российской Федерации, направлены на дальнейшее укрепление связи народного образования с жизнью своей республики. Над проблемой образования работают многие ученые-педагоги и лучшие учителя. Труды -чувашских педагогов Г.А.Анисимова, И.О.Афанасьева, Г.Н.Волкова, В.Г.Егорова, Н.М.Охотвдйсова, Т.Н. Петров ой, М.Я.Оироткина, Ю.П.Сокольникова, А.И.Яковлева, И.Я.Яковлева и др. были и являются значительным вкладом не только в отечЩшвенную, но. и в общечеловеческую культуру. Они обогатили педагогику обобщением лучшего опыта, чувашской системы образования и воспитания, народной педагогики, анализом просветительной деятельности выдающихся педагогов и деятелей культуры чувашского народа и разработкой оригинальной методики преподавания русского языка и родной речи в двуязычной школе.

В настоящей работе на ооответсвующем историко-педагогическом материале проблема идейно-нравственной связи воспитания с жизнью трактуется, во-первых, как взаимосвязь школы с жизнью и трудом народа; во-вторых, как связь обучения и воспитания школьников с идейно-нравственными, национально-историческими традициями в подготовке подрастающих поколений к жизни и труду посредством повседневного участия в созидательной деятельности народа, республики и страны; в -третьих ;-к г/ощшн§ваелобУч - ІЗ трудом, предполагающее профориентациояную работу со школьниками в процессе их участия в производительном труде по его различным видам; в-четвертых.как включение в подготовку учащихся нерусских национальностей к жизни на основе овладения двуязычием и многоязычием, чтобы им было комфортно жить и трудиться в любом уголке нашей страны и даже мира. 

В настоящее время школы Чувашии переживают период обновления на базе достижений прошлого. Народы республики хотят учить своих детей на родном и русском языках, готовить их к жизни и труду, приобщать к национальным традициям и обычаям, воспитывать в духе национальной и общечеловеческой морали, давать сообразно с требованиями:нашего времени полноценное, конкурентоспособное образование, тесно связанное с жизнью своего края и страны. Нами исследованы архивные мате-иралы и опыт деятельности школ республики и соседних областей % республик, где имеются чувашские школы.

Анализ историко-педагогической, этнографической, периодической литературы и архивных материалов показал, что, несмотря на наличие исследований, посвященных отдельным аспектам истории народного просвещения в Чувашии, просветителям и педагогам чувашского народа, неизученными остаются важные вопросы идейно-нравственной связи воспитания с жизнью в истории чувашского народа, да и в истории других народов такие исследования, по нашим сведениям, еще не проводились. Это дает нам основание утверждать, что назрела необходимость теоретического и практического осмысления проблемы идейно-нравственной связи воспитания с жизнью в историческом плане. Острая необходимость изучения этого опыта развития и функционирования системы образования чувашского народа обусловлена тем, что эта сторона не была предметом специального исследования, а жизнь треоует поиска новых путей и средств для дальнейшего развития образования и вое - 14 питания подрастающих поколений,между тем связь воспитания с жизнью в этнопедагогике чувашей,да и во всей системе обучения и воспитания от И.Я.Яковлева до наших дней является сильнейшей стороной чувашского просвещения, так как для чувашского населения характерны прогрессивные трудовые традиции и обычаи, добросовестное отношение ко всякому делу, высокий престиж труда в народной педагогике, в педагогическом сознании народа: взаимопомощь, коллективизм в жизни и труде, сознательность, организованность, исполнительность, приучение детей с ранних лет к серьезному труду, традиционные трудовые праздники,наставления к труду и нравственным нормагл в жизни через устное народное творчество и др. Актуальность проблемы и потребность педагогической науки и практики образования в использовании накопленного исторического опыта для демократизации и гуманизации педагогического процесса в-чувашской школе обусловили выбор темы нашего исследования: "Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики".

Цель исследования: на основе изучения и анализа материалов по истории теории и практики воспитания чувашских детей и молодежи,образования их в школе в контексте отечественного и мирового истори-ко-педагогического процесса выявить специфику и основные тенденции развития,содержание и перспективность принципа связи воспитания с жизнью в формировании личности учащихся в современных условиях.

Объект исследования - педагогическая мысль и образование чувашского народа как социокультурный институт общества с древнейших времен до 1999 года, связь воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики.

Предметом исследования является историко-педагогический процесс развития воспитания и практическая реализация принципа связи образования с жизнью и трудом в истории чувашского просвещения.

Гипотетические положения:

а/ целостное, системное обобщение опыта реализации принципа связи обучения и воспитания с жизнью в истории чувашского народа окажет эффективное влияние на решение современных проблем связи школы с практикой строительства демократического общества в стране и повысит результативность педагогического процесса;

б/ выявление сложных путей и противоречивых исторических тенденций развития, изменений содержания принципа связи воспитания с жизнью позволит учитывать его роль в прогнозировании образовательно-воспитательных систем;

в/ творческое использование педагогического опыта чувашского народа и его просветителей в укреплении связи образования с жизнью в историко-педагогическем процессе в качестве базового при конструировании современных воспитательных систем, направленных на гармоническое развитие личности, упорядочит систему воспитательных воздействий и повысит результативность обучения и воспитания в целом.

Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих исследовательских задач:

1. Проанализировать теоретико-методологические предпосылки связи воспитания с жизнью как основного принципа формирования гармонически развитой личности и показать их актуальное значение в современных условиях.

2. Выявить тенденций реализации принципа связи образования с жизнью в чувашской школе и педагогике и пути совершенствования трудовой подготовки учащихся.

, 3. Показать специфику приобщения к труду и жизни подрастающего поколения в чувашской народной педагогике.

4. Ретроспективно проследить становление и развитие подготовки учащихся к жизни в истории чувашской школы и установить его этапы.

5. Раскрыть особенности решения проблемы идейно-нравственной связи воспитания с жизнью на всех этапах развития школы и педагогики.

6. Доказать историческую преемственность идейно-нравственной связи воспитания с ЖИЗНЬЮ В истории чувашской школы и. педагогики.

7. Установить перспективные направления и условия дальнейшего развития чувашской школы на путях дальнейшего укрепления связи образования е жизнью и трудом народа и страны.

Методологической основой исследования явились современные концепции целостного мирового педагогического процесса, философский и идеологический плюрализм, приоритет общечеловеческих ценностей. Мы руководствовались такими методологическими положениями, как принцип йстїмзма в конкретно-историческом изучении педагогических явлений в§ всем многообразии их связей и зависимостей; учет социокультурных факторов,"образовательной среды"; гуманистическая направленность развития педагогической мысли, практики образования и.воспитания, принцип связи теории с практикой и объективность в подборе и оценке исследуемых фактон и явлений; взаимосвязь логического и исторического, исторического и современного, объективного.и субъективного, направленность образования и воспитания на формирование личности в национально-специфическими характеристиками, учитывающими этнопсихологические особенности.

К исследованию рассматриваемой проблемы мы применяли комплекс методов, включающий: теоретический анализ философской, психолог%-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, исторической литературы чувашских, отечественных и зарубежных авторов; изучение и анализ нормативных доку - I? ментов регионального и федерального уровня, учебных планов и программ; социологические методы /тестирование, обобщение независимых характеристик/; математическая обработка результатов эксперимента; ретроспективный анализ собственной профессиональной деятельности; обобщение опыта лучших коллективов учебно-воспитательных учреждений; анализ и систематизация архивных материалов; обобщение личного опыта преподавательской и научно-исследовательской работы в качестве учителя, заместителя директора, директора сельской и городской школы в течение 16 лет, преподавателя, старшего преподавателя, доцента кафедры педагогики и кафедры истории образования, этноиеда-гогики и Яковлев сведения Чувашского недуниверситета имени й.Я.Яков-лева в течение 19 лет.

Иы опирались на теоретические и научно-методические труды классиков педагогики Я.А.Коменского, А.Дистервега, А.С.Макаренко, I.Н.Толстого, К.Ц.УШЙНСКОГО, й.Я.Яковлева, зарубежных и отечественных педагогов Ш.А.Амонашвили, Н.О.Афансьева, К.Ш.Ахиярова, Ю.К.Ба-банекого, С.Я.Батышева, Ю.В.Васильева, Г.Н.Волкова, Б.О.Гертунеко-го, Н.К.Гончарова, Д.Дьш, І.В.Занкова, В.И.Загвязинского, В.А.Ка-раковского, Н.Г.Краснова, Б.Т.Лихачева, 3.А.Мальковой, К.Насыри, Р.Оуэна, П.Й.Пидкасистого, З.И.Равкина, В.А.Сухомлинского, Я.И.Хан-бикова, Н.Е.Щурковой, А.Ж.Яковлева и др.

В процессе исследования в свете его предмета автором изучены и проанализированы следующие специальные источники:

1. Материалы по истории, этнографии, народному творчеству, крае ведению; педагогическая, общественно-политическая и документально художественная литература, учебные планы, программы, школьные учеб нику учебнфметодические пособия.

2, Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки, фонд 361.

- 18 3. Научный архив Чувашского государственного института гумани W тарных наук,. отдел П.

4. Центральный государственный архив Чувашской Республики, фонды I, 14, 123, 191, 207, 221, 501, 515.

5. ЦГА Республики Татарстан, фонды 2, 92, 93, Г 60, 968.

6. НГА Ульяновской области, фонды 39, 99, 128, 835, 865, 932.

7. Текущий архив ЧТЕТ имени И.Я.Яковлева.

8. Архив музея И.Я.Яковлева Чувашского недунивероитета.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

0: Первый этап /1959-1969 гг./, когда наряду с историко-яеорети ческим анализом состояния проблемы, изучением литературы, автор, работавший учителем, заместителем директора в школах Татарии, собирал и обобщал фг&ический материал о состоянии связи школы с жизнью в условиях Поволжья. Первичные наблюдения, их анализ и обобщение позволили определить первоначальные исходные позиции будущего исследования, его проблему, цель, предмет, задачи ж методы.

Второй этап /I970980 гг./ был посвящен опытно экспериментальной работе. Она проводилась в кошки-Новотимбаевской средней школе имени И.Я.Яковлева Тетюшского района, Республики Татарстан, в сред них школах Ш 14, 31 г.Чебоксары, в которых автор работал директо ром и учителем, в ходе исследования был изучен и обобщен и по специальной программе внедрен в практику указанных школ передовой педагогический опыт лучших учителей и педагогическое наследие й.Я.Яковлева и его учеников по укреплению связи обучения с производительным трудом в условиях сельской и городской школы. Определились характерные черты этого опыта: - творческий подход учителей, воспитателей и учащихся к работе

У) в ученических производственных бригадах, в лагерях труда и отдыха, в строительных отрядах и других объединениях школьников по трудо % вощу обучению и воспитанию; 

- стимулирование педагогами у школьников отрешения овладевать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения работ на разных производственных участках;

- изучение и практическое осуществление под руководством учителей и восиитатейей научных основ ведения сельскохозяйственных, строительных, производственных и других работ;

- постоянное общение и действенные контакты учащихся в производительном труде с© специалистами производства, аграрной промышленности и строительства;

- поиск наиболее эффективных форм укрепления связи образования с жизнью тружеников села и города.

Одновременно целенаправленно проводилось изучение мнений учителей, руководителей школ, хозяйств, предприятий, учреждений и стрт-тельных организаций о возможных путях творческого применения трудовых традиций чувашского народа, идей и опыта педагогов прошлого для укрепления единства школы и жизни. На завершающей стадии этого этапа исследователь включил в сферу своих наблюдений и другие школы Татарстана, Ульяновской области и Чувашии. Широко использовались также ретроспективный послеоперационный анализ личной организаторской деятельности автора, программные наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, аналитическая обработка изученных опытно-экспериментальных материалов.

На третьем этапе /І98І-Ї997 гг./ апробировалась концепция исследования в учебно-воспитательном процессе в чувашском государственном педагогическом институте имени И.Я.Яковлева и ряде вузов, педучилищ, школ, гимназий Чувашской Республики, пропагандировались нами в докладах на международных, общероссийских, региональных, республиканских, городских и районных научно- практических конференци - 20 ях,"педагогических чтениях", семинарах, курсах и собраниях учителей, ученых-педагогов, родителей и студентов. Основные выводы и положения, научно-методические указания и рекомендации этих выступлений, лекций и докладов получили положительную оценку, они опубликованы в сборниках научных трудов, методических рекомендациях, учебных пособиях и монографии "Иван Яковлевич Яковлев и современность". Продолжительность работы обусловлена сложностью, недостаточной изученностью и многоплановостью проблемы, разрабатываемой в историке-теоретическом и научно-методическом аспектах.

На четвертом этапе /I998-I999 гг./ осуществлялось литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные факторы становления системы чувашского просвещения в плане соединения обучения и воспитания с жизнью и трудом народа. Каждая эпоха и культура, педагогические традиции чувашей, деятель ность народных просветителей высвечивают ту или иную сторону прин ципа связи воспитания с жизнью, наполняет его новым содержанием и ус&явает его значимость. Решающую роль в укреплении этой связи иг рает чувашская народная педагогика, а в становлении очагов просве щения, развития педагогической мысли, создании системы образования в Чувашском крае сыграла просветительская деятельность великого чувашского педагога И.Я.Яковлева, который обогатил содержание рас сматриваемого принципа идеями народности, демократизма и гуманизма.

2. Образовательная политика царизма в отношении нерусских на родов была противоречивой, характеризовалась унификацией школ, от крытием народных училищ без учета местных национальных условий, од нако чувашские просветители стремились преодолевать негативные сто роны этой политики и содействовали созданию полезного для народа просвещения.

3. Причинами некоторого отчуждения этого принципа от теории и практики воспитания в советский период явились: идеологизация педагогики, уничтожение исконно сложившихся традиций,верований, отношений, мировоззренческие перекосы во взглядах на духовную культуру человека, кампанейщина в проведении тех или иных мероприятий Это привело к утрате идеалов,антагонизму поколений,усилению тенденций к бездуховности в педагогике, потере некоторых духовных корней народа 4. Разработанная учеными педагогами, учителями и руководителями школ, хозяйств, предприятий система укрепления связи образования с жизнью и производительным трудом; выявление и обоснование традиций идейно-нравственной связи воспитания с жизнью в истории чувашского народного воспитания.

5. Определение сотрудничества школы и семьи, учителей и родителей, школы и производства в укреплении связи воспитания с жизнью.

6. Обоснование целостного использования прогрессивных традиций,

, обрядов и обычаев культурно-исторического наследия чувашского народа в обучении и воспитании школьников.

7. Реализация принципа соединения общения и воспитания с жизнью в современных условиях и перспективы его развития в будущем. Пер спективность принципа заключается в том, что.идейно-нравственная связь воспитания о жизнью, вбирающая в своем содержании гармоничное, сочетание духовных и физических сил, природных, психических, соци альных, национально-культурологических сущностных начал в человеке позволит конструировать новые поликультурные системы воспитания, повысит эффективность учебно-воспитательного процесса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- в числе первых в отечественной историко-педагогической науке целостно изучен генезис педагогической теории и практики -проблема

идейно - 22 ш нравственной связи воспитания с жизнью в истории чувашского народа в контексте мирового историко-педагогического процесса;

- проанализирован процесе становления и непрерывной эйолюции образования и воспитания чувашской молодежи в плане изучаемой проблемы;

- показано, что коренные изменения в педагогической культуре чувашского народа произошли в конце XIX и начале XX веков в результате просветительной - деятельности И.Я.Яковлева;

- охарактеризован педагогический процесс в национальной школе, выявлены особенности ее функционирования на каждом этапе исторического развития, показаны достижения и нерешенные проблемы школы и педагогического процесса в ней в плане исследуемой проблемы;

- подчеркнуто, что положительный опыт, накопленный чувашской школой и педагогикой, необходимо развивать и приумножать;

- обоснованы гуманистические идеи обучения и воспитания, выдвинутые просветителями и деятелями народного образования, проанализированы их педагогические воззрения в исследуемом аспекте;

- дано теоретическое обоснование важнейших социально-педагогических условий, позволяющих повысить эффективность реализации принципа свяіи воспитания с жизнью как основы совершенствования личности и гармоничного воспитания воспитания человека;

- введены в научный оборот новые малоизвестные материалы;

- выявленные демократические тенденции развития чувашской образовательной системы могут быть творчески использованы в развитии педагогической культуры и системы образования народов России;

- выводы и обобщение о специфике формирования идейно-нравственных связей воспитания с жизнью на всех исторических этапах развития чувашского народа способствуют углублению и совершенствованию теоретических основ создания национальной модели образования в много - 23 национально российском обществе - модели, позволяющей формированию личности, способной эффективно функционировать в общероссийской и мировой среде.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволяют:

а/ обогатить раздел курса "Философия и история образования" новыми выводами, теоретическими положениями и фактическим материалом;

б/ углублять и расширять фонд идей и фактов, связанных к чувашским просвещением, дополнять новыми материалами историю педагогической мысли народов России;

в/ дать преподавателям педвузов, педколледжей и педучилищ методические рекомендации о становлении и тенденциях концепции связи воспитания с жизнью при чтении ими лекций, спецкурсов и проведении практических занятий по педагогике, философии и истории образования;

г/ дать учителям, воспитателям, работникам культуры, руководителям учебно-воспитательных учреждений, предприятий и хозяйств рекомендации по творческому использованию педагогических достижений в укреплении взаимосвязи школы и жизни в современных условиях;

д/ результаты исследования можно применять в повышении квалификации учителей и. воспитателей в институте образования, они способствуют обогащению содержания всего педагогического образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена целостным подходом к исследованию проблемы, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, реализацией его комплексной методики, разнообразием использованных источников и адекватностью методов исследования его цели и задачам, апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов, анализом различных позиций, использованием результатов исследования в трудах других авторов, Щ применением обширного архивного материала и обобщением передового педагогического опыта лучших коллективов школ, учителей и воспитателей. Апробация и внедрение результатов работы. Основа апробации - книги, учебные пособия, методические реко мендации, указания, программы, разработки для преподавателей и сту дентов педвузов, учителей, воспитателей, классных руководителей, старшеклассников, научно-популярные издания и статьи для широкого ,Ш\ круга читателей общим объемом около 60 печатных листов. Монография . "Иван Яковлевич Яковлев ж современность", учебное пособие и про грамма спецкурса по философии и истории образования "Творческое использование педагогического наследия И.Я.Яковлева в современной школе , ч.І и П, "Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и современная школа", методические пособия в соавторстве "Педагогическая практика студентов", "Народная педагогика в подготовке студентов педвузов", учебное пособие W . а г, б: Г сИ а" для учащихся педагогических классов и студентов педучилищ получили положительную оценку педаго гической общественности, результаты исследования обсуждались и по лучили одобрение на международных, всероссийских, региональных, го родских, районных, институтских научно-практических конференциях по психолого-педагогическим проблемам /Москва, Архангельск, Казань, Киров, Курск, Луганск, Нижний Новгород, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Канаш, Вурнары, Красноармейское, Красные Четаи, Яльчики/, проводившихся в І970-Г999 гг., а также на совещаниях, семинарах преподавателей педагогики и психологии ЧГПУ, ЧІУ, на курсах в Чувашском РИО и ЧШІЇЇ. Материалы исследования широко используются студентами ЧГПУ, ЧІУ, Канашского педколледжа, учащимися педагогических классов Чувашской Республики, учителями, воспитателями, руководи - 25 телями учреждений образования и хозяйств, аспирантами и докторан Ъ тами. Полученные в ходе исследования результаты внедрялись нами в учебно-воспитательный процесс ЧГШ им. й.Я.Яковлева, Канашского иедколлежжа, школ Чувашской Республики, Татарстана и Ульяновской области. На историко-филологическом и факультете чувашской филологии автор ведет специальный курс "Педагогическое наследие И.Я.Яковлева и его использование в современной школе", руководит курсовыми и дипломными работами студентов по педагогическим проблемам, рецензирует авторефераты и диссертации но педагогическим темам. 

Основные положения, внесенные нами в опубликованных работах:

Формирование личности ребенка происходит путем присвоения им общечеловеческого опыта в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности и условий норм социально-этнических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в целом. Эти нормы четко зафиксированы в народных традициях, нравственных наставлениях, проповедях религиозной культуры и выступают в виде лучших черт, качеств личности, нравственных эталонов, принятых в обществе. В традициях чувашского народа фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы. Традиции выступают как коллективная память и являются составным элементом этнических отношений, этнического сознания, к такой памяти относятся духовные и материальные ценности народа, устные и письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство.

Ошт народной педагогики, обычаи, традиции, национальные особенности до недавнего времени мало учитывались в педагогической теории и практике. Оцнако еще великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал о том, что воспитание, если оно хочет быть сильным, / должно быть народным, должно быть пронизано народностью./283, Г62./»

Си справедливо указал, что у каждого народа своя система воспитания, опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех./283, IS3/.

Актуальность исследования исторического опыта отдельных народов усиливается проблемами, возникающими в наше время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, необходимостью познания истории своего и других народов. В современных условиях развития общества, когда углубляется социально-культурный кризис, обостряются противоречия между возросшим национальным самосознанием и существующей практикой воспитания и образования подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях. Это сказывается на слабой разработанности возрождения традиционной культуры, взаимосвязанной с мировой, этноиедагогической культурой, забвении наследия прошлого и богатейшего опыта народной педагогики.

Поиск путей ликвидации данного несоответствия и составляет важнейшую задачу, разработка которой обеспечить более эффективное воспитательное воздействие на школьников в работе учителей, воспитателей, родителей и всего общества в целостном педагогическом ярой цесое.

Как известно, этнопедагогйка предполагает исследование культуры народных масс, выработанной историческим опытом человечества и бытующей в народе до нашего времени в совокупности педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, трудовых традициях, детских играх и игрушках, этнопедагогйка иззгчает педагогику, традиционную культуру воспитания, этническую общность. Основным объектом этн©педагогики является народная педагогика как материал для изучения. Между научной и народной педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. Отсюда следует, что "этнояедагогизацйя образования и воспитания все более становится одной из самых животрепещущих проблем еовременностии./43, 14/.

Основная проблема заключается в том, чтобы выявить и реализовать в теории и практике колоссальные возможности этн©педагогики, традиционной культуры народа в системе становления и развития, а также образования личности, яти обстоятельства требуют, что в решении задач национальной школы необходимо увеличивать роль тради-циоянойкультуры своего народа и а этнопедагогики. Следует реализовать принцип - от восвдаятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры./21. 478/.

Ведущей идеей этнопедагогики является достижение гармонии при-родно-бйологического, социального и духовного в развитии человека. Диалектическое становление идей народной педагогики было ориентировано на отношение к миру не по модели господства и подчинения, а направленное на нравственную ответственность перед собой и миром, у большинства народов образ жизни и законы природы и культуры нации четко взаимодействуют, т.е. народное воспитание четко и тесно соединено с природой, жизнью. Природосообразность воспитания в народной педагогике характеризуется глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, интересов.

Особенно ценны идеи и опыт народа по экономическому и экологическому воспитанию человека, в основном таких качеств, как бережливость, старательность, заботливость о природе. Природа и культура народа чутко взаимодействуют. Экологическое воспитание было издревле сутью народной педагогики. Главнейшей задачей этнопедагогики является раскрытие механизма воздействия народеой педагогики на формирование личности подрастающего человека. Для решения данной задачи следует - выявить особенности национальной культуры народа;

- проанализировать и обосновать педагогические условия эффективного использования источников, методов и средств педагогики народа, традиционной чувашской культуры воспитания в процессе развития, образования и социализации личности;

- выявить пути и формы творческого использования прогрессивных идей культуры чувашского народа в современном педагогическом процессе;

- разработать на основе имеющего опыта рекомендаций и предложения для реализации в педагогической практике формы социального контроля, охраны детства, внедрения здорового образа жизни, используя традиции чувашского народного воспитания;

- раскрыть этнпедагогические основы жизненного самоопределения молодежи.

Следует найти формы творческого использования национальных традиций, снимающие национальный эгоцентризм, которые стали бы условием вхождения в общечеловеческую цивилизованную культуру и принятия ее ценностей при сохранении самобытной чувашской культуры. Выделены основные принципы этнопедагогики. Это, во-первых, глубокая индивидуализация обучения и воспитания; во-вторых, развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника и, в-третьих, формирование "Я - концепции" растущей личности.

Современная школа должна передавать молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущими поколениями всего человечества. В решении этой важнейшей задачи огромную пользу может принести педагогическим коллективам учебных заведений богатейшее педагогическое наследие чувашского народа, и его прославленных просветителей, педагогов, деятелей культуры Н.Бичурина, С.Михайлова, И.Яковлева, К.Иванова, П.Афанасьева, П.Хузангая, М.Сироткина, В.Егорова, Я.Ухсая и др.

В ийторий развития культуры и просвещения народов Поволжья и Урала во второй половине XIX и в первой четверти XX веков имя Ива-но Яковлевича Яковлева занимает достойное место наряду с такими кл%сиками педагогики, как К.Ц.Ушинский и Л.Н.Толстой. Будучи горячим приверженцем принципа народности воспитания К.Д.Ушин-ского и Л.Н.Толстого, И.Я.Яковлев в то же время нашел и собственный аспект этого принципа - в реализации его в учебно-воспитательной деятельности Симбирской чувашской учительской школы и национальных учебных заведений.

Мощной силой в педагогической системе чувашского просветителя является реализация в школьном деле подлинной идейно-нравственной связи обучения и воспитания с жизнью своего народа. В опубликованных работах по использованию творческого наследия великого педагога нами выделены следующие положения:

1. Формирование системы реализации принципа связи образования с жизнью в истории чувашского просвещения, определение методики творческого применения идей и опыта прошлого в современном педагогическом процессе, раскрытие ряда особенностей, содержания и форм, методов и приемов деятельности педагогов и учебных заведений по повышению эффективности ©бучения и воспитания учащихся на основе грамотного использования педагогической мысли чувашского народа и его просветителей.

2. Постановка и решение проблемы реализации взаимосвязи обучения и воспитания с жизнью и дальнейшее укрепление этой связи в условиях современной и будущей школы.

3. Выявление единства и диалектических противоположностей принципа связи образования с жизнью и учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

4. Определение путей и форм совместной воспитательной работы школы с семьей на основе творческого подхода к чувашским семейным

W традициям, к богатствам устного народного творчества и научной пе дагогики в формировании личности современного человека в тесной связи с жизнью и деятельностью родного народа и всего человечества. 5. Внесение ряда методических .указаний и рекомендаций по улучшению содержания, форм и методов ©бщепедагогичеекой подготовки будущих учителей по курсу педагогических дисциплин, спецкурсов и спецсешнарсі. -Под нашим руководством студенты углубленно изучают опыт Симбирской чувашской учительской школы, ее руководителя и на 0s родной педагогики с целью творческого его использования в практической педагогической деятельности.

Наше исследование позволяет развивать, конкретизировать принцип связи обучения и воспитания с жизнью, опираясь на исторический опыт чувашского народа и его просветителей, определить дальнейшие пути реализации этого принципа в условиях национальной школы. Мы подчеркиваем, что движущей силой развития образования является не только деятельность учителей, воспитателей и учащихся, но и их взаимодействия, взаимосвязь, непосредственное влияние среды, окружающей действительности и жизнедеятельности всего человеческого

общества.

Раскрывая взаимосвязь образования с жизнью, нельзя забывать и внутренние закономерности развивающегося человека. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей необходимо рассматривать вместе с проблемой внутреннего фактора, учета закономерностей развития ребенка. Если взять первобытное общество, то в нем процесс обучения был неотделим от самой жизни людей. Наши далекие предки тогда даже не ставили специальной задачи обучения и воспитания детей и подростков. Передача знаний, умений и навыков, а также их

усвоение детьми и подростками осуществлялись непосредственно в

- ЗІ совместной деятельности и общении со старшими. Дети и подростки, помогая взрослым, подражая их действиям и манерам, в процессе самой жизни и деятельности овладевали умениями и навыками и обогащались знаниями о природе и жизни общества. 

По мере развития общества знания накапливались все больше и больше, их необходимо было перерабатывать с учетом возрастных особенностей подрастающих поколений. Возникла необходимость в специальном организованном образовании. Так возникли первые прообразы школы - "Дома молодежи", это был ©грданый успех человечества в накоплении и передаче подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных человечеством, но уже в самом факте школьного обучения и воспитания было положено начало постепенного отделения обучения и воспитания от жизни. На наш взгляд, связь образования с жизнью не должна привести к растворению обучения и воспитания в жизни, к ликвидации специально организованного образования, а должна усиливать взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние школы и жизни.

Жизнь общества непосредственно влияет на образование. В процессе обучения знания, накопленные человечеством, переходят в образование подрастающих поколений. Результатом обучения и воспитания является применение полученных знаний и умений на практике, в жизни самих учащихся и общества. Трудясь в обществе, выпускники школ дальше обогащают и развивают знания и опыт всего человечества. Эти знания и опыт снова возвращаются в систему образования, в школу. Так осуществляется круговорот в жизни человеческого общества: общество - образование - общество. В этом диалектическом спиралеобразном развитии общее переходит в единичное, единичное - в общее сознание и т.д.

Таким образом, нам следует осветить основные факторы становдения чувашского просвещения с древнейших времен до современности, связанных с проблемой соединения образования с жизнью и трудом народа; педагогические идеи и опыт крупнейших чувашских просветителей и педагогов но изучаемой теме; разработанную учеными и учителями-практиками систему совершенствования педагогического процесса на основе соединения ©бучения с производительным трудом и систему подготовки учительских и научно-педагогических кадров, тесно связанную со школьным образованием и воспитанием; опыт развития двуязычия и многоязычия в чувашских школах и педагогические взгляды и опыт ученых, писателей, деятелей государства и общества, которые актуальны для дальнейшего укрепления идейно-нравственной связи воспитания с жизнью, для дальнейшего развития будущей школы на основе президентской программы "Новая школа", правительственной программы "Сельская школа Чувашии" с опорой на чувашскую народную педагогику и творческое наследие И.Я.Яковлева. 

Похожие диссертации на Принцип связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики